Иларион (Огиенко Иван Иванович) (1882–1972), митрополит. Родился в семье бедных крестьян. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909). Доктор философии. Преподавал в Киевском коммерческом институте. В 1915–1918 гг. – приват-доцент кафедры языка и литературы Киевского университета. В 1917–1918 гг. сыграл значительную роль в украинизации учебных заведений. В 1918 г. – основатель и первый ректор Каменец-Подольского украинского университета. Занимал руководящие посты в правительствах Украинской народной республики. В 1919 г. – министр просвещения Украины в правительствах Владимира Чеховского и Сергея Остапенко. В 1919–1920 гг. – министр вероисповеданий в правительствах Исаака Мазепы и Вячеслава Прокоповича. В качестве министра выступал сторонником украинизации образования и организации украинской церковной автокефалии. В 1920 г., после отъезда украинской Директории из Каменец-Подольска оставался в нем в качестве главноуполномоченного правительства. После занятия Каменец-Подольска большевистскими войсками эмигрировал в Польшу. С 1920г. жил в городе Тарнове, где основал издательство «Ykpaihcьka Автокефальна Церква». Активно сотрудничал с униатской церковью. В 1921 г. – член совета республики, до 1924 г. – министр в правительстве Украинской народной республики в эмиграции. С 1924 г. преподавал украинский язык в Львовской учительской семинарии, в 1926–1932 гг. – профессор церковнославянского языка и палеографии на православном богословском факультете Варшавского университета. Уволен польскими властями как активный сторонник украинизации православной церкви. Редактировал в Варшаве журналы «Piдha мова» (1933–1939) и «Наша культура» (1935–1937). Пострижен в монашество (1940). Через несколько дней хиротонисан во епископа Холмского и Люблинского (Подляшского) Польской Автокефальной Православной Церкви, затем возведен в сан архиепископа (октябрь 1940). С марта 1944 года – митрополит. Относился к Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1944 году эвакуировался в Словакию, затем в Швейцарию (жил в Лозанне), в 1947 г. переехал в Канаду. В 1951 г. на Чрезвычайном соборе Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде в Виннипеге избран главой этого религиозного объединения с титулом митрополита Виннипегского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остается только повторять то, что было сказано: да, именно этот извращенный и болезненный национализм, ничего общего не имеющий с подлинно христианским отношением к своему народу, есть настоящая ересь в недрах Православной Церкви, действительно угрожающая делу спасения. И, конечно, именно с национализмом связано это столь болезненное переживание «автокефалии» и перенесение на нее категорий международного права, как мы это видим в равной мере и у сторонников Московской Патриархии, и в книге прот. М. Польского . В этом национализме повинны все мы – и русские, и греки, и все другие. И всем нам нужно каяться в этом попрании самого основного из заветов Христовых, в попрании самой основы Церкви – нового народа Божьего, в котором нет ни эллина, ни иудея, в котором только чада Божии, собранные воедино. Одно последнее замечание. О. Софроний указывает, что «автокефалии ни исторически, ни духовно не являются следствием чуждых кафолической Церкви филетизма, национализма, этатизма или политики» (с. 31). И через две строчки пишет: «История показывает, что в одном государстве могут сосуществовать несколько автокефальных Церквей». Действительно, в современной России существует две автокефальные Церкви – Русская и Грузинская. Но все-таки неужели о. Софроний не замечает, что эти две автокефалии существуют только благодаря национальному началу! Если в современной России действует, следовательно, национальный принцип автокефалии, то в России императорской, уничтожившей автокефалию Грузинской Церкви и включившей ее в Русскую, действовал принцип государственный. Что же значат слова о. Софрония о том, что автокефалии ни исторически, ни духовно не являются следствием этатизма или национализма, когда оба примера, приведенные им в подтверждение своей мысли, доказывают обратное? Историческая же правда заключается в том, и мы указывали на это, что первоначальный смысл автокефалии как определенной формы воплощения все того же поместного принципа, как регулирующей формы связи между Церквами постепенно – под влиянием именно национализма – был затемнен и извращен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

И все же, хотя в постановления Собора и вошло навязанное ему заявление о независимости Белорусской Церкви, было поставлено условие, что «каноническое объявление автокефалии наступит после признания ее всеми автокефальными Церквами» (в том числе Московской Патриархией). Послания главам других Церквей были составлены, переведены, переданы германским властям для пересылки только через год и так и не отправлены. После Собора сопротивление белоруссификации продолжалось: автокефалия не упоминалась ни в церковных документах, ни в официальной печати. А в мае 1944 г. архиерейская конференция Белорусской Церкви объявила постановления Собора 1942 г. недействительными на том основании, что на нем отсутствовали 2 старших епископа, которые не были допущены оккупационными властями. Все белорусские архиереи, эмигрировавшие в конце 1944 г. в Германию, присоединились к Карловацкому Синоду, что подчеркнуло их общерусскую