разделы   рассылка  распечатать Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси 2 грудня 2017 р. 18:10 1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви; г) созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них; д) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия; е) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; ж) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви; з) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; и) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203397...

Патриарх: кто это, что означает титул Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» 31 августа, 2008 Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» Кто такой Патриарх Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριρχης; образовано от слов πατρ – отец и αρχ – начало, власть, начальник или глава отцов. Православные Патриархаты Существует 9 православных Патриархатов: Читайте также — Епископ-Апостол Патриарх Московский и всея Руси 1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. 5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

http://pravmir.ru/patriarh/

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» 14.02.2011 1597 Время на чтение 4 минуты Относительно планов ограничения компетенции Поместного Собора я должен сказать, что они вызывают у меня огорчение и беспокойство. Другое дело, что статус носителей этих планов неизвестен. Это пока лишь предложения одной из комиссий Межсоборного присутствия, это отнюдь ни воля Патриарха, тем более ни Священного Синода или Архиерейского Собора. Поэтому здесь возможна и законна дискуссия. К сожалению, в последнее время у нас появилась такая не очень хорошая традиция среди некоторых церковных публицистов – оспаривать статус Поместного Собора и говорить, что с точки зрения классической каноники он-де не законен и что подобает быть одним только Архиерейским Соборам. Подобная точка зрения вызывает у меня некое удивление. Стержнем нашего церковного управления является, безусловно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а известно, что восстановил Патриаршество на Руси Поместный Собор. Соответственно, оспаривая статус Поместного Собора, мы оспариваем по сути дела статус Патриаршества, потому что в истории известно, что источником Патриаршества на Руси являлась либо царская воля, как это было в 1589 году, либо Поместный Собор, как в 1917 году. Но поскольку Царя у нас, к сожалению, нет, то соответственно у нас остается Поместный Собор. И если мы его делигитимизируем, то тем самым делигитимизируем и статус Патриаршества. Вторая точка зрения заключается в том, что Поместный Собор 1917-18 г.г. созывался в революционную эпоху, он предложил много сомнительных вещей, единственное, что доброе он сделал, так это восстановил Патриаршество, а про все остальные его дела вполне можно забыть. Такая точка зрения у меня тоже вызывает некое удивление. Как говорится, или признайте плод хорошим и дерево хорошим, или признайте плод плохим и дерево плохим. Как говорится: «Но да будет слово ваше: " да, да " , " нет, нет " ; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Напомню, что значительная часть, если не большинство участники этого Поместного Собора, в последствие стали новомученниками и исповедниками Российскими. На их богомудрый разум мы, хоть и в новых условиях, должны ориентироваться.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/14/di...

