Заамвонную молитву прочитал сердечно и отпуст сказал весь. Сколь благо душе, на которую Господь воссел, как на коня, ибо Господне еждение есть спасение для души, любящей Его. Но если на ком не сидит Господь, то на том сидит диавол и ездит на нем, непрестанно понуждая его творить волю его, супостата. Среднего пути не может быть. Кто не с Господом, тот против Него, и кто не собирает с Ним, тот расточает [ Мф.12:30 ]. Ты не ходишь в церковь , не совершаешь молитв с верными – ты не с Господом, а на Господа, как неверный; ты не читаешь слова Божия – опять ты на Господа, а не с Господом. Ты не творишь добрых дел – опять ты не с Господом, а против Него. Ты не исправляешь сердца своего, жизни своей, не оставляешь худых наклонностей, привычек, грехов – ты опять против Господа, ты противник, супостат Его. 10 сентября Обвиняю себя всею силою мысли моей, всею силою чувства моего, всею силою воли моей во всяком содеянном мною грехе словом, делом, помышлением, чувством, примером, опущением, невниманием, нерадением, леностию. Господи! Благодарю Тебя всем сердцем моим, яко удивил еси на мне спасение Твое утром сегодня во время утренней службы Твоей, отъяв от сердца моего смерть греховную, произшедшую от неправедного гнева моего на нищих. Я покаялся пред престолом славы Твоея, осудил себя, прося милости, и Ты оживотворил меня, умерщвленного грехами моими – чревоугодием, пресыщением, мысленным блудом, самолюбием, честолюбием, гордостию, сребролюбием, скупостию, алчностию, завистию, жестокосердием моим, леностию моею. Вечер. Одиннадцать часов. Благодарю Господа за безмерно великую Его ко мне милость, ибо Он избавил меня по молитве покаяния от великой бури и величайшего волнения и смятения души моей и всего существа, от огня палящего и тесноты адской, постигших меня после того, как иеромонах Хутынского монастыря Никон сказал мне, что брат диакона Полетаева Феоген подал прошение протоиерею Павлу о принятии его, Полетаева, в клир. Я был раздражен этим и много судительных и порицательных слов говорил заочно о настоятеле отце Павле, в коих я раскаялся потом. Но когда я спросил настоятеля, верно ли то, что Полетаева вы берете, он дал отрицательный ответ. Я был введен в заблуждение отцом Никоном касательно Полетаева и настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вечер. Благодарю Господа за помощь мне в служении литургии Преждеосвященной в Успенской церкви. После тяжкой борьбы во время утрени теперь было мне легко, сердце мое и плоть моя внутренняя были утончены и исцелены от сластей, впрочем, в конце обедни была значительная борьба. Благодарю Господа за скорое избавление от сердечной смерти после исповеди дома в двух случаях: во-первых, от прелести смертоносной от воззрения и, во-вторых, от сребролюбственной ревности к отцу Александру Таратину, что он скоро и весьма многих исповедует (в четыре часа двести одиннадцать человек, а я в шесть часов столько же и меньше). Коль скоро я сознался пред Богом, что ревность моя безумная, низкая, иудина и что я должен ревновать о спасении душ, а не о сребрениках, и воззвал искренно ко Господу о помиловании, Господь помиловал меня и даровал мне сладкий мир. Исповедников было на четвертой неделе поста двести три [по свечкам], все простой народ. Искренней любви, искреннего доброжелательства ко всем нет у меня, самолюбия много, а в священнике, пастыре душ, это нетерпимо. Господи! Даруй мне, самолюбивому, плотолюбивому, корыстолюбивому, честолюбивому, суетнолюбивому, искреннюю ко всем любовь, удостой меня недостойного сего небесного, высокого дара Духа Святого. Дохни в мое сердце Духом Святым, и я буду искренно любить достояние Твое и себя в нем как члена, как орган Тела Церкви Твоей. За огорчение на диакона Владимира во время литургии за то, что он нерадиво и непочтительно, как кажется мне, подал мне кадило, я был наказан смущением и теснотою, от коих избавился благодаря сердечному покаянию и бесконечному милосердию Господа в Успенской церкви в субботу 29 марта. 29 марта Господи! Благодарю Тебя за чудеса милосердия Твоего ко мне, многогрешному: Ты державно избавил меня в самом конце утрени по молитве веры и покаяния моего от великого смущения и тесноты по поводу сомнения моего в деньгах, данных мне от Якова Аполлоновича Гильтебрандта, чтоб не взял кто их с жертвенника. Сугубую ектению я говорил с большими пропусками, но потом по милости Божией я умиротворился и говорил молитву Христе, Свете истинный с дерзновением и отпуст также весь, без пропусков. Затем Господь державно избавил меня от смущения после великого входа, на коем я не произнес как должно имен царской фамилии. Я опять принес молитву сердечного покаяния в малодушии моем и огорчении на диакона Полетаева. Затем пред самым выносом Святых Даров освященных я огорчился на диакона Полетаева за несоблюдение им обряда целования руки в показанное время на литургии, но за покаяние усердное и надежду крепкую на Святые Тайны Господь опять избавил меня от великой тесноты, оживотворил меня и даровал мне благодать спокойно причастить всех, около трехсот человек в Успенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

