10 июля 1928 г. правительство Греции издало закон «О церковном управлении митрополий Вселенского Патриархата на новых территориях». По новому закону «все митрополии святейшего апостольского и патриаршего Вселенского престола на новых территориях признают в качестве своей административной власти Священный Синод Православной автокефальной Элладской Церкви в Афинах, которому передается Вселенским Патриархатом управление ими при сохранении в отношении них его канонических прав», а митрополиты новых территорий «во всем приравниваются к митрополитам автокефальной Элладской Церкви». Единственное исключение делалось для о-ва Крит: его церковная автономия сохранялась и епархии острова оставались в непосредственном подчинении КПЦ ( Βαβοσκος. 1973. Σ. 11-13). 4 сент. 1928 г. К-польский Патриархат утвердил это решение офиц. церковным актом, в который в свою очередь внес существенные оговорки относительно характера передаваемого Элладской Церкви «управления» своими епархиями: оно должно было касаться только «внутренних вопросов» этих епархий (ν τος π μρους τν παρχιν τοτων) и осуществляться «в виде опеки» (πιτροπικς) (Ibid. Σ. 9). Акты 1928 г. стали итогом длительных поисков наиболее приемлемого для всех сторон устроения церковного управления на «новых территориях», начавшихся еще в 1912 г. (ΓΠ. 1928. Σ. 18-26, 55-63, 193-120). В эти годы рассматривались как минимум 5 вариантов решения проблемы: 1) упразднение автокефалии Элладской Церкви, ее вхождение в состав КПЦ и создание единой церковной области на территории «Великой Греции» (утратило силу после 1922); 2) вхождение епархий «новых территорий» в состав Элладской Церкви (обычное в практике КПЦ решение в подобных ситуациях); 3) сохранение 2 церковных юрисдикций на территории Греции; 4) создание на базе епархий «новых территорий» автокефальной Церкви; 5) их объединение в автономную Церковь в составе КПЦ. В 1924 г. по инициативе Фессалоникийского митр. Геннадия (Алексиадиса) был проведен неофиц. опрос среди архиереев «новых территорий» относительно наилучшего, по их мнению, решения вопроса о статусе их епархий. Большинство (25 из 40) высказалось тогда за создание автономной (самоуправляемой) церковной области с собственным Синодом во главе с Фессалоникийским митрополитом, однако против этого решения выступили представители К-польского Патриархата. Наконец, в 1927 г. Афинский архиеп. Хризостом представил свой проект, согласно которому епархии «новых территорий» полностью встраивались в адм. и финансовую структуру Элладской Церкви, но оставались в «духовном» подчинении К-польскому Патриархату. Именно это предложение и было реализовано в 1928 г. ( Anastassiadis A. Sisyphean Task or Procrustean Bed?: Matching State and Church Borders and Promised Lands in Greece//Spatial Conceptions of the Nation: Modernizing Geographies in Greece and Turkey/Ed. N. Diamandouros et al. L., 2010. P. 65-91).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины. «Украинская Автокефальная Православная Церковь в Диаспоре» [ править править код ] Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви в Диаспоре». Сербская православная церковь [ править править код ] Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии. На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле. Антиохийская православная церковь [ править править код ] Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года — благочиние). Грузинская православная церковь [ править править код ] Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании. Неканонические юрисдикции [ править править код ] Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат) (36 приходов).

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Вели...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Внезапное нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 года и начавшаяся война, оккупация Украины и Белоруссии немецкими войсками принесли много изменений в церковной жизни. На Украине образовались две церкви: Украинская Автономная Православная Церковь и, так называемая, «Автокефальная Украинская Церковь». Во главе первой стоял архиепископ Алексий (Громадский), возведенный в сан митрополита Собором епископов в июле 1941 года в Свято-Успенской Почаевской Лавре; во главе второй — бывший - викарий Волынской епархии епископ Поликарп (Сикорский), порвавший связь с Матерью-Русской Церковью и лишенный ею 28 марта 1942 г. не только сана, но и монашества. Митрополит Дионисий, пытаясь утвердить свою власть на оккупированных землях Украины и Белоруссии, 15 июля 1942 года обратился со специальным меморандумом к немецким властям, но поддержки не нашел. Обе ЦерквиАвтономная и «Автокефальная» — имели в Киеве и в других важнейших городах Украины своих епископов. Богослужение в Автономной Церкви совершалось на церковнославянском языке, только с «украинской вымовой», а в «Автокефальной» — на украинском. Отношения между представителями двух ориентации были враждебными, что расстраивало общую церковную жизнь. В конце концов, епископы обеих Церквей пришли к выводу, что для блага Православия нужно примирить оба течения и прекратить смуту. В связи с этим в Почаевскую Лавру прибыли к митрополиту Алексию два епископа «Автокефальной» Церкви Никанор (Абрамович) и Мстислав (Скрипник), где 8 октября 1942 года и был подписан акт объединения. Но так как в акте утверждалась только одна Церковь и именно «Автокефальная», то все епископы Автономной Церкви не признали этого деяния, и дела церковного управления остались в прежнем состоянии. Свой поступок митрополит Алексий потом объяснял тем, что он руководствовался большим желанием водворения мира и согласия в Церкви. Епископ Поликарп стал на путь открытого сотрудничества с фашистами. Против митрополита Алексия настойчиво проводилась усиленная агитация. Наконец по пути в Дубно из Кременца 7 мая 1943 года неизвестными лицами он был убит вместе со всеми своими спутниками. Смерть митрополита несколько примирила враждующие стороны. Даже сам «епископ» Поликарп счел нужным совершить панихиду о почившем, однако в своем слове перед панихидой все же не смог себя сдержать, чтобы не упрекнуть новопреставленного. «Ото захтилося владици Олексиеви бути митрополитом и дистав за те смерть», — ораторствовал «епископ» Поликарп . Автономной Церковью с этого печального события начал управлять Киевский епископ Пантелеймон (Рудык). 8. Белорусская Церковь

