10:6 );  «все это происходило с ними прообразовательно 39 (???????; 1Кор. 10:11 ) а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Св. апостол предлагает нравственные поучения на примере древних событий для современных ему читателей: «чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» и т. д. ( 1Кор. 10:6–10 ). Данный метод активно использовался в святоотеческих произведениях, поэтому типологически толкуемые тексты Ветхого Завета также можно назвать мессианскими в новозаветной перспективе. Кроме целого ряда типологий, введенных новозаветными авторами 40 , усвоенных и развитых у святых отцов 41 , церковные писатели рассматривали немало новых параллелей. Например, манну — как прообраз христианской Евхаристической трапезы 42 , распростертые руки Моисея, даровавшие евреям победу в битве против амаликитян — как прообраз крестного распятия Христова, принесшего победу над диаволом 43 , и многое другое. Типологический подход мог использоваться в святоотеческой литературе совместно с методом, известным под названием ?????? (по-русски «феория» или «теоретический метод»). ?????? позволяет усмотреть дополнительный богословский смысл в библейском тексте путем анализа особенностей его изложения (стиля, композиции и т. д.). Из новозаветных авторов данный метод использует св. ап. Павел в Послании к Евреям, когда придает литературным особенностям повествования книги Бытия о Мелхиседекебольшее внимание, нежели историческому контексту: Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ), — пишет он, указывая на то, что священный автор книги Бытия опустил сведения о происхождении салимского царя. Однако апостол не подвергает при этом сомнению то, что исторически Мелхиседек имел конкретную дату рождения и настоящих родителей. В данном случае у св. ап. Павла ?????? выступает как вспомогательный метод для построения типологии Мелхиседека как прообраза Господа Иисуса Христа. В отличие от типологии, ?????? могла быть применена не только к Писанию Ветхого, но и Нового Завета 44 ; в таком случае она является своеобразным расширением первой и отталкивается уже от событий новозаветной истории, которые служат для иллюстрации богословских идей, становятся символами церковной жизни и аскетической практики.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

10 . Но так как, по их словам, они считают Бога справедливым, а мы – вместе и благим и справедливым, то посмотрим, каким образом благой и праведный мог ожесточить сердце фараона? Итак, смотри, не можем ли мы одним примером, которым воспользовался апостол Павел в послании к евреям, показать, каким образом Бог одним и тем же действием одного милует, а другого ожесточает, причем Бог не задается целью ожесточить, но ожесточает ожесточенного, как говорят, самым Своим добрым намерением, за которым следует (однако) ожесточение вследствие присущего самим (людям) зла? «Земля, – говорит он, – пившая многократно сходящий на нее дождь и производящая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. А производящая тернии и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр. 6.7–8 ). Значит, действие дождя – одно; но при одном действии дождя возделанная земля приносит плоды, а запущенная и невозделанная приносит тернии. Пожалуй, показалось бы резким, если бы Дающий дождь сказал: «Я произвел и плоды и тернии на земле». Но хотя это и резко, однако истинно: потому что если бы не было дождя, то не родились бы ни плоды, ни тернии, при благовременном же и умеренном выпадении дождя родилось то и другие. Итак, земля, часто пьющая сходящий на нее дождь и тем не менее производящая тернии и волчцы негодная земля и близка к проклятию. Ведь благословение дождя низошло и на худшую землю; но не возделанная и не обработанная почва произрастила терния и волчцы. Подобным образом и чудеса, совершаемые Богом, суть как бы дождь; различные же расположения – это как бы земля возделанная и не возделанная, которая, как земля, имеет все жеодну природу. 11 . Подобным же образом, если бы солнце, возвысивши голос, сказало: «Я расплавляю и иссушаю», то хотя расплавление и высушивание противоположны, однако солнце не сказало бы лжи в этом случае, потому что от одной и той же теплоты воск растапливается, а грязь высыхает. Точно так же одно и то же действие, которое совершалось (Богом) через Моисея, у фараона обнаруживало ожесточение вследствие его злобы, а у египтян, присоединившихся к евреям и вышедших вместе с ними, (обнаруживало) покорность.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

23 ст. А до пришествия веры мы заключены были под стражей закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Т. е. пока не пришел Христос, мы были под стражей закона, т. е. он нас оберегал, охранял, не давал нам окончательно слиться с язычниками и тем оберегал нас для веры во Христа, и пока вера во Христа не явилась для нас средством и условием для спасения, и пока мы не вступили по вере во Христа в основанную Им на земле церковь , до того времени мы находились под стражей, опекой закона. 24 ст. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой. Таким образом закон был по отношению к нам, евреям, детоводителем или славянское выражение: пестуном во Христа. Пестун это в древнем мире раб, приставленный господином к своему сыну до известного возраста с тем, чтобы он присматривал за мальчиком и путем прощений, ограничений и даже угроз вел бы его и воспитывал сообразно данной ему господином инструкции. Роль пестуна кончалась, как только мальчик достигал известного возраста. Закон по отношению к евреям был тот же пестун. Он оберегал, охранял, путем прещений и угроз заставлял идти еврея именно тем, а не другим путем и, не давая ему уклоняться от известного пути ни направо, ни налево, тем самым вел их к вере во Христа, иначе – подготовлял их, воспитывал их к вере во Христа. 25 ст. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя. Подготовивши евреев к вере во Христа, закон стал излишним с пришествием Христа. И как мальчик, пришедши в известный возраст, уже более не нуждался в пестуне, выходил из-под его опеки, так и народ еврейский с верой во Христа вышел из-под руководства, из-под опеки закона. Дабы нам оправдаться верой, т. е. чтобы чрез эту веру во Христа нам оправдаться, удостоиться благодатных даров св. Духа и получить спасение. 26 ст. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 ст. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. И все вы, т. е. члены Галатийской церкви, как и бывшие иудеи, так и бывшие язычники чрез веру во Иисуса Христа стали сынами Божиими. Следовательно, ваш уже закон ветхозаветный нисколько не обязателен. Вы уверовали и по вере во Христа крестились и во Христа облеклись, т. е. в таинстве крещения возродились в жизнь новую, святую; вы облеклись во Христа, т. е. стали новой тварью по образу Христа, привились ко Христу и стали одно с Ним, а отсюда встали в такие же отношения и к Богу Отцу, в каких к Нему стоит Христос, т. е. в сыновние.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2 . Прежде всего покажем, что написанное о жертвах есть, по словам Апостола, «образы для нас» ( 1Кор.10:6 ), истина которых показана в другом, дабы слушающие не подумали, что мы рассматриваем закон Божий в ином ключе, отличном от того, в котором он написан, грубо искажая его, словно бы то, что мы утверждаем, не опирается на апостольский авторитет. Так, Павел, в Послании к евреям писавший, что те, кто, конечно, читал закон, размышляли над ним и хорошо его знали, но, не имели должного осознания того, как следует понимать сказанное о жертвах, говорит так: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр.9:24 ). И еще сказано о жертвах: «Ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). Но зачем искать о Нем отдельные свидетельства? Если кто критически разберет все Послание к евреям, и особенно то место, где первосвященник закона сравнивается с первосвященником обета, о котором написано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ), то обнаружит, что весь этот отрывок из апостольского послания показывает, что описанное в законе есть примеры и образы истинного. И потому надлежит нам постараться найти первосвященника, который «однажды в году» (ср. Лев.16:34 ), то есть в настоящем веке, принес жертву Богу, облаченный в одеяния, свойства которых мы с помощью Господа покажем. Сказано: «Священный льняной хитон должен надевать он» ( Лев.16:4 ). Лен произрастает из земли, поэтому «священный льняной хитон» надевает истинный Первосвященник Христос, когда принимает природу земной плоти; о плоти же сказано: «Земля ты и в землю возвратишься 57 » (ср. Быт.3:19 ). Потому Господь мой и Спаситель, желая воскресить то, что возвратится «в землю», воспринял земное тело, чтобы мог Он вознести его с земли на небо. А написанное в законе, что первосвященник одет в «льняной хитон», заключает в себе образ этой тайны. Добавленное же слово «священный» не должно воспринимать как излишнее. Ибо тот «хитон», который был плотью Христа, – «священный», так как был не зачат от мужского семени, но порожден Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3. Напоминает о высочайшей святости Бога. Эта истина внушается с особенною силою потому, что в затемнении ее лежит самый корень языческого заблуждения. Так говорит, – восклицает пророк Исаия, – Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Ему ( Ис.57:15 ). Святый Израилев : это было одним из самых употребительных имен Божиих. При этом слово Божие строго запрещает Евреям идолопоклонство, напр, во 2-й заповеди, и показывает им пустоту и гнусность идолов. В этом отношении особенно замечательно послание пророка Иеремии к Евреям, отведенным в Вавилонский плен: они, т. е. идолы, пишет им пророк, как бревно дом. Сердца их, говорят, точат черви земляные и съедают их самих и одежду их, а они не чувствуют. Лица их черны от курения в капищах. На тела их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. Из этого уразумеете, что это не боги. Итак, убеждает пророк, – вы не бойтесь их... (Посл. Иер.1:19–22 ). Читая эти строки у Пророка, невольно изумляешься от каких очевидных заблуждений нужно было когда-то остерегать людей. Наконец ветхозаветное Откровение приближает к умственному взору людей саму идею Бога-Духа, и именно в ее нравственной высоте. Весьма замечательно в этом отношении следующее место. Когда Бог определяет наказать отпадших от Него людей всемирным потопом, то говорит так: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Здесь плоть в смысле видимого вещественного бытия и особенно в смысле чувственности противополагается Духу Божию, как силы невидимой и нравственной. Высочайший Дух не терпит пороков и развращения и, после многих мер к исправлению людей, изрекает им приговор Своей вечной правды. Покаянный псалом Давида также весьма замечателен в отношении к учению о Боге-Духе. Для того, чтобы оценить высоту этого учения, припомните, что прежде сказано было о гимнах Божеству в Индийских Ведах. Там наклонность извинить грех ведет к извращенно-религиозной идее, здесь наоборот: мысль о духовности существа Божия стоит в неразрывной связи с искренним сознанием глубокой пред Богом виновности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

