П.В. Безобразов Протоиерею М. К. Павловскому от 17 ноября 1844 г. В первый день сентября я приехал из Бейрута в Константинополь и до сей поры проживаю в этом нечестивом городе. Из Сирии и Палестины принесены мною три горы. Две из них уже передвинуты на север, а третья еще тяготеет на мне. По причине этой тяжкой и непрерывной работы я не мог удосужиться для вас и напомнить вам о себе несколькими дружескими строками. Теперь мне легче, и вот я посвящаю несколько минут заочной беседе с вами. В Палестине я провел слишком 7 месяцев и в течение всего этого времени испытал много духовных наслаждений и мало огорчений. Здоровье ни на мгновенье не изменило мне. Природа употребила какую-то особенную закалку в моем теле; ибо оно в переменах воздушных, в трудах и опасностях крепнет, а не слабеет. Из Иерусалима я выехал 7 августа по дороге в Бейрут. Хотелось было мне напиться водицы из Евфрата и помолиться Богу на Афоне, да опоздал. Время и дела призывали меня в Царьград. Итак, из великана я сделался крохоткою. Это призвание невольно излилось под перо при воспоминании о последнем письме моем к Стурдзе. Помнится, я извещал его, что с Ливана шагну на Евфрат, а оттуда на Афон. Вот, я думаю, он посмеялся вместе с вами над моим исполинским шаганьем. И мне теперь забавно, что сам я чуть было не поверил в свою жизнь мировую. Кажется, я пробуду в Царьграде до нового года. А потом? Вот уж и не знаю, что речет о мне Господь. Сам-то я чаю, что мне придется провести несколько месяцев сего года на вершинах Синая, у пирамид египетских, в гробилищах фараонов, в обителях коптов, под тенью кедров Ливана, на родине Авраама, в монастырях афонских и мало ли где. Впрочем, человек предполагает, а Бог располагает. В 20-й день прошлого сентября ужасный пожар испепелил ту часть города, в которой довелось мне жить. Посему я целую ночь провел на турецком кладбище, на свежей могиле какого-то правоверного, сторожа свою рухлядь от искр, головней и воров. Страшная ночь! Это вторая ночь в моей скитальческой жизни, а первая была проведена в Палестине, недалеко от Газы, где я от заката до восхода солнца страшился нападения бедуинов, даром что несколько воинов сторожили мою скинию среди чистого поля. Так-то, милый друг мой, я кочую. А вы покойно дома сидите, да крепкую думу думаете. Впрочем, не завидую вам. А прошу вас известить меня о себе и о всем, что делается в Одессе. С нетерпением ожидаю от вас письма и целую ваши сахарные уста. До свидания! P. S. Во имя дружбы прошу переслать приложенное при сем письмо к моей матери. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не было согласия и среди самих духовных членов Присутствия 585 . Протоиерей и обер-священник армии и флота интриговали против своих собратьев-монашествующих. Те не ладили между собой. В личной переписке иерархов осталось немало неприязненных и даже презрительных отзывов друг о друге. Не миновал этой участи даже митрополит Филарет. Касаясь его причастности к реформе, митрополит Арсений с раздражением отметил, что он не оправдал надежд. «Вся его жизнь, – писал он, – протекла с блеском и славой для себя, а для Церкви – с порабощением ее светскому элементу, по излишней его человекоугодливости или преступной уклончивости» 586 . Для понимания происходившего в Присутствии важное значение имеют дневниковые записи викарного епископа Киевской епархии епископа Порфирия (Успенского) . Не разделяя воззрений большей части иерархии на сложившиеся церковно-государственные отношения, он не раз высказывался по поводу неканоничности некоторых сторон церковной жизни. Сознавая силу Валуева, еп. Порфирий пожелал донести до него правила Вселенской Церкви. 