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

3 . От Болгарской делегации – Митрополит Никодим. 4 . От Польской делегации – епископ Михаил. 5 . От Албанской делегации – г. Нико Димитрий Чани. 6 . От Чехословацкой – протоиерей Ч. Крачмар. 7 . От русских приходов в Болгарии – архиепископ Серафим. 8 . От Русской Церкви, кроме докладчика проф. B.C. Вертоградова, Митрополит Вениамин, епископ Гурий (содокладчик) и Л. Н. Парийский. Всего 11 человек Председатель – епископ Антим (Румынской Церкви) Секретарь – Л. Н. Парийский. III. О церковном календаре (а также о «славянском монашестве на Афоне» и о «различиях в обрядах в разных автокефальных церквах») 1 . От Антиохийской делегации – Митрополит Илия и архимандрит Василий. 2 . От Сербской делегации – Митрополит Иосиф и епископ Вениамин. 3 . От Румынской делегации – проф.-протоиерей П. Винтилеску. 4 . От Болгарской делегации – архимандрит Мефодий. 5 . От Польской делегации – протоиерей Евг. Наумов. 6 . От Албанской делегации – г. А. Любани. 7 . От Чехословацкой делегации – протоиерей Г. Новак. 8 . От Западно-Европейской делегации – Митрополит Серафим и протоиерей А. Сергеенко. 9 . От русских приходов в Болгарии – архиепископ Серафим. 10 . От русских приходов в Югославии – протоиерей Вл. Неклюдов. 11 .0т Голландской делегации – архимандрит Дионисий. 12 . От Китайской делегации – архимандрит Гавриил. 13 . От Русской Церкви, кроме докладчика А. И. Георгиевского , архиепископ Филипп, протоиерей Н. Бажанов и проф. С. В. Троицкий . Всего 19 человек. Председатель – Архимандрит Мефодий (Болгария). Секретарь – проф. С. В. Троицкий . IV. Экуменическое движение и Православная Церковь 1 . От Антиохийской делегации – Митрополит Илия и архимандрит Василий. 2 . От Грузинской делегации – Митрополит Ефрем и протодиакон Абохадзе. 3 . От Румынской – архиепископ Фирмилиан. 4 . От Болгарской делегации – Экзарх Митрополит Стефан и протоиерей В. Шпиллер. 5 . От Польской делегации – протоиерей А. Калинович. 6 . От Албанской делегации – протоиерей Л. Кономи. 7 . От Чехословацкой делегации – Б. Л. Черкес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году возведен в сан архимандрита. Поочередно был наместником (или настоятелем) монастырей – Дерманского и Загаевского на Волыни, Жировицкого на Гродненщине. Активно занимался политической и общественной деятельностью. В 1932 г. хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынско-Ровенской епархии. Принадлежал к Польской автокефалии. В 1940 г., вскоре после присоединения Западных областей Украины и Белоруссии к СССР, перешел служить в Украинский Экзархат Русской Православной Церкви. Назначен епископом Владимиро-Волынским. После немецкой оккупации Украины обратился к Митрополиту Варшавскому Дионисию с ходатайством благословить хиротонии новых епископов для воссоздаваемой Украинской Автокефальной Православной Церкви. Митрополит Дионисий удовлетворил данное ходатайство. Тогда же возведен в сан архиепископа Луцкого и объявлен «временным администратором Православной автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины». В марте 1942 года Патриаршим Местоблюстителем Русской Православной Церкви Митрополитом Сергием (Страгородским) с Собором архиереев запрещен в священнослужении, его священнодействия объявлены недействительными а распоряжения незаконными на основании ряда канонических положений. В случае неподчинения объявлялся лишенным священства и монашества с момента нарушения запрещения. Епископскому суду Московского Патриархата не подчинился. В мае 1942 года на «Соборе» УАПЦ получил титул «митрополита Киевского». В 1944 г. эвакуировался в Варшаву, затем через Словакию в Германию. С 1946 г. – митрополит-администратор Украинской Автокефальной Православной Церкви в эмиграции. В 1950 г. переехал во Францию и жил недалеко от Парижа. Поляков Филофеи Петрович (1893–1958), протоиерей. Родился в семье священника. Диакон Николаевской церкви на Петровском острове в Петрограде (1914–1918). В 1918–1921 гг. служил в тыловом ополчении Красной Армии. Иерей (1921). Священник Никольской церкви на Петровском острове (1921–1922), настоятель церкви Михаила Архангела (1924–1932). В 1929–1932 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Польская Церковь поддерживает предоставление автокефалии Украине, но только каноническим путем 5 апреля. ПРАВМИР. Польская Православная Церковь подтвердила, что не признает автокефалию недавно созданной церкви на Украине. Собор епископов Польской Автокефальной Православной Церкви ознакомился с корреспонденцией, касающейся автокефалии на Украине, поступившей из России, Сербии, Кипра, Болгарии, Чехии, Украины, а также из Константинополя, Александрии и Организации по правам человека при ООН. По итогам заседания Собор епископов решил, что поддерживает свою позицию по сложившейся ситуации, выраженную ранее, говорится в сообщении канцелярии. В частности, митрополит Варшавский и всея Польши Савва ранее писал, что Польская Церковь была и есть за предоставление полной самостоятельности – автокефалии Православной церкви Украины. При этом в Польской Церкви убеждены, что предоставление автокефалии должно происходить на основе догматических и канонических норм всей Православной Церкви, а не группе раскольников. В Церкви уверены, что отступники, лишенные священства, не могут представлять здоровый церковный организм. По словам митрополита Саввы, это неканоническое действие нарушает евхаристическое и межправительственное единство. В январе Константинопольский Патриарх Варфоломей предоставил томос об автокефалии новой украинской церкви, созданной по инициативе светских властей путем объединения двух раскольнических структур. Эту церковь не признала ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской. В Православных Церквях отмечают, что сложившаяся ситуация грозит расколом единства всего мирового Православия, и предлагают созвать для ее решения Всеправославный собор. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 октября, 2018 3 октября, 2018

