См.: Τρεμπλα Π.Ν. Δογματικ. Т. 1—3. Аθναι, 1959—1961.    См.: Θεοδρου . στορα τν δογματων. θναι, 1963.    См.: Σκουτρη Κ.Β. Ιστορα δογματων. Т. 1—2. θναι, 1998—2004.    См.: Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Т. I-III. Белград, 1980.    См.: Stniloae D. Teologia Dogmatik Ortodox. Vol. 1—3. Bukureti, 1978.    Древние догматисты, как правило, строили свои системы в соответствии со структурой Символа веры, поэтому порядок изложения материала в них обычно следующий: о Едином Боге, о Сыне Божием, домостроительство Сына, Святой Дух, Церковь, эсхатология.    См.: Светлов П. Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1—2. Киев, 1910—1912.    Лосский В. Н. Предание и предания//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 537.    Там же. С. 542.    Augustini Hipponensis Epistula 120. 13//PL. Т. 33. Col. 458.    Викентий Лиринский, преп. Памятные записки. 2//Викентий Лиринский, преп. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 19. (Далее: Викентий Лиринский, преп. Памятные записки.)    Карташев Л. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 7.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 11.    См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 62—64.    Филарет Московский, свят. Слово 156, в день обретения мощей святителя Алексия//Филарет Московский, свят. Творения. В 5 т. Т. 4. М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 148.    Филарет Московский, свят. Слово 180, на вечерне дня Святой Пасхи//Филарет Московский, свят. Творения. Т. 4. С. 299.    Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви сост. свят. Филарет (Дроздов). Варшава, 1930. С. 5. (Далее: Пространный катихизис.)    Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. 78, 2//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. М.: «Радонеж» православное братство, 2002. С. 522.    Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Кн. III. Гл. 4, 1//Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 225. (Далее: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» свт. патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения свт. Марка Ефесского . Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из догматических сочинений греческих авторов XX в. можно выделить следующие: Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I – II тома. Афины, 1952–1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Трембелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I-III тома. Афины, 1959–1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Прп. Иустин Попович (Сербская Православная Церковь ) написал три тома догматики (Белград, 1978–1980 гг.). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария (Булгакова) и еп. Каневского Сильвестра (Малеванского) . Русская богословская школа получила свое начало в 1631 г. при основании Киевской Духовной Академии архим. Петром (Могилой) (впоследствии Киевский митрополит). Митр. Петр и его коллеги, возглавившие Академию, получили свое образование в католических школах, где процветала схоластика (схоласты стремились с помощью методов философии Аристотеля доказать истинность догматов). Это был заведомо ложный подход, т. к. истинность догмата постигается через веру, в опыте духовной жизни, а не рассудочным путем. Схоластика надолго становится характерной чертой русской богословской мысли и тормозит развитие отечественного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

The Procession of the Holy Spirit… 186). Здесь идет речь об очень важном аспекте всей православной традиции, который, однако, остается вне вестернизированного школьного, равно как и «неоправославного» богословия и, тем более, ускользает от внимания неправославных исследователей. Св. Юстин Попович († 1979 и канонизирован в 1990 г.), с присущей ему любовью к словотворчеству, назвал его «отроичиваньем» человека в обожении. См.: архим. Jycmuh Попови? . Догматика Православне Цркве. К? . III. Београд 1978, особ. 337–339; ср.: «Быть истинным христианином значит: непрестанно жить Святой Троицей — от Отца через Сына в Духе Святом; и душа и совесть и ум христианина постоянно двигаются и действуют от Отца через Сына в Духе Святом, чтобы таким образом восстанавливалась троичная боголикость, и от христианина было вечно зрима троичная светлость, которую никакая тьма объяти не может» (с. 338). О том же и у о. Д. Станилоаэ: D. Staniloae. Spiritualitatea ortodoxa ascetica oi mistica. Bucureoti 1992. 