Иоанн (Георгиевский) 6.08.1923 хирот. во еп. Моршанского, вик. Тамбовской епархии; с 23.01.1929 еп. Кунгурский; с 30.06.1930 в заключении. Иоанн (Доброславин) с 16.10.1916 еп. Новгород-Северский, вик. Черниговской епархии; с 1923 г. еп. Конотопский, вик. Черниговской епархии; в 1927 г. упом. на покое. Иоанн (Иванов) 22.11.1962 хирот. во еп. Кировского и Слободского; † 17.11.1966. Иоанн (Киструсский) в 1924 г. хирот. во еп. Раненбургского; в 1926 г. упом. как принесший покаяние за уход в «григорианский» раскол; в 1927 г. упом. на покое. Иоанн (Кухтин) 24.10.1954 хирот. во еп. Жатецкого (Чехословакия); с 17.05.1956 митр. Пражский и всей Чехословакии; с 1965 г. на покое; † 5.06.1975. Иоанн (Лавриненко) 9.12.1941 хирот. во еп. Ковельского, вик. Волынской епархии; с 1942 г. еп. Брестский и Кобринский; с 1943 г. архиеп. Полесский и Брестский; с 1945 г. настоятель Свято-Владимирской церкви в Мариенбаде; с 1946 г. еп. Пермский; с 31.05.1956 архиеп. Алмаатинский; с 14.04.1957 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 15.07.1959 на покое; с 16.03.1961 архиеп. Костромской и Галичский; с 5.05.1961 на покое; † 12.10.1985. Иоанн (Левицкий) с 13.09.1916 еп. Краснодарский и Кубанский; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иоанн (Пашин) 23.03.1923 хирот. во еп. Мозырского, вик. Минской епархии; 1928–1931 еп. Туровский; 1932–1933 еп. Рыльский; дальнейших сведений нет. Иоанн (Петропавловский) в 1923 г. хирот. во еп. Егорьевского, вик Московской епархии; в 1927 г. упом. на покое (б. еп. Феодосийский, вик. Таврической епархии) и под запретом; дальнейших сведений нет. Иоанн (Поммер) с 20.09.1917 еп. Старицкий, вик. Тверской епархии; с 22.04.1918 еп. Пензенский; с 1921 г. архиеп. Рижский и Митавский; 12.10.1934 убит. Иоанн (Попов) 4.04.1993 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 18.07.1995 еп. Белгородский и Старооскольский. Иоанн (Поярков) в дек. 1922 г. хирот. во еп. Давлекановского, вик. Уфимской епархии; с 1928 г. еп. Уфимский и Давлекановский; с 2.04.1931 в сане архиепископа; † 17.01.1933.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иоаким, митрополит Халкидонский, представитель Константинопольского Патриарха в 1925 г. Иоанн (Братолюбов Сергей Васильевич; 1882–1968), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. В 1924–1930 гг. епископ Иркутский, Боткинский, Суздальский, Шацкий, Уральский и Покровский; с августа 1930 г. епископ Курганский. С 1931 г. под арестом; был в ссылке в Средней Азии. В 1937 г. арестован, приговорен к 10 годам заключения. Освобожден в 1943 г. из лагеря досрочно как инвалид. С 1943 г. архиепископ Сарапульский; затем Ижевский; с 1945 г. архиепископ Уфимский. С 1948 г. на покое; с 1953 г. архиепископ Ульяновский и Мелекесский; с 1959 г. на покое. Иоанн (Василевский Иван; † 1931), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 1926 г. епископ Воскресенский, викарий Московской епархии. Иоанн (Восторгов Иван Иванович; 1864–1918), священномученик, протоиерей. В 1887 г. рукоположен во иерея. С 1913 г. настоятель Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного). В 1917–1918 гг. секретарь Миссионерского совета при Св. Синоде. В 1918 г. арестован. Расстрелян. Иоанн (Котляревский Михаил Михайлович; 1905–1964), игумен. Духовный сын епископа Василия (Зеленцова). С 1922 г. неоднократно арестовывался. В 1936 г. пострижен в монашество. С 1951 г. иеромонах, затем игумен. В 1951–1964 гг. служил в церкви закрытого скита Велико-Будищанского женского монастыря в Полтавской епархии. Иоанн (Никольский), обновленческий «епископ». Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич; 1881–1938), священномученик, епископ. В 1923 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Мозырского, викария Минской епархии»; вскоре принес покаяние, сразу же был арестован, выслан в Зырянский край. В 1929 г. был переведен на вольное поселение в г. Рыльск, назначен епископом Рыльским. Арестован в 1932 г., отправлен в лагерь. Расстрелян. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. С 1913 г. епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. В 1917 г. был арестован. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С 1918 г. архиепископ. В 1918 г. направлен в Пензу во время смуты, поднятой лишенным сана бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), где был вскоре арестован, приговорен к расстрелу, освобожден по требованию германского консула. В 1919 г. вновь арестован, до 1920 г. в тюремном заключении. В 1920 г. Собором Латвийской Православной Церкви избран ее предстоятелем, архиепископ Рижский. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

