Богоматерь с Младенцем Христом и с предстоящими праведными Анной и Елисаветой с младенцами Марией и Иоанном. Фреска ц. Санта-Мария Антиква, Рим. Сер. VII в. Богоматерь с Младенцем Христом и с предстоящими праведными Анной и Елисаветой с младенцами Марией и Иоанном. Фреска ц. Санта-Мария Антиква, Рим. Сер. VII в. В месяцеслове правосл. Церкви долгое время не существовало отдельной памяти Е. В греч. и слав. богослужебных книгах, составленных в соответствии со Студийским уставом , 5 сент. отмечается память прор. Захарии, нек-рые рукописи вместе с этой памятью ставят и память Е., однако в последовании 5 сент. в студийских богослужебных книгах не было песнопений, содержащих непосредственное прославление Е. В иерусалимских Типиконах и Минеях, получивших распространение в различных Поместных Церквах с XII в., сохраняется то же положение, только указание на память Е. 5 сент. становится обязательным. В нач. XVIII в. рождение одной из дочерей Петра I, получившей в крещении имя Е., послужило поводом отмечать память Е. 5 сент. более торжественно. В 1719 г. в Москве была издана «Служба Захарии и Елисавете» - последование в честь Е., являющееся дополнением к последованию прор. Захарии в Минее. Служба была составлена в нач. XVIII в. (предположительно архим. Александро-Невской лавры Феодосием (впосл. митрополит С.-Петербургский) для тезоименитства дочери Петра I (см. в 9-й песни:              ;        ). С 1719 г. по всей России 5 сент. совершалась торжественная служба в честь Е.; последование Е. многократно переиздавалось как отдельной книгой, так и в составе сентябрьской Минеи (начиная с издания 1724). В 1763 г., после смерти Елизаветы Петровны, справщиками Московской Синодальной типографии было внесено предложение не печатать эту службу. Московская типографская контора предложила службу печатать, заменив выражения, указывающие на тезоименитство покойной императрицы, в тексте тропарей 9-й песни общими выражениями типа «о всех нас...». Данные предложения, по-видимому, не были рассмотрены Синодом, поэтому во всех последующих изданиях служебных Миней полиелейная служба Е. печаталась практически в том же виде, что и при Елизавете Петровне.

http://pravenc.ru/text/189821.html

Во-первых, может изменяться способ исполнения того или иного текста. Текст остается, он тот же самый, но звучит другим образом. Самый простой пример – чтение или пение. Например, на будничной службе 103-й псалом, предначинательный, читается, а на бдении поется, причем поется с припевами. Это изменение способа исполнения текста, конечно, влияет на службу, влияет на степень торжественности текста, на его восприятие. Другой пример: на будничной службе кафизма на вечерне читается, а на службах праздничных, при полиелейной и бденной службе, на месте кафизмы стоит другой текст, который тоже взят из Псалтири, это первый антифон 1-й кафизмы Блажен муж – он не читается, а поется. Таким образом, отдельные моменты службы изменяются по способу исполнения текста. Это преображает службу. Богослужебные тексты могут менять свое место. Например, ектеньи. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце – сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: «И ныне. Богородичен». На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные, по-другому они называются воскресными, то есть те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи, там есть четыре приложения: два – будничных и два – праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста – праздничный. Или, например, сугубая ектенья. На будничной вечерне она идет в кратком варианте, со слов «Помилуй нас, Боже...», а хор три раза поет Господи, помилуй. А на праздничной вечерне она будет идти в полном своем виде и начинаться со слов: «Рцем вси...». Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских. Внешне это отличается так: ветхозаветные паримии читаются с закрытыми Царскими вратами, а новозаветные – с открытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужение в обители отправляется со всею точностию по церковному уставу, Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни – в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 100 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчивается около восьми часов; в половине девятого ударяются к проскомидии в соборе; в девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается, с небольшим, полтора часа; в праздники более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородице и преподобным отцам Серию и Герману Валаамским чудотворцам и тогда служение литургии и молебна продолжается около трех часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники богородичные и святых на повечерии читается акафист Пресвятой Богородице; а на праздники господские и на воскресные дни – акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущим оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или так называемый „столповой” – старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны; они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тоны на Валааме находятся в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны, то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают как эхо среди скал и ущелий, то загремят внезапно. Художник может быть найдет в пении Валаамском какой-либо недостаток в исполнении, но он же признает глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу 101 . Особенно торжественно бывает служение в дванадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со освященным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Лавре разместились также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви. Торжества 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры сосредоточились вокруг недавно созданного из руин Свято-Успенского собора, освященного 24 августа 2000 года. Он вновь призывно сияет своими семью золотыми куполами, достигающими 52-метровой высоты над киевскими холмами, словно драгоценная корона подле скипетра-колокольни и круглой державы - трапезного храма. Еще с времен преподобного Феодосия Печерского в Лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией. День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и о упокоении православных. По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия. В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду. Особое место в Лаврском Богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой Богородицы, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова (подземный храм в Дальних пещерах), Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы (подземный храм в Ближних пещерах) Благовещения (подземный храмы в Дальних пещерах), Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия Святой Анны, Всех святых, Преподобных Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы. В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от Мироточивых глав, а также одеванием шапочки святого преподобного Марка Гробокопателя. В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...». «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...». Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Ермогена, патриарха Московскаго и всея России, чудотворца, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.) Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Вместо «Видехом Свет Истинный...» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене). Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»). С 13 мая по 19 мая – попразднство Вознесения Господня. 20 мая – отдание праздника Вознесения Господня. 1 О соединении службы Вознесения Господня с полиелейным праздником см. Типикон, 21 мая, «зри»: «Вестно буди, аще случится память святаго царя Константина в четверток Вознесения, или в Неделю 7-ю святых отец, службу его пети, якоже Иоанну Богослову по темже главам». 2 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом. 3 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у иконы праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

