На обратном пути из Свято-Троицкой Сергиевой лавры Гоголь в коляске, присланной из Абрамцева, заехал в Хотьковский Покровский женский монастырь за Ольгой Семеновной Аксаковой и сам заходил за ней к игуменье Магдалине. 7. О.С.Аксакова   В монастыре, в храме Покрова, покоятся мощи святых родителей преподобного Сергия схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, возле которых читалась неусыпаемая Псалтирь и в то время служились панихиды. Отсюда Гоголь вместе с Ольгой Семеновной приехал в Абрамцево, отстоящее в трех верстах от монастыря. «За обедом Гоголь поразвеселился, – вспоминал Сергей Тимофеевич Аксаков, – а вечером был очень весел. Пелись малороссийские песни, и Гоголь сам пел очень забавно. Это было его последнее посещение Абрамцева и последнее свидание со мною».   8. Хотьковский Покровский женский монастырь. Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век. Художник В.И.Соколов   3 октября Гоголь возвратился в Москву. На этот день была назначена свадьба его сестры Елизаветы Васильевны с саперным офицером Владимиром Ивановичем Быковым. Вечером того же дня Гоголь пишет письмо матери и сестрам Анне и Елизавете: «Не удалось мне с вами повидаться, добрейшая моя матушка и мои милые сестры, нынешней осенью. Видно, уж так следует и угодно Богу, чтобы эту зиму я остался в Москве... Бог, иде же хощет, побеждает естества чин. А потому верю, что если вы будете обо мне усердно молиться, то и здесь соберутся во мне силы и я буду здоров и годен для труда и работы». 9. М.И.Гоголь, мать писателя   В приписке Гоголь сообщал: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей св. Сергия о вас и о всех нас. Здоровье ваше с новобрачными было пито мной за обедом у Аксаковых, которые все вас поздравляют». А сестру Ольгу, которая лечила крестьян в Васильевке, извещал в записке, что посылает ей десять рублей серебром на бедных и лекарства. Больше Гоголь Москвы не покидал. Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/21/...

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Надвратная церковь Митрофана Воронежского. Церковь. Действует.   Престолы: Митрофана Воронежского Год постройки:1833. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20, монастырь Координаты: 56.24996, 37.99424 Проезд:Электропоездом C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут. Автотранспортом С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии. Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовый. http://khotkovmonastery.ru/monastery/temples Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05848

Монастырь, ставший усыпальницей рода Сергиева, привлекал к себе многочисленных богомольцев. Уже с середины XV века паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, считали своим непременным долгом почтить прежде родителей Преподобного. Церковная летопись Покровского Хотькова монастыря приводит множественное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей от тяжких недугов. Трижды молитвами их обитель была избавлена от холерных эпидемий в 1711, 1848 и 1871 годах. Гробницы преподобных неизменно находились в Покровском соборе после многочисленных реконструкций и даже постройки нового храма на месте древнего. Около мощей читали Неусыпаемую Псалтирь и служили панихиды. О древней истории Хотькова монастыря известно немного. Из-за скудости средств и малого числа иночествующих в начале XVI века обитель находилась на великокняжеском содержании, а в 1544 году с целью благоустроения была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. В жалованной грамоте Ивана IV монастырь уже именуется девичьим, поскольку отделение для старцев в самом начале XVI века было упразднено. Во время полько-литовской интервенции Хотьков монастырь подвергся разорению, но при поддержке Троицкой обители вскоре был восстановлен. Долгое время все его постройки оставались деревянными. Первый каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен лишь в 1644 году на средства, пожертвованные царским стольником В. Ф. Яновым. В 1764 году, когда число насельниц составляло уже 115 человек, монастырь был отписан от Троице-Сергиевой Лавры и обрёл самостоятельность. Обитель росла и благоустраивалась, деревянные постройки постепенно заменялись каменными. Здания храмов в результате неоднократных перестроек не сохранили своего первоначального облика. Покровский собор заново построен и освящён в 1816 году, а Никольский - в 1904-м. Всего в обители четыре храма, включая два надвратных. Большинство зданий построено в XIX веке. До 1840 года здесь существовало особножитие - каждая насельница имела обеспечение в зависимости от величины вклада при поступлении и от результатов своего труда. Монахини жили рукоделием, в котором достигли большого совершенства. Замечательные по красоте церковные облачения, вышитые руками сестёр, хранятся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея в Сергиевом Посаде. Помимо рукоделия, монахини занимались сельскохозяйственным трудом, разводили сады и огороды, при монастыре имелись церковно-приходская школа, больница, богадельня и каменная гостинница, где безвозмездно получали пищу и кров бедные богомольцы.