85 Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский (1863 – расстрелян 7/20 ноября 1937 года в тюрьме в Чимкенте вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) . 19 марта/1 апреля 1918 года назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. К месту назначения прибыть не смог. 86 Скородумов Евгений Васильевич (ок. 1886 – дата смерти неизвестна), смотритель Тихвинского духовного училища, кандидат богословия. 87 Куркутов Александр Герасимович – губернский врачебный инспектор, доктор медицины, действительный статский советник. 89 Надёжин Анатолий Александрович, священник, председатель Братства святого Макова Праведного, законоучитель Гоголевского приходского училища г. Боровичи. 92 Иоанн (Поммер Иван Андреевич ), архиепископ Рижский и Латвийский, ректор Литовской духовной семинарии. (1876 – погиб мученической смертью в ночь с 11 на 12 октября 1934 года: был заживо сожжён на своей пригородной даче латышскими националистами за то, что не подчинился распоряжениям ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания Московской Патриархии). 9/22 апреля 1918 года назначен епископом Пензенским и Саранским. В Пензе вёл борьбу с «народной» Церковью, организованной бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. 95 Кутейников В. А. – гласный от 1-го избирательного округа, уездного земского собрания по г. Новгороду и уезду. 97 Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит Ярославский и Ростовский (1854–1928). 99 1-го ноября 1918 года было издано постановление, согласно которому Троице-Сергиева лавра была национализирована, а для её охраны назначена специальная Комиссия по охране памятников искусства и старины. 20-го апреля 1920 года издан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». 100 Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и Гдовский (1874 – расстрелян в ночь с 12 на 13 августа 1922 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря его стойкости произошло по тем временам невозможное: все арестованные по этому делу к февралю 1943 года были освобождены. Но сам священномученик Федор из тюрьмы уже не вышел: от тяжких истязаний и суровых условий длительного тюремного заключения он скончался в тюрьме города Балашова Саратовской области летом 1943 года.   Депутат Балтики Во времена гонений Православную Церковь преследовали не только на территории Советской России. Мученическую смерть принял и латвийский архиепископ Иоанн (Поммер). Он был назначен в Ригу в 1921 году. Латвия в тот момент стала независимым государством. Революция и гражданская война оставили православные храмы Латвии разоренными и почти без духовенства. Новые власти притесняли православную общину. Да и внутри общины существовали национальные противоречия. С приходом владыки Иоанна ситуация в корне изменилась. Чтобы защищать интересы Православия, он стал депутатом Сейма. Латыш по национальности, он возглавил «русский список» в парламенте — так ему доверяли. На государственном поприще он достиг очень многого: Церковь была восстановлена в правах, равно как и образование на русском языке. Православная жизнь в стране переживала подъем. При этом к архиепископу во множестве обращались люди любых национальностей и вероисповеданий, все знали, что он помогает, невзирая на лица. В Сейме против него выступали латышские левые, с которыми он боролся, предавая гласности имевшиеся у него документы о бесчинствах «латышских стрелков». Одновременно он вынужден был противостоять профашистскому правительству Ульманиса, требовавшему прекратить церковное послушание Московской Патриархии. Все это поставило жизнь владыки под угрозу. В 1934 году архиепископ Иоанн был зверски замучен на своей даче. Прежде чем убить свою жертву и поджечь дом, неизвестные пытали владыку. Судя по всему, искали те самые компрометирующие документы. Официально дело осталось нераскрытым, но никто не сомневался, что это — политическое убийство… В день похорон за гробом священномученика шли тысячи людей. Здесь были православные, католики, лютеране и даже иудеи.