29–38 (раздел «Святая Троица — основа христианской аскетики»). Триадологический аспект учения о обожении (сотириологии) является камнем преткновения для многих православных и для всех неправославных патрологов. Обычно он довольно хорошо описывается в современных работах, посвященных св. Максиму, хотя при этом истолковывается сквозь призму римско–католического учения. Наиболее серьезный пример такого подхода — Ф. Хайнцер, который интерпретирует максимово учение об усвоении обоженным trovpo» uJpavrxew» («способа бытия») Сына в смысле учения авторитетного у католиков современного богослова кард. Журне о том, что «подаваемое Христом сыноположение… это отпечаток на нас Его вечного сыновства». После этого, обращаясь к выражению св. Григория Паламы, где тот называет Христа «Отцом» (см. выше, ч. II, гл. III, прим. 111), Хайнцер заключает, что «в такой перспективе сыноположение, очевидно, рискует утратить свою ипостасную структуру» (F. Heinzer. L’explication trinitaire de l’economie chez Maxime le Confesseur//Maximus Confessor.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

696 Ibid. Col. 3169C. 697 Ibid. Col. 3177B. 698 Ibid. Col. 3177D. 699 Ibid. Col. 3173D. 700 Так сообщает сам Стефан на Латеранском соборе (649); ср.: Mansi X. Col. 896. 701 Наболее солидное современное исследование этих сообщений по-прежнему Vincent H., Abel F. Jerusalem. Recherches de topographie, d " archéologie et d " histoire. II. Paris, 1922. P. 930—932; ср. также: Stratos A.N. Byzantium in the Seventh Century. II, Amsterdam, 1972. P. 82—83, 211; также: Χρ . Παπαδπουλος . Ιστορα Εκκλησας Ιεροσολμων . Alexandria, 1910. P. 249. 702 Это то, что случилось со святой Софией в Константинополе в 1453 г. 703 Существуют по крайней мере две версии указа Омара, и ни одна не является абсолютно подлинной. Основное его содержание однако бесспорно. 704 Это наиболее вероятная дата; ср.: Chr. von Schönborn. Op. cit. P. 97, прим. 136. 705 Софронию приписываются тропари так называемых Царских Часов в страстную Пятницу и в канун Рождества Христова и Богоявления, так же как и основная молитва великого освящения воды на Богоявление. Все эти тексты заимствованы из древнего иерусалимского богослужения. Ср., в частности, Е. Попович. Патриарх Иерусалимский Софроний//Труды Киевской Духовной Академии. 1888, ноябрь. С. 44—62; 1889, февраль. С. 358—372, июнью С. 298—312, август, с. 617—631; 1890 август, с. 503—599, сентябрь, с. 3—42; из современной литературы на эту тему см.: Chr. von Schönbom. Op. cit. P. 107—109. 706 History of the Patriarchs, 1. Od. cit. P. 491. 707 См. важные замечания Φ . Винкельманна. Некоторые замечания к оценке роли монофизитства в Египте в послеюстиниановскую эпоху//Византийский Временник. 39, 1978. С. 86—92; Aegypten und Byzanz vor der arabischen Eroberung//Byzantinoslavica. XL. 1979, 2. P. 161—182. 708 Butler. The Arab Conquest. P. 298. Другие историки, однако, настаивают на якобы всеобщем сотрудничестве коптов с завоевателями (ср:. Stratos. Op. cit. II. P. 130—133). 709 Ср.: Rouillard G. L " administration civile de l " Egypte byzantine. 2-е изд. Paris, 1928; Hardy E.R. The large Estâtes in Byzantine Egypt. New York, 1931 ; Christian Egypt: Church and People (Christianity and Nationalism in the Patriarchate of Alexandria). Oxford, 1952.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   Ibid. Col. 3177B.    Ibid. Col. 3177D.    Ibid. Col. 3173D.    Так сообщает сам Стефан на Латеранском соборе (649); ср.: Mansi X. Col. 896.    Наболее солидное современное исследование этих сообщений по-прежнему Vincent H., Abel F. Jerusalem. Recherches de topographie, d " archéologie et d " histoire. II. Paris, 1922. P. 930—932; ср. также: Stratos A.N. Byzantium in the Seventh Century. II, Amsterdam, 1972. P. 82—83, 211; также: Χρ. Παπαδπουλος. Ιστορα Εκκλησας Ιεροσολμων. Alexandria, 1910. P. 249.    Это то, что случилось со святой Софией в Константинополе в 1453 г.    Существуют по крайней мере две версии указа Омара, и ни одна не является абсолютно подлинной. Основное его содержание однако бесспорно.    Некоторые святыни все же оказались в руках мусульман, например, построенная в первые века христианской Империи на месте Вознесения Христова, на Елеонской горе, часовня. — В.А.    Это наиболее вероятная дата; ср.: Chr. von Schönborn. Op. cit. P. 97, прим. 136.    Софронию приписываются тропари так называемых Царских Часов в страстную Пятницу и в канун Рождества Христова и Богоявления, так же как и основная молитва великого освящения воды на Богоявление. Все эти тексты заимствованы из древнего иерусалимского богослужения. Ср., в частности, Е. Попович. Патриарх Иерусалимский Софроний//Труды Киевской Духовной Академии. 1888, ноябрь. С. 44—62; 1889, февраль. С. 358—372, июнью С. 298—312, август, с. 617—631; 1890 август, с. 503—599, сентябрь, с. 3—42; из современной литературы на эту тему см.: Chr. von Schönbom. Op. cit. P. 107—109.    