Ростов-на-Дону. Церковь Софии, Премудрости Божией в Нахичевани-на-Дону. /// Объект утрачен По архитектуре была близка другой работе Г.Н. Васильева - церкви Николая Чудотворца (1909-1914) в с. Котелино Рязанской области Карта и ближайшие объекты Находясь по соседству с русскоязычным Ростовом, Нахичевань не могла долго оставаться мононациональным армянским городом. За сто лет существования армянской Нахичевани в городе появилось и русское православное население, которое нуждалось в своих православных храмах. Самым первым православным храмом на территории будущей Нахичевани была деревянная часовня, переделанная в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая стояла в Полуденке в 1766-1778 годы. Более вместительный храм 1779 года с тем же именем простоял в Полуденке всего 1 год, т.к. его пришлось переносить в солдатский форштадт крепости в связи с переселением армян. В силу преемственности и подражания Ростову первым православным храмом Нахичевани стала Софийская церковь. Преемственность заключается в том, что празднование иконы «София — Премудрость Божия» совершается одновременно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы в день 8 (21) сентября. Софийская церковь была сооружена в 1863 году практически вне жилых кварталов Нахичевани, западнее Верхней Нольной Линии, против улицы, которая потом по имени церкви получила название Софийской (ныне это Первомайская улица; 2-я Софийская до Великой Отечественной войны называлась 2-й Майской, теперь это улица Вити Черевичкина). Это был однокупольный деревянный храм на каменном цоколе с одноярусной звонницей над входом высотою 15 метров. Рядом с церковью тогда же, в 1863 году, соорудили одноэтажное кирпичное здание русской церковно-приходской школы. В 1904 году для замены деревянного Софийского храма заложили каменный. Это был монументальный пятикупольный храм, строившийся по проекту архитектора В.В. Попова. Церковь по окончании строительства освятили в 1912 году. Новая Софийская церковь просуществовала менее четверти века. В 1934 году Софийскую церковь закрыли, храм стали разбирать на кирпичи. После удаления всех боковых куполов и стен храма его большой центральный купол еще долго покоился на четырех колоннах, уныло выделяясь в сумерках при закате солнца на фоне ростовского неба. Наконец, дошла очередь и до него: под колонны храма заложили взрывчатку, район оцепили милицией и остатки прекрасного сооружения в одно мгновение превратили в груду разбитого кирпича. Красавца храма не стало. Около места, где некогда стояла Софийская церковь, вскоре построили здание школы 11. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41745

Свято-Никольский храм (Пенза) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный Свято-Никольский храм с колокольней был построен в 1847 году, а в 1933 году - закрыт. В 1995 году храм вернули православной церкви. Содержание История [ править править код ] Пригородная деревня Терновка была основана в 1694 г. как вотчина Московского Высокопетровского монастыря, указывает краевед Г. В. Мясников. В 1717 г. селение упоминается как село Никольское, Терновка тож, – следовательно, к этому времени здесь уже построили первое здание церкви во имя Николая Чудотворца. Следующий деревянный храм с колокольней в Терновке был построен в 1753 г. Престол в нем был один – во имя святителя Николая. Каменный храм с колокольней построили в 1847 г. Главный его престол был освящен 15 октября 1850 г. во имя Николая Чудотворца, левый – 11 ноября 1847 г. во имя Параскевы Пятницы, правый – 10 мая 1864 г. во имя Тихона Задонского. Храм был закрыт под склад в самом начале 1933 г. С 1934 г. здесь находился сельский клуб, а с 50-х гг. – кинотеатр «Сура». В мае 1978 г. село Терновка вошло в городскую черту. В 1995 г. кинотеатр был закрыт, в храм вернулись прихожане, в июне сюда назначили настоятеля. Пришлось провести большие восстановительные работы: за несколько недель разобрали советские перегородки, заново оштукатурили храм изнутри, установили иконостас. 