1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита). Э. Н. Г. Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

http://pravenc.ru/text/64030.html

В то время нашелся в крайзамте чиновник, некий пан Атанасевич, который хотя не бескорыстно, но все-таки принял участие в его положении: к этому пану Атанасевичу он и отправился с копией «привилегии», посоветоваться, можно ли на основании этого документа начать дело о дозволении австрийским старообрядцам иметь своего собственного епископа, и если можно, то как дело начать и повести. Атанасевич дал совет начинать и указал для этого обыкновенный способ: от имени липованских обществ подать прошение в крайзамт с точным изложением оснований и условий, на которых липованам желательно иметь епископа. Никаких причин опасаться отказа он не предвидел. Хотя правительство, как ему было известно, весьма недовольно липованами за их упорное сопротивление введению метрик, о чем существовало неоконченное еще дело; но это обстоятельство, по его мнению, можно было обратить даже в пользу предприятия, если бы только липоване обязались, вслед за учреждением у них архиерейской кафедры, ввести в употребление и столь желаемые правительством метрики. Инок Павел со своей стороны вполне согласен был с этим замечанием; он находил даже, что между тем и другим делом имеется тесная внутренняя связь, – что при существующих набеглых попах, которые притом меняются так часто, липованам, если бы они даже и хотели этого, неудобно установить правильный порядок в ведении метрических записей, и, напротив, порядок этот весьма легко может быть установлен с учреждением у липован архиерейской кафедры, когда у них явятся постоянные, для них поставленные священники и никакого недостатка в священстве они терпеть уже не будут. Посему он выразил полную готовность соедивить оба эти дела и был вообще очень доволен, что в подкрепление просьбы об епископе можно представить такой важный для правительства аргумент, как соединенное с исполнением этой просьбы введение у липован правильных метрических записей. В то же время он понимал, что относительно этого последнего пункта придется встретить сильные затруднения со стороны липован, с характером которых успел уже достаточно познакомиться, – и своих опасений не скрыл от «благодетельного чиновника». Тем не менее Павел решился и обещал Атанасевичу переговорить с липованами насчет метрик 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Цитированная литература Алексова. 1989 – Алексова Б. Enuckonujama на Брегалница: Прв словенски црковен и културно-просветен центар во Makeдohuja. Прилеп, 1989. Ангелов, Куев, Кодов. 1970 – Ангелов Б., Куев К., Кодов Хр., състав. Климент Охридски. Събрани съчинения. Том първи. София, 1970. Ангелова. 2003 – Ангелова Ст. Разкопките на църква 2 (Архиепископията на Дръстър) през 1993–1999 г.//Българската църква през вековете: Научна сесия по случай 1130 години от учредяването на Българската църква и 130 години от създаването на Българската екзархия/Съст. П. Петков. София, 2003. C. 21–48. Атанасов. 2007 – Атанасов Г. Християнският Дуросторум – Дръстър: Доростолската епархия през Късната античност и Средновековието (IV-XIV вв.). Варна, 2007. 1986 – Б. култура на македонските словени во светлината на археолошките во Прилеп: прилог за на културата на македонскиот народ. Прилеп, 1986. Баласчев. 1898 – Баласчев Г. Климент, епископ Словенски и службата му по стар словенски превод с една часть гръцки параллелен текст и едно факси- миле. София, 1898. 1980 – Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. Божилов. 2011 – Божилов И. Българската архиепископия XI-XII век. Списъкът на българските архиепископи. София, 2011. Божилов, Гюзелев. 1999 – Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България VII-XIV век. София, 1999. 2007 – С. Забелешки из Кучевишта//Зограф: часопис за уметност. 2006–2007. Бр. 31. С. 125–134. Георгиев. 1955 – Георгиев Е. Създаването на Преславската и Охридската книжовни школи в средновековна България//Годишник на Софийския университет. Филологически факултет. Кн. I, 1. София, 1955. С. 1–60. Георгиев. 1962 – Георгиев Е. Разцветът на българскта литература в IX-X вв. София, 1962. Георгиев, 1995 – Георгиев Е. Възникването на Преславската книжовна школа// Преславска книжовна школа. Т. 1. София, 1995. С. 7–17. Грашева, Славова. 