Отец Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. Теперь, когда в обители было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти десять лет, иеромонах Софроний (Хижняков) мирно скончался в обители в 1786 году 344 . 4 сентября 1786 года настоятелем Глинской пустыни был определен иеромонах Вениамин – эконом при архиерейском доме епископа Севского и Брянского Феоктиста (Мочульского) 345 . Во время его настоятельства Глинская пустынь в 1787 году была переведена из Севской епархии в Белоградскую 346 , при нем же обитель лишилась всех своих владений. 25 апреля 1788 года последовал указ о распространении узаконения 1764 года, об отобрании монастырских вотчин на Курское наместничество 347 . Земли и имущество Глинской пустыни были описаны «со стороны гражданского правительства» 348 , а в 1789 году у обители была «отобрана вся земля в Казенное ведомство» 349 . Теперь Глинская пустынь действительно находилась в крайне стесненном материальном положении, которое усугублялось еще более частой сменой настоятелей. Иеромонах Вениамин оставался строителем Глинской пустыни около трех лет 350 . В 1789 году его преемником стал иеромонах Поликарп, но он управлял обителью только 4 месяца и был уволен от этой должности 351 . В 1790 г. Преосвященный Феоктист повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» 352 , после чего он отказался от управления пустынью и удалился в Рыльский Николаевский монастырь 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Еп. Иона (Павинский) , с февр. 1820 г. проживавший в архиерейском доме, инициировал строительные работы на территории бывш. обители. К 1828 г. был сооружен 2-этажный архиерейский корпус с 6-колонным портиком, в к-ром освящена ц. Благовещения Пресв. Богородицы. В 1845-1858 гг. воздвигнуто 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, разбиты верхний и нижний сады. В неск. метрах севернее Малой Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. еп. Ювеналием (Карюковым) освящен 5-главый кирпичный архиерейский собор Св. Троицы (архит. Ефимов). Ок. 1899-1900 гг. все здания были отремонтированы, значительно перестроена Успенская ц., именовавшаяся Владычной усыпальницей. В ней были погребены епископы Никодим (Быстрицкий; † 1839), Поликарп (Радкевич ; † 1867), Ювеналий (Карюков; † 1882), Ириней (Орда ; † 1904), Митрофан (Землянский; † 1914). В 20-х гг. ХХ в. эти могилы были осквернены и разграблены. В ризнице архиерейского дома хранились 18 напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный весом более 6 фунтов, 4 серебряных позолоченных ковчега. Среди 12 архиерейских панагий была привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. Здесь же находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. серебряный позолоченный крест, украшенный яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 60-61). К нач. XX в. архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли, мясной лавкой близ Очного моста, переправой через р. Оку, мукомольной мельницей с сенокосом и Спасским лугом в г. Севске, Бандинской лесной дачей в Севском у., Клетнянским архиерейским подворьем в Брянском у.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Кончина св. Горгонии последовала около 372 года. Святого Полихрония, епископа Церкви Апамейской Святого Полихрония, епископа Церкви Апамейской (в Сирии), современника препод. Маруфы, епископа Месопотамского. В 427 году Феодорит так оканчивает свою историю: «Полихроний превосходно пасет Церковь Апамейскую, соединяя с знаменитостию жизни знаменитость учения» (О сочинениях, оставшихся после него, см. «Уч. об Отц. Ц.» Фил. Черн., ч. III, стр. 14).  Преподобного Александра, обители Неусыпающих первоначальника Родом из Асийских стран. Получив образование в Царьграде, вступил там же в военную службу, но чрез несколько времени оставил ее, чтобы служить единому Богу. После подвигов в и Сирии прибыл в Константинополь «и основал обитель Неусыпающих. Скончался после 50-летних подвигов 3-го июля 430 года. Обитель и Неусыпающих названа так потому, что по уставу преподобного «Александра иноки беспрерывно день «и ночь пели псалтирь на двух клиросах, переменяясь по часам. (Вторично воспоминается 3-го июля). † Память о преподобных Моисее Белозерском и Поликарпе Брянском По описанию святых Белозерских, «преподобный Моисей, прозорливый инок, на посаде Белоозера в Троицком монастыре», почил после преподобного Кирилла Белозерского (1427 года) и прежде преподобного Кирилла Новоезерского (1532 года). Поскольку же Троицкий Устьшехонский монастырь перенесен на посад Белозерский около 1480 года 332 , то подвиги преподобного Моисея прозорливого надобно отнесть к концу ΧΥ века. Преподобный Моисей чтится местно 333 . О преподобном Поликарпе Брянском известно только то, что он был основателем Брянского Спасского монастыря и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23-го. В описи монастырей 1662 г. читаем: «за Спасским (Брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». По этому известию, преподобный Поликарп скончался прежде 1662 года и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в Брянском у Спасском храме, с 1764 г., по упразднении монастыря, приходском 334 . Празднование Сокольской иконе Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Севск. Церковь Варвары великомученицы на Варваринском кладбище. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы , Тихона Задонского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1860. Год утраты:1955 Ссылки:   Адрес: Брянская область, г.Севск, ул. Володарского Координаты: 52.145511, 34.487818 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Севск, Варваринская церковь Точных документальных сведений о времени постройки кладбищенского храма во имя великомученицы Варвары нет. Вероятнее всего, деревянный храм был построен в начале XIX века. В 1860 году на средства Севского купца Никифора Николаевича Зайцева, по благословению Преосвященного Поликарпа (Радкевича), был построен каменный храм, а деревянный продан в село Юрасов Хутор. В трапезной части храма был устроен придельный Алтарь во имя святителя Тихона Задонского. Иконостас главного алтаря был пятиярусный, придельного в один ярус. Наиболее чтимыми иконами были образа великомученицы Варвары и Матери Божией именуемой «Споручница грешных». В начале XX века в Варваринском храме служил священник Иоанн Креповский, а в списке от 29 марта 1920 года упоминается священник Ильинский Григорий Васильевич. С 1 мая 1920 года в храме во имя великомученицы Варвары служил священномученик Варлаам Попов. После его перехода 10 марта 1924 года в Кресто-Воздвиженский храм в Варваринском храме служил «обновленческий» священник Афанасий Синяков, который в 1937 году по приговору тройки был расстрелян. Во время оккупации Севска фашистами в Варваринском храме служил протоиерей Александр Дмитриевский, который так же был «обновленцем». При освобождении города от захватчиков здание храма пострадало, но выстояло. Во время хрущевских гонений в 1955 году храм был взорван. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41606

