– Ну как тут быть? – шепчет она. – А ведь у меня еще горошек для ветчины не сварился! Гм. Наказание. Как я им подам? И, подумав немного, Меланья Тихоновна дрожащей рукой двигает большую стрелку назад. Старый год обратно получает двадцать минут. – Подождут! – говорит хозяйка и бежит в кухню. Антон Павлович Чехов. Ночь на кладбище – Расскажите, Иван Иваныч, что-нибудь страшное! Иван Иваныч покрутил ус, кашлянул, причмокнул губами и, придвинувшись к барышням, начал: – Рассказ мой начинается, как начинаются вообще все лучшие русские сказания: был я, признаться, выпивши… Встречал я новый год у одного своего старинного приятеля и нализался, как сорок тысяч братьев. В свое оправдание должен я сказать, что напился я вовсе не с радости. Радоваться такой чепухе, как новый год, по моему мнению, нелепо и недостойно человеческого разума. Новый год такая же дрянь, как и старый, с тою только разницею, что старый год был плох, а новый всегда бывает хуже… По-моему, при встрече нового года нужно не радоваться, а страдать, плакать, покушаться на самоубийство. Не надо забывать, что чем новее год, тем ближе к смерти, тем обширнее плешь, извилистее морщины, старее жена, больше ребят, меньше денег… Итак, напился я с горя… Когда я вышел от приятеля, то соборные часы пробили ровно два. Погода на улице стояла подлейшая… Сам черт не разберет, была то зима или осень. Темнота кругом такая, что хоть глаза выколи: глядишь-глядишь и ничего не видишь, словно тебя в жестянку с ваксой посадили. Порол дождь… Холодный и резкий ветер выводил ужасные нотки; он выл, плакал, стонал, визжал, точно в оркестре природы дирижировала сама ведьма. Под ногами жалобно всхлипывала слякоть; фонари глядели тускло, как заплаканные вдовы… Бедная природа переживала фридрих-гераус… Короче, была погода, которой порадовался бы тать и разбойник, но не я, смиренный и пьяненький обыватель. Меня повергла она в грустное настроение… «Жизнь – канитель… – философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое, бесцветное прозябание… мираж… Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, закусывающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но жалко, подлец, мало денег оставил!..»

http://predanie.ru/book/221302-rozhdiest...

И безысходность одиноких женщин, Чьи женихи остались на войне, Затронут душу русскую не меньше, Чем павшие, сгоревшие в броне… Да! Русские не мечутся в испуге, Когда листают ратные года! Отдавших жизнь за Родину, за други Россия не забудет никогда. Мы монументы новые поставим В честь кавалеров доблестной весны. За подвиги, за жертвенность восславим Спасавших в битвах будущность страны! Защитников зовём сынами Света. Им скажем, отстоявшим рубежи: – Спасибо, ветераны, за Победу! Спасибо за подаренную жизнь! Севастополь, 18.04.2015 Родительский день Как отцовский укор, Сказы древние слышим… Веток тонкий узор Гладью инея вышит. Сквозь рассветную сонь Проступает над бором Солнца тихий огонь Святорусских просторов. В память – чёрные дни… Что они испытали, Как пылали они – Эти нежные дали?! Вот и пали снега Полотенцами к тризне По сдержавшим врага, По служившим Отчизне. За земные долги, За священные битвы Русь печёт пироги К поминальной молитве. И столбами – дым ы , Рядом – славы скрижали, Где не мы, где не мы, А другие сражались. Симферополь-Петербург, 2004 Тайнозримая Россия Тайнозрима у нас страна – Не равниной лежит она. Распростёрся её простор Выше самых высоких гор. Скажет недруг: – Дырой дыра! – Видит друг – за горой гора. …Холмогорья добра – и вдруг Рядом пропасти грязных рук. Над провалами зла встают Пики подвигов там и тут. На вершины подъём крутой – Осеняет их Дух Святой. И туда, изумляя всех, Воин духа идёт наверх. Над главою его – Фавор! Под ногами – рейхстага сор!!! У России такая стать – Отовсюду её видать! Тосно, 2002 Образы Севастополя Белокаменные тропы Жизнью связаны в узлы. Адмиральский Севастополь Над водой подлодкой всплыл. Из сиятельного камня Зодчий выстроил его. В линиях рельефов плавных – Белых зданий торжество. Налетая дружным скопом Шлифовать его красу, Ветры лижут Севастополь, Как олени соль в лесу. Он судьбой геройской мечен, И поэтому всегда Подставляют бухты плечи Под военные суда. Прошлой жизни не иссякли Меты на изгибах троп То позвякиваньем сабли,

