1152 Миллер. Опис. Сиб. Цар., стр. 246, Географ. Словарь П. Семенов, I, 243. Основание г. Сургута русскими Миллер относит к 1593 г. Другие относят к 1595 г. (Древ. Рос. Вивлиоф. III, стр. 111). В Географ. Словаре П. Семенова о Сургуте замечено: «на месте этого города была остяцкая крепость, принадлежавшая кн. Пардаку, который был побежден в 1595 г. воеводой Феодором Барятинским при ц. Феодоре Иоанновиче. При взятии крепости победитель построил острог и заложил город, который по близкому к нему притоку Оби получил свое название» (IV, 797). 1153 Древн. Рос. Вивлиоф. III, стр. 111–112. Миллер, Опис. Сиб. Ц. стр. 280, 311. Географ. Стат. Словарь П. Семенова, III, 277; II, 578. 1155 Миллер. Опис. Сиб. Цар. стр. 392. Геогр.-стат. Словарь П. Семенова. V, стр. 281. Туруханское зимовье переименовали в город в 1662 г. (там же). 1157 Там же, стр. 420–434. Новый острог назван Кузнецком, потому что прежде это место принадлежало татарам, которых казаки называли кузнецами за то, что они умели ковать железо. Город заселен переселенцами из Томска, Верхотурья и Новгорода. (Геогр.-стат. словарь П. Семенова, II, стр. 821). 1159 П. Словцов. Историч. обозр. Сиб. кн. I, стр. 15–17. И. Щеглов. Хронологический перечень, стр. 76–77. Топография Бельского острожка не известна. 1160 Миллер. Опис. Сиб. Цар., стр. 329–341. Древ. Рос. Вивлиоф. III, стр. 114; Геогр.-стат. Словарь П. Семенова, 1, стр. 439–440. 1162 Миллер. Опис. Сиб. Цар., стр. 341, 291–362. Довольно обширный Верхотурский уезд по р. Туре граничил с Тюменским уездом. Все северные вогуличи, приписанные раньше к г. Лозве, отошли к Верхотурью, но ближайшие к Пелыму остались в округе последнего. К югу Верхотурский уезд доходил до рр. Чусовой и Сылвы. Вогуличи жившие при р. Сылве и принадлежавшие к Чердыни, теперь отписаны к Верхотурью. Туринский уезд составили области, лежавшие вверх по р. Туре, но ближе к Туринску. В 1605 г. туринские волости, ближайшие к Верхотурью, отошли к Верхотурскому уезду и р. Тагил назначена уездной границей (там же, стр. 364–465).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Сочинской епархии состоялись IV Покровские духовно-образовательные чтения 26 октября 2022 г. 16:06 17-27 октября 2022 года в  Сочинской епархии  в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялись IV Покровские духовно-образовательные чтения. Пленарные заседания и секции профильных направлений прошли в Сочи и Туапсе. На обеих площадках пленарные заседания открывал епископ Сочинский и Туапсинский Герман . «Наша встреча проходит в очень непростое и тревожное время. Тем важнее итоги работы наших чтений. В основе консолидированной деятельности этого форума — порождение стойкости в духовной борьбе по защите Отечества, наших детей, молодежи, укрепление веры и приумножение любви к Родине каждого из нас. И темы для обсуждения пленарных заседаний, секций готовились специалистами различных ведомств», — отметил епископ Герман. Участников пленарного заседания в Сочи приветствовал глава города Алексей Копайгородский: «Именно вера, духовность дает нам силы в самые трудные моменты. Тема чтений в этом году актуальна как никогда. Сейчас наша задача — сохранить целостность государства и воспитывать нашу молодежь в традициях, которые были заложены много веков назад. Правильные духовные ориентиры для детей — это основа, которая закладывается в школе и семье. Мы обязательно поддержим инициативы, предложенные участникам чтений, реализуем новые проекты, способствующие формированию в наших детях любви и сострадания к ближнему, чувства уважения к защитникам страны и патриотизма». Приветствия в адрес организаторов и участников чтений направили  митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий , председатель  Синодального религиозного образования и катехизации   митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , а также депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства, член правительственных комиссий по делам соотечественников за рубежом и по миграционной политике, директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), член Научного совета при Совете безопасности РФ, член Совета по внешней и оборонной политике К.Ф. Затулин, министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Е.В. Воробьева.