Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь. В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом. В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает. При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Вер...

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Но сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, переносят Сибирский тракт на Екатеринбург, жители обеднели. Скончался Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую. Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в " Покровскую " женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города. Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года. В 1909 все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа. В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову. Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви. Покровский монастырь сохранял свое название до 1922 года, когда и его затронула притеснительная политика советской власти. Но надо сказать, что до этого обитель сравнительно благополучно переносила годы лихолетия. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время " военного коммунизма " советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Вер...

Церковь вскоре построили новую, более просторную, двухпрестольную. Главный престол был освящен снова в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй - в честь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и для этого придела специально написана одноименная икона. Внутреннее убранство храма радовало глаз неприхотливых уральских монахинь: были и царские врата, и запрестольные иконы, и деисусный чин. Построили новые кельи и ограду. Часть стройматериалов (железо) пришлось взять в долг у находящегося по соседству мужского Николаевского монастыря. Но отдать долг вовремя не удалось. Монахи же, подождав немного, напомнили о долге: возведение церкви в женской обители - дело богоугодное, но свои интересы ближе. Кстати, это говорит о том, что Покровский женский монастырь никогда не был приписным к мужскому Николаевскому. Возникавшие в XVII в. в России женские монастыри часто являлись приписными к мужским: они не владели вотчинами и зависимыми крестьянами, получали все необходимое содержание от мужской обители. Хотя такие женские монастыри сохраняли самоуправление в собственно иноческой жизни, но испытывали сильное влияние мужского монастыря: иногда имели общие уставы, все контакты с внешним миром вели через начальствующих лиц мужской обители и т. д. Вторая церковь, построенная в обители, просуществовала недолго. В конце 1650 или в начале 1651 г. случился пожар в монастыре, и храм сгорел. Инокини с горечью оплакивали утрату: «ныне де им старицам без церкви быть не уметь, а собою тое церкви воздвигнути нечем». Настоятельница монастыря игуменья Мария собралась лично поехать в Москву с челобитной к царю Алексею Михайловичу. На многое монахини не рассчитывали: просили передать им две пустовавшие казенные житницы (хлебные склады), присмотренные у водяных ворот городского кремля, и из них построить на государственный счет новую церковь. Царь Алексей исполнил просьбу верхотурских стариц и грамотой от февраля 1651 г. повелел воеводе Рафу Всеволожскому возвести храм из житниц «нашею казною, неболшим строеньем, без чего быти нелзе, чтоб напрасных лишних росходов не было». Отдельной грамотой, изданной 6 марта того же года, воеводе предписывалось выдавать на церковные нужды монастырю по ведру вина и по два фунта ладана в год.

http://sobory.ru/article/?object=00347

Шерсть альпакá теплее, чем овечья, не вызывает аллергии. Матушка рассказывает: – Шерстью мы пока толком не занимались – не хватает рук, времени. У нас сейчас люди эту шерсть просто покупают. Планируем освоить изготовление одеял. Есть еще такое понятие, как альпака-терапия. Человек при общении с такими славными существами, как говорят в миру, заряжается положительной энергией. Это, конечно, не церковное выражение, но эмоции положительные никто не отменял: когда идешь мимо пасущихся альпака, так умиляешься, что дальше отправляешься по делам с улыбкой. У сестер есть специальное послушание – «снять стресс, побыв с альпаками». Я шучу, конечно… Это просто какое-то доброе время, когда можно отвлечься, отдохнуть от тяжелой работы. Покровский монастырь может удивить не только обитателями заокеанского происхождения. Трудно поверить, но фотографии подтверждают: здесь в прошедшем году собрали большой урожай винограда. В монастырских теплицах произрастают перцы, помидоры. Вся продукция отменного качества. Многие мечты матушка без боязни воплощает в жизнь. Игумения Магдалина вступила на монашеский путь в юности, в двадцать лет стала насельницей Макарьевского Желтоводского женского монастыря в селе Макарьево Нижегородской области. По прошествии восьми лет была переведена и в дальнейшем приобретала опыт в Княгинином монастыре во Владимире и Свято-Боголюбском на той же Владимирской земле. А в 2013 году приняла Верхотурский Покровский женский монастырь, вернувшись поближе к родным местам, – родилась она в уральском городе Серове. Матушка вспоминает первые годы монастырского бытия: – Когда мы шли в монашество, время было другое. В монастырях было очень бедно. Мы много трудились, иногда и днем и ночью, несли большую физическую нагрузку. И нам неважно было, как мы выглядим, как одеты. Существовали какие-то иные понятия. А сейчас, конечно, сестры более слабые. Например, свой монашеский путь я начинала в Желтоводском монастыре. Мы там на кухне были по двое целыми неделями. Варили все на печке. Дров надо было приготовить, воды наносить, все прибрать… Посуду мыли в тазах и потом грязную воду выносили в ведрах на руках в выгребную яму. А сейчас у нас есть и вода, и канализация, электрическая плита, посудомоечная машина, тележки, чтобы не на себе носить большие кастрюли… И живут сестры гораздо свободнее – нас в кельях было по четыре человека. А всё тяжело. Мир очень изменился, люди стали без какого-то стержня. Редко встретишь былое рвение послужить Богу… Знаете, ведь первые сестры возвращенного Покровского монастыря просто отвоевывали храм обители, где в советские годы устроили баню (в алтаре была парилка). Они через годы показывают нам пример верности и веры. И это нельзя забыть, как бы мы ни были хорошо устроены.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/20/podviz...