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

Траурные мероприятия в Беслане, посвященные шестой годовщине теракта 1-3 сентября 2004 года в школе начались со школьного звонка. Звонок прозвучал над Бесланом ровно в 09:15 – в это время шесть лет назад террористы захватили школу. Траурные мероприятия в Беслане, посвященные шестой годовщине теракта 1-3 сентября 2004 года в школе начались со школьного звонка. Звонок прозвучал над Бесланом ровно в 09:15 – в это время шесть лет назад террористы захватили школу. У входа в разрушенный спортзал, где боевики три дня удерживали заложников, выстроились сотни людей, пришедшие почтить память жертв теракта. Спортзал оформлен фотографиями погибших заложников, а также бойцов спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» и спасателей МЧС, погибших в ходе спецоперации. В центре спортзала установлен большой православный крест. Здесь все время находятся матери погибших детей, их родственники. Матери погибших в теракте детей, в том числе члены комитетов «Матери Беслана» и «Голос Беслана», намерены нести «вахту памяти» в спортзале вплоть до 3 сентября, не покидая его ни днем, ни ночью. Часть из них в память о своих детях проведут эти три дня в посте в память о том, что заложники удерживались без пищи и воды. Над школой три дня будет звучать траурная музыка и столько же будут гореть свечи. Всего в настоящее время на территории школы собралось около 3 тыс. человек. К траурному первому звонку на место трагедии прибыл глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, члены правительства республики практически в полном составе, спикер парламента Лариса Хабицова, депутаты, представители министерств и ведомств, ветераны, религиозные деятели, члены молодежных и общественных организаций. Все они возложили цветы и зажгли поминальные свечи. В эти дни ожидается также массовое посещение мемориального кладбища «Город ангелов», где похоронены жертвы трагедии. В Беслане, как и во всей Северной Осетии, сохраняются усиленные меры безопасности. Школа оцеплена, автотранспорт на территорию не допускается. Средняя образовательная школа Беслана была захвачена группой террористов 1 сентября 2004 года. Более 1,2 тыс. человек — школьники, их родители и учителя, — оказались в заложниках. В течение трех дней их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале школы. В результате теракта погибли 330 человек, в том числе более 180 детей. Еще несколько человек скончались в последующие годы от полученных во время теракта травм.

http://pravmir.ru/nachalis-traurnye-mero...

В преддверии Страстной седмицы в Москве состоится концерт «Открывайте все печали» фольклорного ансамбля «Веретенце» 25 апреля 2024 г. 19:15 28 апреля 2024 года, в преддверии Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в концертном зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоится концерт «Открывайте все печали» Московского городского творческого коллектива детского образцового фольклорного ансамбля «Веретенце». Мероприятие организовано для священнослужителей и их семей. При наличии свободных мест на концерте смогут присутствовать миряне. Перед собравшимися выступит основной взрослый состав ансамбля. Концерт «Открывайте все печали» познакомит зрителей с песенной традицией Великого поста. Прозвучат духовные стихи различных регионов России рубежа XVIII-XIX веков, которые основаны на текстах из Библии, Евангелия, житий святых, проповедей священников того времени. В настоящее время музыкально-поэтический материал неизвестен широкой аудитории, однако традиционно исполнялся нашими предками в дни поста по всей России. Прозвучат стихи-апокрифы, покаянные и поминальные стихи. Аранжируют песнопения старинные музыкальные инструменты: била, окарина, гусли, скрипка и другие. Начало в 17.00. Вход бесплатный. Для участия в мероприятии необходима регистрация . «Веретенце» — самый крупный детский фольклорный коллектив России, который занимается сохранением лучших образцов традиционной обрядовой и духовной музыкальной культуры русского народа. Уникальность ансамбля в том, что он ежегодно выезжает в различные этнографические экспедиции, задачами которых является сбор музыкальных, поэтических и инструментальных материалов, изучение обычаев и обрядов сел в различных областях России (Курской, Белгородской, Владимирской, Костромской), и использует эти материалы для приобщения подрастающего поколения к глубинным национальным традициям. На протяжении 40 лет «Веретенце» занимается благотворительной деятельностью, выступает в больницах, госпиталях, хосписах, детских домах и тюрьмах. Патриархия.ru Календарь ← 27 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