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Пермское семинарское правление, рассуждая об этих положениях Комиссии духовных училищ, нашло, что никто из начальствующих и учащих Пермской семинарии не может иметь казенной квартиры за недостатком таковых в семинарском доме 80 . Ибо в трех деревянных флигелях, принадлежавших семинарии, могли поместиться только правление с канцелярией и архивом, учебные семинарские классы, кои составляли вместе и жилые комнаты для казеннокоштных учеников, классы новооткрываемых уездного и приходского училищ, предназначенные вместе и для помещения казеннокоштных учеников училищ, столовая, кухня и больница, более же никакого свободного помещения не оказалось. Вследствие этого семинарское правление потребовало от каждого из начальствующих и учащих письменного показания, кто из них находит возможным иметь частные квартиры без требования квартирных денег, и кто признает надобным для себя назначение квартирных денег и в каком именно, по соображению и местным обстоятельствам, количестве. Ректор архимандрит Афанасий и инспектор игумен Иннокентий на это объяснили, что по неимению казенной квартиры они живут в частных домах, но в квартирных деньгах нужды не имеют, ибо намерены нанимать квартиру на счет управляемых ими монастырей Верхотурского и Соликамского. Прочие наставники Остроумов, Бенедиктов, Покровский и Матвеев заявили, что они имеют нужду в квартирном пособии и просили на этот предмет первые трое по 150 руб. в год, последний, как человек семейный, 180 руб. Академическое правление, вследствие представления о сем семинарского, разрешило выдавать всем четырем квартирное пособие в количестве 150 руб. в год. Наконец и на содержание казеннокоштных воспитанников семинарии положен был определенный и очень достаточный оклад: число казеннокоштных воспитанников в Пермской семинарии определено было во 100 человек и на содержание каждого воспитанника назначено по 100 руб. в год. А так как на первых порах по малу числу учеников семинарии и число казеннокоштных воспитанников едва простиралось до 62, то отсюда образовались остатки, которые, как увидим впоследствии, составили очень значительную сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конкурсная комиссия подвела итоги XV Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Москва, 11 декабря 2020 г.      9 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось подведение итогов III этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», сообщает Патриархия.ru . Работу комиссии возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, советник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе на общественных началах Марина Белогубова и исполнительный директор координационного комитета всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Трифон (Умалатов), В состав конкурсной комиссии вошли директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации Андрей Милехин и заместитель директора института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, председатель экспертной комиссии конкурса «За нравственный подвиг учителя», доктор педагогических наук Светлана Серякова. На заседании также присутствовали члены экспертной комиссии: Тамара Белякова, доцент кафедры педагогики и психологии Московского социально-педагогического института, кандидат педагогических наук; Елена Галанжина, учитель начальных классов московской школы 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина, кандидат педагогических наук; Лидия Донченко, учитель русского языка и литературы школы г. Москвы, член Московской ассоциации учителей православной культуры, кандидат педагогических наук; Ольга Затопляева, учитель русского языка и литературы московской школы «Покровский квартал», член Московской ассоциации учителей православной культуры; Зоя Плохова, специалист сектора мероприятий иконкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, координатор конкурса «Занравственный подвиг учителя».

http://pravoslavie.ru/136017.html