http://sobory.ru/article/?object=00076

Святейшим Патриархом и Священным Синодом 2 (15) марта 1918 г. за 79 постановлено : уволить архимандрита Вениамина от должности настоятеля Юрьевского Архангельского монастыря, Владимирской епархии, по слабости и преклонности лет и утвердить в должности настоятеля сего монастыря избранного братьяй иеромонаха Александра. Церковные Ведомости. 1918. 82. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении настоятельницы Муромского Троицкого монастыря монахини Рипсимии и возведении её в сан игумении Святейшим Патриархом и Священным Синодом 2(15) марта 1918 г. за 82 постановлено: утвердить в должности настоятельницы Муромского Троицкого женского монастыря, Владимирской епархии, избранную сёстрами сего монастыря монахиню Рипсимию, с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 9/10 83. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении настоятельницы Покровского Хотькова монастыря монахини Варсонофии и возведении её в сан игумении Святейшим Патриархом и Священным Синодом 2(15) марта 1918 г. за 83 постановлено: утвердить в должности настоятельницы Покронского Хотькова монастыря, Московской епархии, избранную сёстрами казначею сего монастыря монахиню Варсонофию, с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 85. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об увольнении по болезни игумении Сергии от должности настоятельницы Енисейского Иверского женского монастыря и назначении настоятельницей монахини Антонии Святейший Патриарх и Священный Синод 2(15) марта сего года за 85 постановили: 1) игумению Сергию уволить по болезни от должности настоятельницы Енисейского Иверского женского монастыря и 2) на должность настоятельницы сего монастыря назначить единогласно избранную сёстрами названного монастыря монахиню того же монастыря Антонию, с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 86. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении настоятельницы Казанского Богородицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

26 сентября/9 октября. Служил литургию в храме Рождества Христова в Сергиевом Посаде. Вероятно, об этом или предыдущем дне осталось следующее воспоминание очевидца: «В 1924 году Святейший Патриарх Тихон посетил Троице – Сергиеву лавру и навестил живущего там в затворе старца Зосимовой пустыни отца Алексия, который в 1917 году в храме Христа Спасителя вынимал жребий Избранника на престол патриархов Московских и всея Руси. Святейшего сопровождал наместник лавры архимандрит Кронид. Тяжело больной старец заволновался, увидев у себя в келье неожиданно посетившего его высокого гостя, и поторопился спустить свои больные ноги на пол. Но патриарх Тихон, нагнувшись, ласково поднял руками его больные ноги и положил на кровать. Затем, сев рядом на стул, он повел с ним беседу. Таким простым, сердечным явился в этот час Святейший, внося мир и успокоение в души присутствующих». 28 сентября/11 октября. Служил всенощную в Хотьковом монастыре. 29 сентября/12 октября. Служил литургию в Хотьковом монастыре. 30 сентября/13 октября. Служил всенощную в храме Троицы на Шаболовке. 1/14 октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в Покровском монастыре. 4/17 октября. Служил всенощную в храме села Гжель. 5/18 октября. Служил литургию в храме села Гжель. 6/19 октября. Служил литургию в храме Святых отцов Седьмого Вселенского Собора близ Новодевичьего монастыря. 12/25 октября. Служил литургию в храме Вознесения Господня на Серпуховке. 13/26 октября. Служил литургию в храме Иерусалимской иконы Божией Матери близ боен. 17/30 октября. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Плотниках, на Арбате («Никола Плотник»). 19 октября/1 ноября. С патриархом Тихоном случился обморок. 24 октября/6 ноября. Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Служил литургию в Скорбященском монастыре. 3/16 ноября. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Берсеневке. 7/20 ноября. Служил всенощную в храме Спаса Преображения в Наливках. 8/21 ноября. Служил раннюю литургию в Донском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.) Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать. Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж. Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины. Дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

