Полетаеву стало казаться, что пасмурная погода будет длиться вечно. Везде сыро, серо, беспросветно, как, впрочем, и сама жизнь. Сегодня его супруга, всегда такая тихая и скромная, вдруг впала в неистовство, когда дочка подошла к ней и попросила денег на школьный завтрак. Что же тут началось, Боже мой: слезы, истерические выкрики. Чего только не услышал Полетаев в свой адрес. Что он никчемный человек, эгоист, которому нет никакого дела до семьи, и тому подобное. Он пытался оправдываться: где, мол, найдешь работу, везде на производствах сокращения. " Сделай что-нибудь, - плакала жена, - так дальше жить невозможно " . " Действительно, невозможно " , - подумал Полетаев и, хлопнув дверью, ушел. Его взяла такая досада, такое отчаяние на жену, на себя и на всю эту, как ему казалось, никчемную жизнь. Опять зашел в какую-то фирму насчет работы, но дальше вестибюля не прошел, охранник выгнал. Домой возвращаться не хотелось, да и что он скажет Люсе, своей жене. Потому бесцельно ходил по городу. На одном из импровизированных рынков увидел бывшего своего мастера цеха Уткина, торговавшего на лотке гайками, шурупами и прочей мелочью. Поболтали о том, о сем, Полетаев посетовал на жизнь, тот посоветовал ему заняться торговым делом. - У меня такое впечатление, что вся страна чем-то торгует, - с досадой сказал Полетаев. - Так оно и есть, - весело подтвердил Уткин. - Но если все только торгуют, то кто же все это тогда покупает? - Друг у друга и покупаем, - не задумываясь, ответил тот. - Идиотизм какой-то, - пробормотал Полетаев. - Я инженер автоматизированных поточных линий, почему я должен торговать? Мое дело - производить товары, пусть торгуют те, другие, кто этому обучался. Теперь, дойдя до набережной, он просто стоял и смотрел в воду. Почему-то вспомнилось изречение Гераклита, что в одну и ту же реку нельзя ступить дважды. " Не прав этот Гераклит, - подумал Полетаев, - я хоть сто раз могу ступить в одну и ту же реку. Река остается рекой, какие бы струи воды в ней ни протекали и в какие бы цвета в зависимости от погоды и времени дня эти струи ни окрашивались.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1949...

Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) – штатный артист Москонцерта, в 1956 г. по конкурсу едет во Францию, в Париже записывает первую грампластинку, а в 1957-м –обладатель двух Золотых медалей – на Всесоюзном конкурсе баянистов и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором – изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали – все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути. Так, учитель его, известный музыкант Гавриил Федорович Зимин, 25 лет прослуживший дирижером Большого театра, отметил редкостный полифонический слух ученика и сказал: «Бросай все, становись симфоническим дирижером!». Когда в 1968 году Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32 года. Вот что говорит о себе сам Анатолий Иванович. «По образованию я народник и считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Боян – это человек, реально живший в IV веке н.э., за шесть веков до появления христианства на Руси. Летописец, сказитель. Гимн, который он написал славянскими рунами, недавно перевели на русский язык. И удивляет то, что за 17 веков в жизни славян не произошло кардинальных изменений. Суть гимна – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – до сих пор актуальна. Определили и место существования Бояна – район Братиславы, Карпаты. В России Бояна воспринимали не только как оракула, само имя его было достойным символом. Так, в 1902 году построили самый большой в мире крейсер – и как, думаете, назвали? «Бояном». А через пять лет в Петербурге гармонный мастер Стерлигов изготовил концертную гармонику, которую опять же за певучесть назвали «бояном». Отсюда и пошло название инструмента – баян, баянисты…

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть В Москве состоится творческая встреча с Анатолием Полетаевым 23:31 06.01.2024 135 Фото: Предоставлено организаторами 9 января в Центральном доме учёных (Москва) состоится творческая встреча с Народным артистом СССР Анатолием Полетаевым, сообщили РНЛ организаторы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Московский школьник принудил целовать детей свастику: детали Ученые мира держатся за голову после этих данных с телескопа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2024/01/06/...