Однако, Соловьев «был уверен, что отсутствие людей из Петербурга объясняется именно тем, что Марков 2-й, безусловно, вошел в связь с немцами, которые настоят на вывозе Императорской Семьи за границу, и поэтому /Марков 2-ой/ отказался от мысли послать кого-нибудь в наши края, считая излишним насильственное освобождение, сопряженное с огромным риском, так как вовсе не нужно было быть в Екатеринбурге, чтобы понять, что из столицы " красного Урала " неизмеримо труднее вырвать Царскую Семью, чем из патриархального Тобольска...». В том безнадёжном положении, в котором оказались Марков и Соловьёв с перевозом Царской семьи в Екатеринбург, ничего не оставалось, как ухватиться за соломинку и принять ту идею, что «спасти Их Величества из рук екатеринбургских каторжников можно было только дипломатическим путем, то есть в Их судьбу должна вмешаться иностранная держава, перед которой в то время трепетали большевики... А такой державой была Германия в лице ее Императора». Было решено, что С.В. Марков отправится в Петроград (вслед за Седовым, который уехал туда, но известий от него так и не поступило), «чтобы поставить в известность как А. Вырубову, так и Маркова 2-го во всех подробностях о положении Их Величеств». Дальнейшее пребывание Соловьёва в Тюмени «было явно безполезным и для дела даже вредным, так как лишь только его дело начнется в революционном трибунале, то привлекут к допросам и свидетельским показаниям и меня, и из заварившейся каши нам не так легко удастся высвободиться, как в первый раз». Борис Николаевич решил на время укрыться в Покровском, откуда он должен был поддерживать связь с Сергеем Марковым впредь до его отъезда в Петроград, а затем ждать от него известий из Петрограда. В случае же необходимости «скрыться из Покровского в район Верхотурского монастыря». «В первой половине июня Соловьев покинул Тюмень, придравшись к случаю, что в Покровское направлен небольшой красноармейский отряд, так как в этом районе было не спокойно. Он показал в Совдепе телеграмму, в которой сообщалось о тяжёлой болезни его жены. Подкрепил он свою просьбу о разрешении ему выезда в Покровское ещё и тем, что опасаться его побега товарищи не могут, так как он выедет туда совместно с отправляемым туда отрядом, а это может служить достаточной гарантией того, что он никуда не скроется. В Совдепе согласились с этими доводами и дали ему разрешение на время пребывания отряда в Покровском оставаться там, но обязали его прибыть в Тюмень по первому вызову Революционного трибунала. Мне было очень тяжело расставаться с Соловьевым, - пишет Марков. - С его отъездом я терял всякую надежду на возможность каких-либо действий для освобождения Императорской Семьи».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

Именно к таким духовным чадам прибыл на служение игумен Парфений (Невмержицкий). Вспоминается житие священномученика Севастиана Карагандинского , который остался в Казахстане после того, как отбыл срок заключения, движимый исключительно состраданием к своим «братьям поневоле». Игумен Парфений также познал все скорби арестантского креста. Думается, что и по молитвам страдальцев за веру Господь даровал им такого пастыря. Супруги Мосуновы – Василий и Лидия, ныне прихожане восстановленного Покровского храма, – из ссыльных. Лидия рассказывает, что ее прадед был монахом Верхотурского монастыря, а когда обитель закрыли, он вернулся домой. Вскоре всю семью сослали в Самарово, а прадед Семен, взяв котомку, ушел куда глаза глядят. Родители Лидии тоже ссыльные за веру. Они постоянно, уже здесь, в Сибири, собирались на молитву. Правда, только с теми, о ком знали, что не выдадут. Рассказывают, что среди них были настоящие молитвенники – вычитывали Псалтырь за день. В семье Любови Плотниковой, еще одной ссыльной за веру, каждый день начинался с утренних молитв, затем – несколько акафистов, также в воскресные дни и праздники сами прочитывали обедницы, ведь священников не было. Питались очень скудно: пара картофелин – вот и весь дневной рацион. Василий Мосунов вспоминает, как он на Благовещенье ходил на лыжах на службу к игумену Парфению в поселок Шапша (поселок располагался в нескольких километрах от Ханты-Мансийска), вместе с ним ездили на праздник и другие верующие Ханты-Мансийска. Когда батюшка приехал служить в Шапшу, это было большим благом для жителей. У них появилась возможность креститься полным чином. В городе несколько десятилетий не было священника. И сам батюшка постоянно приезжал из Шапши в Ханты-Мансийск. Особенно тепло батюшку принимали на Перековке – это улицы Октябрьская, Логовая (сейчас Безноскова), Красная (сейчас Рознина), Ударная (сейчас Пионерская). Службы совершались в домах прихожан: Бабкиных, Тимариных, нередко у тех же Мосуновых. Василий и его сестра Галина Мосуновы вспоминают, как однажды их отца вызвали в горисполком: зачем собираешь людей на молитву? А тот не растерялся и отвечает: мол, у отца поминки, а перед этим и помолились.

