Дмитриевский А. А., профессор. Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова : Краткий очерк учено-литературной деятельности их, читанный в заседании Церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии 13 янв. 1886 г. доцентом Академии Ал. Аф. Дмитриевским. – Киев. 1886. Михневич И. Г. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея, с 1817 по 1857 г. – Одесса, 1857. – С. 70. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 55. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 287. Лебедев А. П. Преосвященный Порфирий (Успенский) . – Сергиев Посад, 1904. Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в Академию наук по завещанию. – СПб., 1891. Селиванов Н. Ф. Монашеская республика (письма с Афона). – СПб., 1900. – С. 4. Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916, вып. 5. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 году//Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. – СПб., 1885–1912. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 381–382, 447. Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни//Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 440–448. Костров В. Епископ Порфирий (Успенский) , его деятельность и ученые труды по изучению христианского Востока (кандидатское сочинение)//Православный собеседник. – Казань, 1914, январь. – С. 28. (Отзыв об этом сочинении профессора Протасова В. И. см.: Православный собеседник. – Казань, 1916, май-июнь. – С. 170.) Корольков И. Н., протоиерей. Суждение епископа Порфирия о переводе Священного Писания на русский язык//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1915, сентябрь. Мацеевич Л. Письма архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скорлатовичу (1842–1844 гг.)//Православный собеседник. – Казань, 1916, январь. – С. 365.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Древние города Афона. По еп. Порфирию Успенскому Древние города Афона. По еп. Порфирию Успенскому   Если сказать кратко, то на Афоне в дервности было пять больших городов. На месте Керасьи был город Акрофой, по русски, Вышгород - город на высоте. О четырех других мы точно не знаем, какой город как назывался, хотя места их мы знаем точно по развалинам и капищам.    Позднее уже Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона ), позднее на вершине горы стоял храм Зевса , который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).    Интересно, что изначально на Афоне жили не греки, а этруски-итальянцы, впоследствии слившиеся с римлянами. Впрочем, многонациональное население Афона удивительным образом сохраняется уже тысячи лет. - Святая Гора Афон Керасъя, или Кераша — по выговору соотчичей. Эта самая высшая по местоположению обитель афонская. Нам нужны были покой, теплота и хлеб. Все это в избытке мы нашли у убогих келлиотов. Отдохнувши и обсохши, я вышел взглянуть на древности керасийские - остатки времен еще языческих. Их описывали мне в виде огромных стен так называемой киклопской постройки, простирающихся уступами по скату горы на большое пространство.  Я мог видеть их только издали. Это были серые груды камней е геометрическими очертаниями, обнаруживающими несомненно участие в них труда человеческого. Впрочем, вид их мало отличался от естественных обрывов скалы, чудъ ли не составляющей наибольшую часть древних построек. Видно, что иродотовские афонцы старались по возможности довольствоваться тем, что доставляла им природа, и о зданиях вековечных мало помышляли. Такова была издревле задача Св. Горы Афон ! У меня с собой была выписка об Афоне из Страбона. Давно хотелось мне взглянуть на любезную Гору из древности более глубокой, чем все святогорские свидетельства, преданья и поверья о ней. Настоящая минута благоприятствовала тому. Место, на котором я стоял, без сомнения, принадлежало одному из давно исчезнувших пяти городов афонских, и именно Акрдфою, т. е. афонскому Вышгороду. Вот что сообщает Страбон об Афонском полуострове:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=16&iid=196...

По благословению Святейшего Патриарха была создана Синодальная богословская комиссия. На одном из заседаний было выдвинуто предложение провести редактуру Синодального перевода, чтобы приблизить его к нормам современного русского языка и исправить ошибки в переводе. Помочь в этом могут другие переводы Священного Писания на русский язык. Конечно, к ним нужно подходить критически. На примере перевода епископа Порфирия (Успенского) можно предложить следующую методологию изучения этих переводов: 1 . Необходимо сравнить перевод еп. Порфирия (Успенского) с другими переводами, сделанными с Септуагинты. Это, прежде всего, церковнославянские переводы, переводы неканонических книг священника А. Сергиевского, которые вошли в Синодальную Библию , переводы П.А. Юнгерова и другие. 2 . Результаты анализа сравнить с критическими изданиями Септуагинты: Ральфса и Геттингенской. 3 . Результаты предложить для редактуры Синодального перевода, который перед этим был сравнен с еврейским текстом, древними и современными переводами. Такая методология позволит редакторам сохранить все положительные характеристики Синодального текста и остаться в традиции, начатой святителем Филаретом. Список библиографии 1 . Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир. 1988. 9. С. 227–239. 2 . Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Псалтирь в новом славянском переводе с древнееврейского. М., 1809, 1878. 3 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2002. 4 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. М., 1993. 5 . Васильевский В.Г. Описание Порфирьевского сборника византийских доку-ментов//Отчет Императорской публичной библиотеки за 1883 год. СПб., 1885. 6 . Евсеев И.Е. Московское издание греческой Библии//Богословский вестник. 1902. Январь-апрель. Т. 1. 1. С. 207–211. 7 . Ернштедт В.К. Из Порфиерьевской Псалтири 862 года//Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Т. CCXXXVI. С. 23–35. 8 . Ернштедт В.К. Список датированных греческих рукописей Порфирьевского собрания//Отчет Императорской публичной библиотеки за 1883 год. СПб., 1885. (Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