За чаепитием гости поздравили Анатолия Ивановича, по разным данным, у дирижёра два дня рождения (он с 1936-го), у регистраторов начала XX века такое случалось. Имениннику подарили икону Спиридона из Иерусалима , корень женьшеня и Валентин Свининников преподнёс свою книгу, на обложке которой о творчестве Полетаева говорят писатель Валерий Ганичев, народные артисты Василий Лановой, Владимир Гостюхин, Николай Бурляев. В защиту «Бояна», в период выживания, было собрано более 5 тысяч подписей от ветеранов войны и труда, некоторые из них были на этой встрече: общественный деятель Светлана Мурашко, главный редактор журнала «У Лукоморья. XXI век» Валентин Свининников и ответственный секретарь Павел Ветринский, друзья оркестра Константин Самодуров, Раиса Юдкова, Татьяна Черникова, Ирина Рябец с супругом . Композитор и дирижёр, профессор Гнесинки Сергей Решетов, рассказал, как в 2006 году попал в оркестр «Боян». Это было время, когда в России модно было преклоняться перед всем западным и ненавидеть своё Отечество. « Это в советское время ценили музыкальное искусство, - сказал он, - потому что музыка великое идеологическое оружие, а Сертификат, который есть у Полетаева, доказывает, что музыка имеет физиологическое воздействие, и это медицинский факт. Доказано, что рок дебилизирует людей, ими становится гораздо легче управлять. И музыканты решали в этот период свои творческие задачи – как дирижёру работать с людьми разных социальных кругов, возрастов и интересов, учитывая, что там были студенты, которые с младых ногтей слышали, что всё твоё родное - это совок и безобразие. Их надо было переубеждать, и я ещё в то время поражался, сколько же сил у Полетаева, как он держит удар, это не каждому дано. Мы не раз советовали, чтобы он плюнул на всё, его в любом месте с руками-ногами оторвут, и, как оказалось, в это время его звали в университетский оркестр в США, но он отказался: «Боян» - мой оркестр!» - и добивался успеха. Я работал в этом оркестре и видел, как после концертов «Бояна» у людей светились глаза».

http://ruskline.ru/opp/2023/03/13/boyan_...

Скоротал на вокзале остаток дня. Опять ночь в зале 3, то есть под открытым небом. К счастью, погода стояла прекрасная. И утром в клуб, где расположился Еврейский театр, — к Михоэлсу. Михоэлс, с того времени, как я его не видел, еще с довоенной весны 1941 года, переменился мало, но прибавился апломб. То было время его наибольшего могущества: он был связующим звеном между Сталиным и еврейским капиталом в Америке. Говорил любезно. Рассказывал о том, что театр решил поставить юношескую пьесу Лермонтова «Испанцы». Дал мне совет. (Все мои знакомые кормили меня советами, и за то спасибо.) Оказывается, сейчас здесь находится Полетаев — заместитель председателя Комитета по Делам Искусств. Он в этот момент на Пушкинской улице в Узбекском Комитете по Делам Искусств. «Идите туда и постарайтесь его повидать, а там видно будет». Уходя, заметил на столе аккуратно отрезанную корочку черного хлеба. Удивился. Что он здесь, в Ташкенте, голодает? Оказалось, страдает запоем. Постоянный собутыльник — Алексей Толстой. Во время запоя спасается тем, что нюхает корочку. Еврей-пьяница — тогда это было внове, последнее по времени изобретение ХХ века. От гостеприимного артиста на Пушкинскую, в Комитет. Полетаев здесь, но занят. Важное совещание в кабинете председателя. Пришел в 12 часов, сидел в приемной до пяти. Секретарь на вопрос, когда закончится совещание, отвечает с бесстрастным видом: «Неизвестно». Наконец движение, двери раскрываются, из кабинета выходят «несколько хорошо одетых, упитанных людей. Спрашиваю у секретарши: «Ну, что?» Такой же бесстрастный ответ: «Совещание продолжается». Распахиваю дверь, кабинет пустой, лишь дым от папирос. Совещание окончено. Бросив несколько теплых слов секретарше, бросаюсь стремглав по лестнице вниз. Группа сановников внизу, ждут автомобиля. Бросаюсь в середину группы: «Кто здесь товарищ Полетаев?» Все смотрят с удивлением на экстравагантного оборванца. Один из них, самый сановитый, с видом оскорбленного достоинства, но вежливо: «Я Полетаев. Что вам угодно?» — «Я Левитин, старший преподаватель Ленинградского Театрального института. Сейчас почти пешком из Пятигорска. Хотел рассказать вам о том, что происходило на Кавказе». Он все так же вежливо и отчужденно: «Извините, я занят. Товарищ Фишман, займитесь товарищем». И вся компания в автомобиле, шофер трогает машину.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