В конце 1650 или в начале 1651 г. случился пожар в монастыре, и храм сгорел. Инокини с горечью оплакивали утрату: «ныне де им старицам без церкви быть не уметь, а собою тое церкви воздвигнути нечем». Настоятельница монастыря игуменья Мария собралась лично поехать в Москву с челобитной к царю Алексею Михайловичу. На многое монахини не рассчитывали: просили передать им две пустовавшие казенные житницы (хлебные склады), присмотренные у водяных ворот городского кремля, и из них построить на государственный счет новую церковь. Царь Алексей исполнил просьбу верхотурских стариц и грамотой от февраля 1651 г. повелел воеводе Рафу Всеволожскому возвести храм из житниц «нашею казною, неболшим строеньем, без чего быти нелзе, чтоб напрасных лишних росходов не было». Отдельной грамотой, изданной 6 марта того же года, воеводе предписывалось выдавать на церковные нужды монастырю по ведру вина и по два фунта ладана в год. Некоторую помощь в текущих делах оказывали Покровской обители и местные жители. Так, в 1660 г. Терентий Сафронов вызвался провести сбор пожертвований на Покровскую обитель в Верхотурском и Тобольском уездах. Однако монастырь существовал прежде всего за счет государственных средств. Третья по счету Покровская церковь, тоже деревянная, радовала монахинь довольно долго, но и она к 1684 г. стала «ветха и служить в ней нельзя», о чем в июне того года била челом государю игуменья Марфа с сестрами. Строительство храма должно было начаться весной 1686 г. Воевода, много месяцев не приступавший к исполнению царского указа, теперь торопил подчиненных: указание приказчику отправил 3 октября, а уже к 8 числу требовал прислать крестьян. Впрочем, сроки были нереальными: в Аятской слободе распоряжение воеводы получили лишь 13 октября. К слову сказать, Аятская слобода отстояла более чем на 200 верст от Верхотурья и была очень молодым селением - она возникла в 1669 г., то есть за 16 лет до описываемых событий. Новый храм понемногу обретал должное благолепие. В 1690 г. при нем была возведена колокольня, кажется, первая в монастыре. Вокруг церкви поставили небольшую деревянную ограду.

