Тут дело, конечно, не в академическом споре. Мы живем не в эпоху " религиозно-философских собраний " , а в более серьезное время - окончательного определения себя или как христиан, или как не христиан. Мир страдает от оскудения любви. Отцы учили, что воздержанием человек борется со своей гордостью и самолюбием, - с неразумной любовью к самому себе, т. е. с силой, противоборствующей смирению и любви к людям. " Телесные труды (подвига воздержания) приводят душу к смирению, - пишет св. авва Дорофей, - потому что душа состраждет телу и соучаствует во всем, что делается в теле. (Так) как труд телесный смиряет тело, то вместе с ним смиряется и душа " (Д II - 607). Смирях постом душу мою (Пс. XXXIV, 13), - читаем мы в псалме. " Самолюбие есть неразумная любовь к телу, - говорил св. Максим Исповедник. Кто (эту) мать страстей отвергнет, тот, при помощи Божией, удобно отложит и все другие страсти: гнев, печаль, злопамятство и прочие (Д III, 188, 178). Чтобы не иссякла любовь к другим, чтобы через победу над гневом, гордостью выйти на дорогу любви к людям, - человек должен уменьшить свою любовь к себе, должен надеть на себя узду воздержания. Невоздержание есть прямой источник увеличения холода в мире. Как сказано в Евангелии: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. XXIV, 12). В 5 главе Послания к Галатам невоздержание, так же как в Евангелии, противополагается любви к людям. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Слово " но " разделяет два противоположных устремления: служение любви отрывает нас от угождения своей плоти. Все свое учение о подвиге воздержания Отцы взяли из Слова Божия. Вот некоторые выписки Апостольских откровений, положенных Отцами в основу аскетики. Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Галат. 5, 17). Все подвижники воздерживаются от всего. Усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9, 25-27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Уже в начале своего Евангелия, изображая Божество Иисуса Христа ( Ин. 1:1–18 ), Иоанн подобно орлу воспарил к солнцу и орлиным оком проникнул в недоступные для естественного ума небесные высоты Боговедения. Для означения этого-то отличительного характера четвертого Евангелия святому Иоанну и усвоено изображение орла, который является прекрасным символом возвышенного его учения о Боге Слове. (См. «Кормчий», 1895 г., 20). III. Таковы, братие, символические изображения святых евангелистов. Запомним объяснение их смысла, чтобы нам впоследствии разумно относиться к тому, что мы видим на святом Евангелии и святых иконах в храме. Беседа 6. О том, почему апостол Петр изображается на иконах с ключами, а апостол Павел с мечом I. Настоящая беседа наша будет о том, почему на иконах святой апостол Петр изображается имеющим в деснице ключи, а святой апостол Павел – с мечом. II. а) Ключи на иконе апостола Петра означают «ключи Царства Небесного», которые Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, обещал первоверховному апостолу дать за твердое и решительное исповедание Его Сыном Божиим. Дело происходило так. Пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за которого-нибудь из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отличавшийся от прочих апостолов особенною горячностию и решимостью духа, один, предваряя их, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «блажен ты, Симон сын Ионин», сказал Он апостолу, «потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Засим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр один, преимущественно пред другими апостолами, услышал от Христа новое слово о Церкви и на первоначальном всеобщем Камне основания – Христе ( 1Петр. 2:4 ) – положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть апостолов ( Еф. 2:20 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Учение о сошествии Христа во ад содержится и в тех произведениях Оригена , которые сохранились только на латинском языке. В «Толковании на Послание к Римлянам» Ориген говорит о том, что произошло с диаволом после того, как он был побежден Христом: Царство смерти действительно разрушено, и плен, который оно держало, уничтожен. Но поскольку враг и тиран должен быть снова разрушен при кончине века (in fine saeculi), поэтому ныне мы видим его не столько царствующим, сколько разбойничающим (non tam regnari, quam latrocinari) и изгнанным из царства своего, скитающимся по пустыням и дорогам, чтобы найти для себя неверующих 164 . Таким образом, при сошествии Христа во ад диавол был побежден и лишен власти, однако он продолжает действовать до тех пор, пока его власти не будет положен конец при Втором Пришествии Христовом. О победе над диаволом говорится и в следующем тексте, где аллегорически толкуется Мф. 12:29 : ...