А увлечены вы к другому Евангелию, которое не есть иное, потому что всё, что ложно, не может быть твёрдо стоящим (non subsistit); а то, что противно истине, не существует, как видно из следующего: Не передавай, Господи, державы Своей тем, которые не существуют ( Эсф.4:17 ). И Господь призвал то, чего не было, чтобы вызвать к бытию небывшее. Если же о тех, которые веровали в одного и того же Бога и имели одно и то же Писание, говорится, что они увлечены к другому Евангелию, которое не есть Евангелие, то что мы должны думать о Маркионе и других еретиках, которые отвергают Творца мира и придумывают, что Иисус Христос есть Христос [Помазанник] другого Бога. Они погрешают и падают не только в толковании Закона и буквального смысла (litterae), или в [учении о] борьбе плоти и духа; но даже они не согласны в [учении об] основном (toto) праве Церкви. Но прекрасно говорит [Апостол]: Это только некоторые, возмущающие вас и желающие извратить Евангелие Христово. Они желают, говорит он, подменить Евангелие, извратить и произвести возмущение; но они этого не в силах сделать, потому что оно таково по природе, что не может быть иным, как только истинным. Всякий истолковывающий Евангелие иначе по духу и мысли, чем содержится в написанном, приводит верующих в смущение и извращает Евангелие Христово, так что стоящее впереди он отодвигает назад, а то, что стоит позади, обращает вперёд. Если кто следует только букве, так стоящее позади ставит впереди; а если кто прилепляется к толкованиям Иудеев, тот отодвигает назад то, что по природе своей поставлено впереди. Сверх того (necnon) и усвоение Галатам слова увлечение (translatio) весьма подходит [к ним], ибо слово Галатия на нашем языке значит именно увлечение, перенесение (translatio). Стих 8 и 9: Но хотя бы мы или [даже] ангел с неба сошёл благовествовать вам [нечто] сверх того, что мы благовествовали вам, да будет отлучён. Как мы сказали прежде, так и теперь я снова повторяю: Если кто-либо будет благовествовать вам [нечто] сверх того, что вы приняли, да будет отлучён.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В дальнейшей своей речи он с удвоенной настойчивостью повторяет опять то же самое и внушает с особой силой: «как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал. 1:9 ). Не сказал: если кто будет возвещать вам что-нибудь другое, кроме прежде принятого вами, да будет благословен, прославлен, принят, но – анафема да будет, да будет, то есть, отлучен, отделен, извержен, чтобы лютая язва одной овцы не пятнала ядовитой заразой непорочного стада Христова. Но, может быть, это предписано было только галатам? Если так, то значит, и далее упоминаемое в том же послании, как то: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» ( Гал. 5:25–26 ), предписано также только галатам! Но это нелепо; нравственные заповеди эти равно для всех обязательны. Следовательно и выше приведенное предостережение касательно веры равным образом также для всех обязательно, и как никому непозволительно раздражать другого, или завидовать другому, так никому не позволительно и принимать что-нибудь такое, чего Церковь вселенская не благовествовала бы всегда. Или, может быть, анафематствовать тех, которые возвестили бы что-нибудь другое, кроме возвещенного сначала, повелевалось только тогда, а ныне уже не повелевается? Если так, то значит и следующее, что здесь же говорит Апостол: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» ( Гал. 5:16 ), повелевалось также только тогда, а теперь уже не повелевается! Но думать так нечестиво и вместе пагубно. А отсюда необходимо следует, что если последнее предписание должно быть соблюдаемо во все времена, то и узаконение касательно неизменности веры постановлено также для всех времен. Следовательно, возвещать христианам православным что-нибудь такое, чего они прежде не приняли, никогда не позволялось, никогда не позволяется, никогда не будет позволяться, и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз навсегда принятого, всегда должно было, всегда должно, и всегда будет должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

В Евангелии Луки свидетельствуется подробнее о зачатии Спасителя и свидетельство это устраняет всякую мысль нечестивых ваших догадок. Пресвятая Дева, смущенная вестью Ангела о рождении от Нея Спасителя, сказала: – «как будет это, когда я не знаю мужа?» Слышишь? Или ты не читал этого?! Дальше: – «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:34–35 ). Ясно, что зачатие Сына Божия было сверх естественное: без мужа чрез наитие Св. Духа… Митрич . – Не огорчайся, Григорьич! Ведь я выкладываю тебе, что есть у меня на душе, чем я болею… Скажи лучше, что за Ангел это был, который посетил Марию и говорил с Нею? Силантий глубоко вздохнул и сказал: – «по твоему-то, кто это был говори»? Митрич . – Да я не знаю, потому и спрашиваю тебя!.. Ангелом просто человек называется, как ты