Почему же бы не прилично было священному лицу провести несколько дней под отдельным кровом особы священной в занятиях духовных? Иное дело, если бы приглашали меня жить в одном доме с мирским семейством; тогда и сам я отказался бы от такого приглашения, умея отличать неприличное от пристойного. Но Ее Высочество по мудрому такту своему предоставляет мне отдельный и совершенно уединенный приют; и этот такт ее мирит мою совесть с законом пристойности тем более, что слабое здоровье мое дает мне право сделать исключение из устава моей жизни и пользоваться милосердием особы священной по благословению архипастырскому. В этом благословении вся сила. Оно может обратить загородный приют мой в пристойную званию моему келью, когда известно, что живущий тут есть уже старец. Кому не понравилось бы это рассуждение мое, тому я сказал бы: Душенька, не место святит человека, а человек святит место, и примолвил бы: Где царствует целомудрие, там пожить прилично всякому, кто сохранил это ангельское свойство. Я люблю нежные души, но уважаю и суровые и потому прошу вас доложить Великой Княгине об отказе митрополита так, чтобы она видела во мне покорного сына строгому отцу. Я скоро уеду отсюда в Кострому для свидания с престарелой матерью и с родными моими. Их любовь крайне нужна мне в настоящем безотрадном состоянии моем. Среди них я не буду смотреть на себя, как на отлученного от общества. Не в Лавре, а в родительском доме обновится, яко орля, юность души моей, к которой набожная мать моя умела привить страх Божий, целомудрие, незлобие и терпение. До отъезда на родину я еще буду писать к вам. Мне, удрученному под тяжестью креста, отрадно видеть в вас Веронику и давать вам нерукотворенный образ мой, т. е. открытую душу в терновом венце, но с сиянием веры, надежды, преданности Богу и успокоения в Его воле, мудрой, святой и благой. Благословение Господне на вас! Он же милосердый да благословит и вторую матерь вашу и Эдитту и княгиню Одоевскую. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

К чести В.Н. Хитрово следует подчеркнуть, что по ознакомлении с неизданным наследием епископа Порфирия (по «Описанию», изданному Сырку 1222 ) он существенно изменил свое отношение к основателю РДМ, более того, выступил инициатором публикации вышеупомянутой «Книги бытия моего» за счет Палестинского Общества, что и было осуществлено в 1892–1904 гг. 1223 В качестве приложений к первой части автор поместил в своем исследовании шесть документов, освещающих деятельность Порфирия (Успенского) и предысторию создания Русской Духовной Миссии: всеподданнейший доклад К.В. Нессельроде от 13 июня 1842 г., отношение К.В. Нессельроде к обер-прокурору Св. Синода Н.А. Протасову от 31 марта 1843 г., инструкция МИД архимандриту Порфирию от 2 ноября 1843 г.; записка Порфирия посланнику в Константинополе В.П. Титову с проектом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 6 января 1845 г., донесение Порфирия директору канцелярии Св. Синода К.С. Сербиновичу от 6 июня 1847 г., проект инструкции Порфирию, назначенному начальником РДМ в Иерусалиме, от 28 августа 1847 г. Все указанные документы напечатаны в данном издании – на соответствующем месте в хронологическом порядке, в большинстве случаев по архивным оригиналам (см. выше, раздел 1: «Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии») 1224 . Три из них были ранее опубликованы П.В. Безобразовым в «Материалах для биографии епископа Порфирия Успенского . Т. 1. Официальные документы» (СПБ, 1910). В приложениях к третьей главе, как и в первой, Василием Николаевичем были помещены копии 14 документов, относящихся к деятельности архимандрита Леонида (Кавелина) в Иерусалиме (см. ниже список в конце его авторского текста). Мы включили наиболее важные из них в соответствии с хронологией в основной корпус документов (шесть в раздел о Леониде и четыре в следующий – об архимандрите Антонине) 1225 . Несколько из них были вскоре после написания работы Хитрово опубликованы в сборнике