20 января они тайно встретились у фрейлины вел. кн. Елены Павловны Эйлер. Еп. Порфирий указал министру на необходимость восстановления канонических правил (реставрацию патриаршества, выборности священников прихожанами), допущения епархиальных соборов, учреждения в каждом городе епископской кафедры, учреждения особого института пресвитеров для обучения народа вере. Через неделю они так же тайно встретились вновь, на этот раз у Валуева. Еп. Порфирий говорил ему о необходимости предоставить Церкви свободу в собственном управлении, решении духовных проблем и невмешательстве государства в ее дела, о неудобстве концентрации власти в Петербурге, о том, что каноническое право требует посвящать в священнический сан по достижении кандидатом 30-летнего возраста. Итоги встречи оказались нулевыми: Валуев откровенно заявил, что не согласен на вселенский устав, а о других предложениях отозвался как о несвоевременных. Оба собеседника вынесли свои впечатления о знакомстве. Еп. Порфирий с ужасом отметил, что министр не имел ни малейшего понятия о правилах вселенских соборов и явно не собирается проводить такую политику, которая бы отвечала внутренним потребностям Церкви 587 . Валуев, в свою очередь, записал в дневнике: «Замечательная и небезопасная личность» 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77), преосвящ. Порфирий, во-первых, считает нужным обитателям св. Горы прочитать следующую мораль: «пусть же перестанут нынешние афонцы кастить(?) римского первосвященника, у которого искали защиты и покровительства духовные предки их... Папа Иннокентий спас триста обителей афонских от разорений безумными латинами (?!) и своим авторитетом утвердил все их льготы и имения, какими они тогда владели» (стр. 77–78), а во-вторых, он непрочь думать, что подобное покровительство римского первосвященника приобреталось в некоторых случаях святогорцами даже ценой унии и измены православию. Такое несправедливое обвинение высказывает преосвящ. Порфирий положительно против афоно-ватопедского апокрисария Дорофея, по поводу весьма сомнительной грамоты папы Евгения 1439 г. (стр. 182–183). Дело в том, что за покровительством к папам обращались нередко не одни только святогорцы, но и иноки других праволславных восточных монастырей, как, например, Синая, Патмоса и др., и римские первосвященники охотно давали им грамоты с индульгенциями для тех, кто посещает эти монастыри и благотворительствуют им, однако же заключать отсюда, что православные монастыри достигали желаемого путем измены православию и принятия унии, как это делает преосвящ. Порфирий по отношению к афоно-ватопедскому монастырю (стр. 181), а патер Ванутелли по отношению к Патмосскому Иоанно-Богословскому монастырю (P. Vanutelli, Un quinto sguardo oriente. Patmos. Roma 1884 an. pag. 89), нет решительно никаких оснований. В годины своих несчастий православные монастыри просили помощи и защиты всюду и у всех сильных мира: и у пап, и у западных императоров и королей, и у гроссмейстеров католических военно-религиозных орденов, не давая в замен никаких обещаний своим случайным благодетелям. Подавленный массою «деловых памятей и надписей», касающихся материальной или хозяйственной стороны жизни святогорских иноков, и уделив им более всего внимания, преосвящ. Порфирий довольно бледно очертил внутреннюю духовную сторону их жизни. По причине, вполне понятной, он не мог пройти молчанием такие выдающиеся явления религиозной жизни афонитов, как, например, споры их о Фаворском свете, о поминовении усопших в субботу и в воскресенье и о других, как выражается автор, «свободных умственных веяниях» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

П.В. Безобразов Е. И. Крупенниковой от 5 августа 1843 г. Елена Ивановна! Я получил ваше письмо. Вы удивлены известием о внезапном появлении моем в Одессе. Не удивляйтесь. У перелетной птички нет постоянного гнездышка. Всегда вновь она веет его там, куда инстинкт, или произвол, или ветер ее заносит. Так у человека Божия, отрекшегося от мира сего, нет заветного приюта. Он охотно переходит туда, где указывается ему временное пребывание или перстом Божиим, или вдохновением собственного сердца его. По первому указанию я оставил запад и прибыл на север, а по второму иду на восток. Но лучше говорить с вами яснее. В прошлом году по воле Божией меня вызвали из Вены, а в нынешнем по давнему святому желанию своему я решился поклониться