вот, или я… «Вы меня приняли как Ангела Божия», говорит Ап. Павел к Галатам (4:14). В Откровении говорится: «Ангелу Ефесской церкви напиши» ( Откр. 2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви» (2:8). «Ангелу такой-то и такой-то церкви напиши», – все говорит Ангелу, а кто эти Ангелы? Предстоятели церквей, люди обыкновенные, ка и мы. Такой-то вот должно быть Ангел и вошел с вестью к Марии… Силантий . – И у тебя язык поворачивается говорить это? Тебе не страшно такую хулу произносить?!. Ты сознаешь, что ты говоришь?.. Митрич, Митрич, как же ты низко пал!.. Тебе ли это приходится говорить, что в Откровении предстоятели церквей названы только уподобительно, как служители Божии, как вестники воли Господней» ( Мал. 2:7 )?.. И в послании к Галатам Апостол говорит, что его галатяне «приняли как Ангела», т. е. все равно как-бы и самого Ангела… Не ясно ли, что Ангел есть нечто отдельное от Павла? Корнилий язычник, имевший быть призванным Господом в Св. Его церковь , «ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия», который посоветовал Корнилию послать людей за Ап. Петром в Иопию ( Деян. 10:3–5 ). Слышишь: Ап. Павел говорит, что его приняли только «как Ангела Божия», а Корнилий видел действительно «Ангела Божия», давшего совет ему послать за Петром Апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

В послании к Галатам мы читаем следующие слова св. апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать не язычникам, а «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языческом Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил в Риме и, следовательно, не занимал в нем епископской кафедры, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого Апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви, однако епископом в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том шипеть, «поданной (ему) от Бога благодати – быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В послании к христианам Галатии апостол Павел прибегает к образу Авраама, чтобы утвердить своих последователей в революционном убеждении независимости по отношению к традиционному иудаизму. Апостол утверждает превосходство веры над исполнением предписаний закона, тем самым отдаляясь от тех убеждений, которых столь ревностно придерживался в юности. И в качестве примера указывает на праведность Авраама. Из послания к Галатам Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом. (Гал. 6, 6-9) Несколько лет позже, вероятно, потребовалось уравновесить революционный пыл Послания к Галатам. Тогда, опираясь на авторитет писаний иудаизма, возникших незадолго до пришествия Христа (ср. 1 Макк. 2, 52) апостол Павел утверждает, что дела веры все-таки важнее. Именно таким подвигом веры и явилось для него жертвоприношение Исаака (Евр. 11, 17-19). Еще более ярким свидетельством многообразия мнения первых христиан по отношению к иудаизму является Послание апостола Иакова. Из послания апостола Иакова Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2, 20-23) Рембрандт. Жертвоприношение Авраама Государственный Эрмитаж Художник заставляет зрителя пережить сверхчеловеческий драматизм происходящего как осязаемую реальность. Авраам не просто слышит голос - ангел хватает его за руку, и кинжал выпадает из рук. С восхитительным мастерством написано орудие смерти в свободном падении на фоне пейзажа головокружительной глубины. Взгляд патриарха устремлен к рыжеволосому ангелу, очаровательный облик которого сам по себе уже возвещает об освобождении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Ввиду опасности, возникшей для жизни Павла, апостолы принимают решение отправить его в Кесарию и препроводить в Тарс ( Деян. 9:30 ). Была ли угроза его жизни единственной причиной этого решения, мы не знаем. Однако очевидно. что Павел после пятнадцати дней общения с Петром и Иаковом оставался для общины инородным телом, и надо было найти ему какое-то место под солнцем. В конце концов его отправили обратно на родину. При этом автор книги Деяний умалчивает о каком-либо данном Павлу поручении – например, о том, чтобы ему было поручено проповедовать живущим в Тарсе иудеям или язычникам. По всей видимости, он и не искал никаких полномочий от общины, твердо веря в то, что получил прямой мандат на апостольство от Самого Господа. Период пребывания Павла в Тарсе называют «годами молчания». 101 Никаких сведений о его деятельности в эти годы не сохранилось. Предполагают, что он проповедовал иудеям в синагогах, а язычникам на рынках. 102 При этом считается весьма маловероятным, «чтобы самый пламенный из людей, который пошел не только в Тарс, но и в страны Сирии и Киликии, не был вовлечен в самую активную миссионерскую деятельность». 