1817 г., – Древн. и Нов. Россия, 1880, т. 18, стр. 629). Наконец, на имя Евгения и, конечно, по его просьбе, был прислан Б.-Каменским оригинал Селлиева труда «De Rossorum 150 , который перешел к нему от архиепископа Амвросия Зертис-Каменского и находится в московском архиве Министерства иностранных дел. С этого оригинала, может быть, и сделан Амвросием Орнатским перевод Селлиевой Иерархии, все пять книг которой вошли в «Историю российской иерархии», собранной первым 151 . Однако, преосвященный Евгений не ограничивался одним только собиранием или отбиранием иерархических материалов у других и при помощи других 152 , – он и сам разыскивал их, иногда при обстоятельствах далеко не благоприятных. «Кроме Софийской библиотеки там (в Новгородском соборе), писал он Румянцеву 20 февр. 1820 г., весьма много под кровлею и архивских старых бумаг, коими отчасти и я с преосвященным Амвросием пользовался при составлении Истории росс. иерархии. Но разобрать все сил и времени не достало» (Переп., стр. 29) 153 . «Я, извещает Евгений того же графа и в том же году, нашел (в Новгороде) и архиерейского дома старую архиву, разбросанною по двору и кой-что выбрал». (Переп., стр. 30). Заняв епископскую кафедру в Вологде, ученый архипастырь не перестаете делать архивные розыскания по части иерархической истории (местной), о чем мы упоминали еще выше и подробнее будем говорить ниже. У него, кроме того, имелись «свои (собственные) записки о всех русских архиереях», как сообщал сам он H. П. Румянцеву от 14 нояб. 1823 г. (Переп. стр. 83) и прот. И. И. Григоровичу от 5 нояб. 1824 г. (Чт. в Общ. Ист. и Др. Российских 1864 г. кн. 2, стр. 90) – записки, составлявшиеся, вероятно, с годами и, без сомнения, пригодившиеся для обоих изданий 1 ч. Истории рос. иерархии. Так или иначе приобретенные Евгением материалы для этой последней, а равно и материалы, добытые Амвросием, не оставлялись без просмотра с его стороны Так в библиотеке Киево-Соф. собора сохранился за 182 «Каталог российских архиереев», как назвал его сам Евгений или, что тоже, Московский иерархический каталог (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

179 Напечатана под заглавием; «О начале торговых и государственных сношений России с Китаем и о духовной миссии в Пекине. (Сообщено)» – «Сибирский Вестник» 1822 г., ч. 18 стр. 99–164 и ч. 19, стр. 165–196. Сведения оканчиваются 1821 годом. 180 Об источниках истории Пекинской миссии в первый и второй период ее деятельности. (Православный Собеседник, 1888 г., январь стр. 152). 181 «Памяти преосвященного Евгения, бывшего ст. 1808–1813 г. епископа Вологодского, впоследствии м. Киевского» (Вологодск. епархиальн. вед., 1867 г., 22». Статьею этою, не цитуя ее (как небольшую), но лишь называя ее автора, мы будем пользоваться и далее. – Перечень всех 88 монастырей, составленный сам им пр. Евгением, напечатан в Волог. еп. изд. на 1864 г., 3–6 (ср. рук. сб. Киево-Софийской библ. 167). 182 В нем не было, напр., указаны на события 1811 г., появившихся теперь впервые и вставленных сам им уже Евгением. 183 Напр., преосв. автор в первый раз исчисляет здесь количество крестьянских душ, коими владел тот или иной монастырь до 1764 г. Источником для этого послужила ему «Краткая ведомость, учиненная о положенных в штат Вологодской епархии трех классов монастырях, сколько за каждым монастырем до положения их в штат имелось крестьян и служителей; и сколько в каждом монастыре находилось братии монашествующей, кроме настоятелей, также и в оставленных на своем содержании в 1764 г.» На «ведомости» преосв. Евгений карандашем заметил: «Списав, возвратить» (должно быть в консисторский архив). Она, однако, не была возвращена и помещается теперь в конце того же рукой, сб. К.-С. с. б. 167. 187 Две копии с этого летописца сохранились в библ. Киево-Соф. собора за 138 и 167 (л. 1–13 in qu.). 