В ряду поместных соборов, принятых VI вселенским собором в канон церковных правил, находятся правила собора карфагенского. При самом поверхностном взгляде на эти правила и при беглом знакомстве с их содержанием нельзя не заметить, что они не составляют произведения одного какого-либо собора, бывшего в известное время, а принадлежат многим различным соборам, следовавшим один за другим в разное время и по разным предметам. Осязательное подтверждение сей мысли находится в самих правилах, из коих в некоторых содержатся ясные указания на другие соборы, постановившие известные правила. Так в 3 правиле говорится о каком-то «прежде бывшем соборе», на котором было рассуждаемо об образе воздержания и чистоты необходимых для лиц священного сана; в 16 содержится ссылка «на определения древних соборов»; в 43 говорится о положениях иппонийского собора, не требующих исправления и об извлечении из деяний сего собора; в 59 предлагается определенное на соборе, бывшем в Капуе; в 63 делается ссылка на определение иппонийского собора; а в 68 упоминается об определении предшествовавшего собора относительно донатистов, крещенных в малолетстве; в 104 говорится о соборе карфагенском, в 123 указывается прямо собор против ереси Пелагия и Целестия. Все эти указания не оставляют ни малейшего сомнения в той мысли, что при образовании всего состава правил карфагенского собора не только были приняты в соображение, но и служили непосредственным источником другие соборы. Впрочем, если бы и не встречалось приведенных указаний в рассматриваемых правилах, самое богатство и разнообразие их содержания, касающегося разных предметов, обращавших на себя внимание карфагенской церкви в разное время, свидетельствуют, что эти правила не могут быть признаны произведением одного собора. Мысль о постепенном и последовательном составе правил карфагенского собора с ясностью выражена в нашей «Книге правил святых апостолов, соборов вселенских и поместных и святых отец», именно в приложенном к 121 правилу карфагенского собора примечании, в котором сказано, что «Карфагенский собор, которого правила здесь совокуплены, не есть единовременный собор, но цепь ежегодных соборов африканских епископов, держанных под председательством карфагенского епископа». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью   На 76 листе Соловецкой челобитной, относительно Стоглавного собора, который тут назван освященным и Богодухновенным, есть на мнимых учеников Никона следующая жалоба: и «они тому царскому уложению и священному собору, паче же отец святых уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуются, но и нам такожде повиноватися не велят, и полагают то соборное проклятие ни за что, и тем своим неповиновением учинили себе под вечным проклятием» . Прежде нежели войду о сем в рассуждение, замечаю на том же вышеуказанном листе следующее рассуждение Соловецких челобитчиков: «аще святитель проклинает не по воли Божии, сиречь, не по священным правилом: не последует Божий суд» .   Вопрос: должно ли повиноваться Стоглавному собору ? — есть немаловажный, и заслуживает внимательное рассмотрение. Ибо кого подлинно слушать? Я утверждаю, что, для познания истины и для спасения души, должно слушать, во-первых, Священного Писания, Пророческого и Апостольского: во-вторых, святых древних вселенских и поместных Соборов: и в-третьих, Святых отцов, в их писаниях, и в достоверных о них преданиях. Думаю, что и ты, украшающий себя именем старообрядца, не имеешь причины против сего спорить. Но вот уже более 160 лет, как вы, признающие одно с нами Священное Писание, древние Соборы, святых отцов, находитесь в разногласии и разделении от священноначалия церковного. Причиною сего должно полагать или то, что кто нибудь не точно следовал и следует Писанию, Соборам, Отцам, или частью и то, что возникли новые споры, неразрешенные ясно Священным Писанием, древними Соборами и Отцами, и по неясности предметов производящие разноту мнений. Кого же в сем случае слушают защитники разногласных мнений? Неужели собственного только мудрования? Бог да сохранит от сего нас и вас. Вера есть дело Божие. Подвергать дело Божие произволу человеческого мудрования была бы дерзость непростительная и пагубная. У вас говорят, будто мы слушаем особенно бывшего Патриарха Никона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2989...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы стараемся уделить максимальное внимание интерактивности Межсоборного присутствия 05.07.2010 1206 Время на чтение 8 минут Год назад на заседании Священного Синода у Русской церкви появилось Межсоборное присутствие. Зачем этот орган был образован, как он функционирует, что сделано им за минувшее время - об этом в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказывает один из тех, кто стоял у истоков появления новой структуры, секретарь управления делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов). - Часто можно слышать о том, что Межсоборное присутствие Русской православной церкви - это новый консультативный орган церковного управления. А что это означает? - Поместный Собор Русской православной церкви 2009 года, объединивший архиереев, клириков, мирян, еще раз продемонстрировал настоятельную необходимость в общении всех слоев нашей Церкви. Основной целью созыва последнего Поместного Собора были выборы патриарха Московского и всея Руси, поэтому и продолжительность работы Собора ограничивалась двумя днями. Однако в ходе пленарных заседаний стало совершенно очевидно, что у церковного сообщества есть потребность обсуждать актуальные и острые проблемы сегодняшнего времени. Тогда избранный на Московский патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил продолжить начатый на Поместном Соборе диалог в рамках Межсоборного присутствия. Этот постоянно действующий орган объединил архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Члены Присутствия регулярно собираются для обсуждения, изучения, подготовки экспертных докладов, выработки решений по важным вопросам современной церковной действительности. То есть Межсоборное присутствие - это консультативный орган, помогающий высшему церковному управлению давать вопрошающим четкие, грамотные, взвешенные ответы и представляющий на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам важные документы. Присутствие призвано помочь священноначалию, например, систематизировать богослужебную практику, источники по каноническому праву, разработать или дать оценку просветительским, миссионерским, социальным, катехизаторским, информационным проектам, претворять в жизнь полезное и нужное, отсекая пустое и лишнее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша Церковь ощущает проблему в том, чтобы принять участие в Соборе» Сербская Церковь считает проведение Всеправославного Собора преждевременным 09.06.2016 958 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 9 июня, Сербская Православная Церковь официально заявила о том, что в нынешних условиях ее участие в Всеправославном Соборе проблематично и предложила его отложить, сообщает Православие.ru. На официальном сайте Сербской Православной Церкви были опубликованы Послание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу Всеправославного Собора и Синодальное письмо Сербской Православной Церкви Константинополькому Патриарху Варфоломею, текст которого доставлен всем Предстоятелям и Священным Синодам Поместных Православных Церквей. Приветствуя сам факт подготовки и проведения Собора, Архиерейский Собор Сербской Церкви высказал ряд замечаний по форме его проведения, составе участников, голосованию и участию епископов. По мнению сербских архиереев, в организации Всеправославного собора «вводится практика неизвестная предыдущим соборам Православной Церкви». В документе также содержится критика факта отсутствия в повестке Всеправославного Собора некоторых вопросов, ранее предлагавшихся Сербской Церковью для рассмотрения, а также по поводу содержания соборных документов, требующих дополнения и доработки. В Синодальном письме, направленном Константинопольскому Патриарху Варфоломею и доставленном всем Поместным Православным Церквам, говорится следующее: «Считаем излишним еще раз подчеркивать, с какой надеждой, искренней преданностью и вкладом, по мере наших возможностей, наша Церковь участвовала в подготовке Святого и Великого Собора Православной Кафолической Церкви. Тем не менее, приняв во внимание: 1. недовольство и критические замечания некоторых Поместных Церквей в отношении отдельных, подготовленных в межсоборный период документов; 2. оставшееся без ответа решение Антиохийской и Болгарской Патриархий воздержаться от участия в Соборе; 3. проблемы в отношениях и общении между Церквами (Иерусалим — Антиохия из-за Катара; обострение отношений между нами и Румынской Патриархией, которое уже с трудом можно преодолеть, из-за неканонического вторжения последней в Восточную Сербию и основание там параллельной епископии, что ведет к разрыву литургического и канонического общения двух соседних братских Церквей, если не прекратится вышеописанное поведение, и т.д.), с перспективой, что эти проблемы не будут рассмотрены и решены на Соборе, а будут отложены на послесоборный период, как будто какая бы то ни было комиссия может быть органом высшим, чем Всеправославный Собор;