ориентацию 473 . Иерархи Белорусской Церкви в годы войны неоднократно выступали с антикоммунистическими заявлениями. Например, майская 1944 г. конференция приняла резолюцию, в которой советская власть называлась «сатанинским отродьем» и «сыном дьявола» 474 . При этом большая часть духовенства занималась активной патриотической деятельностью. Участие его в партизанском движении в Белоруссии было особенно массовым. Правда, это движение было неоднородным. Так, из 440 тыс. учтенных партизан и подпольщиков республики 24 тыс. составляли члены антифашистских комитетов западных областей, не связанных с Москвой. Кроме того, на территории Белоруссии действовали нелегальные отряды украинских националистов и особенно активно – около 20 тыс. бойцов польской Армии Крайовой, которые нередко сражались не только с немцами, но и с партизанами (в этих боях погибло несколько тысяч человек) 475 . Далеко не сразу и многие из советских партизан стали относиться к духовенству положительно, значительная часть только с сентября 1943 г. И все-таки примеров помощи им священнослужителей с первых месяцев войны множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общее число восстановленных в Белоруссии храмов точно неизвестно. Согласно документам Совета по делам Русской православной церкви, на 1 января 1948 г. их численность в республике была 1051, в том числе 302 в восточных областях. Отмечалось, что почти все они открыты в период оккупации (20–25 % в зданиях, никогда не бывших церквами), но по сравнению со временем войны количество действующих храмов сильно сократилось. По всей видимости, их было не менее 600, так как в 1945 г. в Белоруссии считались действующими 1250 православных церквей, из них на долю восточной части республики приходилось около 500 (часть храмов к тому времени уже успели снять с регистрации) 898 . Кроме того, за годы оккупации, как уже говорилось, было возрождено 6 монастырей – 3 мужских и 3 женских. С самого начала Белорусской Церкви пришлось столкнуться с двумя попытками внести разделение в ее паству. Первая исходила от главы автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве митрополита Дионисия (Валединского), который, как бывший руководитель Польской Православной Церкви, считал себя вправе распоряжаться церковными делами в Белоруссии и на Украине. Идя навстречу требованиям нацистов, он признал автокефалию Белорусской Церкви, но на заседании возглавляемого митр. Дионисием Синода в Варшаве 9 сентября 1941 г. было решено установить для нее трех кандидатов во епископы. Германские историки Ф. Хейер и X. Вайзе пишут, что с просьбой хиротонисать во епископов белорусов к митр. Дионисию обращались и националистические круги. Из намеченных кандидатов вначале наибольшую активность проявил иеромонах Владимир (Финковский). В сообщении СД от 21 сентября говорилось, «что он является лучшим пропагандистом для германской стороны, его богослужения всегда содержат благодарственные слова фюреру. В своей комнате о. Финковский повесил портрет Гитлера и разъяснял верующим, что Белоруссия никогда не должна быть самостоятельным государством, а всегда оставаться под германским господством». При этом, по мнению СД, существенную роль могло играть желание стать архиереем, так как генеральному комиссару Кубе поступило ходатайство о назначении о. Финковского епископом или архиепископом Белоруссии 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кох Эрих (1896–1961), рейхскомиссар. В 1928–1945 гг. гауляйтер Восточной Пруссии, с 1933 г. и обер-президент Восточной Пруссии. В 09.1941–04.1944 гг. одновременно рейхскомиссар Украины, а с 20.09.1944 г. по 05.1945 г. рейхскомиссар Остланда. Отличался крайней жестокостью. В 1950 г. выдан Польше. В 1959 г. приговорен в Варшаве к повешению. Смертная казнь не была приведена в исполнение, умер в тюрьме. Лейббрандт Георг (5.09.1899 –?), германский чиновник. Родился в немецкой колонии на Украине. В 1918 г. эмигрировал в Германию. В 1940–1941 гг. руководитель службы «Восток» НСДАП. С 07.1941 г. по 06.1943 г. начальник главного отдела политики Восточного министерства в чине министериалдиректора. Летом 1943 г. стараниями СС изгнан со всех своих постов. С 1945 г. находился в тюрьме, освобожден в 1949 г. Лозе Хейнрих (2.09.1896–25.02.1964), рейхскомиссар. В 1930 г. гауляйтер Шлезвиг-Гольштейна. С 17.07.1941 г. по 20.09.1944 г. рейхскомиссар Остланда. В 1946 г. приговорен Нюрнбергским трибуналом к 10 годам заключения, освобожден в 1951 г. Магуниа Вальдемар , генеральный комиссар. С 02.1942 г. по 09.1943 г. генеральный комиссар генерал-бецирка Киев. Милве-Шрёден Анатоль , германский чиновник. С 07.1941 г. по 05.1945 г. начальник отдела, а затем руководящей группы культурной политики Восточного министерства. Мэе Хяльмар , вождь эстонских националистов. В 1941–1944 гг. руководитель назначенного нацистами Национального комитета в оккупированной Эстонии, фюрер эстонского самоуправления. Мстислав ( Скрыпник Степан , 10.04.1898–1990), епископ. Племянник и адъютант Петлюры. В 1930 г. депутат польского сейма. С 26.07.1941 г. представитель Рейхсминистерства занятых восточных территорий при группе армий «Юг» и доверенное лицо по вопросам организации гражданского управления на оккупированной Украине. 