Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином? За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы. «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный. Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный». На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В наших краях многие священнослужители смирились с фактом, что кресты на могилах ставятся в головах, что в некоторых местах поминальные дни на кладбищах («гробки») выпадают на дни Светлой седмицы (в которые фактически запрещено уставом публичное поминовение усопших как несоответствующее этим радостным дням). Календарная Радоница кое-где вообще неизвестна простым верующим, и попытки перенести поминальные дни на вторник Фоминой седмицы заранее обречены на провал, пока люди не уяснят необходимость этого. Еще же некоторым суевериям пытаются даже научное обоснование дать. Как мне кажется, отголоском пандемий прошлых столетий является нежелание некоторых родственников дать «последнее целование» своему умершему под предлогом боязни «трупного яда». Недостаточная информированность становится плодородной почвой для фобий. Справедливо заметил один английский писатель, вложив в уста одного из героев своего произведения слова «мертвые не кусаются». В наших краях, помимо прочего, расхожи россказни о так называемых «приплаканных» душах покойников, которые якобы приходят к тем, кто по ним очень тосковал, и в итоге человек умирает. Здесь вообще надо бы слово дать психологу, но своими словами скажу, что тоска по умершему может довести до умопомрачения, чем не преминет воспользоваться и лукавый. Например, человек, теряя надежду на Божью милость к усопшему, предается в руки прельстителю, который сначала, приняв облик близкого человека, утешает скорбящего, а потом подстрекает на самоубийство как на средство скорой встречи с усопшим. Сколько еще суеверий вокруг погребения существует? Наверно, столько же, сколько и людей, которые свои догадки не проверяют вопрошанием о них священнослужителей. протоиерей Евгений Гаган Источник: сайт Черкасской епархии Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 18  чел. Всего просмотров 9 млн. Всего записей 710 Подписка на обновления поделиться: ©2024 Суеверие.нет к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://sueverie.net/bessmertnye-straxi-s...

— Когда вы сами впервые встретились с родственниками, как проходили эти встречи, что вы сказали им и что услышали? — Впервые в оперативном штабе я побывал 27 марта вместе с Преосвященным Владимиром, епископом Новокузнецким и Таштагольским. Свой визит на место трагедии мы начали с заупокойной литии у народного мемориала погибшим. Почти за двое суток кемеровчане превратили обычную лавочку рядом с клумбой в огромное сердце из цветов, игрушек и шоколадок. Удивительно, но именно такую форму имеет этот мемориал с высоты птичьего полета. Вместе со многими горожанами, собравшимися здесь, невзирая на разгар рабочего дня, мы совершили поминальное богослужение, а уже затем направились в здание школы, где в спортивном зале развернулся штаб, ставший для многих людей пристанищем с 25 марта… Поминальное богослужение. Фото: mitropolia42.ru В штабе мы, по сложившейся за эти дни традиции, совершили молебен, а затем пообщались со спасателями, психологами и теми, кто пожелал. Специалисты из центра имени Сербского, прибывшие в Кемерово для оказания психологической помощи, отметили роль священников, которые своим присутствием и, тем более, соборной молитвой успокаивали атмосферу и помогали тушить разгоравшиеся порой страсти. Главным же вопросом к священнослужителям в эти дни стал, пожалуй, единственный — как такое могло произойти… Скажу лишь одно — ответить на него человеку, потерявшему в огне своих близких, очень непросто. В этой трагедии, конечно, нет таких слов, которые могли бы утешить тех, кто потерял своих близких. Митрополит Аристарх в оперативном штабе. Фото: mitropolia42.ru — Знаете ли вы лично кого-то из погибших, их родственников? — Ни с кем из погибших я не был знаком лично. Однако наш город достаточно мал, а потому уже знакомые знакомых и друзья друзей понесли горечь утраты. Трагедия коснулась даже Амана Гумировича Тулеева, который в пожаре потерял 11-летнюю родственницу. — Какие личные истории вас больше всего тронули? — История каждого погибшего в огне не может оставить человека равнодушным. Чего стоит трагедия, например, Игоря Вострикова, потерявшего в огне жену, сестру и троих детей? Или же как семья Лиллевяли, соседей одного из наших клириков, перенесет потерю детей?

http://pravmir.ru/mitropolit-kemerovskiy...

