Поскольку правомочность решений Поместного Собора обусловлена санкцией на них со стороны участвующего в Соборе епископата Поместной Церкви, в новом «Уставе» Архиерейское Совещание может отменить решение, принятое полным составом Поместного Собора не голосами 2/3 присутствующих архиереев, как это было предусмотрено предыдущим «Уставом», а простым большинством. Прежнее положение не давало епископату полноты контроля за ходом соборных деяний. Ведь отменить решение, принятое Собором в полном составе, в соответствии с ним, не могли 2/3 епископов минус один голос, даже если принятое решение на заседании Поместного Собора прошло простым большинством, хотя бы в один голос. Благодаря внесённому исправлению, епископат вернул себе канонически обоснованный контроль за исходом деяний Поместного Собора. Здесь уместна будет и такая историческая справка. Хотя Поместный Собор 1917 – 1918 годов известен самым широким участием в обсуждении всех стоявших перед ним вопросов клириков и мирян, между тем ход соборных деяний поставлен был под эффективный архиерейский контроль. Соборный «Устав» предусматривал, что вопросы догматического и канонического характера и все важные решения, после их рассмотрения полным составом Собора, в любом случае подлежали утверждению на Совещании епископов. При этом Совещание епископов не возвращало документ на повторное рассмотрение полным составом Поместного Собора, но вносило в него, какие считало необходимыми, поправки и принимало определения в окончательном виде. По существу дела законодательные полномочия совещания епископов при Соборе 1917 – 1918 годов были выше, чем полномочия полного состава Собора, и принцип полноты ответственности епископата за Церковь сохранялся в полной мере при том, что количественно на Соборе архиереи составляли менее 1/8 его участников. 35.4. Патриарх Московский и всея Руси Предстоятель Русской Православной Церкви, согласно «Уставу», носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Патриарх имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчётен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви. В «Уставе» указана и формула такого возношения: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси» (IV, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Де-факто проблема отношений со старообрядцами обрела окончательное разрешение, однако де-юре этого было недостаточно. Окончательное решение «де-юре» могло принадлежать только канонически полномочному Собору Церкви, равносильному по достоинству Соборам 1656 и 1667 гг. Такой Собор РПЦ, в работе которого принимали участие посланники других Православных Поместных Церквей, состоялся в мае 1971 г. Поместный Собор определил, на основе Решения Патриаршего Св Синода 1929 г., что: старые русские обряды являются спасительными и равночестными новым обрядам; вменил считать, «яко не бывшими», порицания старых обрядов, в особенности в отношении «двуперстия»; счел клятвы Соборов 1656 и 1667 г. на старые русские обряды, а равно на православно-верующих христиан «яко не бывшими» Таким образом, документы Поместного Собора РПЦ 1917–18 гг. и Определение Поместного Собора 1971 г. поставили точку в проблемах «клятв», сняли принципиальные вопросы, которые мешали воссоединению старообрядцев-единоверцев с Русской Православной Церковью, дали четкие ориентиры для организации миссионерской деятельности в данном направлении. С полным текстом доклада митр. Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 г. и Определением Поместного Собора по данному вопросу можно познакомиться в с. 5–7; 68]. На рис. 11 в Приложении 9 представлены основные аспекты миссионерского служения монастырей в соответствии с Постановлениями Всероссийского Поместного Собора 1917–18 гг. Как видно, они строго следуют ранее соборно принятым решениям миссионерских и монашеских съездов 1887–1917 гг. Вместе с тем, поскольку монастыри призваны служить образцом для миссии приходов, то приходские миссионеры в их «народно-приходской» и «пастырско-приходской» миссии будут следовать примеру миссии монастырей, что одновременно не ограничивает ведение ими миссии в широком смысле этого понятия. Подробная схема, показывающая преемственность деятельности и решений Съездов и Поместного Собора РПЦ в развитии миссии (в хронологическом порядке 1887–1918 гг.) представлена в табл. 1 в Приложении 10.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Православная Церковь не выделяет среди святых апостолов того, к кому можно отнести функции главы церковного тела. Показательно, что в Православной Церкви празднуется память двух первоверховных апостолов — святых апостолов Петра и Павла, не наделяя одного из двух некими большими полномочиями. Сам Господь Иисус Христос доверил одному благовествование среди иудеев, а другому — благовествование среди язычников, и таким образом установил раздельное административное управление в Церкви. Важно иметь в виду, что до сегодняшнего дня Церковь существует как единое Тело, состоящее из административно самоуправляемых Поместных Церквей, поставленных в определенном каноническом порядке (так называемые диптихи). Решениями Вселенских соборов соборный разум Церкви сохранил неприкосновенным