Сегодня Церковь заканчивает литургическое чтение Послания апостола Павла к галатам. Нынешнее зачало представляет собой последние строки этого письма. Помимо прочего, Павел подводит итог обсуждаемой теме о ненужности иудейского закона и говорит галатам такие слова: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал. 6:12-13). Что апостол имеет в виду? Кто такие «желающие хвалиться по плоти», которые принуждали христиан «обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов»? В то время на территории Римской империи действовал закон, согласно которому иудаизм считался легитимной религией. Иудеи имели право совершать богослужения и жить по своим религиозным законам. Всякий обрезанный считался римлянами иудеем, и власти не беспокоили его. Кто же и обрезания не принимал, и язычества чуждался, тот подвергался гонениям и от язычников, и от иудеев. Именно в эту категорию и попадали христиане. Однако среди христиан находились люди, принимавшие обрезание для уверения в своей благонадежности – обрезывались, чтобы не иметь проблем с властями. Боясь, как бы их не упрекнули в духовном блуде, они уговаривали и других христиан делать так же. Этих людей Павел и называет «желающими хвалиться по плоти» и обрезывающимися «для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов». Они «хотят, чтобы вы обрезывались, – сообщает Павел галатам, – дабы похвалиться в вашей плоти», т. е. сказать: а вот и он так сделал, а вот и этот так же поступил... Да вообще, все так делают! Как видим, для Павла такое поведение было равносильно отречению от Христа. Поэтому-то проповедник посвящает этой теме так много страниц. Интересно, что в другом месте апостол говорит: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19). Да и в сегодняшнем зачале сказано: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15). Кажется, для Павла безразлично, обрезывается или не обрезывается человек – главное, чтобы веру во Христа имел и заповеди исполнял. Но, оказывается, не во всех случаях. Чрезвычайно важно, какие мотивы лежат в основе того или иного поступка. И апостол Павел открывает эти мотивы, и они страшны. «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов», – говорит он.

http://pravoslavie.ru/116882.html

В предложенном ныне чтении апостол Павел доказывает, что его учение не есть человеческое, а Божественное, которому он научился чрез откровение Иисуса Христа. Рассмотрим предложенное чтение по порядку. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его, и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Это говорит Павел прямо против людей, распространявших о нем мнение, будто он узнал Евангельское учение не от Иисуса Христа, как не бывший в общении с Ним вместе с другими избранными учениками, а обратившийся ко Христу уже по вознесении Господа на небо. Самое начало послания к Галатам было уже началом ответа на это мнение. Послание начинается так: «Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» ( Гал. 1:1 ). И о неизменной истине и достоверности своего учения, устно преподанного Галатам, он говорит: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (ст. 8). Так уверен был Павел в своем Апостольском призвании! Так уверен он был и в неизменной истине того Евангельского учения, которое преподал он Галатам! После такого свидетельства об истине Евангельского учения Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». «Возвещаю» – это в устах Апостола не значит говорить что – нибудь новое, чего Галаты не знали и не слыхали, а значит уверение в истине того, о чем говорится. Как бы так сказал Павел: знайте, братия, что слышанное вами от меня Евангелие не есть человеческое. И затем объясняет, почему так говорит. «Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Евангельское учение принял я не от кого – нибудь из учителей человеков; я научился ему не у кого – нибудь из людей; но сам Иисус Христос открыл мне это учение. Св. Павел много имел откровении и это «откровение» Иисуса Христа не было однократное действие сверх – естественного научения от Иисуса Христа, но многократно повторявшееся, как обещал ему Господь ( Деян. 26:16 ), или продолжавшееся; потому что Дух Христов, осенивший Павла, со дня его обращения ко Христу, всегда пребывал в нем, и Павел жил и действовал во Христе, как сам он свидетельствует о себе, говоря: живу не к тому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ; сл. 2Кор. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Гал.1:2 .  