Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Игумении монастырей Русской Православной Церкви совершили паломничество в обители Египта Служба коммуникации ОВЦС, 04.11.2022.  С 20 по 29 октября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа игумений монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Сызранским и Шигонским Леонтием совершила очередную паломническую поездку в монастыри Египта. Поездка была организована Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли: епископ Сызранский и Шигонский Леонтий; игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского старовропигиального монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря – Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы; игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского Полоцкого митрополичьего монастыря (Белорусский экзархат); игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска (Белорусский экзархат); игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря в Ульяновске (Симбирская епархия); игумения Леонида (Куликова), настоятельница Свято-Варсонофьевского монастыря (Краснослободская епархия); игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Свято-Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (Переславльская епархия); игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области (Коломенская епархия); игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница Троице-Георгиевского монастыря в с. Лесное Краснодарского края (Сочинская епархия); монахиня Капитолина (Филиппенко), старшая сестра монашеской общины при храме великомученика Никиты в с. Бывалино Московской области (Балашихинская епархия) и монашествующие насельницы женских монастырей.

http://mospat.ru/ru/news/89769/

Гедеон, князь Четвертинский, в сане епископа и митрополита, прославил себя благочестием, христианскими добродетелями, ревностью к православию, обширным умом и твердостью духа. По смерти (6-го апреля 1690 г.) погребен в Киевопечерской лавре. Преемники Четвертинского зависели от русского духовного правительства. История их с этого времени сливается с общей иссторией русской церкви. Митрополичья епархия После введения унии в западно-русской церкви, верными православию оставались только два епископа – львовский и перемышльский. Львовский епископ Гедеон Балабан, по званию патриаршего экзарха, управлял всей западорусской церковью, и кроме своей епархии наблюдал за ходом дел в пяти епархиях –полоцкой, владимирской, луцкой, пинской и холмской, в которых не было православных епископов. После восстановления в западно-русской церкви православной иерархии (1620–1632 г.), образовалась киевская митрополичья епархия, восстановлены захваченные униатами луцкая и перемышльская епархии и вновь образована белорусская епархия. В начале XVIII века прекратились православные епископы во Львове, Перемышле и Луцке, так что остались только две православные епархии – киевская митрополичья и белорусская. Львовская и перемышльская епархии, со всеми духовными учреждениями, всецело перешли в унию; но в луцкой епархии, которая обнимала и прежнюю православную владимиро-брестскую, некоторые обители остались верными православию и перешли в состав киевской митрополичьей епархии и в ведение киевских митрополитов. Таким образом, митрополичья епархия в начале XVIII века состояла: 1) из тех частей бывшей перед унией митрополичьей епархии, которые не захвачены унией и находились в воеводствах киевском, виленском, минском и новогрудском, и 2) из остатков бывших православных пинской, владимиро-брестской и луцко-острожской епархий: вследствие чего по своему внешнему протяжению и по числу учреждений митрополичья епархия была весьма обширна. Но, кроме того, много обителей, находившихся в пределах белорусской епархии, и даже вблизи самой кафедры, состояли в иерархической зависимости от киевского митрополита, вне подчинения своему епископу, что нередко подавало повод к смутам в церкви и, ослабляя единодушие пастырей, увеличивало силу их общих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

