Архив Пн Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 г. 19:40 Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Состоявшийся во граде Москве 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор обращается ко всем вам с апостольским приветствием: «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим. 1:2) да пребывает с вами неотступно. Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина. Одним из выражений этого единства были соборы, начиная с самого первого — Собора апостолов в Иерусалиме, решения которого предварялись словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20).

http://patriarchia.ru/db/text/4367711.ht...

б) еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и низвращают ее в основных догматах, – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ); в) отщепенцы или раскольники, которые хотя не искажают догматов веры, но не покоряются церковной власти, и через то самовольно отделяются от Церкви, – «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ); г) и вообще все те, которых Церковь , по данной ей от Господа власти «вязать и решить», находит нужным отлучать от общества верующих. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения – это церковная иерархия, или священноначалие. Иерархия православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Средоточие церковной власти над каждою частью Церкви заключается в ее епископе. Средоточие духовной власти над несколькими частными Церквами, составляющими Поместную Церковь , – в Поместном Соборе епископов. Вся же Церковь Христова, заключающая в себе все Поместные Церкви, – Церковь Вселенская – имеет высшим органом духовной власти Собор Вселенский. Эту истину ясно выразили сами свв. апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборно ( Деян.15:28 ). С тех пор, как только открылась возможность созывать Вселенские Соборы, на них решались все дела, касавшиеся всей Церкви; выше власти в делах веры не признавалось. Основания для этой истины заключаются в словах Христа Спасителя: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вечны ли адские муки? Часть 1 Семь лет назад сайт «Православие.Ру» опубликовал мою статью «Святые отцы и “оптимистическое богословие”». Поступившие после этого отзывы читателей, а также более серьезное знакомство со святоотеческим наследием и с затронутой в статье проблемой позволили мне существенным образом переработать и расширить ее: появилась новая глава, другие дополнены святоотеческими свидетельствами; рассмотрены некоторые аргументы противников церковного учения о вечности загробного воздаяния, исправлены отдельные неточности. Кроме того, учтено, что некоторые авторы, упомянутые в первоначальной версии статьи, в течение последних лет существенно скорректировали свои взгляды по данному вопросу. Адские муки. Мозаика в Торчелло, Италия В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1: 8, 9). С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года. Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12-ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/4198.html

Вопрос 72. В-третьих, чему учит сей член? Ответ. Учит, что Дух Святый есть Творец Священного Писания, как Ветхого, так и Нового, и что Он изглаголал оное чрез многих посредников. Следовательно, Писание как Ветхого, так и Нового Завета есть учение Святаго Духа. А посему должно верить, что все то, что ни постановили Святые Отцы, на всех Вселенских и Поместных Православных Соборах, где бы они не были составлены, происходит от Духа Святаго, как Апостолы на Соборе своем сказали: изволися Святому Духу и нам ( Деян. 15:28 ). По примеру их и прочие Православные Соборы подобным заключением утвердили свои постановления. Вопрос 73 . Сколько даров Духа Святаго, и какие они? Ответ. Даров семь. О них Писание говорит в Апокалипсисе: и седмь свещников огненных горящих пред престолом, яже суть седмь духов Божиих ( Откр. 4:5 ). Сии дары Духа были, или, лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит Пророк: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведение и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия ( Ис. 11:2–3 ). Сие подтверждает Евангелист Иоанн, говоря: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, исполнь благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца. И от исполнения Его, мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ). Ибо во Христе был Дух, как единосущный Ему по Божеству, Который исполнил Его мудростию и благодатию. по словам: Отроча же растяше, и крепляшеся Духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем ( Лк. 2:40 ). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом. Вопрос 74 . Какой первый дар Святаго Духа? Ответ. Первый дар есть м у д р о с т ь, именно мудрость, сходящая свыше, о которой говорит Апостол: мудрость свыше, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнъ милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна ( Иак. 3:17 ). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам Апостола: яко в простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире ( 2Кор. 1:12 ). Против сей плотской и мирской мудрости тот же Апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета ( Ис. 29:14, 33:18 ), говорит: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Где мы можем теперь найти св. Предание?   В христианском православном Богослужении (священнодействиях церковных), идущих непрерывно от Апостолов, и в «Книге правил святых Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец»    Передавали ли Св. Апостолы свое научение через свои правила?    Передавали. Они оставили 85 правил своих, которые вошли в «Книгу правил», но ее сектанты не сумели украсть у Церкви вместе с Библией. Показали ли Св. Апостолы пример разрешать порядки церковной жизни и выяснять учение Христово через соборы?   Апостолы показали такой пример на своем соборе в Иерусалиме, бывшем в 52 году и описанном в кн. Деяний Апостольских, в 15-й главе. Дали ли св. Апостолы устное Предание священнодействий христианских?   Дали. А в св. Писаниях делают об этом только намек, полностью же священнодействия не описывают, как не описывают они там многого другого, общеизвестного из устного церковного Предания. «Оставивши, — пишет Ап. Павел Евреям, — оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр 6:1, 2). Вообще Апостолы, главным образом, устно, а не письменно научали христиан тому, как нужно совершать Богослужение и каких порядков при этом должно держаться. Так Ап. Павел, укоряя Коринфян за беспорядки при Богослужении и совершения таинства Тела и Крови Господней, не описывает подробно, как что устроить, а пишет им (1 Кор. 11:34): «прочее устрою, когда приду». Остальные же Апостолы, проповедуя по всему миру, научают христиан всему только устно, словесно. Это устное, словесное научение и сохраняет Церковь Христова доныне в Преданиях Священных. Пользовались ли сами Апостолы Преданием в Ветхом Завете, когда у них было полное Ветхозаветное св. Писание?   Пользовались. Это видно из того, что Апостол Павел называет по именам противников Моисея, хотя из Ветхозаветных Писаний неизвестно, как они назывались. Предсказывая о наших сектантах, которые удаляются православных духовных руководителей, Апостол говорит: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2 Тим 3:8, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Действительно, на Вселенских Соборах у каждого епископа был свой голос, и решения принимались голосованием, но на этих Соборах никто и не ограничивал количество участников. Приезжали все, кто хотел, кто мог. И бывали случаи, когда кто-то не успевал приехать и потом оспаривал соборные решения. Мы с самого начала предлагали: давайте соберем Собор всех епископов. Тогда принимаемые голосованием решения выражали бы, по крайней мере, мнение большинства. Но нам было сказано, что собрать такое большое количество епископов невозможно, и что пусть от каждой Церкви будет фиксированное число архиереев. Сначала предлагалось двенадцать, потом решили, что пусть их будет двадцать, и, в конце концов, согласились на том, что их будет двадцать четыре. Это значит, что от каких-то Поместных Церквей поедут все архиереи, а от каких-то Церквей, где, как у нас, около 350 архиереев, поедет незначительная часть. В этих условиях единственным приемлемым для нас решением, на котором мы настаивали, являлось решение о том, что голосом будет обладать не каждый член делегации, а Поместная Церковь. Иначе сложилось бы совершенно неправильное впечатление об общеправославном консенсусе. Мы не можем ехать на Собор, где существует угроза принятия какого-то решения, которое потом не устроит нашу Церковь. Было также сказано о том, что инославные должны быть не наблюдателями, а ответчиками. Но в наших сегодняшних взаимоотношениях с инославными христианами мы не можем ссылаться на прецеденты эпохи Вселенских Соборов, потому что тогда православная догматика была в стадии терминологического уяснения: по тем или иным вопросам не было какого-то общепринятого решения, с которым готовы были бы сразу согласиться все. Вот почему эти Соборы созывались, вот почему на них спорили, и вот почему в результате потом отпадали от Церкви какие-то группы людей. Но сейчас такой ситуации нет, догматическое учение Православной Церкви сформировано. Мы прекрасно знаем, где Православие, а где — ересь. Другое дело, надо ли нам при каждом удобном случае напоминать носителям ошибочных или еретических мнений о том, что они таковыми являются? Ведь если мы говорим о диалоге, то диалог все-таки предполагает определенный кодекс вежливости. Даже апостол Павел, когда пришел в афинский ареопаг, не стал говорить: " Вы язычники, безбожники, вы поклоняетесь идолам " . Он сказал афинянам: " По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам " (Деян. 17:22-23). Это миссионерский подход, с которым можно ожидать некоторого успеха. И то, заметим себе, апостол Павел не достиг успеха в афинском ареопаге, но достиг его спустя некоторое время. Этот миссионерский посыл и требует от нас того, чтобы мы вступали в диалог, при этом, конечно, никоим образом не поступаясь собственными позициями.