Христос добровольно истощил Себя... и принял «образ раба», претерпел господство тирана, «был послушен даже до смерти» 165 , каковой смертью Он разрушил того, кто имел державу смерти (mortem imperiam), то есть диавола, чтобы освободить тех, кого удерживала смерть. Ибо связав сильного и крестом победив его, Он вошел в дом его – в дом смерти, в ад – и расхитил сосуды его, то есть вывел души, которые удерживала смерть. Именно об этом загадочно сказано в Евангелии: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» 166 Сначала Он связал его на кресте, а затем вошел в дом его, то есть ад, и оттуда «восшед на высоту, пленил плен» 167 , то есть тех, кто воскрес вместе с Ним и вошел в Небесный Иерусалим. Поэтому апостол справедливо говорит: «Смерть уже не имеет над Ним власти» 168 . Обзор взглядов писателей II-III вв. показывает, что уже в это время сформировалась традиция, отраженная в «Евангелии Никодима» и включающая в себя учения 1) о сошествии Христа во ад, 2) о проповеди Иоанна Предтечи в аду перед сошествием туда Христа, 3) о том, что Христос, сойдя во ад, вывел оттуда первозданного Адама, 4) о том, что благодаря сошествию Христа во ад и воскресению в рай вошел благоразумный разбойник, 5) о победе Христа над диаволом, адом и смертью. Эти темы нашли развитие и у последующих церковных писателей. Восточные Отцы IV века

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учение о сошествии Христа во ад содержится и в тех произведениях Оригена, которые сохранились только на латинском языке. В «Толковании на Послание к Римлянам» Ориген говорит о том, что произошло с диаволом после того, как он был побежден Христом: Царство смерти действительно разрушено, и плен, который оно держало, уничтожен. Но поскольку враг и тиран должен быть снова разрушен при кончине века (in fine saeculi), поэтому ныне мы видим его не столько царствующим, сколько разбойничающим (non tam regnari, quam latrocinari) и изгнанным из царства своего, скитающимся по пустыням и дорогам, чтобы найти для себя неверующих  . Таким образом, при сошествии Христа во ад диавол был побежден и лишен власти, однако он продолжает действовать до тех пор, пока его власти не будет положен конец при Втором Пришествии Христовом. О победе над диаволом говорится и в следующем тексте, где аллегорически толкуется Мф. 12:29: …Христос добровольно истощил Себя… и принял «образ раба», претерпел господство тирана, «был послушен даже до смерти»  , каковой смертью Он разрушил того, кто имел державу смерти (mortem imperiam), то есть диавола, чтобы освободить тех, кого удерживала смерть. Ибо связав сильного и крестом победив его, Он вошел в дом его — в дом смерти, в ад — и расхитил сосуды его, то есть вывел души, которые удерживала смерть. Именно об этом загадочно сказано в Евангелии: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?»  Сначала Он связал его на кресте, а затем вошел в дом его, то есть ад, и оттуда «восшед на высоту, пленил плен»  , то есть тех, кто воскрес вместе с Ним и вошел в Небесный Иерусалим. Поэтому апостол справедливо говорит: «Смерть уже не имеет над Ним власти»  . Обзор взглядов писателей II-III вв. показывает, что уже в это время сформировалась традиция, отраженная в «Евангелии Никодима» и включающая в себя учения 1) о сошествии Христа во ад, 2) о проповеди Иоанна Предтечи в аду перед сошествием туда Христа, 3) о том, что Христос, сойдя во ад, вывел оттуда первозданного Адама, 4) о том, что благодаря сошествию Христа во ад и воскресению в рай вошел благоразумный разбойник, 5) о победе Христа над диаволом, адом и смертью. Эти темы нашли развитие и у последующих церковных писателей. Восточные Отцы IV века

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

