73 Современный Святителю Иннокентию многочадный священник Китойской Христорождественской церкви, отстоящей от Иркутска в 59 верстах, Григорий Иванов, откуда происходил, где и кем рукоположен в сей сан, пока не открыто. Он в числе восьми сыновей имел Григория, Иоанна, и Гавриила. Из них Григорий первый поступил в архирейскую школу при Святителе Иннокентии и первый начал подписываться Громовым. Иоанн и Гавриил Громовы обучались в школе в одно время уже при епископе Иннокентии II Неруновиче, потом были: первый сперва полковым священником за Байкалом, а по уничтожении полка, в г. Иркутске при Владимирской церкви, где и скончался, и гроб его близ алтаря Крестовоздвиженской церкви с северной стороны, отмеченный памятником; а второй – Гавриил – с сыном своим Александром служили приемственно в Охотске и были первыми и успешными просветителями тамошних тунгусских родов, и по сие время большею частию удерживающих фамилию Громовых. Сын Иоаннов Василий был священником в селе Тулуновском и тут скончался 13 марта 1809 г. Сын Васильев, протоиерей Прокопий, редактор настоящих листков, имеет в священническом сане двух сыновей (один на Амуре) и одного в диаконском. И так служении фамилии Громовых Алтарю Господню, сделавшееся известным в Иркутской епархии со времен Святителя Иннокентия (а может быть, оно началось и ранее), продолжается беспрерывно теперь в пятом роде. Нижеподписавшемуся, облагодетельствованному паче всех присных своих Угодников Божиим Иннокентием, часто приходи на мысль: «Мой прадед видел Святого Иннокентия, говорил с ним, принимал от него благословение; а под этим благословением был и я, как Левий в чреслах Авраама, когда встретил Его Мелхиседек ( Евр. 7:9 )». Протоиерей Прокопий Громов. 74 Со всех ставленных, и на заложение церквей, грамот, с переводных указов, с тяжебных дел положена была пошлина в усиление способов содержания Архиерейского приказа. Но святитель Иннокентий любил прощать ее. 75 До какой степени не знакомы были с географиею Сибири даже и те государственные лица, которые принимали на себя писать правила для улучшения в ней путей сообщения, это видно из данной 24 октября 1722 г. инструкции из государственной коммерц-коллегии инспектору таможен Сибирской губернии. Пункт 17. надлежит ему осведомиться, при Ангаре, которая в Байкал море пала (вместо: выпала из Байкала), что не можно ли в воде песчаные места, где мель есть, вычистить… Не можно ли при Симанском (при Шаманском?) пороге по берегам реки дорогу исправить… Не лучше ли было, чтоб на Байкале море два буера или другие какие ластовые морские суда по глубине того моря сделать ради перевоза людей, писем и товаров с одной стороны моря на другую, из которых один буер может быть в Иркутске, а другой в Селенгинске. Первый буер может стоять в устье реки Ангары близ моста (?), именуемого Ливенисни (Лиственничное?), а другой на старом Селенгинском близ Тобольского монастыря (Полн. собр. 3, 4116).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4112 Если даже второе сословие созерцает нравственность, то как нечто недоступное и чуждое, присущее лишь первому сословию; 4113 и высшим достижением его остается удовлетворение хозяйственных нужд правящего класса и помощь бедным. 4114 Если бы весь народ вел такую жизнь, свойственную второму сословию, то это означало бы, что в государстве воцарилась «испорченность» и «общее унижение». 4115 Поэтому этот образ жизни должен быть «реально обособлен» и в лице буржуазного класса противопоставлен, во-первых, высшему, правящему сословию, ведущему божественную, 4116 сознательно-нравственную жизнь 4117 и свободному даже от собственности, 4118 и, во-вторых, земледельческому сословию, способному к бессознательной, наивной нравственности доверия, послушания и храбрости. 