Узко понимаемые интересы элиты, говоря шире, «образованного», или как говорят нынче «креативного» класса, «сильных людей нашей земли», зачастую расходились и расходятся с интересами Русского народа и Русского государства. Крушение Российской Империи в феврале 1917 и Советского Союза в августе-декабре 1991, события изоморфные, говоря математически, по своей схеме проведения, произошли не из-за военных поражений, а исключительно вследствие внутренней измены, измены верхов, «сильных людей своей земли». Ныне именуемых «пятой», а иногда и «шестой колонной». Применительно к Русско-японской войне 1904-1905 гг. исчерпывающие подробности деятельности указанных колонн собраны и приведены в моей монографии «Цусима – знамение конца русской истории». Ниже приведем краткие тезисы, примеры и выводы. Русско-японская война. Истоки Русско-японская война 1904-1905 годов стала результатом хорошо спланированных и скоординированных действий «мирового сообщества» и антихристианского интернационала, целью которых являлось − и является − уничтожение последней Православной державы − Российской Империи в любых ее ипостасях − и русского народа − как носителя Православия. Планируемое поражение России в этой войне должно было способствовать победе уже в 1905 году так называемой « русской» революции. Первой и главной задачей ее, как и прочих « русских» революций, было свержение русской верховной власти – «самодержавия» [оно же – «единодержавие»], без чего уничтожение русского государства и народа не представлялось возможным. Успеху действий «мирового сообщества» способствовал, в первую очередь, массовый отход русских имперских верхов, и большинства русского образованного общества, так называемой интеллигенции, от православия, в результате чего ими было утрачено понимание исторических задач Русского государства. Одним из примеров утраты этого понимания и служит история Порт-Артурской иконы Божией Матери. Утрата православного самосознания делала задачу подбора верных кадров высшего эшелона власти все более затруднительной для всех последних русских государей вообще.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/31/...

Главный полевой обер-священник. Иерей Александр Любомудров Священник 123-го пехотного Тамбовского полка. Скончался от полученной в бою раны. Иерей Федор Скальский Священник сводного Порт-Артурского полевого госпиталя, выдержавший в крепости всю осаду. 19 июля 1905 г. прибыл с эшелоном раненых в Россию, а затем вновь отправился на фронт священником 3-го пехотного Нарвского полка. Иерей Евгений Левитский Священник 3-го Восточно-Сибирского полка. Награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами за отличия в делах против японцев. Иерей К.П. Гапанович Священник 33-го Елецкого пехотного полка. Напутствовал под огнем в бою умирающих воинов. Великая война Война 1914-го года явила великое множество духовных и ратных подвигов военных пастырей. К сожалению, последующие революционные события в нашем отечестве лишили нас возможности узнать более подробно о славных страницах истории, ибо многие документы, связанные с военным духовенством, были уничтожены. Из Морского Устава 1914 года. О старшем священнике или благочинном 1 . Старший из священников на эскадре назначается духовным ведомством на должность благочинного. Он наблюдает за точным исполнением другими священниками своих обязанностей. 2 . Благочинный с разрешения флагмана осматривает на кораблях походные церкви и корабельные образа, утварь и другие предметы, относящиеся до богослужения, и удостоверяется в надлежащем содержании оных. Он удостоверяется в правильном исполнении богослужения, а также справляется у командиров кораблей, в точности ли священники исполняют свои обязанности. О последствиях каждого осмотра он доводит до сведения флагмана, а в случаях важных доносит и своему духовному начальству. 3 . В случае жалобы на кого-либо из священников или если благочинный заметит неточное исполнение ими своих обязанностей, он имеет право делать священнику, по своему усмотрению, словесные или письменные внушения. Для этого он может с разрешения флагмана потребовать священника на флагманский корабль. Внушения свои он делает наедине, в каюте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Своих убеждений никогда не менял Моему другу и единомышленнику поэту, прозаику, публицисту и общественному деятелю Вячеславу Николаевичу Шумакову-Коренному – 70 лет Александр Сороковиков   09:23 28.03.2023 401 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором С Вячеславом я познакомился в 2006 году в Приднестровье в г. Рыбница во время прохождения Международного Крестного хода маршрута: Одесса – Западная Украина, Западная Белоруссия, Псковская область – Троице-Сергиева Лавра. К тому времени он уже был автором сборника лирических стихов «В преддверии книги» и автором путевых заметок «Высокое диво начала века». Мы сразу подружились, и наша дружба с тех пор живёт и крепнет. Хотелось бы сделать особый акцент на нашем совместном участии в крестных ходах. Это касается и крестного хода «Малая земля – Мамаев курган – Екатеринбург» в 2008 году. И крестного хода по Северному Кавказу, с последующей поездкой в Цхинвал, с Порт-Артурской иконой Божией Матери, осенью того же 2008 года. А также безпримерного молитвенно объезда Сербии и Косово в марте-апреле 2009 года. В этих крестных ходах и объездах Вячеслав всегда был первым помощником и более того – душой крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/28/sv...