http://sobory.ru/article/?object=05751

В апреле 1907 года состоялось официальное открытие монастыря. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 мантийных монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находились 12 малолетних девочек. После октября 1917 года все изменилось. Сестры Покровской обители заняли резко враждебную позицию в отношении советской власти, но практически были бессильны. Они продолжали стремиться к укреплению своего монастыря, но это было безнадежно в новых условиях. Покровскому монастырю позволено было так называться до 1922 года. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство, а красноармейские части, напротив, к удивлению всех, обращались даже очень вежливо. Территорию общины занял в начале 1920x годов детский дом. В 1922 году под угрозой разгона монастыря как «вредного пережитка» женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», сохранив у себя прежний распорядок жизни. Артель обрабатывала участки земли, что располагались по реке Черной. Закрытие монастыря произошло в апреле 1924 года. В декабре 1991 года Покровский женский монастырь в Верхотурье возродился. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать штурмом. По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван», и началась его реставрация. Первая литургия прошла в октябре 1996 года, после чего святые мощи Христа ради юродивого Косьмы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса. В настоящее время реставрируется старейший Свято-Троицкий собор. Благоустроительные работы ведутся и на прилегающей к собору территории кремля. Вновь возводится колокольня вместо уничтоженной. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви на базе Екатеринбургской духовной семинарии были открыты в 2018 году и тогда же получили Представление и Свидетельство о церковной аккредитации Межведомственной комиссии. С целью проверки действующих и открытия дополнительных учебных площадок выездная комиссия в том же составе посетила четыре епархиальных монастыря: мужской монастырь Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма близ Екатеринбурга, Покровский женский монастырь в Верхотурье, Николаевский Верхотурский мужской монастырь в Верхотурье и Боголюбский Сарсинский женский монастырь в селе Сарсы Вторые Красноуфимского района, недалеко от Республики Башкортостан. Недавно было открыто монастырское подворье Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в поселке Краснояр городского округа города Ревды. Здесь состоялась беседа с игуменией Среднеуральского женского монастыря матушкой Варварой (Крыгиной) и насельницами обители о необходимости духовного образования для монашествующих и о тех искажениях и подменах в духовной жизни, которые бывают при его отсутствии. В Верхотурском Покровском женском монастыре и на монастырском подворье Среднеуральского женского монастыря открылись две новые учебные площадки. В каждой обители председатель выездной комиссии провел беседы с наместниками и игумениями, братией и сестрами монастырей. На всех встречах архимандрит Феофилакт (Безукладников) подробно рассказывал о трехгодичных богословских курсах для насельников и насельниц обителей, не имеющих богословского образования и о новом наборе слушателей в 2022-2025 годах. Председатель выездной комиссии обстоятельно разъяснил цели и задачи курсов, необходимость этого богословского минимума для всех монашествующих, как основания, на котором можно созидать как свою духовную жизнь и спасение души, так и помощь ближним, основанную на чистом учении Православной Церкви. Также им были представлены программы всех восьми предметов курсов. Члены комиссии в каждой обители проверяли учебные аудитории с комплектом аппаратуры, необходимым на случай введения карантина и перехода на дистанционное обучение, а также библиотеки и наличие достаточного количества основной литературы по всем предметам курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/5936698.ht...

Инокиня Ольга (Кокорева) в Покровском Верхотурском женском монастыре      За плечами у матушки Руфины был большой опыт монашеской жизни в самых крепких монастырях Урала – Успенском Пермском, Иоанно-Предтеченском Красносельском Соликамском, Покровском Верхотурском. Было ей сорок лет от роду, и более тридцати из них она провела в монастыре. Игумения Руфина (Кокорева) с сестрой Александрой на Белогорском подворье      Приближались юбилейные торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых. Для матушки и сестер это имело большое значение. По сообщению «Пермских епархиальных ведомостей», в дни самого юбилея – 20 и 21 февраля 1913 года – в монастыре проходило особое церковное празднование, и игумении хотелось, чтобы, по возможности, всё напоминало об учреждении обители в память 300-летия Царствующего дома – и монастырская печать, и бланки, на что было получено благословение. Матушка нередко бывала с сестрами в расположенном недалеко от Чердыни селе Ныроб, где в начале XVII века томился опальный боярин Михаил Никитич Романов – брат патриарха Филарета и дядя первого царя из рода Романовых Михаила Феодоровича. 16 января 1914 года монастырю было «всемилостивейше даровано наименование Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь, учрежденный в память 300-летия царствования Дома Романовых» ]. С началом Первой мировой войны матушка Руфина «принимает бой в тылу». Обитель под покровительством апостола любви – святого евангелиста Иоанна Богослова являет небывалое милосердие и любовь к ближнему. В Чердынском монастыре открывается приют для сирот – детей погибших воинов и беженцев. Епископ Пермский Андроник, будущий священномученик, письмом на имя игумении Руфины благословил «приступить с Божией помощью к открытию приюта, как важного и святого дела, уверяя, что это апостол любви располагает людей к его было заброшенной обители» . Открытие приюта, с торжественным богослужением и крестным ходом, состоялось 25 марта 1915 года – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Учреждение приюта было осложнено большими материальными затруднениями. В его устроении помогали жители Чердыни и соседних сел – они жертвовали, кто сколько может; на устройство приюта были выделены деньги из состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества Покровительством Романовского Комитета, поскольку «монастырь, не обладая никакими средствами, заслуживает в то же время поддержки для развития своей полезной деятельности» .