право самоуправления этими Поместными Церквами. Таким образом, по порядку диптихов один предстоятель стоит пред другим, и это первенство представляет собой первенство по чести, а не по власти. Следует обратить внимание на то, как Отцы Третьего Вселенского собора толкуют попытки присвоить полномочия по вмешательству предстоятеля одной Поместной Церкви в дела другой: «никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников: но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец: да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския: и да не утратим помалу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам кровью Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (пр. 8). Именно эту «надменность власти мирския» имел в виду Господь Иисус Христос, когда отвечал на недоуменные вопросы Своих учеников о том, кто из них больший: «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями» (Лк. 22:25) и твердо им сказал: «но между вами да не будет так» (Мк.10:43). Следовательно, как в отношении православной экклезиологии, так и в аспекте канонического права вопрос о том, к кому можно отнести функции главы Церкви, ясен: никто из людей не может заменить единственного и непреходящего Главу Церкви — Господа Иисуса Христа. Таким образом, присвоение данным предстоятелем Поместной Церкви титула или названия главы Соборной Церкви недопустимо. Следует ясно разграничить главу данной Поместной Церкви в канонически правовом и административном отношении от Главы Церкви в онтологическом и догматическом смысле. В этом смысле Церковь в ее соборности и кафоличности не имеет другого Главы, кроме Господа Иисуса Христа. Верховная каноническая власть в Церкви принадлежите ее Вселенским Соборам, а не какому-то отдельному епископу.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Отношение Максима к санкции императора как необходимому условию вселенскости собора видно из другого места того же Диспута в Визии. Когда епископ Феодосий на доводы Максима, сославшегося на Латеранский собор, возражает: «Не имеет силы собор Римский, так как он был без царского приказа», Максим отвечает ему, ссылаясь на множество примеров, что значение соборов определяется не фактом созыва их императорами, а тем, была ли на них исповедана правая вера 189 . К этому доводу Максим, впрочем, добавляет и ссылку на каноны, делающие созыв Римского собора легитимным: «Как ведает господин мой и других учит, канон повелел дважды в году бывать соборам 190 в каждой епархии, не сделав никакого упоминания о царском приказе для охранения спасительной нашей веры и исправления всего, что относится к Божественной сущности Церкви» (DsB4) 191 . Как нетрудно заметить, Максим в этом ответе епископу Феодосию подводит Латеранский собор под понятие поместного собора (Римской Церкви), каковой по канонам мог быть созван и без императорской санкции. Итак, подытоживая, можно сказать, что Латеранский собор в глазах Максима и его сподвижников имел уникальный статус: это был святой апостольский Собор, с авторитетом Вселенского, созванный по канонам поместного. Такой статус подразумевал, что значимость этого Собора не меньше, чем у предыдущих Вселенских, т. е. что все его решения точно так же нормативны на все времена и для всей христианской ойкумены. С другой стороны, подводя его под правило о созыве поместных соборов, Максим лишал почвы попытки властей объявить этот Собор незаконным. Итак, Максим нигде прямо не называет Латеранский собор «вселенским» – вероятно, из-за отсутствия у него таких признаков Вселенского собора, как созванность императором и участие всех архиереев империи; однако не называет его Максим, сколько нам известно, и «поместным». Перечисляя его в одном ряду с пятью Вселенскими (в вышеприведенной цитате из ТР 11), Максим называет их всех «святыми», не употребляя эпитета «вселенский», но отмечая лишь то, что их объединяет. Дело могло быть не столько в том, что Максим считал факт созыва собора папой не менее значимым, чем факт созыва его императором (статус которого для Максима не имел никакого церковного значения, см. ЛЛ/4), сколько в том, что Латеранский собор был, как и каждый из Вселенских, посвящен опровержению новой ереси, тогда как прерогатива поместного собора в догматических вопросах ограничивалась, с точки зрения церковного сознания того времени, защитой определений уже вынесенных Вселенскими соборами 192 . Исходил Максим из этих соображений или нет, в его глазах Латеранский собор выразил истинную веру, и его анафемы, следовательно, имели силу, как и анафемы любого Вселенского собора, безотносительно территориальных границ 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В 2012 году межсоборную дискуссию прошли «Поправки к Уставу в связи с распределением полномочий между Поместным и Архиерейским Соборами». Становление этого документа было долгим. Все вы, наверное, помните, что место Поместного Собора в жизни Церкви было как раз той темой, вокруг которой на самом Поместном Соборе 2009 года и возникла идея создать некий межсоборный орган. Собственно говоря, эта тема и послужила началом размышлений о создании Межсоборного присутствия. В связи с этим обсуждение данной темы в Межсоборном присутствии имеет особую важность и является приоритетной. Это первый документ, который мы должны согласовать и через Собор 2013 года ввести в жизнь Церкви. Профильная комиссия представила свои первые выводы по этому документу уже в декабре 2010 года.  