Преподобноисповедник  Максим родился в 1876 году в селе Большой Сурмет Самарской губернии в семье зажиточного мордовского крестьянина Григория Степановича Попова и при крещении наречен был Мефодием. В семье неукоснительно соблюдался церковный устав. Дети воспитывались в вере и благочестии, все окончили церковно-приходскую школу. Впоследствии два сына, Николай и Мефодий, стали священниками, а дочери, Матрона и          Евдокия, приняли монашеский постриг во Владимирском Каменском          монастыре Уфимской епархии. В 1900 году Мефодий женился на крестьянке          Елене Тимофеевне Поляковой, и у них родилось шестеро детей. В 1921 году во время голода и эпидемии тифа в Поволжье умерли отец и супруга Мефодия Григорьевича, сам он тяжело болел и едва не умер. Его дочь и двух несовершеннолетних сыновей взяла на свое попечение семья старшего сына, младшую дочь, которой было тогда шесть лет, он отвез в монастырь к своим сестрам. Летом 1926 года епископ Давлекановский Иоанн (Поярков),         временно управляющий Уфимской епархией, постриг Мефодия в монашество с именем Максим и рукоположил ко храму Сергиевского женского монастыря, находившегося в десяти километрах от города Белебея. Зимой 1927-1928 года власти распорядились закрыть монастырь и устроить в нем      колонию для беспризорников. Священнику и десяти монахиням было разрешено остаться в двух сторожках при храме для совершения церковных служб для жителей округи. Весной 1928 года колонисты разбили алтарное окно, стянули покрывало с жертвенника, опрокинули священные сосуды и вытащили   антиминс, который затем бесследно исчез. Без него литургию совершать было       нельзя. Отец Максим на рассвете того же дня отправился пешком в Беблей, где настоятель городского собора дал ему антиминс из бывшего тюремного храма. И службы возобновились. В декабре 1929 года было объявлено, что служб больше не будет, а священник и монахини должны покинуть территорию колонии. В феврале 1930-го иеромонаха Максима назначили служить в Ильинский храм в селе Рябаш Башкирской АССР. 11 июня он по приглашению приехал в Белебей на церковный праздник и был внезапно арестован, так как корреспондент местной газеты счел    подозрительным разговор священника с сопровождавшей его монахиней. Отец Максим не знал, почему арестован. 25 октября 1931 года тройки ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к пяти годам ссылки в Северный край. Весной 1932 года дети получили письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области, в котором отец сообщал, что живут они в бараках, кругом на 60-80 километров болота, недалеко протекает Северная Двина. Он завещал детям «оставаться людьми», «жить с Богом». Весной 1934 года река разлилась больше обычного и затопила бараки. Отец Максим тяжело заболел, и его взял к себе житель деревни по фамилии Маслов. Иеромонах Максим скончался у него в доме, сподобившись мирной         христианской кончины и христианского погребения.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-182-...

Поляков Григорий Иванович (1876 – 4 апреля 1939), орнитолог. Арестован в 1927 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником СОКа Попляк Лев Файвелович (ок. 1884 – не ранее 12 сентября 1938), бундовец. Арестован в июне 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где содержался в Савватьеве и на Анзере. В июне-июле 1925 г. числился в списках Бутырской тюрьмы. Расстрелян Попов [Попов Д. И.] Всеволод Иванович (1897 – 4 января 1924), социалист-революционер. Арестован в августе 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки, где был убит в Савватьеве Попов Николай Николаевич, помощник коменданта лагеря по хозяйственной части Попов Павел Иннокентьевич, заключенный вице-губернатор Попов Степан Кузьмич (1893–1941), председатель Исполнительного комитета Архангельского губернского Совета, один из ликвидаторов Соловецкого монастыря в мае 1920 г. Умер в ссылке Попова Таисия Александровна (1905 – 4 сентября 1937). Арестована в апреле 1924 г. вместе с группой ленинградских студентов, приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки, одно