К концу XIX в. библиотека Академии являлась уже одним из крупнейших книгохранилищ в России. Недаром в начале XX в. Павел Флоренский , впоследствии один из самых известных профессоров и эрудитов Академии, поступил сюда для возможности получения фундаментального богословского образования, прежде всего, благодаря библиотеке. Профессор А.Л. Катанский , оценки которого во многом выражают общее умонастроение эпохи, писал накануне столетнего академического юбилея (1 октября 1914г.): «Московская Академия была поистине второй моей матерью, довершившею мое образование, как академического преподавателя... Проведенные в ней годы были для меня важнее, чем всякое заграничное путешествие». В начале XX в. библиотека Академии вступила в наиболее творческий и одновременно наиболее трагичный период своего существования под руководством Константина Михайловича Попова, которому суждено было стать печальным очевидцем ее постепенного послереволюционного увядания вплоть до передачи всех библиотечных фондов в фонды ГБЛ (в 1930-е гг.). Новый библиотекарь Академии пытался обращать внимание на самые разные стороны постановки библиотечного дела и решать возникающие вопросы как можно более профессионально. При К.М. Попове библиотека стала пополняться еще более активно, чем в предшествующую эпоху. Из рукописной записки, сделанной К.М. Поповым в 1900г., можно узнать, что Академия выписывала в то время сорок четыре иностранных периодических издания и двадцать четыре русских. Общее количество книг академической библиотеки до ее закрытия в 1919г. составляло 352601 книгу и 1618 рукописей 7 . Как профессиональный библиограф, Константин Михайлович продолжил составление систематического каталога книг библиотеки, помимо изданных выпусков; часть данного каталога хранилась только в рукописном виде. Он подготовил к печати первые указатели академических периодических изданий: «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника». В 1904г. К.М. Попов начал издавать библиографический журнал «Новости богословской литературы», который получил международное признание как серьезный библиографический орган.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Несторов панегирик Всеволоду довольно верно характеризует этого Князя. Чтобы яснее видеть отличительные черты Всеволодова характера, я представлю их в параллели с характером Изяслава, описанным также в Несторовом панегирике. Вот Изяслав: „Бе же Изяслав муж взором красен и телом велик, незлобив нравом, кривого ненавидя, любя правду; не бе в нем льсти, но прост муж умом, не вздая зла за зло.« А вот и Всеволод: „Сии бо благоверный Князь Всеволод бе издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогия, въздая честь Епископом и презвутером, излихаже любяше чернорисци, подаяше требованье им; беже и сам въздержася от пьянства и от похоти.« Какая разница между братьями. Один красивый, величественный, откровенный, простой, добродушный и, кажется, веселый в жизни; по крайней мере летописец не выставляет воздержности в числе его достоинств; другой же богомольный, видимо внимательный к убогим, искательный перед духовенством, которое имело большое влияние на народ, строгий к самому себе в отношении к воздержанию и чистоты нравов, следовательно, человек осторожный, скрытный, но отнюдь не откровенный и не добродушный. Это чуть не Олгерд XI-ro века; его, кажется, нельзя было застать в расплох: он всегда ловко умел пользоваться обстоятельствами; ему далеко уступали в политическом уме все, окружавшие его современники; но за то, как в правителе народа, в нем недоставало многого. Слишком занятый княжескою политикою, он, кажется вовсе забывал о народе; при нем тиуны грабили и продавали граждан, а он не думал за них вступаться, и народ очевидно не любил его, и не проронил слезинки на его похоронах, которые вот как описывает Нестор: „преставися тихо и кротко. Володимер же плакася с Ростиславом братом своим, спрятаста тело его, и собрашася Епископи, и игумени, и черноризьци, и попове, и боляре, и простии людье, вземше тело его, со обычными песнми положиша и в Святей Софьи.« Как все чинно и холодно! Где ж любовь народная? Какое сравнение с похоронами Изяслава, где, за плачем и воплем народным, не было слышно церковного пения: „и небе лзе слышати пенья во плачи, велице вопли, плакабося по нем весь град Киев.« Всеволодовых похорон даже нельзя сравнить с погребением удельного князя Ярополка, о котором сказано в летописи: „и вси Кияне велик плачь створиша над ним, со псалмы и песнми проводиша и до Св. Дмитрея.«