4119 Зато в пределах второго сословия, освобожденного от военной службы и потому непрерывно вкушающего все удобства мира и безопасности, 4120 это преобладание эмпирической стихии становится господствующим 4121 и, естественно, слагается в непреходящее уклонение от нравственности. И вот, эта наличность целого сословия, живущего отнюдь не в «абсолютном и вечном» и созерцающего нравственность только в чужом осуществлении, 4122 неизбежно вовлекает все государство в процесс трагического характера. Божественный Дух, творящий свои мировые «образы», имеет двойственную природу, и жизнь его состоит в единстве этих двух стихий. 4123 Но для того, чтобы создать это единство, ему необходимо предать часть самого себя эмпирическому элементу и, следовательно, – «страданию и смерти». 4124 Это есть божественная жертва (Opfer); она состоит в том, что Абсолютное, или, что то же, сама Жизнь, полагает себя в неорганическую стихию, сплетается с нею и тем предает себя отчасти несовершенству и умиранию; но в то же время, «объективируя» и «созерцая» это сплетение свое, оно отрывает от себя свое неорганическое состояние, познает его и, очистив себя этим знающим отрывом, восходит к чистой и свободной индифференции. 4125 Этот трагический процесс теогонии составляет самую сущность сословной организации государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Между тем из Ярославля дали знать в Нижний, что Заруцкий прислал много козаков в Ярославль, а Просовецкий уже идет с войском, хотят захватить Ярославль и все поморские города, чтоб не дать соединиться нижегородской рати с ярославцами. Получив эту весть, Пожарский немедленно послал двоюродного брата своего, князя Дмитрия Петровича Лопату-Пожарского, и дьяка Семена Самсонова занять Ярославль до прихода Просовецкого, в чем они и успели. Вслед за Лопатою по тому же направлению двинулась и главная рать, казны нижегородской недостало ей на жалованье, и потому взяли деньги у купцов иногородних, торговавших в Нижнем, всего 5207 рублей, из которых 4116 р. было взято у строгановских прикащиков. В Балахне, Юрьеве Поволжском жители встретили войско с радостию, дали денег, проводили с честию. На Решме явился к Пожарскому Кирилла Чоглоков и подал грамоту от Трубецкого, Заруцкого и всего подмосковного войска; козаки писали, что они, преступя всемирное крестное целование – не выбирать государя без совета всей земли, целовали крест вору, который в Пскове, но теперь они сыскали, что во Пскове прямой вор, а не тот, что был в Тушине и в Калуге, отстали от него и целовали крест, что вперед им никакого вора не затевать, а быть с нижегородским ополчением в совете и соединении, против врагов стоять и Московское государство очищать. Пожарский и Минин не поверили козацкому раскаянию, у них было твердо положено не соединяться с козаками, однако, не желая преждевременно раздражать их, они отпустили Чоглокова с честию и велели сказать козакам, что нисколько их не опасаются и спешат к ним на помощь под Москву. Наконец в первых числах апреля ополчение достигло Ярославля, где получило грамоту от троицких властей: Дионисий, Авраамий Палицын, Сукин и Андрей Палицын уведомляли, что «2 марта злодей и богоотступник Иван Плещеев с товарищами по злому воровскому козачью заводу затеяли под Москвою в полках крестное целованье, целовали крест вору, который в Пскове называется царем Димитрием; боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, дворян, детей боярских, стрельцов и московских жилецких людей привели к кресту неволею: те целовали крест, боясь от козаков смертного убийства; теперь князь Дмитрий у этих воровских заводцев живет в великом утеснении и радеет соединиться с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1,4 II, 29, 3 Если из-за промедления благодати еще более возгорается он, и сильнее вожделевает небесных [благ] 4111 , и ежедневно прилагает больший труд, рачение, подвизание, устремление, совокупность всех добродетелей, алчбу и жажду 4112 4113 , а не ослабевает от лукавства и не следует за порочными помыслами, пребывающими в душе и ведущими к лености, нетерпеливости и отчаянию 4114 , но, насколько Господь чрез промедление испытывает его долготерпение, веру и любовь воли его, [настолько] он еще стремительнее, трудолюбивее и не щадя [себя] должен всегда искать и