49 Копия с донесения генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В. П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.–10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99 об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М.Базили к русскому посланнику в Константинополе В. П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197 об. 50 Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3607. Л. 12 об.; Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 234 об. 51 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об. – 245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) . СПб., 1910. Т. Ι. С. 487. 52 Отчёт об учёных и художественных занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1853 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 2. Л. 30–30 об. 54 Отчёт об учёных занятиях Русской Духовной Мисии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι. С. 488–489. 61 Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1об. 62 Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова из Буюкдере архимандриту Порфирию от 1 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 19 –19 об. 63 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 24 октября 1851г.//СПбФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 130–131; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 18 декабря 1851 г.//Там же. С. 134–135; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 9 января 1852г.//Там же. С. 140–141; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову от 9 января 1852 г.//АВПРИ. Ф.161. II-9. Оп. 46. Д. 26. Л. II, 17–18 об.; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 9 января 1852г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 34; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову от 9 января 1852 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 5–6 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

247, – все это рядом с замечаниями, достойными ума критического и наблюдательного. 2 Порфирия Успенского Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 и 1846 году, ч. отд. 1 и 2, Киев, 1877. Часть напечатана в Киеве в 1877 году также в 2 книгах под заглавием: Восток христианский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Второе путествие по святой горе Афонской в годы 1858, 1859 и 1861. Москва. 1880. Далее два важнейшие трактата, уже напечатанные: Письма о пресловутом живописце Панселиме о. Порфирия Успенского к п. Антонину в Трудах Киевской Духовной Академии 1867, октябрь и ноябрь. Ерминия или наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, после 1566 хода (Первая иерусалимская рукопись 17-го века), в Трудах Киев. Дух. Акад. и отд. изданием в Киеве, 1867 года. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота в Трудах Киев. Дух. Акад. 1868 г., 2, 3, 6, 12 и отд. изд. 1868 г., без оглавления. История Афона, в 2 частях: Афон языческий, Афон христианский, в двух изданиях, в Киеве 1871 г. и 1874 г. и дополненное в Киеве в 1877 г., и часть III, Афон монашеский. Отд. второе, под ред. П. А. Сырку, изд. Имп. академии наук, Спб. 1802. Зографическая летопись Афон и мое суждение о тамошней иконописи в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просвещения, 1884, стр. 217–266. Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери, в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Пр. 1879; Афонские книжники – там же, 1883, 1, 8–4; О религиозном состоянии Афонских обителей во время турецкого владычества над ними, там же, 1883, 9–10. Ср. П. Сырку, Описание бумаг еп. Порфирия Успенского , приложение к 64 тому Зап. Имп. Акад. Наук, Спб. 1891, стр. 198 – 206, 369 – 875 и 382–388. Арх. Антоняну принадлежат изданные без имени автора: Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864, 8°. 3 Didron, Annales archéologiques: vol. IV, V, XVII, XVIII, XX, XXI, XXIII, XXIV. Papety в Revue des deux mondes за 1848, Miller в Archives des missions II, Ant. Proust в Tour du monde 1860, Langlois Y. Le mont Athos, 1867, Neyrat, L " Athos 1884, Voguë, Syrie, Palestine, mont Athos 1887. 7 Все, ниже приводимое, относится исключительно к обителям греческим и, напротив того, не имеет никакого отношения к обителям русским, славным по управлению и по своему просвещению и по высокому общинному трудолюбию и славящимся у всех путешественников и паломников по своему разумному вниманию к чужому и особенно научному труду. Русским обителям достойно соревнуют в последнее время и славянские обители на Афоне: Хиландар и Зограф. 8 См. напр. свидетельство г. Ш. Байэ, посетившего, между тем, Афон в составе особой миссии вместе с аб. Дюшеном: L " art byzantin, р. 270, рус. изд. стр. 269–270. Читать далее Источник: Памятники христианского искусства на Афоне/[Соч.] Н.П. Кондакова. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1902. - 312 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Согласно с этими изменениями, книга напечатана в Киеве в 1877 г., в 2-х книгах, под заглавием: «Восток Христианский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты Архимандрита, ныне Епископа Порфирия Успенского , в 1845 г.». Печатный текст и текст чистовой вполне сходны. 3) «Первое путешествие в афонские монастыри и скиты преосвящ. Порфирия в 1846 г. ч. II. Отделение первое«, в одной книге (IIA8), состоящей из 582 листов разной бумаги листового формата с приклеенными к ним снимками надписей, записей и местностей, сделанными от руки на прозрачной бумаге. Книга содержит в себе чистый и черновой тексты описания путешествия: первая (281 лист), писанная чернилами, отличается от второй (301 лист), писанной большей частью карандашом, некоторыми добавлениями. Она напечатана в Киеве в 1877 г. Печатный текст с чистым текстом вполне сходен; в черновом многое исправлено и зачеркнуто. 4) »Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отделение второе. 1846 год» составляет одну отдельную книгу (IIA8a) из 535 листов (или 1076 страниц, начиная со страницы 563, так как означение числа страниц этой книги соединено с числом страниц предыдущей) разной бумаги и форматов. Эту книгу можно разделить на две части: 1-ю составляет чистый текст, состоящий из 175 листов с прибавлением (между стр. 865–866) 4-х печатных листов (или 8 страниц) в виде оттиска из «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» 1879 года статьи: «Новое слово об афоно-иверской иконе Богоматери». Рукопись писана рукой о. Порфирия красными и черными чернилами и после написания исправлена, причем некоторый места зачеркнуты. Ко многим листам приклеены снимки с надписей, крестов и изображений святых, сделанные от руки на прозрачной и простой бумаге. На листах видны следы от рук наборщика и пометки цензора. Заключающейся в книге текст напечатан под выше приведенным заглавием в Москве, в 1880 г. 2-ю часть составляет черновой текст предыдущей, писанный почти весь карандашом на листах разной бумаги и разных форматов, и частью на объявлениях газеты «Правда».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