188 Его тяжесть увеличивалась еще от необходимости знакомиться с данными печатных источников – летописей, прологом, некоторых монографий (напр. монографиею Засецкого – «Исторические и топографические известия о г. Вологде», 1777 г.) и т. п. 189 Сообщаются биографические сведения об основателях. Полнее сведения эти переданы (о 13 святителях) в книге М. Кудрявцева – «История православного монашества в северо-восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского» (Москва. 1881 г., ч. II, стр.157–182) и – о всех – в труде Верюжского – «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых» (Вологда 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Евгения вошло в 1-ю ч. Истории российской иерархии, изд. 1827 г., стр. 348–357 и 394–395. Наконец, в бытность свою на епископской вологодской кафедре преосв. Евгений составил «Краткое сведение об угодниках Божиих, по вологодской губернии почитаемых» (числом 73). Сведение это, с небольшими подстрочными добавлениями г. Суворова, напечатано в «Вологодских епарх. Ведомостях» за 1864 г., 1, с. 9–20 и, без всяких добавлений, в книге Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местночтимых» (Вологда, 1880 г., с. 8–16). Две рукописи «Сведения» хранятся в библиотеке киево-софийского собора за 167 (первая редакция) и 138 (беловой, полный экземпляр) и одна (нам непосредственно неизвестная) в библиотеке вологодского софийского собора. В первой же библиотеке за 137 сохранилось перешедшее от м. Евгения и одно из главных пособий, коим он пользовался для своего «Сведения», – это – «Каталог российских святых» или «Книга глаголемая российских святых благоверных князей и благочестивых княгинь, преосв. митрополитов, и архиепиекопов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, преподобных святых отец, в коем граде или области, или в монастыре, или в пустыни пожиша и чудеса сотвориша, всякого чина святых, и где кто положен» 208 . На ряду с немногими поправками чьей-то посторонней руки встречаются здесь и поправки руки преосвящ. владельца рукописи. Они сделаны относительно святых новгородской, псковской, вологодской и древне-пермской епархии и касаются главным образом: 1) топографии монастыря или церкви, где покоятся мощи святого, 2) точного обозначения самого места упокоения (в приделе храма, или в алтаре и пр.), 3) хронологических дат, 4) имен святых (напр., имя св. Марии Димитриевны – супружницы Домонтовой – поправлено на Марфу), и 5) названия монастырей (напр., вместо Сергия «Курумерского» у Евгения написано «Нуромского»). Но несравненно более поправок и вместе дополнений сделал наш автор в самом «Сведении» своем. От того биографические известия об угодниках Божиих у него сравнительно полнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Введение в Историю российских монастырей, напечатанное при 2-ой ч. Иерархии, все, сообщал Евгений Анастасевичу 20 дек. 1814 г., мною написано, как означено в конце буквою Е». (Древн. и Нов. Россия, 1880 г. 18 т. стр. 342) 167 . Очевидно, сам преосв. автор не придавал существенно-важного значения тем прибавлениям к введению, которые в 1809 г. сделал обер-секретарь св. Синода Журихин и которые, судя по намекам м. Амвросия, касались статистических данных о наших монастырях. Большинство из них (стр. LXXVI–OXLIX) взяты из оффициальных, синодских документов и распоряжений, в некоторой своей части приобретенных еще Евгением в бытность его на новгородской кафедре, когда он делал частые поездки в С.-Петербург, или даже на должности префекта Александроневской академии. Другие же (стр. LXVI–LXXVI) перепечатаны из разных исторических памятников и главным образом из соборных актов. Но, как ни важны все эти статистические сведения для церковно-исторической науки, не в них заключается центр тяжести введения в Историю российских монастырей, – заключается он в первых четырех и особенно в первых двух главах. Прочитывая их, прямо приходишь к заключению, что только из под пера нашего ученого иерарха они и могли появиться в ту, бедную историческими материалами, эпоху, – никто другой не был так близко знаком с рукописными богатствами новгородской Софийской библиотеки, как преосв. Евгений, и никто, следовательно, не имел возможности утилизировать их, как то делается в введении. Из рукописей этой библиотеки им процитованы: сочинены Максима Грека и князя – инока Вассиана Патрикеева, (стр. XXVI–XXVII, примеч. 