просить дарования Духа Его, 4115 уверовав и убедившись, что истинен и неложен Бог, обетовавший 4116 подавать благодать Свою тем, которые просят ее с верой и со всяким до конца терпением. II, 29, 4 Душам, которые почитают Бога верным и истинным и «запечатлели, что Бог истинен» 4117 4118 , 1,5 подобает, следовательно, хранить сказанное, всегда испытывая самих себя, в чем, сколько от них зависит, имеют они недостаток, в труде ли, или в подвизании, или в рачительности, или в вере 4119 , или в прочих добродетелях, и, испытав себя 4120 , принуждать, сколько есть сил, и приневоливать себя на благоугождение Господу, единожды уверовав, что Бог истинен и не лишит их дара Своего, если до конца 4121 пребудут они пред Ним 4122 , и что 4123 когда-нибудь 4124 сподобятся они небесной благодати и улучат вечную жизнь. 1,6 II, 29, 5 И таким образом они истощают 4125 всю любовь свою ко Господу, отрекшись от всего и Его единого ожидая с сильным вожделением и алчбою 4126 , всегда чая только утешения и упокоения Его благодати, не утешаясь и не упокоеваясь ничем в сем и не связывая себя добровольно [чем-либо но, непрестанно противореча вещественным помыслам, ожидают лишь Господнего утешения и помощи. В таковых душах, восприявших произволение, рачительность и терпение любви, сам Господь уже тайно присутствует, помогает им, охраняет и поддерживает их в каждом плоде добродетели, 1,7 хотя бы пребывали они в скорби, труде и хотя бы в познании истины и в душевном откровении не прияли еще и не ощутили 4127 благодати Духа и упокоения небесным даром по неизреченной премудрости Бога и по неисповедимым судам 4128 Его 4129 , различно испытующего 4130 души и взирающего на любовь, происходящую от воли и произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

—727— нятого им на себя долгового обязательства, за что (по собственному признанию) в дальнейших перевоплощениях оказывался в постоянном «дефиците»! 4116 В другой, уже рассказанной нами легенде, он оказался непочтительным к матери, за что его постигла жестокая кара; в третьей он – грабитель, атаман разбойничьей шайки. 4117 Наконец, и в южных, и в северных сборниках есть подробные рассказы о том, как бодхисатва впадал в грех сладострастия и прелюбодеяния. В одной из джатак он, родившись богачом-откупщиком, проматывает состояние на красавицу блудницу и лишь под впечатлением её грубой неблагодарности становится аскетом. 4118 В столь любимой буддистами повести о Майтраканьяке бодхисатва, во время своих романтических скитаний, поддавшись раз соблазну чувственности «в городе четырех красавиц-чаровниц», удерживавших его целые года от возврата на родину, роковым образом попадает поочередно в плен наслаждений к восьми, к шестнадцати, к тридцати двум обольстительницам, еще более увлекательным, пока не отрезвляется, наконец, ужасною, уже нам известною сценою огненного наказания, совершающегося над блудным сыном. 4119 Еще изумительнее повесть о Гарите, варианты которой говорят о её популярности и широком распространении. Однажды бодхисатва родился наследником семьи браминов, обладавшей 800-миллионным состоянием. После смерти отца его осенила мысль; «деньги целы, но тех, кто нажил их, – нет, и сам я буду смертью превращен в прах и тлен». Ужас объял его; он роздал щедрую милостыню, ушел спасаться в ущелья Гимайлаи и уже на седьмой день «достиг знаний и совершенств». Года незаметно проходили в святости, посте и созерцании; молва о нём дошла до городов; полюбилась беседа с ним царю бенаресскому; приблизил он его к себе; а когда отбыл в поход против взбунтовавшихся порубежников, поручил красавице-жене «усердно следить за нивой добродетели, самолично прислуживать праведнику». Не тя- —728— жела была услуга: подать пищу в его нищенскую чашу… Но однажды эту чашу он нечаянно протянул в окно тогда, когда царица, в знойный день, после купания, полураздетая, покоилась у окна: неосторожное движение обнажило красоту её форм; взглянул аскет, и «чувственность, четыреста тысяч миллионов лет усыпленная в нём, поднялась, как