360 Читинцы отвели своему епископу для загородной дачи свыше 30 дес. Земли, с лесом и озерами небольшими, на берегу р. Читы, в 2 в. от города. 361 Ректором Иркутской семинарии был тогда архим. Григорий Полетаев (1877–1888), после епископ Омский (о нем ниже. В Душеполезном чтении 1905 г., окт.–дек., a 1906, янв.–март, напечатана биография пр. Григория). 363 Голстунский К. Ф., профессор монгольского и калмыцкого языка в Петербургском университете, просматривал и исправлял свящ. книги, переведенные архиеп. Нилом. 368 На благоприятное для себя мнение архиепископа Парфения Мальков ссылается и в «Воспоминаниях о Домне Карповне». На него также ссылается Совет обществав своем отчете за 1867 г. (напеч. в 1869 г.): здесь несколько раз проводится выдержка из письма архиеп. Парфения к Малькову. А вот, кстати, отзыв преосв. Парфения в письме к Костромскому епискому Платону (с 1857 по 1877 г.) о личности Малькова: «Мальков – это жалкое существо, орудие своей и других гордыни» («Паст. Собеседник», 1889 15). 372 «Кстати сообщу вам, что забыл сообщить в прежнем письме. В конце письма своего Мальков пишет: «даю вам слово, что ничего не буду говорить худого против пр. Владимира. Довлеет дневи злоба его.» Прим. автора. 374 Александра Викт. Потанина, жена и спутница известного путешественника Гр. Ник. Потанина (†l895). 375 «Заметки об алтайской миссии» – в «Иркут, еп. ведомостях» 1880 г, 24. Эта статья не вошла в сборник статей Потаниной, изданный в 1895 г. Географическим отделением Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии под заглавием: «Из путешествия по восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю». 376 Перепечатаны в «Трудах прав. миссии вост. Сибири», IV, 173: «Первое знакомство с деятельностью Иркутской дух. миссии». Архим. Гурий – умерший в сане епископа Симбирского. 379 В 1880 г. 26 августа была закладка Томского университета. Еп. Владимир собирался на нее, но не был. 380 Казнаков – генерал-губернатор зап. Сибири. «Затея» была ему внушена в 1875 г. профессором военно-медицинской академии В. М. Флоринским. (Заметки и воспоминания В. М. Флоринского в Русск. Старине, 1906, январь). Но и последний не был первым, заговорившим о сибирском университете. Его предполагали открывать не в Томске, а в Тобольске еще в 1803 г. и тогда Демидов пожертвовал на него 50 000 руб. В 1856 г. о сибирском университете вновь заговорил Норов (Флоринский, ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Господи! В любви Твоей утверди мене; любовь мира сего, любовь тварнуто отстави от меня, отринь, отрази от сердца моего. Тебе, Тебе единому да принадлежит сердце мое! Горе, горе да зрю всегда, ибо там, на небе, там, у Тебя отечество мне! Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном [ Кол.3:1–2 ]. Благодарю Господа, принявшего всесердечное и разумное покаяние мое на петербургском пароходе 27 мая, в поездку мою в Петербург и избавившего меня от тесноты, срамоты, помрачения страшного по поводу невольной уплаты мною денег за проезд на пароходе Сергия Федоровича Травлинского. Державно, чудно, скоро избавил меня Господь за покаяние и веру мою от смерти душевной и даровал мне милостиво жизнь, оправдание, святыню, мир, пространство, дерзновение. Благодать привлекла ко мне и директора гимназии Яниша, бывшего на пароходе. Благодарю Господа, сегодня во время всенощной избавившего меня за покаяние от смертоносного терния страстей моих и даровавшего мне слезы умиления, избавления, оправдания, мир, простор, дерзновение, свет и силу душе моей и мысли светлые для проповеди в Вознесение Господне. Вера – охранительница здравия, целомудрия, безопасности, подательница мира, правды, святости, света, силы, мужества, дерзновения и всякого благословения Божия, всякой благодати. Блаженны все, ходящие верою. 