Газеты «Сегодня» и «Сегодня вечером» в 1934 году об архиепископе Иоанне «Сегодня вечером», No 235, суббота 13 октября 1934 г., с. 4 И. Калнынь – встречи с покойным архиепископом Иоанном В конце 90-х годов архиепископ Иоанн как мирянин Иван Поммер, учился в рижской духовной семинарии. Будущий архиепископ уже в свои семинарские годы выделялся среди своих товарищей, огромное большинство которых жило в интернате. У жизнерадостной молодежи было много свободного от учебных занятий времени. Однако семинаристы той эпохи не стремились к городским удовольствиям и редко без особой нужды оставляли стены учебного заведения. Молодежь много читала, занималась музыкой и пением. Любимым времяпровождением семинаристов были прогулки. Иоанн Поммер держался в стороне от своих товарищей, в город совсем не ходил, его часто можно было видеть с книгой в руках в глухом уголке коридора у окна. Товарищи уже свыклись с этим и не тревожили его без нужды. Когда группа воспитанников, увлекавшихся пением и музыкой, в свободные вечера собиралась в каком-нибудь из классов и составляла то импровизированный хор, то струнный квартет, в которых участвовал и профессор П. Сакс, и покойный латвийский военный министр Я. Залит, Иван Поммер почти всегда оставлял уединение, и усевшись в стороне, безмолвно слушал своих товарищей. Иногда в субботние вечера, после богослужения, Залит собирал лучших певцов («Перконкоронцев») из всех классов в зал, где пелись, как церковные, так и светские песни на всех языках. В таких случаях Залит не забывал позвать и Ивана Поммера, который обладал хорошим голосом и был очень музыкальным. Эти вечера и для всех остальных семинаристов были самыми лучшими в их скромной жизни. Учился Иван Поммер отлично. Самые строгие преподаватели семинарии относились к нему с большим уважением и любовью, не говоря уже о семинарском начальстве. Во время очередных богослужений в семинарской домовой церкви Иван Поммер скромно подходил к басам хора и становясь сзади их, участвовал в пении. Когда по очереди приходилось воспитанникам читать на богослужениях, Иван Поммер всегда читал с большой молитвенностью, и его голос очаровывал молящихся, как семинаристов, так и посторонних. Его уже в семинарии в шутку звали «монахом», в лучшем смысле сего слова... Окончил он духовную семинарию по первому разряду и поехал в Киевскую академию...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников Петр Пильский. Архиепископ Иоанн Сегодня 13 октября (суббота) 1934 год, No 283, с. 2 Какой страшный конец, ничем не заслуженная расправа! Конечно, у него были враги, не все его любили, многие недооценивали, кое-кто со злорадством подчеркивал его недостатки, вокруг этого имени вилась клевета – обычная история, вечная судьба властных натур. Я знал его больше 12 лет. Первое знакомство произошло, когда я начал в «Сегодня» серию статей о патриархе Тихоне. Его мы оба высоко ценили, Иоанна прельщало и ласкало самое имя патриарха – Тихон. Он как бы производил его от неслышно – скромного слова «тихий». Сам Иоанн этого качества не признавал за собой, сугубой тихости в нем нельзя было признать и посторонним. Ее не было. По своей природе Иоанн был не молчаливым келейником, а страстным борцом. Это не значит, что он искал столкновений, войн, политических взрывов или шума в церковной ограде. Но пылкость, огонь и пафос звучали и в парламентских речах Иоанна, и в его полемических отповедях, и в его беседах. Их за эти годы у меня было много, – Иоанн всегда оставлял хорошее впечатление. Это был несомненно очень образованный человек, он неплохо знал русскую литературу, издавна вел знакомство с ее деятелями, – у нас были общие и близкие темы. Конечно, Иоанн был, прежде всего, церковник. Обрядности, преданию, даже букве закона он придавал большое и грозное значение. Модернизация христианства ему претила. В этом отношении он был непоколебимый старообрядец. Его неуступчивость здесь доходила иногда до фанатизма и подозрительности. Когда в Ригу приехал иеромонах Иоанн (князь Шаховской) и сделал визит архиепископу, то его не принял. Скептически смотрел Иоанн и на искания христианских философов. На журналы «Путь», «Новый Град» он глядел искоса, относился к ним с великим порицанием. Умный человек, в этом отрицании он готов был позволить себе самые крайние увлечения, приходил к торжественно-мрачным выводам. Иные статьи в этих журналах ему казались закулисной диктовкой большевиков, иные авторы представали его воображению безбожными приспешниками затаенной коммунистической пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Колонка редактора С. Мазур. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS и исследование наследия архиепископа Иоанна (Поммера) 12 октября 2014 года исполнилось 80 лет со дня мученической смерти архиепископа Иоанна (Поммера) (1876–1934 гг.). Для коллектива редакционного совета альманаха это стало поводом для издания специального номера, посвященного этой дате. Это далеко не первый вклад в изучение наследия архиепископа Иоанна (Поммера) . На протяжении 10 лет на страницах альманаха общества SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS доктором филологии Ю.