http://pravmir.ru/polskaya-pravoslavnaya...

Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986), советский партийный и государственный деятель. В 1930–1941 гг. – председатель СНК СССР и СТО СССР (до 1937). С 1941 года – заместитель председателя, в 1942–1957 гг. – 1-й заместитель председателя СНК (Совета Министров) СССР, одновременно в 1941–1945 гг. – заместитель председателя ГКО. В 1939–1949 гг. и 1953–1956 гг. – нарком, министр иностранных дел СССР. Морщинин Константин Андреевич (1904–1973), советский и партийный деятель. В 1942–1949 гг. – 1-й секретарь Пензенского обкома и горкома ВКП(б). Мошинский Александр Иванович (1885–1955), протоиерей. Подвергался кратковременному аресту в 1923 году. Настоятель Спасо-Парголовской церкви в Ленинграде (1938–1955). Мстислав (Скрыпник (Скрипник) Степан Иванович) (1898–1993), митрополит. Племянник главы Директории Украинской народной республики Симона Петлюры, его адъютант. До Второй мировой войны проживал в Польше. В 1930 г. – депутат польского сейма от Волыни. С 1941 г. – представитель Рейхминистерства занятых восточных территорий при группе армий «Юг» и доверенное лицо по вопросам гражданского управления на оккупированной Украине. Принял монашеский постриг (1942). Епископ Переяславский (1942) в юрисдикции Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1944 г. эвакуировался в Варшаву, затем в Бреслау. Окормлял восточных рабочих в Судетах. В 1947 г. переехал в Канаду. Архиепископ Виннипегский и Канадский (1947). В 1971 г. на VII Соборе Украинской Автокефальной Православной Церкви в США избран митрополитом Филадельфийским и главой УАПЦ в США. На Соборе Украинской Автокефальной Православной Церкви, который состоялся в июне 1990 года в Киеве, провозглашен «Патриархом Киевским и всея Украины». Мюллер Генрих (1901-?), шеф гестапо (IV управления РСХА), группенфюрер СС. Исчез из поля зрения в первых числах мая 1945 года. Согласно одним источникам умер в 1948 г., согласно другим – перебрался в Чили. Назарий (Блинов Николай Михайлович) (1855–1928), архиепископ Тобольский. В 1910 г. рукоположен в епископа Черкасского, викария Киевской епархии, в 1919–1921 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЯ [Греч. μητρπολς - мать-город, что значит столица провинции], область, находящаяся в канонической власти митрополита , будь то глава автокефальной или автономной Церкви либо объединения неск. епархий. Так, Русская Церковь являлась одной из М. К-польского Патриархата от начала ее существования до 1448 г., когда она стала фактически автокефальной, сохранив при этом статус М., пока не была преобразована в 1589 г. в Патриархат, при этом отдельная Киевская М., объединявшая неск. епархий, просуществовала в составе К-польского Патриархата до 1687 г., когда она была окончательно переведена в состав Московского Патриархата. В окт. 2011 г. Свящ. Синод Русской Православной Церкви принял решение о радикальном преобразовании адм. деления Московского Патриархата и в связи с этим издал «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви». В соответствии с «Положением» епархии стали разукрупняться, при этом новообразованные епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, объединялись в М., территориально совпадавшие с прежними епархиями, к-рые подверглись разукрупнению. Процесс умножения числа епархий и М. с тех пор продолжается. Они расположены на территории Российской Федерации, и одна М. (Минская) - на территории Белорусского Экзархата. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским Собором 2013 г., епархии могут быть объединены в М., к-рые «образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (Устав РПЦ. 2013. XIV 2). В соответствии с «Положением о митрополиях Русской Православной Церкви» «митрополии, включающие в себя две или более епархий» являются «одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви» (Положение. 1). Решения о создании или упразднении М., их названиях, границах принимаются Свящ. Синодом, после чего эти решения исполняются, но при этом они подлежат утверждению на ближайшем Архиерейском Соборе. Епархии, вошедшие в состав М., остаются в прямом каноническом подчинении Патриарху, Свящ. Синоду, Архиерейскому и Поместному Собору и в прямой подсудности Общецерковному суду (Там же. 4, 5).