29 мая Вечер. Воскресение. Благодарю Господа за величайшую милость, явленную мне во время литургии, особенно во время чтения Евангелия, когда струя жизни и силы Божией излиялась в сердце мое и прогнала смерть сердца, скорбь и тесноту; благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин. Благодарю Господа, избавившего меня пред самой вечерней от подозрительности и гордости к отцу диакону Полетаеву, после покаяния и припадания моего к престолу. Благодарю Господа за державную помощь при крещении младенца Константина у Славинского Петра Николаевича. Сквозь красоту и сладость земных благ мы не видим, близорукие, тленности и скоротечности и суетности их и прельщаемся ими, отпадая сердцами от Бога. 30 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Осуждаю себя за чревоугодие и алчность при употреблении пищи и крепкого питья (пива и вина) у отца Николая, за этот постыдный плен, унизительный для меня наипаче как для иерея, долженствующего господствовать над чревом, а не быть рабом ему, подобно скоту немыслящему и не имеющему разума. Кто угождает чреву, тот не может взирать на небо и мудрствовать горняя, любить Бога и ближнего и побеждать страсти; он пресмыкается долу, он подобен птице, у которой обсечены крылья. Святые побеждали чрево, они всегда постились. Христианство , поставившее нас на такую высоту и сообщившее нам бесчисленные блага во времени и вечности, требует от нас воздержания всегдашнего и, конечно, стоит того, чтобы мы твердо следовали его предписаниям, если желаем достигнуть совершенства и блаженного бессмертия о Иисусе Христе, Господе нашем. 24 апреля Благодарю Господа, скоро и благостно, державно избавившего меня по молитве веры и искреннего покаяния моего от скорби и тесноты, мучения, срамоты, постигших меня за суровое обращение с нищими и отказа им в подаче милостыни по причине частого попрошайства. Избавление по молитве моей последовало в квартире Николая Михайловича Семенова, где я был на именинах сестры его Елисаветы. Благодарю Господа, и дома неоднократно меня спасшего от страстей и похотей за покаяние мое. [Братии] братские деньги, туне данные и собранные мною от прихожан с избытком, и возвращены с избытком, а нищенские колосья, собранные мною от тех же прихожан моим произвольным усердием, возвратятся все нищим, по слову Апостола: точию нищих да помнима [ Гал.2:10 ]. Это обязанность наша. И за попечение Господь всегда воздавал и воздает нам сторицею. Да освятятся милостию нашею общею (прихожан и братии) наши братские доходы, и достояние прихожан, и дела их, и вся жизнь их. Да исполнятся они всякими плодами добродетели. На панихиде у Баженова (старушка 83-х лет) вечером лишился я дерзновения и весь объят был дьявольскою боязнью оттого, что сердился на нищих и за уши отодрал их (двоих). Зачем я стыжусь как бы и боюсь и церемонюсь старшего диакона Полетаева, важничающего собою и выглядывающего сурово и пренебрежительно ко всем. Да буду преравнодушен, Бога единого да содержу в уме и в сердце, единого великого и всесильного. 25 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вчерашний день был для меня из-за диакона Полетаева, пьяницы, днем беды, напастей и скорбей; час литургии был для меня часом величайшей вражды, мятежа душевного и томления лютого, не мог я одолеть чувства неприязни к нему за неприход к служению, хотя я и молил о том Господа, и потом до самой вечерни я был в сильной тесноте и агонии. В гимназии немецкого пастора сильно встревожил и озлобил тем, что дозволил я себе заметить о его несправедливости при раздаче бедным вещей из Комитета. Нервы мои были по случаю дурной погоды и постной пищи и острых питий в крайнем расстройстве. За обедом я выпил бульону мясного тарелку для успокоения нервов и молока стакан. За вечерней от пения стихир и ектений успокоился. Церковные священные песни умягчают сердца, умиляют, просвещают, освящают, врачуют, укрепляют, утешают души, прогоняют страсти и демонские козни, умиротворяют души миром Божиим. Вечернее и утреннее богослужение нашей Церкви представляет величайшее разнообразие и богатство песнопений и чтений духовных всякого рода: песней покаянных, умилительных, хвалебных, благодарственных, просительных; от этих песнопений и каменные сердца могут сделаться мягкими как воск, исполниться всесердечною хвалою и благодарением и пламенною любовию к Богу, возвыситься к богословию и высоким созерцаниям христианских истин, бесконечной Божией любви, премудрости и всемогущества в творении и особенно искуплении рода человеческого, к созерцанию величия, святости и благодеяний Божией Матери и таинства воплощения, коему Она