В первый день на диспуте председательствовал архиепископ Новгородский Арсений. Заслушать успели только отзыв одного Флоренского, поэтому продолжение коллоквиума было перенесено на другой день, когда Арсений уже уехал. – Владыка полагал, – говорил мне потом Глаголев, – что диспут “провернут быстро”, в четыре-пять часов, как бывало раньше”. Но автономная Академия решила показать, что у нее “не иссяк порох в пороховницах”, и затеяла такое словопрение, какого не помнят не только академические старожилы, но и ее летописи... Сам я запомнил из первого дня только, что Флоренский упрекал Туберовского в несколько поверхностном понимании мистицизма, в сухом, чисто профессорском (на немецкий лад) подходе к проблеме, в недостаточном использовании мистики восточной, особенно православной, что делало его труд, по замечанию Флоренского, похожим на “Многообразие религиозного опыта” У. Джемса. Последний тщательно изучил субъективный религиозный опыт даже незначительных сектантских деятелей, однако совершенно не затронул тех богатств, которые имеются в “Добротолюбии” и вообще в святоотеческой письменности. Второй день начался выступлением М. М. Тареева . Здесь надо отметить одну деталь, понятную каждому, кто знал об отношении рецензентов друг к другу, но которая уже с первого момента как бы предопределила развитие дальнейших событий. Обычно на таких коллоквиумах оба рецензента садились рядом за маленький столик возле старинной кафельной печи елизаветинского времени, напротив соискателя, который возвышался перед ними на кафедре. Однако уже в первый день Флоренский находился за этим столиком в одиночестве: Тареев сидел за большим столом вместе с остальными профессорами. Теперь они поменялись местами. Председательствовал недавно избранный в ректоры и уже рукоположенный в протоиереи А. П. Орлов. Тареев начал свой отзыв с указания положений и разделов диссертации, которые считал ошибочными. Таких, к общему удивлению, оказалось немало, хотя все считали Туберовского его единомышленником. Затем рецензент перешел к обсуждению принципиальных проблем и заговорил вообще о характере современного русского богословия, отмечая его достоинства и недостатки. В основном он повторил те мысли, которые высказал в своей статье “Новое богословие”, где обвинил Флоренского в нехристианстве “Столпа”, утверждая, что это не православная, а “спиритическая” философия”. Теперь же, говоря о развитии русского богословия за истекшее столетие, он ставил в заслугу последнему стремление к предельной ясности, использование методов критического мышления, уклонение от модных в последние годы псевдомистических течений, вроде теософии и антропософии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

23–24–25-е ноября. Четверг – суббота. Каждый день заседания Собора под моим председательством 539 . Окончен рассмотрением доклад о Высшем церковном управлении и начат новый доклад о круге дел, подлежащих ведению этих органов. Кроме того, в пятницу – утреннее и вечернее заседания были посвящены почти всецело украинскому вопросу, который угрожает серьезными последствиями для единства Русской Церкви. Речи были очень страстные и направлялись по двум течениям, противоположным. Представители Великороссии, хотя и не все, высказывались очень решительно против попытки малороссов обособиться политически – в смысле федерации, и церковно – в смысле автокефалии. Другие, преимущественно малороссы, стояли за самоопределение политическое и церковное Малороссии, но не в смысле полного отделения, а в союзе с великороссийскою Церковью. Основания для такого некоторого обособления – особенности национальные, бытовые, религиозные, социальные и т. д., – на что до сих пор-де не только не обращалось внимания со стороны великоруссов, но и преследовалось. После долгих споров решено послать делегацию в Киев от Собора, в лице митрополита Платона, священника-хохла Ботвиновского, товарища министра исповеданий Котляревского, князя Г. Н. Трубецкого и крестьянина Касьянова. В Петрограде ночной бунт солдат и матросов, разгромивших Зимний Дворец и винные подвалы Дворца 540 , где находилось более миллиона бутылок всякого вина. Отвратительно читать картины этого русского пьянства. Воскресенье. 