яслям, кресту и гробу Господа нашего Иисуса Христа. Итак, я бреду с странническим посохом в землю обетованную, в те святые места, кои полюбил я еще в раннем детстве, когда учился священной истории. Во мне пламенеет желание видеть и облобызать землю, освященную стопами Спасителя грешников. Пройду по ней с Библией в руках, смирив ум и дав волю одним чувствованиям сердца. На вершинах Сиона, Елеона, Кармила, Фавора, Синая, на берегах Иордана и Галилейского озера, в саду Гефсиманском, у дуба Мамврийского, у Вифлеемских яслей, на Голгофе, забыть все земное, беседовать с Богом и с Иисусом, сложить в своем сердце Его святое слово, выплакать очи от умиления и покаяния, вдохновиться истиной и добром на остальные годы жизни, я не знаю выше сего блаженства на земле. Хочу упиться им досыта. Вот святое опьянение! Я на пути в Иерусалим. Наступит сентябрь, и меня уже не будет в Одессе. Не знаю, долго ли я пробуду на Востоке, или, быть может, мне свыше суждено и кости свои положить в зыбучих и раскаленных песках Ливии, либо Аравии. Что же? Я – пшеничка Божия; где бы ни посеяли меня, везде я оживу, лишь бы сподобиться мне умереть о Господе. Как истинный духовник, я не мог быть холодным истуканом. Плакать вместе с плачущими, каяться с кающимися и своими воздыханиями поощрять их к сердечному сокрушению о грехах, я почитал своей священной обязанностью. Но в глазах мирских людей и святое кажется грешным. О люди, люди! Кто вразумит вас? Кто исправит вас? Из некоторых выражений в письме вашем видно, что душа ваша страдает сильно. Жаль мне вас. Мужайтесь, терпите, молитесь, уповайте, очистите душу покаянием и умастите ее смирением. Не слушайте внушений самолюбия и оскорбленной гордости. Твердите, как можно чаще, слова Господа: «Блажени миротворцы». Променяйте Москву на деревню. Прощайте, до свидания. Да благословит, да утешит и да укрепит вас Господь на многострадальном поприще вашем. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Судя по письму, иеромонах Феофан вполне примирился со своим положением, был полон надежд и настроен на продолжение ученых занятий: «Все идет порядком обычным. Строят нам новый дом, что довольно утешительно после пятилетнего житья в конурах – и тесных, и сырых, и темных. Верно, и Вы слышали о сумятицах по случаю вмешательства католического преобладания в местах поклонных. Много беспокоились; но, слава Богу, на днях получено известие, что все кончилось удовлетворительно. Поклонники отъехали. Иерусалим пуст. Все тихо. Сиди, умствуй, работай!» . Однако это спокойствие оказалось обманчивым, и вскоре для миссии наступили тяжелые времена. Продолжение следует. Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.; Донесение К.М. Базили В.П. Титову от 13 апреля 1849 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99–99об. См. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 3 января 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 51об.–53об.; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 10 января 1861 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр 46. Л. 53 об.–55об. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 3 января 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 51об.–53об.; Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1851 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 585.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι. – СПб., 1910. С.682. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к В.П. Титову от 24 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 12. См. Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова из Буюкдере архимандриту Порфирию от 1 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 19–19об.; Письмо министра иностранных дел Российской империи К.В. Нессельроде к обер-прокурору Святейшего Синода Н.А. Протасову от 23 ноября 1851 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 279–279об. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 7 ноября 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 132.