В феврале 2011 года, после первого заседания нашего пленума, эти выводы были разосланы во все епархии и опубликованы в сети Интернет для дискуссии. Подготовленный документ не носил тогда характера конкретных поправок к Уставу. Речь шла об общих рассуждениях относительно места Поместного и Архиерейского Собора в системе церковного управления. В течение 2011 года комиссия получила достаточно большое количество откликов из епархий и в сети Интернет, постаралась их систематизировать. В итоге был подготовлен проект поправок к Уставу, который учитывал большинство поступивших предложений. В частности, если в первом проекте речь шла о том, чтобы высшим органом власти в Церкви был Архиерейский Собор, а Поместный Собор был органом представительства церковной полноты, то в новом проекте обоим Соборам усваивается высшая церковная власть. Одной из задач, которой комиссии пришлось решать при составлении второго проекта, была необходимость избежать смешения полномочий Поместного и Архиерейского Собора и точно описать в какой области какой Собор обладает высшей властью. С мая по октябрь 2012 года в епархиях и в сети Интернет прошла дискуссия по этому второму проекту, — проекту поправок к Уставу. Поступившие отклики были рассмотрены редакционной комиссией под моим председательством.

http://patriarchia.ru/db/text/2608257.ht...

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года Москва, 23 января 2009 г. Фото mospat.ru 23 января в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Москвы открылось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание Священного Синода, которое проходит под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, посвящено предстоящим Архиерейскому и Поместному Соборам и избранию нового Патриарха Московского и всея Руси. Перед началом заседания члены Священного Синода совершили молитву о новопреставленном Святейшем Патриархе Алексии. Панихиду в крестовом храме резиденции, освященном во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, совершил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открывая заседание, Местоблюститель Патриаршего престола сообщил, что вчера состоялось последнее заседание Предсоборной комиссии, на котором рассматривались вопросы проведения Архиерейского и Поместного Соборов, которые состоятся 25-26 января и 27-29 января 2009 года. На сегодняшнем заседании членам Синода предстоит утвердить решения Комиссии. Патриархия.ru   ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года   ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов.   ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола, Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года.

http://pravoslavie.ru/29029.html

Однако из этого не следует, будто Церковь ставит таких людей вне закона (освобождает от подчинения церковному закону), поскольку сама возможность использования принципа икономии не противоречит церковному праву. Кто может изменять или отменять церковные законы? Это может делать тот орган, который по своим полномочиям либо равен, либо превосходит законодательный орган, первоначально издавший рассматриваемую норму. Св. Никодим (Милаш) перечисляет конкретные условия, при которых возможна отмена или пересмотр церковных законов. Относительно последнего пункта он отмечает, что «самое уничтожение обязательной силы какого-либо закона должно быть сделано подлежащею властью и в границах, утвержденных в общем законодательстве, и только тогда, когда имеются в виду все обстоятельства, вызывающие необходимость этого уничтожения; новый закон должен быть лучше и полнее того, который уничтожается, и существенно удовлетворять потребностям Церкви и, наконец, должен вытекать из основных законов церкви, которые неизменяемы, и стоять от них в строгой зависимости». Правила следования соборным постановлениям, сформулированные свт. Филаретом Московским 1) Поместному Собору, какому бы то ни было, должно повиноваться, если постановления его не противны Слову Божию, прежним принятым всей Православной Церковью Соборам и учению Святых Отцов. 2) Если в постановлениях поместного Собора находится статья, несогласная со Словом Божиим: то повиноваться должно, без сомнения, Слову Божию, а не сей статье. 3) Если в постановлениях поместного Собора находится статья, несогласная с прочими, всей Православной Церковью принятыми Соборами: то должно повиноваться постановлениям, принятым всей Церковью, преимущественно пред статьей, не многими составленной. 4) Если в постановлениях поместного Собора находится статья, которая отменена последующим большим и важнейшим Собором: то постановлению большего и важнейшего Собора повиноваться должно преимущественно, перед статьей меньшего Собора. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/cerkovnoe-pravo