документов «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по делам Православной Церкви на Востоке» (М., 1886) 1226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Св. Отец» за только что истекший год статья его под заглавием: «О постах православной восточной церкви» (кн. 1885 г.) представляет лишь начало обширного исследования под вышеупомянутым заглавием и дает лишь обозрение источников для него. Скажем только, что это исследование покойного профессора вызывалось настоятельною необходимостью и накопившимся в громадном количестве материалом, собранным им еще при написании книги о митрополите Киприане, в которой он, как мы уже знаем, более половины заключительного отдела посвятил вопросу о постах, а также диссертации о церковном Типиконе. Вообще все труды покойного стоят в такой логической последовательности, что не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что следующим трудом Ивана Даниловича, если бы жизнь его продолжилась дальше, был несомненно вопрос о «местно – русских церковных чинах, представителями которых служат монастырские обиходники и Уставы соборной церкви», требовавший, по его мнению, «специальной монографии», и с которым он также несомненно должен был встретиться в своем только что начатом исследовании «о постах». Но Провидению угодно было взять от нас этого неутомимого талантливого труженника, недававшего себе отдыха здесь на земле, для вечного упокоения. Его же планы и намерения, высказанные в многочисленных его литературных трудах, пусть будут для вас его предсмертным, духовным завещанием, выполнить которое лежит на нас, продолжателях ею трудов, прямой и священный долг... Говоря об учено-литературной деятельности в области церковной археологии и литургики почивших преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова , мы не считали нужным касаться их некоторых погрешностей и недостатков, не потому что мы следовали в этом случае известной классической поговорке: «De mortuis aut bene aut nihil» и не потому, что мы не видим этих недостатков. Как произведения «бренной руки и ума тленного, а не Духа святого», скажем словами наших старых переписчиков, произведения этих ученых деятелей не лишены своего рода «описей и недописей», но подобные недостатки нисколько не умаляют их действительно важных и неоцененных услуг для церковно – археологической и литургической наук и не отнимают у них права на вечную память и глубокую благодарность в потомстве и главным образом у ближайших их преемников и работников на той же ниве, непосредственных свидетелей и ценителей совершенных ими дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Между тем, уверенный в эффективности «палестинского сбора», Мансуров в 1858 г. вторично направляется в Палестину во главе целой экспедиции, включавшей епископа Порфирия (Успенского) , архитекторов М.И. Эппингера и В.А. Дорогулина и др. Целью командировки было «озаботиться об улучшении быта паломников в Иерусалиме и подготовить все необходимое к приезду в Палестину великого князя Константина Николаевича с супругой Александрой Иосифовной». Поскольку устройство паломников требовало безотлагательных мер, было решено, в качестве временного варианта, нанять и приспособить под странноприимные заведения частные дома в Иерусалиме, Рамле, Яффе, Назарете и Хайфе 98 . Главной задачей было приобретение собственных земельных участков в Святом Граде и других местах Палестины и застройка их подворьями, призванными обеспечить нормальные условия для русских паломников. Первым приобретением стал участок, на котором возникли так называемые Русские Постройки – самая крупная недвижимость России в Палестине. Возникновение замысла А.