26-е ноября. Слушал литургию в Крестовой церкви. Патриарх служил в Казанском соборе 541 . С трех до половины шестого совещание епископов 542 под моим председательством в помещении Митрополита-Патриарха. Обсуждался вопрос о перерыве соборной сессии. Большинством постановлено прервать сессию примерно с 15-го декабря по 15-е января. Некоторые высказывались за возобновление сессии в мае, так как епископам нужно побывать в своих епархиях. Но и Патриарх и некоторые преосвященные высказались против такого большого перерыва, так как за это время соборное настроение испарится, а затем: существенные вопросы не разрешены, например, об епархиальном управлении, а главное, что теперь, в годину такой великой смуты, нужно всем быть вместе, изыскивая способы для улучшения разрушенной церковной жизни, тем более что вскоре, 28-го ноября, откроется Учредительное собрание 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Те мысли, какие раскрыты были Архиепископом на пастырском собрании 26 марта, предложены были вниманию духовенства в первый день праздника Пасхи. “Теперь, – говорил Владыка, – все заняты дарованною нам свободой. Мы должны быть благодарны за этот великий дар тем, которые принесли его. Но мы сами должны понять и другим разъяснять, что истинная свобода во Христе: аще вы пребудете во словеси Моем, говорит Спаситель, уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин.8:31–32 ). Вы на свободу звани бысте, братие, пишет Апостол Павел: точию да не свобода ваша в вину плоти, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти ( Гал.5:13 ). О какой плоти говорит Апостол, он поясняет: Дела плоти известны, они между прочим суть: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Если между вами зависть, споры и разногласия, пишет в другом послании Апостол Павел, то не плотские ли вы? ( 1Кор.3:3 ). Апостол видит, что свобода может повести к разъединению. А посему, сказав, что свобода не должна служить поводом к угождению плоти, он продолжает: но любовию служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя ( Гал.5:13–14 ). Вы видите, что, по мысли Апостола, истинная свобода необходимо должна соединяться с любовию, которая есть исполнение закона; другими словами, истинная свобода необходимо предполагает добровольное подчинение закону. И вот, если мы сами будем ясно понимать это, если будем разъяснять это и своим пасомым, то мы будем верными учениками Спасителя и самыми верноподданными нового нашего правительства. Это один наш долг, от исполнения которого в церковной жизни зависит благо Церкви, и – благо отечества, если завету Апостола мы будем следовать в гражданских делах. О, как я хотел бы быть услышанным вами и всем епархиальным духовенством и всей моею паствою! Снова и снова повторяю, речь идет не о человеческих самолюбиях, не о правах и преимуществах тех или иных людей, а о благе церкви, о спасении вверенных вам душ человеческих...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По Кремлю торопливо иногда проходят солдаты и куда-то спешат. В некоторых местах солдатские митинги. Особенно значительное скопление солдат у Троицких ворот. Слышна перебранка с охраняющими снаружи солдатами. Нас никто не затрагивал. Посетили 423 всех преосвященных, обитающих тут: архиепископа Кирилла Тамбовского, архиепископа Анастасия Кишиневского, архиепископа Вениамина Симбирского и епископа Феофана Полтавского. Все они очень были рады нашему посещению, и делились мы злободневными событиями с невнятными последствиями. Вспоминали мы такие же переживания восемь месяцев тому назад, когда при начале революции мы – архиереи, жившие в Александро-Невской Лавре, тоже посещали друг друга, взаимно поддерживали и ободряли. Теперь присутствуем при революции уже в ее логических выводах – анархии. В девять вечера мы возвращались обратно. Та же картина народного безлюдья и все большего и большего солдатского движения. Где-то тупо прозвучал выстрел ружья, – случайный или провокационный. До десяти вечера за скромным братским ужином провела время наша архиерейская коммуна, тоже делясь суждениями по поводу происходящих событий. Недоумеваем, как быть завтра с соборными заседаниями в отделах. Половина двенадцатого ночи. Опять пронесся тупой звук ружейного выстрела. 27-е и 28-е октября – пятница – суббота. На подворье Московского митрополита, в келье. Пишу под непрерывный гул пушечных выстрелов, пулеметную трескотню и ружейные выстрелы, в келье, на митрополичьем подворье, где я нашел себе пристанище, с вечера 27-го числа. Узнал, что теперь происходит в городе. Гражданская война. Пушечная пальба, ежеминутно потрясает стены митрополичьего дома, хотя она происходит по-видимому у Кремля. Пулеметная и ружейная пальба, тоже непрестанная, очень явственно слышна; по сведениям, она происходит у Сухаревой башни, где устроены баррикады. Никаких газет нет; полная свобода для разного рода слухов, имеющих, вероятно, очень веские основания в этой неумолчной пальбе. То проливают кровь наши «братья-товарищи», наши защитники, упражняющиеся в своих воинских доблестях здесь, в тылу, вместо того чтобы применять их там, на фронте, в борьбе с врагом!