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Покровский храм в Брянске. Фотография с сайта palomniki.su Покровский храм - старейший сохранившийся православный храм в Брянске. Расположен в историческом центре города - на Покровской горе в городской крепости, которая давно утрачена. Покровская церковь существовала на этом месте еще в XIV веке. После упразднения (в 1500 г) самостоятельной Брянской епархии Собор был переведен из Спасо-Гробовской церкви в древнюю церковь Покрова, находящуюся в Брянской крепости. Брянская крепость имела важное значение в защите западных рубежей Московского государства. Воеводой в ней с 1618 по 1619 годы был Василий Романович Борятинский, который и положил начало строительству каменного двухэтажного собора на месте деревянной церкви, упоминавшейся в 1526 году как крепостной. В 1626 году завершил строительство храма брянский помещик Е. Т. Алымов. Верхний храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы , а нижний храм - во имя свт. Алексия, митрополита Московского . В 1798 году городским собором стала Преображенская церковь бывшего Спасо-Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходской церковью. Новый собор именовался горожанами " Ново-Покровским " по посвящению прежнего собора, хотя престола в честь Покрова не имел. В 1799 году была разобрана ветхая, отдельно стоявшая шатровая колокольня Покровской церкви и четыре боковые главы. Позже к храму с западной стороны была сделана обширная пристройка с колокольней. Покровский собор в Брянске, 1920-е. Судя по вывеске над входом, здание храма уже занято под архив Октябрьской революции К началу XIX века центр города сместился из городской крепости в район площадей Соборной (ныне Набережная) и Красной (ныне К. Маркса), и Покровская церковь в 1876 году стала приписной к Преображенскому собору из-за малочисленности населения на Покровской Горе. С этого времени ее основными прихожанами были солдаты Брянского гарнизона. В эти годы все богослужения в храме совершали полковые священники 143-го Дорогобужского полка, казармы которого сохранились и по сей день (ныне в этом здании расположено Брянское духовное училище и Епархиальное управление ).

