14). И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. " По воле Его, – то есть, кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан. В этом случае он говорит подобно святому Иакову: просите и не получаете, потому что просите не на добро« ( Иак.4:3 ) (блж. Феофилакт). 15). А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. «Когда мы знаем, что Он слушает нас, – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности… Это евангельское правило: соблюдай волю Божию, чтобы и Он исполнил твою волю. Если хочешь того, что хочет Бог для тебя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Живешь ли ты согласно Евангелию? – Если да, то Господь исполнит каждое прошение твое» (прп. Иустин Попович) . 16). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. «Если увидишь преткновение брата своего не к смерти, не уничижай его, чтоб не впасть в руки врагов своих» (прп. Исайя Отшельник). «Грех смертный, – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. коль скоро совесть обличает, кайся скорее и разрушительная сила греха сим пресечется. И нет греха, который бы мог противостоять действию искреннего покаяния» (свт. Феофан Затворник ). «Грех к смерти есть только тот, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда… Те, которые помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: пути злопомнящих в смерть» ( Притч.12:26 ) (блж. Феофилакт). 17). Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. «Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды ( 2Кор.3:9 ). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

19). Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и через то открылось, что не все наши. «Как телу, растущему и продолжающему жить, некоторые вещества принадлежат только временно и по времени, даже во множестве отделяются от него, не препятствуя тем его возрастанию и совершенству, так возрастанию и совершенству тела Церкви не препятствуют, хотя бы и многочисленны были, люди, которые вышли от нас, но не были наши» (свт. Филарет Московский ). «Отсюда очевидно, что противники Господу и антихристы, – это все те, кто отошел от любви и от единства вселенской Церкви» (свт. Киприан Карфагенский ). В церковном теле Христовом «есть люди, подобные злым опухолям; когда такие опухоли удалят, тело исцеляется. Так же и отпадение этих злых людей от Церкви есть благо для нее» (св. Беда). 20). Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. " Знаете все… – и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы знаете все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу . От кого знаете? От Святого. Потому что только со Святым (т. е. со Христом) все становится понятным. Имеете помазание от Святого и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью Святого и тогда приходит в истинное познание Бога» (прп. Иустин Попович) . 21). Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но, потому что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. «Святые с величайшей точностью и четкостью знают, что не существует никакой связи и «причастия» (в смысле единства) между светом и тьмой, Богом и дьяволом , истиной и ложью, благом и злом» (прп. Иустин Попович) . 22). Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. «Ложь непризнания Христа настолько ужасна и омерзительна, что все прочее по сравнению с ней маловажно… Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3–4). Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей истине, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что мои дети ходят в истине. «В истине ходит тот, кто ходит по простоте евангельской. Под словом ходить нужно разуметь не передвижение стоп… но стройное и целомудренное преуспеяние в душевных стремлениях» (блж. Феофилакт). «Как ты ходишь в истине, – то есть, без всякого лукавства в труде и слове и размышлении, но и все заповеди ты Божии ты исполняешь превосходно» (св. Иларий Арльский). По словам прп. Ефрема Сирина , этим примером апостол учит «не завидовать успеху братий своих» (В подражание Притчам). «Душа преуспевает, когда человек живет по истине, ходит в истине. А это он делает, когда живет Господом Христом, ибо в Нем вся Истина и Он есть сама Истина» (прп. Иустин Попович) . 5–6). Возлюбленный! Ты верно поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников, которые засвидетельствовали о твоей любви перед Церковью. Ты хорошо сделаешь, если отпустишь их, как достойно Бога. «Они засвидетельствовали о тебе, то есть, похвалили тебя перед Церковью. Ты привел множество странников. Так поступаешь, как должно ради Бога, то есть, согласно заповеди Божией» (св. Иларий Арльский). «Истина живет любовью и свидетельствует о себе любовью. В том заключается сущность веры евангельской. Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь, – лучший миссионер. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой. Верховное правило в соборной жизни Церкви: все делать достойно Бога. Всякая мысль члена Церкви должна быть достойна Христа, Бога и Господа, также и каждое чувство и каждое дело. Гостеприимство, оказанное достойно Бога будет во спасение души и хозяину и гостю» (прп. Иустин Попович) . 7). Ибо они ради имени Его вышли, ничего не взяв от язычников. «Люди делаются странниками ради имени Господня по двум причинам: либо отвергшись себя, чтобы проповедовать Его имя; либо будучи изгнаны ближними с родной земли за веру и исповедание святого имени (Божьего)» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