103 Указание на то, что Павел ходил «в страны Сирии и Киликии», содержится в Послании к Галатам ( Гал. 1:21 ), однако сам Павел не говорит о том, чем он там занимался; автор Деяний тоже хранит об этом молчание. Лишь общий контекст книги Деяний и Послания к Галатам позволяет утверждать, что в Тарсе, Сирии и Киликии Павел не бездействовал, а проповедовал. Рассказав об обращении Павла и его первых шагах, автор Деяний возвращается к повествованию о Петре, чтобы сообщить читателям об обращении жившего в Кесарии римского сотника Корнилия, которому явился ангел и повелел призвать Петра, чтобы послушать его наставлений. На другой день после этого явления, когда посланники Корнилия приближались к Иоппии, где находился Петр, около шестого часа Петр взошел на верх дома помолиться. Он был голоден. Придя в «исступление» (греч. κστασις можно перевести как «экстаз», «вдохновение»), он увидел ковер, а на нем – множество живности и услышал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». Петр ответил, что «никогда не ел ничего скверного или нечистого». Но голос ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это повторилось три раза, после чего ковер поднялся на небо. Когда Петр размышлял о том, что значит это видение, пришли посланники Корнилия, и Дух Святой подсказал ему, что он должен идти за ними. На следующий день Петр пришел в Кесарию, встретился с Корнилием и крестил его ( Деян. 10:1–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хотел поговорить о том апостольском чтении, которое сегодня положено читать на Божественной литургии именно в эту неделю, то есть в воскресенье после Воздвиженья, — об отрывке из Послания к Галатам апостола Павла. Вот какой текст мы читаем на этой литургии: братья, «узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона: ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Это утверждение апостола Павла является, в сущности, центральным в христианстве — противоположение закона и благодати. Эта тема проходит яркой линией, начиная с апостола Павла, через раннее средневековье, Киевскую Русь (помните знаменитое «Слово» Иллариона Киевского митрополита «О Законе и Благодати») и, в общем, доходит до наших дней, потому что человек всегда находится между двумя позициями. По плоти своей, по человечеству, человек всегда стремится к закону, чтобы знать, что надо сделать, чтобы все исполнить «как надо» и, тем самым, правильно встать перед Богом. Церковь с самого начала утверждает: спасение, то есть вечная жизнь души, спасение и избавление от греха, избавление от того зла, которое сидит в сердце каждого человека, достигается не законом, а благодатью. И вот апостол Павел в Послании к Галатам пишет об этом. Почему? Галаты — это народ, который говорит по-гречески, хотя он сам римского происхождения. Они населяли часть Малой Азии, территорию современной Турции, близкую к известному курорту Анталия. Основанная Павлом христианская община стала получать наставления от других странствующих проповедников. Суть этого наставления сводилась к тому, что надо исполнять иудейский закон: приняв веру во Христа Иисуса, приняв крещение, необходимо, как весь иудейский народ, который принял закон от Моисея, также принять этот закон и все сложившиеся обычаи. Апостол Павел этому радикально противостоит. Почему? Потому что в этом случае христианство превращалось бы лишь в механическое продолжение иудаизма, и даже целиком сохраняло бы его. Апостол Павел говорит эти известные великие слова: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» ( Гал.2:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Впоследствии, в Первом послании к Коринфянам. он сформулирует следующий принцип: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся» (1Кор, 7:18), В Листре Павел нарушил этот принцип. Но, во-первых, сама данная формулировка могла стать результатом определенного развития, которое взгляды Павла претерпели к моменту написания Первого послания к Коринфянам. А во-вторых, как мы указали, обрезание Тимофея имело тактический характер. В конечном итоге, подчеркивает Павел, «обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» ( 1Кор. 7:19 ). Фригия, Галатия, Троада Согласно автору Деяний, Павел и его спутники, проходя через разные города, «предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» ( Деян. 16:4– 5 ). Таким образом, путешествие описывается как осуществляемое в рамках миссии, в свое время возложенной иерусалимской апостольской общиной на Павла и Варнаву. При этом, конечно, проповедь Павла не ограничивалась только томи вопросами, которые были затронуты в послании Апостольского Собора, тем более что, как мы видели, у Павла был свой взгляд на эти вопросы. Очевидно, речь идет о широкомасштабной миссии. Результатом этой миссии становится ежедневное приращение к Церкви новых членов. Путь Павла и Тимофея лежал через Фригию и Галатию ( Деян. 16:6 ). Ученые долгое время спорили относительно точности этого географического наименования. Имел ли в виду Лука две самостоятельные области, или «Фригию-Галатию» как единый регион, или Галатию вместе с