Покровский Хотьков монастырь находится в Дмитровском уезде, Московской губернии, в 10 верстах от Троицкой Лавры, к юго-западу. Монастырь стоит на реке Паже, которая отсюда протекает в Городок (древний Радонеж), и за селом Воздвиженским впадает в реку Ворю. Происхождение названия Хотькова монастыря неизвестно: есть мнение, что слово Хотьков образовалось из ходоков, ходков; в этом названии хотели видеть освященный древностью и доныне многими соблюдаемый обычай, по которому ходоки, или богомольцы, путешествующие в Троицкий монастырь, наперед заходят в Хотьков для поклонения гробам родителей Пр. Сергия. Но такое объяснение не сообразно ми с названием, ибо в древних грамотах монастырь называется: «на Хотькове, Хотьков;» ни с историческими обстоятельствами, потому что название монастыря образовалось ранее богомольных хождений. Епифаний, писавший житие Пр. Сергия еще до открытия его мощей (1422 г.), упоминает уже о монастыре Пречистой на Хотькове. Не имея нужды отыскивать происхождение имени монастыря, заметим, что это название не единственное: в Волоколамском уезде в первой четверти XVII века упоминается село Хотково 1 ; известно нам еще имя Хотьк, как имя лица: так назывался воевода князя Юрия Галицкого, живший в XIV веке 2 . Основание Хотькова монастыря относят к 1308 году 3 . В первый раз он упоминается в житии Пр. Сергия, писанном учеником его Епифанием, и внесенном с некоторыми изменениями в Никоновскую летопись. Там рассказывается, что родители Пр. Серия, Кирилл и Мария, вследствие различных неблагоприятных обстоятельств, переселились из Ростова в Радонеж, что два старшие сына их, Стефан и Петр, женились, но младший Варфоломей (в монашестве Сергий) весьма желал постричься в чин иноческий. Однако родители Сергия упросили не оставлять их в старости, и святой отрок согласился, н служил им со всяким смиренномудрием и долготерпением. Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям, и сами они постриглись в Хотькове монастыре. Епифаний пишет об сем: «постригостася во мнишеский чин, и оть- ндоша койждо сю во своя времена в монастыря своя 4 . » Как понимать эти выражения? Известно, что Кирилл и Мария приняли монашество в Хотькове монастыре, и в нем погребены. Потому словам: «отидоша во своя времена в монастыря своя » должно придать такой смысл, что, по истечении известного срока, может быть сорока дней, назначенных новопостриженным для молитвенного пребывания во храме, они разошлись по особым отделениям монастыря. Следственно, Хотьков монастырь, при недостатке монастырей в то время в Московском княжестве, был обителью и старцев и стариц, какое значение, как увидим, удерживал он даже в начале XVI века. Вскоре родители Преподобного скончались, и Варфоломей, похоронив их, 40 дней провел в молитве и раздавал милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Покровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1308. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20 Координаты: 56.249866, 37.993893 Проезд:От Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково - 60 км, далее пешком 1 км. из Москвы автобусом 338 от станции метро ВДНХ (рейс через Хотьково) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже. О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского. Весьма вероятно, что вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы, что в древнее и старое время было очень обычно. Как бы ни было, но в первой половине XIV века он был монастырем двойным - мужским и вместе женским, по каковой причине в нем одном и постриглись как отец, так и мать преподобного Сергия, и этим монастырем двойным, мужско-женским, он оставался не менее как до начала XVI века. В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным монастырем, так что к нему шло название не столько монастыря, сколько монастырька, каковым последним именем он и называется. В 1506 году великий князь Василий Иванович пожаловал монастырю свою ругу. Грамота, которою государь назначает свою ругу, есть следующая: " Се аз князь великий Василий Иванович пожаловал есми попа Лукьяна да дьякона Захарья, что служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистыя Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия чудотворца родители, отец его Кирило да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давати ругу с году на год на зборе (т. е. с выдачей ее в сборное воскресенье): попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четей овса, [...]. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году марта в 11-й день " .

http://sobory.ru/article/?object=00076

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. собор Покровского монастыря в Хотьково Карта и ближайшие объекты До 1644 года церкви в монастыре были деревянные. В этом последнем году стольник государев Василий Федорович Янов, как должно думать, отец Ивана Васильевича Янова, который был благотворителем Троицкого монастыря, дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в 1644-1648 гг. В 1811 году церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая церковь, оконченная в 1816 году. Эта церковь, остающаяся до настоящего времени и составляющая главную церковь, или собор, монастыря. Покровский собор сооружен в 1812-1816 гг. на месте предшествующего, XVII в. Автор проекта не установлен. Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Его прямоугольный двусветный объем с бесстолпным храмом в центре завершен световой купольной ротондой, покоящейся на пристенных подпружных арках, малые миниатюрные барабаны глухие. Под западной частью здания - подвал. Помещению храма снаружи отвечают лоджии с портиками коринфского ордера. Украшением ризалитов служат табернакли и ленточный руст. Профессионализм архитектуры в целом не исключает нарочитой упрощенности в трактовке отдельных элементов. Собор имеет три престола: главный - в честь Покрова Божией Матери и придельные - во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Алексея митрополита. В трапезе церкви на правой стороне находились гробы родителей преподобного Сергия Радонежского - Кирилла и Марии. На верхней стороне гробницы (общей для обоих), осеняемой балдахином, почившие изображены во весь рост, и изображения их украшены серебряными ризами. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: " Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца " .

http://sobory.ru/article/?object=00081

283. Беседа в неделю седмую по Пасхе, по освящении храма Воскресения Христова, в Покровском Хотькове монастыре (Говорена мая 31-го; напечатана в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить дванадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, «испаде Иуда ити в место свое» ( Дeяh. I. 25 ). Святый Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, и из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, «и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом» ( Дeяh. I. 26 ). Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, – день, который в Книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется «единою ...от суббот», то есть, первым днем недели, и в который, как праздничный, «собирались» христиане «преломити хлеб» ( Деян. ХХ. 7 ), то есть, совершать таинство причащения Тела и Крови Христовы, словом – день воскресный. Сей день надлежало избрать и для того, чтобы иметь более полное собрание церковное, которое не могло быть одинаково полно во дни непраздничные. Посему, вероятно, что мы теперь избрание двенадцатого Апостола воспомянули в тот самый день, в который оно совершилось. Слова, которыми Апостол Петр предложил о избрании двенадцатого Апостола, возбуждают особенное внимание и размышление. Он говорил: «подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся на небо от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих» ( Дeяh. I. 21–22 ). Требуется человек, который вместе с Апостолами следовал за Господом Иисусом, во все годы торжественного на земле служения Его спасению рода человеческого, от дня крещения его во Иордане до дня вознесения Его на небо. Такой человек назначается, вместе с прочими Апостолами, быть «свидетелем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие. У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

http://pravoslavie.ru/77564.html

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Покровского монастыря в Хотьково Карта и ближайшие объекты Никольский собор на 1200 человек сменил небольшую теплую церковь 1765-1768 гг. Представитель официального русско-византийского стиля, он строился по проекту А.А. Латкова с 1900 по 1904 гг.; реставрирован Малхасовым в 1980-х гг. Собор сложен из кирпича. ... Пятиглавый четырехстолпный храм без апсид принадлежит у центрическому крестовокупольному типу. Поставлен на глубоких, превышающих его площадь подвалах, из которых обращенный к Паже западный образует в береговом обрыве подпорную стенку. Внешняя архитектура отражает внутреннюю структуру здания. Плановому кресту на фасадах отвечают ризалиты с двумя ярусами окон и большой полукруглой закомарой. Собор венчает массивный, высоко поднятый на трибуне световой, внутри круглый, снаружи граненый барабан с куполом. Глухие купольные своды над пониженными закрестовьями служили опорой для малых угловых глав. В декоре фасадов ведущий мотив колончатой аркатуры сочетается с широким использованием филенок и ленточного руста....Внутри величественный благодаря обширности и высоте пространства храм имеет над западной папертью хоры с выходом на балкон... Оконные решетки заменяют узорные металлические рамы. Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т. 2. М., Стройиздат, 1999 г. с.79-80. Большой пятикупольный краснокирпичный храм в русско-византийском стиле, построен в 1899-1904 гг. попечением игуменьи Филареты (Меркурьевой) по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова. Боковые престолы- во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла (южный), Воскресения Словущего (северный). Храм был богато украшен. Стены украшали росписи артели палехских мастеров братьев Сафоновых, исполненные в 1911 г. Стоявшие в ряд иконостасы были выполнены из итальянского белого мрамора с разноцветными колонками и украшениями из бронзы. Храм вмещал 2000 человек. Собор был закрыт в 1932 г. и разорен, уничтожено внутреннее убранство и боковые главы. Использовался под мастерские техникума, к 1980-м гг. заброшен. Реставрация 1980-х гг. была не точной, без восстановления боковых глав, отчего здание воспринималось неоднозначно. Новая реставрация, завершенная в 2012 г., возродила подлинный исторический облик этого незаурядного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00082