ядовитая змея из корзины, и лишила его способности экстаза»; он схватил красавицу за руку, и с этого мгновения годы подвижничества сменились днями угара страсти… Вернулся царь… донос не замедлил… Он не поверил: «самого спрошу, – правда-ли»? И сознался виновный; пытался оправдываться ссылками на власть страстей, порабощавшую и мудрецов; но, пристыженный великодушным увещанием царя, он вырывает, наконец, из сердца «похоть, укравшую блеск добродетели», разбивает цепи страсти, возвращается в лесную пустыню, «куда не достигает веяние женских чар», и, «всмотревшись пристально в круг, рождающий способность к озарению», возвращает её себе и, своевременно, благополучно достигает до неба Брамы. 4120

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно п. 5 Высочайше утверждённых 22 Января 1894 года правил о порядке назначения в военно-врачебные заведения военного времени священнослужителей, применительно к коему предназначаются священнослужители и в формируемые при мобилизации из соответствующих мирных кадров частей войск, о высылке в места формирования предназначенных лиц телеграфируют Епархиальным Архиереям Начальники окружных Штабов, а не Протопресвитер военного и морского духовенства, в Управлении которого нет сведений о том, какие именно части войск мобилизуются ныне в Киевском, Московском и Казанском военных округах, и в которые должны прибыть, по мобилизационному расписанию, священнослужители. Столоначальник: Кедринский. 31 Мая 1904 года». Текст этой справки вошёл в письмо Протопресвитера А. А. Желобовского в Главный Штаб за 7869 (на 4711 от 31 мая 1904 года) и ещё добавлено: «К сему считаю долгом присовокупить, что согласно определению Св. Синода, сообщённому мною Главному Штабу в отзыве от 22 Апреля 1900 года за 4116, церковно-богослужебные принадлежности для частей войск, в которые, при мобилизации, священнослужители командируются, ...должны быть приобретены на средства Военного Министерства». Главный Штаб реагирует на это письмо 5 июня 1904 года: «Секретно. Министерство Военное. Управление 2 Генерал-Квартирмейстера. Отдел мобилизационный. Отдел XI, Стол I. 5 июня 1904 г. 1068. Протопресвитеру военного и морского духовенства. Главный Штаб имеет честь препроводить при сем для сведения Вашего Высокопреподобия список частям войск, вновь формируемым, мобилизуемым и усиливаемым при мобилизации 1 июня 1904 года, кои доводятся до штатов военного времени для отправления на Дальний Восток. Начальник отдела, Генерал-Майор Марков». И тут же приложен список этих частей. В деле много писем-обращений в адрес протопресвитера военного и морского духовенства различного содержания, включающие просьбы, обращения, благодарности. Некоторые из них мы приводим. Интересно письмо командира 289 Сухаревского пехотного полка от 19 июня 1904 года за 61, так как оно содержит просьбу и одновременно характеризует значение деятельности военного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственный Архив (разряд X, Кабинета Петра Великого отдел II) 1 .Христоподражательный Царю, известно тебе творю, Новаграда Хутына Монастыря бывый келарь Венедикт Баранов жиль в том Монастыре ж многие годы и, не радея обители, собрал себе великие доходы, в них же уповая и возмогши суетою своею, усвоил себе в поместье тогож Хутына Монастыря приписной Монастырь с принадлежащим доходом, идтже пребывая пасется по стремнинам страстным без всякого страха и похищает и расточает и тамо монастырские стяжания. А про то известно и архиерею нашему. И нынешнего сентября 17 дня, во время шествии вашего из Новагорода, изволил ты приказать того бывшего келаря взять в Хутын монастырь и жить в братстве. И он, чернец, твоему повелению учинился ослушен и силен. К тому ж и архиерей наш, уведав о том твоем повелении, мне взять его возбраняет, и меня убогого проклинает за то, аще ж по повелению твоему творю. И о сем как изволишь? Вашего Величества нижайший раб и молитвенник старец Феодосий, архимандрит Хутынский. Из Новагорода. Октовриа 27 дне настоящего 1704 4115 . Адрес: Державнейшему ко прочтению 4116 . II.