В декретах Л. С. упоминается о мн. мерах судебного воздействия, заимствованных из рим. права: аннулирование рескриптов и результатов проведенного по ним процесса (Collectio III, N 3: Dispendia litium); рассмотрение дела в отсутствие одной из сторон и запрет обжалования приговора (Collectio III, N 4: Statuimus, ut si quis electionem); аннулирование эксцепций (встречных возражений) (Collectio III, N 15: Frequens et assidua; 21: Pia consideratione) и апелляций (Collectio III, N 25: Cordi nobis); ввод во владение спорным имуществом (Collectio III, N 17: Eum qui super dignitate); лишение права вызывать в суд ответчика (Collectio III, N 16: Actor qui); возврат дела к прежнему судье (Collectio III, N 25: Cordi nobis); выплата судебных издержек другой стороне (Collectio III, N 3, 4, 15, 16, 21, 22: Cum aeterni principis; 25) и штрафа суду (Collectio III, N 15, 21), а также право сторон не повиноваться незаконному вызову в суд (эта мера была направлена против недобросовестных судей) (Collectio III, N 2: Presenti decreto; 12: Iuris esse). Постановление «Cura nos», включавшее обличительную проповедь против корыстолюбивых и пренебрегающих своими обязанностями управляющих церковным имуществом и предписания по реформированию хозяйственной жизни приходов, диоцезов, капитулов и мон-рей, предусматривало инвентаризацию церковного имущества при вступлении прелата в должность, ежегодные отчеты об управлении этим имуществом и усиление контроля за ним. Буллой «Afflicti corde» папа Иннокентий IV объявил о начале нового крестового похода на Св. землю (без указания места и времени сбора крестоносцев) и определил источники финансирования экспедиции. Фактически документ повторял положения буллы «Ad liberandam», изданной в 1215 г. папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Постановление «Ardius» о военной помощи Латинской империи - освобождение империи и помощь государствам крестоносцев на Св. земле должны были способствовать прославлению католической веры, укреплению церковных свобод и в перспективе привести к воссоединению Церквей - вызвало открытые возражения участников Л. С. не только из-за тяжких выплат (от 1/3 до 1/2 доходов клириков), но и из-за того, что сбор денег должны были осуществлять специальные папские сборщики (collectores), по отношению к к-рым традиционными были жалобы на чрезмерные притязания. Постановление «Christianae religionis» касалось военно-оборонительных мероприятий: предполагалось возвести на вост. границах Европы укрепления с целью оградить Зап. Европу от нападений татар. Предусматривалось создание системы оповещения об их действиях, причем эту систему должен был возглавлять папа Римский. Итоги Л. С.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

18). На энколпионах с выемчатой эмалью VI группы чаще используются пятичастные композиции, близкие к энколпионам VII группы, реже четырёхчастные композиции. Таким образом, по форме и композиции ясно выделяются, с одной стороны, рельефные энколпионы II группы и рельефно-чернёные III группы, с другой – энколпионы с мелкими, плотно скомпонованными изображениями VII группы и близкие к ним энколпионы VI и VIII групп. Энколпионы с черневыми изображениями IV группы и с перегородчато-выемчатыми эмалями V группы занимают между ними особое положение, тяготея всё же к рельефным энколпионам II группы и рельефно-чернёным III группы. Основные тенденции в развитии древнерусских энколпионов наиболее полно и надёжно отражают энколпионы, представленные большими сериями. В этом отношении показательны и сопоставимы энколпионы II, III и IV групп, исключая из их состава редкие типы (такие, как II.1.2, II.1,3, II.1,4 – рис. 9; II.2.1, II.4.3 рис. 12) 400 , а также энколпионы VII группы. Остальные, как было показано, тяготеют ко II, III, IV группам или к VII группе. Рельефные энколпионы II группы с закруглёнными концами и рельефно-черневые III группы имеют общие стандартные размеры створок и повторяющиеся иконографические композиции. На больших и средних складнях: Распятие и 3 святых – Богоматерь Одигитрия и 3 святых (рис. 7, 8). Из малых энколпионов только борисоглебские II.3.1, III.2.1 (рис. 10 и 11) – представлены серийно, остальные – единичными экземплярами. Но среди малых рельефно-черневых энколпионов сеть очень большая серия с изображениями Распятия с предстоящими на лицевой створке. Богоматери Ассунты и 3 святых на оборотной – III.2.3 (рис. 11). Этот тип малых рельефно-черневых энколпионов отличается ещё тем, что имеет довольно неустойчивые размеры, сводящиеся в основном к трём стандартам (это вместе с комбинированным вариантом этого типа, в котором створка с Богоматерью Ассунтой заменена плоской створкой с изображением креста и монограмм – III.2.4). А главное, этот же иконографический тип, только в сокращённом варианте (Распятие Богоматерь Ассунта), представлен многочисленными миниатюрными энколпионами III.3.1 и его комбинированными вариантами III.3.2.