14.05.1942 г. хиротонисан во еп. Переяславского автокефальной Украинской Церкви. В 1944 г. эвакуировался в Варшаву, а затем в Бреслау. Назначен Гиммлером окормлять восточных рабочих в Судетах. С 12.10.1947 г. архиеп. Виннепегский и Канадский, с 16.10.1971 г. митр. Филадельфийский и глава Украинской Церкви за границей. С 1991 г. возглавлял одну из неканоничных автокефальных православных церквей на Украине в сане патриарха. Похоронен в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Равным образом, Польская Церковь прекращает молитвенное общение со всеми священнослужителями и мирянами Польской Церкви, разделяющими упомянутое заблуждение Митрополита Дионисия, впредь до их раскаяния» (Журнал Московской Патриархии. 1950. 8. С. 44). 22 июня 1948 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод Русской Церкви определили: «1. Принимая во внимание отказ Польской Церкви от ее неканонической автокефалии, Святейший Патриарх и Священный Синод ныне же восстанавливают с ней каноническое молитвенное и литургическое общение и дают ей право на полное самостоятельное управление. 2. По утверждении Собором епископов Православной Русской Церкви автокефалии Польской Церкви,Польская Церковь избирает Главу своей Церкви. К этому времени Польская Церковь получает устройство, требуемое канонами для автокефалии» (Журнал Московской Патриархии. 1950. 8. С. 45). Во главе Польской Православной Церкви временно стал архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей. После этого митрополит Дионисий направил Святейшему Патриарху Алексию покаянное письмо и в ноябре 1948 года был принят в каноническое общение Русской Православной Церковью в сущем сане. Однако Священный Синод признал невозможным оставить за ним титул «Блаженнейший», присвоенный ему Константинопольским Патриархом Василием III в 1927 году. Таким образом, получив законную автокефалию, Польская Церковь оставалась пока без Предстоятеля. 23 февраля 1950 года Константинопольский патриарх Афинагор направил Святейшему Патриарху Алексию I письмо с просьбой оставить митрополита Дионисия Предстоятелем Польской Православной Церкви. В ответном письме Святейший Патриарх Алексий I пояснил, что в соответствие с определением Священного Синода Русской Православной Церкви Польская Церковь является автокефальной, а значит полностью независимой в управлении, и поэтому ей самой надлежит решить вопрос о своем Предстоятеле. Варшавская кафедра продолжала вдовствовать до 1951 года. В апреле этого года состоялся Архиерейский собор Польской Православной Церкви. Его делегаты пришли к выводу, что «не находят ни в своей среде, ни среди духовенства и верующих Польской Автокефальной Православной Церкви достойного кандидата на столь ответственный пост». В связи с этим было решено обратиться к Святейшеиу Патриарху Московскому и всея Руси «с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, — лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков» (Журнал Московской Патриархии. 1951. 7. С. 3-4).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Высшая Церковная иерархия окончательно утратила свою независимость даже в вопросах церковно-канонического характера, отрешилась от внутренней свободы Церкви, а когда она — Высшая иерархия пыталась, было, робко сохранить остатки этой независимости, то Правительство перешло уже к прямому действию» . Дискриминационный характер носили регулировавшие положение Православной Церкви в Польше акты – Декрет президента «Об отношении государства к Польской Автокефальной Православной Церкви» и «Внутренний статут Польской Автокефальной православной Церкви» от 18 ноября 1938 г. и Закон об урегулировании правового положения имущества Православной Церкви от 23 июня 1939 г. . Еще более интенсивно шел процесс разрушения Православных святынь на «кресах», особенно в Люблинском воеводстве, весной-летом 1938 г. по инициативе военных властей (108 разрушенных церквей к июлю 1938 г.) . Но даже в 1939 г., перед Второй мировой войной, согласно официальной статистике Православная Церковь в Польше имела пять епархий с 4160000 верующих, из которых 211000 в Варшавско-Холмской области, 1475 православных приходов, 2500 церквей и часовен. В условиях угрозы существованию Православной Церкви 19 ноября 1938 года был опубликован декрет президента Республики «Об отношении государства к Польской Автокефальной Православной Церкви», а 10 декабря того же года – распоряжение Совета Министров о признании предложенного Церковью Внутреннего Статута Автокефальной Церкви в Польше. Придав определенную стабильность положению Церкви, он предусматривал широкие возможности государства для административного вмешательства в Ее дела, ополячивания и окатоличивания . С началом 2-й мировой войны целый ряд православных деятелей были интернированы в лагерь «Береза-Картузская» (В.В. Богданович, М.П. Кобрин, кн. Л.В. Лыщинский-Троекуров). Таким образом, основными особенностями церковной жизни Польши в межвоенный период представляются: · активное и часто определяющее вмешательство государственных властей и Костела в деятельность православных общин, чаще всего носившее характер гонений;

http://bogoslov.ru/article/4861337

Польская Православная Церковь Дата создания: 1948 г. Описание: Историческая справка Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью. В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату. В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии». Епархии Польской Церкви На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши: Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244549...