30 сентября 1995 г. первый настоятель храма в новейшей истории, священник Александр Трофимов, освятил его малым чином и совершил первую литургию. А первую архиерейскую службу возглавил архиепископ Серафим 10 ноября того же года — на один из престольных праздников храма, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы. В 1996 г. по проекту архитектора Александра Попова соорудили новый купол, зимой 1996-1997 гг. Никольский храм обложили красным лицевым кирпичом, весной 1997 г. закончили строительство церковной ограды. Большую помощь оказали благотворители: Владимир Григорьевич Потапов, Иван Михайлович Куликов, а позже — Виктор Александрович Лазуткин. В 2004 г. в храме закончили роспись алтаря, в 2005 г. установили новый благолепный иконостас.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 года архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали и его. На допросе 4 октября следователь спросил владыку: — У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского? — Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архиерей Иоасаф, и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире, и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал. — Вы с ним одной ориентации? — Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона. В Рождественский сочельник, 6 января 1935 года, состоялся последний допрос. — Изложите ваши политические взгляды, — сказал следователь. — Я считаю себя человеком аполитичным, — ответил владыка, — однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой монархом — помазанником Божьим... Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь сторонником насильственного свержения советской власти и восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви, к тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/2565.html

с 09.07.1934 - архиепископ Сергиевский (номинально ?). 21.02.1935 - арестован, а 10 июля расстрелян в Бутырках. Можно сказать, что из всех членов академической корпорации на крестный путь защиты Церкви Христовой от поругания большевиками первым вступил именно архимандрит Варфоломей, когда он с кафедры академического храма весной 1919 г. призвал отстоять мощи Преподобного Сергия от вскрытия. В связи с этим в конце 1919 года вышло постановление " органов " об аресте Варфоломея (а также И.В.Попова и др.). Он был брошен в тюрьму, из которой был освобожден 21 февраля 1921 года, " ввиду тяжкого состояния его здоровья " - архимандрит был вынесен из тюрьмы на носилках. Вторично был арестован в 1928 году, но судя по тому, что его вскоре выпустили, в последнее время некоторые исследователи прокатолического направления, стали утверждать, что это произошло только потому, что попав в лапы ОГПУ, он был вынужден стать, видимо, его осведомителем в русских католических кругах. В 1932 г. он, якобы, по предложению Апостольского администратора в Москве, епископа Нёве, перешел даже в " тайное католичество " , а в 1933 г. Рим учредил под него, " уже облаченного епископским саном восточного обряда " , титулярную Сергиевскую кафедру под его юрисдикцией - как, якобы, он признавался на допросе после последнего ареста в 1935 году. [ 4 ] При храме Рождества Богородицы в Путинках он создал тайные православные и, якобы, католические монашеские общинки по 20 с лишним человек, которые были арестованы вместе с ним 21 февраля 1935 года. А 14 апреля того же года следственное дело было закончено, после того как епископ Варфоломей на ряде допросов якобы признался в передаче сведений на Запад, через католических епископов, о гонениях на Русскую Православную Церковь, что было расценено в ОГПУ как проведение борьбы с советской властью и как обман ее органов. [ 1 ] Согласно опубликованному несколько лет назад в " В-ке РХД " отчету А.П. Орлова, в действительности же проректором Академии был прот. В.Н.Страхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В соответствующих графах было сказано, между прочим, что в 1905 – 1916 гг. он был законоучителем Коммерческого училища, что в 1918 г. его кафедра в С.-х. Институте была упразднена, и он остался священником, сначала – в Институтской церкви, а потом служил и в других церквах Москвы до 1931 г. 62 До революции имел чин надворного советника и был награжден орденом Станислава III степени. В отношении предыдущих репрессий он показал следующее: Первый раз я был судим в 1922 году на процессе церковников по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, которое выразилось в том, во время одной из церковных служб я обратился к присутствовавшим гражданам с посланием бывшего Патриарха Тихона, призывавшего не сдавать Советской власти церковные ценности.., которое я тут же громогласно 63 зачитал присутствовавшим. Меня наряду