Г. Яковлев датировал временем Крымской войны. «По-видимому, наше Правительство возымело мысль о приобретении недвижимости в Святом Граде еще в 1855 г.». Трудно представить себе, чтобы в условиях военных действий против коалиции западных держав, когда, по воспоминаниям Порфирия (Успенского) , МИД «забыл» даже о Русской Духовной Миссии и необходимости ее эвакуации из Палестины, дипломаты могли «возыметь мысль» о каких-либо новых учреждениях в Святой Земле. Но, разумеется, автор прав, когда связывает с замыслами русских приобретений имевший место ажиотаж в земельных спекуляциях на месте будущей Москобии. «Об этом проведали некоторые здешние жители и начали скупать по частям единственное место близ Иерусалима, на котором можно возвести достойные имени России постройки. До того времени оно было совершенно диким и пустынным. Ни на нем, ни даже далеко вокруг него не было ни одного дома вне городских стен. Нередко независимые феллахи убивали путешественников около самых Яффских ворот, запиравшихся с закатом солнца и отпиравшихся только на рассвете» 99 . Но начало этой «земельной лихорадки» правильнее, на наш взгляд, связывать с первым появлением Мансурова в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

П.В. Безобразов Графу Н. А. Протасову от 10 августа 1842 г. Г. директор канцелярии вашего сиятельства, по поручению вашему, уведомил меня отношением от 13 июля сего года 4334) о том, что в св. синоде состоялось постановление вызвать меня в С.-Петербург для возложения на меня другой более важной обязанности и о том, чтобы я поспешил отправиться туда из Вены, по надлежащем распоряжении дел настоящей моей должности. С благоговением и совершенным послушанием приемлю постановление св. синода и по приказанию вашего сиятельства поспешу в С.-Петербург, когда минуют затруднительные обстоятельства, в коих я нахожусь теперь, и кои осмеливаюсь представить на вид вашему сиятельству. Не предвидя вызова в С.-Петербург, я в половине прошедшего июля начал лечиться серными водами в австрийском Бадене. Для успешности лечения мне должно пользоваться ими по крайней мере до половины августа. В течение сего времени я успею распорядить и дела настоящей моей должности. По окончании лечения и по сдаче дел мне следовало бы отправиться в С.-Петербург во второй половине августа; но так как мое лечение, поездка в Далмацию, которую я предпринимал от 23 мая до 23 июня с ученой целью, и дорогая покупка творений отцов церкви в Венеции наличными деньгами ввели меня в большие издержки и долги, кои я предполагал уплатить в начале будущего года моим собственным жалованьем за сентябрьскую треть, посему я не могу отправиться без особенного пособия, кроме курьерской дачи из венского посольства. Находясь в таком затруднительном положении, я покорнейше прошу ваше сиятельство отсрочить мой выезд из Вены до получения моего жалованья за майскую треть, которое выдается не ранее 15 сентября, и для устранения моих затруднительных обстоятельств исходатайствовать мне в пособие пятьсот рублей серебром в счет жалованья, какое будет назначено мне по новой моей должности. В обеспечение этой суммы, которую всего удобнее прислать в Вену векселем через министерство иностранных дел, представляется моя библиотека, которая стоит мне около 2 тыс. руб. серебр. и которую я отправлю в С.-Петербург чрез посредство венского купца Артария. Неожиданная перемена моей службы заставляет меня в настоящее время покорнейше просить ваше сиятельство об этом пособии; в противном случае я уплатил бы свои долги собственным жалованием и никогда не дерзал бы утруждать вас нижайшею моею просьбою. По получении курьерской дачи из венского посольства и просимого мною денежного пособия, я не премину немедленно отправиться в С.-Петербург для исполнения воли высокого и священного начальства моего. Сиятельнейший граф! Извините мое невольное дерзновение, с каким я утруждаю вас моей просьбой и благоволите исходатайствовать просимое пособие, без которого мне нельзя выехать из Вены. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Р.