http://bogoslov.ru/article/5558532

П.В. Безобразов Гр. А. П. Толстому от 26 апреля 1860 г. По окончании служения моего на Востоке, куда я двукратно посылаем был по Высочайшей воле для обозрения православных церквей и где потом действовал, как начальник первой духовной миссии нашей в Иерусалиме, благочестивейший Государь Император благоволил пожаловать мне за особые труды и заслуги пожизненную пенсию из государственного казначейства и повелел производить мне жалованье из сумм духовно-учебного управления при св. синоде до определения меня к должности. Пенсию и жалованье я получаю, а к должности не определен и ожидаю ее очень давно. В 31-й день марта месяца 1858 года святейший правительствующий синод постановил уволить меня в отпуск за границу на Восток сроком на один год для посещения тамошних священных мест с набожной и ученой целью и для взятия из Иерусалима оставшегося по случаю войны имущества моего и библиотеки, и в то же время поручил мне собрать на Востоке ученые сведения о церковной архитектуре и живописи, о церковных утварях, библиотеках и архивах и в Египте возобновить сношения с коптским духовенством, которого внимание к нашей церкви привлечено было в прошедшую поездку мою туда. Исполнение этих поручений его при законных отсрочках пребывания моего на Востоке приводится к окончанию. Остается только рассмотреть в Каире патриаршую библиотеку и архив и возобновить сношения с тамошним коптским патриархом, которого ожидали в Иерусалиме ко дню Пасхи, однако напрасно. Жатвы мои готовы. Но жнецу мне нужны гумно и кров. Посему я покорнейше прошу ваше сиятельство предложить святейшему правительствующему синоду, что ученые занятия мои на Востоке оканчиваются, и вместе представить ему дело об определении меня к должности для решения на законном основании. Благодушно ожидаю решения сего дела и уведомления о нем. По назначении мне новой должности установится местопребывание мое, устроится союз мой с церковью и отечеством, определится круг моей деятельности и при помощи Божией совершится добровольная передача свету готовых умственных стяжаний моих тем скорее, что в благоустроенном обществе находится много вспомогательных сил и средств к достижению высоких целей. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Елисавете Павловне Эйлер от 22 августа 1857 г. Пишу к вам, Богом данный друг мой, впопыхах от дива дивного, от чуда чудного. Епископ Поликарп на днях осмеян, оплеван, уничтожен. Но на место его назначен не я, а инспектор здешней духовной академии архим. Кирилл. Первого избрали за святость, а отринули за глупость. Во втором оценили способность к делам, но уже не искали святости, которой и нет в нем. Какая кутерьма! Не правда ли, что у нас на одной неделе семь пятниц? А как поступили со мною? Пригласили меня к делу Божию именем священнейших лиц и снова оттолкнули. Каким же чудом один и тот же я в одно и то же время нужен и не нужен, полезен и опасен, светел и темен! Не понимаю! Тяжело мне быть игрушкой людей, не устроенных в путях своих. Я вяну, стыну, окаменеваю. И кто оживит, согреет и расцветит меня? Находясь под влиянием лихорадочного чувства, я думаю, что уже все потеряно мною, кроме совести и покорности воле Всевышнего, Который по неисповедимому суду Своему возвышает и смиряет нас смертных. Попытаюсь разъяснить, кому следует, что гр. Толстой предубежден был против меня еще в Одессе, где он недолго был губернатором, и что предубеждение произведено в душе его известным у нас Магницким, вместе с которым он воевал против Воронцова, любившего меня крепко. Магницкий, кем-то описанный вот так: Без денег турист, За деньги атеист, На тайной вечери Иуда, Магницкий чудо! Магницкий, неоднократно ссылаемый в Ригу, Одессу и, наконец, Херсон и не терпевший наше Царственное семейство, Магницкий, от которого одесские друзья мои предостерегали меня, как от чумы, и который, видя холодность мою к нему, не любил меня и даже в проповедях моих отыскивал укоризны себе (о чем я и не помышлял), этот человек, дружа с гр. Толстым, наговаривал ему, что я не православен, что я – lesprit fort sceptique 181 и не подвижник. Это было давно (1837–1840 г.). Однако дикое эхо наговоров его отзывается и теперь в душе Толстого. Попытаюсь разъяснить это и многое другое, и если оправдаюсь, то благо мне! Если же рабское человекоугодие судей уступит силе вельможи, то замолчу, да так, что никто, кроме вас, не услышит от меня ни одного слова. Простите меня, что я тревожу вас волнением души моей. Статься может, оно утихнет. Господь милостив! Помолитесь о мне! Я жду бури, грома, молнии, кораблекрушения. А вы цветите! Благословение Господне на вас! Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 24 декабря 1852 г. Уведомляю вас, что я получил письмо ваше от 17 декабря, и что патриарх Кирилл выехал из Иерусалима в Константинополь в 22-й день истекающего месяца. Перед отъездом он учинил все нужные распоряжения касательно тех дел своего престола, в которых и я, более или менее, участвую, именно, поручил надзор за типографией преосвященному Фаворскому, наставнику в патриаршем училище о. Дионисию Клеопе и одному архимандриту; при мне строго приказал своему камарашу и вместе эфору помянутого училища ничего не предпринимать в этом заведении без моего совета и поступать по моим наставлениям; наконец, в моем же присутствии велел архимандриту Софронию и зодчему отстраивать дом для нашей миссии духовной по моим предначертаниям, но согласно с его волей касательно общего устройства здания, а не подробностей его. Признательный к его блаженству за такие распоряжения, я расстался с ним не без сожаления. Всегда бывает не легка разлука с тем, на кого более всех надеешься. Прощание мое с ним было сердечное и молитвенное. Я желал ему успеха во всех делах его. На другой день по отъезде его блаженства я внимательно и подробно осмотрел здание, которое имеет быть отстраиваемо для нас. Оно будет хорошо, удобно, покойно и поместительно для наличного числа членов вверенной мне миссии. Об одном только скорблю я, что мне не удалось убедить патриарха сломать ничтожный купол юго-восточной комнаты, в которой вы жили в последний приезд ваш, и подвести ее под общую крышу во избежание вредной для меня сырости. Этот купол причинит много зла, ибо к окраинам его будет стекать дождь сверху дома. Следовательно, в углах, поддерживающих его, будет непрерывная сырость. Желая устранить эту невыгоду, я пишу к его блаженству и в последний раз умоляю его сломать купол и вместо него на подвышенных стенах настлать деревянный потолок, или подвести его под общую крышу. Не уважит он моей просьбы – быть так! По крайней мере я докукой моей очищу себя пред судом моих преемников. А вам исповедаю сие горе мое, отнюдь не желая ввести вас в новые хлопоты по делу о нашем доме, и предоставляю вам полную свободу говорить за нас или молчать. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов К. Тишендорфу от 17 августа 1865 г. Спешу отвечать на ваше письмо от 7 июля. Приятна была мне тысяча ваших поздравлений и благожеланий. Не менее приятно было вспомнить и покойного патриарха коптов Кирилла, который, если бы жив был, обрадовался бы тому, что меня посвятили в епископа. Он был друг мой. Я предсказал ему патриаршество, я и похоронил его в Каире в январе месяце 1861 года. Вечная память ему. Вы передали экземпляр моего Фотия г. Туху. Но позвольте узнать, кто сей Тух? Тот ли, который разбирал синайские надписи, или другой. Если тот, то я прислал бы ему все свои сочинения с картинным изданием Христианского Востока, в котором (издании) помещено множество синайских надписей, отподобленных мною на местах их. Он прочел и перевел бы их. А его мнение о моей книжке под названием «Письмена Кинея Манафы на синайских утесах» было бы весьма занимательно для меня. Я первый огласил, что синайские письмена начертаны были кинеями, о которых в Библии сказано, что у них были писари. Но такое мнение мое выдержит ли критику германских ориенталистов и самого Туха? Желательно знать мне это тем более, что в России никто не в состоянии оценить мои исследования синайских письмен. С