http://patriarchia.ru/db/text/4437259.ht...

Дух истины, Который наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я творил вам ( Ин. 14:16,26; 16:13 ), памятуя эти обетования Христа, данные апостолам и их преемникам, пребывать с ними вечно и наставлять их на истинное понимание Его учения, собирались на вселенские и поместные соборы, где на основании св. Писания и апостольского Предания подробно раскрывали и выясняли истины Христова учения и составляли правила, касавшиеся жизни и управления Христовой Церкви. Важность и непогрешимость определений седми вселенских соборов, составленных преемниками апостольскими, пастырями и учителями Христовой Церкви, кроме вышеуказанных обетований Христа, подтверждается еще и следующими словами Христа, сказанными апостолам и их преемникам; слушающий вас Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается ( Лк.10:16 ). Из сочинений прот. Н. Кутепова . Церковь едина и никому не должно уклоняться от нее Не должно у других искать истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питье жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему, должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, то, и принимать предание истины. Проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно, и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена, и в средние, и в последние, и во всем устроении Божием и его твердом действовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере; в Церкви – говорится – Бог положил апостолов, пророков, учителей и все прочие средства действования Духа, коего не причастны все те, которые не согласуются с Церковию. Отчуждившись от истины, они, естественно, увлекаются всяким заблуждением, волнуемые им, по временам думая различно об одних и тех же предметах, и никогда не имея твердого знания. Поэтому они всегда имеют предлог искать истину, так как они слепотствуют, – но никогда не могут найти ее 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Заградитесь еретические уста, хулящие Матерь Божию. Да онемеют уста лживые, приравнивающие Марию к другим женам. Как может быть прочим женам равна Та, которая величием Материнства Божия превосходит все Ангельские лики? Не юродство ли неистовствующих уподоблять светозарное солнце блестящей свече, золото болоту и худым кущам царскую палату? И как может быть равенство Вавилона с Иерусалимом, и этой юдоли плачевной с прекрасным селением Небесным? Но мне достаточно здесь сказать о них немногое, не как проповеднику похвал Богородице (не знает всякий, как и похвалить Тебя, Богородица), но как честному хранителю Матери Божией. Ибо невозможно верному рабу терпеть, слыша оскорбления и упреки своей Владычице. Ревность об одушевленном Доме Божием снедает меня, и оскорбления оскорбляющих Матерь Божию вызывают у меня негодование. Не ненавидя ли Тебя, Господи, и Матерь Твою они возненавидели, сокрушаюсь я о врагах Твоих; совершенной ненавистью я возненавидел их, восприняв их, как собственных врагов. Вас же, сыны Православной Церкви, служители Матери Божий и честные Ее ревнители, прилежно молю: избегайте этих богохульников, как жесточайшей погибели. Будьте в этом деле мудры, как змеи, которые затыкают свои уши, чтобы не слышать звуков заклинания. Если же и услышите извержение, производимое ими, будьте тверды умом и непоколебимы в вере. И если они проклинают, вы только благословляйте, если они хулят, вы только превозносите Матерь Божию. Так, во тьме будет ярче сияние вашего благочестия, и в горниле, разжигаемом демонским духом, явится чистейшее золото вашей веры. Не усомнитесь, любимцы, когда насмешники станут говорить, что призывание святых это идолопоклонство, а призывающие это идолопоклонники, призывающие богов, называемых святыми, и больше всего возвеличивающие Богородицу взамен Бога. Таковым вы отвечайте: должно повиноваться Святой Церкви, а не вам, насмешники. Ибо Христос говорит: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ), по слову Павлова. Ваше же учение, насмешники, есть трость сокрушенная. Так нас научили Вселенские и Поместные Соборы и богодухновенные Отцы, которым Апостол велит всячески повиноваться: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь ( Евр. 13, 9 ). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Излагаемое, как обычно, делю на две части. В первой рассматривается КАМЕНЬ православной веры, во второй – КАМЕНЬ претыкания и соблазна. Часть I. Камень Православно-Кафолической Веры Твердо и вне всякого сомнения следует веровать, что Ангелы Божии и прочие святые, исшедшие из этой жизни, ходатайствуют за нас и помогают нам и своими заслугами, которые получили здесь, на земле, в изобилии, и своими богоугодными молитвами, как друзья Божии. Поэтому благочестиво призывать их, и не только Ангелов Господних, но и других святых, исшедших из этой жизни. Так веруют, исповедуют и учат вся Православно-Кафолическая Церковь , Вселенские и Поместные Соборы, святые Отцы, светила и Церковные столпы. Глава 1. Твердость камня веры от призывания Ангелов Господних от Священного Писания Ветхого и Нового Завета В Книге Бытия Иаков, благословляя сыновей Иосифовых, Манассию и Ефрема, говорит так: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48, 16 ). Здесь явственно призывание Ангела Господня, чтобы обрести защиту Иосифовым детям. В Книге Иова написано: Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых (ангелов. – Прим. пер.) обратишься ты? ( Иов. 5, 1 ). Из этих слов ясно видно, что и тогда был обычаи призывать Ангелов. В Книге Товита Ангел говорит Товии: Когда молишься со слезами и хоронишь мертвого и, оставляя обед свой, мертвого скрываешь днем в твоем доме, а ночью хоронишь его, я приношу молитву твою Господу Богу, и угодна она Ему ( Тов. 12 ). Здесь я спрошу, что значит приносить Ангелу человеческую молитву Господу Богу, если не вместе с человеком молиться за человека. Если Всевидец Бог все наши деяния и помыслы и моления видит яснее Ангела, то как иначе Ангел приносит человеческую молитву к Богу, если не заботясь о спасении человека. Этот хранитель молящегося человека вместе с ним приносит Богу и желание, и моление, и просит, чтобы молитва была угодна Богу, как истинный хранитель и искатель человеческого спасения. В книгах Пророка Захарии Ангел молился ко Господу, говоря: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды. На которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? ( Зах. 1, 12 ). И отвечал Господь Вседержитель Ангелу добрыми и утешающими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Касательно сего установления возражают противомыслящие, спрашивая нас: «На каком основании вы употребляете в пост одни снеди, а от других воздерживаетесь?» Ответим на эти возражения. Во-первых, для чего Господь Бог повелел еще Адаму в раю вкушать от всякого древа, но запретил вкушение от древа познания добра и зла? Если бы Адам соблюл этот первый, заповеданный Богом пост, не имели бы мы сейчас потребности в нынешних наших постах! Для чего Господь Бог запретил народу израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки): «Семь дней квас да не явится в домах ваших: всяк кто будет есть квасное, душа та истреблена будет от сонма сынов Израилевых, пришлой, ли то, или природный житель той земли. Ничего квасного да не ешьте во всех же домах ваших ешьте пресный хлеб» ( Исх. 12, 19–20 ). Это повеление сынам Израилевым тоже надо рассматривать как пост, предписанный Господом для спасения. Во-вторых, прислушайтесь к тому, что пророк Даниил говорит о себе: «В тыя дни аз Даниил бех рыдая, ... хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя» ( Дан. 10,2–3 ). И три отрока, бывшие с пророком Даниилом в плену у царя Навуходоносора, лучше пожелали употреблять пищу от земных семян и пить простую воду, нежели питаться яствами (мясом и вином), приносимыми им с царского стола (см.: Дан. 1,12–13 ). Сии свидетельства заимствованы из Ветхого Завета, но гораздо более их можно отыскать в новозаветной истории Церкви. В-третьих, внимайте тому, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой притыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14,21 ). В Евангелии мы имеем ясные указания на то, что Сам Христос и апостолы употребляли в пищу рыбу, но решительно не видим, чтобы они вкушали мясную пищу. Никто не найдет в Евангелии указания на то, чтобы Христос, присутствуя на некоторых вечерях и обедах, например, на браке в Кане Галилейской или в доме Симона прокаженного, в доме Закхея или в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос посещал во время Своей земной жизни вечери и обеды не ради мясоедения, но для того, чтобы вкушающим вещественные снеди предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения (см.: Лк. 11, 37–39 ). Если же Иисус Христос на этих трапезах и вкушал пищу, то Он, как образец и Учитель всяких добродетелей, мог воздерживаться и, без сомнения, воздерживался от употребления мяса и других вкусных снедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010