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Книгохранитель же принес даст его Митрополиту, и отступит. Он же (Митрополит) вшед в обычное место, идеже молитву деет, свиток убо запечатлен пред Спасовым образом положит или пред Богородичным; там же доволи помолится с прилежанием, паче ж и с слезами, затворився сам един; потом же приемлет свиток и распечатав отверзает; и тако смотрив имена написанная три, едино от них изберет, его же аще хощет. b. Устав благовестию. — Благовестье же бывает сицо: Приуготовляют его в некоей церкви, разве соборные, идеже повелит святитель, и одевается тамо хотяй ставитися во вся ризы священническыя и стоит в алтари у царскых дверей, лицем к востоку; посланный же от святителя благовестити ему, вшед в церкви стоит, аще кто ини с ним попове и дьакони. Он же стоя во алтари, глаголет: «Благословен Бог наш, всегда и ныне». Стоящии же глаголят: «Трисвятое. Пресвятая Троице, Отче наш иже». Он же пакы: «Яко твое есть царьство». Они же тропарь Святому, его же есть храм, и дневный и Богор. Он же, стоя тамо во алтари, сотворит обычную ектению: «Помилуй нас, Боже, по велице милости Твоей…» Иосем, обратився к царскым дверям, сотворит отпуст по обычаю. Онем же поющим: «Многа лета» Князю и Митрополиту, и скончавшим, и тако мало из царскых дверий выступит ставитися хотяй и станет, рукы к персем приложив крестообразно под Фелонем, мало главу преклонь; посланный же благовестити ему, пришед тамо, на том месте, идеже когда чтется Апостол от четца, и смотря к нему глаголет сице: «Пресвященный наш господин и владыка, Митрополит киевский и всея Руси, имрк. , и еже о нем божественный и священный сбор призывают твоея святыни на епископьство богоспасаемого града имрк». Хотяй же поставитися отвещавает сице: «Понеже пресвященный наш господин и владыка, Митрополит киевский и всея Руси, имрк. и еже о нем божественный и священный сбор судиша и мене достойна быти в таковую службу, благодарю, и приемлю и нимало вопреки глаголю».. Тако мало ниже поклонь главу и возвращается в алтарь, и снимает с себя ризы, и исходит. Егда же будет время, или того дни, или на утриа, или когда повелит Митрополит, сбираются Епископик Митрополиту, елико их случится ту к тому ставлению приити, и сядет Митрополит в таком месте нареченном, или в притвор церковным, или в катехуменах, еже есть полаты, на своем столе; Епископи же такожде сядут кажды на своих местех, по своему степени, в своих мантиях со источникы, якоже и Митрополит.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Думские заседания посвящаются не обсуждению городских дел, а превращаются в «дружеские манифестации» в честь тех или иных «пострадавших» гласных. Общая причина этого лежит в низком культурном уровне теперешнего состава Гор. думы. Но непосредственная вина падает на городского голову. Он слишком нелепо представляет себе взаимоотношение Управы и Думы. Желая опираться на Думу в таких вопросах, в которых городской голова должен опираться только на себя, – он тем самым ставит в шаткое положение и себя, и Думу. Последнее думское заседание может служить разительным примером. «Обиженные» за г. Рысина гласные решили поднять вопрос о неправильности действий секретаря Думы. Я сейчас оставляю в стороне вопрос, правы или нет «обиженные», заступаясь за г. Рысина. Для всякого сколько-нибудь беспристрастного человека ясно одно: всё, что касалось в данном случае г. Маркова, должна ведать Управа и