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Фиолетов Николай Николаевич (1891–1943), профессор. Член Собора по избранию от Пермского университета (самый молодой член Собора). В 1913 г. окончил юридический факультет Московского университета, оставлен при кафедре канонического права, с 1917 г. приват-доцент по кафедре церковного права. В 1917–1922 гг. профессор юридического факультета Пермского университета, где читал курс канонического права. В 1918 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1922–1924 гг. профессор Саратовского университета. В 1924–1930 гг. профессор Среднеазиатского государственного университета (Ташкент). В 1931 г. профессор Таджикского историко-исследовательского института (Душанбе). Арестован в 1932 г., выслан в Новосибирск, где работал мелким служащим, затем в 1934 г. переведен в Томск. В 1934–1935 гг. преподаватель Курского педагогического института, но вскоре за ношение креста был уволен без права восстановления. В 1935–1939 гг. преподавал в заочном Калининском юридическом институте, работал учителем в школе. В 1941 г. арестован, приговорен к 10 годам ИТЛ. Умер от истощения в Мариинских лагерях. Цветков Николай Васильевич (1862–1942), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1886 г. окончил МДА, кандидат богословия, с 1888 г. настоятель Покровского храма на Варварке. Часто выступал на собраниях Комиссии по церковным и вероисповедальным вопросам при «Союзе 17 октября». В 1911–1912 гг. активный деятель в организации помощи голодающим. В 1917 г. председатель Исполнительного комитета объединенного духовенства Московской епархии и товарищ председателя Совета объединенных приходов Москвы. В 1919 г. арестован. Московским губернским революционным трибуналом приговорен к 15 годам заключения, освобожден из-под стражи с зачетом предварительного заключения. В 1922 г. представитель Патриарха в Помголе, соавтор патриарших воззваний к верующим по поводу изъятия церковных ценностей. По сообщению родственников, в конце 1920-х гг. отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения жил в Москве, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При этом соборно были установлены трактовки понятия «миссия» как в широком ее понимании, так и в узком ее представлении. В Концепции указано: «Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче [личного] опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» ( Деян.1:8 )» Таким образом, целостное понятие «миссия» – «свидетельство, священноапостольство, посылка, поручение»: может быть рассмотрено в узком и широком смыслах. В широком смысле, это вся жизнь Православной Церкви, ее монастырей и приходов, миссионерских учреждений. Начиная от богослужения и Св Таинств, особо – Евхаристии, духовно-нравственного примера, воспитания-воцерковления и просвещения, социального служения, благотворительности, заканчивая церковным образованием и многим другим. В узком смысле, это деяния, которые определяются непосредственно, как строго миссионерские, которые также охватывают весьма широкий спектр мероприятий. Вместе с тем, мало кто из считающих себя верующими православными христианами, включая священно- и церковно- служителей, даже преподавателей духовных учебных заведений, четко представляет себе содержание и требования Концепции. Что же касается знания исторических условий приобретения Церковью широчайшего по формам и методам опыта миссионерской деятельности, возможности использования этого опыта в новых исторических условиях, включая решения пяти всероссийских миссионерских съездов, прошедших в период с 1887 по 1917 гг., трех основных всероссийских съездов монашествующих 1909–1917 гг., Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., то специалистов такого уровня наберется весьма и весьма мало. Историк, к.филол.н. Кравецкий А.Г. в своей книге «Церковная миссия в эпоху перемен» отмечает в 2011 г., что «история миссии – одна из наименее изученных тем истории Русской Церкви XIX – начала XX века. … несмотря на то, что число публикаций, посвященных разным аспектам миссионерской деятельности, измеряется тысячами … До сих пор не написана … история миссионерских структур, съездов и т.д. … мы пока не получили ответа на вопрос: как реагировали православные миссионеры на происходящие в российском обществе процессы модернизации?» с. 8].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Бич-Лубенский Иван Михайлович (1867–1920), археолог, профессор. Член Собора по избранию как мирянин от Харьковской епархии, входил в Отдел о церковном суде. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Исполнял обязанности мирового судьи, Председатель съезда мировых судей, почетный мировой судья. Городской голова г. Харькова в начале 1900-х гг. В 1916 г. председатель Общества Квитки-Основьяненко в Харькове, заместитель председателя Комитета государственного призрения, уполномоченный Российского союза общества Красного Креста. Участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. В 1918 г. приехал в Крым, где был расстрелян по приговору ВЧК. Бобринский Владимир Алексеевич (1867–1927), граф, российский политический деятель, крупный землевладелец, предприниматель. Член Собора по избранию от Государственной думы. Окончил Михайловское артиллерийское училище, после чего некоторое время служил в гвардии. Окончил Эдинбургский университет, после чего вернулся в Тульскую губернию и посвятил себя общественной службе. В 1905 г. один из создателей в г. Туле организации «За царя и порядок», вошедшей в состав тульского отделения «Союза русского народа», продолжительное время был Богородицким уездным предводителем дворянства. К 1913 г. состоял почетным мировым судьей и губернским земским гласным. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Депутат П, III и IV Государственных дум. В IV думе товарищ председателя фракции националистов, а после ее раскола – с 1915 г. член фракции прогрессивных националистов, председатель комиссии по народному образованию. После Октябрьской революции член Совета государственного объединения России. В 1919 г. эмигрировал во Францию. В 1921 г. член Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора. Скончался в Париже. Боголюбов Димитрий Иванович (1869–1953), профессор, протоиерей, миссионер. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1894 г. окончил МДА, кандидат богословия. После окончания Академии епархиальный миссионер в Тамбовской, Харьковской, Санкт-Петербургской епархиях. С 1914 г. инспектор Воронежской духовной семинарии. После революции проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в г. Краснодаре. В 1918–1921 гг. служил в учреждениях г. Харькова. В 1921 г. арестован ВЧК, приговорен к году ссылки в Архангельск, освобожден по амнистии. В 1922 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, служил в Москве, был помощником св. Патриарха Тихона по управлению Московской епархией, благочинный. В 1924 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки, по амнистии был освобожден, но вскоре был вновь арестован и до войны находился в заключении. После 1943 г. участвовал в возрождении духовных школ. Член Поместного Собора 1945 г. Был профессором по кафедре истории раскола в Московском богословском институте, а затем в МДА. В 1947 г. удостоен степени магистра богословия. С 1951 г. на пенсии, духовник Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Трагические события в жизни сближают людей. После этой поездки на Урал иг. Серафим стал братом во Христе и духовником 158 Елисаветы Федоровны. «В Житии преподобномученицы о. Серафим называется её другом и духовником» Великая княгиня увидела в Белогорском скитоначальнике священника и монаха, сохранившего ревность, силу и дух о Христе. Между Белогорским игуменом и Великой княгиней велась переписка, жизнь их не разлучала до трагических событий после Октябрьской революции. В середине октября 1917 г., предчувствуя опасность, нависшую над императорской семьей, иг. Серафим выехал в Москву. Он предложил Елисавете Феодоровне уехать на Урал в Алапаевск, где, как он говорил, есть хорошие люди в старообрядческих скитах, которые сумеют сохранить Ваше Высочество. Однако княгиня отказалась из опасений, чтобы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с о. Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански» Эта просьба Великой Княгини оказалась пророческой. Игумен Серафим знал о ее желании – быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. Годы эмиграции и кончина о. Серафима (1918–1959) В 1918 г. иг. Серафиму Господь определил скорбную миссию – сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини к месту ее последнего упокоения. Через Читу и Харбин вместе с отступающей Добровольческой армией в товарных вагонах, с непредвиденными остановками добирался иг. Серафим в Святую Землю. И еще около 40-ка лет земного служения было отпущено ему для молитвы и свидетельства о той «Великой матушке», как называли ее когда-то в Москве, которая добровольно предпочла эмиграции путь крестных страданий на своей новой Родине. Возможно, мощи прмч. Елисаветы так и остались бы в безымянной могиле на Урале или подверглись осквернению, если бы не верность слову и мужество ее Белогорского духовника 1 . Осенью 1918 г. с приходом на Урал армии Колчака был освобожден город Алапаевск, иг. Серафим с двумя послушниками приехали к месту мученической кончины Елисаветы Феодоровны. «8 октября начались работы по извлечению тел новомучеников из шахты Нижняя