18), послания м. Даниила к царю Ивану Васильевичу и др. лицам (стр. XXVIII), Деяния собора 1667 г. (стр. XLVII) и кормовые с келарскими книги (стр. XLV, пр. 5). Кроме того, м. Евгений ссылается на архивские записки новгородских монастырей (стр. и XLV) и вчастности; записки новгородского Хутынского монастыря (с. XVI). Однако, он не ограничился для своей работы одним, так сказать, новгородским материалом. Еще будучи, в С.-Петербурге, преосвященный приобрел список Стоглавника, исправленный, затем, по вологодским спискам, и список с слов, посланий и «показания новоявленной ереси» (жидовствующих) преподобного Иосифа Волоколамского 168 ; а так как последний список был «без конца», по собственно-ручному замечанию Евгения, то он достал в Вологде более полный 169 . В Вологде же ему удалось приобрести «преподобн. Зиновия, монаха Отенского монастыря 56 бесед на еретика Феодосия Косого» 170 Стоглавник м. Евгений цитует на стр. XXVII, XLVI, XLVII, L и LIV, пр. Иосифа Волоколамского – на стр. XXV и пр. Зиновия Отенского – на стр. XXVIII–XXXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

иерархии всегда почти с именем только одного Амвросия Орнатского . Чему же и кому верить? Мы знаем, что преосвященный Евгений подал мысль Амвросию заняться составлением Истории рос. иерархии и ему, стало быть, принадлежит честь инициативы. Он же, затем, пользуясь литературными богатствами такого умственного центра, как С.-Петербург, первый взялся за собирание нужных материалов, не покидал эту работу в Новгороде и Вологде, в больше, чем Амвросий, сделал для повторного издания 1 ч. Истории рос. иерархии, был деятельным посредником между ним и услужливыми учеными (Н. Н. Б.-Каменским, В. Г. Анастасевичем и др.) имевшими возможность облегчить его труд, давал ему советы и делал указания, до перевода его в Новоспасский монастырь ведался с московскою типографию и за все время печатания Иерархии редактировал ее или, как сам он выразился, цензоровал. С другой стороны, выше всякого сомнения, что и Амвросий в свою очередь приобрел и отыскал не мало материалов для предпринятой Истории рос. иерархии, изучая предшествующую историческую литературу и роясь в новгородских биолиотеках (главным образом Софийской) и в библиотеках и архивах московских 163 . Недаром Евгений прямо выражался в одном письме к Анастасевичу, что материалы для Истории рос. иерархии «больше собирали мы (с Амвросием) из разных мест» (Древн. и Нов. Рос. 1880 г. т. 18, стр. 344), всюду называл эту «Историю» " нашею» (ib. стр. 344, 346 и др.), а Амвросия, кроме того, – издателем ее (стр. 358, 359, 362) и даже автором (стр. 354). A затем? Завещанные Амвросием м. Евгению, «немногие иерархические бумаги», таковые же бумаги, переданные им в Моск. Общество Истории и Древностей Российских 164 , его избрание последним в число своих членов в ту самую пору, когда издание Иерархии было уже окончено 165 , известность его работ св. Синоду, поручившему переиздать Историю ему же, а не преосвященному Евгению, наконец, черновые работы для 1-ой ч. Иерархии, хранящиеся в библиотеке Киево-Софийского собора, – все это говорит за тот факт, что Амвросий Орнатский был более, чем простой и случайный издатель Истории российской иерархии. На стр. IX «Предуведомления» к первому изданию 1-ой ч. этой последней замечено между прочим: «Поскольку при составлении (И. P. I.) употребляемо было всевозможное тщание о краткости, то для читателей, желающих иметь обстоятельнейшее познание о некоторых важнейших иерархических статьях, указаны те книги, в которых можно им почерпнуть оное». Кто, спрашивается, сокращал книги? Кто штудировал их и делал из них выборку? Никто иной, конечно, как Амвросий, у которого на это и времени свободного было больше и от которого, кромн трудолюбия и начитанности, не требовалось в данном случае никаких ученых знакомств. Он же перевел, так много помогшую ему, Селлиеву рукопись – «De Rossorum Hierarchia» и сам непосредственно руководил печатанием IV, V и обеих половин VI ч. Истории российской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Томская, учр. в 1834 г. Кафедра в Томске Епископы Томские и Енисейские: Агапит Вознесенский 1834–1841. Афанасий Соколов 1841–1853. Парфений Попов 1854–1860. Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864. Виталий Вертоградов 1865–1866. Алексий Новоселов 1867–1868. Платон Троепольский 1868–1876. Петр Екатериновский 1876–1883. Владимир Петров 1883–1886. Исаакий Положенский 1886–1891. Макарий Невский 1891–1908. С 1895 г. – „Томский и Барнаульский“ 55 . Архп. с 1906. Томские и Алтайские: Макарий Невский 1908. Архп. Бийское викаринтство, учр. в 1879 г. Епископы (в Бийске): Владимир Петров 1880–1883. Макарий Невский 1884–1S91. Владимир Синьковский 1891–1893. Мефодий Герасимов 1894–1S98. Сергий Петров 1899–1901. Макарий Павлов 1901–1905. Иннокентий Соколов 1905. Барнаульское викариат., учр. в 1908 г. Епископы (в Томске): Мелетий Забаровский 1908. Тульская, учр. в 1799 г. Кафедра в Туле Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803. Амвросий Протасов 1804–1816. Симеон Крылов-Платонов 1816–1818. Авраамий Шумилин 1818–1821. Дамаскин Россов 1821–1850. Димитрий Муретов 1851–1857. Алексий Ржаницын 1857–1860. Никандр Покровский 1860–1893. Арх. с 1873. Ириней Орда 1893–1896. Питирим Окнов 1896–1904. Лаврентий Некрасов 1904–1908. Парфений Левицкий 1908. Архп. с 1911. Каширское викариат. учр., в 1893 г. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893. (Было вакантно с 18 дек. 1893 г. 56 ) Георгий Ярошевский 1906–1908. Евдоким Мещерский 1909. Туркестанская, учр. в 1871 г. 57 Кафедра в г. Верном Епископы Туркестанские и Ташкентские: Софония Сокольский 1871–1873. Архп. с 1877. Александр Кульчицкий 1871–1873. Неофит Неводчиков 1883–1892. Григорий Полетаев 1892–1895. Никон Богоявленский 1895. Анастасий Опоцкий 1897. Аркадий Карпинский 1897–1902. Паисий Виноградов 1902–1906. Димитрий кн. Абашидзе 1906. Уфимская, учр. в 1859 г. 58 Кафедра в Уфе Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860. Филарет Малышевский 1860–1869. Петр Екатериновский 1869–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

по 14.11.1902 г., подробнее см. примеч. к гл. V, л. 79 – ссылка 1065). 923 Молчанов Павел Евгеньевич (1873-?), преподаватель Пензенской учительской семинарии (1901). Окончил Вифанскую ДС (1893), работал учителем в образцовой Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школе г. Ивано-Вознесенска Шуйского уезда Владимирской губернии. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1899). Помощник инспектора в Полтавской ДС (1899–1901); о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2467. Личное дело студента МДА. Соколов Петр Андреевич (1876–?) – преподаватель Екатеринославской ДС (1901). По окончании Вифанской ДС (1895) направлен в МДА. Окончил МДА (1900), кандидат-магистрант. 25.01.1901 г. определен в Екатеринославскую ДС на должность преподавателя логики, начальных оснований и краткой истории философии и дидактики. О П.А. Соколове см.: Там же. Д. 4037. Личное дело студента МДА. 925 17.12.1898 г., согласно определению Правления МДА, П.А. Соколова уволили с IV курса на полгода за активное участие в организации недозволенного концерта в Академии на Рождество 1898 г. (с правом восстановления на следующий учебный год, но с обязательством писать кандидатское сочинение на другую тему). 09.08.1899 г. согласно решению Совета Академии Соколова вновь приняли в МДА (резолюция митрополита от 27.08.1899 г.); см.: Там же. Оп. 3. Д. 781. Л. 40–40 об. 928 Хиротония (греч. χειροτονω – избирать посредством поднятия руки) – священнодействие, в котором посвящаемому в диакона, священника или епископа посредством молитв и возложения рук на голову сообщаются благодатные дары для совершения соответствующего служения. 