При этом достаточно указать на русскую, совершенно верную пословицу, например, относительно пищи: «Что русскому здорово, то немцу смерть». Притом о разногласиях относительно нравственности Ульрици имел бы право говорить, если бы он определил с возможной точностью, как он сам её понимает. А между тем этой точности мы в нём не находим: без указания каких-либо оснований он этическое отличает от нравственного, чувство долженствующего быть от чувства долга, право от нравственности, равно как категорию истины и красоты, в этическом смысле, понимает, как соподчинённые категории права, нравственности и религии. А между тем, если бы он имел ясное понятие о форме и содержании добра и зла, он может быть нашёл бы, что и разногласия народов и частных людей не так велики, по крайней мере не так непримиримы между собой, как это может показаться с первого раза. Здесь не лишним считаем указать на сочинение английского моралиста-историка Лекки (Sittengeschichte Europas von Augustus bis auf Karl den Grossen. 1870–1871. Leipzig), во введении к которому, между прочим, делается попытка объяснить и примирить наиболее выдающиеся разности в некоторых нравах различных эпох и народов 89 . 5 Ещё Цицерон учил, что «honestum ammos omnium et specte sua commovet» (см. статью г. А. Покровского «Понятие об utile (о полезном) во второй книге сочинения Цицерона De officiis (Об обязанностях) в июньской 11) первой книжке журнала «Вера и Разум», 1903 г.). «Искусство служить добру, когда идея добра представляется влечением сердца, сознаётся художником как нравственная потребность». Эта фраза употреблена г. Батюшковым в его статье «Утопия всенародного искусства» по поводу появления, главным образом, статей Л. Н. Толстого «Что такое искусство?» (Вопросы философии и психологии, книга 46 (I), январь-февраль, 1899 г.). И Л. Н. Толстой, и его критик г. Батюшков, говоря о нравственной потребности, как о сознаваемой идее добра, безотчётно употребляют эти термины: идея, потребность, нравственная потребность. Самое употребление этого последнего выражения появляется в русской печати, сколько я мог заметить, в последние лишь годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Капитон Иванович, конечно, не имел ни времени, ни сил обработать все собранные им многочисленные и разнообразные исторические материалы, а к составлению историко-статистического описания Симбирской епархии и не приступал. Обилие и разнообразие материалов, совершенно необработанных, несомненно, действовали на него подавляющим образом и задерживали издание и тех исторических работ, которые он почти закончил ещё во время пребывания в Симбирске. Он осознавал необходимость дополнить и исправить эти работы на основании добытых им новых исторических данных и переделывал составленные ещё в Симбирске описания монастырей и пустынь. Эти переделки иногда существенным образом изменяли его прежние описания. Например, в переписанном уже набело описании Алатырского Киево-Николаевского монастыря он зачеркнул первые страницы и написал их вновь на основании найденных им новых документов. Но, очевидно, Капитон Иванович не имел достаточно свободного времени для того, чтобы совершенно исправить свои описания Симбирских монастырей и приготовить их к печати. Поэтому напечатаны им немногие из этих описаний, притом некоторые даже в неисправленном виде. Вскоре после приезда в Москву, в 1852 году, он издал «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря», в 1867году напечатано его «Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (в примечании к заголовку описания сказано, что оно составлено в 1849 году и дополнено в 1850 году); в 1869 году помещено в Археологическом Вестнике «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря» (в отдельном оттиске к его заголовку сделано примечание, что оно составлено в 1849 году; значит оно напечатано по первоначальной редакции, без изменений, которые следовало сделать в нём на основании данных, заимствованных Капитоном Ивановичем в 1855 году из Синодального архива в Петербурге); в 1870 году помещено в Симбирских губернских ведомостях «Описание Симбирского Покровского монастыря». Два описания: Симбирского Успенского монастыря и Соловецкой пустыни напечатаны были в Симбирском Сборнике 1870 году без ведома их автора, притом первое по неисправленной редакции. В 1871 году Капитон Иванович вел переговоры с московскими типографиями о напечатании описаний всех монастырей Симбирской епархии, но в следствии недостатка времени и средств, а может быть в следствии болезни, которая в следующем 1872 году свела его в могилу, мог докончить этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