и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: Апостол хочет сказать, что все, окружающие его в настоящее время, христиане (вместо «находившиеся» лучше перевести «находящиеся») сочувственно относятся к предпринятому им шагу по отношению к Галатским церквам и согласны с его взглядами. Гал.1:3 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца и Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Апостол не присоединяет, против своего обыкновения (ср. напр. вступление в посл. к Рим. и 1 Кор.), похвалы читателям за твердость их веры. Это показывает, что Апостол слишком сильно был огорчен поведением галатских христиан, которые в настоящее время держали сторону противников Павла – иудействующих. – «Благодать и мир» – ср. Рим.1:7 . Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. Апостол конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Апостол говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Апостол называет этот порядок жизни «настоящим» ( ενεστς), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» ( Рим.8:38 ; 1Кор.3:22 ) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения ( Мф.12:32 ; Рим.8:38 ). – Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Апостол в конце приветствия воссылает славословие «Богу и Отцу». Гал.1:6–10 . Указывая на повод, по какому он обращается к Галатам с посланием, Апостол говорит, что Галаты позволили лжеучителям отвлекать себя от Бога, Который призвал их к общению с Собою во Христе. При этом он упоминает о том, что Галаты стали на сторону противников Павла. Итак отдаление от Бога и Христа и в то же время потеря доверия к их просветителю Павлу – вот что побуждает Апостола обратиться к Галатам с словом строгого увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гал.4:11 .  Боюсь за вас, не напрасно ли я трудил­ся у вас. Апостол боится, чтобы все такие труды его (на тяжесть трудов указывает глагол κοπιν), совершенные им в деле обращения Галатов на истинный путь, не оказались тщетными. В самом деле, если Галаты утвердятся в той мысли, что достигнуть праведности пред Богом они могут только исполняя предписания Моисеева закона, то они утратят то достояние христианской свободы, какое они с таким трудом приобрели. Гал.4:12–20 . Апостол теперь обращается к Галатам не с доказательствами, а с горячим увещанием. Пусть они припомнят, как они приняли Павла в тот раз, как он пришел к ним, какое сами они чувствовали блаженство тогда. Как могут они теперь смотреть на него как на своего врага? Враги их – иудействующие, которые хотят себе только славы, нисколько не думая о том вреде, какой причиняют Галатам. Гал.4:12 .  Прошу вас, братия, будьте, как я, по­тому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: Апостол просит Галатов, чтобы они были подобны ему в отношении к закону Моисееву, как и он уподобился им, когда благовестил им Евангелие. Тогда он вполне отрекся от своих прежних иудейских привычек, чтобы, согласно своему правилу ( 1Кор.9:19–22 ), ничем не оскорблять тех, среди которых ему приходилось действовать (к выражению «как и я» нужно прибавить: был – εγενμην). Галаты теперь, в благодарность Апостолу за его к ним снисхождение, должны сами отрешиться от исполнения предписаний Моисеева закона, к которым они уже стали привыкать. Апостол надеется на то, что Галаты послушаются его и не станут его обижать, потому что ранее они его ничем не обидели. Гал.4:13 .  знаете, что, хотя я в немощи плоти бла­го­ве­с­т­вовал вам в первый раз­, Гал.4:14 .  но вы не пре­зрели искуше­ния моего во плоти моей и не воз­гнушались им, а при­няли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Мало того, что Галаты его ничем не обидели, – они приняли его с чрезвычайным радушием. Это было, когда Апостол в первый раз посетил Галатию ( Деян.16:6 ). Он собственно не намеревался здесь долго оставаться, но заболел ( δι ασθνειαν τ. σαρκς) и принужден был на некоторое время остаться в Галатии, где и стал проповедовать Евангелие (о втором посещении Галатии Павлом говорится в Деян.18:23 . Галаты не презрели, не погнушались тем «искушением», какое представляла для них болезнь Апостола (вместо: « искушения моего» нужно, следуя более достоверным текстам, читать: «искушения вашего»), а приняли Павла как небесного посланника-ангела, даже как самого Христа. – О болезни Апостола ср. 2Кор.12:7–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее он выкладывает в таком виде идеи, приписываемые им Иисусу Христу о Божестве: «Бог Иисуса не тот полновластный властелин, который убивает нас, когда ему заблагорассудится, защищает и спасает нас. Бог Иисуса – наш Отец. Его понимают, прислушиваясь к легкому шепоту, говорящему нам: «Отче!» (стр. 77). Эти последние слова основаны, по всей вероятности, на одном из текстов Послания св. Павла к Галатам. Наш академик ссылается на него в примечании: «Посл. к галат. IV, 6». Переимчивый ренансист примет ссылку без проверки. Мы не так слепо доверяемся ему и для проверки развертываем IV главу Послания к Галатам. Мы читаем в ней не только один стих 6, но и предшествующее ему и в которых св. Павел говорит следующее: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Гал.4:4–7 ). Мы читали не только