- Намертво, без малейшей возможности реанимировать на нашей станции эту цифровую комбинацию, — так и пообещал. Когда Ксения вышла на улицу в сопровождении услужливого менеджера, провожавшего её, как важную гостью, до ворот, мобильник снова спел свою поминальную песню. Менеджер любопытно застыл с открытым для прощания ртом. И Ксения удовлетворила его любопытство. «В среду мы уже не были. Ты был один. Тот — это действительно свет. Как мудрость. Ищи ответы в “Книге В книге живых скоро не останется места. Тот ли это Трисмегист? Тот сосчитал мои дни, а этот?» Ох и любил Олег загадки! - Бред, — определил растерянный менеджер. — А количество знаков выше допустимого, — отметил профессионально. — Это точно не наша станция. Наша не пропустит. Да и к чему все эти препинания, знаки. - Грамотность — как одна из характеристик. Тем более он ведет тут речь о египетском боге мудрости, которого звали Тот. - Тот, этот. Всё равно бред. Меня еще в детстве эти полузвериные египетские боги страшили. Все эти мумии, фараоны. Может, вам номер поменять? Хотите? Бесплатно? - Может быть, — задумалась Ксения. - Вернёмся? Ксения стояла в нерешительности. И тут менеджера осенила ещё одна полезная мысль. - А вы отпевание заказывали? - Нет. - А надо. Если крещёный, обязательно надо. Моя бабушка всегда говорила: без отпевания — как в рай без пропуска! - Без пропуска, говорите? - Ну да. - Как же я.  Недотумкала! Обол — Харону, «Книгу мертвых» — Трисмегисту! Православному — отпевание. Привыкли водку на кладбище лить! - А номер вы, на всякий случай, всё же поменяйте. У ворот Богоявленской церкви Ксения остановилась в нерешительности. Женщины в платках и косынках, сосредоточенные мужчины, набожные старушки и агрессивные нищие. Ксения никак не вписывалась в этот живой пейзаж, особенно в обтягивающих джинсах и просвечивающей на свету блузке. Из храма вышел священник, троекратно размашисто перекрестился с поклоном, но направился не к воротам, а к хозяйственным постройкам. Надежда поговорить с кем-нибудь из клира за пределами церковной изгороди таяла.

http://azbyka.ru/fiction/dezhurnyj-angel...