с другими церковниками Верховный трибунал приговорил к 3-м годам заключения. Второй раз судим органами в 1933 году по 58-й статье и был приговорен к 3-м годам высылки в Вологду. На вопрос, какое отношение он имел к Собору, Артоболевский ответил: В 1917 г. на Епархиальном съезде в Москве я был выбран в члены Собора. Как член Собора, я был активным членом только 2-х отделов: богослужения и школьного преподавания, т. е. преподавания богословия в высших учебных заведениях... В Протоколе второго допроса [от 2.02.1938, л. 10] первый вопрос коснулся К. М. Попова (в связи, очевидно, с отобранной при аресте перепиской). Артоболевский ответил, что ездил к Попову в 1934 году, поскольку у того в библиотеке хранилось 200 – 250 экз. его диссертации, которую Артоболевский, якобы хотел продать на макулатуру. Второй вопрос касался «академического дня», который, как он показал на этом допросе, устраивали в память об окончании МДА в 1895 году он сам и его сокурсники: священники Всехсвятский Константин Дмитриевич, Касаткин Семен Васильевич, 64 Никольский Феодосий Степанович, 65 Пятикрестовский Александр Михайлович , Голубев Семен Александрович 66 и преподаватель Свавицкий Аполлинарий Михайлович. 67 Собирались они на молитвенное собрание и товарищеский обед у одного из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

«В пустынной келии отец Иоанн провел много лет в сокровенных, одному Богу ведомых подвигах молитвы и поста, – вспоминал валаамский послушник иеромонах Сергий. – Он перенес многие тяжкие брани от нападения злых духов, особенно озлобленных тем, что некогда схимник был их “избранным сосудом”. Отец Иоанн стяжал дар непрестанной умно-сердечной молитвы и дух глубокой кротости, сокрушения и благодушия. Он причащался часто, по два-три раза в неделю. Кончина его была мирная, тихая – истинно подвижническая». 4/17 июля 1933 г. схимонах Иоанн отошел ко Господу. Похоронили его на старом братском кладбище. Пастырь добрый Иеросхимонах Михаил (Попов) (1871–1934) Нужно уметь заглянуть в глубину... духовной жизни (Валаама. – Авт.), чтобы рассмотреть исполинов духа в его недрах. Таким исполином был духовник всего монастыря о. Михаил. Великим подвижником старого Валаама был иеросхимонах Михаил (Попов) Старший. О нем писали во многих валаамских изданиях, но, как правило, эти публикации представляли собой перепечатку записей и воспоминаний духовных чад старца: монахини Ангелины (Жаворонковой) и архимандрита Афанасия (Нечаева) . Особую ценность представляют архивные материалы, среди которых по своей значимости выделяются частично опубликованный «Дневник путешествия по святым местам» самого о. Михаила и «Дневник иеромонаха Памвы»: последний подробно рассказывает о подвиге и кончине иеросхимонаха Михаила (Попова). Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Попов) родился 8 октября 1871 г. в Кронштадте в семье мещан. В 1889 г. по прохождении военной службы Михаил прибыл на Валаам. Юноша был определен на общие монастырские послушания: работу в трапезной, на скотном дворе, уборку территории и др. Будущий старец с юных лет проявлял свои духовные качества, выполняя возложенные на него послушания добросовестно, старательно и ответственно. Михаил от природы имелхоро- шие музыкальные данные, в том числе красивый голос, поэтому ему было дано послушание канонарха. Хорошо разбираясь в церковном пении, юный послушник активно помогал игумену монастыря Гавриилу в нотной записи древних валаамских распевов, вышедших из печати под названием «Обиход Валаамского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арестован 27 августа 1923 года, на Соловках – в 1924–26 годах, в Зырянском крае – в 1926–29 годах, с 16 мая 1934 года – номинально митр. Горьковский, с 1935-го – в Карагандинском лагере, где 20 сентября 1937 года расстрелян [«Акты», с. 860]. 454 По другим, устаревшим, видимо, данным, известное «Послание Соловецких епископов» было составлено владыкой Иларионом вместе с другими епископами при самом инициативном участии проф. И.В.Попова , перед которым он преклонялся за обширные познания. 456 Так что же, можно назвать вздорной позицию митр. Кирилла и десятков, если не сотен, и других епископов? 460 Где-то в начале лета (?) 1929 года Волков был освобожден по ходатайству его родных перед М.И.Калининым, с которым они оказались знакомыми. 462 Он был, по О.В.