нетерпением ожидаю обещанных вами книг. А ваша просьба о сверении шести чтений с моим палимпсестом исполнена с точностью опытного палеографа. Я по указаниям вашего листка, который при сем возвращается с отметками моими, отыскал в своем палимпсесте все оные чтения и, вооружив глаза свои увеличительным стеклом, проверил их. Итак, печатайте их согласно с отметками моими, да и впредь, когда в чем усомнитесь, требуйте от меня дружеского труда. Я готов помогать вам в таком важном деле, каково издание моего драгоценного палимпсеста. δελφς δελφ βοηθομενος σχυρτερος γνεται 262 . У меня в Михайловском монастыре моем гостит Авраам Сергеевич Норов . Мы не раз вспоминали вас. Он кланяется вам и просит вас знать, что он в бытность свою в Синае видел в каком-то тамошнем погребе множество арабских и коптских рукописей, коих не видали мы, т. е. я и вы. Ученое занятие его теперь есть издание Апостола на языках греческом и славянском. Но признаюсь вам, что это издание его ничего не стоит. Труда много, а пользы никакой. Можно ли руководствоваться таким изданием, в котором к славянскому переводу насильственно подбирается греческий текст, Бог весть откуда, и в котором вставляются такие слова и изречения греческие, каких нет в лучших рукописях, даже моих. Я никогда не буду читать такого Апостола, который сочиняется не апостолом, хотя бы он был senex venerabillimus 263 . Но довольно об этом. Пора пожелать вам счастливых успехов в общественных трудах ваших. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 21 июня 1853 г. Находясь в самом неприятном расположении духа, отвечаю вам на письмо ваше от 16 июня. Вместо уведомления о высылке денег за январскую треть, я получил от г. Озерова из Одессы пространное письмо, в котором он потешает меня возмездиями в будущем, а в настоящем не велит беспокоить начальство сетованиями о лишениях моих и о скудости вверенной мне миссии. Слушаю, но с сардонической улыбкой, как обнаженная жертва, ввергнутая в раскаленного медного быка за напоминание о том, что у ней удержан хлеб насущный, пожалованный царем. Благодарю вас за обещание снабдить в долг вверенную мне миссию пятью или шестью тысячами пиастров до получения окладов за январскую треть текущего года; но не знаю, как распорядиться этими деньгами, когда наша духовная миссия в Иерусалиме должна мне более, нежели сколько вы обещаете. Вы очень хорошо сделали, что отправили к г. Озерову подлинное мое письмо, в котором я известил вас о горьком положении вверенной мне миссии в хозяйственном отношении. А еще лучше сделаете, когда примолвите, что настоятель российского духовенства, водворенного в Иерусалиме, как бедный человек, не имеющий ни родового, ни благоприобретенного имения и никаких доходов и лишенный, неизвестно почему, значительной части его скудных окладов, более не может содержать своими средствами помянутое духовенство. Когда же позаботитесь о благовременном отправлении в Россию состоящих при мне духовных лиц в настоящую бурную годину, то будете иметь воздаяние от Бога и похвалу от людей умных. Палестина в настоящих обстоятельствах подобится грозной туче, в которой кроются убийственные громы и молнии. А старый Зевес наш, Хафиз паша, слишком слаб, чтобы мог удержать их. На днях в деревне Эн-Карым (Горняя) была кровопролитная битва между тамошними мусульманами по случаю их взаимной ссоры. Много убитых, а раненых больше. Пашийская стража едва выручила оттуда нескольких поклонников не нашего вероисповедания. Около 10 июня в Рамле буйное юношество мусульманское собралось у ворот тамошнего греческого монастыря и вопияло, что христиане хотят истребить мусульман. Мусселим разогнал негодяев. Однако положение тамошних православных становится опасно и некоторые из них убежали в Яффу. В случае нашего бегства не знаю, как поступить с нашим учителем и переводчиком Фадлаллой. Он боится ехать в Дамаск и оставаться здесь, потому что его считают русским. Скажите, может ли он ехать с нами в Россию и кто будет содержать его? До свидания! Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010