Л. Сидяковым публикуются документы, в основном из фонда Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) 7131. Первая статья «Воспоминания архиепископа Иоанна» Ю.Л. Сидякова увидела свет в первом номере альманаха в декабре 2004 года. С 2008 по 2014 гг. Ю.Л. Сидяковым подготовлено четыре объемных тома документов. Последним томом 2014 года нами завершен издательский проект избранных источников из фонда 7131 ЛГИА. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS провело несколько публичных чтений, посвященных истории православной церкви 20-х и 30-х гг. ХХ века, биографическим страницам жизни архиепископа Иоанна (Поммера) . Так 10 мая 2008 года в Риге под председательством доктора истории, профессора А.В. Гаврилина и историка Б.А. Равдина прошел семинар на тему: «Русское зарубежье в 20-е – начале 30-х гг. ХХ века». 12 октября 2009 года в Доме конгрессов под председательством доктора филологии Ю.Л. Сидякова состоялись мемориальные Чтения, посвященные памяти архиепископа Иоанна (Поммера) . 11 февраля 2011 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии под председательством Ю.Л. Сидякова состоялись очередные мемориальные Чтения памяти архиепископа Иоанна (Поммера). 25 мая 2013 года в Юрмальском городском музее С.А. Мазур провел беседу с посетителями Дней Русской культуры на тему: «Архиепископ Иоанн (Поммер) и русская культура в 20-е и 30-е гг. ХХ века». 13 мая 2014 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии С.А. Мазур прочитал доклад о проблемах исследования протоколов следствия убийства архиепископа Иоанна (Поммера). И 5 декабря 2014 года при содействии Старообрядческого общества Латвии в помещении духовной семинарии состоялась дискуссия о значении изучения наследия архиепископа Иоанна (Поммера).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Сергей Мазур. Летопись жизни Архиепископа Иоанна Риижского Латвийский период: 1915 – 1921 годы. Хорошо известна традиция составления хронологических таблиц, которые служат дополнительной иллюстрацией к уже написанной биографии того или иного исторического деятеля. Существует и обратный подход – подробнейшие биографические росписи с указанием дат, имен, источников оказываются необходимым подспорьем для составления академической летописи жизни исторического героя. В случае с архиепископом Рижским и Латвийским Иоанном как раз подходит второй вариант. Несмотря на то, что уже несколько популярных жизнеописаний предстоятеля Латвийской православной церкви увидели свет в разные годы как на русском, так и на латышском языках, все-таки, в этих книгах (Келер Людмила. “Никем не сломленный. Жизнь и мученическая смерть архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)”. М., 1999 г., Калниньш Янис “Святой Иоанн Рижский ”. Рига 2001 г. (на латышском языке) и игумен Феофан (Пожидаев) “Колокол на башне вечевой”. М., 2005) исторические картины, изображенные авторами, далеки от реальности. Латвийский период архиепископа Иоанна занимает 13 лет – с 24 июля 1921 года, т.е. со дня его приезда в Ригу до ночи 12 октября 1934 года – дня его убийства. Однако хронологическая таблица латвийского периода куда более шире. После убийства архиепископа Иоанна еще шло следствие, в прессе, прежде всего в газете “Сегодня” и “Сегодня вечером” при всех ограничениях свободы слова, при авторитарном режиме Карлиса Улманиса, в течение нескольких месяцев появлялись очень важные публикации, проливающие свет на личность, характер, трагические обстоятельства жизни и смерти предстоятеля Латвийской православной церкви. До появления архиепископа Иоанна (Поммера) в Риге завязался глубокий узел противоречий, который пришлось распутывать герою нашей летописи на протяжении нескольких лет. Архиепископ Иоанн (Поммер) вел интенсивную общественную жизнь. Для того, чтобы получить представление о его взглядах на происходящие события, оценить его деятельность, не обойтись без детального знания целого перечня ситуаций, с которыми он имел дело. Поэтому летопись жизни мы начинаем с 1915 года, т.е. со времени военной катастрофы Российской империи на фронтах Первой мировой войны и вынужденной эвакуации церковного имущества из Латвии. Много лет спустя возвращение колоколов и церковного имущества уже из новой России стало одной из первостепенных задач, которая решалась при участии дипломатов Латвийской республики, путем переговоров, бесконечной переписки, также этот вопрос широко освещался русской прессой того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский ЖМП 2 февраль 2015 /  6 февраля 2015 г. 16:15 Муж борьбы ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА (ПОММЕРА) В этом году исполняется 15 лет с момента прославления священномученика Иоанна Рижского, возглавлявшего Латвийскую Православную Церковь c 1921 года до дня своей мученической кончины в 1934 году. Личность и подвиг этого незаурядного церковного иерарха XX века особенно ярко проявились в борьбе с так называемой путятинской смутой, возникшей на переломе эпох в самом центре России — Пензенской епархии . События, происходившие в начале 1920 годов в этой провинциальной российской епархии, серьезно поставили вопрос о выборе дальнейшего пути развития не только православной паствы в отдельном регионе, но и всей Русской Православной Церкви. 