время содержалась на Кондострове. После освобождения из лагеря в 1925 г., сослана в Среднюю Азию. Расстреляна Потресов Александр Николаевич (1869 – 1 июля 1934), один из основателей РСДРП Правоторов, комендант лагерного отделения на Кондострове Пржевальский Е. И., военный инженер. В 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Приблудин Василий, участник группового побега из Кемперпункта Приклонский [П-й], историк, возможно, имеется в виду, заключенный на Соловках в 1924–1927 гг., офицер Преображенского полка Александр Петрович Приклонский (1882 – 16 августа 1937). Расстрелян Примак Иван Юлианович (1890 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в мае 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В связи с болезнью, в октябре 1924 г., переведен из лагеря в Бутырскую больницу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

316 «Подлинно были мы точно между братьями, и все выражения сочувствия были так просты, без малейшей аффектации, – писал Победоносцев цесаревичу. – О, когда б могли вы слышать те простые слова, которые говорят об вас в таких углах русской и славянской земли – сколько бы прибавилось вам силы и радости, и уверенности на ваше звание» (ПкА. 1. С. 2328. Письмо от 9/21 августа 1874 г.). 317 ПкА. 1. С. 3435 (письмо от 12 марта 1875 г.). Ответы Александра Александровича см.: ПиК. 2. С. 1014, 1015. 318 ОР РГБ. Ф. 230. К. 5273. Ед. хр. 4. Л. 6; Ед. хр. 5. Л. 7 (письма к А.Ф. Тютчевой от 21 марта 1867 г. и 20 октября 1868 г.; ПкА. 1. С. 6 (письмо без даты, предположительно – ноябрь–декабрь 1867 г.). «Можете себе представить, в какую ярость приходят от этих статей здешние немцы», – писал Победоносцев А.Ф. Тютчевой по поводу «Писем» Самарина и публикаций «Москвы» 326 Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина. М., 2008. Т. I. С. 105; Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. II. С. 361. 328 См.: Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. Литературное наследство. 1934. 15; Достоевский и Победоносцев. КА. 1922. Т. II; Byrnes R. Op. cit. P.94109; Гальцева РА., Роднянская И.Б.Раскол в консерваторах; Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в начале 1880-х гг.: программа нравственного перевоспитания общества. Россия и реформы. 18611881. М., 1991; Степанов Ю.Г. К истории взаимоотношений К.П. Победоносцева с Ф.М. Достоевским. Освободительное движение в России. Вып. 16. Саратов, 1997. 331 Там же. С. 8992, 129137. Показателен для сложившихся между Победоносцевым и Достоевским отношений был факт, что после смерти великого писателя обер-прокурор организовал его похороны в Александро-Невской лавре, выхлопотал пенсию вдове и стал опекуном его детей. 334 ПкА. 1. С. 23; 2. С. 179 (письма от 9 августа 1874 г. и 16 июля 1888 г.). В целом Победоносцев прилагал немало усилий для того, чтобы ознакомить августейшее семейство с состоянием «славянского вопроса». В 1869 г. он преподнес наследнику книгу известного историка Н. А. Попова «Россия и Сербия», в 1876 г. организовал при дворе лекции известного славяноведа В.И. Ламанского, доставлял наследнику издания Московского славянского комитета и др. См.: ПкА. 1. С. 9, 3940 (письма от 28 сентября 1869 г., 18 апреля и 1 декабря 1875 г.); ОР РНБ. Ф. 14. Ед. хр. 265. Л. 12 (письмо к И.С. Аксакову от 30 мая 1876 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алма-Атинская (григ.) Анатолий Алма-Атинская (обн.) 29 .10(11.11).1927–10(23).10.1928: Капитон Лавров 11 .1928–09.1931: Мелхиседек Николев 12 .1931–12.1934: Михаил Трубин 1934–11(24).11.1936: Михаил Орлов 11(24).11.1936–26.09(09.10).1937: Вениамин Молчанов 1937–1943: 1943–1944: Анатолий Синицын Алма-Атинская (укр.) Георгий Кроткевич Алтайская 19 .08(01.09).1920–16(29).02.1926: Макарий Невский 16(29).08.1924–: Василий Дохтуров, в. у. Алтайская (обн.) –1923: Гавриил Воеводин 31 .05(13.06).1923–09(22).09.1923: Николай Чижов 08(21).07.1923–26.01(08.02) .1924: Макарий Торопов 19 .08(01.09).1923–1927: Александр Введенский 2 1926–: Александр Авдентов 25 .06(08.07).1928–1931: Анатолий Синицын 1931–1934: 03 .1934–25.06(08.07).1935: Григорий Климчук 1935–1936: Сергий Баженов Аляскинская 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Филипп Ставицкий 1920–1927: 1927–1930: Алексий Пантелеев 29 .09(12.10).1930–1934: Антоний Покровский, заруб. 