городской голова. Ясно также, что Дума твёрдо встала уже на такую точку зрения по вопросу о «городских служащих», когда речь шла о г. Попове. И Дума была права. Гласные выбирают Управу и городского голову, которым доверяют, и не дело Думы вмешиваться в то, что подлежит всецело компетенции Управы. Повторяю: сама Городская дума твёрдо установила такой принцип. И вдруг, группа гласных пытается его нарушить. Что должен был сделать городской голова? Он должен был своей властью снять вопрос с обсуждения. Городской голова избрал другой путь. Он пожелал, чтобы Дума и здесь решила «сама» и дала ему соответствующие директивы. Но бывают такие положения, при которых человек, предоставляющий другим решать то, что он должен решать сам, роняет не только своё достоинство, но и достоинство того учреждения, которому предоставляет решающий голос. Так было и на этот раз. Городской голова был совершенно не на высоте своего положения, когда спрашивал у Думы, желает ли она или нет обсуждать инцидент г. Рысина с г. Марковым, – а Дума, устроившая по этому поводу «столпотворение вавилонское», превратилась на время из общественного собрания в частное совещание перессорившихся людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

234 Об этом совещании князей южнорусских и посольстве Григория в Константинополь говорит сам Витовт (Акт. Зап. Рос. т. 1, 25). Фотий говорит, что Патриарх Евфимий даже лишил сана Григория и предал его проклятию (Акт. Ист. т. 1, 19). О поддержке какую Фотий находил в Императоре Греческом (Ист. Р. Ц. Е. Р. Ф. т. 3, стр. 4). 239 Пол. Соб. P. Лет. II, 353; V, 259. Геласий Перемышльский подписался под соборной грамотой 15 Ноября 1415 г. (Акт. Зап. Рос. т. 1, 24). 243 Можно думать, что Феодосий Полоцкий был в неприязненных отношениях к Фотию потому, что последний занял место, которое он сам надеялся получить; а что Исаакий Черниговский был в числе врагов Митрополита Московского, это ясно видно из того, что клеветники Фотиевы из Москвы бежали к нему (Ник. V, 53). 244 Из Епископов Литовских, бывших на Соборе, рукоположены Святителем Фотием Севастиан Смоленский, Евфимий Туровский (Lat. Litw. i kr. Rus. Danil., str. 234) и Герасим Владимирский (Акт. Ист. т. 1, 18). 254 Витовт подущаем Латинники вельми рад бысть сему (клеветам на Фотия); хотя же изпразнити веру благочестивую собрал Епископы... Тако бо советоваху ему Латинские попове, надеющеся удобнее ими обладати и с собою соединити (Тат. кн. 4, стр. 465 и 470). 256 В то время, когда Ягайло волею и неволею крестил Татар, в Литве они и Караимы могли свободно исполнять обряды своей веры, по грамоте Витовта (Акт. Зап. Рос. т. 1, 9). 258 На Соборе Констанском Иеронима обвиняли в том, что он утверждал Греков Русских в их заблуждении и схизме и старался развращать вновь обращенных к католичеству. Nouveau dict. hist. et crit., pour servir suppl. au dict. hist, et crit. Bayle, par Geor. de Chauf. B. 15–16. 262 Об этом свидетельствует Папа Мартин V. Когда в 1422 г. на престол Чешский вступил Корибут, Мартин писал к Королю Польскому, что не только Корибут, но и Витовт благоприятствуют Гусситам. Это засвидетельствовали и сами Гусситы, когда в 1420 г. приглашали Витовта к себе на престол (Zbior Pamietnikow о dawney Polcse Т. I, р. 325, 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Бесноватого, говорит он, не трудно вылечить; «Пришед бо иереи створят молитву бесному – проженет беса; а над пианым, аще бы всем земли сошлися попове и творили быша молитвы, то не могут прогнати самовольного беса – запойства злаго» 99 . Из обращения, сделанного в «Слове святых отец о пиянстве», можно заключить, что этому пороку были подвержены не только мужчины, но и женщины: «О, братие и сестры, – говорится в слове, – бегайте пианьства; пийте мало сстрахом Божиим» 100 . Из 35 правила митроп. Uoahha II видно, что и духовенство не всегда отличалось трезвостию. Вот как читается это правило: «И еже иереем до упивания пач пиющим иереем сице речем: яко апостол