Вернуться 45 Ревель – официальное название города Таллина в 1219–1917 гг. Государь и Государыня посетили Ревель, чтобы проститься со II-oй Тихоокеанской зскадрой, сформированной из кораблей Балтийского флота и уходящей на соединение с Порт-Артурской эскадрой для совместных действий против японского флота. После 7-месячного похода через Атлантический и Индийский океаны потерпела поражение в Цусимском морском сражении 14–15/27–28 мая 1905 г. Вернуться 46 «Штандарт» – императорская яхта. Построена по заказу Императора Александра III в Дании в 1893–1894 гг. Водоизмещение 6000 тонн, скорость хода до 22,5 узла, размерами превосходила небольшой крейсер. Командовал судном с 1905 г. адмирал К. Д. Нилов в качестве флаг-капитана Государя Императора. Непосредственно командовал яхтой с 1906 г. капитан 1-го ранга И. И. Чагин, а с 1913 г. капитан 1-го ранга Р.Д. Зеленецкий. Старшим флаг-офицером с 1911 г. был Н. В. Саблин. Вернуться 47 «Сисой Великий» – русский эскадренный броненосец. К началу русскоя-понской войны устарел. Погиб в Цусимском морском бою. «Светлана» – русский легкий крейсер, переделан из яхты Великого Князя, генерал-адмирала Алексея Александровича. Вернуться 48 «Суворов». – Имеется в виду русский зскадренный броненосец. Построен на отечественных верфях в начале 1900-х г. Обладал 4-мя 12-дюймовыми и 12-ю 6-дюймовыми орудиями, располагавшимися в башнях. Флагманский корабль II Тихоокеанской зскадры. Был головным кораблем зскадры в начале Цусимского боя, однако вскоре вышел из строя, загорелся и впоследствии затонул. На «Князе Суворове» располагался штаб командующего зскадрой вице-адмирала З. П. Рожественского. «Александр III», русский эскадренный броненосец, однотипный с «Князем Суворовым». После выхода последнего из строя вел эскадру. Получив значительные пробоины, перевернулся и затонул. Из 900 членов экипажа не удалось спастись никому. Вернуться 51 «Стрела», «Украина», «Войсковая», «Трухменец», «Абрек» — канонерские лодки и корабли, входившие в отряд охраны Государя Императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   От о. Алексея Савабе сегодня печальное известие, что там, в Хаматера, во 2-м дворе, случилось какое-то возмущение военнопленных, вследствие которого один из них застрелен, другой подстрелен. Бедные порт-артурские герои! И, вероятно, какое-нибудь недоразумение из-за плохого переводчика, не больше.    20 июня/3 июля 1905. Понедельник.    До того некогда все дни, что экзамены в школе идут без меня. Сегодня в первый и единственный раз я был на экзамене в Семинарии. Экзаменовались по Основному Богословию 5-й курс, где всего 6 человек, и 6-й, где 5, прочих война похитила. Отвечали все хорошо.    Американский Епископ McKim принес от Благотворительного американского комитета 2 тысячи ен на военнопленных. Это уже второй раз американцы по столько жертвуют. Я поблагодарил и сказал, что пошлю в госпитали в Мацуяма и Хаматера на белье и прочие нужды больных и раненых наших военнопленных. С ним были «Archdeacon of Little Rock, Ven. W-m Jefferys» и другой Jefferys, мой приятель, американский миссионер.    Рассылка отпечатанного Краткого молитвослова почти кончена. Остается послать в Нарасино, но сюда недостало. Надо отпечатать еще 2 тысячи экземпляров.    21 июня/4 июля 1905. Вторник.    На экзамене по Закону Божьему в Женской школе. Отвечали, конечно, все отлично. Потом писание писем.    22 июня/5 июля 1905. Среда.    На экзамене в Катихизаторской школе, где только и есть 7 человек: два кончают курс, 5 переходят на второй год. По ответам видно, что трудились, но половина из них совсем малоспособны.    23 июня/6 июля 1905. Четверг.    