Волкову (с. с. 86–87), весной 1929 года брошен на издевательство к штрафникам Заяицкого о-ва. 464 На проходивших 12 августа 1997 года очередных «Абрамцевских чтениях» один из докладчиков, В.О.Волков, доктор экономических, внук С.И.Мамонтова, делавший доклад по укладу семьи последнего, отрицал это обвинение как якобы состряпанное ОГПУ. 467 См. там же, с. с. 147–149, 195; Волков пробыл там половину срока, а потом был сослан в Архангельск, где был до 8 июня 1936 года, когда был вновь арестован (См. с. с. 199, 210, 221). 469 Пасха в мае была в 1926 году 2-го числа, в 1929 году – 5-го (С.Г.), но на Пасху 1926 года Иларион был на Потовом острове, стало быть, здесь описывается событие, имевшее место в 1929 году. 470 См. Московский Церковный Вестник, 1993, 4 (91). В настоящее время появляются весьма солидные статьи об ученых трудах и о последних годах жизни архиепископа. В частности, в серии «Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых» (Изд. «Православный паломник», М., 1997) вышла книга Илариона «Очерки из истории догмата о Церкви» с обстоятельными вступительными статьями об Иларионе А.К.Светозарского и А.И.Сидорова , сотрудники Свято-Тихоновского Богословского института (о. Дамаскин и Н.Кузнецова ) подготовили к изданию сборник статей Илариона и биографические статьи о владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

b) Еврейская государственность была не долговечная и слаборазвитая, погибла задолго до р. Хр. и потом нигде не возрождалась вполне. c) Турки взяли Палестину вовсе не у евреев. d) Потом евреи за всю историю не принимали никакого участия в возврате Палестины от турок, как и теперь не делают для сего специальных усилий, а только хотят эксплуатировать в свою пользу чисто христианское приобретение, увенчивающее вековые героические усилия христианских народов и держав, не щадивших ничего ради идеалов христианских, а вовсе не еврейских. e) Остаются лишь права библейско-религиозные, но по библейским же воззрениям древний Израиль, отвергши Мессию-Христа, потерял их совершенно, и наследником обетования Божия в отношении Святой Земли являются исключительно христиане. Все эти мысли были изложены мною тогда детальнее и обстоятельнее; стенографическую запись их, как высказанных на «последнем (пред сим) заседании о судьбах Св. Земли», А. А. Дмитриевский прислал мне 26 января 1918 г. «для исправления», – и в субботу 1918, I, 27 я вернул исправленный экземпляр в Канцелярию Палестинского Общества, и о дальнейшей судьбе доселе (1933, III, 21/8 – среда) ничего не знаю» (ЦДА. Ф. 1442 к. 16). 3421 По свидетельству Н. Н. Глубоковского , в «доме Палестинского Общества (Пески, Мытнинская ул., 10) происходило при большевиках немало научных заседаний с чтением докладов и рефератов (напр., проф. Б. В. Формаковсксго, прот. М. С. Попова) и беседами по поводу их, иногда жаркими, хотя в помещениях часто стоял истинно [большевистский] холод. Впрочем, бывали и утешения в виде чая даже с сахаром и хлебом. Всем распоряжался энергичный делопроизводитель Владимир Димитриевич Юшманов (ибо секретарь А. А. Дмитриевский перебрался в свою Астрахань), а средства получались от принадлежавшего Обществу храма св. Николая, находившегося на Калашниковской площади» (ЦДА. Ф. 1442 к. 16). 3423 Я – человек не нынешнего века, a XlXro и принадлежал к той «литературной секте», которая благоговейно чтила печатное слово и считала величайшею честию и высшею радостию хоть сколько-нибудь соучаствовать в нем исключительно в просветительных интересах, открыто усвояя всякие злоупотребления «разбойников пера и мошенников печати»... И доселе живо вспоминаю, с какою восторженностию я встречал мои первые печатные опыты (стараясь, однако, скрывать их от посторонних взоров и знаний... Мне кажется, именно эти чувства и настроения были основными стимулами моей длительной и утомительной автобиблиографической работы (София, 1934, IV, 1 – III, 19 – Вербное воскресенье в 11 часов дня). – Примеч. H. H. Глубоковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 209-210 Благовещенский собор — каменная, двухэтажная с каменной колокольнею церковь. Построена в 1810 году на средства прихожан и других жертвователей. В летописи собора значится, что в 1812 году, по ходатайству храмоздателя, Буйского уезда казначея Петра Михайловича Попова, Его Величество, Государь Император Александр I Благословенный изволил всемилостивейше