Вроде и ходит человек в церковь , а уже остыл. Все ему уже ясно, все известно. Кто третий год в храм ходит, тот вообще понимает, что это все одно и то же. Ну о чем может батюшка говорить? О стяжании Духа Святого, о том, что надо мирно жить, о том, что надо молиться, храм посещать, пост соблюдать. Вот даже десяти пальцев не загнешь. Чему Церковь учит? Да все одному и тому же две тысячи лет. Богослужение? Ну понятно: вечерня, утреня простая, полиелейная или всенощное бдение; литургия вообще всегда одна и та же, тропари только меняются. Евангелие? Да я его уже читал десять раз. И люди вокруг одни и те же: так же толкаются, кто-то обиделся, этот не здоровается, тот забыл – все то же самое. И человеку уже скучно, он думает: да зачем это? Раз службу пропустил, два пропустил – и смотришь, и не умер, все по-прежнему. И засыпает душа, не хочет Бога, уши закрылись для слова Божия. Поэтому многие из нас – и это очень прискорбно – внутри уже как-то отказались от подвига христианского, расслаблены душой и полностью погружены в жизнь мирскую. В жизнь церковную они как бы выныривают из болота время от времени глотнуть свежего воздуха, а потом окунаются опять в мир. Миром святые отцы называли мир наших страстей. Человек живет только в страстях, в своих желаниях, все у него в душе кипит, бушует. А должно быть наоборот, жизнь наша должна проходить в Церкви, мы должны быть в Церкви всегда, не только когда мы все соединяемся вместе на молитве в храме, а никогда эту связь с Богом, с Церковью не прерывать. Потому что постепенно, если мы будем жить жизнью мирской, благодать Божия от нас отступит и мы к Богу охладеем. Один подвижник, когда у него спросили, какой есть признак того, что душа от Бога отошла, изменила Ему, сказал, что самым заметным признаком является равнодушие к богослужению, когда уже и не хочется идти в храм. Душа к этому перестает стремиться и перестает от этого что-то получать. И очень многие богослужение воспринимают не как цель. Вот мы здесь собрались все, прославили Господа нашего Иисуса Христа. Он стоит среди нас; душа наша, если она не омертвела грехом, должна это чувствовать, видеть духовными очами, что Он здесь. Что может быть драгоценней на свете такого нашего общения с Самим Богом? Нет ничего драгоценней. Поэтому душа, которая любит Христа, она будет устремляться сюда. А если тянет еще куда-то, значит, душа отдана на откуп совсем другим силам. И это очень печально, очень жалко, об этом можно слезы проливать. Это значит, душа гибнет, она умирает, ее засасывает трясина страстей. Это ужасно, это очень прискорбно, что такая драгоценность, за которую Господь не погнушался Кровь Свою пролить, гибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Мы, например, будем читать Великий Покаянный канон Андрея Критского в 6.30 вечера на первой неделе Великого поста, чтобы те, кто работают до 17,  точно смогли бы добраться, и те, кто до 18 -  тоже бы успевали. Или, например, Литургию Преждеосвященных Даров мы уже много лет служим так: одну из них утром в среду, а другую -  вечером в пятницу. Потому что эта литургия по форме богослужебной - вечерня, и на вечернюю такую службу приходит много людей. Вот видите, в вашем вопросе прозвучало недовольство, значит надо попробовать найти тот храм, где Полиелейная служба будет совершаться вечером. Это сейчас несложно, в Москве восемь сотен храмов, можно найти любой, где Вам будет удобно. Всегда же будет кому-то что-то неудобно. Мы сейчас совершаем Всенощное бдение в 16 часов под воскресный день, чтобы люди, кто живет далеко, могли относительно засветло вернуться домой. Большая часть говорит, что это удобно, другие же считают это неудобным. Ну что тут поделаешь? Значит, можно ходить и в другой храм, а на Литургию присоединяться к своему приходу. Многие так и делают. Исповедуются в храме «по месту жительства», то есть поближе к дому, а причащаются уже здесь. Кстати, были вопросы о том, как проходят поиски «своего» храма. Искать надо тщательно. Ходить в храмы, где известны службы своим строем богослужения; или священник служит, о котором вы слышали; или проповеди его показались вам по душе. Надо присматриваться к храму. Какие прихожане, какая атмосфера, как ведет себя батюшка, и так далее. Что важно: если вы нашли свой храм и своего духовника, нужно перестать бегать по приходам. Есть такая когорта людей - церковные кочевники. Они на одном престольном празднике в одном храме, потом в другом. А собственного храма нет как такового. Но так вы теряете возможность стать частью прихода. Я сам любил, будучи мирянином, ходить по престольным праздникам. Да вот и до сих пор люблю принимать приглашения батюшек, которые являются моими друзьями, и ходить на праздничные службы. Но теперь знаю, что делать это нужно не так часто.