226]. И хотя в дальнейшем архимандрит Порфирий переменил свое мнение о ценности Синайского кодекса, подвергнув сомнению каноническое достоинство последнего, это нисколько не умаляет его заслуги в открытии для христианской науки уникального рукописного экземпляра Священного Писания. Вслед за Синаем и Египтом архимандрит Порфирий продолжил энергичные научные поиски в том же 1845 г. на Афоне, другой христианской святыне, хранящей в себе более чем тысячелетнюю историю Православной Церкви. Архимандрит Порфирий проявил завидную настойчивость и целеустремленность в научных разработках материалов по истории Афона. С этой целью он там описывал хрисовулы (тип византийских императорских грамот – Прим. ред. «Седмица.Ru») греческих, русских, сербских, болгарских, валахских и молдавских царей и князей, грамоты Константинопольских патриархов, древние акты, монастырские Уставы, копировал славянские и греческие надписи на монастырских зданиях и гробницах, крестах и иконах, осматривал памятники церковного зодчества, ваяния и иконописания, изучал церковное пение т. III, с. 3]. После годичного пребывания на Афоне с небольшим перерывом для лечения в Константинополе архимандрит Порфирий, обогащенный разнообразными материалами, покинул Святую Гору и направился на Родину. 20 августа 1846 г. он через Молдавию и Валахию прибыл в Одессу. Здесь он подарил местному Обществу истории и древностей 550 греческих, римских, персидских и других монет, в том числе 7 золотых и 109 серебряных, а также разнообразные египетские древности, из которых наиболее примечательными были мумия женщины и большой папирус из фивских катакомб (там же, с. 50). Затем архимандрит Порфирий направился в Петербург. По дороге он встретился в Харькове с архиепископом Иннокентием Борисовым , а в Москве – с митрополитом Филаретом Дроздовым . Оба святителя проявили большой интерес к Восточным Церквам и внимательно выслушали рассказы отца Порфирия. Понимание общецерковных проблем особенно отличало знаменитого митрополита Московского, и отец Порфирий сразу обратил на это внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Далмация, – одна книга (IIA14), имеющая 114 листов, на которых изложен дневник путешествия преосвящ. Порфирия по Далмации, писанный им, как он замечает, «на лету» в 1842 г., за которым следуют «записки о Далмации», собранные из разных книг. После этих записок идут копии с 18 писем на итальянском языке о разных предметах разных лиц: Круфта, Соро (Saurau), Кральевича, затем одно прошение всех обществ далматской епархии карловицкому митрополиту Стефану Стратимировичу. Далее следуют: «Замечания о восточных христианах» преосвящ. Порфирия и наконец небольшая переписка (4 письма) его с некоторыми далматинскими славянами. Первое путешествие по Архипелагу, Средиземному морю и Италии. I.1, – в одной книге (IIA15), состоящей из 493 лл., писанных рукой о. Порфирия, карандашом и чернилами с исправлениями. Это – описание путешествия его по упомянутым местам в 1854 году; оно собственно состоит из двух частей: одна носит вышеприведенное заглавие (имеет 340 лл.), а другая озаглавлена: «Путешествие от Иерусалима до Рима и Вены» в том же году; здесь описывается путешествие по Италии. В обеих книгах немало интересных мест, как напр. заметки о Венеции. К тексту приложены снимки с разных предметов, сделанных от руки, как в самом тексте, так и на отдельных листочках белой прозрачной бумаги, приклеенных к листам книги. Общее описание Архипелага, в 2-х книгах из 1155 листов, писанных рукой преосвящен. Порфирия. Это географико-историко-археологическо-статистическое описание каждого в отдельности острова, чем-либо и когда-либо известного, в Архипелаге; следовательно это не собственно описание, но скорее отдельные монографии о каждом острове Архипелага с самых древнейших времен до настоящего. Автор при составлении этого громадного своего труда, если не пользовался всей литературой предмета до мелочей, то хорошо знаком с капитальными сочинениями по истории и описанию островов Архипелага. Для науки имеет значение та часть исследования о. Порфирия, где говорится о средневековых временах этих островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