2003 – Грашева Л., Славова T. Преславско книжовно средище//Кирило-Методиевска энциклопедия. Т. III. П-С./Гл. ред. Л. Грашева. София, 2003. С. 312–327. Гълъбов. 1980 – Гълъбов И. Старобългарски език с увод в славянското езикознание.Ч. I. Увод и фонетика. София, 1980. Гюзелев. 2014 – Гюзелев В. Княз Борис Първи (852–889, †907)//Гюзелев В. Сочинения в пет тома. Т. 2. София, 2014. С. 11–308. Данчева-Василева. 2008 – Данчева-Василева А. Сердика (Триадица, Средец) – епископски и митрополитски център през UV-XUU в.//Християнската култура в средновековна България/Материали от национална научна конфе- ренция (Шумен, 2–4 май 2007) по случай 1100 години от смъртта на св. княз Борис-Михаил (ок. 835–907). Велико Търново, 2008. С. 23–34. Дуйчев, Войнов, Лишев, Примов. 1960 – Дуйчев И., Войнов М., Лишев С., Примов Б. Латински извори за българската история. Т. II. София, 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12 . Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979. 13 . Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950. 14 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. 286 Ахмад ибн Вахшия аль-Набати, известный в Европе как Ахмад бин Абубекр бин Вахиши, сравнив египетское иератическое письмо с коптским алфавитом, обнаружил немало сходства между ними. Но параллели, проведённые ибн Вахшия, оказались лишь наполовину верными. Тем не менее его книгой «Kitab Shawq al-Mustaham», в которой были описаны результаты его изысканий, пользовались более поздние исследователи египетских иероглифов Атанасиус Кирхер и Сильвестр де Саси. Знаком с рукописью данной книги, возможно, был и Жан-Франсуа Шампольон, проходивший обучение у Сильвестра де Саси. (Подробнее см. Okasha El Daly. Egyptology: The Missing Millenium. Ancient Egypt in Medieval Arabic Writings. London: UCL Press, 2005.) 287 Как, например, немецкий египтолог А. Шарфф. (См. Scharff A. Archäologische Beiträge zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift. München, 1942.) 289 Осирис и его супруга Исида были одними из самых почитаемых божеств Древнего Египта (см. ниже изложение мифа об Осирисе и Исиде). Приведённые имена восходят к греческому произношению, египтяне называли их Усире и Исет. 290 Фивы – город в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. 291 Гелиополь (греч. λουπλις ) – город к северо-востоку от современного Каира. Египетское название Iunu [Иуну], что значит буквально «город столбов» из-за обилия обелисков. В Библии упоминается под именем ‏ [Он]: Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен ( Иез.30:17 ). Греческое название, означающее «город Солнца», объясняется тем, что в Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу-солнцу – Атуму-Ра, которого греки отождествляли с Гелиосом. 292 В связи с этим весьма показателен роман польского писателя Болеслава Пруса «Фараон», в основе сюжета которого лежит описание жестокой борьбы за власть, развернувшейся между фараоном и классом жрецов Амона-Ра. Несмотря на некоторые исторические неточности, произведение вполне ярко и правдоподобно описывает атмосферу эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Комана Кападокийска – град в Кападокия (Мала Азия), в който вероятно е приел мъченическата си смърт св. мъченик Ермий (31 май). Извън речника: Св. мъченик Ермий. Конклав (лат.) – общото събрание на кардиналите за избиране на нов «папа». Св. Константин Велики «Константинов дар» (лат. Donatio Constantini, църковносл. Вено Константиново) – дарствена грамота, чрез която папството обосновавало в продължение на векове своите претенции за светска власт и първенство над всички християнски църкви. Според нея след своето установяване в Константинопол св. Константин Велики подарил на папа Силвестър I (317–335 г.) знаците на императорската власт, «град Рим, градовете на Италия и страните на целия Запад». През 1440 г. Лоренцо Вала доказал, че грамотата е фалшификат в книгата си «За дара на Константин», публикувана през 1517 г. Въпреки това, Ватикана се отказал от документа едва през XIX в. В Източната църква прерогативите, уж дадени от св. Константин на римския папа, били аналогично изтълкувани и от Константинополския патриарх и оттам преминали в Русия – «Третия Рим». Константинопол (на славянски Цариград, днес Истанбул) – древен град край Босфора в Източна Мала Азия. Основан под името Византия в 658 г. пр. Р. Хр. на европейския бряг на протока от гърците на търговския град Мегара в Средна Гърция. Византия имала голямо търговско-промишлено значение поради своето разположение на тесния проток между Черно и Мраморно море. В първите векове на християнството, макар и да се смятала за второстепенен град, имала както преди много преимущества поради своето положение. Това оценил император Константин Велики, който в 330 г. след Р. Хр. пренесъл във Византия столицата на Римската империя, преименувайки Византия в Константинопол и Нов Рим, украсявайки я с храмове, дворци и произведения на изкуството; той привлякъл многобройно население и като цяло я направил могъщ център на гражданския и църковния живот на гръко-римския свят. В тясна връзка със състоянието на държавата тогава се намирала и съдбата на християнската Църква: процъфтяването или упадъкът на империята предизвиквали съответни явления и в живота на Църквата, отразявайки се върху нея. Няколко века целият живот на обновената от християнството империя носел църковно-религиозен характер и тогава процъфтяло богословието, църковното изкуство, силно процъфтяло богослужението, обогатявайки се с дивни допълнения на предишните си форми, както и църковната проповед, а църковната поезия достигнала съвършенство в силата, живостта и висотата на творчеството. Появили се велики богослови, като светите Атанасий Александрийски, Евстатий Антиохийски, Григорий Богослов , Василий Велики, Иоан Златоуст и много други, също и съставители на песнопения, като свети Иоан Дамаскин, Андрей Критски, Роман Сладкопевец , Козма Маюмски и други, и множество високоталантливи деятели във всички области на живота на християнската Църква. Извън речника: Истанбул. Константинопол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Политеизъм (от гр. πολς – «многочислен, много» и θες – «бог, божество», буквално «многобожие» – най-разпространената сред древните и сред съвременните първобитни народи религия, изразяваща се във вяра и почитание на много богове; за разлика от единобожие (монотеизъм). Основата на политеизма се състои в поклонението на тайнствените сили и явления в природата (на небесните тела, морета, реки, на вятъра, горите, растенията и животните, на плодородието на земята и пр.), които се олицетворяват в живи същества и са изобразявани под формата на идоли, статуи и др. Невидимият свят е изпълнен от йерархия от богове, всеки притежаващ по-голяма или по-малка власт, свое индивидуално име и облик (често антропоморфен), свои пристрастия и характер. Боговете встъпват в отношения с други богове и имат собствена (ограничена) сфера на влияние в природата и обществото. Този пантеон от богове се оглавява от върховен бог, който за разлика от монотеизма не е единствен. Политеизмът не изключва признаването на боговете на други народи. Политеистична е религията на древните египтяни, гърци, римляни и др. народи от древността, както и в съвременна Индия, Япония и тропическа Африка. В новозаветните времена монотеизъм проповядвали езичниците – идолопоклонници, както и сектите на гностиците и манихеите. По думите на св. Атанасий Велики «многоначалието е безначалие» и «многобожието е безбожие». Политеизмът може да бъде няколко вида: анимизъм, фетишизъм, тератеизъм, тотемизъм, сабеизъм и др. Вж. също езичество. Политици (гр.) – религиозна партия във Византия, която за разлика от своите противници «зилотите» се отличавала с по-умерената си политика спрямо светската власт. Поместен събор – събор от представители само на дадена църква, например Българска, Еладска, Руска и т.н. Макар замислян като вселенски, като поместен е останал в историята на църквата Сердикийският събор от 343 година, в който взели участие 318 епископи от вече разделената на Източна и Западна империя. Виж също Вселенски събори. Събор в Константинопол през 1341 г. Извън речника: Поместните събори на Православната църква.