Таких, как там, исключительных и нарочитых, подробных, всеобщих и всеобъемлющих молений об усопших здесь нет. Здесь далее выдвигается поминовение наших сродников. НЕПОРОЧНЫ НА УТРЕНИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ СУББОТ    Среди всех поминальных суббот (кроме вселенских) в свою очередь несколько выделяются три субботы Великого поста, не столько по строю служб, сколько по положению сих суббот в годовом богослужебном круге. Поминовение этих суббот приурочено к определенным дням Великого поста, и за крайне редкими случаями совпадения с праздниками совершается в эти дни неопустительно и безусловно, тогда как в других случаях заупокойная служба в субботу может быть только при самой малой степени празднования минейной памяти и при условии, если на это будет изволение настоятеля. Великопостные поминальные субботы представляют собой некоторый ряд обязательных поминальных служб, открываемый субботой мясопустной и завершаемый субботой Пятидесятницы.    Это родство трех великопостных поминальных суббот с двумя вселенскими субботами отмечается, между прочим, в способе исполнения непорочных, которые в эти субботы поются точно так же, как во все вселенские, т. е. с теми же припевами и на тот же 5-й глас. НЕПОРОЧНЫ НА УТРЕНИ СУББОТ «ЕГДА ПОЕТСЯ АЛЛИЛУЙЯ»    В другие поминальные субботы, егда поется аллилуйя,поминовение усопших принимает более интимный характер. Здесь уже нет такого, как в те три субботы, родства с субботами вселенскими. Здесь на первом месте поминовение наших сродников. Поэтому здесь нет необходимости сдерживать столько же, как там, чувство личной родственной скорби. Здесь ему дается больше места. Это, между прочим, отмечается в способе исполнения непорочных. Припевы и здесь остаются те же, что и во вселенские субботы, общие, не специально заупокойного характера, так как эти утрени значительно менее заупокойные, чем те две. Но здесь непорочны и припевы к ним поются не на 5-й глас, а на 2-й, в котором слышится чувство грусти, нежной любви — этот глас господствует в надгробных пениях Великого Пятка и Великой Субботы и в неделю и седмицу Mvpohocuц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

7 . Непосредственно перед началом поминальной трапезы читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родственники и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если пшеницы и меда нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед или изюм – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды. Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения. После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш», «Достойно есть». 8 . Самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Неужели поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то читайте те молитвы, которые знаете по памяти, обратитесь к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание ваше за души умерших шло от сердца. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как приведено выше. Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог , будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:22 ). Приготовление к смерти Самый важный вопрос. Что же такое – умереть по-христиански. Просительная ектения.Самый важный вопрос. Из многих вопросов, которые можно предложить себе касательно нашей жизни на земле, едва ли не самый важный – о том, как лучше приготовиться к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

О поминовении скончавшихся в Великом посте церковный Устав дает такое указание. Подобает ведати, яко аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех посреде Седмицы, не бывают третины его даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобно и в субботу литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, еще ли ни. Четыредесятницы же его бывают, егда число дней его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от Новыя недели, даже до исполнения дней четыредесяти 432 . Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями 433 . Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы 434 . Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста 435 . Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий 436 . Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Хотя очевидно, что все ликвидаторы, переселенцы должны ее иметь. Приводят внушительные цифры жертв катастрофы в сотни тысяч человек, чьи смерти связаны с Чернобылем, хотя они могли умереть и через пять и через пятнадцать лет после катастрофы. Человек боролся с аварией, а затем со следствиями этой борьбы в самом себе. По крайней мере, собрания чернобыльцев всегда поминальные. - Ты имеешь в виду 26 апреля? - В этот день проходят официальные поминальные мероприятия: возложения цветов, панихиды. Чернобыль прошли в разные годы люди разных специальностей, военных и гражданских. Они и собираются, чтобы вспомнить о своем и помянуть своих. Пожарные, атомщики, шахтеры, вертолетчики и т.д., есть даже афганцы Чернобыля - те, которые прошли Афганистан, а затем были задействованы в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Труднее всего переселенцам: они разбросаны по всей стране. Раз в году, на Радоницу, или, как у нас называют, гробки, власти организовывают поездки переселенцев на кладбища в зоне, чтобы они могли посетить родные могилы. Там всем селом и встречались. Но и здесь трудности. Так, в пресс-службе работает переселенец и ликвидатор Анатолий Захарченко, он после аварии  более десяти лет в Чернобыле проработал. У него весь род похоронен на кладбище в зоне, а родители уже умерли в Харьковской области, куда они были переселены, другие односельчане тоже по всей Украине расселены. Им и встретиться негде. Журналисты имеют свои организации, которые тоже тают. Вот есть международная Ассоциация журналистов, пишущих на чернобыльские темы, которую возглавляет известный писатель Вадим Шкода. Последний раз он собирал журналистов перед годовщиной Чернобыля лет семь назад. Помню, были известные чернобыльцы-ликвидаторы – Владимир Халоша, Юрий Андреев, генерал Василий Дурдынец, несколько журналистов, в том числе и ныне покойный Юлий Сафонов, который в первые дни аварии репортажи из Чернобыля писал. Вадим Шкода начинает считать раны: давайте помянем наших товарищей по перу, которые умерли за прошедший год, и список зачитывает, человек на тридцать.

