На своем первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церкви». В Положении повторена статья Определения от 4 ноября 1917 г. о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору, при этом опущено только слово «контролирующая». Не говорится также о том, что Собор созывается «в определенные сроки» 319 , как это предусматривалось в Определении 1917 г. В Положении сказано: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву 320 . В Положении не предусмотрено было образование Высшего Церковного Совета. Положение предоставляло патриарху право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам к полноте Русской Православной Церкви. Патриарх от лица Русской Православной Церкви ведет сношения по церковным делам с предстоятелями других Автокефальных Православных Церквей. Согласно положению, «патриарху принадлежит право награждать преосвященных архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями» 321 . Положение 1945 г. дает патриаршему наместнику более широкие права, чем Определение Собора 1917–1918 гг. Он носит другой титул – не Коломенский и Можайский, как ранее, а митрополит Крутицкий и Коломенский – и является одним из постоянных членов Синода. В Положении ничего не сказано о многих других правах патриарха (о праве надзора за всеми учреждениями высшего церковного управления, о праве визитации епархий, о праве принимать жалобы на архиереев, о праве освящения мира). Умалчивает Положение и о подсудности патриарха. А это значит, что как права патриарха, так и его подсудность, не упомянутые в Положении, после Собора 1945 г. устанавливались на основании канонов, а также в соответствии с Определениями Поместного Собора 1917–1918 гг., которые сохраняли силу в части, не отмененной или не измененной позднейшими законодательными актами и не утратившей значения в связи с новыми обстоятельствами, например, с исчезновением самих институтов, о которых говорится в этих Определениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мною куплен пустой участок, а теперь в ограде Дома Милосердия обширный храм, часовня и четыре здания. Слава и благодарение Богу за все. Все сие я позволил себе кратко изложить, чтобы несколько ознакомить Вас. О том, что я пишу Вам, Святый Владыко, об этом знает только секретно господин консул Советской Республики в Харбине и больше никто. Я Вас прошу убедительно написать тем же путем Ваш милостивый ответ и все, что Вы найдете нужным, но совершенно секретно, полагаю, на непродолжительное время секретно. Господин консул знает прекрасно наше положение здесь, а потому он был так любезен оказать мне содействие в совершенно секретном сношении с Вами. Прошу принять мое недостоинство в Ваши объятия Отчии и все мои немощи покрыть Вашей любовью. Простите меня и благословите просящего Ваших святых молитв. Вашего Святейшества с сыновней и братской во Христе любовью покорный послушник и сомолебник Нестор, Архиепископ Камчатский и Петропавловский. Прилагаемую мою панагию посылаю в Ваше распоряжение, желая золото отдать на алтарь Отечества, а образ Спасителя на Ваше благоусмотрение. Без огласки моего имени. А. Нестор. 55 123 Митрополиту Мелетию (Заборовскому) 18 июля 1945 г. г. Харбин Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Мелетию, Митрополиту Харбинскому и Маньчжурскому Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко Милостивый Архипастырь. Закончившиеся последние мировые события в Европе окончательно и совершенно ясно обнаружили и выявили настоящее положение нашей Православной Церкви на Руси, на нашей многострадальной Родине. Мы знаем из журнала Московской Патриархии 1 и 2 за 1945 год, что в январе и феврале месяцах с. г. состоялся в Москве Российский Поместный Православный Церковный собор. На этом соборе был канонически законно избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Мы знаем, что на этом соборе при настоловании Святейшего Патриарха Алексия в Москве принимала участие Вселенская Православная Церковь в лице высоких иерархов – Святейших Патриархов или их представителей в архиерейском сане. Тех иерархов, с которыми мы имеем каноническое общение. Следовательно, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси признан Вселенской Православной Церковью канонически ПРАВИЛЬНЫМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Один из перечисленных Мраморновым мемориальных адресов – на Делегатской улице – привлек внимание историка Дмитрия Давиденко. Касаясь вопросов сохранения памяти в столичной топонимике, он предложил, не меняя названия известной московской улицы, оговаривать в справочниках пребывание в бывшей усадьбе Остермана делегатов не только съездов Советов, но и Всероссийского Поместного Собора. Кроме того, историк считает необходимым создание документального фильма о Поместном Соборе 1917–1918 гг., указывая на то, что подобные фильмы уже есть о Поместных Соборах 1945,1971 и 1988 гг. Председатель общественной организации «Гражданская преемственность» Виктор Коган-Ясный также коснулся тесной связи «нравственной политики памяти» и развития эффективного урбанизма. «У нас вся топонимика нарочито, сознательно спутана, лишена нравственных точек отсчета… Но я хочу предупредить: никакого развития города, страны, никакой среды обитания на такой основе не получится», – уверен он. Доклад профессора МГУ им. М.В.