4 . Епархиальный собор решает вопросы, касающиеся веры и Церкви, духовного просвещения и благоустройства приходской жизни, возбуждаемые окружными собориками, епископом и епископальным советом. 5 . Епископальный совет определяет порядок занятий собора и приводит в систему вопросы, подлежащие обсуждению собора. 6 . Кроме обще-епархиальных вопросов, касающихся религиозной жизни и церковной практики местной епархии, ведению епархиального собора подлежит избрание членов епископального совета. 7 . Постановления собора, одобренные местным епископом и не требующие утверждения высшей церковной власти, приводятся в исполнение. В случае же разногласия между собором и епископом дело передаётся высшей церковной власти для окончательного решения. Вопросы, решение которых превышает власть епархиального собора, передаются высшей церковной власти с просьбой внести их на обсуждение Всероссийского Поместного Собора. Епархиальный собор избирает представителей из членов собора – духовных и мирян – на Поместный или Всероссийский Собор, если таковое право высшей церковной властью будет предоставлено епархиальным соборам. VI. О пересмотре законов, касающихся порядка приобретения церковными установлениями недвижимой собственности Церкви, монастыри и архиерейские дома, по действующим узаконениям, пользуются правами юридических лиц и, как таковые, могут приобретать недвижимые имущества всеми существующими законными способами, как-то: путём купли, дара или пожертвования и завещания. Но во всех этих случаях необходимым условием укрепления за церковными учреждениями приобретаемых недвижимых имуществ является, по закону, испрошение Высочайшего разрешения, для чего епархиальный преосвященный, если не находит препятствий к принятию имущества в собственность церковного установления, и входит с представлением в Святейший Синод, с приложением планов и документов на приобретаемое имущество (ст. 778, 985 и 1429 ч. I т. X Св. Зак. изд. 1900 г. и ст. 435 и 443 т. IX изд. 1899 г.). Ограничение это создалось историческим путём.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Божиим изволением, и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-18 гг., и Земский Покаянный Собор 1922 года, совершились уже после того, как Российское Самодержавие погибло, и когда оставшиеся в живых Члены Царской Династия покинули Россию. Русское Собрание, СРЛ и СРН – надежды и разочарования Тем не менее, движение, как к Поместному, так и Земскому соборам, очень долго вызревавшее в рядах славянофилов, началось все-таки при Царской власти. Со времени создания, сначала Русского Собрания, а потом Союза Русских Людей и Союза Русского Народа, движение в сторону созыва Поместного и Земского соборов, стало необратимым. И когда государственная власть в январе 1901 года официально зарегистрировала Русское Собрание, то многие патриоты увидели в этом знак Свыше. Теперь, сторонники созыва Поместного и Земского соборов, среди которых был и Сергей Федорович Шарапов, получили легальную трибуну для проповеди своих идей. Когда же 18 февраля 1905 г. был издан рескрипт Императора Николая II министру внутренних дел А.Г. Булыгину, в котором Государь оповещал Своих верноподданных: «Я вознамерился привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений», то уже спустя месяц в Москве был создан неформальный кружок дворян, который возглавили братья Павел и Петр Сергеевичи Шереметевы. На почве этого неформального кружка, в апреле 1906 г. был создан Союз Русских Людей (СРЛ), в который вошли такие известные люди, как ректор МДА архим. (будущий митрополит) Анастасий (Грибановский), Д.А. Хомяков, Иван Федорович и Федор Иванович Тютчевы (сын и внук великого поэта), Д.И. Иловайский, князь А.Г. Щербатов, князь В.М. Волконский, свящ. Иосиф Фудель, профессора МГУ И.Т. Тарасов, П.И. Мрочек-Дроздовский, Е.А. Нефедьев… Вошел в состав руководства СРЛ и Сергей Федорович Шарапов. Другим прямым наследником Русского Собрания явился Союз Русского Народа, который был зарегистрирован в ноябре 1905 г., и председателем которого был избран А.И.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора – не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной» (III.13). Кворум Собора – две трети его членов-иерархов. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. В соответствии с Уставом 2000 г. Архиерейский Собор, оставаясь низшей инстанцией, перестает быть органом, во всем подчиненным Поместному Собору (как это было ранее). Он становится высшей судебной властью Русской Церкви: один принимает Устав и вносит в него изменения, принимает окончательные решения по делам церковного управления, за исключением избрания Святейшего Патриарха. Подлежат утверждению Поместным Собором только те решения Архиерейского Собора, которые носят вероучительный или канонический характер. Таким образом, новый Устав разрешил проблему, связанную с необходимостью канонически правомерного уточнения компетенции Архиерейского и Поместного Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Патриарх имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится во время богослужений во всех храмах Русской Православной Церкви. В Уставе указана и формула такого возношения: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси» (IV.1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010