699 Еще будучи инспектором, исполняя должность ректора по случаю отъезда в отпуск, во время пасхальных каникул 1897 г. бывшего ректора о. архим. Лаврентия, он встречал архиепископа Йорского Вильяма Маклагана, приветствуя его при этом от Академии речью на английском языке (Бог. Вестн. 1897 5). 702 Эта статья между прочим и свидетельствует о преосвящ. Арсении как хорошем знатоке церковного пения. 703 На эти миссионерские съезды, происходившие в Москве 1887 и 1891 гг. он был командирован епархиальным начальством. 706 Между прочим, и в одной из статен своих, именно: «Была ли в Бельцах резиденция первого Молдавского митрополита» (Кишин Еп. В. 1893 г. 21) А.Г. делает «историческую поправку» к такому ученом сочинению, как труд проф. Е.Е. Голубинского : «Краткий очерк истории православных церквей – Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» Москва, 1871. Примечание составители настоящей статьи. 707 Труды Киев. Дух. Академии за 1894 г кн. 10 (октябрь), приложение (извлечение из протоколов), стр. 103–105. В выпущенных нами словах отзыва почтенного профессора излагается подробно то, в чем «видимы достоинства» рассматриваемого им сочинения со стороны разработки темы и выполнения задачи. Надобно заметить, что диссертация А.Г. сверх того, удостоена опять Макариевской премии от Киевской Духовной Академии. 708 А.Г. Стадницкий издал и письма Филарета, митрополита Московского, к архиепископу Димитрию за 1827–1830 годы, дотоле не изданные (Кишинев. Епарх. Ведом. 1895 г. 23), чем также пополнил издание писем знаменитого святителя Московского. 709 О том, как ценилась педагогическая и административная деятельность, а равно и личные качества преосвященного Арсения в бытность его на службе в Кишиневе и Новгороде, можно видеть ясно из тех проводов, какие там ему делали и которые описаны в Кишиневских и Новгородских Епарх. Ведомостях за начальные месяцы 1896 и 1897 годов. 716 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 719 Николаю Григорьевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Признавая важность и необходимость иметь в епархии свой епархиальный орган, он 8 марта 1871 г. сдал предложение в Духовную Консисторию следующего содержания: «Находя крайне нужным и полезным издание Астраханских Епархиальных Ведомостей, предлагаю Консистории обсудить и представить мне, будет ли выписка Епархиальных Ведомостей, цена которых предполагается около 5-ти рублей, со стороны церквей и духовенства покрывать расходы, необходимые на бумагу, печатание, переплет и другия потребности»; а ректору семинарии Преосвященный предложил составить программу для Епархиальных Ведомостей. Консистория, по наведении надлежащих справок, признала невозможным издание Епархиальных Ведомостей, так как предполагаемая к получению с подписчиков на Епархиальные Ведомости сумма оказалась далеко недостаточной на издание их. Всех подписчиков оказалось на сумму 810 рублей, а на издание Ведомостей необходимо было 1832 руб. Посему Консистория 4 марта 1874 г. постановила дело это производством прекратить, впредь до изыскания средств. Еп. Хрисанф вновь поднял вопрос об издании Епархиальных Ведомостей. 5 марта 1875 г. он сделал Консистории по этому делу предложение, в котором относительно средств на издание Епархиальных Ведомостей писал так: «так как по малочисленности церквей Астраханской епархии издание их не может окупаться одной подписной с церквей суммой, то необходимы, по крайней мере на первых порах, особые пожертвования для поддержания издания. Астраханским Архиерейским Домом и мною лично имеют быть сделаны с этой целью некоторые пожертвования, но для полной обезпеченности нужно, чтобы и монастыри епархии приняли участие в этой жертве. Предлагаю Консистории в этих видах сделать от моего имени запрос настоятелям монастырей Покровского, Иоанновского и Чуркинской пустыни и о последующем доложить мне». На запрос Консистории монастыри изъявили согласие жертвовать на издание Епархиальных Ведомостей: Покровоболдинский 30 руб., Иоанно-Предтеченский 60 руб., Чуркинский 150 руб. Сам Преосвященный сделал распоряжение, чтобы Архиерейский Дом ежегодно вносил