С 2-х часов производился выпускной акт в Женской школе. Все было благоприлично и согласно с установленным порядком: чтение списков, раздача аттестатов, кончившим курс, которых ныне 12, моя краткая речь им, чтение их речей, пение, слезы. Я в речи уподобил их «разумным девам, зажегшим светильники здесь, и внушал беречь их горящими, снабжать елеем, который есть добрые дела; если будет сие, то они будут счастливы в жизни, ибо всегда будут с светлой душой, а это и есть счастье: Царствие Божие внутри вас есть, и другим они будут доставлять счастье — всем будет тепло и светло вокруг их " … По окончании всего, дал 6 ен на «симбокквай» всем, и, отказавшись от угощения, вернулся домой писать письма и делать рассылки разного к военнопленным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   11/24 сентября 1905. Воскресенье.    Из Хаматера получена большая священная картина, написанная на полотне — «Нагорная проповедь Спасителя». Мы же отсюда посылали полотно и краски, но то же мы делали и для других мест военнопленных, куда просили это. Я думал просто давать занятие военнопленным, чтобы спасать их от скуки и уныния, и совсем не думал, чтобы из этого вышло что-нибудь серьезное. Но в Хаматера оказался превосходный, талантливый живописец. «Нагорная проповедь» его прекрасное произведение, вполне достойное занимать место в Соборе. Весьма жаль, что я не знал прежде, что такой редкий живописец скрывается в числе порт-артурских нижних чинов, он бы мог написать для Собора несколько священных картин. Тем не менее, и теперь я послал ему предложение написать еще хоть одну картину из Нового Завета — например, «Воскрешение Лазаря» или «Вход Господень в Иерусалим». Быть может, до отъезда в Россию успеет. Послал ему 20 ен не в виде платы за картину, а в знак моей благодарности.    На днях, когда был у меня Mr. Andre, я чрез него послал устную просьбу французскому Министру выхлопотать для меня позволение у Японского Правительства посетить наших военнопленных. Сегодня получил письменный отказ на эту просьбу: Mr. Andre прислал для прочтения японское письмо к французскому Министру из Министерства иностранных дел, в котором говорится, что «при нынешних обстоятельствах разрешить мне путешествие нельзя, а после быть может разрешено будет».    Три американских морских офицера посетили меня. Тягостно говорить о нашем флоте, разбитом и уничтоженном. Впрочем, разговор тотчас же и оборвался. Долго-долго наш флот будет болью отзываться в русском сердце, да и вся минувшая война тоже.    13/26 сентября 1905. Вторник.    Кончена рассылка Евангелий военнопленным.    Немалое дело было. Один переплет только 68000 экземпляров наших трудов стоил! 80 человек 70 дней трудились над переплетом, и 150 женщин складывали листы; 6 мастерских соединенными силами работали. Цена Евангелия с печатью и переплетом стоит 15 сен; для офицеров с золотым тиснением несколько дороже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Арсений Ильич. Не понимаю я тебя, Андрей… Андрей. Да что я вам дался? Оставьте меня в покое! Арсений Ильич. Ну, этот тон ты брось. С отцом разговариваешь… Андрей. При чем тут отец! Ведь не о семейных делах говорим! Соня. Ну, Андрей. Довольно. Андрей. Слушаюсь, Софья Арсеньевна. Так вы, значит, наслаждались необыкновенным зрелищем? Что ж? Может быть жениха где-нибудь встретили? На коне гарцевал? Впрочем, что я говорю, ведь они сегодня в подворотню спрятались, герои порт-артурские… Соня. Андрей, это гадко, что ты говоришь. Гадкая злоба! Арсений Ильич (к Андрею). Я тебе запрещаю говорить в таком тоне! Соня. Ничего, папа. Пусть, пусть… Андрей. Оскорбленная добродетель? Да я ведь ничего… Наталья Павловна. Ты, Андрюша, отлично знаешь Бориса. Знаешь, какой он