http://pravoslavie.ru/107662.html

Укрепившись в Сибирском Приуралье, русские тянулись в течение всего XVII в. к востоку и юго-востоку не широкими полосами по рекам Иртышу, Оби (через Томск), Енисею (с городом Енисейском осн. в 1618 г.) и Лене (с г. Якутском осн. в 1633 г.). Благодаря смелости казаков, они дошли до Охотского моря. Но к началу XVIII в. русская колонизация вдруг устремилась на юг. Север привлекал немногих, главным образом, торговлей с инородцами. Это общее явление в частности наблюдается в колонизации тогдашнего Тобольского уезда. В нынешней Тобольской губернии известно немного поселений, появившихся в XVIII в. В числе их можно назвать два селения, возникшие с миссионерской целью – Кондинское, Березовского уезда, с монастырем и миссионерской школой, Юганское – Сургутского уезда. 385 В половине XVIII в. в Тюменском воеводстве, во главе с г. Тюменью, насчитывалось – 123 поселка, в Ялуторовском дистрикте – 164 поселка, в Ишимском – 132, в Тарском воеводстве – 52, в Пелымском воеводстве – 58, всего – 529 поселков, в том числе 3 города, 2 острога, 19 слобод, 14 сел, 4 погоста, 454 деревни и 33 татарских юрты. Для полноты сведений о населенности Тобольского края к половине XVIII в. недостает показаний по Тобольскому, Березовскому и Сургутскому управлению за это время. 386 Впрочем, нужно думать, что Березовское и Сургутское ведомства были населены не более Тарского и Пелымского воеводств, а Тобольское ведомство можно приравнять к Ялуторовскому дистрикту. Таким образом, получится населенность около 800 поселений на огромную площадь Сибирского Зауралья, кроме Верхотурского уезда и Исетского края. Но так как Верхотурский уезд с Исетским краем, входившим до 1738 г. в состав Тобольского уезда, по военному, гражданскому и духовному управлению и по всему складу народной жизни походил на Тобольский, 387 Тюменский и Ялуторовский округа, то колонизация их в половине XVIII в. шла также, как в соседних уездах. Из отрывочных сведений о населенности Сибирского Зауралья в полов. XVIII в. видно, что более населенными оказались те округа, где шла усиленная колонизация в XVII в. и где русские, заняв удобные места, чувствовали себя полными хозяевами, будучи защищены от постоянных набегов со стороны степных инородцев. Верхотурье, Тюменский, Туринский, Тобольский и Ялуторовский округа к началу XVIII в. представляли собой сильную центральную русскую колонию в Азиатской России. Не то видим на юге Сибири, в Омском, отчасти в обширном Ишимском округах. Даже в половине XVIII в. южные части их оставались почти незаселенными. Это объясняется тем, что пограничный Ишимский округ стал сравнительно поздно заселяться и много терпел от набегов степняков. Омский округ, выдвинувшись далеко на юг по р. Иртышу, мог привлечь русских поселенцев только с половины XVIII в., когда возникла вторая южная линия укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Одновременно шла колонизация южных и западных четей Верхотурского и Тобольского уездов в пределах нынешних Камышловского и Екатеринбургского уездов. Тут возникли названные уже слободы с острогами Пышминская-Ощепкова, Камышевская или Камышловская, ныне уездный город, Аятская при озере Аят, Красноярская и Новопышминская. Близ Аятской слободы при Петре Великом возник известный Невьянский казенный завод, именовавшийся на первых порах «Федьковским». К нему в 1704 г. была приписана Аятская слобода со всеми деревнями, принадлежавшими к ней, а затем Краснопольская и село Покровское-монастырское, названное так потому, что до упразднения Невьянского Богоявленского монастыря в 1724 г. она принадлежала монастырю. К ним нужно прибавить село Китайское, осн. в 1655 г. с острогом, устроенным в 1659–1660 гг. В конце XVII в. через него шла дорога из Ялуторовска (осн. в 1639 г.) на западный склон Урала и через Кунгур на Казань, почему называлась Cmapoq Казанской или Уральской дорогой. В 1673 г. возник соседний с Китайским – Колчедановский острог (Тобольского уез.), превратившийся сначала в слободу, а ныне село Колчедановское. В следующем 1674 г. основана Калиновская слобода на р. Калиновке также Тобольского уезда. В 1723 г. она вместе с деревнями, одновременно с Красноярской слободой, поступила в ведомство Екатеринбургских заводов. В 1675 – 1676 г. появились три новых слободы: Арамильская, близ Екатеринбурга, Куярская и Буткинская – Тобольского уез., ныне в восточных частях Камышловского и Шадринского уездов. Арамильская слобода в 1704 г. была приписана к казенному Уктусскому заводу в окрестностях Екатеринбурга. В 1682 г. игумен Далматова монастыря (осн. в 1644 г.) Исаак поставил на земле, отведенной монастырю, русское село при устье р. Железенки (Каменки), впадающей в р. Исеть. Тут на новой монастырской земле оказалась богатая железная руда; поэтому монастырю пришлось недолго владеть рудоносной землей. Петр I отобрал землю в казну