В эпоху Тертуллиана годовщина смерти отмечалась евхаристическим богослужением 1217 . Катакомбные живопись и скульптура изображают совместную трапезу, видимо, символически сближающую обряд крещения, таинство причащения, поминальную трапезу и райское блаженство. Там же встречаются изображения рыбы, буквы греческого названия которой являются первыми буквами имени Христа 1218 . Этот знак служил одновременно символом крещения, евхаристии и таинства бессмертия. Как и язычники, христиане устраивали благотворительные трапезы в честь умерших. Они назывались «refrigeria » и отличались от «трапез любви», о которых мы уже говорили и которые имели исключительно евангелическую природу. Эти поминальные трапезы никогда не бывали столь обильными, как случается в наши дни. Христиане изменили само значение таких поминок, придав им социальный характер и приглашая на них бедных, вдов и прочих лиц, нуждавшихся в помощи 1219 . Катакомбная живопись сохранила для нас картины таких поминальных трапез. Очевидно, с ними же связаны изображения хлебниц, наполненных хлебом, на фресках, а также на рельефах саркофагов 1220 . Культ мучеников родился из культа умерших. «Их поминание является памятью о тех, кто умер, сошел с арены повседневной жизни» 1221 . Воздававшиеся им почести первое время не отличались от тех, которыми была окружена память других умерших 1222 . Тем не менее свидетельство о вере, принесенное ими своей жертвой, сделало привилегированными членами общины тех, на кого возлагалась обязанность по сохранению их бренных останков и по уходу за их могилой. Мало-помалу христиане стали отмечать годовщину смерти своего мученика, а не день его рождения, как делали язычники. Первое свидетельство об этом мы имеем в описании страстей Поликарпа: «Мы поместили его останки в надлежащее место. По мере возможности мы там собираемся в радости и веселье. Да позволит нам Господь праздновать годовщину своего мученика ради прославления памяти тех, кто уже завершил свою борьбу, ради собирания и подготовки для них смены» 1223 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Устав церковный предполагает, что всякие моления, какие только могут быть в данный день, должны быть окончены до литургии или отложены до окончания вечерни. После всего суточного круга служб молящиеся нуждаются в отдыхе, в подкреплении трапезой. В конце литургии может быть только чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Но, во-первых, это очень краткое моление, а во-вторых, это уже как бы предначатие трапезы, часть трапезы. Древняя Русь совершала множество разнообразных молебнов и после вечерни, и после утрени, и перед литургией, множество крестных ходов и так называемых действ. Но все это заканчивалось до литургии. Даже так называемые царские молебны в дни тезоимств и рождений совершались накануне после вечерни 424 . Относительно того, что по окончании литургии не может быть никакого другого богослужения, церковный Устав дает определенное и точное указание. Непосредственно «по отпусте божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (два, т. е. попарно) и глаголют псалом 144... Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш» 425 . В другом месте, при изложении чина панихиды в пяток вечера, следующего непосредственно за отпустом вечерни и потому не имеющего обычного начала 426 , замечается: «Во ино же время КРОМЕ ВЕЧЕРНИ И УТРЕНИ бывает начало по обычаю» 427 . Это замечание говорит о том, что устав допускает возможность совершения панихиды или во «ино время», вне всякой связи с общественным богослужением, или только после вечерни или утрени, но отнюдь не после литургии 428 . Совершение панихиды пред литургией практически было бы полезно и в том отношении, что тогда сравнительно легко можно было бы разгрузить литургию от чтения множества помянников на литургийной заупокойной ектении. Все помянники были бы вслух прочтены на панихиде пред литургией, на литургийной же ектении можно было бы ограничиться общей формулой и теми немногими именами, для которых данный день есть действительно поминальный день, о которых по особому случаю бывает приношение 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В этом нельзя сомневаться, но не следует, однако, упускать из вида, что большая часть символических сцен и фигур, всего чаще представленных первыми христианами, как, например, жертвоприношение Исаака Авраамом, воскресение Лазаря, исцеление расслабленного и т. д., могли быть исполнены только живописью или в барельефах, никак не отдельными статуями, и, что, вообще, идеи вдохновляющие христианские религиозные изображения, равно как и все особенности их внутреннего характера, более способны быть выражены красками, чем пластическими формами. По этой же причине, живопись первенствовала над скульптурой в Италии в эпоху возрождения. 