10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь даровала автокефалию Православной Церкви в Америке. В Константинополе эта новость была встречена крайне негативно. Основной причиной этого было восприятие появления автокефальной Церкви как претензии на поглощение епархий и приходов других автокефальных Церквей, действующих в Америке. Вместе с тем претензии на подобное поглощение имел сам Константинопольский Патриархат еще с 1923 года, заявивший при Патриархе Мелетии свои претензии на исключительное право окормления православной диаспоры («варварских земель»), к числу которых отнес и Америку. Возникновение же автокефальной Церкви делало эти планы несбыточными. Фанар увидел в Православной Церкви в Америке (ПЦА) своего конкурента. «Для Москвы предоставление автокефалии не имело ни одного из этих последствий. Автокефалия была простым признанием де-юре того факта, что ее бывшая Американская епархия, основанная в 1794 году, была тогда, в 1970 году, зрелой и независимой Церковью. Другими словами, Москва рассматривала автокефалию как внутреннее дело Русской Православной Церкви» – свидетельствует митрополит Феодосий. То есть Москва, в соответствии со своими каноническими правами, на своей территории, решала вопрос своей Митрополии. Признавая юрисдикционное и территориальное единство новой автокефальной Церкви, РПЦ не вмешивалась в дела других Церквей, действующих в Америке, а лишь отказывалась от своего права на параллельную юрисдикцию. За исключением небольшого числа временно остающихся в ее составе приходов, без права создания епархии или увеличения их числа. Это исключение было вынужденным в силу их несогласия войти в состав ПЦА. Автокефалию ПЦА признали Грузинская, Болгарская, Польская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии. На сайте Румынской церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестёр без уточнения её статуса. Ее благодатность не оспаривает ни одна из Православных Церквей (в отличие от «ПЦУ»), просто некоторые из них считают ее частью РПЦ, а некоторые автокефальной Церковью. Основным мотивом ее непризнания со стороны части Церквей является либо давление Константинополя, либо опасения утратить свои епархии или приходы в Америке. Но при этом все Церкви пребывают с ней в евхаристическом общении.

http://pravoslavie.ru/137048.html

В апреле 1951 года Собор епископов Автокефальной Польской Православной Церкви, занимаясь решением вопроса о замещении вдовствовавшей с 1948 года митрополичьей кафедры, пришел к выводу, что «члены его, в сознании особой важности переживаемого момента и ответственности пред Богом, Церковью и Родиной, не чувствуют себя в силах нести тяжелые обязанности, какие ожидают будущего Митрополита и кормчего корабля Православной Церкви в Польше, и не находят ни в своей среде, ни среди духовенства и верующих Польской Автокефальной Православной Церкви достойного кандидата на столь ответственный пост». Далее епископы подчеркивали: «История Церкви свидетельствует, что в подобного рода нуждах Поместные Церкви обращались с просьбой о помощи к братским Церквам. Наша Церковь (Польская. — К. С.), являющаяся плотью от плоти и костью от кости Церкви Русской, в настоящей своей нужде естественно должна обратиться за помощью к Церкви–Матери, в уверенности, что св. Автокефальная Русская Церковь не откажет в удовлетворении просьбы нашей Церкви и окажет ей помощь». В связи с вышеизложенным было решено: «Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, — лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно–религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков»   . Принимая во внимание ходатайство Собора епископов братской Польской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод 15 июня 1951 года постановили: «Отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви Преосвященного Архиепископа Львовского и Тернопольского Макария»   . 11. Предстоятели Польской Православной Церкви Предстоятелями Польской Православной Церкви в возрожденной Польше были:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010