1934–06(19).04.1939: Антоний Покровский, заруб., паки –1946: Алексий Пантелеев Аляскинская (заруб.) Иоанн Шаховской Аляскинская (обн.) 1923–1923: Иоанн Кедровский 1923–1925: 1925–: Владимир Александров –1933: 1933–1934: Амвросий Райнис Американская 30 .07(12.08).1914–1918: Евдоким Мещерский 1917–1921: Александр Немоловский, в. y., в третий раз 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Платон Рождественский, в. у. Стефан Дзюбай, в. у. 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Платон Рождественский, паки 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Вениамин Федченков Американская (заруб., автоном.) 1924–1934: Платон Рождественский 1934–1950: Феофил Пашковский Американская (обн.) 1923–1934: Иоанн Кедровский 1934–05.1944: Николай Кедровский Амурская см. Благовещенская Амурская (обн.) 1930–19.03(01.04).1931: Константин Знаменский 1932–12(25).10.1933: Владимир Сычёв. в. у. Ананьевская 16(29)05.1921–27.11(10.12).1925: Парфений Брянских Андреевская (обн.) 13(26).05.1925–05.1926: Мелхиседек Аверченко Аргентинская и Южно-Американская 1943–07 1952: Феодор Текучев Ардатовская 08 .1922–1922: Иувеналий Мошковский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О упокоении: Архиеписк. Николая, Еписк. Петра, Архиеп. Феодосия, Еп. [незазб.], протоиереев: Иоанна (Лебедева), прот. Иоанна (Кузнецова), прот. Иоанна (Кострова), прот. Феодора (Соболева), прот. Василия (Карпова), прот. Василия (Смелкова), прот. Константина (Садокова), прот. Федора (Ремова), прот. Николая (Малиновского). Раб. Бож[иих].: Алексея (Хергозерского), Алексея (Попова), Флавия (Скабовского), Николая (Суворова), Евгафа (Прозоровского), Матфея (Орнатского), Георния (Можарова), Василия (Покровского), Николая (Богословского), Иакова (Левитского), Василия (Копылова), Виктора (Лаговского), Василия (Рейпольского), Владимира (Никольского), Константина (Заболотского), Александра (Макарьина), Павла (Хвалынского, Аркадия (Брянцева), Евлампия (Спасского), Иринарха (Попова), Петра (Орнатского), Виктора (Попова), Владимира (Пестерева). Протоиереев: Василия (Полякова), Александра (Суровцева), Прокопия (Попова), Василия (Углицкого), Димитрия (Люцернова), Алексия (Беляева), Алексия (Чижова), Николая (Панцырева), иереев: Николая (Павлова), Владимира (Малевинского), Александра (Малевинского), Димитрия (Баркова), Алфея (Турова), Викторина (Кулакова), Дия (Турова), Григория (Коржавина), Владимира (Попова), Николая (Доброумова), Николая (Шутова), Аркадия (Дмитриевского), Александра (Жаворонкова), Александра (Юшкова), Димитрия (Кулакова), Александра (Пахолкова), Владимира (Шейбухова), диак. Стефана (Богословского), иерея Алфея (Патокова), иерея Николая (Павлова). Л. Об. Раб. Бож[иих]: Николая (Озеркова), Иамвлиха (Попова), Николая (Правдина), Разумника (Попова), Николая (Кедровского), Митрофана (Преображенского), Александра (Славина), Матфея (Попова), Николая (Юлина), Иоанна ([Еводова?]), [Коприя?] (Воронцова), Петра (Прокошева).   Борису Ильинскому – сыну Никифора Александровича. Внучка Никифора Александровича – дочь сына Леонида. Алевтина Ильинская – жена Леонида Ильинского. Возможно прот. Николай Александрович Рукин (1860-24.07.1931). Окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), Казанскую духовную академию (1885). С 05.09.1885 учитель Иркутского духовного училище, с 19.11.1885 учитель Никольского духовного училища, с 04.11.1888 помощник смотрителя того же училища. С 07.04.1891 священник Покровской Козленской церкви г. Вологды. С 12.05.1892 сверхштатный, с 09.1894 штатный член Вологодской духовной консистории. С 1903 г. уволен за штат с причислением к Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды. С 1903 г. преподаватель Вологодского духовного училища. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 6 об. – 7 об.; Подстаницкий. С. 62.