по 100 рублей и отчислял из его жалованья по 100 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брат Александра Семеновича, Николай Семенович Брянчанинов (17 сентября 1844 г. — 1915 г.), поступил на юридический факультет Петербургского университета и, когда последний был закрыт по причине происходивших в нем беспорядков, вступил в 1867 г. в службу унтер-офицером в Кавалергардский полк; в следующем году произведен в корнеты; в 1871 г. утвержден членом полкового суда, через два года прикомандирован к Главному штабу для письменных занятий; в 1874 г. назначен чиновником особых поручений VIII класса при начальнике Главного штаба, а в 1876 г. — VII класса; в том же году командирован в Тамбов и Ростов-на-Дону для наблюдения за отправкою по железным дорогам купленных для артиллерии Кавказского военного округа 3100 лошадей; в 1877 г. командирован для наблюдения за сплавом нижних чинов по рекам Каме и Белой, затем в тыл действующей армии в Фратешти и Зимницу заведовать эвакуацией больных и раненых воинов. В 1882 г. причислен к Министерству внутренних дел; в 1885 г. откомандирован в распоряжение Петербургского губернатора; в следующем году избран на должность Великолукского уездного предводителя дворянства; в 1890 г. назначен Псковским вице-губернатором. 16 февраля 1893 г. Высочайшим указом был переведен на должность Рязанского губернатора — до 11 августа 1904 г., когда был назначен присутствующим в Правительствующем Сенате. В 1896 г. 14 мая пожалован в шталмейстеры Высочайшего двора. Награжден многими орденами до Александра Невского включительно; 22 августа 1913 г. награжден знаком отличия за 40 лет беспорочной службы; его последний чин — действительный тайный советник. После кончины его двоюродного брата, Алексея Петровича, в 1907 г. и в 1910 г. — родного брата, Александра Семеновича, умерших без потомства мужского пола, Николай Семенович оставался последним представителем покровской линии рода Брянчаниновых, ответственным за сохранение памяти рода и достойное продолжение его. Именно ему Алексей Петрович передал документы и различные материалы Святителя Игнатия, которые он предоставил Л. Соколову для работы над монографией о жизни и трудах Святителя. Также на нем одном лежала обязанность воспитания троих детей — сыновей Александра и Владимира и дочери Марии, так как овдовел он очень рано. Сохранившиеся фрагменты его переписки с Анатолием Викторовичем Половцовым свидетельствуют, что и к этой своей обязанности он относился очень серьезно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Давида и Господа Давидова, Иисуса Христа, бесчестили неправедно и в лицо, но они [не претили] злословящим – так и ты. Благодарю Господа, двукратно спасшего меня (до и во время повечерия) от тесноты и скорби, когда я припал сердечно в покаянии к престолу благодати в Покровском приделе. Будь проклято от меня мое невоздержание, из которого я сегодня ужасно бедствовал душевно при служении утрени и часов; при служении утрени от вчерашнего невоздержания (бутылка пива), а часов – от невоздержания поутру от чаю (три стакана с медом и булкою). Враг бесплотный совсем было меня одолел: не мог, хоть ты что хочешь, выговорить некоторых речений и молитв. И какой стыд! Какая боль душевная! Именно всё от чревоугодия. Раскаиваюсь в том, что неосновательный слух о стороже Николае алтарном передал ему и рассердил его: вышло, будто неправда, что он похищал церковные свечи и продавал. Надо дознать, а вперед всякому слуху не верить, а то обидишь человека ни за что. Грех тяжкий на душу возьмешь. Положим, что церковные интересы надо ограждать всеми мерами, да только людей не обижать скорою верою или легковерием всяким слухом. Наука. Ребенок Руфина мгновенно детскою своею душею чувствует, что я иногда бываю не в духе и нерасположен к нему и отворачиваюсь от него сердцем и лицом. Ни единого движения неправедного отвращения не имей ни к кому. К чему я доселе пекусь столь много о коварной, многострастной, губящей мою душу плоти? К чему я ласкаю эту змею? К чему я лелею эту мерзавку, осквернившую мою душу, эту небесную дщерь Святого Духа, эту невесту Христа, Сына Божия? К чему я пространно питаю её, когда именно чрез это она убивает меня, мою веру, мое упование, мою любовь к Богу и ближнему? К чему забочусь о собирании (а не расточении) денег, когда забота об них, пристрастие к ним наносит душе моей палящие язвы и непрестанно отводит душу от единого на потребу – от любви к Богу и ближнему, от добродетели? К чему я забочусь об украшении плоти сей многострастной, когда она скоро будет пищею червей? Разумно ли я поступаю? – Нелепо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В дождливое ли лето, глухой ли осенью, ранней ли весной при бездорожье и распутицах священника приглашают напутствовать умирающего, окрестить ли младенца и т.