http://pravenc.ru/text/2563402.html

М. разделял настороженную т. зр. румын. архиереев по поводу чрезмерно сервильного отношения К-польского патриарха к правительству Османской империи, от имени к-рого патриарх осудил движение национального возрождения румын и угрожал румын. церковным иерархам отлучением в случае их сближения с движением за объединение Румынии. Вместе с тем М. ратовал за проведение умеренной политики в отношениях с зарубежным правосл. миром и особенно с КПЦ. Его усилия, направленные на то, чтобы избежать церковного раскола и установить рациональное сотрудничество с др. Православными Церквами, нашли отражение в выступлении М. в Сенате Румынии 3 дек. 1885 г., где в числе проч. обсуждался вопрос о том, правильно ли поступали власти, когда вели переговоры с КПЦ по поводу офиц. признания независимости РумПЦ. Оппонентом М. был юрист, румын. сенатор Г. Мырзеску; стенография прений была опубликована в ж. «Biserica Orthodox Român» (1885. Vol. 9. 12. P. 953-973). Подчеркивая тот факт, что в Конституции Румынии (1866) было отмечено сохранение догматического единства с Матерью-Церковью, М. утверждал, что с организационной т. зр. Восточная христианская Церковь должна представлять собой конфедерацию автономных Церквей, каждая из к-рых должна быть признана и уважаема др. Церквами. Хотя единство правосл. догматики фактически обеспечивало сохранение единства Православия, КПЦ М. отводил роль морального центра, не прибегающего к силовым средствам в борьбе за свою гегемонию. В отношениях с К-польской Патриархией румын. церковные и политические власти заняли твердую позицию, суть к-рой заключалась в том, что провозглашенную автокефалию необходимо защищать, ее не нужно ни у кого просить, причем после Берлинского конгресса 1878 г., признавшего полную независимость Румынии, международное признание автокефалии РумПЦ нельзя было откладывать. М. вместе с др. представителями РумПЦ полагал, что РумПЦ всегда была автокефальной: следуя историографической традиции, особенно трансильванских церковных историков кон. XVIII в., М. считал, что румыны приняли христианство в Римской империи, а не от К-поля. В качестве члена комиссии (делегации) Синода РумПЦ на переговорах с К-полем М. вел всю переписку с администрацией Патриархии. Его доклад о вмешательстве К-польского патриарха в дела автокефальной РумПЦ (Despre amestecul Patriarhiei din Constantinopol... 1882), прочитанный на заседании Синода 23 нояб. 1882 г., представлял собой синодальный документ, на основе к-рого в 1885 г. К-польской Патриархией и была признана автокефалия РумПЦ. В докладе М., основанном на четкой аргументации, подкрепленной большим историческим материалом, были учтены позиции церковного канонического права (со ссылками на греч. сборник церковного права «Пидалион» (1793-1800), «Опыт курса церковного законоведения» архим. Иоанна (Соколова)) и гос. законодательства.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010