человек. К чему издеваться? Соню хоть пожалей. Арсений Ильич. Бестактность какая! Соня. Да оставьте. Не хочу я его жалости! Я и без Андрея знаю все, что мне нужно знать. Андрей. Уж будто бы? Так все отлично знаешь? А когда полковой дамой будешь, меня на журфиксы позови. Все-таки лестно. Арсений Ильич. Да замолчишь ты когда-нибудь? Соня (серьезно) . Андрей, я не признаю за тобой права судить Бориса. У тебя этого права еще нет. Твою грубость я тебе прощаю, хоть ты мне больно сделал, очень… А права судить, кто в чем виноват – у тебя – все-таки нет. Андрей. Ну, да, да, никто не виноват. Нет виноватых… Знаем мы это… Явление 13 Те же и Евдокимовна.   Евдокимовна (торопливо вбегая). Слышите, гул-то какой! По нашей улице так прямо и катнуло их. Силища народу! Песни свои эти орут, на Шпалерную, к тюрьме. От окон-то подальше извольте, не ровен час! Наталья Павловна. Кто? Где? Что ты, няня? Соня. Нет, правда. Слышите? Это, должно быть, идут на Шпалерную. Это ничего, няня, не бойся! Арсений Ильич. Да откуда они, с Невского?   Все, кроме Андрея, встали с мест, Соня идет к окнам.   Евдокимовна. Матушка, Сонюшка, да к окнам не подходите! Ведь запалят! Ведь бунтовщики это идут!   Соня открывает окно. В комнату врывается растущий гул, как бы далекие крики или пение, и топот. Стука колес не слышно. Последний разговор заглушен растущим гулом. Когда он усиливается – за окнами мелькают красные флаги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Я долго изучал историю русской каторги, в том числе и Нерчинской, которая была основным местом ссылки на каторжные работы в Российской империи. Но если исторических документов достаточно, то от самих зданий сейчас сохранились лишь стены, фрагменты каких-то построек, а кое-где — только фундаменты. Но ведь это часть прошлого наших предков, а тюрьмы, как артефакты этого прошлого, — ценный исторический памятник, который необходимо оберегать. Мне бы очень хотелось, чтобы когда-то был создан музей каторги, который дал бы возможность детально познакомиться с жизнью в неволе. Чтобы посетитель мог не только попасть в помещения, где находились каторжане, но и погрузиться в их бытовую жизнь, почувствовать на себе опыт человека в изоляции. Как выглядел главный символ каторжника — кандалы? Насколько они были тяжелые? Каковы были условия жизни на каторге? На чем они спали? Где работали? Чем питались? Причем одним музеем ограничиваться не обязательно: большое путешествие по Кандальному пути могло бы стать одним из главных туристических маршрутов Забайкалья. Я был в Китае и видел великолепные музеи на базе Порт-Артурской тюрьмы и Маньчжурского арестного дома, кстати, возведенных русскими в 1902 году во время строительства и эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги. Эти музеи не только выглядят прекрасно — они пользуются большой популярностью среди приезжих туристов. Китайский опыт и убедил в мысли, что, во-первых, исторические тюрьмы можно с полным правом считать объектами нашего культурного наследия, сохранять их, а во-вторых, что в России должны появиться такие же музеи, для начала хотя бы — на Нерчинской каторге. В чем отличие каторги от советских лагерей? Очень часто приходится слышать, как эти две системы пытаются сравнивать, но на самом деле это не совсем корректно. Коренное отличие между ними заключалось в том, что советская лагерная система 30-х годов ХХ века была построена фактически на «утилизации» людей. Если имперской каторгой заменяли смертную казнь совершившим тяжкие преступления, то в годы политических репрессий люди могли попасть на каторгу без всякой вины, и отправляли их туда на верную гибель.

http://foma.ru/nerchinskaya-katorga-kak-...