http://bogoslov.ru/article/6192457

Племянник А.С.Попова — священник Николай Павлович Попов (1843-после 1900 г.) родился в с. Рождественское Кунгурского уезда. В 1862 г. окончил Пермскую Духовную Семинарию. В 1863 г. рукоположен в сан священника к Юговскому Христорождественскому собору. В 1871 г. — переведен священником в Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. С 1885 г. — священник Успенской церкви г. Кунгура, вдовец. Законоучительствовал в 4-м приходском училище г. Кунгура, 2-м женском приходском училище. Награжден золотым наперсным крестом из кабинета Святейшего Синода, орденом св. Анны 3-й степени. Его сын — Николай Николаевич Попов, 1868 г.р., после окончания в 1892 г. Пермской Духовной Семинарии, служил регентом народного хора г. Чердыни, другой сын — Иван Николаевич Попов, 1874 г.р., служил псаломщиком при храме Кунгурской богадельни . Таким образом, все предки и ближайшие родственники А.С.Попова по отцовской линии были коренными кунгуряками и потомственными священнослужителями. В меньшей степени известна родословная А.С.Попова по материнской линии. Прадед А.С.Попова — протоиерей Иван Гаврилович Пономарев (1767-? гг.) — служил настоятелем Свято-Никольской церкви в с. Шогриш Ирбитского уезда. Известно, что всю свою жизнь он посвятил строительству каменного храма в этом селе. В 1795 г. в его семье родился сын — Стефан Иванович Пономарев — дед А.С.Попова. В 13-летнем возрасте, в 1808 г., он был посвящен в стихарь и оставлен на должности псаломщика. Овдовев, женился вторично, за что епархиальной властью ссылался на покаяние в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Служил в Никольском храме до 1858 г., после чего был выведен за штат. Седьмым ребенком в его большой семье была мать изобретателя — Анна Стефановна Пономарева (1830 - 1903 гг.) — супруга священника Стефана Петровича Попова. Двое дядей А.С.Попова по материнской линии Иван Стефанович и Петр Стефанович Пономаревы служили псаломщиками в Никольской церкви с. Шогриш. Другие двое окончили Пермскую Духовную Семинарию и стали священниками: Яков Стефанович Пономарев, 1815 г.р., служил в церкви г. Алапаевска, Михаил Степанович Пономарев, 1827 г.р., священствовал в церкви с. Скородум .

http://bogoslov.ru/article/412328

1918–1921: 1921–1921: Серафим Чичагов 28 .09(11.30).1921 –30.01(12.02)1922: Георгий Ярошевский , в. у. 1921–1922: Владимир Тихоницкий, в. y., паки 30 .01(12.02).1922–21.01(08.02).1923: Георгий Ярошевский 14(27).02.1923–1948: Дионисий Валединский 1945–1946: Тимофей Штретер, в. у. Васильсурская 25 .07(07.08).1920–03(16).06.1922: Макарий Знаменский Васильсурская (обн.) 03(16).06.1922–: Макарий Знаменский Вашингтонская (заруб.) 1934–: Антонин 1934–1939: Антоний Покровский Белижская 06(19).12.1923–1924: Алексий Буй 03(16).06.1924–1925: Нектарий Трезвинский 03(16).01.1926–1926: Иона Лазарев Алексий Велижско-Высочанская (обн.) 25 .06(08.07).1923–1929: Михаил Свидерский Великолукская (обн.) 1929–1934: Михаил Свидерский Великолукская и Торопецкая Григорий 16(29).05.1926–02(15)-09.1927: Макарий Звездов 16(29).09.1927–1930: Тихон Рождественский 1930–1934: 14(27).05.1934–1934: Иоанн Троянский. в. у. 07(20).07.1934–1934: Серафим Протопопов 1934–1936: Иоанн Троянский(?) –1947: Великопермская см. Пермская Великоустюжская 1909–1924: Алексий Бельковский, паки 10(23).03.1924–06.1925: Феодор Яцковский 1925–27.11 (10.12). 