http://foma.ru/rus-neushedshaya.html

В 1926 г. эта цель была достигнута, что избавило сторонников Патриаршей Церкви от обвинения в нелегальной религиозной деятельности. 24 апреля 1931 г. протоиерей Николай Околович был арестован и помещен в витебскую тюрьму. Предъявленные на следствии сфабрикованные обвинения в антисоветской и антиколхозной агитации он не признал. Пребывание в тюрьме окончательно подорвало здоровье исповедника. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 г. по ст. 72 и 76 УК БССР было принято решение из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна. К 1937 г. считался умершим. По словам сына, в 1934 г. отец Николай скончался в заключении, место заключения и мученической кончины, а также причина смерти неизвестны. Канонизирован как местночтимый святой Синодом Белорусского экзархата 20 декабря 2006 г. (журнал утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 марта 2007 г.). Священник Николай Прозоров (†1930). Родился в с. Покровское Пензенской губернии. В 18 лет, в 1915 г., он оставил семинарию и пошел добровольцем защищать Отечество на германский фронт после обучения в Михайловском артиллерийском училище. По возвращении с фронта в Пензу в 1918 г. он был обвинен чекистами в «офицерском заговоре» и приговорен к расстрелу. Полный жизни и мужества молодой офицер дал обет стать священником, если Господь сохранит ему жизнь. Находясь среди смертников в общей камере, он предложил прочитать вслух акафист святителю Николаю, защитнику невинно осужденных. Часть офицеров согласилась и пропела акафист, а другие отказались. Все читавшие акафист были избавлены от казни и получили сроки тюремного заключения, а их соузники были расстреляны. Оказавшись на свободе, Николай принял в 1919 г. священство. Рукополагал его архиепископ Иоанн (Поммер). В 1919-27 гг. служил в сельских храмах близ Пензы. Арестовывался в 1924 г., вскоре был освобожден. С начала 1927 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5606409.ht...

В Риге прошла церемония перезахоронения мощей Рига, 4 октября 2003 г. Сотни людей со свечами и иконами в руках собрались в Риге у главного православного храма Латвии - кафедрального собора Рождества Христова - на церемонии перезахоронения мощей святого Иоанна Поммера, сообщает ИТАР-ТАСС. Иоанн Поммер является единственным латышом среди православных святых. Янис/Иоанн/Поммер родился в 1876 году в семье православного крестьянина-латыша. Окончил Рижское духовное училище и Духовную семинарию, а также Киевскую духовную академию. В свое время он был первым архиепископом-латышом в истории Русской православной церкви. В 1921 году, уже во времена независимой Латвии Поммер возглавил Латвийскую православную церковь, при этом ему удалось сохранить православие от раскола. В 1934 года его зверски убили неизвестные преступники, долго пытав перед смертью. Иоанн Поммер был канонизирован в 2001 году. 6 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7789.html