http://radonezh.ru/text/pochemu-bezumnog...

На великой вечерне: на «Господи, воззвах...» стихиры на 10: три воскресных, Анатолиева одна, и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паремии праздника. На литии: все стихиры праздника. На стиховне: стихиры воскресные. «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника (трижды). На утрени: на «Бог Господь...» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. По кафизме – седальны воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари: «Ангельский собор...». Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово...», пс. 50-й, «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...», стихира праздника. Каноны: воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2, праздника оба канона на 8. Катавасия: «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, и седален праздника (дважды). По 6-й песни– кондак и икос праздника. По 9-й песни припевы не поем, но «Честнейшую...». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Далее – «Свят Господь Бог наш» 12 . На хвалитех: стихиры воскресные – 4 и праздника – 4 с праздничными припевами. «Слава» – праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. Тропарь только воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне» с евангельской стихирой. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак – воскресный, на следующих часах – попеременно 13 . На литургии: «Блаженны» воскресные на 6 и праздника песнь 3-я на 4. При входе поется «Приидите, поклонимся...», «Воскресный из мертвых...», тропарь воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуия», Евангелие читаем прежде Недели пред Воздвижением, затем – рядовой под одно зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...». Особенности попразднства в воскресенье На великой вечерни: на «Господи, воззвах...» стихиры воскресные – три, Анатолиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестиричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные – три, праздника – три и святого Минеи – четыре. «Слава» – святого, если есть, если же нет, то «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен (т.е. догматик текущего гласа 14 . Вход. Прокимен дня и ектении по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Характерной чертой врачей-Б. является то, что они действуют как двоица, связанные друг с другом родственными или дружескими узами (если этих связей в жизни не было, то Б. объединяются в двоицы типологически: Сампсон и Диомид, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон). Образ двоицы сближает Б.-исцелителей с апостолами, к-рых Христос посылал проповедовать «по два» (Мк 6. 7). Эта духовная связь выявляется в евангельских чтениях на полиелейной утрене (Мк, зач. 23) и литургии (Мф, зач. 34) службы Б. Косме и Дамиану (1 нояб.): «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. ...и заповедал им, говоря... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10. 1, 5, 7, 8; из зач. 34). «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 12-13; из зач. 23). Ср. также: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 19-20). Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Вслед., вероятно, малочисленности Б.-исцелителей, а также принадлежности к различным ликам мучеников, священномучеников и преподобных характера общепризнанного лика и единой службы им в Минее общей не было. Но известна попытка осмыслить чин Б.-исцелителей как единый лик. Архиеп. Сергий (Спасский) сообщал, что «Венедикт из русской киновии на Афоне составил службу всем бессребренникам вообще» ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 241). Служба эта была составлена, вероятно, в XIX в., впервые опубликована в 1980 г., после того как она была прислана из Русского вмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Утрени бывают: полиелейнаяслужится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба;служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты. Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы. Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010