5–6). Они от мира, потому и говорят по-мирски и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. «Апостол говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному; они от мира и говорят мирское, то есть, учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные, – развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно» (блж. Феофилакт). 7). Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. «Любовь делает человека трепещущим Божественными силами, которые его преображают, возрождают в новую сущность, в новое восприятие, в новую жизнь. Так что в нем все мысли, все чувства и все дела становятся от Бога. И он знает Бога новым, реальным и убедительным путем… Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его» (прп. Иустин Попович) . 8). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. «По изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (свт. Григорий Богослов ). «Бог есть любовь и что сделано без любви, то не благоугодно Ему. Итак, братия, ничего не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем, любовь, – непобедимое оружие против диавола» (прп. Ефрем Сирин ). 9). Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. «В том доказана любовь Христа к нам, что Он умер за нас. В чем доказана была любовь Отца к нам? В том, что Он Сына Своего послал умереть за нас» (блж. Августин). «Чтобы мы получили жизнь через Него, – значит, чтобы мы жили со Христом и ради Христа. И когда мы живем Им? Когда живем согласно Его Евангелию, Его Церкви. Ведь в Церкви не только Его Евангелие, но и Сам Он, удивительный Богочеловек со всеми Своими совершенствами, силами и добродетелями. Церковь есть вечноживое Тело Богочеловека Христа… Таково великое благовествование святого Иоанна, которое осуществляется в Церкви во всех членах Ее от начала до сего дня, поскольку все живут Им и в Нем. Это непрекращающийся опыт Богожизни. В нее вступают посредством священных таинств, в ней пребывают посредством святых добродетелей» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

6). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; «Тьмой он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, Кто не имеет никакого порока» (св. Беда). «Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха, – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы, – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин, – дьявол» (прп. Иустин Попович) . 7). Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей… И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете» (прп. Максим Исповедник ). «Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело, тело Церкви. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством» (прп. Иустин Попович) . 8). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас. «Значит, если ты исповедуешь себя грешником, есть в тебе истина, а она есть и свет, ты уже начал просвещаться, потому что есть у тебя исповедание грехов» (блж. Августин). Эти слова апостола касаются «малозначительных грехов, в которых и праведник семь раз в день падает и встает ( Притч.24:16 ), покаяние за них не должно никогда прекращаться. Мы подвергаемся им с такой легкостью, что несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их» (прп. Иоанн Кассиан ). «Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми» (свт. Лука Крымский ). «Поэтому никто пусть вас не обманывает, возлюбленные: наихудший род греха, – не сознавать греха» (св. Кесарий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле и сейчас, когда они находятся на небе» (прп. Иустин Попович) . 23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Апостол «непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности… Стало быть, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас и следовательно, не все равно, как верить. У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его, стало быть и веровать, вера есть источник любви» (свт. Феофан Затворник ). 24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. «Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. «Господь сокрыт в Своих заповедях», – говорит святой Марк Подвижник . Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он, – сожитель и соработник Трисвятого Бога» (прп. Иустин Попович) . Четвертая глава 1). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Если будем исполнять (это) апостольское наставление, мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложен нам какой-либо догмат, очищено ли это Божественным, Небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия» (прп. Иоанн Кассиан ). «Бывают и ныне (чудесные) знамения, как слышим. И неудивительно; ибо благодать Духа, как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвой; ибо, многим еретикам и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь» (прп. Феодор Студит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Задаваясь вопросом, почему Зоровавель получил лично ему адресованное откровение Божие в тот же день, когда пророк вел свою беседу со священниками и внушал им отклонить предложение самарян, Rothstein говорит, что отрицательный ответ иереев лица, предлагавшие свои услуги в построении храма, должны были услышать от правителя иудеи, Зоровавеля, которому, поэтому, и грозила опасность сделаться жертвой интриг оскорбленных отказом самарян. Чтобы ободрить Зоровавеля, пророк и возвещает ему от имени Божия: «в тот день, говорит Господь Саваоф (когда потрясу Я небо и землю; 21 ст.), Я возьму тебя, Зоровавель сын Салафиилев; раб Мой, говорит Господь и буду держать тебя, как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь» (28 ст.). Отказав Rothstein’y в правильности его взгляда на смысл пророческого иносказания, г. Попович естественно, отвергает и то, что говорит названный исследователь в объяснение мотивов, побудивших Аггея выступить со своей речью пред Зоровавелем. – В оправдание своего несогласия с Romhsmein’oм г. Попович приводит на этот раз, между прочим, следующие соображения. Во-первых, он не допускает, чтобы вражда самарян «могла сосредоточиться на одном только Зоровавеле» 300 , который поэтому и нуждался в особенном ободрении пророка. Но Rothstein, по изложению его взгляда Поповичем же, вовсе и не утверждает, что свои враждебный чувства самаряне должны были проявить только к Зоровавелю, он говорит прежде всего к Зоровавелю. И опасения «правителя Иудеи» были в этом случае вполне основательны, так что, действительно‚ явля- —173— лась необходимость укрепить, ободрить его. Ведь в тот век интриг и фаворизма самаряне легко могли овладеть вниманием персидских владык, под властью которых находилась, между прочим, и Палестина, и внушить им мысль, что иудеи – народ «мятежный и вредный для царей» ( Ездр.4:15 ). А это, в свою очередь, должно было рождать и рождало в сознании повелителей Персии вопрос: «к чему допускать размножение вредного, в ущерб царям» (22 ст.)? Должно прекратить рост вредного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кай не сразу узнал Герду, ведь ледяное сердце не так-то просто расплавить. Но помните: чудо совершается совсем просто! И слеза Герды оказалась сильнее, чем все чары ада. «Горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела: – Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы Младенца Христа. Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами». Чары рассеялись, и всё изменилось: «Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева». Но теперь слово «ВЕЧНОСТЬ» означало не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение. Когда дети вернулись домой, их ждала бабушка, которая, согласно бдительной советской цензуре, читала какую-то книгу. Но Андерсен точно знал, что читать она могла только Книгу книг – Евангелие. Сказочник даже уточняет, какой фрагмент был перед ее глазами – слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!» Умалиться, как дитя Преподобный Иустин (Попович): «Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал» Сам Господь наследование Вечной жизни прямо связывает с подражанием детям: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 2–4). Преподобный Иустин (Попович) в толковании к этим словам Спасителя писал: «Дети – это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал». Рационализму и фарисейству противопоставляется простота и вера.