http://pravoslavie.ru/45669.html

В таком случае священники храма должны урегулировать ситуацию, объяснить, что храмовые работники имеют каждый свое послушание и должны со вниманием и уважением относиться друг к другу, быть готовыми к взаимопомощи. Сторожа, смотрители, свечницы и уборщицы, которые раньше отвечали на вопросы приходящих в храм людей, с возникновением консультативной службы, должны направлять их к дежурным консультантам. В свою очередь, консультанты также не должны надмеваться и выходить за рамки своих обязанностей, никогда не спорить с другими работниками храма и не наставлять их, если они сами не обращаются за помощью. Дежурные консультанты должны помнить, что в храме уже сложились определенные правила и взаимоотношения. Поэтому в их задачу входит, в первую очередь, мягко войти в ритм жизни храма, учитывая уже сложившуюся ситуацию. С введением дежурства консультантов у других работников храма появляется возможность более качественно выполнять свое послушание, не отвлекаясь на долгие беседы с приходящими людьми. Объявление о работе службы. Чтобы входящие в храм люди узнали о наличии консультативной службы, при входе в храм можно разместить объявление со схемой, указывающее место расположения консультативного столика. (Приложение 1, рис. 1). Время работы Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни, поминальные родительские субботы, нерабочие дни гражданских праздников. Время работы определяется в соответствии с расписанием храмовых служб и необходимостью. Например, в Спасо-Парголовском храме в праздничные дни служится две Литургии в 7.00 и 10.00, а вечерняя служба начинается в 18.00, поэтому консультативная служба работает с 9.00 до 18.00. Обычно дежурят по два человека: первая пара с 9.00 до 13.30, а вторая – с 13.30 до 18.00. В особенно многолюдные дни число дежурных может быть увеличено. В группу приходского консультирования Ильинского храма на Пороховых входит 15 человек, Спасо-Парголовского – 27. Диспетчерская организация работы. График дежурства.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В южнорусской церкви, усопших отпевали на Пасху так же, особым чином. Этот чин по южнорусским требникам до П. Могилы, во всем почти сходен с описанным «Указом» наших старорусских требников 822 . В требнике же Π. М., Указ о погребении усопших на Пасху ничем уже не отличается от современного 823 . Быть может, в требник 1658 г. этот Указ и был перепечатан из могилинского Евхологиона. е) Поминовение умерших Поминовение усопших в рассматриваемое время в русской церкви, как и теперь, было двух видов: частное, совершавшееся по просьбе отдельных лиц, желавших помянуть своих умерших родственников, и общественное, приурочивавшееся к седмичному (ежедневные заупокойные литии по окончании вечерни и утрени, и панихиды в пяток вечера) и годичному (так называемые, поминальные или «задушные« субботы) кругу богослужения. Как и теперь, третий, девятый, двадцатый (получетыредесятины) и сороковой (четыредесятины, сорочины) дни со смерти почившего, в древней Руси были днями поминовения по нем. Указание на эти именно дни, как дни поминовения, находим в, так называемых, «завещаниях о любви духовней», каковые завещания встречаются в некоторых рукописных требниках XVI в. 824 Эти завещания представляют из себя «слезное моление» умирающего к его духовному брату, чтобы этот последний, в случае смерти первого, «сотворил с ним, Бога ради, последнюю любовь и милость: пел бы за него канонец трижды на третины, девятины, четыредесятины«. После этого завещания и помещается, обычно, тот самый «канонец», который нужно было трижды петь за умершего брата в третий, девятый и сороковой дни со времени его кончины. Канон этот, обычно, носит надписание «канон за единоумершего» и употребляется доныне у наших старообрядцев для домашнего поминовения (которое может совершать и не духовное лицо) усопших, при чтении по ним Псалтири. В приведенном надписании не упоминается в качестве поминального дня двадцатый день по смерти умершего, но указание на это встречается в замечании одного старопечатного требника, именно, Иноческого потребника 1639 г. 825 В том же духе было сделано потом постановление на Соборе 1666/7 г. 826

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010