и устроил на ней в 1701 г. Каменский железноделательный завод, существующий доселе. Из зауральских заводов после Ницынского и Невьянского (осн. в 1699 г. – известного под именем Старого), это был третий завод; четвертым, по времени постройки, считают Алапаевский завод в Верхотурском уез., пятым – Уктусский – в Екатеринбургском уез. Оба они пущены в действие в 1704 г. Алапаевский завод возник при дер. Алапаихе, основанной еще в 1639 г. После Железненского селения, в исходе XVII в., возникли еще три слободы: Ново-Камышевская (1686 – 1687 гг..), выше устья р. Каменки, в 1689 г. – Багаряцкая слобода, на р. Багарек, и в 1695 г. новая Белоярская – Пышминская слобода – все в тогдашнем Тобольском уез. Основателями их были выходцы из Шадринской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кроме русских поселений в Тюменском воеводстве было 33 татарских юрты. В Ялуторовском дистрикте, под ведением Ялуторовского острога было 26 деревень, в ведомстве Суерского острога – 22 деревни, к Усть-Суерской слободе было приписано 22 деревни, к Емуртлинской слободе 6 деревень, к Верх-Суерской слободе 5 деревень, к Белозерской слободе – 18 дер , к Тебеняцкой слободе – 4 дер., к Солтосарайской слободе – 5 дер., к Иковской – 17 дерев. В ведомстве Царево-Кургана (ныне уездный город Курган, осн. к 1662 г.) находилось село Введенское и 19 дер.; к Утяцкой слободе было приписано село Успенское и 7 дер. В некоторых деревнях насчитывалось более 60 дворов, но таких деревен в Ялуторовском дистрикте было немного; встречались деревни по 2 по 3 Двора. В Ишимском дистрикте, при слободе Коркиной (гор. Ишимъ, осн. в 1670 г.) и селе Боровом было 33 деревни; при слоб. Орлове городище – 60 дерев.; при слободе Усламинской с селами – Малышино и Арамашево было 13 деревень; при Абацкой слободе – 13 дер. В Тарском воеводстве, при городе Таре и под ведомством Омской крепости было 8 деревень, при слободе Тымолыцкой и Карташевском погосте – 6 деревень. В Пелымском воеводстве, в ведомстве г. Пелыма было 24 дер., в ведомстве Гаринской слободы – 16 дер., Табаринской слободы – 15 дерев. Тут названы все деревни. 387 А. Дмитриев. Пермская Старина, вып. VIII, стр. 47. Степень населенности Верхотурского, Туринского и частей Тобольского, Пелымского и Березовского уездов в 30-х годах XVIII в. можно видеть на карте, составленной в 1734–1736 годах. (Д. Смышляев. Пермский край, т. II, Пермь. 1893 г.). 388 Проф. Д. Н. Беликов. Первые русские крестьяне – насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни быта. Томск. 1898 г. стр. 15–16. Здесь названы все селения Томского ведомства по атласу Ремезова, составленному в нач. XVIII в. конце XVII в. русские селения имелись близ нынешнего Бийска и на р. Катуни. Фоминская (1660 г.), Соколова (1695 г.). 389 Там же, стр 22–24, 56–58, 88. Между 1748 – 1760 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

За Троицким Белбашским За Спасо-Раевским Кезовским Итого за монастырями Всего за кафедрой и монастырями 17.558 Платёж в экономию 9. Епархия Казанская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 10.009 А) За мужскими монастырями: За Свияжским Богородицким За Казанским Преображенским За Казанским Предтечевым За Федоровским За Успенским Зилантовым За Кизическим За Раифской пустынью За Седмиезерской пустынью За Чебоксарским Троицким За Преображенской Чернеевой пустынью За Козмодемьянским Спасским Юнгинским За Яринским Вознесенским За Мироносицкой Царевококшайской пустынью За Уржумским Спасским Чепочкиным За Кукарским Покровским За Уфимским Успенским. (168) Б) За девичьим Казанским Богородицким Итого за монастырями: 14.424 Всего за домом Архиерейским и монастырями 24.433 Платёж в экономию 10. Епархия Тобольская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Тобольским Знаменским За Троицким Тюменским За приписным к нему Туринским Николаевским За Верхотурским Николаевским За Невьянским Богоявленским За Троицким Кодинским За Кашиношиверским За Томским Алексеевским За приписным к нему Кузнецким Рождественским За Енисейским Спасским За Туруханским Троицким За Лосиноборским Преображенским За Красноярским Введенским За Успенским Далматовым За Рафаиловым, что в Высоцкой Провинции Б) за девичьим Енисейским Рождественским Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями 13.185 Платёж в экономию 11. Епархия Смоленская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Смоленским Аврамиевым За Троицким Небиным За Кудиным Троицким За Смоленским Троицким За Болдиным Троицким За Рословским Спасским В) За Смоленским Вознесенским девичьим Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 12. Епархия Нижегородская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Нижегородским Печерским За Духовым За Спасским Зеленогорским За Макариевым Желтоводским За Казанским, что к селе Лыскове

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010