39 В последние годы, нашли в библиотеке города Базеля в Швейцарии отрывок копии с надписи, которая заключала завещание и находилась у римской гробницы города Lingones (теперь Langres) в Галлии. В 8-м или 9-м столетии, она была переписана последователями школы ученого Алькуина (Alcuin). Две страницы этого списка оказались в переплете манускрипта 10-го столетия. Завещатель, между прочим, приказывает окончание cella memoriae (т. е. небольшого здания, назначенного для погребения, или стоящего над ипогеем), постройка которого уже начата, и требует, чтобы при этом не отступали от плана, сделанного и одобренного им. В здании должны были поставить две статуи определенных размеров, одну мраморную, другую бронзовую, изображающих хозяина гробницы, а посередине – алтарь из лучшего каррарского мрамора, и в нем положить его останки. Притом, нужно было устроить так, чтобы вход в celia мог быть заперт или открыт по желанию, и чтобы сиденья, постели, даже одежда для приглашенных была приготовлена в дни поминальных пиршеств. Поля и другие владения завещателя назначались им для монумента, который поручали охранению двух отпущенников, названных по имени, и пени положены на наследников, если они позволят им отступить от своей обязанности. Наконец, все отпущенники завещателя должны были ежегодно вносить известную сумму денег, на которые в назначенный день устраивалось поминальное пиршество у гробницы их прежнего господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С XI в., когда начинается процесс клерикализации литургии, появляются различные чинопоследования мессы: для пап, епископов разных степеней, аббатов, простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на Престолах обыкновенных и привилегированных, и т.д. Это оказывает решающее влияние на развитие в последующем католического служебника – Миссала. С X в. в качестве самостоятельной книги появляется Требник (rituale) – предназначенное для священника собрание чинопоследований таинств и обрядов. С XIII в. в качестве самостоятельной книги появился Понтификал, описывающий особенности священнослужения римского понтифика. Папская месса имеет ряд уникальных особенностей; фактически у папы – собственный обряд мессы. В торжественных папских богослужениях присутствуют особые церемонии и литургические обычаи, которых нет в обычных обрядах Римской церкви. Сохранение этих обычаев и обрядов должно свидетельствовать, что папа – не только главный иерарх латинской церкви (до недавнего времени носивший титул патриарха Запада), но Отец и Глава Церкви Вселенской. Основу текстов для совершения литургических часов в древности составляла Псалтирь. Однако по мере развития богослужения суточного круга ее начинают дополнять Коллектарий и Орационал (сборник молитв на определенные дни), а также Гимнарии (собрания гимнов). Книгой, позволяющей следовать при совершении богослужений церковному календарю, является Мартиролог. Кроме того, к концу I тыс. оформились основные книги, предназначенные для певчих и содержащие не только тексты песнопений, но и музыкальные указания: Антифонарии и Градуалы. Названные типы книг в Средние века не подчинялись жестким нормам в отношении структуры и состава текстов, поэтому книги одного типа могли существенно отличаться. В отдельных богослужебных обрядах на Западе имелись некоторые собственные типы богослужебных книг. Например, Liber offerentium в мозарабском обряде включала частные последования мессы, за исключением Евхаристии; чтения входили в состав Liber commicus и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот поездки закончились. Стариковская память стала еще хуже, и теперь они начали ходить до дома дедушкиной сестры бабы Ани, с которой и сам деда, и бабушка были очень близки. Баба Аня умерла минимум лет восемь назад, но, похоже, старики про это забывали. Поддерживая друг друга, они медленно топали до ее опустевшего деревянного дома, натыкались на закрытые ворота и долго стояли, непонятно чего дожидаясь.  Единственным развлечением стариков остался телевизор. Дедушка сидел с одного края дивана, бабушка — с другого, чтобы оба могли облокотиться. Из бабушки по-прежнему сыпались смешные замечания. К примеру, сериал «Санта-Барбара» сопровождался фразой: «Не хочу я этого Мэйсона!» Во время рекламных пауз черный кот, которого деды по ошибке назвали женским именем Малу (Малу — героиня бразильского сериала — в итоге превратилась в Малуна), получал от бабушки команды: «Малун, мигни!» Она была уверена, что ей удалось выдрессировать кота. Бог знает почему, кот подмигивал, и стариков сие восхищало. «А где дед?» Первым умер дедушка. Мне повезло быть с ним рядом в последние дни его жизни. От пищи дед отказывался. Но когда я ему предложила сладкие мандарины, с удовольствием начал их есть. Как же я радовалась от того, что ему сейчас хорошо. Фото: unsplash.com В основном же ему было плохо. Он лежал круглыми сутками в спальне, мучался от болей в ноге — ее терзала сухая гангрена. Как-то, обрабатывая рану, я погладила ногу. Дедушка прошептал: «Легче»,  — и попросил повторить. Я гладила, сколько могла. Бабушка слабо понимала, что происходит. Мама умоляла ее посидеть рядом с дедом, чувствуя, что ему это нужно. А она торопилась снова убежать в зал к телевизору.  …«А где дед?» — очнулась бабушка на поминальном обеде. Каждый раз, точно заново, она узнавала о его кончине и принималась плакать и приговаривать: «Как же я без него?»  Все супружество бабушка ела с дедом из одной тарелки. Похоронив его, она редко садилась за стол. Ей понравилось ходить в фартуках с карманами, в которые она набирала конфеты и украдкой их лопала, шуршала в карманах фантиками.

http://pravmir.ru/poputchiki-istoriya-od...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010