д., и он ехал исполнять свой долг. По рассказам близко знавших его, на Пасху, на 2-й день ее, отслужив в 4 часа утра литургию, он уезжал верхом на лошади в приход, где приходилось иногда служить по 20 молебнов в одной избе, и возвращался домой лишь в субботу. То же было и на Рождество. Отдавая все силы служению Церкви и приходу, ему почти не оставалось времени для личной жизни, для забот о нарождающейся семье. Через семь лет священства у В.П-ча умирает отец, и ему приходится принять участие в содержании и устройстве своих братьев и сестер. Получая ничтожное вознаграждение за свои труды, он, однако, находит возможность поддерживать и сирот. По праздникам в его горнице собираются нищие, и его супруга М.А. кормит их. Прошло 12 лет такой жизни. В 1875 г. он переходит в другой приход – село Люберцы. Здесь мы видим ту же деятельность о. Виктора в храме и земской школе, которую он открыл. Но в этом приходе он прослужил всего один год и был переведен на новое место служения, в подмосковное село Покровское-Фили, где и священствовал до конца дней своих. В своем новом приходе В.П. не порвал связи с детьми своими духовными по с. Ильинскому до конца жизни. Труды В.П-ча в селе Ильинском-Толбузине и с. Люберцах отмечены следующими официальными наградами: в 1871 г. он награжден набедренником, за собеседования с прихожанами и детьми их; в 1873 году ему объявлена благодарность высокопреосвященного Иннокентия, Митрополита Московского, и в 1875 году, за ревностные труды по должности наставника в сельской школе, ему преподано благословение Святейшего Синода. С переходом на Фили, начинается новый этап его жизни. Сюда он явился уже умудренный четырнадцатилетним опытом, свои недюжинные силы он научился прилагать к деятельности с меньшей затратой энергии, но с достижением более плодотворных результатов. Его деятельность здесь принимает общественный характер, не ограничивающийся узкими рамками прихода; здесь же начинается его богословско-литературная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

2.Евангелие в лист 1717 года; верхняя дека обложена позлащенною медью и по ней наложена серебряная в виде цветов прорезь с четырьмя вызолоченными клеймами, в коих изображены чернью страсти Господни; средники и наугольники на верхней и нижней досках и застежки серебряные, вызолоченные. Оклад сделан из привесок от икон архимандритом Макарием около 1735 года. 3.Евангелие в лист, 1868 года; обложено кругом позлащенным серебром с чеканными изображениями. Весу в серебре 5 ф. 80 золотинков. Куплено в 1871 году за 300 рублей; в то число променено серебра из старых окладов на 131 р. 50 к. и дано купцом Иваном Александр. Камкиным 25 рублей. В. Кресты 1.Крест серебряный, вызолоченный, чеканный, со св. мощами, по краям обведен в одну нить жемчугом, 26 назади надпись: «сей животворящий крест с мощми дал в дом великому чудотворцу Николаю думной дворянин Семен Иванович Заборовский». Крест вставлен в местную икону Воздвижения Честного Креста в приделе Покровской церкви. Ковчег, в котором был пожертвован и хранился крест, деревянный, обложен рытым пунцовым бархатом, на нем наугольники, петли и наметки серебряные резные. 2.Крест деревянный семиконечный, с лицевой стороны и по бокам оклад серебряный вызолоченный, Распятие с предстоящими такие же, чеканные; с задней стороны подложен вновь деревом на старое дерево, которое очень ветхо. 3.Крест красного дерева, на нем Распятие, предстоящие и вверху два Ангела серебряные, чеканные позолоченные; по концам семь наконечников (восьмой – утрачен) и назади планка с подписью о имеющихся в нем св. мощах серебряные, вызолоченные. 