пожертвовать тысячу рублей ассигнациями на внутреннее устройство собора. Собор обнесен каменною оградою с железными решетками. Кладбище находится в полуверсте от собора, обнесено каменною оградою. На кладбище есть церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1852 году. В соборе расположены четыре престола: в верхнем холодном этаже — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; в нижнем теплом — во имя Смоленской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая, во имя святой мученицы Параскевы. Достопримечательность церкви: древние иконы Божией Матери: Смоленская, Владимирская и Явление прп. Сергия Радонежского, древнего греческого письма, с надписью на задних сторонах: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси» — все иконы в серебряных вызолоченных ризах, с такими же венцами; икона вмц. Параскевы-Пятницы — в серебряной вызолоченной ризе, почитаемая не только прихожанами, но и окрестными жителями; напрестольный крест шестиконечный серебряный, кругом золоченый, внутри коего в кипарисовом древе пять частиц мощей неизвестных святых, залитых воскомастикой, и частица древа креста Господня; крест маленький, длин. 2 верш., серебряный, с мощами святых, имена коих, вырезанные на задней стороне, стерлись от времени; оклады на Евангелиях, потир, дискос, звездица, копие, лжица и блюдца серебряные, вызолоченные., — ковчег литой, серебр. вызолоч. древне визант. стиля, кадило, ковш для теплоты — серебр. вызол. — все высокой работы известного фабриканта Сазикова. Соборная Благовещенская церковь представляет собой наиболее древний сохранившийся архитектурный памятник города Буя, обладающий чертами уникального архитектурного сооружения и доминантной градостроительной ролью в застройке исторического центра в городе Буе. В конце 20-х годов храм был закрыт для богослужений, и с 1934 года в нем разместился хлебозавод.

http://sobory.ru/article/?object=03982

В середине 1930-х гг. о. Кассиан, активно занимаясь научной деятельностью, часто покидал Афон. Летом 1934 г. он преподавал на Экуменическом семинаре в Женеве, летом 1937 г. участвовал во Всемирной конференции в Эдинбурге, а летом 1939 г. – во Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме. В августе 1939 г. архимандрит Кассиан снова приехал на Афон и остался в Свято-Пантелеимоновском монастыре до октября 1945 г. 59 . В 1936 г. после двадцатилетнего перерыва вернулся на Святую Гору архимандрит Евгений (в миру Евгений? Иосифович Жуков). Он родился в 1884 г. в с. Летницкое Медвежинского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье и пришел на Афон в начале XX века. Жуков был принят в обитель св. Архистратига Михаила, пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и в дальнейшем назначен помощником настоятеля Ставроникитского монастыря. В 1914 г. о. Евгений приехал в Россию, сохранив греческое подданство, и до начала 1920-х гг. пребывал в Лебяжьей пустыни на Кубани, где активно боролся против обновленчества. В 1924 г. он был возведен Патриархом Тихоном во архимандрита, после чего служил в храме станицы Кавказской, неоднократно подвергаясь арестам со стороны советских карательных органов. После выхода в 1927 г. декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти о. Евгений отделился от него и перешел к иосифлянам. В 1928–1929 гг. он окормлялся у епископа Козловского Алексия (Буя), а в марте 1930 – январе 1931 г. у епископа Бахмутского и Донецкого Иоасафа (Попова), который назначил его иосифлянским благочинным Кубани. К отцу Евгению в станицу Кавказскую приезжало много верующих. 17 января 1933 г. архимандрит был арестован по обвинению в «причастности к церковно-монархической организации Южно-Русский Синод» и постановлением Особого совещания НКВД от 15 октября 1933 г. по делу Истинно-Православной Церкви приговорен к высылке из СССР, однако направлен в Кемеровские лагеря 60 . В 1936 г., после неоднократных ходатайств, о. Евгений был выслан в Грецию как греческий подданный (по некоторым сведениям, обменян на арестованного греческого коммуниста). В 1936–1972 гг. архимандрит пребывал в монастыре на Афоне, активно переписываясь со своими духовными чадами в СССР и других странах. Он являлся духовным сыном преподобного Силуана и был очень популярен в Греции. Скончался отец Евгений в 1972 г. на Святой Горе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010