16 ноября 1859 года из Херсонской была выделена Таврическая епархия, после чего в ведении последней осталась только собственно Херсонская губерния. После начала революционной смуты в 1917 году как и во всей бывшей Российской империи, епархия подвергается гонениям со стороны атеистических властей, церковная жизнь всячески расшатывается. В 1921 году священномученик Прокопий (Титов) был назначен епархиальным архиереем уже с титулом Одесского и Херсонского, а в июне 1925 года – назначен на новую Херсонскую и Николаевскую кафедру. Эта отдельная кафедра существует также в период между 1944 и 1947 годами, когда ее кафедра находится в городе Херсоне. Однако, уже в 1947 году эта епархия была присоединена к Одесской епархии, которая вновь начинает именоваться Херсонской, с кафедрой в Одессе. 7 октября 1976 года ее наименование снова переменяется на Одесскую. В ведение этой кафедры входят Одесская и Херсонская области. В 1991 году, с падением атеистического режима и обретением Украиной независимости, когда здесь вновь началось духовное возрождение, Херсонская епархия с кафедрой в Херсоне, на территории одноименной области, восстанавливается как самостоятельная, будучи выделена из состава Одесской. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 декабря 2007 года из состава Херсонской выделена самостоятельная Каховская епархия. После этого в ведении Херсонской кафедры остались города Херсон и Новая Каховка и Белозерский, Голопристанский, Каланчакский, Скадовский, Цюрупинский, Чаплинский районы Херсонской области. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Благовещенский монастырь В 1856 г. на месте будущей обители благотворитель Лев Скадовский выделил землю для приюта девиц бедного сословия и вдов. В 1868-1869 гг. в усадьбе приюта построили каменный храм Св. Троицы. В 1883 г. община насельниц приюта была преобразована в женский Благовещенский монастырь. В 1891-1896 гг. в обители возвели Благовещенский собор с приделами Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (правый) и св. вмч. Георгия Победоносца (левый). К 1897 г. были построены колокольня, ограда, новая монастырская школа с интернатом, гостиница. В 1900-1909 гг. сооружен собор Св. Троицы с приделами Владимирской иконы Божией Матери (правый) и прп. Евфросинии Полоцкой (левый). В 1920 г. в монастыре был создан детгородок, в 1922 г. инокинь изгнали, в 1930-х гг. разрушили храмы. После Великой Отечественной войны до 1957 г. в обители находилась школа механизаторов, затем – профтехучилище. В 2007 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение возродить монастырь, в 2009 г. Церкви возвращена надвратная часовня, в 2010 г. у ее стен совершена 1-я Литургия, в том же году часовня освящена как Благовещенский храм и начато строительство жилых помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Херсонская_обл...

Наталия 24 декабря 2020, 23:20 23.12.20 в Псковской городской больнице, на 44-м году жизни в результате сердечной недостаточности, вызванной последствиями коронавирусной инфекции, отошёл ко Господу насельник Свято-Благовещенской Никаноровой пустыни иеромонах Тихон (Никоненко). Наталия 24 декабря 2020, 21:56 23 декабря 2020 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 44 году жизни скончался клирик Псковской епархии иеромонах Тихон (Никоненко), насельник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. Наталья 24 декабря 2020, 20:32 24.12.2020 года, на 81 году жизни, отошла ко Господу схимонахиня ФЕКЛА. Спасо-Вознесенская Власиева женская обитель с. Кузьмичи Ершичского р-на Смоленской обл. Рославльская Епархия РПЦ 24 декабря 2020 года в 35 лет от коронавирусной инфекции отошел ко Господу настоятель храма св. Николая Чудотворца в д.Коллективное Иерей МАРК Пуляк, Полоцкая епархия, БПЦ. Наталья 24 декабря 2020, 19:57 24 декабря 2020 года, на 87-м году жизни отошел ко Господу митрофорный Протоиерей ВАЛЕНТИН Никонов. Служил в г.Бишкеке в Свято-Воскресенском кафедральном соборе. Кыргызстанская епархия Наталья 24 декабря 2020, 19:35 21.12.2020 года, на 61-м году жизни скоропостижно скончался настоятель храма Живоначальной Троицы п. Врангель Протоиерей АЛЕКСАНДР Жолобов. Находкинская епархия. 23.12.2020 года на 55-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу настоятель храма Рождества Христова с. Рыбушка Иерей АНДРЕЙ Степанов. Саратовская епархия. Наталья 23 декабря 2020, 23:33 15 октября 2020 года в 75 лет преставилась монахиня Филарета (Трофимова Вера Павловна) и 4 ноября 2020 года в 76 лет преставилась монахиня Феврония (Петухова) - 76 лет - Никольский женский мон-рь пос.Могочино Томская область. 20.11.2020 года отошла ко Господу инокиня АННА Панченко, 79 лет. г.Краснодар Наталия 23 декабря 2020, 20:17 23 декабря 2020 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 66 году жизни скончался клирик Волгоградской епархии протоиерей Вячеслав Жебелев, настоятель кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери г. Волгограда.