28 февраля 1899 г., в Прощеное воскресенье, в московском кафедральном соборе Христа Спасителя состоялось наречение и хиротония архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Хиротонию совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в сослужении пяти епископов: Дмитровского Нестора (Метаниева), Можайского Тихона (Никанорова), Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева), Нафанаила (Соборова), управляющего Спасо-Андрониковым монастырем, Псковского Антонина (Державина), находящегося на покое (см.: [ Корсунский И.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Воскресенье. Воздвиженье. Во время обедни ранней чувствовал себя крайне тяжело, в нервнораздражительном состоянии; сердце слабо, немощно, нечисто, робко, боязливо, от малейшего греховного помысла смущается и ноет; на великом входе от слабости сердечной, малодушия и боязни не мог говорить имен царской фамилии; после этого стал еще более мучиться, но не отчаялся и припадал в покаянии к престолу милосердия и получил облегчение; голос был слаб, нечист, насильственен, при неблагозвучном пении задостойника (в начале) огорчился на дьячка, низкою нотою начавшего петь, и это огорчение крайне меня смущало, теснило, раздражало по действию диавольскому, едва я справился с собою во время причащения, повергшись со всеми немощами и грехами моими в бездну милосердия Божия; заамвонную читал не вполне от продолжавшегося некоторого огорчения на дьячка; отпуст не выговорил, скрал от боязни и смятения диавольского. Проповедь свою говорил громко, при тесноте в сердце. Все эти беды произошли и происходят от моего невоздержания, чревоугодия, пития вина, ядения мяс; плотские страсти одолевают меня, сердце нечисто, загрубело, болезненно, мертво, телесные немощи увеличивают беду. Необходимо воздержание. На дьячка огорчился напрасно (как и на нищих сегодня огорчился напрасно, поносными именами называл их, сердясь на них): он был неповинен; любовь не должна раздражаться и мыслить зла, но покрывать всё терпением. Поправлю ли я погрешность брата тем, что огорчусь или прогневаюсь на него? Напротив, увеличу погрешность, к его погрешности прибавив свою, большую, – смущение и раздражение особенно бессмысленно и грешно в церкви во время службы. Тут не надо ничем возмущаться, надо быть покойным, кротким, незлобивым, любящим, терпеливым, мерным, ровным, твердым, важным. Молебнов было много. У Квитковского служил нехорошо, с опущениями и смущением от лукавой мысли, что тесть Квитковского – еврей, содержатель экипажа, и дал хорошее приданое дочери из неправедных (думал я) денег. Пред вечерней, зашедши в церковь и заметив снующего дьячка Каменоградского в алтаре и не вставшего при моем входе, я заметил ему о неделикатности и неучтивости его. Диакон Полетаев сидел и не вставал (тоже неучтивость). Не себе, а сану моему чести подобающей требую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прочее соблюдается мне вечная правда, еюже воздаст ми за дела Он, Праведный Судия [ 2Тим.4:8 ]. Мне не нужно ваше злато и камни драгоценные, которые ослепляют глаза людям, привязанным к земле, а нужны ваши золотые души и один драгоценный, нетленный камень – Христос, на Котором даст Бог утвердиться всем нам! Его дай Бог возлюбить от всей души и к Нему прилепиться всем сердцем, на Нем основаться. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин.5:44 ] (как святые апостолы, мученики, преподобные). Они уже получают награду свою [ Мф.6:2,16 ]. Среда. Благодарю Господа, троекратно во время ранней обедни избавившего меня от козней вражиих – после прочтения Евангелия (а умертвил враг в конце проскомидии, когда я недоговорил молитвы предложения и отпуста, и в начале литургии оглашенных, когда я недоговорил Господи, устне мои отверзеши и благожеланий диакону); после великого входа, на котором я не выговорил от диавольского расслабления страхом сердца моего и особенно по употреблены Святых Даров, Господь избавил меня от диавольской злобы на бедную мать с ребенком неопрятным, поднесенным к Святым Тайнам. На литургии причастился я чудно, животворно, обновительно, премирно! А когда вышел со Святыми Дарами и стал причащать (или еще и до причастия) младенца Соломонию Анны Герасимовны Объедковой, я поддался насилию и подстрекательству врага бесплотного, презрел этих бедных, я, пресыщенный, и затем умер душой и благодати мира лишился, которую сейчас же старался возвратить покаянием искренним. Когда же великим усилием, покаянием и верою и причащением Святых Таин победил я грех, тогда о, как легко и мирно и просторно мне стало! Я восприял новую жизнь, небесную, святую, премирную! 