повелеваете ни пианици, ни яра, ни сварлива во иерейский привести сан: а еже по поставлении иерееове упиватися начнут, положити я во отлучение, да покорившеся закону Господню, пиянства отлучаются. Аще ли не лишаться пиянства – извержени я» 101 . ОтеКирилла II митрополита Киевского (1243–1280) до нас дошло «Поучение к попом», подтверждающее то же самое. Митрополит прежде всего раскрывает высокое достоинство священнического сана и излагает обязанности христианского пастыря; затем, обращаясь к иереям, говорит между прочим: «Блюдитесь отселе всякого греха: не работайте плоти, отстанте от пьянства и объядения» и т. д. 102 Пьянство в народе доходило иногда до таких ужасающих размеров, что пьяная толпа нередко затевала драки, оканчивавшиеся иногда убийствами. В «правиле» того же митрополита Кирилла, этот святитель с ужасом говорит о таком повальном пьяном, неистовстве: «Пакы же уведехом бесовьская еще дьржаще обычая треклятых елин, в божествьныя праздьныкы позоры некакы бесовьскыя творити, с свистанием и с кличем и въплем сзывающе некы скаредныя пьяница, и бьющеся дрьколеем до самыя смерти» 103 . Касательно безнравственности на Руси в рассматриваемую нами эпоху особенно много фактов собрано у Татищева, который приводит их преимущественно из истории XII века. Для нримера возьмем князя Юрия Владимировича. «Юрий хотя имел княгиню, любви достойную, и ее любил, но притом многих жен подданных своих навещал, и с ними более, нежели со княгинею, веселился: ночи сквозь на скомонех (музыка) проигрывая и пия препроводил, чем многие вельможи его оскорблялись, а младые...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Аще кого в полону отведена гд изнашелъ есмь изъ его отчины, колка сила моя была, выимая от погани, отпускалъ есмь. Кашинцевъ нашолъ есмь в Литви, два года в погреб сдящих, и княгини для великой вынялъ есмь их како мога, клячи под них подавъ есмь и отпустилъ ихъ есмь зятю ея, князю Кашиньскому. 793 Которую вину нашелъ есть на мн князь великий? Чимъ язъ ему виноватъ или отчин его? Язъ к нему хал есмь благословити его, и княгиню его, и дти его, и бояръ его, и всю отчину его, и жити ми с нимъ въ своей митрополии, како и моя братия съ отцемъ его и з ддомъ, съ князьми великими. А еще с дары честными хотлъ есмь дарити. Кладет на мене вины, что былъ есмь в Литв первое. 794 И которое лихо учинилъ есмь, бывъ тамо? Не зазри же ми никтоже, – что иму говорити. Аще былъ есмь в Литв, много христианъ горькаго пленениа освободилъ есмь. Мноз от невидящихъ Бога познали нами истиннаго Бога и къ православной вр святымъ крещениемь пришли. Церкви святыа ставил есмь. Христианьство утвердилъ есмь. Мста церковная, запустошена давными лты, оправилъ есмь приложити к митрополии всея Руси. Новый Городок литовьскый давно отпал, и яз его оправилъ и десятину доспл к митрополии же и села. В Велыньской же земли такоже: колько лт стояла Володимерьская епископиа безъ владыки, запустошала; и язъ владыку поставилъ и мста исправилъ. Такоже отприснаа села софийская отпала къ князем и к бояромъ, и язъ тых доискываюся. И оправдаю, чтобы по моей смерти было кого Богъ оправдаеть. Буд вамъ свдомо, что брату нашему Одеюреви мивропродиву 795 не волно было сласти ни в Велыньскую землю, ни в Литовьскую 796 владыку которого, или звати, или дозрти которое дло церковное, или поучитити, или посварити на кого, или казнити виноватаго – или владыку, или архимандрита, или игумена – или князя поучити, или боярина. Святительскымъ недозираниемъ которыйждо владыко, не блюдася, по своей воли ходилъ какъ хотлъ. А попове и черньци и вси христиане – какъ животина бес пастуха. Нын же, Божиею помощью, нашим потружаниемъ, оправилося церковное дло. И годилося князю великому нас с радостию прияти, занеже в томъ болша ему честь. Язъ потружаюся отпадшая мсто приложити к митрополии и хочю укрпити, чтобы до вка такъ стояло на честь и на величьство митрополии. Князь же великий гадает двоити митрополию. Которое величьство прибудеть ему от гадкы? Хто же ли се пригадываеть ему?