Канонические постановления: 1 . Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви, от 4 ноября 1917 года. 2 . Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России, от 8 декабря 1917 года. 3 . Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, от 7 декабря 1917 года. 4 . Определение о круге дел, подлежащих велению органов высшего церковного управления, от 8 декабря 1917 года. 5 . Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении, от 4–9 февраля 1918 года. 6 . Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о православном приходе, от 7(20) апреля 1918 года, «Приходский Устав». Для удобства сравнения варианты канонических норм сведены в тематические таблицы с указанием года их принятия на том или ином Соборе. Поскольку в 1961 году состоялся Архиерейский Собор, внесший поправки к Положению 1945 года, касающиеся управления в приходах, то в соответствующих таблицах представлены канонические нормы «в редакции 1961 года», которые выделены курсивом. Определение понятия « Церковь »: 1918 Не определено. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Весьма странно видеть (см. таблицу сравнения) в определении Церкви указание на социальный признак – национальность. Почему бы тогда не указать на то, что в Церковь входят богатые и бедные, князья и простецы, эллины и иудеи. «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языка, состоявшая из 25 букв, а 3 нояб. 1944 г. АСНОМ принял решение об открытии гимназий с преподаванием на македон. языке в крупных городах. В окт. 1944 г. был сформирован Инициативный комитет по организации церковной жизни в Македонии, а через месяц - Инициативная группа по организации церковно-адм. устройства М. 13 нояб. 1944 г. было освобождено Скопье, а 19 нояб.- территория всей М. С уходом болг. армии М. окончательно покинули представители БПЦ. 4 марта 1945 г. на I Церковно-народном Соборе в Скопье при активном участии председателя АСНОМ М. Андонова-Ченто было принято решение о «восстановлении Охридской архиепископии в виде Македонской самостоятельной Церкви», независимой от к.-л. Поместной Православной Церкви. В нояб. 1945 г. М. как один из 6 равноправных субъектов под названием Народная Республика Македония (НРМ; с 1963 - Социалистическая Республика Македония) вошла (офиц. вхождение оформлено 31 янв. 1946) в состав Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ; с 1963 - Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Гос. власти не разрешили иерархам СПЦ (еп. Иосиф до смерти носил титул «Скопский») вернуться на свои кафедры и на протяжении последующего времени оказывали содействие МПЦ в ее стремлении добиться своего признания со стороны СПЦ. При этом на жизнь МПЦ существенно повлияли федеративный закон об отделении Церкви от гос-ва (1946) и коммунистическая идеология: в 1945 г. как культурно-исторические памятники в М. были национализированы мн. храмы, правосл. верующие не могли состоять в рядах компартии и занимать высокие должности. Ощущалась острая нехватка духовенства (ДС открылась в 1967, богословский фак-т МПЦ - в 1977), мн. храмы были закрыты, мон-ри пустовали. В послевоенные годы в М. происходили важные культурные процессы, способствовавшие утверждению македонцев как самостоятельной нации. 3 мая 1945 г. была утверждена македон. азбука в составе 31 буквы, а 2 июня 1945 г. приняты правила правописания, разработанные сформированной в нояб. 1944 г. Комиссией по македон. языку и правописанию. Стали открываться, преимущественно в Скопье, научные и учебные ин-ты и создаваться об-ва, ориентированные на изучение македон. языка и истории М.: Македонская б-ка св. Климента Охридского (1945), Национальный музей М. (1945), Ун-т Кирилла и Мефодия в Скопье (1949), Об-во писателей М. (1947), Ин-т национальной истории (1948), Ин-т македонского языка им. К. П. Мисиркова (1953), Македонская академия наук и искусств (1967) и др.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

И поэтому было естественным, как только оказались сняты запреты, восстановление их. Эти контакты касались и сугубо Церковных вопросов. Однако внешние связи Патриархии являлись областью, в которой зависимость Церкви от государства ощущалась более всего. Некоторые иерархи были заинтересованы в восстановлении могущественной Русской Церкви с Ее дореволюционным международным влиянием. Сочувствовали они и идее «великой Руси». Правда, активность руководящих деятелей Патриархии в выполнении чисто политических акций, тяготивших их, оказалась весьма далека от расчётов сталинского окружения. К 1945 году Русской Церкви удалось возобновить многие международные связи. Большой резонанс имели антифашистские обращения Патриарха Алексия к Православным румынам и болгарам. Завязалась активная переписка с Восточными Патриархами. Теснимые другими религиозными течениями, они ожидали получить от сильной и богатой Русской Церкви разнообразную помощь. Ярким примером роста авторитета нашей Церкви явилось обращение в Ноябре 1944 года через штаб 4-го Украинского фронта представителей Мукачевско-Пряшевской епархии о принятии её в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 Декабря делегация посетила митрополита Алексия, а 11 Декабря – Карпова, через которого передала письмо Сталину о желании, не только Церкви, но и всей Карпатской Руси (входившей до войны в состав Чехословакии) воссоединиться с великой Россией. На Январском 1945 года Поместном Соборе