49. Слово в Неделю 2-ю Великого поста 129 «Подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем» ( Евр. 2, 1 ). Поистине особенно внимательными должно было быть евреям, которым «вверена быша... словеса Божия» ( Рим. 3, 2 ). Израиль избранный народ Божий, братья апостола по плоти, за которых апостол хотел бы быть отлученным от Христа, лишь бы они получили спасение ( Рим. 9, 3–4 ), и к ним-то теперь, написав много посланий к Церквам, образовавшимся из язычников, святой апостол обращает свое слово. Им многократно и многообразно возвещалось слово Божие чрез пророков, а в последние дни они увидели своими очами Самого Сына Божия, Ипостасное Слово и Премудрость ( Евр. 1, 1–2 ). Они видели, что дело Христово не погибло после того, как они повесили на древе Начальника жизни, Которого вменили с беззаконными, напротив, «во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенной глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Они знали из писаний, что Христос Иисус есть Бог, Которым в начале основаны были небеса и Который «носит всяческая глаголом силы Своея», Бог вечный и неизменный, «лета Которого не оскудеют» и престол Его Божественного Царствия пребудет во веки ( Евр. 1:3, 12 ), что если и «умален Он малым чим от Ангел», сделавшись «причастным плоти и крови», то потому, что надлежало «приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершить чрез страдания» ( Евр. 2:7, 10, 14 ), чтобы сделаться Ему истинным «Первосвященником вовек, по чину Мелхиседекову» ( Евр. 6, 20 ). Они, когда впервые уверовали, выдержали великий подвиг страданий, служа примером подражания для других. Им давно, судя по времени, надлежало быть учителями других, но вот их снова нужно учить началам слова Божия, питать молоком, а не твердою пищею ( Евр. 5, 12 ), некоторые из них близки к тому, чтобы отпасть от веры во Христа, которую восприяли чрез слышание апостольского слова. Как многое из этих слов апостола, сказанных евреям, имеет отношение и к нам, братие, находящимся в этом духовном училище! Ибо, происходя от духовного корня и из рода священнического по плоти, не представляем ли мы как бы Израиля по отношению к прочим людям, призванным в Церковь Христову? Не нам ли по преимуществу вверены словеса Божии, чтобы тщательно изучать их и чрез разумение «слова Божия живого и действенного, ...судящего помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ) быть способными противостоять лжеучениям мира, чуждым Христу. И, однако, как часто совершается среди нас отпадение от Христа! Как часто на тех, которые здесь в годы юношества, будучи побуждаемы самою природою, показывают пример ревностного и одушевленного осуществления своих возвышенных мыслей, вскоре затем начинают исполняться слова Господа, сказанные о худых пастырях чрез пророка Иезекииля: «Вы слабых не укрепляли, больной овцы не врачевали, пораненной не перевязывали, угнанной не возвращали, потерянной не искали.., пасли... самих себя, а овец Моих не пасли!» ( Иез. 34:4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

            Ст. 1.     «Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем».     «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».    “Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и Ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их (евреев) в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, — нет, но против мнения тех, которые с большей славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым” (блаженный Феофилакт). Трудно было писать к евреям. Тут нужна была большая осторожность и умение выражаться, чтобы не отклонить их резкостью с самого начала и чтобы заронить в то же время в их сердце мысль доверчивую и расположение и желание внимательно относиться ко всему, что им пишут. Они сами должны были доходить до тех результатов, до которых апостолу хотелось довести их. А не дойти они не могли, ибо так увлекательно и ясно и побудительно выражался святой Павел. Иоанн Златоуст говорит: “Здесь он хочет сказать, что надобно внимать лишше закона, но умалчивает об этом; объясняет же это в доказательствах, а не в самом увещании или совете — потому что так было лучше… Почему же нам должно быть лишше внимательными к сказанному? Прежнее не так же ли от Бога, как и настоящее? Здесь он заповедует внимать или лишше закона, или весьма, но отнюдь не осуждает закона, нет. Так как евреи имели высокое мнение о Ветхом Завете за древность его, то, чтобы настоящий, как новый, не подвергался презрению, он усиленно доказывает, что последнему должно внимать еще более. Как доказывает? Как бы так говорит: хотя то и другое от Бога, но не одинаково. Впрочем, он это объясняет нам после, теперь пока кратко указывает на это, а после излагает яснее, когда говорит: если бы первый завет был без недостатков; и еще: а ветщающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:7, 13), — и многое другое подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр.11:24-26, 32-40, 12:2): «... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее».    Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья (Ин.1:43-51): «... увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».    Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг.    Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье (Евр.2:1, 3): «... Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?»    В Евангельском чтении второго воскресенья (Мк.2:1-12) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».    В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении (Мк.8:36-37): «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4:14, 5:6; в четвертое воскресенье: к Евр.6:13-20; в пятое воскресенье: к Евр.9:11-14), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» (Мк.9:31) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: (Мк.10:32-45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде».    Господь сказал: «иди».    Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, от страха исчезла вера, и тогда он стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня».    Иисус Христос сразу же протянул ему руку Свою, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих.    Ученики подошли, поклонились Иисусу Христу и сказали: «воистину Ты — Сын Божий».    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.14:22-36); от Марка (Мк.6:45-56); от Иоанна (Ин.6:16-21). Исцеление дочери хананеянки    Однажды Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские. Там пришла к Нему одна хананейская женщина, по вере язычница, и начала громко кричать: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется».    Желая показать ученикам Своим сильную веру этой язычницы, Иисус Христос не отвечал ей ни слова.    Тогда ученики стали просить Его: «отпусти ее, потому что она кричит и идет за нами».    Но Иисус Христос ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева».    В это время женщина, кланяясь, подошла к Спасителю, припала к ногам Его и просила: «Господи! Помоги мне».    Иисус Христос сказал ей: «дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Так он сказал, потому что евреи называли себя детьми Авраама, детьми Божиими и сыновьями Царства Небесного, а на язычников смотрели, как на псов. Вот, потому Спаситель, как бы намеренно применяясь в этом случае к евреям и приравнивая к псам эту женщину, пожелал показать евреям всю неправильность, несправедливость их отношения к язычникам. Среди язычников Он находил такую сильную веру, какой не находил даже у евреев, названных Им «погибшими овцами дома израилева». Кроме того, этими словами Спаситель указал женщине, что Он должен жить и творить Свои дела, прежде всего, среди евреев, так как они веровали в истинного Бога. А, главное, Спаситель видел верующее сердце этой женщины и радовался, что на ее примере может показать всем людям, какова должна быть вера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Феликс два года продержал апостола под стражею, надеясь получить за него выкуп от назореев, которые считались богатыми (потому что апостол участвовал в обете назореев). Однажды он пригласил Павла и со вниманием слушал, пока апостол говорил ему о вере, но как скоро он начал говорить о нравственных обязанностях – правосудии, воздержании, упомянул о будущем суде на нечестивых, прокуратор прервал его и сказал: «Пойди теперь, а когда найду время, позову тебя». Преемник Феликса, прокуратор Фест, для угождения евреям хотел выдать им апостола. Тогда Павел потребовал, чтобы дело его было перенесено на суд самого кесаря, и его отправили на корабле в Рим.    Во время путешествия в Рим апостол претерпел сильную морскую бурю. Две недели плывшие не видали ни солнца, ни звезд, потеряли всякую надежду на спасение и, ожидая с часу на час смерти, не вкушали пищи. Но вот великий апостол встает среди собрания и именем Божиим предрекает, что все спасутся, погибнет один корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Через несколько времени плывшие высадились на острове Мальте, а затем Павел благополучно достиг Рима.    В Риме около двух лет производилось дело об апостоле, и он содержался под так называемою благородною и легкою стражею: жил в наемном доме под охраною одного воина и мог принимать к себе кого хотел. В течение этих двух лет он проповедовал сперва евреям, жившим в Риме, а потом язычникам и имел такой успех, что некоторые даже из дома кесарева обратились ко Христу. В то же время апостол написал четыре послания: к Филиппинцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону. После двухлетнего домашнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое великое путешествие для проповеди, на которое указывают пастырские его послания. Одно из этих посланий указывает на посещение им острова Крита, где, для утверждения Церкви, он оставил ученика своего Тита. Апостол предоставил Титу докончить то, чего он сам не успел сделать, и поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). Полномочия власти, данной этому ученику, превышают права пресвитеров и указывают на поставление Тита во епископа Церкви Критской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010