Ф. Тафт Хронологический список рукописей Следующий список содержит византийские богослужебные рукописи и редакции ЗЛАТ, ВАС, диатаксисы и архиератиконы, изученные в процессе настоящего исследования. Рукописи, отмеченные крестом (+), были прочитаны в оригинале или в микрофильме даже в том случае, если дается ссылка на публикацию источника. Другие списки были изучены по различным изданиям. Византийские литургические рукописи, упоминаемые во вторичных источниках, списках других богослужебных книг (типиконов, паремийников) и манускрипты, которые не имеют прямого отношения к византийской божественной литургии, но упоминаемые в нашем исследовании в целях сравнения (напр., списки ИАК, ПЕТР, грузинской ПРЕЖД или службы суточного круга) не включены в данный список, но перечислены в последующем Указателе рукописей. Если нет особых указаний, значит рукопись содержит ЗЛАТ (или ЗЛАТ и ВАС). Манускрипты или издания, которые приводят ВАС (диатаксисы и т. п.), но не ЗЛАТ, отмечены даже в случае тех изданий, где рукопись сама по себе могла содержать ЗЛАТ. За исключением Евхология епископа Порфирия Успенского (Ленинград/Петербург 226), синайской рукописи Ленинград/Петербург 44 и Ленинград/Петербург 423, которые ныне обладают современными ленинградскими шифрами, мы посчитали более уместным для настоящего исследования воспользоваться старыми русскими дореволюционными шифрами. Благодаря этому читатель легко сможет их найти в опубликованных источниках. Насколько нам удалось установить, российские собрания, упомянутые в нашем исследовании ныне находятся в следующих библиотеках СССР: 1669 I. ГПБ Императорская Публичная библиотека, Санкт-Петербург → Государственная Публичная Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград → Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург (РНБ): Собрания Императорской Публичной библиотеки; Общества любителей древней письменности; Петербуржской Духовной академии (за исключением 120 относительно недавних рукописей, переданных в библиотеку Московской Духовной академии), в т. ч. фонды Софийской соборной библиотеки (Новгород) и Александро-Невской лавры; собрания епископа Порфирия Успенского , Ф. А. Толстого, А. А. Дмитриевского (за исключением нескольких рукописей, переданных в Библиотеку Ленинградского отделения АН СССР (РАН), А. Пападопуло-Керамевса ; собрания Новгородской семинарии, Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П.В. Безобразов Е. И. Крупенниковой от 5 августа 1843 г. Елена Ивановна! Я получил ваше письмо. Вы удивлены известием о внезапном появлении моем в Одессе. Не удивляйтесь. У перелетной птички нет постоянного гнездышка. Всегда вновь она веет его там, куда инстинкт, или произвол, или ветер ее заносит. Так у человека Божия, отрекшегося от мира сего, нет заветного приюта. Он охотно переходит туда, где указывается ему временное пребывание или перстом Божиим, или вдохновением собственного сердца его. По первому указанию я оставил запад и прибыл на север, а по второму иду на восток. Но лучше говорить с вами яснее. В прошлом году по воле Божией меня вызвали из Вены, а в нынешнем по давнему святому желанию своему я решился поклониться яслям, кресту и гробу Господа нашего Иисуса Христа. Итак, я бреду с странническим посохом в землю обетованную, в те святые места, кои полюбил я еще в раннем детстве, когда учился священной истории. Во мне пламенеет желание видеть и облобызать землю, освященную стопами Спасителя грешников. Пройду по ней с Библией в руках, смирив ум и дав волю одним чувствованиям сердца. На вершинах Сиона, Елеона, Кармила, Фавора, Синая, на берегах Иордана и Галилейского озера, в саду Гефсиманском, у дуба Мамврийского, у Вифлеемских яслей, на Голгофе, забыть все земное, беседовать с Богом и с Иисусом, сложить в своем сердце Его святое слово, выплакать очи от умиления и покаяния, вдохновиться истиной и добром на остальные годы жизни, я не знаю выше сего блаженства на земле. Хочу упиться им досыта. Вот святое опьянение! Я на пути в Иерусалим. Наступит сентябрь, и меня уже не будет в Одессе. Не знаю, долго ли я пробуду на Востоке, или, быть может, мне свыше суждено и кости свои положить в зыбучих и раскаленных песках Ливии, либо Аравии. Что же? Я – пшеничка