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Х Харламиевский монастырь Или Пустынно-Харлампиевский Гамалеевский Рождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне в Черниговской Епархии, 2 класса мужеской монастырь находится близ местечка Воронежа в лесу при реке Шостка, подле села Гамалиевка, от которого и название своё получил. Основан этот монастырь в 1714 роду по грамоте Государя ПЕТРА I, данной от 25 Января того же года, иждивением Гетмана Ивана Скоропадского и супруги его Анастасии, дочери Марковой и учреждён девичьим. Потом, в 1729 году, Декабря 15, Анастасия перед кончиной своей по смерти уже супруга её, поручила монастырь попечительству брата своего Генерального Подскарбия Андрея Маркова с таковым завещанием, чтобы монахинь перевести из сего монастыря в мужской Мутинский, а из Мутинского монахов в этот Гамалеевский. Что по представлению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Киевского, Святейшим Синодом в 1733 году и дозволено, и с того времени Настоятельство было Игуменское до 1743 года, а в 1743 году, а в 1743 году по представлению его же Преосвященного, по докладу Святейшего Синода Именным Указом от 11 Июня учреждена Архимандрия. См. Гамалеевский. Харьковский Вознесенский Хорошевский монастырь См. Хорошевский Харьковский Вознесенский. Харьковский Покровский училищный монастырь См. Покровский Харьковский. Харьковский Преображенский монастырь См. Старо-Харьковский Преображенский. Хотьковский Покровский монастырь Девичий третьеклассный, Московской Губернии и Епархии, находится в Богородском уезде при реке Паже. В нём две церкви каменные, и обнесён таковой же оградой; состоит под начальством Игуменьи. Древность построения его доказывается тем, что родители Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, жившего в XIV столетии, Кирилл и Мария, переселившись из Ростова в Радонеж, перед кончиной своей приняли чин иноческий и погребены в этом монастыре. Также старший родной брат сего же Преподобного Стефан был там пострижен, и пожив потом немного с Преподобным Сергием пустыни, удалился оттуда в Москву в Богоявленский монастырь. Хвоинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский, прот. Фотография. Тюрьма. Ногинск. 1937 г. Дмитриевич Покровский (14.08.1890, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Волоколамское ДУ, в 1912 г.- Вифанскую ДС. Был определен учителем церковноприходской школы в дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (ныне Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.). В 1915 г. рукоположен во диакона и назначен служить в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1916 г. переведен в московскую Троицкую ц. на Самотёчной ул. Одновременно состоял законоучителем в частной женской гимназии М. А. Чеховой (с 1 сент. 1916), в школе-приюте Комитета помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1 дек. 1916), в церковноприходской школе Троицкой ц. (с 1 сент. 1917). В 1919 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После демобилизации вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 г. переведен в Спасскую ц. на Песках в Каретном Ряду, а в 1930 г.- в Знаменскую ц. во 2-м Колобовском пер. В том же году возведен в сан протоиерея. Летом 1930 г. был арестован двоюродный брат Н. свящ. Александр Покровский, служивший в Елисаветинском храме при Дорогомиловском кладбище, его обвинили в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии в этом преступлении 6 окт. 1930 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе заявил, что бывал у брата очень редко и на политические темы с ним не разговаривал. Хотя в обвинительном заключении было записано: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен», учитывая «социальный состав» обвиняемых, следствие пришло к выводу: «...есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь - товарища Сталина». 30 нояб. 1930 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Московской обл. Н. был приговорен к 3 годам в ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565778.html

Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Николай (Покровский) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Николай родился 14 августа 1890 года в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Дмитрия Покровского. В 1905 году Николай Дмитриевич окончил Волоколамское Духовное училище, в 1912 – Вифанскую Духовную семинарию и был определен учителем церковноприходской школы в деревне Губинское Покровского уезда Владимирской губернии. В 1915 году он был рукоположен во диакона и направлен в Покровский Хотьков монастырь близ Сергиева Посада. В 1916 году его перевели служить в Москву в Троицкую церковь , что в Троицком на Самотечной улице. В 1919 году он был рукоположен во священника к тому же храму. После революции отец Николай был призван в тыловое ополчение Красной армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После увольнения отец Николай был вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 году его перевели служить в Спасскую на Песках в Каретном ряду церковь , а в 1930 году – в Знаменскую церковь во 2-ом Колобовском переулке. Отец Николай был возведен в сан протоиерея. Летом 1930 года ОГПУ арестовало двоюродного брата отца Николая священника Александра Покровского, служившего в храме при Дорогомиловском кладбище, ложно обвинив его в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии 6 октября 1930 года власти арестовали и протоиерея Николая Покровского и заключили его в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе, который состоялся 21 октября, отец Николай на вопрос о брате ответил: «Сейчас он арестован, за что – не знаю. Я у него бывал очень редко. За последний год был только два раза. Первый раз в январе и второй раз в июле 1930 года. Заходил я к нему в июле с сослуживцем по церкви диаконом Александром Козловым, просто как к родственнику, пробыли часа два или три. Пили чай, беседовали о церковных делах, кому сколько налога прислали, вспоминали о родственниках. На политические темы я с ним не беседовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010