17 апреля 1918 года стало судьбоносным днем в истории Пензенской Церкви: на борьбу с набравшей силу заразой — «путятинской смутой» Святейшим Патриархом Тихоном сюда был направлен один из лучших иерархов того времени — епископ Иоанн (Поммер). «Ему было 43 года. Латыш по национальности, громадного роста, темный шатен, почти брюнет, этот человек обладал какой-то особой привлекательностью. Он был красив и даже как-то обаятелен. К тому же обладал таким тактом в обращении с людьми, таким умением сказать что-либо приятное, что через несколько дней всё духовенство и все верующие города Пензы были от него в восторге. К тому же в нем чувствовалась непреклонная воля и большой дипломатический талант. Вообще личность эта была далеко не заурядная. Ясно было, что этот человек не сбежит от испуга и, во всяком случае, не сдаст своих позиций без боя». Недаром именно епископа Иоанна Патриарх Тихон назвал«мужем борьбы». Начало раскола Пенза может считаться родоначальницей церковного раскола в XX веке. Именно на ее примере советской властью были опробованы методы по расколу Церкви в общероссийском масштабе. В чем же дело? Кризисное состояние, характерное для Русской Православной Церкви накануне революции 1917 года, в Пензенской епархии проявилось наиболее ярко. К этому моменту внутри Пензенской епархии назрел целый ряд как социально-экономических, так и духовных проблем. Дело в том, что, несмотря на видимое благополучие, губерния обладала большим количеством сельских приходов, положение клира которых значительно ухудшилось со вступлением России в Первую мировую войну. В связи с мобилизацией населения резко сократилось число браков и крещений, упали доходы клира от кружечных сборов. В создавшихся условиях не только псаломщики, но и священники были вынуждены работать по найму у своих же прихожан.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_pommer...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Издание двухтомного труда доктора филологических наук Латвийского университета Ю.Л. Сидякова «История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)» 03 марта 2015 Объединение научных и церковных сил в освоении духовного наследия новомучеников и исповедников ХХ столетия – знамение времени. Настоящим событием в научном и церковном мире России и Латвии стало издание двухтомного труда доктора филологии, доцента отделения русистики и славистики Латвийского университета Ю.Л. Сидякова «История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)» (Тверь. Изд-во «Булат». 2015. Т.1, 607с.; Т.2, 527 с). В Академической библиотеке Латвийского университета прошла презентация этого труда, получившего высокую оценку ученых, отметивших научный уровень издания и историческую важность содержащейся в нем информации о малоизвестных событиях в истории России и Латвии, ключевых вопросах общецерковного характера. Обширные научные комментарии позволяют осмыслить содержание писем в контексте исторического времени, получить сведения о людях, с которыми вел переписку владыка. В книгах опубликовано около 7 тысяч писем, полученных владыкой от российских, латвийских, зарубежных корреспондентов, среди которых немало известных имен, в частности, Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Они датированы в основном 1920-1930-е гг. В настоящее время эти письма хранятся в Латвийском государственном историческом архиве (ЛГИА) в личном фонде священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Доступ к этим материалам в советской Латвии был закрыт. Архиепископ Иоанн (Поммер, 1876-1934) – неординарная личность среди иерархов Русской Православной Церкви. Он встретил революцию 1917 г. в сане епископа Пензенской епархии, имея за плечами богатейший опыт служения в Минской, Херсонской, Приазовской, Тверской епархиях. В 1921 г. по настоятельной просьбе латвийского духовенства владыка с согласия Патриарха Тихона был отпущен в Ригу, а Латвийской Церкви при этом была дарована автономия. Исключительна роль архиепископа Иоанна по восстановлению церковной жизни в Латвии, претерпевшей разрушительные испытания в годы Первой мировой войны и в последующие годы политических перемен. При нем восстанавливались храмы, возобновила работу Рижская духовная семинария, оживлялась приходская жизнь. В отличие от Православных Церквей Эстонии, Финляндии, Польши, вышедших из юрисдикции Московской Патриархии, Латвийская Православная Церковь при епископе Иоанне продолжала сохранять каноническую связь с Москвой. Политическая травля владыки в последние годы его жизни усилилась.