То, что понятие «Боян» очень древнее, мы осознали только тогда, когда обрели популярность в своей стране и за рубежом. От имени Советского Союза мы выступали на Днях культуры в Лондоне, Берлине, Токио, Будапеште, Праге. В 1982 году, будучи на гастролях в Японии, с радостью узнали, что нас наградили престижной в те времена премией имени Ленинс кого комсомола». С признанием и наградами история повторилась, теперь оркестр «Боян» завоевывал их с той же легкостью, с какой когда-то юный баянист Полетаев. Оркестр буквально гремел, как по советским республикам, так и по всему миру. В его исполнении звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака и многие сотни произведений русских и славянских композиторов. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, молитв, гимнов, хоралов, песней – во имя Великой Руси. С появлением многих произведений связаны удивительные истории. Так, написать молитву «Отцы-пустынники» на слова Пушкина композитору предложил ученый и телеведущий Николай Дроздов. И прислал текст, переписанный собственноручно. Полетаев, оценив актуальность, отложил работу на завтра, лег спать. В три часа проснулся от звучавшей в голове мелодии. Начал записывать, вскоре черновик был готов. Японцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», болгары восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», шведы – «отшлифованностью и изумительным звучанием», канадцы – «несопоставимо высоким уровнем». А дело было в новаторском духе Полетаева – в оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на народных инструментах, дирижер стал вплетать инструменты симфонического звучания (ударные, медные и деревянные духовые, струнные), а также, в духе времени, синтезатор и даже бас-гитару. При этом к баяну, гуслям, балалайке и домре добавлялась экзотика – брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки… «Музыку мы играли разную, – говорит Полетаев, – могли сыграть все, что любит слушать публика на симфонических концертах, например, увертюру к опере «Руслан и Людмила», а также репертуар русского оркестра народных инструментов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Недавно российскими СМИ, в частности, в газетах «Русский Вестник», «Президент», «Правда», опубликовано Обращение на Ваше имя, озаглавленное «Спасём русский оркестр " Боян " !» и подписанное рядом ведущих деятелей отечественной культуры. Среди них - народный артист России, Президент Международного славянского форума «Золотой Витязь» Н. Бурляев, Председатель правления Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора В. Ганичев, народный артист СССР А. Ведерников, народный артист России М. Ножкин и др. Вновь убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, защитить А.И. Полетаева и оркестр «Боян» от произвола чиновников Минкультуры РФ! С уважением, А.А. Макаров, Заслуженный деятель искусств РФ, композитор М.А. Дмитрук, главный редактор газеты «Дари Добро» Н.В. Терещук, Заслуженный работник культуры РФ, главный редактор газеты «Московский вестник культуры» И.В. Ушакова, член Союза писателей России В.М. Свининников, к.ф.н., член Союза писателей России В.А. Сухомлин, профессор, преподаватель МГУ В.С. Зенин, профессор, д.б.н. Н.Ф Горина, профессор, к.э.н. Л. Калинин, настоятель храма Священномученика Климента в Замоскворечье, протоиерей, член Патриаршего Совета по культуре В.А. Огнев, председатель Межрегионального общественного движения ветеранов атомной энергетики и промышленности Собрано семь тысяч подписей в защиту А.И. Полетаева и оркестра «Боян». Представить их можем по первому требованию. От имени и по поручению многотысячных почитателей творчества народного артиста СССР и РФ А.И. Полетаева и Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», один из подписавшихся - В.М. Свининников, первый заместитель главного редактора журнала «Честь Отечества» 31 октября 2017 года ПРИЛОЖЕНИЯ: СКАТОВ Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры Апрель-май 2018 года Москва - Нижний Новгород (Приложения следуют) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба за «Боян» Под угрозой - знаменитый русский оркестр, созданный народным артистом СССР А. Полетаевым 26.10.2018 1449 Время на чтение 10 минут В Международном фонде Славянской письменности и культуры состоялась презентация книги Сергея Скатова «Мир спасет Правда!». Журналистское расследование С. Скатова, координатора Движения «Народный Собор», председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», посвящено судьбе Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», о котором мы писали не раз, и русской культуры в целом. Почему расследование? А потому, что невозможно найти здравый ответ на вопрос, как такое могло случиться, что увенчанный лаврами коллектив, которому до самой перестройки стоя аплодировали западные слушатели, не говоря о земляках, под руководством создателя и бессменного худрука-дирижера, профессора, народного артиста СССР Анатолия Полетаева, творчеству которого посвящены сотни искусствоведческих работ, монографий и книг, в год своего 50-летия был тихо «реорганизован», а правильнее сказать, уничтожен. Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) - штатный артист Москонцерта, на 3-м записывает в Париже первую грампластинку, в 1957-м -обладатель Золотой медали на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве , а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором - изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали - все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/b...