Ломоносова, доктора исторических наук Андрея Андреева посвящен истории противостояния и взаимодействия двух научных традиций — университетской и академической — на примере деятелей Поместного Собора. Ученый отмечает «активное вхождение университетских ученых в обсуждение вопросов церковной жизни при сохраняющемся их противостоянии с «церковными» учеными из духовных академий» в начале ХХ века в России. В этом ракурсе он исследует «живое поле для общественных дискуссий, которые имели огромное значение в период, предшествующий Поместному Собору», а также состав соборян, среди которых были как священнослужители– выпускники университетов, так и миряне-профессора.  «Многие из этих профессоров продолжали и в советское время гласно исповедовать Христа, а потому подверглись арестам, ссылкам, мученической кончине. Нет сомнения, что наследие соборян-ученых нуждается в дальнейшем изучении и популяризации»,– резюмирует историк. Сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря Елена Балашова построила свое сообщение вокруг современной дискуссии о церковнославянском языке в контексте решений, которые были приняты по этому вопросу на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Подход соборян, отмечающих как необходимость сохранения церковнославянского языка в качестве основного языка богослужения, так и допустимость частичного применения «общерусского или малороссийского языка» в богослужении, – пример таких решений, которые могут восприниматься сегодня как нововведения в силу недостаточной рецепции церковным сознанием решений этого Собора. Тем очевидней необходимость тщательного изучения соборного наследия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Историческое название академии, созданной задолго до большевистского переворота — Николаевская. Не позволяет внутренний русофобский цензор назвать академию русскими именами Императора Николая I, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Багратиона, ну назовите именем одного из полководцев Великой Отечественной войны 1945—1945 гг. — Жукова, или Шапошникова, или Василевского, или Рокоссовского. Нет, надо осквернить память русских белых воинов-патриотов... Когда до Москвы дошла весть об убийстве анархистами в Киеве митрополита Владимира, протоиерей Иоанн Восторгов произнёс на проходившем тогда Поместном Соборе речь: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие». Русская Церковь прославляет жертвенно отдавших свои жизни за Отечество патриотов, интернациональные топ-менеджеры — палачей патриотов. Есть ли надежда, что топ-менеджеры когда-нибудь начнут каяться в кровопролитии своих дедов и дадут возможность русскому человеку выйти из дурмана заблуждений? Александр Шарипов, сопредседатель Международного Ильинского комитета, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: Жертвы и палачи " ...Есть ли надежда, что топ-менеджеры когда-нибудь начнут каяться в кровопролитии своих дедов и дадут возможность русскому человеку выйти из дурмана заблуждений? " Это не входит в их бизнес-план, спущенный им из заокеанской " консерватории " еще сто лет тому назад. Такой сверхдоходный куш, как территория России за " просто так " ( " какие-то " нравственные принципы) верными почитателями золотого тельца никогда отдан не будет. 1. Re: Жертвы и палачи Кандидат исторических наук, член Союза писателей России г. Москвы, зав. сектором научно-популярных изданий Главного архивного управления г. Москвы Александр Михайлович Шарипов хорошо, вероятно, понимает (но почему не говорит?), что преодоление затянувшегося цивилизационного кризиса в Росии возможно, правда если только РПЦ МП перестанет усиленно педалировать дикости и недостатки безбожного времени большевиков, а сама не станет терять четверь века (когда, если " по-взрослому " , церкви никто особо не препятствовал) на самоуспокоение и решение исключительно своих " внутренних " - административных и реституциональных - проблем. Всё бы ничего - в конце концов, это внутреннее дело РПЦ МП, и не дело мирянину совать своё " кувшинное рыло " в данный вопрос - если бы неудовлетворённая жажда народа Росии, жажда неформального духовного окормления в России ныне, на переломе.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Митрополит добавил, что это касается и монастыря Хора. «Если в храме Святой Софии сохранившиеся мозаики занимают относительно небольшую площадь, то сохранность мозаик и фресок монастыря Хора гораздо лучше - практически все стены этого храма украшены мозаиками и фресками. И вот превращение этого храма в мечеть будет, конечно, означать, что все его стены и все эти уникальные образцы византийского искусства будут полностью скрыты от глаз людей: их либо завесят шторами, либо замажут штукатуркой, либо их собьют молотками, как это делалось неоднократно в прошлом», - считает он. Монастырь Хора был построен в 534 году и является одним из старейших исторических памятников Стамбула, известным своими уникальными фресками и мозаиками византийского периода. Здание было преобразовано в мечеть, как и собор Святой Софии, после завоевания Константинополя - столицы Византийской империи - турками-османами в 1453 году. Монастырь Хора использовался как мечеть в течение 434 лет и был преобразован в музей Карие в 1945 году. Государственный совет Турции решил преобразовать его в мечеть в 2019 году, посчитав, что решение властей 1945 года было незаконным. Данное решение было исполнено в августе 2020 года. 10 июля 2020 года президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ, согласно которому в соборе Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле - памятнике византийского зодчества, возведенном в 532-537 годах по указанию императора Юстиниана, памятнике всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года - возобновились мусульманские службы. Ряд поместных христианских церквей, включая РПЦ, выразил сожаление в связи с принятым решением. Такая же реакция последовала от ЮНЕСКО. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 03.11.2022 11:18 Межпарламентская ассамблея православия указала ЮНЕСКО на угрозы собору Святой Софии 16.09.2022 15:43 Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле 01.06.2022 10:29 Годовщину падения Константинополя отметили 3D-шoy над Айя-Софией