http://fond.ru/novosti/240-izdanie-dvukh...

священномученик Иоанн (Поммер) (18.01.1876–12.10.1934) Проповеди Нравственно-аскетические труды Слова и речи Воспоминания священномученик Иоанн (Поммер) Архиепископ Рижский и всея Латвии, кандидат богословия, преподаватель. Активно защищал интересы Православной Церкви в Латвии. Особым светом была озарена жизнь православных христиан Латвии в период, когда здесь служил архиепископ Иоанн Поммер. Удивительный этот человек обладал особым даром примирять и объединять людей. К нему шли за помощью, поддержкой, советом, утешением. Сильный, высокий, стремительный архиепископ пешком ходил по правосланым храмам, разговаривал с прихожанами, навещал болящих и умирающих. С особой любовью относился к детям — никогда не проходил мимо, не погладив малыша по головке, не улыбнувшись ему. В кратком изложении жизнь Владыки Иоанна (Поммера) может быть представлена следующим образом: архиепископ Иоанн (в миру Jnis Pommers) родился 6 января 1876 года в латышской православной крестьянской семье Лаздонского прихода в Цесисском уезде. Первоначальное обучение проходил в приходской школе, затем обучался в Рижском Духовном училище и в Рижской Духовной семинарии. По окончании семинарии три года учительствовал, одновременно исполняя обязанности псаломщика. В 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Будучи студентом академии в 1903 году принял монашеский постриг. В 1904 году он становится преподавателем Черниговской Духовной семинарии, затем инспектором Вологодской (1906) и через год ректором Виленской, одновременно являясь настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря; тогда же был возведен в сан архимандрита. Архимандрит Иоанн был первым священником в истории Вильнюса, который организовал крестные ходы в сельские храмы с иконой Божией Матери «Одигитрия». В 1912 году 12 марта в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Затем следуют перемещения в Одессу и вскоре в Таганрог — после революции в Тверь и правящим архиереем в Пензу с возведением в сан архиепископа. В Пензе служение Владыки происходило в крайне тяжелых условиях — в борьбе с учинившим церковный раскол и поддерживаемым большевистской властью бывшим Пензенским архиепископом Владимиром Путятой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/

«Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!» Памяти священномученика Иоанна (Поммера) Ольга Орлова 29 сентября/12 октября Церковь чтит память священномученика Иоанна (Поммера) . Это всегда огромная радость, почитать ли письма или проповеди этого святого, окунуться ли в стихию его светло-яростной и мощной борьбы при чтении каких-то житийных сцен. Как он умел обличать с трибун Латвийского Сейма (парламента)! Ему и противостоять было невозможно. Но берем ли мы опыт наших новомучеников и исповедников на вооружение? Молимся ли им, чтобы побеждать? Священномученик Иоанн (Поммер) Первый латышский, а также всероссийский святой Янис Поммер, будущий священномученик Иоанн Рижский († 1934), родился в семье православных латышей. Еще его прадед, приняв, как его в том обвиняли, «русскую веру», претерпел множество издевок, так что его даже не позволили похоронить на местном кладбище (оно было лютеранским). Предав его тело земле за околицей, любящие его земляки насыпали курган и установили православный восьмиконечный крест. Местные власти этот крест снесли… Православная семья Поммеров еще не раз оказывалась за веру гонима – и это была та обстановка, в которой рос будущий священномученик, ставший вообще первым латышским святым (у католиков нет ни одного святого латыша, а лютеране, как известно, святых вообще не признают). Священномученик Иоанн при всей его преданности Русской Матери-Церкви и лично святителю Тихону , Патриарху Московскому, явил вселенскость Православия, его возвышающуюся над национальными распрями и церковными расколами крестную силу. Семинарию будущий священномученик окончил в Риге (Латвия), в духовную академию поступил в Киеве (Украина), где по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского (Россия) принял монашество. Преподавал в Чернигове (снова Украина), в Вологде (Россия), в Вильне (Литва). После хиротонисан во епископа Слуцкого – викария Минской епархии (Беларусь), потом архипастырствовал на ряде кафедр в России: Таганрог, Тверь, Пенза – здесь усмирил «путятинскую смуту», на которой советская власть отрабатывала технологию обновленческого раскола, примененную потом для разорения Церкви в масштабах всей страны.