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/09/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Практика созыва Поместных и Архиерейских Соборов в современных славянских Православных Автокефальных Церквах 21.01.2009 421 Время на чтение 16 минут Сегодня, когда Русская Православная Церковь активно готовится к проведению Поместного Собора, в нашем церковном обществе ведется оживленная дискуссия о возможном порядке созыва подобных Соборов, регламенте их работы и круге вопросов, относящихся к их компетенции. Размышляя над этими вопросами, уместно обратиться к опыту других Поместных Церквей. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей обзор существующих в современных славянских Православных Церквах уставных положений, регулирующих порядок созыва и работы Поместных Соборов. Вселенское Православие являет собой подлинное единство в многообразии. Все Поместные Церкви совершают свое спасительное служение на основе Священного Писания и догматического и канонического предания Церкви, выраженного в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях отцов Церкви. При этом каждая из Церквей, реализуя общие канонические принципы в конкретных исторических условиях, выработала свое особое внутренне устройство, особые формы высшего и местного церковного управления. В православном мире никогда не существовало жесткой унификации канонического устройства отдельных Поместных Церквей. Потому и сегодня в действующих Уставах различных Поместных Церквей мы находим разные подходы к организации и порядку функционирования Соборных органов. В настоящем очерке нам хотелось бы обратить внимание на уставные положения, посвященные составу, порядку созыва и регламенту работы Соборов, существующие в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). В зависимости от исторической традиции, территориального церковного деления, количественного состава Церкви, характера ее взаимоотношений с государственной властью и ряда других факторов в указанных Церквах сложились разные практики созыва и работы Соборов. Анализ этих факторов мог бы стать предметом отдельного исследования. Здесь же мы постараемся лишь кратко описать действующие положения Уставов указанных Церквей, посвященные Церковным Соборам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Письмо преосвященного Григория к Филарету, митрополиту Московскому, о чтении Священного Писания Источник (Писано 12 декабря 1844г.) Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивый архипастырь! На днях услышал я, что некоторые люди распространяют мысль, будто у православной церкви есть правило – не всем христианам дозволять чтение Слова Божия. Откуда являются такие люди и что у них за цель? Правило о недозволении всем христианам читать Священное Писание есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной. В первый раз такое правило объявлено в 1239 г. собором Тулузским при папе Иннокентии III. Но вся древняя, истинно православная церковь никогда не имела такого правила. Это видим везде, куда ни обратимся, к святым ли ее соборам, или к ее частным отцам и учителям. Во всех правилах св. вселенских и поместных, принятых православной церковью, соборов решительно нет правила, запрещающего кому-либо из христиан чтение Св. Писания. Напротив, 85 правило св. Апостол говорит: «для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми книгами да будут книги Ветхого Завета, Моисеевых пять» и т. д. Выражение чтимыми да будут означает, конечно, не то, чтобы означенные в правиле св. книги были только уважаемы, напр., отлично переписываемы, дорого украшаемы, бережливо хранимы и т.п. Такое уважение к означенным книгам какую могло дать пользу душе клира и мирян? Должно думать, что означенным правилом внушается, чтобы клир и миряне с особенным уважением слушали означенные книги, читали их и употребляли их в правило для своей жизни. Так разумел это правило и древний греческий истолкователь правил св. соборов – Зовар. Он говорит: «Верные апостолы, предписав верующим, как им должно жить, присовокупили правило и о том, какие читать им книги». 1 Св. Климент, папа Римский, в своем первом послании к Коринфянам, всеми принимаемым за подлинное, пишет: «Братия, вы любите споры и ревностны в том, что ни мало не относится ко спасению. Загляните в Писание, в истинные глаголы Духа Святого. Вникните» 2 Ниже тот же св. Климент говорит: «Возьмите послания блаженного апостола Павла. Что он писал вам в начале своего благовествования?» 3 Еще ниже он говорит: «Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете Св. Писание и со вниманием чтили слова Божии. Итак, приведите себе на память» 4

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010