послужила достойно. Вчера и сегодня сурово обращался с нищими по причине крайнего их множества и непрестанного попрошайства их; некоторых вытолкал стремительно из двора церковного дома. Согрешил пред Богом и человеками и пред всеми святыми Ангелами чрез ярость и жестокосердие, чрез корыстолюбие, самолюбие и скупость мою, чрез утрату веры и упования на Бога, Коего щедрый промысл я испытал и вижу непрестанно надо мною и нищими. Помилуй мя, Человеколюбие, яко Твою благость и Твои щедроты оскорбил, похулил делом; Духа Святого оскорбил, опечалил моим бесчеловечием и скупостию и надеянием на земные блага, а не на Бога; весь закон Твой разорил, закон любви, временных благ не научился доселе презирать и ценить по достоинству вечные, плоти многострастной угождаю и вместо идола ее имею. Ближних я должен любить до самоотвержения, а не до самоугождения (то есть известную только мне долю подам, а больше – нет, хотя бы и имел, что подавать, и хотя бы крайне нуждался в помощи моей ближний) и в них видеть себя, даже более – Самого Христа, Коего они суть члены. Прости мне, Господи, грехи мои: самолюбие, злобу, гордость, плотоугодие, человекоугодие, корыстолюбие, лицеприятие, неискренность и недоброжелательство к ближним, подозрительность, недоверчивость, зависть, чревоугодие, леность, суровость, строптивость. 6 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скверно, преступно я сделал, что вчера в Воздвижение Креста (пост) я вечером поел икры паясной с булкой: от ней сильный жар и блуд в теле, крепит она сильно, жжет. Не должно мне есть икру, да и рыбу, разве редко и крайне мало. 16 сентября Воскресение. Благодарю, славлю и превозношу Господа моего и Бога и Спасителя Иисуса Христа, даровавшего мне великую и богатую милость при служении всенощной и ранней обедни в даровании слезного умиления, непреткновенного служения и чудного насыщения души моей небесною Его благодатию. Причастился пречистых, животворящих Таин животворно, обновительно, победительно. Слава Тебе, Господи, Победителю смерти! Слава Тебе, Милосердие неизреченное, непобедимое грехами лютейшими, грехами всех людей. 17 сентября Благодарю Господа за великую и богатую и скорую Его милость, многократно явленную на мне во время ранней литургии: раз во время уязвления и смятения сердца моего по причине огорчения на диакона Полетаева за его небрежное обращение со мною во время служения; я раскаялся в своем огорчении во глубине души, осудил себя за нетерпение и подозрительность, и Господь разрешил меня от скорби и тесноты, избавил от огня палящего, срамоты и бессилия сердечного; другой раз – во время причастна, когда я огорчился на дьячка Зрелова за его поспешное пение; на него особенно я огорчился и после причащения уже Святых Таин назвал его (вслух) ленивою лошадью в слух диакона; согреших дерзостию, злобою и нетерпением; за это долго мучился скорбию и теснотою почти до вечера, и в гимназии было мне тяжело. По окончании классов, идучи на молебен, я всем сердцем каялся в своих грехах по дороге, и Господь удивил на мне милость Свою, победил бездною милосердия Своего бездну злоб моих. Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя [ Мф.16:24 ]. Отвергнись самого себя, своего самолюбия, своих страстей, греховных поползновений, наклонностей, привычек, возненавидь всяческий грех, живущий в тебе, и возлюби правду, одну правду. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее [ Мк.8:35 ]. Ты бережешь часто крайне неуместно жизнь свою земную, нерадя о небесной, духовной, святой, например когда очень щадишь тело свое и душу свою, не понуждая себя молиться, ходить в храм или дома, когда любишь много и сладко есть и пить или долго спать, когда, имея хорошие достатки, бываешь скуп и неподатлив на милостыню, когда вообще бережешь себя, не решаясь решительно бороться с живущими в твоей душе страстями, но как бы щадишь их, даешь им в себе место; когда не стоишь за правду и не борешься с неправдою, насилием, боясь подвергнуться неприятности, опасности потерять место, имя, расположение людей сильных и богатых, и прочее. Но если погубишь жизнь свою за правду, то спасешь ее для вечности; так погубили души свои, так спасли души свои апостолы, пророки, мученики, преподобные, бессребреники, все святые. 