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Этим пессимизм Эпиктета обрисовывается еще яснее, когда мы обратим внимание на то, что самый источник греха, с точки зрения Эпиктета, находится вне свободной воли человека именно в материи. Последняя же властвует над человеком даже тогда, когда его разум еще дремлет. Да и в позднейшее время, когда человеческий ум уже более или менее развился, человек все-таки, как мы видели, продолжает встречать преграды со стороны материальных вещей, вводящих его в заблуждение и заставляющих его часто приходить к ложным мнениям и заключениям. По Эпиктету, как и по учению других стоиков, ум, как нечто Божественное, сам по себе не может заблуждаться. Именно, во внешних вещах заключается некоторая, как бы, приманка (πιθαντης), или обольстительная «видимость», благодаря которой наш ум эти вещи принимает за истинное благо, хотя на самом деле это не так. Эта обманчивая прелесть внешних вещей действует на ум подобным же образом, как действуют софизмы диалектиков и скептиков (см. Diss. III, 23; ср. I, 27, 3; III, 8. 1; 7. 22 и друг.). Естественное оружие для борьбы с этою πιθαντης τν πραγμτων дают нам врожденные нам общие понятия – προλψεις (Diss. I, 27. 6). Но, во-первых, ведь общие понятия о вещах развиваются сравнительно поздно и, по мнению Эпиктета, далеко не для всякого человека это доступно, если взять во внимание то, что Эпиктет под развитием общих понятий разумел не что иное, как именно философское развитие человеческого мышления (Diss. II, 8. 1; IV, 8. 12; III, 9. 20; III, 6. 1; III, 1. 26; III, 9. 2; IV, 10. 26; II, 19. 32; III, 26. 9; III, 22. 59; III, 20. 4 и друг.); во-вторых, даже при самом высоком умственном развитии, человек, согласно взгляду Эпиктета, может ведь только успешно отражать нападения материи, но не искоренять самый источник греха, ибо этот источник – не в душе человека, следовательно, не в его власти. Отсюда нам становится понятным желание Эпиктета, как и других стоиков, совершенно избавиться от уз материи после смерти: ведь, только этим путем, по Эпиктету, человек окончательно избавляется от нападений со стороны материи, следовательно, и от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

– В. Т.)... я ненадолго оставлю в стороне, чтобы в соответствии с ходом времен поместить в этом месте римские войны» (III. 15.1). С другой стороны, он вполне умело делает и логические, определяемые не столько ходом времени, сколько развитием сюжета, переходы от событий, происходивших в одном регионе, к событиям, имевшим место в другом. Например, завершив рассказ о войне римлян с латинами, которую Орозий датирует 409 г. от основания Города (III.9.1), он упоминает о вторжении в Италию Александра Эпирского (422 г. от основания Города, III.11.1). что позволяет ему вернуться на несколько лет назад и рассказать о событиях в Македонии начиная с 400 г. от основания Рима (III.12.1). Вот его обоснование: «...поскольку я вспомнил этого Александра, я, возвратившись на несколько лет назад, в немногих словах изложу, насколько смогу, великое о Филиппе, царе македонян, который имел женой Олимпиаду, сестру этого Александра Эпирского, от которой родил Александра Великого» (III.11.2). Подобных примеров можно привести несколько из одной лишь третьей книги. Так, сообщив о консуле Папирии, одержавшем верх над самнитами после трагедии римлян в Кавдийском ущелье, Орозий вспоминает, что именно Папирия считали тогда полководцем, способным остановить наступление Александра Великого, собиравшегося якобы вторгнуться в Италию (III.15.10). Далее следует рассказ о приходе к власти у македонян упомянутого только что Александра (III.16.1). Подобным образом выстраивая текст, Орозий подчеркивает единство и преемственность исторического движения. Безусловно, Орозий, синхронизируя большинство исторических событии, упускает из поля зрения не только значительное количество важных фактов, но и целые исторические периоды, ему, конечно, известные по «Эпитоме Филипповой истории Помпея Трога». Так, за полями «Истории» оказываются почти все восточные события после войн диадохов, да и сами эти войны преемников Александра Великого выглядят как конспект книги Юстина (III.23.7–64). Начиная же с четвертой книги, Орозий вообще оставляет в стороне восточную историю, она его начинает интересовать вновь лишь в шестой книге, но уже как часть истории римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 12, 641–684. —14— 11 . Апологетический труд Феодорита Кирского . Ibid. 1875 I (отд. I), 4, 317–349. 