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Один монах умер, а остальные получили сроки заключения от 2 до 5 лет ( Троицкий П. В. Русские на Афоне, XIX-XX вв. М., 2003. С. 94). В 1943 г., по воспоминаниям бывш. послушника З. свящ. Атанаса Илиева из с. Душева близ Севлиева, в обители было 57 монахов и послушник (из них 36 из Македонии и Сев. Греции, 14 из Болгарии и 3 из Бессарабии). В послевоенные годы известно только общее число болг. монахов во всех афонских мон-рях: в 1954 г.- 36 ( Цанков. 1954. С. 311-312), в 1956 г.- 29 ( Просвирнин. 1974. С. 5). В списке насельников З., составленном 29 янв. 1957 г. игум. архим. Прокопием для Болгарского Патриарха Кирилла (Константинова), перечислено 27 чел. (все преклонного возраста, самому молодому 40 лет), но во время визитов болг. Предстоятеля в мон-рь в 1962 г. было 18 монахов преклонного возраста, в 1963 г.- уже 12 ( Николай (Кожухаров), еп. Св. Гора - Атон//ДК. 1963. 7/8. С. 20). По др. данным, в 1959 г. братии было 21 чел., в 1968 г.- 15, в 1971 г.- 11 чел. ( Просвирнин. 1974. С. 5; Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 168-171). В 1991 г. в З. проживали 12 монахов ( Димитров И. Зографските монаси през последните десетилетия//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 60-61). Рукописное собрание З. в наст. время составляют 320 слав. рукописей XI-XX вв. (из них в печатном каталоге б-ки описано 286 - см.: Райков и др. 1994). Оно является 2-м после хиландарского по количеству и значению на Афоне. Среди ранних (до XVIII в.) кодексов преобладают рукописи болг. извода (для XV-XVII вв. значительно число книг, написанных с использованием этой орфографии в Молдавии и Валахии), имеются также сербские (разграничение рукописей XV-XVII вв., написанных по ресавской орфографии, на сербском и болгарском представляет значительную сложность) и восточнославянские (как великорусские, так и украинско-белорусские). Точное место написания большинства рукописей неизвестно. Ядро собрания сформировалось не ранее 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Спекулятивные науки — В их число Свифт включал философию, поэзию, политику, право, математику, богословие и, вероятно, языкознание и финансовое дело. « …при помощи технических и механических операций.» — Попытки сконструировать «думающие» машины, которые совершали бы логические операции, делались начиная со средних веков. Среди авторов таких проектов — схоласт и алхимик Раймон Луллий из Майорки (1235–1315), немецкий теософ Корнелий Агриппа (1486–1555), Джордано Бруно (1548–1600), иезуит Атанасиус Кирхер (ум. в 1680 г.), немецкий философ Лейбниц (1646–1716) и английский экономист У.-С. Джевонс (1855–1882). « …сократить разговорную речь… » — Намек на подобные же увлечения современников Свифта. « …можно пользоваться как всемирным языком… » — Намек на проекты создания универсального «философского» языка, появившиеся в Англии в ту эпоху. « …обширную рукопись инструкций… » — Здесь Свифт осмеивает приемы, которые практиковались в процессе Аттербери, епископа Рочестерского и декана Вестминстера, привлеченного в 1722 г. к суду по обвинению в государственной измене. Он был сторонником династии Стюартов, представители которой претендовали на английский престол, перешедший к Ганноверской династии. Прямых улик участия Аттербери в антиправительственном заговоре не было. Обвинение строилось главным образом на интерпретации его перехваченной корреспонденции. Заключение его в Тауэр и последующая высылка из Англии вызвали возмущение тори, а также протест со стороны Свифта и Попа, которые были друзьями Аттербери. Само собой разумеется, сатира Свифта имела в виду не только этот частный случай. В дореволюционных русских переводах цензура запрещала или искажала эту часть главы. « …тщательно рассмотреть… » — Намек на речь герцога Уортона, в которой он ссылался на письма, найденные в стульчаке Аттербери. Трибниа, Лангден — анаграмма слов «Британия» и «Англия» (Britain, England). Описание королевства Трибниа было значительно смягчено в первом издании. « …хромая собака — претендента… » — Намек на попытку Тайного комитета доказать, что в перехваченной корреспонденции Аттербери он фигурирует под разными именами. Присылка ему из Франции хромой собаки по кличке Арлекин тоже была использована как улика, доказывающая его участие в заговоре. Свифт по этому поводу написал сатирическое стихотворение «Об ужасном заговоре, раскрытом Арлекином, французской собакой рочестерского епископа».