http://pravoslavie.ru/89379.html

«Мы истинно любим Бога, если ради заповедей Его ограничиваем себя в наших наслаждениях» (свт. Григорий Двоеслов) . «Тремя способами мы пребываем в Нем, – через посредство веры, через посредство надежды, через посредство любви. В нас пребывает Бог через терпение и смирение» (св. Иларий Арльский). 6). Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. «Совершенная любовь, говорит апостол, доказывается делами» (блж. Феофилакт). «Потому, если мы во Христе… и если Он есть путь нашего спасения; – то, следуя за Христом по спасительным стезям, будем подражать и добродетелям Христовым» (свт. Киприан Карфагенский ). Это достигается через соблюдение Его заповедей, которые «не были бы для нас обременительны и освободили бы нас от всех опасностей, если бы мы не любили ничего другого, кроме того, что Он приказывает любить» (свт. Лев Великий ). 7). Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. «Заповедь любви есть заповедь древняя, поскольку была дарована от начала и одновременно новая, поскольку, как только была изгнана тьма, она зародила в нас тоску по новому свету» (св. Беда). «Заповедь или лучше, все-заповедь для христиан, – это слово Христа, Евангелие Его. Оно одно дает человеку силу достичь чего угодно. Это слово не является мертвым, не заключается только в книгах, но это слово «жизнедательное " … Это поток живой веры и передается от одного к другому. Поэтому она, – древняя заповедь, ибо остается такой, какой ее передал Сам Христос, и никто ничего не прибавил и не убавил от нее. Она течет и разливается, как сила Божия от одного поколения верующих в другое, до скончания рода человеческого» (прп. Иустин Попович) . 8). Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас; потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. «Истинный свет вселяется в человека верой в Богочеловека и человек вновь рождается в жизнь с Богом с помощью Божественных сил, которые находятся в святых добродетелях: в любви, молитве, посте, смирении, радости. Посредством каждой из перечисленных добродетелей истинный свет разливается по всей человеческой сущности и свет этот окружает человека и его окружающих» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010