Божия; где бы ни посеяли меня, везде я оживу, лишь бы сподобиться мне умереть о Господе. Как истинный духовник, я не мог быть холодным истуканом. Плакать вместе с плачущими, каяться с кающимися и своими воздыханиями поощрять их к сердечному сокрушению о грехах, я почитал своей священной обязанностью. Но в глазах мирских людей и святое кажется грешным. О люди, люди! Кто вразумит вас? Кто исправит вас? Из некоторых выражений в письме вашем видно, что душа ваша страдает сильно. Жаль мне вас. Мужайтесь, терпите, молитесь, уповайте, очистите душу покаянием и умастите ее смирением. Не слушайте внушений самолюбия и оскорбленной гордости. Твердите, как можно чаще, слова Господа: «Блажени миротворцы». Променяйте Москву на деревню. Прощайте, до свидания. Да благословит, да утешит и да укрепит вас Господь на многострадальном поприще вашем. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов В. П. Титову от 5 июня 1851 г. С первого дня настоящего года усилился двадцатилетний недуг мой, сосредоточенный в левой полости живота моего и обнаруживающийся ударами в голову, а при сырой погоде даже обмороками. Прежде я чувствовал эти страдания только по ночам и в сырое осеннее и зимнее время; а теперь они непрерывно беспокоят и истощают меня днем и ночью и в самую лучшую летнюю погоду. Такое страдальческое положение мое тем более жалко, что в Иерусалиме нет ни искусных врачей, ни даже тех лекарств, которыми я пользовался в других местах моего жительства. По одному старому рецепту моему не могли здесь приготовить мне лекарства ни в аптеке английской, ни в монастыре латинском за неимением тех составов, какие в нем прописаны. В таком положении и еще при глазной болезни я крайне нуждаюсь в искусном лекаре, в целительных пособиях и в хорошем климате; и так как естественный закон самосохранения побуждает меня искать спасения там, где можно найти оное, а с другой стороны, рвение к службе порождает во мне желание восстановить мои телесные силы для соразмерения их с моими обязанностями: посему я, в чаянии найти врачебную помощь в знакомой мне столице Австрийской империи, покорнейше прошу ваше превосходительство исходатайствовать мне, где следует, отпуск в Вену сроком на шесть месяцев для излечения обдержащей меня болезни, так чтобы я мог отправиться туда из Иерусалима в последние дни августа и возвратиться к месту моего служения через Италию, известную благорастворенным климатом, и согласно с сим прошением моим снабдить меня заграничным паспортом. Живя милостынями и щедротами Великого Монарха, я не смею и думать об усугублении их в настоящих моих обстоятельствах. Всякое вспомоществование моему убожеству и простоте жизни было бы милостью незаслуженной, величайшей, беспредельной. Поскольку же мне в болезненном состоянии и в дороге нужна помощь ближнего, посему я осмеливаюсь просить ваше превосходительство употребить ваше милостивое ходатайство об отпуске со мною находящегося при нашей духовной миссии в Иерусалиме студента Петра Соловьева, который воспользовался бы временем лечения моего для усовершенствования себя в живописи и тем был бы полезнее в Иерусалиме, где это искусство стоит на самой низшей степени. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Е. П. Эйлер от 28 июня 1861 г. Друже! Давно я не писал к вам, потому что сначала сердился на вас за долговременное молчание ваше, а потом стал думать, что вы или у Бога блаженствуете со святыми, или у матери в деревне занимаетесь хозяйством по правилам ученых экономистов. К этому гневу и думанью присоединились напряженные занятия мои в скучных библиотеках на Востоке и сделали меня угрюмым и молчаливым. Я стал похож на родник воды, заглушенный осокорью и подернутый падающими в него с старых дубов листьями. Но вы вспомнили этот родник, подошли к нему и сняли с него листовую кору; и вот он опять прозрачен. Из глуби его бьют чистые струи, это мои молитвы о вас, мои радости о вас и мои желания вам всего, что есть лучшего на земле и совершеннейшего в