http://pravoslavie.ru/133481.html

Одну из сих последних епархий нужно бы уничтожить. Первоначально образованы в России только три епархии, Виленская же составлена уже в 1809 году из церквей Брестской епархии, и то единственно дабы митрополиты имели свою особенную епархию. Между тем состав сей епархии вовсе не выгоден – она почти вся состоит в Минской губернии, несравненно ближе к Полоцку, чем к Вильне, где имеет пребывание епархиальное начальство, и священники в вознаграждение затруднительного сюда по делам путешествия напитываются господствующим здесь духом Римского обряда. Во всей Виленской губернии имеется только 35 Униатских церквей, да и то 29 состоит в Ошмянском уезде, на границе Гродненской губернии положенном и в равном почти расстоянии от Жировиц как от Вильны находящемся; из остальных же шести церквей только две имеют небольшое количество прихожан, а в самой Вильне Униатского народа вовсе не имеется. Кроме того сия епархия находится в крайнем расстройстве, и как суфраган Головня, так и консистория за происходящее там беспорядки и нерадение давно бы уже должны подвергнуться суду без послабления со стороны коллегии и защиты от его высокопреосвященства митрополита. Здесь столь мало имеется образованного духовенства, что митрополит должен был назначить официал из Брестской епархии. Виленская епархия и потому должна предпочтительно уничтожиться, что Луцкая, в трёх губерниях состоящая, по своему положению не может быть присоединена удобно к другим епархиям, и что за оною нужен ближайший присмотр по беспрекословному там переходу Униатов к Римскому обряду. Ежели бы по политическим причинам нужен был в Вильно русский епископ, то такового лучше назначить из Греко-Российского исповедания – в Вильно имеются Греко-Россияне и монастырь сего же обряда. За помещением в Овруче епархиального правления и семинарии Луцкой епархии, три Униатские епархии составились бы самым выгоднейшим образом как следует – Брестскую назначить для Гродненской и Виленской губернии, а также Белостокской области, Полоцкую по прежнему для обеих Белорусских губерний, Луцкую по прежнему же для Волынской, Киевской и Подольской губерний – Минской губернии, ныне к Виленской и Брестской епархиям принадлежащей, северные четыре уезда: Дисненский, Виленский, Минский и Борисовский, ближе к Полоцку лежащие, со 188 приходами причислить к Полоцкой, южные же шесть уездов: Игуменский, Бобруйский, Слуцкий, Пинский, Мозырский и Ржечицкий, к Овручу принадлежащие, с 206 приходами – к Луцкой епархии; да кроме того присоединить к Полоцкой епархии Курляндскую губернию с имеющимися там семи Униатскими приходами, по нынешней Виленской епархии считающимися, а к Луцкой – четыре Униатские же Полоцкой епархии прихода, в Херсонской губернии состоящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Так совершилось перенесение архиерейской кафедры и открытие епархиального управления в Вильне. Как епархия, так и консистория и семинария должны были, по ходатайству Иосифа, удержать свое прежнее наименование „Литовских», без перемены на „Виленских», в виду того практического неудобства, что в Вильне уже существовали, под названием Виленских, католическая – семинария, консистория и епархия, а также потому, что это старое название напоминало, как о старых, весьма светлых страницах православия в Литовской стране, так о недавнем перерождении униатов Литовской епархии в православных. Открыв затем временную домовую церковь в большой столовой архиерейского дома (ныне приемный зал) и совершив торжественные богослужения в соборе в день Вознесения и в церкви Троицкого монастыря в Троицын день, Иосиф торжественно освятил (4 июня 1845 года), в день Сошествия Св. Духа, обновленный (старанием епископа Платона, впоследствии – митрополита Киевского) главный престол Свято-Духова монастыря и самый монастырь, поступивший в его ведение взамен Троицкого монастыря. В день этого торжества новый священно-архимандрит первоклассного Свято-Духова монастыря, архиепископ Иосиф, препроводил губернатору триста рублей для раздачи бедным жителям города Вильны, без различия вероисповедания. К вечеру того же дня Иосиф должен был отправиться, по Высочайшему повелению, для обозрения воссоединенных епархий Могилевской, Минской и Полоцкой. Кроме этого неожиданного и трудного поручения, исполненного в течение одного месяца, Иосиф тогда же обозревал, недавно-перечисленные к Литовской епархии из Минской и Полоцкой епархий, Вилейский и Дисненский уезды. В представленном в Св. Синод отчете об этой ревизии высокопреосвященный писал, между прочим, что более двух с половиною тысяч католиков присоединилось к православной церкви в 4-х епархиях, и в течение