http://pravoslavie.ru/72399.html

6 . Напечатать принятое настоящим Собором Житие их для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 7 . От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления во святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. 8 . Сообщить сии имена Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы. Молитвами и предстательством новопрославленных Российских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Аминь. Сведений о времени и месте рождения святых супругов, родителей преподобного Сергия Радонежского, не сохранилось. Известно только, что его отец Кирилл служил при дворе ростовского князя Константина III Васильевича и был одним из наиболее близких к нему бояр. Преподобный Сергий (в крещении Варфоломей) родился 3 мая 1314 г. в их вотчине, которая находилась в селе Варницы на берегу реки Ишни, в 4-х верстах от Ростова Великого. Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, праведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

– 165 Святого Тихона монастырь в Воронеже – Дивногорский Острогоржский монастырь; основан в 1653 г.; первым архимандритом его был Тихон (1673–1692) – 88 Симоновский монастырь в Москве – Симонов мужской монастырь; основан в 1370 г. преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского; современный адрес: Восточная улица, 4; закрыт в 1923 г. – 287 Смольный монастырь – см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Спасский монастырь в Казани – Спасо-Преображенский монастырь; основан в 1555 г. – 300 Сретенский мужской монастырь в Москве – основан в 1395 г.; современный адрес: Лубянка, 19–21; разрушен в 1928–1930 гг. – 286 Страстной женский монастырь в Москве – основан в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем; современный адрес: Пушкинская площадь; закрыт в 1928 г. – 244, 246, 253, 259, 274, 275, 291, 292 Супрасальский монастырь, Белостокского уезда Гродненской губернии, Литовской епархии – Благовещенский мужской монастырь при колонии Супрасаль; основан в 1498 г., воссоединен из унии в 1839 г. – 224 Хотьков монастырь под Москвой – Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице-Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. – 286 Чудов мужской монастырь в Москве – основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. – 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода – основан в XI веке новгородскими князьями – 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье – см. Саввинское подворье Саввинское подворье – подворье Саввино-Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. – 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье – подворье Троице-Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 – 196 Угрешское подворье в Москве – подворье при Николо-Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru mânstiri i monahism a svârit Dunezeiasca Liturghie la Mânstirea stavropighial „Sfinii Boris i Gleb” din Anosino 13 octombrie 2020 18:06 13 октября 2020 года, в день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря . Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители. За богослужением молились настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова), насельницы, трудники, прихожане и паломники обители. Песнопения исполнил монастырский хор под управлением инокини Нонны (Пушкиной). На сугубой ектении были прочитаны прошения и сугубая молитва «об избавлении от губительного поветрия и смертоносныя заразы». По окончании Литургии архиепископ Феогност передал благословение и поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятельнице Борисоглебского Аносина монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с 15-летием настоятельства во вверенной ей обители. В этот день 15 лет назад в Покровском соборе Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во исполнение постановления Священного Синода монахиня Мария (Солодовникова), благочинная Хотькова монастыря, была назначена настоятельницей Борисоглебского Аносина женского монастыря с возложением наперсного креста ( журнал 87 от 6 октября 2005 года). В ответном слове игумения Мария поблагодарила Святейшего Патриарха Кирилла за поздравление, молитвы, сугубую память об Аносином монастыре и юбилейном событии в ее жизни и жизни сестер вверенной ее попечению обители. Затем игумения Мария поздравила владыку Феогноста с 60-летием со дня рождения и преподнесла ему в подарок напрестольный крест. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5705426...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010