http://drevo-info.ru/articles/19771.html

Акуличи. Церковь Троицы Живоначальной. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2015 и 2019. Адрес: Брянская обл., Клетнянский р-н, с. Акуличи, ул. Парковая Координаты: 53.1902, 33.2188 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца сгорела в 1969 году. В 2015 году на её месте при финансовой поддержке уроженца села Александра Николаевича Асоскова началось сооружение нового храма-часовни. 3 октября 2019 года епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир освятил новопостроенный храм-часовню во имя Святой Троицы и совершил первую Божественную литургию в храме. Село Акуличи расположено по обеим сторонам реки Опороти, в местности, которая была прежде покрыта непроходимыми лесами. Свое название село получило, по преданию, от имени Акулы – атамана разбойничьей шайки, который имел притон в этом месте. Акуличами селение стало называться в начале XVIII ст., а раньше именовалось «Долгое» и состояло в ведении Брянского Спасово-Поликарпова монастыря. В настоящее время приход состоит из села Акуличи и деревень: Строительной Слободки, Вязовки Орловской и Черниговской губернии, Коршева и выселка Черной. Прихожан в приходе 2377 душ муж. пола и 2476 жен. пола. Все прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием, а также лесными промыслами, бондарством, плотничеством, столярностью и торговлею. Первый храм в селе Акуличах во имя святителя и чудотворца Николая построен был на Стрелице, на возвышенном месте, на берегу озера, где стоит теперь молитвенный дом, занятый земскою школою. Этот храм, по преданию, был разрушен татарами, когда они шли из Чернигова на Брянск. В 1888 г. в земле, недалеко от Стрелицы, на месте высохшего озера, найдены были два железных купольных креста, в чем можно видеть подтверждением предания. Когда и кем построен второй храм – неизвестно. В 1862 г. он был капитально отремонтирован; в нем был поставлен новый иконостас и устроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1863 г. этот храм сгорел. В 1864 г. на месте первого храма утроен был молитвенный дом, где и совершалось богослужение до 1872 г., до построения нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=45205

Орёл. Успенский мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

К осени 1918 года богослужения в храме уже не совершались, а к концу 1920-х годов храм официально был закрыт. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. В 1970-х годах прошлого века здание подверглось реставрации и приблизилось к первоначальному облику. В 1990-х храм был возвращен Церкви. Иконостас верхнего храма Брянского Покровского собора 24 мая 1991 г. верхний храм был освящен епископом Орловским и Брянским Паисием (Самчуком) . В 1995 г. нижний храм был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком (Лебедевым) . В 1995 г архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) освятил престол придела во имя прпп. Олега и Поликарпа Брянских. При храме работает библиотека, издается газета " Покров " К храму приписана Покровская часовня , которая сооружена на месте снесенного Преображенского собора . Ремонтно-восстановительные работы в храме продолжаются. Архитектура В архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции XVII в. с новыми " нарышкинскими " приемами рубежа XVII-XVIII вв. Характерный для своего времени безстолпный пятиглавый двухэтажный храм (внизу теплая церковь Алексея Митрополита, вверху холодная Покрова) с кирпичными стенами, помытыми обмазкой. Двухъярусный, сильно вытянутый по продольной оси объем состоит из основного четверика, возвышающегося над развитым алтарем с тремя апсидами и сравнительно короткой трапезной, которую значительно удлиняет пристройка. Традиционность трехчастной композиционной схемы нарушает необычная форма пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной по сторонам света, что характерно для украинской архитектуры. Живописности убранства фасадов, основанного на немногих использованных деталях, способствует асимметричное размещение проемов. На углах объемов в нижнем ярусе парные полуколонки, в верхнем простые лопатки, цокольный и междуэтажный пояса, а также более нарядный широкий венающий карниз с четырьмя рядами " пилы " и городками - все эти формы восходят к сер. XVII в. Архаично выглядят также три боковых портала с перебитыми дыньками полуколонками и с килевидными архивольтами. Два из них, расположенные на северном и южном фасадах и сильно сдвинутые с их оси, ведут в нижний храм, а третий, на уровне второго яруса северного фасада, видимо, прежде имел наружное крыльцо с деревянной лестницей-всходом. В то же время наличники окон с полуколонками и разорванными фронтонами выполнены в формах " нарышкинского " барокко.

http://drevo-info.ru/articles/19771.html

Девянный Преображенский храм был продан в с. Коростовку и на его месте около 1694 года построили двухэтажный каменный храм, в верхнем ярусе которого был Престол в честь Преображения Господня, а в нижнем - во имя святого мученика Иоанна Воина. Под Алтарем последнего позднее была основана усыпальница князей Барятинских. В это же время над Святыми вратами построили каменную колокольню. В 1694 году князь Даниил Афанасьевич Барятинский начал строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое окончил его брат князь Алексей Афанасьевич Барятинский. Этот храм был освящен в 1697 году. В 1710 году был построен деревянный храм во имя святого мученика Иоанна Воина, который в 1730 году заменили на каменный. В 1766 году монастырь был упразднен. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 1768 года стал приходским, остальные храмы и здания обители передали Тверскому карабинерскому полку. С 1779 года в келлиях монастыря размещалось Духовное училище, в 1798 году переведенное в г. Севск. Монастырские здания простояли до пожара 1845 года. Брянским Кафедральным Собором издревле был Спасо-Преображенский на Владычних гробех храм. Вероятно, после упразднения Брянской кафедры (около 1500 г.), Брянским Собором был наименован Покровский храм. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия «Покровский Собор». В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения. От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=41247

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! О, таинства...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак блж. Матроны. На Литургии блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны. Апостол и Евангелие – дня и блж. Матроны. 1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Поликарпу Брянскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731469.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/552 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-07/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010