http://pravoslavie.ru/119646.html

     Дорогу осилит идущий – Что в монастыре самое главное? – Опять же – исполнить послушание. После того как меня сюда с Горушки (Казанский женский монастырь близ г. Данилова) перевели, первое, что сказал владыка Кирилл (ныне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский): «Теперь можешь разбирать перекрытия в соборе». В монастыре осталось три сестры. Благодетелей – никого. Храм, корпуса, всё брошено. Не знаешь, за что хвататься… Я «ничтоже сумняшеся» сказала: «Владыка святый, благословите». И стала думать, как и что делать. Обратилась в газету: игумения просит с миру по нитке собрать деньги на разбор перекрытий. Для этого по первым подсчетам необходимо было сто тысяч… В тот момент и пришел ко мне Вадим Юрьевич Орлов, с этой газеткой: «Я, конечно, могу Вам дать сто тысяч, но могу и перекрытия снести…» Это было самое настоящее чудо – директор крупнейшего завода сам пришел. Вадим Юрьевич ценил, когда человек действует, не ждет, что нечто спустится сверху. Дорогу осилит только идущий. А если что-то делаешь, то Господь помогает.      Однажды придя с газетой в руках в монастырь, Вадим Юрьевич Орлов (1939–2016), председатель совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод» надолго задержался в монастырской ограде. Его имя теперь неотъемлемо от истории восстановления Казанской женской обители. Это его первого посещали идеи благоукрашения величественного собора – идеи, которые неизменно воплощались. За перекрытиями последовали полы, окна, росписи, иконостас… Везде Вадим Юрьевич стремился к совершенству, поскольку делал для Бога. В год тысячелетия Ярославля обители вернули Покровский храм, бывший в предшествующие годы местным планетарием, опять же с помощью «Техуглерода». Сегодня дело отца продолжает сын, Сергей Вадимович. Здесь вся Вселенная – Монастыри в центре города должны быть открыты. Особенно в центре города. Я специально открыла проход, чтобы можно было идти через территорию монастыря. Идя мимо храма, человек так или иначе получает какое-то благословение. Это архитектура Неба, это небо к нам спускается. Даже если ты не перекрестишься, а просто пройдешь, ты все равно с этим соприкоснешься. Монастырская территория отличается от всех прочих: здесь всё аккуратно, сестры очень хорошо за всем ухаживают, летом много цветов. Это уголок утешения, сюда заходят просто посидеть, мамы приходят с колясками... Помню, я еще тогда поразилась, когда здесь были кучи мусора, все заросло чипыжами (частый кустарник, высокая трава. – Ред.) – а ощущение благодати и тишины, какой-то мирности уже было в самом начале, при открытии обители. Для нас, новоначальных, это было очень важно – Матерь Божия нас утешала. И ты понимал, что здесь, действительно, – вся Вселенная, здесь тебе и Иерусалим, и Афон.

http://pravoslavie.ru/120238.html

Сначала мы посетили Свято-Николаевский мужской монастырь и поклонились мощам праведного Симеона Верхотурского. В 13:00 начался акафист возле мощей святого, а после акафиста все присутствующие сподобились приложиться к ним. Было состояние большой радости и лёгкости, а когда я спросила Юрия и Екатерину: «Вы почувствовали, как три раза во время акафиста приятно пахло цветами?» – то Юрий с улыбкой ответил: «Это не цветы были, а благодать Божия тебя коснулась!» Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Умиление» После акафиста Симеону Верхотурскому мы направились в Свято-Покровский женский монастырь поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Умиление». В монастыре народу практически не было, было свободно и спокойно, а монахиня Серафима, дежурившая в лавочке, с удовольствием начала рассказывать удивительные истории о помощи Пресвятой Богородицы в разных жизненных ситуациях. Тогда мне и пришло в голову спросить: «А может ли Матерь Божия помочь в рождении ребёнка?». Ответ был одновременно утешающий и настораживающий: «Конечно может! Пусть ваши дети приезжают и помолятся Ей!» А я про себя думаю: «Как мне детей-то убедить приехать и помолиться? Они у меня ещё не воцерковлённые…» Настала некоторая пауза: что делать?.. А потом со словами: «А я что, не человек что ли?!» – я решительно подошла к чудотворному образу Девы Марии, встала на колени и от всего сердца своими словами попросила Пречистую Богородицу помочь с рождением ребёнка. Необычным показалось и само моление. Было ощущение, что весь мир куда-то пропал, что во всей вселенной остались только мы вдвоём: я и Дева Мария. Да и Юрий потом с удивлением говорил: «Хоть мы и были всё время рядом и вместе, но я так и не видел тебя стоящей на коленях и молящейся Богородице». Спустя 4 месяца после приезда из Верхотурья произошло настоящее чудо: мы узнали, что мои дети ждут ребёнка Спустя 4 месяца после приезда из Верхотурья произошло настоящее чудо: мы все с большой радостью узнали, что мои дети ждут ребёнка, а в 2021 году у нас родилась здоровая и красивая дочка и внучка Алиса.

http://pravoslavie.ru/147999.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010