присутствовали главы и председатели 8 автокефальных Православных Церквей, не только заявившие о своей признательности правительству СССР, но и фактически давшие согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся советскому руководству основным противником в новой религиозной международной политике. Установившиеся связи были закреплены поездкой Патриарха Алексия в Мае-Июне 1945 года с официальным визитом к Иерусалимскому, Антиохийскому и Александрийскому Патриархам, опиравшейся на традицию паломничества к святым местам. В начале 1946 года Карпов предлагал Сталину «усилить влияние на восточные Патриархаты, которые хотя и малочисленные, но считающиеся авторитетными в Православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Представители Епископальной церкви также изъявляли желание принять участие и в Поместном Соборе 1945 года в Москве в качестве почетных гостей. Однако в приглашении в Москву им было через советское посольство отказано. Одной из возможных причин такой активности Епископальной церкви в объединительном процессе можно было видеть ее желание совместно с другими христианскими конфессиями противостоять католическому влиянию в Америке. Так или иначе, экуменические контакты между «феофиловцами» и «епископалами» только усиливались. Митрополит Вениамин, со своей стороны, считал нужным вести с последними «весьма осторожную линию» . «Протестантизм – вот что угрожает православию, – писал он Патриарху Сергию. – Не католицизм, а больше епископальное сближение опасно нашей церкви. И на это нужно смотреть открытыми глазами. Я бы мог привести массу фактов. И в будущем докладе моем я постараюсь высказать свои мысли об этом, подтверждая фактами. Сейчас скажу: нередки случаи, т[ак] наз[ываемого] «интеркоммуниона» между духовенством русской и епископальной церквей» . В связи с этим митрополит Вениамин, в числе прочих задач в Америке, считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твердого православия» . И считал необходимым избегать собраний «епископалов» (даже и патриотических), если они совершались в храмах . В то время, когда митрополит Вениамин находился в Москве, а делегация Северо-Американской епархии на пути туда, 26 января 1945 года в газете «New York Times» появилась заметка, в которой говорилось о создании Фонда Помощи Русской Церкви. Этот фонд возглавил представитель Епископальной церкви Лауристон Л. Скэйф. Фонд организовал кампанию сбора средств «на восстановление духовного общения между Русской Православной Церковью в Америке и матерью-Церковью в России» и поставил своей целью «помочь установлению и поддержанию канонического и юридического положения в их взаимоотношениях» . В заметке говорилось об ожидании Вселенского Собора Восточных Православных Церквей и отмечалось, что «многие из передовых членов этой церкви в этой стране хотели бы видеть каноническое разрешение употребления английского языка при богослужении, принятия григорианского календаря и другого рода приспособления традиционных церковных форм к современным условиям американской жизни» .

http://bogoslov.ru/article/2934653

Согласно каноническому определению Собора, Священный Синод Русской Православной Церкви должен состоять из Председателя-Патриарха и 12 архиереев, из которых половина избирается на очередном Поместном Соборе на 3 года, 5 архиереев в порядке регламентированной очередности вызываются для присутствия в Синоде в качестве его членов на 1 год и один архиерей – Киевский Митрополит является постоянным членом Синода, как избираемый на Украинском Церковном Соборе и представитель древнейшей митрополии Русской Церкви. Ясно, что Синод, сформированный таким образом, являлся бы авторитетным и представительным органом Высшего Церковного Управления нашей Церкви, имеющим каноническое и моральное право говорить от лица всей Русской Православной Церкви. Этого нельзя сказать о нашем теперешнем Синоде, формируемом на основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятом на Соборе 1945 года. В «Положении», собственно, ничего не говорится о порядке формирования Синода, а только указывается, что он состоит из шести членов, из которых три –  митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий – являются постоянными членами Синода, а три временными, вызываемыми по очереди на полгода. Такой порядок имел бы еще какой-то смысл, если бы постоянные члены-митрополиты занимали свои кафедры в силу канонического избрания их на эти кафедры, но поскольку эти митрополиты назначаются и перемещаются в обычном для всех прочих архиереев порядке, то соединение постоянного членства в Синоде с занятием указанных кафедр теряет всякий канонический смысл. Здесь нельзя не упомянуть о том, что если формирование состава Синода в царской России, равно как и назначения на архиерейские кафедры, в значительной степени зависели от обер-прокурора Синода, то в силу сложившихся ненормальных отношений между Патриархией и Советом по делам религий, противоречащих и принципу отделения Церкви от Государства, и законодательству о культах, и опубликованному в прошлом году в правительственной газете «Известия» (30.8.66) заявлению председателя Совета по делам религий В. А. Куроедова, состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения, перемещения и увольнения, зависят в настоящее время от председателя Совета по делам религий в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/k-pjat...