вышеизложенные строки, но перечитали все Послание к Галатам может быть более сотни раз, и пришли к заключению, что св. Павел разъясняет следующую мысль: что иудеи были рабы закона, ибо этот закон возложен был на них, как ярмо, которое они должны были нести до тех пор, пока их миссия не будет окончена. В чем заключалась эта миссия? В точном сохранении веры в пришествие Мессии. Миссия была славная; но иудей, следуя общим стремлениям человечества, впал бы в идолопоклонство, если бы закон, как железное ярмо, не держал его в стороне, согбенный под тяжестью обрядностей, что все в общем сохраняло в памяти его обетованного Мессию. По приходе Того, Кто должен был быть послан в мир, законные обрядности уже потеряли всякий смысл, и иудей, как и всякий другой, был призван к усыновлению Богом в лице Его истинного Сына, воплотившегося в человека для того, чтобы говорить людям на человеческом языке и призвать народы к истине, сообщив им Духа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

е. признали нас как сотрудников одного и того же истинного благовестия, предназначив нам по преимуществу дело проповеди у язычников, а им по преимуществу у иудеев. 10 ст. Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнят в точности. Но они мне поставили условием, чтобы я только не прерывал общения с Иерусалимской церковью и как на лучшее средство для сего указали на помощь бедствующим христианам Иерусалимской церкви, что я всегда и старался исполнить самым тщательным образом. Иудействующие старались представить Павла Галатам человеком колеблющимся действующим то так, то иначе. Опровергая эти речи иудействующих, апостол Павел разъясняет Галатам, что если он и был с иудеем иудей, с необрезанным обрезанный, для немощных был как немощный, то это вовсе не потому, чтобы он колебался или в чем либо изменял истине, которую возвещал Галатам, а для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Когда же истине грозила опасность быть искаженной, я всегда вставал, не колеблясь на защиту этой истины и обличал в лицо тех, с чьей стороны грозила эта опасность. 11 ст. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Так, например, я не постеснялся выступить с обличением Петра прямо ему в лицо, ибо его поведение смутило многих. Что же случилось? Это ап. Павел раскрывает далее. 12 ст. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Апостол Петр вскоре после апостольского собора в Иерусалиме прибыл по делам миссии в Антиохию. Церковь Антиохийская была почти сплошь из бывших язычников. Ап. Петр, живя и вращаясь среди них, жил в духе христианской свободы, ел и пил с ними, оставивши всякие иудейские правила и обычаи. Этим он весьма содействовал объединению бывших язычников с прежде бывшими иудеями. Но случилось, что в Антиохию пришли, некоторые от Иакова, т. е. не от него лично, а из места или мест, где предстоятелем церкви был Иаков. Ап. Петр изменил свое отношение к язычникам, стал сторониться их, избегать общения с ними в трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Из моря свидетельств о Духе Святом, как основном источнике истины, премудрости и всякой благостыни, свидетельств, коими полно Писание (будучи в целом само произведением Духа) вообще и писания апостольские, в частности, я почерпнул одну каплю. Но и этой капли достаточно, чтобы удостоверить нас о всесторонней действенности Духа в жизни Его причастников, особливо таких, как первые ученики Христовы, которые преизобильно прияли посланного им их Учителем Духа Истины. Казалось бы, на этом можно остановиться - куда нам идти? Ты, Душе Святый, имаши глаголы божественной истины и вещаешь их миру и просвещаешь ими взыскующих Истины. - И действительно, мы видим и в ап. Павле, и в апостолах Петре и Иоанне и других полную и непоколебимую уверенность в безусловной правде тех откровений, которые, согласно обетованию Господа, они должны были получить - и получили - от пришедшего к ним Утешителя. Однако тот же изобиловавший множайшими дарованиями духовными Апостол языков идет к самовидцам Слова, Петру, Иакову и Иоанну, проверить свое благовестие. " Ходил я, - пишет он Галатам, - в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался " (Гал.2:1-2). О результатах этого нарочитого свидания апостолов св. ап. Павел так сообщает в том же своем послании к Галатам: " ...увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным " (2:7-9). Правда, согласно большинству авторитетных толкователей Свящ. Писания и как явствует непосредственно из самого текста Писания (см. 1-ю и 2-ю главы послания к Галатам), св. ап. Павел ходил в Иерусалим не ради себя, не для того, чтобы самому увериться в истинности своего благовестия, которому он ревностно, самоотверженно и с большим успехом служил до этого путешествия в течение четырнадцати лет, " не советуясь с плотью и кровью " (Гал.1:16), а руководясь одним откровением, - но это обстоятельство нисколько не ослабляет той мысли, что откровение Духа требует для себя соборной проверки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Павла к Галатам. (Гл. 1:9). Здесь ап. Павел говорит лишь о том, чтобы Галаты держались преподанного им благовестия и не принимали иного. А благовествовал ап. Павел Галатам устно, что видно из его слов: «как прежде мы сказали» (Гл. 1:9); да и послание к Галатам состоит лишь из шести небольших глав и касается только возникших у них заблуждений (Гл. 1:6,7), а отнюдь не содержит в себе всего благовестия ап. Павла, которое он преподал им устно, и которое хранилось у них как Священное Предание (Гл. 1:8,9,11). И в послании к Колоссянам (Кл. 2:8–22) ап. Павел предостерегает их не от Священного Предания, а от «философии и пустого обольщения, от предания и учения человеческого, по стихиям мира, а не по Христу». Следовательно, Предание «по Христу» ап. Павел и здесь утверждает, а это и есть Священное Предание, которое преподал Колоссянам «возлюбленный сотрудник ап. Павла Епафрас (Кл.1:7). В-третьих, для спасения, говорят сектанты, необходимо только Священное Писание, как об этом-де пишет ап. Павел к Тимофею (2Тим, 8:15–16). Однако и здесь сектанты «превращают» (2 Пет., 8:16) слова ап. Павла. Предостерегая Тимофея от «злых людей», которые, «заблуждаясь, вводят и других в заблуждение», ап. Павел пишет: «а ты пребывай в том, «чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим. 8:14 ). А «научение» ап. Павел, как мы уже показали, преподавал Тимофею устно: «О, Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим. 6:20 ) и «что слышал от меня, то передай верным людям» ( 2Тим. 2:2 ) ... «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня (2Тим.. 1:13). К сказанному ап. Павел прибавляет: «притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. «Все Писание богодухновенно и полезно для поучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:15–16 ). Как видим, здесь ап. Павел только присоединяет – «притом же» – к своему устному «научению» Тимофея вере во Христа знание Тимофеем о детства Священного Писания Ветхого Завета, в котором имеются пророчества об Иисусе Христе ( Втор. 18:15 ; Ис., 9:6–7, 53). И Христос отсылал иудеев к свидетельствам Ветхозаветного Священного Писания о Нем ( Иоан. 5:39 ). Так что в приводимом сектантами месте из послания ап. Павла к Тимофею ( 2Тим. 3:14–16 ) не только нет отрицания Священного Предания, а наоборот – утверждается необходимость хранить и держаться Священного Предания наряду о Священным Писанием, тем более что в это время еще и не было в пользовании у Тимофея Священного Писания Нового Завета, а Новозаветное благовестие он воспринимал в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

1 Ин. Первое послание ап.Иоанна 2 Ин. Второе послание ап.Иоанна 3 Ин. Третье послание ап. Иоанна Иуд. Послание ап. Иуды Послания апостола Павла: Рим. Послание к римлянам 1 Кор. Первое послание к коринфянам 2 Кор. Второе послание к коринфянам Гал. Послание к галатам Еф. Послание к ефесянам Флп. Послание к филиппийцам Кол. Послание к колоссянам 1 Сол. (Фес.) Первое послание к содунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. Первое послание к Тимофею 2 Тим. Второе послание к Тимофею Тит Послание к Титу Флм. Послание к Филимону Евр. Послание к евреям Откр. Откровение Иоанна (Апокалипсис). Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке Авв. Книга пророка Аввакума Авд. Книга пророка Авдия Агг. Книга пророка Аггея Ам. Книга пророка Амоса Быт. Бытие Вар. Книга пророка Варуха Втор. Второзаконие Дан. Книга пророка Даниила 1 Езд. Первая книга Ездры 2 Езд. Вторая книга Ездры 3 Езд. Третья книга Ездры Екк. Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. Книга Есфири Зах. Книга пророка Захарии Иез. Книга пророка Иезекииля Иер. Книга пророка Иеремии ИовКнига Иова Иоил. Книга пророка Иоиля Иона Книга пророка Ионы Ис. Книга пророка Исаии Исх. Исход Иудифь Книга Иудифи Лев. Левит 1 Мак. Первая книга Маккавейская 2 Мак. Вторая книга Маккавейская 3 Мак. Третья книга Маккавейская Мал. Книга пророка Малахии Мих. Книга пророка Михея Нав. Книга Иисуса Навина Наум Книга пророка Наума Неем. Книга Неемии Ос. Книга пророка Осии 1 Пар. Первая книга Паралипоменон 2 Пар. Вторая книга Паралипоменон Песн. Песнь песней Соломона Плач Плач Иеремии Посл. Послание Иеремии Прем. Книга Премудрости Соломона Притч. Притчи Соломона Пс. Псалтирь Руфь Книга Руфи Сир. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. Книга пророка Софонии Суд. Книга Судей израилевых Тов. Книга Товита 1 Цар. Первая книга Царств 2 Цар. Вторая книга Царств 3 Цар. Третья книга Царств 4 Цар. Четвертая книга Царств Чис. Числа   Новый Завет Гал. Послание к галатам Деян. Деяния апостолов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010