10 января Отец диакон Полетаев из рук вон небрежно служит и, крайне неуважительно относясь к богослужению, так же относится и к священнику, например ко мне, и под рукой своей выделывает чрез дьячка разные пакости, поощряя его к грубостям священнику; сам, впрочем, старается быть в стороне, незамеченным. У Калашникова в чайном магазине при мне сел в шапке на стул и начал курить папиросу, на что был в неудовольствии и магазинщик. Крайний невежа новгородский! Сделался крайне горд и напыщен. Нищих я часто упрекаю в праздности и пьянстве, а сам я часто пью вино и немало. О, не осуди меня, Господи, судом моим, коим сужу других, меня многогрешного: каким судом судите, [таким] будете судимы, рекл Ты во Евангелии, и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить [ Мф.7:2 ]. Благодарю Господа, услышавшего смиренную молитву мою об исцелении отроковицы Софии (в квартире учителя Титкова в гимназии) и сотворившего с нею вскоре по молитве дивную перемену чрез обильный пот, из-за которого переменено было четыре рубашки одна после другой 8 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Воскресение. После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его, совершенные во мне во время утрени и особенно во время обедни в начале и после великого входа, когда диавольскую боязнь и неискренность поминовения высочайших особ, всегда смертоносно во мне отзывающихся, я должен был очистить и искоренить усердным покаянием. Господь исцелил меня, уязвленного жалом имеющего державу смерти, и даровал мне живот, и мир, и свободу, с которыми я совершил литургию. Причастился животворно; на заамвонной враг смутил, уязвил и спутал меня, отпуст скрал. Грешен! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать при венчании свадьбы восстать по падении на первых молитвах и прочие молитвы читать с дерзновением и силою, хотя при чтении последних молитв враги невидимые одолели меня, и я закончил скорее венчание, не дочитав некоторые из них. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты вражией, приключившейся у меня при пении панихиды у Неелова от пропуска слов и выражений ектений. Я вышел в парк Екатерининский и умолил Господа даровать мне прощение и мир. Слава Богу! 28 сентября Сегодня (понедельник) утром я подвергся крайнему смущению и горькой тесноте сколько из-за грехов моих, столько и из-за нерадения и крайнего сокращения службы Божией священником Петром Клепачевским с дьяконом Полетаевым и дьячком Никитиным Адрианом. Эти люди лишают меня и народ пищи духовной, не ими, а Церковью приготовленной, и изо рта вырывают, не давая читать положенного церковным уставом, и не воздают Господу и Пречистой Его Матери и святым угодникам должной похвалы и чести, пропуская нещадно стихиры и каноны и другие песни священные, в честь их составленные. Спешат не знаю куда и для чего! Должно быть, в жилища суеты и неги – поспать, да поесть и попить, да поиграть. Крайне возмутившись и искусившись от этого обстоятельства, я долго ходил около церкви и каялся в своих грехах, потом вошел в церковь , в Петропавловский придел, и здесь долго каялся и молился, часто припадая к святому престолу до окончания ранней обедни. Наконец Господь помиловал, умилосердился (я с негодованием оттолкнул двух нищих, часто попрошайничающих девочек, дав им только по пяти (не по десяти) копеек). Искушения произошли: а) из-за вчерашнего пресыщения: 1) на судне «Гроза», 2) частью дома и 3) в доме Герасима Мурашова у Параскевы Ивановны; б) из-за проспания урочного времени утрени и неисполнения молитв утренних и в) из-за небрежного вершения службы Божией соборянами (а благочинный потворствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010