1925; Варсонофий Вихвелин 1925–1926: Иринарх Синеоков-Андреевский 14(27).12.1927–09(22).03.1932: Софроний Арефьев 09(22).03.1932–11(24).08.1933: Серафим Трофимов 09(22).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев, в. у. 11(24).08.1933–01.1936: Николай Клементьев 01 .1936–20.06(03.07).1937: Питирим Крылов Великоустюжская (обн.) 27 .09(10.10).1923–1925: Николай Орлов 2 07(20).02.1925–1925: Михаил Постников 25 .02(10.03).1925–1925: Кирилл Ильинский 11(24).04.1925–21.01(03.02).1927: Николай Ашихмин 1927–1933: 1933–09(22).04.1936: Иоанн Тюрин 09(22).04.1936–13(26).07.1942: Михаил Соколовский Вельская 17(30).01.1910–1921: Антоний Быстров 1921–1923: 08(21).10.1923–1927: Николай Караулов Вельская (обн.) 05 .1934–1935: Николай Поспелов Веневская 01(14).01.1924–1925: Флавиан Сорокин 1925–1928: 05(18).12.1928–1928: Флавиан Сорокин, паки Венская (заруб.) 1939–: Василий Павловский – 1946:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, в рамках которого была развернута кампания против частного предпринимательства. Поскольку церковь рассматривается как частное предприятие, священники и приходы облагаются непомерными налогами, а в случае неуплаты их имущество подлежит конфискации. В начале 1930х годов принимается несколько постановлений СНК и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства. Так, циркуляр ВЦИКа от 20 июня 1930 года называет «чрезмерное налоговое обложение зданий и духовенства» в числе главных нарушений закона. Однако, как мы вскоре увидим, на деле часто вместо устранения нарушений происходило нечто прямо противоположное. Точная дата лишения избирательных прав И. В. Попова и членов его семьи (жены и младшей дочери) из «Дела о лишении избирательных прав» не ясна. Известно из справки Пролетарского станичного совета, выданной в августе 1930 года, что Попов И. В. «не кулак, так как не имеет никакого хозяйства, а только лишён права голоса как служитель религиозного культа». Из справок Пролетарского райисполкома от 2 марта 1932 года следует, что в списках лишенцев за 1932 год числятся Попов И. В. , как служитель религиозного культа, и члены его семьи. Известно также, что 30 июля 1934 года Пролетарский станичный совет вновь рассматривал дело и постановил « Попова И. В. с семьей считать лишенцем избирательных прав как служителя религиозного культа». А 25 октября 1934 года Пролетарский райисполком также рассматривает дело Попова И. В. и выносит постановление об оставлении «в списках лиц, лишённых избирательных прав», уже как «бывшего крупного торговца». Да, задачи усложняются, масштабы укрупняются, и исполкомовский размах становится шире. Конфискация дома и имущества семьи И. В. Попова непосредственно с лишением избирательных прав не связаны. В начале 1931 года Пролетарское райфо производит начисление на гр. Попова И. В. «самообложения» в сумме 480 рублей и «единого культурно-хозяйственного сбора» (культналога или культсбора) в сумме 480 рублей, всего 960 рублей (райфо — финансовое отделение райисполкома, или райфинотдел).