П. Силантьева секретарю МГК ВПК(б) Г. М. Попову о реакции трудящихся г. Москвы в связи с публикацией материалов о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 151. Акт Комиссии по установлению ущерба, причиненного немецко-фашистскими оккупантами архитектурному памятнику – Рождественской церкви г. Витебска 152. Перечень вопросов агитаторов и трудящихся г. Москвы в связи с проведением Поместного Собора Русской Православной Церкви 153. Информация Тимирязевского РК ВКП(б) в Организационный отдел МГК ВКП(б) «О политических настроениях в связи с Обращением Поместного Собора Русской Православной Церкви» 154. Информация организационно-инструкторского отдела МГК ВКП(б) секретарю МГК ВКП(б) Г. М. Попову «Об активизации деятельности церковников» 155. Постановление СНК СССР «Об утверждении предложений Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР о разрешении открытия богословско-пастырских курсов в городах Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе» 156. «Справка [отдела школ МГК ВКП(б) секретарям МГК ВКП(б) Г. М. Попову и В. К. Павлюкову] о фактах проявления религиозных предрассудков среди школьников [и учителей] и мерах борьбы с ними со стороны директоров и учителей школ» 157. Отношение уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Ленинградской области А. И. Кушнарева зам. председателя исполкома Волосовского райсовета Васильеву с указанием считать действующими все церкви, открытые в районе во время оккупации 158. Информация Бауманского райкома ВКП(б) в МГК ВКП(б) «О проводимой деятельности церковников и высказываниях среди учащихся и учителей [Бауманского] района» 159. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину с просьбой разрешить ночную пасхальную службу в Москве и других городах, объявленных на военном положении 160. Записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину о просьбе патриарха Московского и всея Руси Алексия разрешить ответный визит восточным патриархам и архиепископу Кентерберийскому [в Лондон] 161. Информация организационно-инструкторского отдела МК ВКП(б) секретарю МК ВКП(б) Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиеп. Пимен в своем выступлении необходимость реформы аргументировал следующими соображениями: “Как известно, в настоящее время в нашей стране последовательно осуществляются широкие демократические преобразования, в результате чего все возрастает роль самих трудящихся в общественной жизни страны. В этих условиях нельзя признать нормальным, что в приходских общинах до сих пор продолжает иметь место положение, при котором отцы настоятели сосредоточили в своих руках всю полноту власти”. Со своими соображениями выступил на Соборе и архиеп. Минский Варлаам, явный пособник безбожников. Он легко мог подписать любой документ, если известно, что он на руку советской власти. Патриарх Алексий в оправдание реформы искусственно притянул слова Священного Писания: “Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах”. Патриарх Алексий был достаточно богословски образован, чтобы совершить здесь ошибку. Это – подлог, поскольку дальше в Писании говорится, чтобы людей, которые пеклись бы о столах, избирали, во-первых, из среды учеников Апостолов – диаконов, а, во-вторых, – из людей, изведанных и исполненных Святого Духа и мудрости, с возложением апостольских рук. За богословско-церковное обоснование реформы архиеп. Пимен принял следующее: 1. Книгу Правил... 2. Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое на Поместном Соборе 1945 года. 3. Журнальное Постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 года 4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О религиозных объединениях” от 8 апреля 1929 года. На самом деле, ни одна из приведенных ссылок, кроме четвертой, не дает ни малейших оснований для такой реформы. Храмами с тех пор полностью завладели креатуры местных органов власти, часто не только мало церковные люди, но и вовсе неверующие. Патриарх Пимен После кончины в 1970 году патриарха Алексия патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Крутицкий Пимен, тот самый Пимен, который так “искусно” приплел каноны к антицерковной реформе приходской жизни в 1961 году. Жесткий селекционный отбор иерархии советской властью уже давно не позволял выходить на такие высокие посты людям, преданным Церкви и готовым идти ради нее на жертвы. Все предстоятели церковные советского времени отличаются друг от друга разве что размером куколя, как кто-то трагически пошутил. Та же пышность, внешний блеск и... та же покорность безбожным властям. Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов, как известно, были временем жестокой расправы с “инакомыслящими”. В эту категорию входили сотни верующих, которые попытались разорвать преступный узел связи Церкви с государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В «Журнале Московской Патриархии» регулярно помещаются определения Священного Синода и указы Святейшего Патриарха, в том числе и те, которые носят нормативный характер.    