Латвийская Православная Церковь отозвала иск на возвращение участка земли, на котором находился дом священномученика Иоанна (Поммера) 14 июня 2007 г. 11:29 Синод Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) отозвал иск к Рижской думе (РД) о признании прав на земельный участок в Межапарке, на улице Пакалниешу, где ранее находился дом, в котором мученической смертью погиб первый латвийский святой — архиепископ Иоанн (Поммер). По сообщению Синода ЛПЦ, Церкви не удалось найти дополнительные документы, которые бы свидетельствовали о том, что Синод имеет право претендовать на участок земли в одном из престижнейших районов города. ЛПЦ требовала вернуть ей права на 9 030 квадратных метров земли, поскольку считала себя наследницей этого имущества. Однако РД категорически не соглашалась с этим утверждением и пыталась неоднократно доказать, что земля законно перешла в собственность муниципалитета. Адвокат Синода ЛПЦ Юрис Какситис сообщил, что в их распоряжении имеются архивные материалы, которые подтверждают права ЛПЦ на спорный участок земли. Какситис заявил, что до середины 30-х годов прошлого века земля принадлежала Синоду. Есть также документ, согласно которому ЛПЦ закладывала этот участок. Как известно, не являясь владельцем собственности, ее невозможно заложить. Однако ряд нужных документов предоставить суду так и не удалось. На участке земли на улице Пакалниешу находится большой деревянный памятный крест, он установлен на месте страшного убийства архиепископа Иоанна (Поммера). Здесь долгое время сохранялся фундамент дома, в котором был сожжен архиепископ Иоанн. Как свидетельствуют документы, архиепископ жил здесь один. 12 октября 1934 года он сам открыл дверь убийцам. Согласно заключению экспертов, архиерея привязали к створке двери и положили на столярный верстак, где пытали, а затем застрелили. После этого дом подожгли. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/257387.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАНН (Рощин Георгий Евгеньевич; род. 22 окт. 1974 г., Москва), еп. Наро-Фоминский, викарий Московской епархии, управляющий патриаршими приходами в США ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 1876-1934), архиеп. Рижский и всея Латвии, сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог

http://pravenc.ru/rubrics/121666_15.html

В 2003 году состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей владыки из Покровского кладбищенского храма в Христорождественский кафедральный собор. По благословению митрополита Рижского Александра (Кудряшова) в 2006 году учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского . Подготовила Курбеко О. В. Проповеди О неизбежности страданий 1   С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Мф. 16:21–23 Как удар грома с ясного неба – такое впечатление произвело на учеников это открытое заявление Господа о предстоящих Ему страданиях. Еще ранее Он говорил им, что Его путь – это и их путь. «Возненавидят вас имени Моего ради. Ученик не более учителя, и раб не более пославшего его. Кто не возьмет креста своего на себя и по Мне не грядет, тот не достоин Меня». И в жизни истинных учеников Христа есть свое время страстей-страданий, когда приходится восходить каждому в свой Иерусалим, на свою Голгофу, восходить на сужденный крест и принимать сужденную чашу, – до смерти включительно. Даже для сынов мира сего существует своя Голгофа. Нежданное, непрошеное приходит в дом страдание. Ты должен страдать, хочешь или не хочешь. Горькое – должен... Это «должен» горько даже для верного ученика Христова. И его пугает этот крест страданий. И в его душе рождается голос Петра: будь милостив к себе, да не будет с тобою этого, пощади себя. И в этом нет ничего удивительного, ведь и Сам великий Страдалец молился: «Если возможно, да минет Меня чаша сия». Это «должен» – необходимость, против которой мы бессильны. «В то время начал Иисус открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать...» Если путь Господень лежит в Иерусалим, если участь Его будут определять книжники, фарисеи и старейшины, то естественно, что Он должен много пострадать и быть убиен. Тот Иерусалим, куда Христос направляет путь Свой, – не Небесный Иерусалим, а город земной, обмирщившийся, отпадающий от Бога своего, не познавший и не уразумевший посещения Господня. Это тот Иерусалим, который у жертвенника Господня умерщвлял пророков и побивал камнями посланных к нему... А мир, братья мои, и по сей день всё тот же в основе своей. По наружности он, может быть, и не тот. Ныне на кресте не распинают уже никого, как Иисуса Христа, палицами не побивают никого, как били Петра и Иоанна, камнями не побивают никого, как Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010