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Поздравляю Ваше Величество с пользою вашего здравия и вашим тезоименитством и молодшего хозяина Санктпитербургского. При сем доношу Вашему Величеству, сестра ваша Государыня Царевна Мария Алексеевна в пользовании своего здравия пребывает в добром состоянии. И о моем ничтожестве доношу: во многих добрых делах подражатели вы бываете вашему патрону, а ныне и во исцелении немощного подражатели бысте, еже содеяся вашим благоволением во мне ничтожном, ибо великую пользу приобретаю в моем здравии, но ради множества злых мокрот, которые всю болезнь во мне делали, кур мой по рассуждению докторскому продолжился от 20 мая до первых чисел июля, и егда оный окончаю, немедленно со тщанием буду поспешаться, а ей-ей докучило в яме жить и хощется гораздо Петрова пути, иже по водам, которого нынешнего лета еще не обнових. Вашего Величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

4115. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии VI Международных рождественских образовательных чтений. – 1998, 3, 17. 4116. БАЙДА О. Учителя и священники работают вместе. (Впервые в Калининградской области прошел семинар с участием педагогов и православного духовенства). – 1999, 8, 50. 4117. СТЕПАНЕНКО А. Союз православных педагогов. –2000, 3, 61. 4118. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: О введении специальности “теология” в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. – 2000, 4, 20. 4119. КИРЬЯНОВА О. Главная задача – научить ребенка думать… – 2000, 11, 65. 23.62 Церковь и исправительные учреждения 4120. КОМАРОВ Е. Взрастить ростки добра. – 1990, 11, 24. 4121 ЯКОВЛЕВ А. Храм за колючей проволокой. – 1992, 11–12, 46. 4122. “НАСТАВЬ на путь меня Ты правый и душу верой оживи”. (Интервью с о. А. Демченко, настоятелем храма во имя святителя Феофана Затворника г. Кемерова). – 1996, 8, 63. 4123. ВЯЗАНЦЕВ В. Храм за колючей проволокой. – 1997, 6, 44. 4124. ПОДРЕПНЫЙ Е. С помощью слова Божия. (Сотрудничество исправительных учреждений Нижегородской области с РПЦ). – 1999, 7, 46. 23.63 Церковь и культура, включая СМИ 4125. МИТРОПОЛИТ Питирим – член правления Советского фонда культуры. – 1987, 3, 8. 4126. РУССКАЯ Православная Церковь расширяет сотрудничество с кинематографистами. – 1987, 10, 17. 4127. В.Н. Научная конференция в Суздале. – 1989, 4, 19. 4128. АЛЕКСЕЕВА Н., ШАПОРЕНКО С. Сохранить традиции. (Учреждение Фонда славянской письменности и славянских культур). – 1989, 7, 25. 4129. К.Л. Выставка церковной старины в Ленинграде. – 1989, 9, 25. 4130. КОМАРОВ К. Славный юбилей. (80-летие заслуженного работника культуры РСФСР, специальному корреспонденту ТАСС, А. М. Григорьевой). – 1989, 10, 8. 4131. ЛОРГУС А., диак. Духовная традиция преподобного Андрея Рублева. (Конференция на тему “Духовная традиция преподобного Андрея Рублева в современной культуре и Церкви). – 1990, 1, 39. 4132. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1989 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Ему же именовавшуся и угажденну, сошедшуся люду купно с презвитерством и с присущими епископы в день недели преднейший же прочиим да вопрошает презвитерство и люди… и молчанию бывшу един от первых епископ купно с другими двома близъ олтаря став, прочиим епископом и презвитером молчанием молящимся… да глаголет]. 4115 В прочих правилах Вселенских и поместных соборов термина πρτος ν ατος не встречается, так что этот термин как бы исчез у Византийцев, уступив свое место иным, напр., μητροπολτης, ρχιεπσκοπος, πππας, ξαρχος, πατριρχος и καθολικς (у Грузин). Это действительно и было, и произошло потому, что цер- —781— ковная централизация пошла вперед, приспособляясь к политической или государственной централизации, что было вполне естественно, так, как и сама церковь сделалась из свободной и независимой – вероисповеданием государственным, имперскою церковью. Но отмененный на востоке титул πρτος долго сохранялся на западе – знак, что некогда институт приматства