History of the Patriarchs, 1. Od. cit. P. 491.    См. важные замечания Φ. Винкельманна. Некоторые замечания к оценке роли монофизитства в Египте в послеюстиниановскую эпоху//Византийский Временник. 39, 1978. С. 86—92; Aegypten und Byzanz vor der arabischen Eroberung//Byzantinoslavica. XL. 1979, 2. P. 161—182.    Butler. The Arab Conquest. P. 298. Другие историки, однако, настаивают на якобы всеобщем сотрудничестве коптов с завоевателями (ср:. Stratos. Op. cit. II. P. 130—133).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Отличие христианства от гуманизма Выбор системы ценностей – христианской, либо гуманистической – имеет, прежде всего, не моральный, а онтологический характер, поскольку – с точки зрения морали – и в христианстве, и в гуманизме речь идет о воспитании добродетелей. Верою человек познает, что причиною всех земных нестроений, скорбей, болезней, смерти является грех. Неверие же приводит его к логическому выводу о нормальном, естественном состоянии мира, о земной и временной жизни как единственно возможном бытии. В гуманистическом мировоззрении все разговоры о личности, о духовном развитии, о свободе, о кресте, по сути своей, носят профанирующий характер: духовное развитие подменяется в гуманизме развитием душевных сил, личность – индивидуальностью, свобода рассматривается с позиции выбора поведения индивида в эмпирическом мире, несение креста, в лучшем случае, представляется как художественный собирательный образ сложных жизненных обстоятельств… Целостное осмысление этих основополагающих для педагогики и психологии понятий содержит в себе православное учение, но каждому человеку оно дается лишь по силе его веры, по мере его воцерковления. Примечания: 1 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. 2 Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939. 3 Кант И. Сочинения: В 4 т. М., 1994–1997. 4 Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993. 5 Дарвин Ч. Собр. соч. М., 1953. 6 Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. 7 Иустин (Попович) , преподобный. На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. С. 146–147. 8 Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М, 1978. С. 109. 9 Православная педагогика в России. Владимир, 1998. С. 12. 10 Плеханов А.В. Революционно-демократическая концепция воспитания нового человека//Советская педагогика. 1985. 4. С. 115. 11 Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. 12 Цит. по: Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 26. 13 Там же. 14 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 154. 15 Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. С. 114.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

Казань. 1865. Т. 4. С. 295. 79 Архим. Иустин Попович. Догматика православие Цркве. Београд, 1978. Кн. 3. с. 230. 80 Там же. С. 232. 81 Деяния Совещания глав и представителей Православных Церк­вей. М., 1949. Т. II. С. 369. 82 К. Algermissen. Konfessionskunde. Hannover, 1939. S. 288–289. 83 Id. S. 366. Anm. 8. 84 Архиеп. Владимир. Заседание Центрального комитета ВСЦ//ЖМП. 1972. 11. С. 58, кол. 1. 85 См. Ф. Поттер. Вступительная речь. С. 9. 86 Там же. С. 10. 87 Там же. С. 10. 88 ОТ. 14.10. 1983. 576. С. 4., кол. 5. 89 Еп. Михаил. Толковый Апостол. Киев, 1890. Кн. 2. С. 150. 90 Arcim. Pierre L’Huiller. Sacerdoce royal et Sacerdoce ministriel.//Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзар­хата. 1960. 33–34. С. 29. 91 Там же. С. 30. 92 Там же. С. 40. 93 Там же. С. 38. 94 ОТ. 30. IX. 1983. 574. С. 1, кол. 3. 95 В некоторых американских приходах Англиканской церкви резко протестуют против этого неслыханного новшества и даже выска­зывают желание присоединиться к Православной Церкви. См. ЖМП. 1985. 9. С. 19, кол. 2. 96 Оценка документов Лимы о крещении, евхаристии и священстве//ЖМП. 1985. 2. С. 63, кол. 2. 97 Послание Священного Синода о V ассамблее ВСЦ и ее резуль­татах//ЖМП. 1976. 4. С. 9, кол. 2. 98 Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Пра­вославных церквей. М., 1949. Т. 2. С. 235–289. 99 Вера и разум. 1884. Янв. С. 25–26. 100 Там же. С. 26. 101 Monde et vie. 24.6.1988. P. 11. 102 F. von Baader. Werke. Leipzig, 1855. Bd. 10. S. 91. 103 Id. Bd. 5. S. 397. 104 Id. Bd. 15. S. 692. 105 Овербек. Положение, назначенное православной России Боже­ственным Провидением… Лейпциг, 1870. С. 56. 106 Овербек. Свет с Востока. Вильна, 1867. С. 11. 107 Гефеле. Вклады в церковную историю, археологию и литургику. 1864. Т. 1. С. 432. 108 Указ. ст.//Вера и разум. 1884. Янв. С. 23–24. В последних сло­вах перефразируется 15е правило Двукратного Константино­польского собора, в котором выражена похвала мирянам-ревнителям Православия, обличающих даже епископа за впадении его в заблуждение.