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При этом по «Положению об управлении Русской Православной Церкви», действовавшему с 1945 года, местоблюстителем автоматически становился старейший член Священного Синода. Норма о выборах местоблюстителя, как мы видим, соответствующая определениям Собора 1917–1918 гг., вернулась в новейшее церковное законодательство в 1988 году и остается в нем и поныне. Избирательный собор и его статус «Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян», — гласит 1-я статья Определения Собора 1917–1918 гг. «О порядке избрания святейшего патриарха». Этот же принцип закреплен и в Уставе Русской Церкви 2000 года (глава II, статья 5е). В этом уставе такой собор называется «Поместным». Здесь нужно сделать важное замечание. Каноническое право Православной Церкви не знает различения на поместные и архиерейские соборы. Соборы Православной Церкви — с точки зрения канонов — могут быть вселенскими (по-гречески, ойкуменикай) или (по)местными (частными) (по-гречески, топикос). С этой точки зрения, соборы нашей Церкви, коль скоро они представляют полноту ее частей (епархий), вне зависимости от состава по своему каноническому статусу являются поместными соборами. Иными словами, различающиеся в Уставе Русской Церкви «Поместный» и «Архиерейский Соборы» разнятся по своему составу, но не по каноническому статусу. В этом смысле об «Архиерейском Соборе» можно сказать, что это — такой вид поместного собора Русской Церкви, в котором участвуют только епископы. «Поместный собор» нашего устава точнее было бы называть поместным собором расширенного состава. Вообще разделению соборов на архиерейские и поместные чуть более 60-ти лет, и эти понятия знают уставные документы только Русской Церкви. Впервые они были закреплены в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года, что объяснялось особыми условиями, в которых находилась Церковь при советской власти. Характерно, что Собор 1917–1918 гг. в своих документах не именовал себя «Поместным», а только — «священным Собором Православной Российской Церкви», указывая этим на свой частный (в значении «топикос») характер.

http://bogoslov.ru/article/377198

27 июля 1945 года делегация Чешской Православной Церкви была принята президентом Чехословацкой республики Эдвардом Бенешем. Во время этой встречи обсуждалось современное состояние Православной Церкви в Чехословакии, проблема ее юрисдикции и возможность получения ею в ближайшем будущем автокефалии. Глава делегации протоиерей Червин отметил, что в скором времени ожидается приход в республику волынских чехов, которые увеличат процент православного населения республики. Было также отмечено, что православные словаки после перехода Закарпатской области в состав Советского Союза остались без епископской кафедры, которая находится в Мукачево. Исходя из этого, протоиерей Червин считал необходимым открыть в ближайшее время на территории Чехословакии три епархии: Чешскую, Моравскую и Словацкую, и тем самым создать канонические основания для получения автокефалии. В ответ президент сказал, что вопрос церковной юрисдикции не является политическим, и Церковь может сама решить его как считает нужным, но в то же время он отметил, что была бы желательной «опора о великую Восточную Русскую Церковь». При этом главной задачей Чешского Православия он все-таки считал скорейшее получение полной церковной самостоятельности. Таким образом, мы видим, что идея скорейшего получения автокефалии зародилась в самой Чехословакии. И в этом вопросе стремления духовенства совпадали с желаниями руководства республики. С 10 по 23 октября 1945 года архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро) по благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I совершил поездку в Австрию и Чехословакию. После посещения Вены он прибыл в Прагу утром 15 октября. Главной целью его визита было воссоединение с Московской Патриархией русских эмигрантских приходов. В аэропорту архиепископа Фотия встретил епископ Сергий, уполномоченные Чешкой Православной Церкви, представители чехословацкого военного командования и члены советского посольства. На следующий день владыка Фотий провел переговоры с представителями чешского духовенства о. Честмиром Крачмаром, о. Ростиславом Хофманом и о. Иржи Новаком. Главным вопросом обсуждения стала проблема юрисдикции. 21 октября в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия состоялась Божественная литургия, которую совершили вместе архиепископ Фотий и епископ Сергий в сослужении чешского духовенства. Таким образом, епископ Сергий вместе с управлявшимися им приходами вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Епископат АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873-1922), митр. Петроградский и Гдовский, сщмч. (пам. 31 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Самарских святых и в Соборе С.-Петербургских святых) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке

http://pravenc.ru/rubrics/121820.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010