ее частью, населенной фригийцами? От ответов на эти вопросы зависят не только общее представление о маршруте двух апостолов, но и сведения об адресатах одного из важнейших документов, вышедших из-под пера Павла: Послания к Галатам. До конца XIX века в науке доминировало мнение, что Послание к Галатам адресовано тем потомкам кельтских племен, которые поселились в Малой Азии в III веке до P.X. и говорили на собственном языке. Эти люди жили на территории, некогда составлявшей Галатское царство и отождествляемой с Северной Галатией. Однако во времена Павла Галатией назывался обширный регион, включавший ломимо этой территории также Южную Галатию, в состав которой входила Фригия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Гал.4:15 .  Как вы были блажен­ны! Свиде­тель­ствую о вас, что, если бы воз­можно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Гал.4:16 .  Итак, неужели я сделал­ся врагом вашим, говоря вам истину? В то время Галаты считали себя воистину блаженными, счастливыми ( τς ον ν ο μακαρισμς υμν) от того, что среди них был Павел. Они, в чувстве восторга, готовы были для Павла пожертвовать тем органом, который для человека всего дороже – глазами своими (ср. Пс.16:8 ; Мф.18:9 ). И вот, положение вещей настолько изменилось, что Павел стал их врагом ( στε εχθρς υμν γγονα), за то что говорил и говорит только истину. Очевидно, что враждебные чувства в Галатах к Павлу пробудились уже во время второго пребывания Апостола в Галатии, и с такими чувствами Галаты остаются и в момент написания послания (ср. Гал.1:9, 5:3, 21 ). – «Истину» – т. е. правду о той опасности, какая угрожала Галатам со стороны иудействующих, и о законе вообще. Гал.4:17 .  Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Иудействующие стараются только о том, чтобы приобрести благорасположение Галатов, но руководствуются при этом далеко не чистыми побуждениями: им не дорого спасение Галатов, а дороги только слава удачных проповедников. Они хотят «отлучить» или отделить Галатов от других церквей из язычников и, в частности, от Павла. Гал.4:18 .  Хорошо ревно­вать в добром всегда, а не в моем только при­сутствии у вас. Теперь Апостол говорит о самих Галатах и их отношении к Павлу. «Представляет собою нечто прекрасное – так можно передать первую половину стиха – быть предметом ревностной любви» ( ζηλοσθαι имеет значение страдательного залога. В Библии не встречается случая, чтобы этот глагол был равносилен глаголу ζηλον). Апостол не отказывается от проявлений расположения со стороны Галатов, но высказывает только ту мысль, что приятно быть любимым «всегда», а не только тогда, когда находишься на глазах у того, кто любит. Гал.4:19 .  Дети мои, для которых я снова в мýках рожде­ния, доколе не изобраз­ит­ся в вас Христос!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гал.4:18 .  Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. «Добро же, еже ревновати всегда в добрем». А мне желательно, чтобы вы отличались во всем добром, так чтобы от вас получали пользу другие. «И не точию внегда приходити ми к вам». И при мне, и без меня пребывайте одинаково достойными одобрения. Так сказав сие, Апостол снова уподобляется горько плачущей и сетующей матери и взывает: Гал.4:19 .  Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! «Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас». Вторично терплю болезни рождения, потому что первые были неудачны и вы сделались мертворожденными. Сим обличается и безумие последователей Новатовых, затворяющих двери покаянию. Гал.4:20 .  Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. «Хотел же бых приити к вам ныне и изменити глас мой, яко не домышляюся о вас». Распаляемый любовию, желал бы я стать окрыленным, спешить, увидеть, что происходит у вас, и оплакать уклонение одних, подивиться же твердости других. Ибо теперь, говорит Апостол, будучи разлучен с вами, не знаю, что сказать, о чем вести речь, что оплакивать. Представив сие на вид галатам, обращает он речь к худым защитникам закона и говорит: Гал.4:21 .  Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Гал.4:22 .  Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Гал.4:23 .  Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Гал.4:24 .  В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь. Гал.4:25 .  Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Гал.4:26 .  А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. «Глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете? Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единаго от рабы, а другаго от свободныя. Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию. Яже суть иносказаема». Божественный Апостол сказал: «иносказаема», то есть могут быть разумеемы и иначе. Ибо не отвергает исторического смысла, но объясняет, что прообразовано историею; потому что присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010