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прииде ратию преже на царя Тахтамыша, и бысть им бои на месте, нарицаемем Ординьском, на кочевищи царя Тахтамыша, и прогна царя Тахтамыша. И оттоле възгореся окаанныи и нача мыслити в сердци своем ити на Русскую землю и попленити ея, аки преже сего, за грехи наша попустившу Богу, и поплени царь Батыи Русскую землю, а гордыи свирепыи царь Темирь Аксак то же помышляше, хощеть взяти Русскую землю. И собра все вое свое и проиде всю Орду и всю землю Татарьскую, и приде близ предель Рязаньския земля, и взя град Елечь, и князя Елечьскаго изыма и многи люди помучи. И се слышав князь велики Василии Дмитреевичь и собрав воя своя многи, и поиде с Москвы х Коломне, хоте ити противу его в стретение ему, и пришед ратию и ста на брезе у реки у Оки. Темирю Аксаку же стоящу на едином месте 15 дни. Помышляше окаанныи, хоте итьти на всю землю Русскую, аки вторыи Батыи, и разорити християньство. Слышав же благоверныи и христолюбивыи великии князь Василеи Дмитреевичь, самодержець Русския земля, помышление оного безаконнаго и свирепаго и гордаго мучителя и губителя Аксак Темиря царя, како помышляеть на православную веру, боголюбивыи же великии князь Василеи Дмитреевичь руце на небо въздеющи, с слезами моляхуся, глаголюще: «Създателю и заступниче нашь, Господи, Господи, призри от святого жилища Своего и вижь свирепаго варвара 167 и сущих с ними, дръзнувших хулити святое и великое имя Твое и Пречистыа всенепорочныя Твоея Матери, заступници нашея. Низложи его, заступниче нашь Господь, да не речеть: где есть Бог их? Ты бо еси Бог нашь, иже гордым противляяся. Стани, Господи, в помощь рабом Своим и на смиреныя Своя рабы призри. Не попусти, Господи, сему окаанному врагу нашему поносити 168 нам, Твоя бо дръжава неприкладна и царство Твое нерушимо. Слыши словеса варвара сего и избави нас и град нашь от окааннаго и безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». Князь же великии Василеи Дмитреевичь посла весть къ отцу своему боголюбивому архиепископу Киприяну, митрополиту Киевьскому и всея Руси, чтобы народу повелел прияти пост и молитву, с усердием и с слезами Бога призывати. Преосвященныи же Киприян митрополит Киевъскии всеа Руси, слышав такую речь от сына своего великаго князя Василья Дмитреевича, и призва к собе вся архимандриты и игумении, и попове, и весь чинь священьскыи и повеле пети по всему граду молебны, а дети своя духовныя повеле им наказати, дабы прияли пост и молитвы, и покаяние с усръдием от всея душа своея. Самь же пресвященныи Киприян митрополит тако же и по вся дни призывая к собе благоверныя князи и благочестивыя княгини, и вся властели и воеводы, и по вся часы наказая их и учаше. Самь же Киприян митрополит по вся дни и часы от церквы не отступая, принося молбы Богу за князя и за люди. Тако 169 же повеле князь наместником своим и властелем, и воеводам градным укрепити осаду и събрати воя вся. Они же, слышав повеление господина своего, събраша людии вси 170 в град и укрепиша осаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда два раза сослался на это писание известный Кирик в своих вопросах Новгородскому епископу Нифонту (см. вопр. по рукоп. и снес.: Пам. росс. слов. XII в. С. 195 Сборн. Новг. Соф. библ. 522. Л. 102–106 Число вин показано 70 вместо 27: это, конечно, описка. Читаем, например, а) у Феодосия: «Икон не целуют, ни св. мощей, и крест целуют лежаще, написавше на земли, а вставше, попирают ногами»; а) у Георгия: «Иже св. икон воображенья на помостех церковных написают, не да я почтят, но попирают ногами»; б) у Феодосия: «Имени не нарицают святаго, но како прозовут родители, в то имя и крестят»; б) у Георгия: «Не наричают имени в крещеньи епископи и попове их по имени святаго или святыя, но имже мати наречет, в то же имя и крестят»; в) у Феодосия: «Ядят с пьсы... ядят жьлвы, и дикии кони, и ослы, и удавленину, и мертвьчину, и медведину, и бобровину»; в) у Георгия: «Ядят