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

Что скажем мы, желающие жить такой " верой, когда нам нет смысла заниматься великими историческими событиями " , им, которые не ограничившись одной молитвой, но и самый живот свой усилившихся положить ради этих " кухонных " историй и политик? Что скажем мы им многим, своим жертвенным трудом выдворявших орды вражеские из пределов нашей Родины? Что скажем мы тем священникам, которые в 1812 организовывали партизанские отряды (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/63489.htm )? Разве не видим мы, что творится сегодня в пределах нашего Отечества? Где же молитва, достигающая Неба? Где дела веры нашей? Серафима 8 сентября 2013, 23:53 С праздником, дорогая обитель! Какая красота! Какое своевременное слово: " на своем месте делать свое дело! " - начало начал, которое почему-то я все время забываю. Атанас 8 сентября 2013, 22:50 тогда политику приберут неверующие, и продадут все Николай 8 сентября 2013, 21:50 Совершенно верно сказано. Попробуйте заработать на хлеб насущный, исполнить молитвенные правила и посетить все Богослужения. Вы сразу поймете, что вставать нужно раньше и ложиться спать позже. Вам будет не до занятий политикой. Если же Вы политик по профессии, то я Вам могу только посочувствовать и посоветовать молиться еще более усердней, чтобы остаться верующим человеком. Если же Вы будете искренно и усердно молиться, то в политике наверняка не останетесь. Верующий должен стараться всегда пребывать в молитве, это определенный уровень духовного развития, которого нужно стремиться достигнуть. Елена 8 сентября 2013, 21:08 Всякая власть от Бога. Сергей 8 сентября 2013, 20:44 Господь сказал: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови»,что еще яснее ? И молится надо и участвовать в жизни страны надо. Вся история христианства этому подтверждение. Документы свидетельствуют о том как Российские высшие власти лелеяли и укрепляли православие в лице монастырей и церквей . А давайте вспомним равноапостольного Константина и его мать Елену, это ли не ярчайший пример симфонии государства и религии ?

http://pravoslavie.ru/63933.html

774 А ходятъ наги... токмо гласом кричатъ. – Эта характеристика у Плиния отнесена к другому мифическому племени – хоромандам. 775 Андрогин – греч. ανδργυος – мужеженщина. Сообщая об андрогинах, Плиний ссылается на Аристотеля. 776 ...а живутъ они во Фритской земли... – Речь здесь идет об Африке (в польском тексте Хроники Бельского: «w Afryce»). Очевидно, первая буква топонима в какой-то момент была воспринята как часть предлога. 777 Аримаспы – мифическое племя одноглазых людей, упоминаемое еще у Эсхила. Непосредственным источником Плиния является в данном случае историк Геродот. 778 ...в далныхъ земляхъ Татарскихъ... – Судя по тому, что в другом месте Хроники Бельский говорит «Scyty albo Tatary», здесь имеется в виду Скифия. 779 Люди астромове, или астонии... – Оба слова восходят, на наш взгляд, к греч. στομος – безустый. 780 О атанасии. – О людях, укрывающихся своими ушами, упоминает Плиний, но названия этого народа он не приводит. В русском переводе Хроники Мартина Бельского читается «танесъ», в польском тексте – «tanesi». Возможно, создатель Хронографа 1617 г. попытался дать греческую этимологию этого слова и связал его с αϑνατος – бессмертный. 782 О неурилах. – Имеется в виду племя невров. Плиний упоминает о них в 88-м разделе 4-й книги «Естественной истории». 783 О пилмеяхъ. – Сведения о пигмеях читаются уже у Гомера: в Илиаде (III, 3–6) упомянута их война с журавлями. 785 О катаинах. – В польском тексте говорится о «циклопах или гигантах» («Cyklopes albo Gigantes»). 786 О щиритах. – Здесь имеется в виду народ, названный Элианом Σκιρται (Claudius Aelianus. Denatura animalium. Lipsiae, 1864. Р. 400–401). Плиний и Науклер говорят, что у этих людей дыры вместо носа. 787 О мантикорах. – Мантикоры – мифические существа, имеющие тело животного, голову человека и питающиеся человеческим мясом. О них упоминает еще Ктесий (V в. до н. э.). 788 Люди, мономери зовоми, а индемонокули... – μονομερς (греч.) – имеющий лишь одну часть, μονκωλος (греч.) – односторонний, стоящий на одной ноге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010