пяти лет совершено около трех с половиною тысяч смешанных браков. Материальное обеспечение духовенства заставляет желать многого. Отрастивших бороду и принявших рясу было: в Могилевской епархии 7, в Полоцкой до 50, в Минской более 60, в Литовской 301, т. е. более половины всех священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Спасо-Евфросиниевский , 1 кл., в 3 в. от г. Полоцка. Основан в XII в. св. княжной Евфросинией (см. 23 мая); в 1579 г. был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 г. возвращен в православие; в 1667 г. снова попал в руки иезуитов; в 1820 г., когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 г. передан был духовному ведомству; в 1840 г. восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 г. пр. Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи пр. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Св. Синода, в 1910 г. Это торжество перенесения св. мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось целый месяц, с 22 апр. по 22 мая. От Киева до г. Орши (Могилевской губ.) св. мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до г. Полоцка и Спасо-Евфросиниевской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В мон. также хранятся: келия пр. Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1161 г. драгоценный шестиконечный крест, длиной в 11¾ верш., с частицами мощей свв. угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот всегда должен пребывать в основанной др. Евфросинией обители. В 1897 г. в мон. освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При мон. женское училище и образцовая цер.-прих. школа. Тадулинский Успенский , 2 кл., в 30 в. от Витебска, на бер. оз. Вымно. Учрежден в 1888 г. вместо мужского мон., существовавшего с 1842 г. на месте римско-католического, основанного в пол. XVIII в. Полтавская епархия Мужские: Густынский Св.-Троицкий , 3 кл., в 8 в. от г. Прилук, на острове Густыне, образованном р. Удаем. Основан в 1610 г. афонским иеросхимонахом Иосафом; в 1793 г. упразднен; в 1843 г. восстановлен. В мон. находится чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковой, Смоленская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это верно только отчасти. Как показывают современные научные данные, в 90-х годах Х столетия было учреждено только четыре архиерейских кафедры – Новгородская, Полоцкая, Черниговская, Белгородская. Последняя была викарной епископией Киевской митрополии. В Белгороде находилась вторая резиденция великого князя и поэтому белгородская кафедральная церковь занимала особое место в церковно-административной системе страны. Белгородский епископ ведал делами управления Киевской епархии. Тмутараканское княжество включало земли на Кубани и в Приазовье, завоеванные еще Святославом во время похода на Хазарию и окончательно закрепленные Св. Владимиром в результате похода 989 г. на Херсонесс. Тмутаракань (греческая Таматарха), стала стольным городом сына Св. Владимира, Мстислава. Епархия, основанная здесь еще в VI веке, была Константинопольским патриархом включена в состав Киевской митрополии. В последующее время новые епископские кафедры учреждались прежде всего в городах, являющихся центрами обширных областей, населенных угро-финскими и балтскими племенами, среди которых Христианство распространялось с большим трудом. Кафедра в Турове была основана около 1003 г. Ростовская епархия, как это теперь достоверно установлено, основана при внуке Св. Владимира, великом князе Изяславе Ярославиче в 1077 году, Владимиро-Волынская епархия учреждена в 1085 году. Пределы территории каждой из этих епархий включали несколько удельных княжеств. В дальнейшем учреждение кафедр было связано с образованием новых княжеских уделов. В середине XI века, когда младший сын Ярослава Мудрого – Всеволод получил в удел Переяславль, там была образована епархия, границы которой охватывали земли днепровского Правобережья южнее Киева, Смоленскую и Суздальскую область. Когда в 1136 году из Переяславского княжества выделен был Смоленский удел, была учреждена епископская кафедра в Смоленске. В 1141 году князь Владимир Володаревич создал самостоятельное Галицкое княжество. Тогда же была образована Галицкая епархия, в пределы которой вошли области, находившееся ранее под церковным управлением епископа Владимиро-Волынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сведениях, которые сообщаются актами относительно области митрополии, есть один непонятный для нас пункт. В числе епархий митрополии поименовывается епархия туровская; а так как область туровская в государственном отношении, несомненно, принадлежала тогда Литве, то из этого, несомненно, следует, что и литовская