http://pravoslavie.ru/134510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 6.01.1876, хутор Илзессала Венденского у. Лифляндской губ.- 12.10. 1934, Рига), сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Рижский и всея Латвии. Из бедной семьи православных латышских крестьян. В детстве пас овец. Обучался грамоте у отца. В 9 лет поступил в 2-классную школу Мин-ва народного просвещения. По совету приходского священника выбрал дальнейшее духовное образование. В авг. 1887 г. успешно выдержал вступительные экзамены в Рижское ДУ. В 1891 г. зачислен казенным стипендиатом в Рижскую ДС, к-рую окончил в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Преподавал в церковноприходской школе в Ляудоне, в нач. 1899 г. переведен псаломщиком к храму в Либаве (ныне Лиепая), одновременно преподавал в местной церковноприходской школе. В 1900 г. поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 сент. 1903 г. по совету и благословению прав. Иоанна Кронштадтского принял монашество с именем Иоанн. 23 сент. рукоположен во диакона, 13 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году назначен преподавателем Свящ. Писания в Черниговской ДС. 13 сент. 1906 г. переведен инспектором в Вологодскую ДС. 26 сент. 1907 г. возведен в сан архимандрита. С 1908 г. ректор Литовской ДС в Вильне (ныне Вильнюс) и настоятель виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря. Являлся председателем училищного совета и председателем издательского комитета Литовской епархии. Сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский. Фотография. 1917 г. Благодаря выдающимся интеллектуальным способностям, твердой воле и адм. таланту И. сумел в короткий срок поднять уровень образования в семинарии и организовать работу в монастыре. Он пользовался любовью верующих, понимал их нужды, оказывал покровительство и защиту. И. организовал многотысячные крестные ходы по сельским приходам с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия».

http://pravenc.ru/text/469171.html

Православная Церковь отметила память первого латышского святого Рига, 12 октября 2003 г. Русская Православная Церковь отметила 12 октября память первого латышского святого - архиепископа Иоанна Поммера, канонизированного в 2001 году. Примечательно, что в республике нет католических святых и православный архиерей является вообще первым святым Латвии, сообщает ИТАР-ТАСС. Нынешний архиепископ Рижский Александр отметил в интервью незаурядные качества первого предстоятеля Латвийской Православной Церкви. " Назначенный в Ригу патриархом Тихоном по просьбам местных православных, он сразу же заслужил авторитет как простых людей, так и властей нового государства " , - сказал архиепископ. Иоанн Поммер дважды избирался депутатом Сейма, добился юридического статуса для Латвийской церкви. " К нему обращались с просьбами сотни людей, и он устраивал на работу, помогал духовным советом. Несмотря на депутатский статус, всегда ходил в рясе, пользовался общественным транспортом. В деле помощи владыка никого не делил на своих и чужих, всегда стремился, чтобы не было конфронтаций между латышами и русскими " , - отметил архиепископ Александр. Иоанна Поммера уважали духовенство и Русской, и Зарубежной Церквей, интеллигенция. Человеком " высокой мудрости и духовной силы " называл его знаменитый философ Иван Ильин. В ночь на 12 октября 1934 года после жестоких пыток он был сожжен заживо в собственном доме. Преступление до сих пор не раскрыто. Вся Рига пришла хоронить православного архиерея. " Когда спустя 69 лет, летом 2003 года, гроб с его останками был извлечен из могилы, они оказались нетленными, сохранилось облачение золотистого цвета, митра, не рассыпались даже страницы Евангелия " , - отметил архиепископ Александр. По его словам, православие занимает третье место в республике после лютеранства и католичества. Среди 2,4 млн жителей Латвии - 350 тысяч исповедуют православие. 10 лет назад в Латвии было 98 церквей, сейчас в республике действуют 2 монастыря, 117 православных приходов, но более десятка из них пока не имеют храмов. 12 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7846.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010