— Что там произошло, Керсновская? Мне очень трудно стоять. В голове звон, пол уплывает из-под ног, в глазах все качается и мерцает. Рассказываю коротко, сжато, не скрывая ничего. Впрочем, то, что Полетаеву влепила пощечину, преподношу в дипломатическом виде: дала, мол, сдачу! Когда дошла до того, как Полетаев мне выкручивал руки и я поначалу сопротивлялась и чуть было не закрутила ему руку за спину, то тип, сидевший на диване, отгородившись газетой, рванулся и оказалось, что это сам Полетаев. — Неправда! — завопил он обиженно. — Не могла она… Я, не обращая на него внимания, продолжала. Но здесь произошло нечто непредвиденное. Дверь распахнулась, на пороге появился Бабкин — вольнонаемный работник УРЧ, дурачок (но брат его был прокурором по сектору заключенных). Глаза его лезли на лоб. Он захлебывался: — Только что звонили с шахты 13/15. Сюда едет Байдин, и с ним — парторг! Тут Бабкин споткнулся об порог и растянулся во весь рост. Байдин?! Ну, разумеется! Байдин не покидает в беде. Это я сама видела, когда он лез в бункер, спасая Казакова. Как он узнал? Да это Машка Сагандыкова ему сказала на наряде, моя славная Машка… А что же теперь будут делать они? Наверное, поспешат убрать меня с глаз долой, ведь мой вид — улика. Скажут, что я со штрафниками на работе, а потом… Такие, как Полетаев и Путинцев, сумеют убрать «вещественные доказательства». Мертвые не обличают. Нет, я отсюда не уйду! Я взглянула на Амосова, и мне стало смешно. Вспомнилась заключительная картина из «Ревизора» — та же оторопь, растерянность: все застыли и молчат. Но вот в дверях вновь показался Бабкин. — Байдин уже на вахте! На нашей вахте… Сейчас… Не знаю, с чем сравнить то, что я чувствовала. Мне казалось, что я слышу шаги Байдина, даже когда он был еще на вахте. Но теперь это уже не галлюцинация. Хлопнула дверь, шаги в прихожей и голос: — Стахановцы у нас — лучшие люди; Керсновская — лучшая из наших стахановцев. Что вы сделали с Керсновской? В ту же минуту на пороге появилась долговязая фигура Байдина.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Чик был потрясен, но он знал, что это надо скрывать, это стыдно показывать, и старался скрыть свое потрясение. Он никак не мог соединить свое восторженное восхищение могучим ястребом, неотвратимо налетающим и бьющим перепелку, и тем же ястребом, грузно сидящим на маленькой перепелке и, сверкая беспощадным желтым глазом, продалбливающим ее бессильную головку. Чик еще не понимал, что и то и другое зрелище в своем соединении и есть истинная жизнь, но он чувствовал, что ему раскрылась какая-то горестная правда, и как бы предугадывал, что в будущем от этой правды будет много печали. – Выучишься охотиться с ястребом, – улыбаясь, сказал охотник, засовывая перепелку в ягдташ, – никакой другой охоты не захочешь. Когда хорошая высыпка бывает, так намахаешься, что плечо болит. – Да, да, конечно, – отвечал Чик, изо всех сил сдерживаясь и в то же время с надеждой и завистью глядя на улыбающегося охотника и думая, что раз он, старый добрый охотник, все это видел и улыбается, значит, со временем и он, Чик, привыкнет и не будет придавать этому значения. Чик собрал все свои стрелы, поднял лук, и они с охотником пошли дальше. И Чик постепенно успокоился. – А как тебя зовут, мальчик? – спросил охотник. – Чик, – сказал Чик, вздохнув. – Хоть бы и Чик, – ответил охотник, не глядя. И Чику так понравилось, что охотник не споткнулся о его имя, а тут же нашел ему свое местечко. – Так вот, Чик, слушай, что я тебе расскажу, – продолжал он. – Человек – это такой зверь, что любого зверя перезверит. Я вот ястребов приручаю. Это что! У нас в деревне был один крестьянин. Звали его Миха. Так он ворона приручил. Я тебе сейчас расскажу не то, что выдумано людьми, а то, что было на самом деле. Так вот, у этого Михи всегда на плече сидел ворон. Скажем, мотыжим кукурузу или табак, а он у него на плече сидит. Иногда взлетит, полетает и снова на плечо. Или Миха идет на мельницу. Впереди ослик, а сзади он с вороном на плече. Или на лошади куда едет. Он верхом на лошади, а ворон верхом на нем. Надоест сидеть, полетает, полетает и снова садится на него. Иногда он у него на голове сидел. Куда захочет, туда и сядет.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010