4 Крест серебряный, малый, без рукояти, назади подпись о находящихся в нем св. мощах и разной святыне. Все означенные кресты древние. Новых серебряных – четыре. Г. Священно-служебные сосуды Всех серебряных сосудов пять. Из них: 1. Потир вызолоченный, обложен белою серебряною сеткою; в 10 клеймах изображены чернью страсти Господни. Весу с дискосом, звездою и прочим прибором по описи 5 ф. 3 зол. Сделаны архим. Макарием из привесок и старых окладов около 1735 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он также был избран председателем Об-ва Нестора летописца. В тот же период К. читал лекции на киевских Высших женских курсах; подготовил и издал 3-й т. сочинений М. А. Максимовича ; отослал ряд статей в воронежские «Филологические записки», напечатал там свою последнюю большую работу «Библиологический опыт о древней русской письменности». Ее 2-я часть, в которой К. хотел дать обозрение исследований по мифологии, этнологии, древностям, народной поэзии, так и не была издана. Осенью 1880 г. по состоянию здоровья К. был вынужден прекратить чтение лекций. В мае 1881 г. он принял выпускной экзамен у студентов и по требованию врачей выехал за границу на лечение. Ок. 4 месяцев жил в альпийском курортном мест. Райхенхалль (ныне г. Бад-Райхенхалль, В. Бавария, Германия), затем направился в Италию, где намеревался провести зиму. Ученый скоропостижно скончался в Пизе; тело было привезено в Москву и погребено 14 окт. в Покровском мон-ре, за алтарем главной церкви. В 1883 г. АН была учреждена премия им. А. А. Котляревского на средства, пожертвованные его вдовой. К. был награжден орденами св. Станислава 2-й степени в 1871 г. и св. Анны 2-й степени в 1879 г. Он является автором более 100 научных работ, кроме того, ему принадлежит большое количество критических и археологических заметок, отзывов, некрологов, речей, в т. ч. наиболее значимые: «О погребальных обычаях языческих славян» (М., 1868. М., 2011п), «Древности юридического быта балтийских славян» (Прага, 1874), «Древняя русская письменность: Опыт библиологического изложения истории ее изучения» (Воронеж, 1881. М., 2011п). Соч.: Соч. СПб., 1889-1895. Т. 1-4. (СбОРЯС; 47-50). Лит.: Ламанский В. И. [Рец. на кн.:] Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении слав. истории и древности. Древности юридического быта балтийских славян//ЖМНП. 1875. Ч. 177. 1. Отд. 2. С. 204-247; Поминка по А. А. Котляревскому. К., 1881; Кочубинский А. А. Воспом. о Котляревском// Он же. Итоги слав. и рус. филологии: По поводу кн. Котляревского «Библиографический опыт о древней русской письменности».

http://pravenc.ru/text/2458897.html

и от церквей гвардейского и гренадерского ведомства 3300 руб., а всего 10 213 руб. в год. 12 декабря 1866 г. последовало Высочайшее соизволение на обложение военных церквей взносом на указанный предмет. При нем же Св. Синод постановлением от 25 августа 1867 г. за 1879 определил, чтобы на содержание каждого воспитанника семинарии отчислялось не менее той суммы, которая назначается на содержание их по каждой епархии, а по училищам в размере, определенном для пансионеров. Позднее указом от 20 марта 1869 г. за 6677 разрешено было при таких же условиях воспитывать детей армейского духовенства (сирот) на казенный счет в приготовительных классах училищ. Главный священник армии и флотов П.Е. Покровский Главный священник армии и флотов протоиерей Петр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.). Вступив в управление армейским и флотским духовенством, главный священник П.Е. Покровский близко принял к сердцу положение вдов и сирот подведомых духовных лиц. Сиротский капитал, которому основание положено главным священником Богословским, с целию устройства богадельни для вдов и сирот армейского духовенства при нем возрос свыше 32 тысяч руб. несмотря на то, что расход на пособие был увеличен на тысячу рублей в год. Под влиянием его отеческой попечительности о вдовах и сиротах во вверенном ему военном и флотском духовенстве возникла мысль об учреждении «благотворительного общества попечения о бедных духовного звания ведомства главного священника армии и флотов» и 2 мая 1879 г. была осуществлена. Новое общество было осчастливлено Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны. На средства общества содержатся два приюта: Мариинский в Кронштадте и Покровский в Петербурге, названный так в честь своего основателя, главного священника П.Е. Покровского. При главном священнике П.Е. Покровском по некоторым округам увеличено жалование военному духовенству, например в Киевском округе еще в 1872 г., и при нем же был возбужден Военным министерством общий вопрос об улучшении быта армейских полковых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010