12 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1875. III (отд. II). 2, 109–122; 3, 191–212; 4, 289–321:7. 413–435:8, 525–558; 9, 590–617:11. 705–728; 12, 755–780. 13 . Старокатолический синод 19 мая в Бонне. Ibid. 1875, III (отд. II), 7, 436–447. 14 . Сербский церковный конгресс в Австрии. ibid. 1875, III (отд. II), 8, 515–524. 15 . Весенние конференции пасторов евангелической церкви в Германии. Ibid. 1875, III (отд. II), 9, 618–627. 16 . Речи Деллингера, произнесенные на Боннской конференции. Ibid. 1875, III (отд. II), 10, 669–690. 17 . К истории христианских гимнов на Западе. I. Гимны Амвросия. II. «Повседневные» гимны Пруденция. Ibid. 1876, I (отд. I), 1–2. 78–97; 3, 166–187. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1876. Стр. 41. 18 . Состояние инославных христианских обществ на Западе в 1875 году. Московские Епархиальные Ведомости. 1876, 8. 61–63; 9, 70–72. 18а. Тоже. Отдельный оттиск (Религиозная жизнь в инославных религиозных обществах Запада в 1875 году.) Москва, 1876. Стр. 19 . Современное положение главнейших религиозных обществ на Западе и чрезвычайный генеральный синод евангелической церкви. Чт. О. Л. Д. II. 1876, III (отд. II), 1. 38–48. 20 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1876, III (отд. II), 4, 175–204; 5, 330–348; 6, 400–415; 7, 417–424; 9, 480–494; 10, 509–532. 21 . Судьбы старокатоличества. Ibid. 1876, II (отд. I), 7, 112–119. 22 . Старокатолические синоды: Германский в Бонне и Швейцарский в Ольтеие. ibid. 1876, (отд. I), 7, 120–136. 23 . Старокатоличество и вопрос о реформе церкви. Ibid. 1876, II (отд. I), 9, 385–390. 24 . Из современной истории протестантства в Германии. Ibid. 1877. I (отд. I), 1, 114–128. 25 . В каком направлении старокатолики предполагают совершить реформу церкви? Ibid. 1877, I (отд. I), 5, 542–546.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для материала кн. III ГР нами использовано издание Мюллера. В некоторых случаях мы вынуждены были обращаться к изданию Ноббе, несмотря на все его несовершенство, так как Мюллер и Т. Фншер не закончили работу, а полное критическое современное издание текста ГР отсутствует до сих пор. I (Положение Нижней Паннонии) II. 16.6. а от реки [Дуная] Бербис, Сербитион 1 … II (Положение Европейской Сарматии) III.5.1,5 (1) Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива 2 … (5) И иными горами опоясана Сарматия, их которых называют… и Венедские горы 3 . III III. 5. 7–10 (7) А занимают Сарматию очень большие народы – венеды 4 вдоль всего Венедского залива... (8) И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затем финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы; ниже этих омброны, затем анартофракты, затем бургионы, затем арсиэты, затем сабоки, затем пиенгиты и биессы возле горы Карпата. (9) Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны 5 вплоть до аланов... (10) И снова побережье Океана вдоль Венедского залива последовательно занимают вельты 6 , выше них осии, затем еще севернее карбоны, восточнее которых кареоты и салы, за ними 7 и гелоны, и гиппоподы, и меланхлены; за ними агафирсы, затем аорсы и пагириты; за ними савары 8 и боруски вплоть до Рипейских гор. IV (Положение язигов метанастов) III.7.1–2 (1) Язиги метанасты граничат... с запада и юга с описанной частью Германии от Сарматских гор до поворота реки Данубия у Карпис, и оттуда с частью реки Данубия... [продолжающейся] вплоть до ответвления реки Тибиск 9 , которая несет свои [воды] к северу... а с востока Дакией по той же самой реке Тибиск, которая, повернув на восток, оканчивается у горы Карпата, с которой она и несет свои [воды]... (2) Города же у язигов метанастов суть такие: ... Партиск 10 … V (Положение Дакии) III.8.2,4 (2) После ответвления реки Тибиск (4) А наиболее известные города в Дакии суть такие: ... Тибиск, Диерна 11 …

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010