18 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После обедни поздней. Ну уж и адская баня с адской мукой задана была мне сегодня за обедней по поводу малейшего неудовольствия на диакона Полетаева, малого огорчения; из этого мгновенного огорчения, озлобления вселился в мое сердце сатана и смутил, уничижил и убил меня, так что я едва-едва ожил чрез веру в только что принятые Тайны и чрез покаяние всеусильное. И поскакал я, и поежился у жертвенника Господня в Петровском приделе – хоть совсем не показывай лица народу и беги из церкви. Это из-за пресыщения враги одолели меня! Как нужен пост! Как легко [после] было мне по уходе народа из церкви и по употреблении Святых Таин! Но в попечительстве в собрании пред царской панихидой и во время нее опять было мне ужасно худо от демонских страхов и соблазнов (хорошие молодые офицерские дамы Верховная и Борисова); препобедил их глубокими слезами, горькими слезами смиреннейшего покаяния и сознания в том, что я растлен до глубины души. У эконома Морского клуба во время панихиды я тоже избавился от страхов бесовских (бесы не давали мне выговаривать слова молений, наводя страх, неискренность, холодность, клевету, поношение на почившего царя, отчуждая от него душу мою) только слезами покаяния о глубочайшем растлении моего сердца. А на молебне враги не давали Евангелие читать и молитву водосвятную. При диаконе Полетаеве мне особенно тяжело бывает всегда. 11 апреля Великая Суббота. Всем сердцем благодарю Господа за избавление меня от адской тесноты, тьмы и тени смертной пред самой утреней (в церкви в Петровском приделе) и во время утрени, особенно же на первом часе пред выходом для говорения молитвы Христе, Свете истинный. Пред этим я чувствовал в душе ужасную тесноту и жгучее, смертоносное терние, а после неоднократного припадания к святому престолу с верою в покаянии я сейчас избавился от тесноты и терния, ожил, умирился, сердце мое расширилось, стало свободно, бодро, и молитву Христе, Свете... я произнес с живым чувством, твердо, с дерзновением. Потом во время исповеди Господь неоднократно избавлял меня, кающегося, от теснот вражиих. О, сколь сладостно иметь 49 в себе Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анастасевичу (17) Древняя и новая Россия. Т. XV1I1. 1880. Сс. 363, 340, 619 и др.]. И первые главы «Введения» он направил против таких взглядов на монашество В то время не было ни одного порядочного пособия, которое мог бы использовать о. Евгений. Сочиненное «в духовной преосв. Иосифа, еп. вологодского и белозерского, консистории в 1772 г. известие о вологодской епархии, о преосвященных архиереях, о училищах, о монастырях, церквах и городах» но давало ровным счетом ничего. Вот, например, что там сообщалось о монастырях: «Святодухов мужеский монастырь в г. Вологде; а кем и когда построен, о том знания не отыскалось»; или «Св. пророка Ильи, что в Каменье (в г. Вологде) мужеский (ныне приходская церковь ) монастырь, когда и кем построен, значельства не отыскалось» и т.д. Такие сведения были во всех монастырях (19) Там же]. Правда, в 1781 году по требованию Академии Наук посланы были в Санкт-Петербург новые, несколько более подробные сведения о вологодских монастырях, но и они не отличались полнотой. Само по себе понятно, что, располагая такими данными, нельзя было серьезно заняться историей вологодских монастырей. Нужны были новые данные, а таковые заключались в архивных материалах. За ними и отправился о. Евгений. Посетив летом 1808 г. некоторые места вологодской епархии, он сообщил о впечатлениях и, вместе с тем, о литературных приобретениях митрополиту Амвросию (Подобедову) . Митрополит Амвросий отвечал о. Евгению в августе того же года: «Довольно объехали и видели. Приятно будет, если, что найденное вами любопытным, сообщите оное свету...» (20) Полетаев Н. Указ. соч. С. 102]. Кроме этой поездки, энергичный о. Евгений предпринимал и другие, как это видно из писем к его воронежскому приятелю Македонцу. 25 мая 1808 г. о. Евгений писал ему: «На сих днях хочу уехать в Тотьму и далее в Устюг, а буде погода споспешна будет, то и еще далее до Яренска, Усть-Сысольска и проч. и проч. Весь вояж мой будет водой» (21) Русский архив. 1870. 4–5. Стб. 864]. Это намерение он привел и исполнение и целое лето путешествовал. Уже в сентябре он писал Македонцу: «Целое лето я к вам не писал, потому что все лето я проездил по восточным полуазиатским краям своей епархии. Тысячи две верст объехал по рекам, а сот пять сухим путем. Доезжал почти до Печоры и проехал всю Зырянскую землю, в которой и по-русски, кроме попов, мало кто знает» (22) Там же. Стб. 865]. Подобное путешествие, хотя и значительно меньшее, о. Евгений совершил и в следующем, 1809 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010