Внешнее право нашей Церкви обусловлено государственными законами и постановлениями, которые публикуются в официальных периодических изданиях и отдельных сборниках. Особенно полон по подбору правовых актов, касающихся религиозных объединений, в частности и Русской Православной Церкви, сборник профессора П. в. Гидулянова «Отделение Церкви от государства», вышедший третьим и последним изданием в 1926 г. Этот сборник, естественно, включает в себя правовые акты, относящиеся к первому десятилетию истории Советского государства. Иерархия правовых источников    Ввиду обилия и разнообразия церковно-правового материала встает вопрос об иерархии разных источников действующего ныне права Русской Православной Церкви.    Первое место по авторитетности, бесспорно, принадлежит каноническому кодексу Вселенской Православной Церкви — Правилам Святых Апостолов, Соборов и Отцов, которые включены в «Пидалион», «Афинскую Синтагму» и, в переводе на славяно-российский язык, в нашу «Книгу правил». Эти правила не подлежат отмене, по меньшей мере, властью поместной Церкви.    Следом за канонами по важности надо поставить «Устав Русской Православной Церкви», принятый на Соборе 1988 г. и вполне заменивший «Положение о Русской Православной Церкви», изданное Собором 1945 г.    Определения Собора 1917—1918 гг. сохранили законную силу в той их части, которая не отменена формально, не заменена новыми нормами «Устава» и не противоречит существующим условиям церковной жизни.    Источником действующего церковного права являются также Определения Священного Синода и Указы Святейших Патриархов, Патриарших Местоблюстителей и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — те из них, которые опять-таки не отменены и не устарели.    Церковное законодательство собственно церковного происхождения синодальной и досинодальной эпохи сохранило свою силу настолько, насколько оно не отменено, не изменено и не устарело. Что же касается государственных законов о Церкви дореволюционного периода, не авторизованных высшей церковной властью, то они утратили силу. В новых государственно-правовых условиях внешнее положение Церкви в государстве определяется современным государственным законодательством; а право прежней государственной власти законодательствовать по внутрицерковным делам с самого начала не имело достаточных канонических оснований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Несколько иначе обстоит дело с разнородным правовым материалом, который был включен в " Кормчую Книгу " . Поскольку некоторые из законов византийских императоров вошли через " Кормчую Книгу " в русское право и сохранили силу не в результате зависимости Руси от издавшей их государственной власти, а по причине собственно церковных нужд и благодаря церковной традиции, то, по меньшей мере, относительную важность следует признавать даже за государственными законами византийского происхождения, включенными в " Кормчую " , в частности, по такому ее отделу, как церковное брачное право, которое сравнительно мало регламентировано канонами. Поэтому в некоторых случаях приходится ссылаться на византийские новеллы, освященные многовековой церковной традицией. Источники церковного права на западе Ввиду обилия и разнообразия церковно-правового материала встает вопрос об иерархии разных источников действующего ныне права Русской Православной Церкви. Первое место по авторитетности, бесспорно, принадлежит каноническому кодексу Вселенской Православной Церкви — Правилам Святых Апостолов, Соборов и Отцов, которые включены в " Пидалион " , " Афинскую Синтагму " и, в переводе на славяно-российский язык, в нашу " Книгу правил " . Эти правила не подлежат отмене, по меньшей мере, властью поместной Церкви. Следом за канонами по важности надо поставить " Устав Русской Православной Церкви " , принятый на Соборе 1988 г. и вполне заменивший " Положение о Русской Православной Церкви " , изданное Собором 1945 г. Определения Собора 1917-1918 гг. сохранили законную силу в той их части, которая не отменена формально, не заменена новыми нормами " Устава " и не противоречит существующим условиям церковной жизни. Источником действующего церковного права являются также Определения Священного Синода и Указы Святейших Патриархов, Патриарших Местоблюстителей и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — те из них, которые опять-таки не отменены и не устарели. Церковное законодательство собственно церковного происхождения синодальной и досинодальной эпохи сохранило свою силу настолько, насколько оно не отменено, не изменено и не устарело. Что же касается государственных законов о Церкви дореволюционного периода, не авторизованных высшей церковной властью, то они утратили силу. В новых государственно-правовых условиях внешнее положение Церкви в государстве определяется современным государственным законодательством; а право прежней государственной власти законодательствовать по внутрицерковным делам с самого начала не имело достаточных канонических оснований.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010