был повсюдным в церкви христианской учреждением. На западе, впрочем, самый титул несколько модифицировался: здесь πρτος ν ατος назывался episcorus primae cathedrae (епископ первой кафедры) 4116 –модификация – не существенная. Насколько стойко отстаивался здесь этот институт приматства – яркими доказательствами служат следующие данные: а) В древних латинских переводах правила 6-го 1 всел. собора, установившего институт митрополитов и в первый раз употребившего этот термин, в качестве заглавия стоять следующие слова: «De primatibus, qni ad quasdam perinet civitates»; или же так: «Ecclesia romana semper habuit primatum», или: «De primata honoris urbium». 4117 Очевидно, что нововведение 1-го вселенского собора отразилось в сознании западных христиан только как модификация исконного института приматства, как повсюдного и общественного церковного установления. б) Карфагенская церковь , в свои цветущие времена отличавшаяся замечательною стойкостью в защите своей автокефальности от притязаний на нее со стороны очень могущественной искательницы – Римской церкви, пошла в этом отношении так далеко, что на одном из своих соборов решительно воспретила и термин «митрополит» и всякий другой, а предписала ограничиваться древним исконным титулом: episcopns primae cathedrae. 4118

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как все добродетели, печаль – это дар Божий 4106 . Как все добродетели, она, однако, предполагает постоянное усилие человека для того, чтобы усвоить себе этот дар и сохранить его. В отличие от печали-страсти, она не претерпевается человеком пассивно, в одни моменты сильнее, чем в другие, но является аскетическим деланием, которое человек должен возгревать и постоянно поддерживать настоящим трудом. В этой синергии Божественной благодати и человеческой воли Бог часто берет инициативу, но, как учит святитель Василий Великий , это нужно для того, чтобы подтолкнуть волю человека, чтобы «душа, вкусив сладости той печали, усердствовала бы ею питаться» или чтобы показать человеку, что «имей душа чуть больше рвения, она могла бы всегда быть в таком состоянии» 4107 . Если в этом случае человек не может печаль сохранить, то это связано лишь с его небрежением 4108 . И если в общем он не может ее приобрести, то это свидетельствует только о недостатке внимания и усилий с его стороны 4109 . Преподобный Варсонофий Великий также утверждает, что слезы приходят к человеку «только с болью, благодаря сильному усердию и постоянству» 4110 . Каллист и Игнатий Ксанфопулы подчеркивают, что слезы являются плодом борьбы 4111 . Преподобный Иоанн Лествичник , в свою очередь, настаивает на необходимости усердного подвига для стяжания этой добродетели 4112 , а также и главным образом – для ее сохранения 4113 . Такое усилие остается необходимым до тех пор, пока она не укоренится крепко и не станет привычной 4114 . Чтобы достичь постоянного самоукорения, человек должен прежде всего постоянно осознавать свои грехи 4115 . Это состояние, пример которого дает Псалмопевец, говоря: Беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс. 50:5 ), представляет собой то, что святые отцы часто называют «памятью о своих грехах». Так, один из святых отцов советует: «Пребудем в воспоминании о наших грехах, и в сердцах будем иметь великую скорбь» 4116 . Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Самоукорение приходит к человеку именно через постоянное воспоминание о своих грехах». Однако это не означает обязательно осознание или воспоминание о каких-то особых, конкретных грехах, но, скорее, сознание того, что ты грешен. Преподобный Варсонофий уточняет: «Под памятью о грехах я понимаю не воспоминание о каждой ошибке в частности, ведь через вторжение врага может произойти новое пленение, но лишь воспоминание о том, что ты погряз во грехе» 4117 . Чтобы достичь сокрушения, человек должен сопровождать воспоминание о грехах тем, что святые, как правило, называют самоосуждением 4118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

  001     002