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

С кем еще советовался ПОПОВ по этому делу, следствию установить не удалось, равно, как и фамилию доктора, на обязанности которого лежало достать яд. Спрошенный по существу изложенного ПОПОВ Иван Сергеевич, заявил, что по своим убеждениям он принадлежал к правому (черносотенному) церковному лагерю и потому с большой ненавистью относился к епископу БОРИСУ, самому ярому защитнику завещания патриарха; деятельность БОРИСА ПОПОВ охарактеризовал, как «вредную для церкви». Устранить его, по мнению ПОПОВА, было необходимо, но «канонических (т. е. церковно-юридических) оснований к тому не было», (см. пок[азания] ПОПОВА, л[исты] д[ела] 19, 18, т[ом] 2-й). Подтвердив, что он действительно предлагал АНДРОНОВУ отравить БОРИСА цианистым калием, обещал его достать, говорил о необходимости посоветоваться по делу с некоторыми лицами из организации о враче и т. д., ПОПОВ старается свести все дело в шутку, доказывая, что при наличии всех этих разговоров, он не придавал им серьезного значения (показания] ПОПОВА, л[исты] д[ела] 10,18, том 2-й). Будучи очень правым по убеждениям, ПОПОВ их нисколько не скрывал и при каждом удобном случае пропагандировал идеи монархизма, не только отдельным лицам, как например своему знакомому монаху КРУТНЮ (см. пок[азания] КРУТЕНЬ, л[ист] д[ела] 92, том 2-й), но также и целым группам лиц, как например монахам Сретенского монастыря, о чем имел с ними специальные беседы в келье монаха Дмитриана. На одной из таких бесед был и сотрудник Главмузея 1489 ВИНОГРАДОВ. В последнем случае он доказывал необходимость для русского народа и церкви самодержавия (пок[азания] ВИНОГРАДОВА и ПОПОВА, л[исты] д[ела] 22,177, том 2-й). Среди своих знакомых ПОПОВ распространял слухи о предстоящем военном выступлении б[ывшего] великого князя Николая Николаевича, о значительной подготовке последнего к решительным мерам против СССР и т. д. (пок[азания] ПОПОВА, л[ист] д[ела] 20, том 2-й). Признавая все эти факты, ПОПОВ также отговаривается несерьезным отношением к разговорам. Эти убеждения ПОПОВА разделялись его постоянным товарищем МАТВЕЕВЫМ Кириллом Александровичем, прихожанином той же церкви, дьячком в которой состоял ПОПОВ. После ареста ПОПОВА и ряда других, проходящих по настоящему делу лиц, МАТВЕЕВ не только развил в своем кругу агитацию о гонениях на церковь со стороны власти, исключительно по атеистическим мотивам, но начал писать угрожающие заявления с протестами во ВЦИК, ОГПУ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Иоанн ( Соколов Иван Александрович) (1877–1968), митрополит. Родился в семье дьякона. Окончил Московскую духовную семинарию и Московский археологический институт. В 1928 г. принял монашеский постриг и вскоре хиротонисан во епископа. Епископ Орехово-Зуевский (1928–1929, 1931–1934), Кимрский (1929–1931), Подольский (1934), Егорьевский (1934–1936), Волоколамский (1936), Брянский (1936), Вологодский и Тотемский (1936), Архангельский (1937–1938). Архиепископ Архангельский (1938). Арестован в 1938 г., освобожден, поселился как частное лицо у родственников под Москвой. В октябре 1941 г. во время эвакуации Патриархии в Ульяновск выехал вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в качестве его личного духовника. Архиепископ Ульяновский (1941). С 1942 г. архиепископ Ярославский и Ростовский (1942–1944). Митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины (1944–1964). Участник Архиерейского Собора 1943 года. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Иоанн (Широков Андрей Алексеевич) (1893–1937), епископ. Окончил Казанский университет (1917), оставлен в университете профессорским стипендиатом. В июне 1923 г. арестован в Казани и в декабре тогоже года приговорен к 3 годам лишения свободы. В ноябре 1926 г. приговорен особым совещанием при коллегии ОГПУ к высылке на спецпоселение на 3 года. Епископ Марийский, викарий Нижегородской епархии (1929–1931), временно управляющий Казанской епархией (1930), епископ Чебоксарский (1931), Марийский, викарий Нижегородской епархии (1931), Волоколамский, викарий Московской епархии (1931–1934), Балахнинский (1934), временно управляющий Нижегородской епархией (1934), епископ Муромский, викарий Горьковской епархии (1934), Орехово-Зуевский (1934–1936), Дмитровский, викарий Московской епархии (1936), временно управляющий Рязанской епархией (1936), епископ Волоколамский, викарий Московской епархии (1936–1937). Арестован в апреле 1937 года. Военной коллегией Верховного Суда СССР 19 августа 1937 приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010