и жълвь нечистую... ядят медведину и ослы, и попове их ядят въ говение бобровину... ядят с псы в одином сосуде, сами ядше, а избыток поставляют псом»; г) у Феодосия: «Попове их не женятся законьною женою, но с робами детей добываюче, и служат невъзбраньно»; г) у Георгия: «Попове их наложници имуть... и дети добывают, и служат невъзбранно». Напеч. в Памятн. росс. слов. XII в. С. 157–163 В послании митрополита Никифора нет, между прочим, тех пунктов, которые представлены нами к прим. 270 из послания Георгия. Текст в сохранившемся списке послания Георгиева очень искажен. Но судя по тому, что этот список послания единственный, мы не колеблемся поместить его сполна в приложен. 8. Подробнее см. у Неволина «О митрополите Иоанне II как сочинителе послания к архиепископу Римскому Клименту о опресноках» (Изв. импер. Акад. наук по II Отд. 2. 96 и у г. Григоровича «Послание митрополита Иоанна II», причем напечатан и греческий текст послания, и славянский (Учен. зап. II Отд. импер. Акад. наук. 1. Отд. 3. С. 1–20 Это послание напечатано также в Памятн. росс. слов. XII в. С. 205 Напеч. в Русск. достопам. 1. 86–103 Слово prof»thj — пророк издревле означало в Церкви Христовой не только провозвестника будущих событий, прорицателя, но и истолкователя слова Божия, проповедника. Наш митрополит Иоанн мог быть назван пророком Христа еще в Греции как отличный проповедник веры Христовой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

И вот 29 декабря 1895 года был освящён придел Преображения Господня. Совершил это благочинный Николай Михайлович Доброумов при священниках Викентии Попове, Димитрии Попове (с. Деревянск), Александре Толстикове (с. Подъельск) и диаконах Рафаиле Шутове, Николае Щетинине, Иоанне Попове (с. Деревянск) и Александре Заварине (с. Подъельск). По случаю многолюдства за порядком следили пристав Булатов и помощник урядника Темноев. Это было последнее значительное событие при о. Викентии Попове. Следующую запись в «Летописи» сделал преемник батюшки: «В начале 1896 года аныбская паства лишилась своего пастыря – священника Викентия Попова. Он после поездки своей в начале Великого поста по приходам 5-го благочинного округа для исповеди духовенства возвратился домой 22 февраля при очень плохом состоянии здоровья. Так что 24 числа днём предал душу свою Богу, разбитый параличом. Такова скоропостижная кончина настоятеля Аныбского прихода. В тот же день немного спустя по зову приехал подъельский священник Александр Толстиков, чтобы напутствовать вдруг заболевшего, но уже не застал его в живых, а первым отслужил панихиду по новопреставившемся иерее...» Похоронен о. Викентий Попов в церковной ограде новой церкви. При погребении присутствовала его жена Анна Ивановна и дети: Симеон (священник с. Чукаиб), Николай (священник с. Зеленец), Георгий (учитель в Ульяновском монастыре), Александра (жена священника с. Кибра Михаила Попова – моего прадеда). Недолго удалось прослужить в новой церкви о. Викентию Попову. Но он был единственным священником, похороненным в церковной ограде этого храма. Вскоре из Жешарта приехал новый настоятель – о. Иоанн Николаевич Попов. С его прибытием заметно увеличилось число молящихся в новой церкви. Этому способствовала и новая обстановка в каменном храме, и богослужения, сопровождаемые пением учащихся церковно-приходской школы под руководством псаломщика-диакона, а также, как замечает автор «Летописи», «и чтение священником (Иоанном Поповым) проповеди на родном их языке – зырянском – почти при каждом богослужении». Ещё «Летопись» сообщает: в 1898 году в Аныбе появилась болезнь скарлатина, большое число жителей умерло. Многие же обращались с молитвой к вмч. Пантелеимону и получили исцеление. «Из Русского Пантелеимонова монастыря был получен образ вмч. Пантелеимона через руки монаха Аверкия. Образ был встречен в конце селения и с крестным ходом принесён в храм».

http://sobory.ru/article/?object=16512

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010