Селимская. На различной глубине шахты Мальшиков нашёл трупы… 11 октября – Великой княгини Елисаветы Феодоровны…» Игумен Серафим лично участвовал в поисках тел и их извлечении со дна шахты. Ему принадлежит и свидетельство о том, как проходило их погребение: «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. На отпевании было много народу, ибо собрались люди не только из Алапаевска, но и из окрестных деревень»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Рождественский Александр Петрович (1864–1930), протоиерей. Член Собора по должности, как присутствующий член Святейшего Синода и по участию в Предсоборном Совете. Председатель Отдела о духовных академиях. В 1890 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. С 1894 г. исполнял должность доцента кафедры Св. Писания Ветхого Завета СПбДА- С 1896 г. магистр богословия. С 1901 г. экстраординарный профессор. В 1903 г. рукоположен во иерея. В 1911 г. удостоен степени доктора богословия. Член ряда общественных организаций. В 1911–1918 гг. ординарный профессор СПбДА. В 1912 г. член Предсоборного Совещания. В 1917 г. председатель Союза демократического православного духовенства и мирян, с 14 апреля 1917 г. член Святейшего Синода. После окончания работы Собора уехал на юг России, в 1919 г. участвовал в Ставропольском Юго-Восточном Русском Церковном Соборе, член Высшего Церковного Управления на Юге России. Эмигрировал через Константинополь в Болгарию. В 1921–1923 гг. профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на богословском факультете Софийского университета. В 1924 г. в связи с болезнью был освобожден от занятий, переселился в Моравскую Тршебову в Чехии, где и скончался. Руднев Сергей Петрович (1872–1934), член Симбирского окружного суда. Член Собора по избранию как мирянин от Симбирской епархии. В 1895 г. окончил юридический факультет Харьковского университета. С 1895 г. занимал должность судебных следователей в различных судах России, с 1916 г. проживал в Симбирске. После окончания работы Собора жил на Дальнем Востоке. После окончания Гражданской войны в эмиграции, проживал в г. Харбине. Самарин Александр Дмитриевич (1868–1932), член Собора по приглашению от Св. Синода от Государственного совета. В 1891 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1912–1917 гг. член Государственного совета. В 1915 г. обер-прокурор Св. Синода. В 1922–1932 гг. аресты и ссылки. Умер в ссылке. Санковский Александр Васильевич (1868–1937), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Смоленской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подписание капитулянтского Брестского договора явилось главным толчком к началу полномасштабной Гражданской войны, в которой белые армии сражались «за единую и неделимую Россию». Гражданская война осложнилась вмешательством иностранных государств. Антанта поддерживала белые армии, которые были готовы в случае свержения советской власти продолжать вести войну против Германии и ее союзников. Некоторые из белых генералов в борьбе с советской властью сделали ставку на немецкие оккупационные войска. Русскую землю разделили на севере и юге, западе и востоке линии фронтов. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, помимо основных противостоящих друг другу сил – Красной и Белой армий, возникли национальные сепаратистские движения, всюду во множестве появлялись анархические бандитские формирования; русские города и села по несколько раз переходили из одних рук в другие. Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. К Православной Церкви принадлежали воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх Тихон, верховный пастырь Русской Церкви, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. Весной 1918 г. перед отъездом на юг к генералу А. И. Деникину патриарха посетил известный церковный деятель князь Г. Н. Трубецкой. Впоследствии он вспоминал: «Я не просил разрешения патриарха передать его благословение войскам Добровольческой армии, и святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным». Авторитет Святейшего Патриарха Тихона у верующего народа весной 1918 г. стал исключительно велик. Его поездка в Петроград, состоявшаяся в мае 1918 г., явилась большим праздником для православного народа. На Московском вокзале народ встречал патриарха на коленях, многие со слезами радости на глазах. Сопровождавшие его народные толпы во главе с духовенством крестным ходом двинулись от вокзала к лавре, под звон колоколов всех петроградских храмов. Патриарх Тихон совершил Божественные литургии в Троицком соборе лавры, в Исаакиевском и Казанском соборах, и каждый раз при стечении несметных людских толп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010