Чита, общий вид, кон. XIX - нач. XX вв. Конец XIX - начало XX века отмечен активным строительством. В связи с сооружением Забайкальской железной дороги в Чите в 1895 году началось строительство станции Чита-1, в 1898 году - Читинских главных железнодорожных мастерских, в 1899 - железнодорожного вокзала станции Чита-2. Первый поезд прибыл в Читу с востока 22 декабря 1899 года. В 1896 году открыта городская телефонная станция. В 1900 году открыта Читинская учительская семинария. В 1902 году начал выпуск продукции шубно-пимокатный завод Л.А.Солобоева, позднее овчинно-шубный завод, овчинно-шубная фабрика. В 1894 году открыта 1-я городская больница. В 1905 году работали 7 общеобразовательных учреждений, 1 специальное, 11 низших, 1 воскресная школа; 3 банка, лесопильные, пивоваренный, кирпичные заводы. В 1906 году заработала электростанция. В начале XX века город имел такие предместья как Остров, Слобода (Кузнечные ряды), Теребиловка (за Михаило-Архангельской церковью), Новые Места и один пригород - Дальний Вокзал (территория Читы-1). В 1907 году было 44 улицы, которые преимущественно носили названия, связанные с историей освоения и географией Сибири и Дальнего Востока. В окрестностях Читы на берегу р. Ингода у восточного склона Титовской сопки находилась станица Титово. В дальнейшем она, а также пос. Каштак и с. Кенон вошли в городскую черту. С 1907 года с началом эксплуатации Черновского месторождения бурого угля действовало Черновское шахтоуправление, вокруг которого образовались поселения Черновские Копи, вошедшие в 1941 году в состав Читы. В 1920-е годы площадь города увеличилась с включением в состав Читы пос. Песчанка и пос. Антипиха. С 1830-х годов действовала Читинская тюрьма, выполнявшая функции пересыльной. В городе проживало немало политических ссыльнопоселенцев. В годы русско-японской войны 1904-1905 годов Чита являлась тыловым городом, где размещались крупные воинские склады, госпитали. Под госпитали дополнительно были переданы здания гимназий. В Читу была эвакуирована Порт-Артурская гимназия. В 1905 - 1906 годы Чита была охвачена революционными волнениями, активно действовали различные политические партии. В октябре 1905 года многие предприятия и учреждения присоединились к Всероссийской октябрьской политической стачке. С 22 ноября 1905 по 22 января 1906 года власть в Чите фактически перешла к Советам рабочих депутатов и Советам солдатских и казачьих депутатов, возникла так называемая " Читинская республика " . 22 января 1906 года в город с целью подавления революционных выступлений вошел отряд генерала П.К. Ренненкампфа, а затем генерала А.М. Меллер-Закомельского.

http://drevo-info.ru/articles/13672233.h...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #6b6304e181 Закрыть Русско-японская война в военном, информационном и духовном аспектах 3.К 119-й годовщине начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. Борис Галенин   23:07 03.02.2023 2789 Время на чтение 8 минут Доклад на конференции, посвященной истории иконы Божией Матери Порт-Артурская в контексте этой войны К 120-летию начала Русско-японской войны 1 часть 2 часть III Русско-японская война. Подготовка Цусимы Уничтожение 2-й Тихоокеанской эскадры, столь необходимое «друзьям России во всемирном масштабе», было достигнуто, во-первых: − перевооружением японского флота на новый тип боеприпасов, истинный состав взрывчатки которых до сего времени не известен. То, что это не та шимоза, что была начинкой японских снарядов в бою у Шантунга, однозначно следует как из свидетельств участников того и другого боев, так и из анализа потерь и повреждений русских судов в том и другом боях. Использование этих боеприпасов было вынужденной, крайней мерой, на которую пошли как на последнее средство, дающее возможность выиграть бой с русской эскадрой. Но на перевооружение требовалось время. Это время было обеспечено: − приказом адмиралу Рожественскому от 3 января 1905 года из Петербурга, обязавшим его оставаться на Мадагаскаре до Высочайшего повеления и подтвержденным другими приказами и запретами. − очень своевременной изменой немецких угольщиков, внезапно − сразу вслед за запретом из Петербурга идти эскадре вперед − отказавшихся в начале января 1905 года сопровождать эскадру далее Мадагаскара. И также внезапно согласившихся идти дальше вместе, после снятия запрета из Петербурга на выход эскадры; во-вторых: − снабжением русской эскадры приведенными в негодность боеприпасами. Есть серьезные основания думать, что боеприпасы для 2-й эскадры, отправленные во Владивосток по железной дороге после очень своевременной аварии транспорта «Иртыш», потому и не попали на 2-ю эскадру, что не успели пройти «обработку». Другой комплект снарядов для 2-й эскадры пошел отряду Небогатова. Эти снаряды также пытались привести в негодность, но так и не смогли.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/03/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010