или принадлежавшая Литве Русь входила в область митрополии. Между тем в числе епархий митрополии не упоминается другая литовско-русская епархия полоцкая. Вероятнейшей причиной умолчания представляется нам следующее. В канцеляриях императорской и патриаршей не было известно, какие епархии входили в состав митрополии галицкой, открытой в 1337–1338 году; но в них известно было, какие епархии входили в состав митрополии галицкой, открытой в первый раз, в 1303 году. Предполагая, что состав епархий митрополии, открытой в 1337–1338 году, был тот же, что митрополии, открытой в 1303 году, канцелярии и перечисляют в актах те епархии, которые составляли митрополию 1303 года. А так как епархия полоцкая не входила в состав митрополии 1303 года, то по этой причине её и не значится в числе епархий митрополии 1337–1338 года. В актах сообщается нам нечто и из внутренней истории митрополии, именно – патриарх в своём постановлении об её закрытии разрешает и соборно снимает церковное запрещение, которое произнесено было против епископов и других лиц, не хотевших повиноваться митрополиту 266 . Затем узнаём, что митрополит Феогност и прежде закрытия митрополии и при самом закрытии возводил на бывшего митрополита какие-то, к сожалению, остающиеся вовсе неизвестными, обвинения. Что вследствие этих обвинений император и патриарх решили по закрытию митрополии подвергнуть бывшего митрополита соборному суду последнего, и что патриарх призывал его на свой соборный суд. Император пишет в своей грамоте к митрополиту Феогносту: «Относительно галицкого митрополита моё царское величество определило, чтобы он прибыл сюда на суд по возводимым на него обвинениям, которые ты и прежде возбуждал против него и теперь опять возбуждаешь», и приглашает митрополита для предъявления обвинений патриаршему собору или явиться самому лично или прислать уполномоченных 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Представители Белорусского экзархата ознакомились с польским опытом профилактики домашнего насилия и реабилитации пострадавших от него 15 августа 2013 г. 18:04 С 6 по 10 августа 2013 года группа представителей Белорусской Православной Церкви совершила образовательный визит в Польшу по маршруту Белосток — Варшава — Августов — Сувалки. В поездке приняли участие сотрудники Союза сестричеств милосердия Белорусского экзархата (исполнительный секретарь Елена Зенкевич и пресс-секретарь Антонина Банько), руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии протоиерей Александр Шимбалев, духовник сестричества в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (г. Лида). протоиерей Алексий Глинский, помощник ректора Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета Елена Шимбалева, а также руководители епархиальных отделов социального служения: протоиерей Олег Шульгин (Минская епархия), протоиерей Григорий Беляцкий ( Гродненская епархия ), протоиерей Сергий Чирун ( Брестская епархия ) и др. В каждом городе участники поездки знакомились с организацией работы ведомств и приютов для пострадавших от домашнего насилия, узнавали об особенностях работы с жертвами и агрессорами. В программу визита вошло посещение государственных, общественных и религиозных организаций, занимающихся проблемой насилия в семье. В частности, белорусские делегаты посетили кризисный центр при Центре поддержке семьи в Белостоке, где узнали о польском опыте работы с агрессорами, особенно в тюрьмах, а также осмотрели приют для пострадавших от насилия в семье и православный благотворительный центр поддержки семьи Eleos, где обратили особое внимание на работу с волонтерами, в том числе со студентами. Конструктивный диалог, позволивший объективно оценить польское законодательство в сфере противодействия домашнему насилию и его профилактики, а также взаимодействие государственных и негосударственных структур, состоялся в Министерстве труда и социальной политики Польши. Гости ознакомились также с деятельностью общественной организации «За женские права» (Center for Women’s Rights). В Белорусском экзархате планируют отправить своих специалистов на краткую стажировку в Специализированный центр поддержки жертв домашнего насилия при районном Центре поддержки семьи в Сувалках. В свою очередь, представители Белорусского экзархата делились с польскими коллегами своим опытом организации социальной работы и противодействия домашнему насилию. Особый интерес у польской стороны вызвал опыт сотрудников Кризисного центра помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия. Центр опекается сестричеством в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (г. Лида). Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010