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Верхнее Водяное. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1893. Адрес: Закарпатская обл., Раховский р-н, с. Верхнее Водяное Координаты: 48.00243, 23.95895 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Храмовый комплекс стоит на возвышенности, на горе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село существовало уже в XIV веке. В 1751 году здесь была деревянная церковь Св. Арх. Михаила с башней, украшенная всеми образами. В 1893 году мастер Василий Тафий построил небольшую грациозную деревянную церковь. В 1924 году гонтовое покрытие ее крыш заменили на бляху. В 1978 году отштукатурили стены срубов, в 1983-1984 годах до главного фасада церкви пристроили односкатную крышу на двух металлических трубах, а на стройный шпиль посадили шарообразную главку. На протяжении 2009-2010 годов башня получила большой цибулястый луковичный купол, покрытый ослепительной «золотой» жестью, крыши покрасили в ядовито-синий цвет. Архитектурная характеристика Памятник Верхнего Водяного, деревянную часовню, сфотографировал Петер Балог в 1910 году, эта фотография хранится в фототеке Этнографического музея в Будапеште. Не удалось установить, где именно стояла часовня, происходившая, предположительно, из XIX в. Способ разрушения И часовня, очевидно, не существовала уже в 1920-х годах, поскольку не попала в объектив чешских исследователей. Памятниковедческий материал Петер Балог, 1910. Néprajzi múzeum (NM F331901); Попович Василий. Храмы Раховщины. Ужгород, 2013, с. 122-123. Источник: М. Сирохман " Утраченные церкви Закарпатья " ; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение http://youtu.be/v0KfWANXf30 видео сюжет о церкви --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59203

Производит впечатление небрежности множество нераскрытых аббревиатур: СКК, СНО, НОБ, БЮР (сс. 31, 32, 58, 90, 137). Встречаются ошибки стилистические, грамматические, пунктуационные, хотя в целом автор справился с проблемой языка вполне удовлетворительно. Кое-где, впрочем, текст повреждён и непонятен (с. 123). Всё сказанное не умаляет, однако, весьма положительной, в целом, оценки работы. Автор с солидной (хотя и не исчерпывающей) полнотой изложил важные исторические события и дал им взвешенную и правильную историческую и каноническую оценку. Им выразительно изображены объективные трудности церковной жизни при коммунистической власти, когда давление на Церковь компрометировало её в диаспоре, а «ленинская национальная политика» вела к возникновению церковных разделений внутри СФРЮ, и в то же время показан внутрицерковный фактор разделений – амбициозность некоторых деятелей, их связанность и пленённость стихиями мира сего, будь то политическими или национальными. Диссертация может быть оценена как хорошая, и игумен Герасим (Попович) достоин искомой степени. 7 .1. ОТЗЫВ профессора А. И. СИДОРОВА на кандидатскую диссертацию студента IV курса Академии иеромонаха ВАССИАНА (Змеева) по кафедре Патрологии на тему: «Святитель Амфилохий Иконийский как церковный писатель и богослов». Среди великих каппадокийских отцов святитель Амфилохий Иконийский часто как бы оставался в тени и на заднем плане. Его срав- —393— нительно мало изучали, и количество работ, посвященных ему, значительно меньше, чем, например, исследований жизни, творчества и богословия святителей Василия Великого или Григория Нисского . В русской патрологической науке всего только две работы (иеромонаха Порфирия (Попова) и профессора И. В. Попова ) непосредственно касаются этого святителя. Новое критическое издание творений его, осуществленное в 1978 году, поставило проблему полного и всестороннего осмысления значения свт. Амфилохия как церковного писателя и мыслителя. Решению данной проблемы и посвящено исследование отца Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

епископ Василий (Родзянко) (22.05.1915–17.09.1999) Книги Беседы, проповеди, статьи епископ Василий (Родзянко) Иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник, богослов, педагог, публицист. Биография В миру Владимир Михайлович Родзянко, родился  в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века - святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом " за превышение дозволенной религиозной пропаганды " . Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии. С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу " Теория распада вселенной и вера отцов " . Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года. Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010