95 . Regel W. Χρισβουλλα κα γρμματα τς μονς το Βατοπεδου. Petersburg 1898. 96 . Spyridon Lavriotis. ναγραφαι γγρφων τς Μεγστης Λαρας//Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher 1930. 7. 388–428. 97 . Theocharidis G. I. Μα διαθκη και μα δκη Βυζαντιν. νκδοτα Βατοπεδιν γγραφα. Θεσσαλονκη. 1962. 96. 98 . Zakuthinos D. Α. νκδοτα πατριαρχικ κα κκλησιαστικ γρμματα περ τν μονν τν Μετερων//Hell 1937–38. 10. 281–306. Путешествия и научные экспедиции 99 . Григорович-Барский В. Г. Второе посещение святой Афонской горы Василия Григоровича-Барского, им самим описанное/Под ред. Барсукова Η. П. СПб. 1887. 413. 100 . Петровский С. В., прот. Путеводитель по святой горе Афонской и указатель ее монастырей, скитов и келлий. Одесса 1908. XVIII, 172, 2. 101 . Порфирий Успенский , архим. Восток христианский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1845 г. Киев 1877. 1:1. 386. [Руссик; Иверский мон.; Скит Кавсокаливит; Обитель Филофея; Ксиропотамский мон.]. 1:2. 341. [Свято-Павловский мон.; Дионисиат; Григориат; Симонопетр; Иверский мон.; Иверопредтеченский скит; Руссик]. 102 . Порфирий Успенский , архим. Восток христианский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1846 г. Киев 1877. 2:1. 505. [Руссик. Хиландар. Константинополь. Есфигмен]. М. 1880. 2:2. 312. [Ватопед; Пантократор; Ставроникита; Кутлумуш; Каракалл; Ивер; Карея; Возвращение в Константинополь]. М. 1881. 2: Приложения ко второму отделению сей части. 103 . Порфирий Успенский , архим. Восток христианский. Афон. Второе путешествие по святой горе Афонской архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описаиие скитов афонских. М. 1880. 529 (оправдания: 469–529). [Мон.: преп. Ксенофонта, Дохиарский, Зографский, Кастомонит и описание 11 скитов]. 104 . Activité byzantinë rapports des missions effectuées en 1983. Fondation éuropéenne de la science. [P.: Centre de geographie historique du monde byzantin, 1983]. 1–2. II, 613. Ill., maps, plans. [Kravari V. Recherches topographiques au Mont Athos].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 2. См. Сопроводительное письмо о посылке с утварью к иеромонаху Феофану (Говорову)//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 30; Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Феофану (Говорову)//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1, 41. Л. 146—147 об.; Письмо к иеромонаху Феофану (Говорову)//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 14. Л. 61—62; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к В.П. Титову//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 9; Письмо К.М. Базили к В.П. Титову//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 745. Л. 80—81; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 27 февраля 1852 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 74 об.—75; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 27 февраля 1852 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 13. Л. 133. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 485. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582—583об.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 490. Сарруф Фадлалла Иванович (1826—1902/1903) — православный араб, уроженец Дамаска, с 1848 года состоял на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме; в 1854 году вместе с ее членами выехал в Россию и принял русское подданство, по окончании Крымской войны был драгоманом при Русской духовной миссии, для которой он приобрел земельные участки и недвижимость на Ближнем Востоке; впоследствии читал лекции по арабскому языку в Санкт-Петербургском университете. Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 2об. Отчет об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1851 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 586.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 684. Свидетельство об этом самого иеромонаха Феофана см. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 7 ноября 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 132об.

http://bogoslov.ru/article/5558528

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010