небе. Полагаю, что я долго не увижусь с вами. Меня хотят остановить в Одессе до окончания моих ученых занятий. Пусть будет так! Мне везде хорошо, и везде вы присущи моей душе. С нетерпением ожидаю предписания о водворении моем в Одессе. Надоело мне странствовать по свету и жить между кочегарами ада. Надоело докучать начальству об указании мне пристанища и невыразимо тяжело напоминать ему, что и над ним есть суд верховный, суд первосвятителей восточной церкви. Теперь я сам не свой. Как бы ни поступили со мною, я готов на все, готов ходить в цепях, погаснуть в затворе, светить миру, наслаждаться свободой духа. Правда, в этой готовности, или решимости моей есть нечто раскаленное и жесткое; но эта примесь со временем остынет и размягчится под влиянием благодати и разумной воли, как лава огнедышащей горы стынет и мякнет под влиянием тепло-света и дождя, так что впоследствии производит из себя мураву, цветы, маслины, грозды, кипарисы. Здесь с 18-го вечера июньских дней светит огромнейшая комета, похожая на ту, которая стращала робкий люд в 1858 году. Что она предвещает нам? Смерть папы и папства? Падение Турции и исламизма? Мучительное перерождение России? Все это вместе? Посмотрим, увидим, испытаем, узнаем. А будет что-то новое! Придется нам унылым тянуть заунывную песнь. Прощайте. До свидания или в прелестных рощах Ораниенбаума, или в чудных домиках памяти, то есть, в письменах! Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 21 июня 1853 г. Находясь в самом неприятном расположении духа, отвечаю вам на письмо ваше от 16 июня. Вместо уведомления о высылке денег за январскую треть, я получил от г. Озерова из Одессы пространное письмо, в котором он потешает меня возмездиями в будущем, а в настоящем не велит беспокоить начальство сетованиями о лишениях моих и о скудости вверенной мне миссии. Слушаю, но с сардонической улыбкой, как обнаженная жертва, ввергнутая в раскаленного медного быка за напоминание о том, что у ней удержан хлеб насущный, пожалованный царем. Благодарю вас за обещание снабдить в долг вверенную мне миссию пятью или шестью тысячами пиастров до получения окладов за январскую треть текущего года; но не знаю, как распорядиться этими деньгами, когда наша духовная миссия в Иерусалиме должна мне более, нежели сколько вы обещаете. Вы очень хорошо сделали, что отправили к г. Озерову подлинное мое письмо, в котором я известил вас о горьком положении вверенной мне миссии в хозяйственном отношении. А еще лучше сделаете, когда примолвите, что настоятель российского духовенства, водворенного в Иерусалиме, как бедный человек, не имеющий ни родового, ни благоприобретенного имения и никаких доходов и лишенный, неизвестно почему, значительной части его скудных окладов, более не может содержать своими средствами помянутое духовенство. Когда же позаботитесь о благовременном отправлении в Россию состоящих при мне духовных лиц в настоящую бурную годину, то будете иметь воздаяние от Бога и похвалу от людей умных. Палестина в настоящих обстоятельствах подобится грозной туче, в которой кроются убийственные громы и молнии. А старый Зевес наш, Хафиз паша, слишком слаб, чтобы мог удержать их. На днях в деревне Эн-Карым (Горняя) была кровопролитная битва между тамошними мусульманами по случаю их взаимной ссоры. Много убитых, а раненых больше. Пашийская стража едва выручила оттуда нескольких поклонников не нашего вероисповедания. Около 10 июня в Рамле буйное юношество мусульманское собралось у ворот тамошнего греческого монастыря и вопияло, что христиане хотят истребить мусульман. Мусселим разогнал негодяев. Однако положение тамошних православных становится опасно и некоторые из них убежали в Яффу. В случае нашего бегства не знаю, как поступить с нашим учителем и переводчиком Фадлаллой. Он боится ехать в Дамаск и оставаться здесь, потому что его считают русским. Скажите, может ли он ехать с нами в Россию и кто будет содержать его? До свидания! Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010