Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно – наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии – чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам. Значение покаяния Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. «Мир весь во зле лежит» ( ). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправии слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей – было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей, просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя. «Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, – как бы так говорит Иисус Христос . – Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то – покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». Покайтесь » – вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово «покайтесь» недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике «покайтесь» – «метанойя» значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей. Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов – не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь» ( Мк.1:15 ). «Говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк.10:9 ). «Знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк.10:11 ). Термин «Царство Небесное» упоминается только в Евангелии от Матфея. Отвечая на вопрос, почему только в Евангелии от Матфея применяется термин «Царство Небесное» можно предположить то, что Матфей этой формулировкой противопоставлял чистое непорочное светлое Царство Бога, расположенное на небесах, царству земному, человеческому, погрязшему в грехах и пороках. То есть словом «небесное» Матфей указывал на чистоту и святость этого Царства, ставя Его, как образец наивысшей духовности по сравнению с царством земным. Однако в подтверждение того, что термин Царство Небесное соответствует понятию Царство Божье, Матфей в своей книге употребляет эти два термина и пишет как о Царстве Небесном, так и о Царстве Божьем. Более того, понятие Царство Небесное, употребляемое в книге Матфея, соответствует понятию Царства Божьего, употребляемого и другими евангелистами, как по смыслу, так и по логике. Например, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» ( Лк.12:31 ). «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). «Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Лк.18:25 ). Понятие Царства Небесного или Царства Божьего является объемным и многогранным. И употребляется в Библии во многих и разных смысловых значениях. Рассмотрим основные значения и дадим им ясное и исчерпывающее пояснение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Для того, чтобы получить обладание Царством, нужны особое устроение человеческого человека об этом устроении. Какое же основное устроение души необходимо стяжать для обладания Царствием Божиим? «Покайтеся, – говорит Господь,– ибо приблизилось Царство Небесное». Вот идет к людям Царство Божие; как встретить его, как войти в пего, как получить обладание этим Царством? Покаянием, отзечаег Господь. «Покайтесь», – вещает Креститель, приготовляя людей к принятию грядущего на землю Спасителя, Который Сам есть это этого Царства. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорит Господь, – в Евангелие Царствия, возвещенное сыном Божиим ( ). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», – проповедует апостол ( ). Итак, покаяние во грехах – вот то основное сердечное устроение, которое требуется для обладания Царствием Божиим. Покаяние во грехах соединяется с верой в Евангелие, с верой в Сына Божия, благовествующего Евангелие Царствия. Вера в Сына Божия, спасающего верующую душу, окрыляя сердце человека полнотою радостных надежд, возрождает это сердце для новой жизни. Вера созидает возрождение для души становится видимым Царствие Божие. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» ( ). Царствие Божие вблизи человека, но он не видит его. Надо увидеть Христа очами веры, поверить в Него как в Сына Божия, спасающего мир, покаяться во грехах совершается рождение свыше, спадает покров с душевных видит Царствие Божие, доселе скрытое от нее, пришедшее в силе, видит во Христе новый благодатный мир как внутреннее богата во своей жизни, как Царствие Небесное внутрь человека. Но Царство Божие только еще видимо, оно сияет, как жемчужина, как добрый бисер, как бесценное сокровище для сознания верующего человека, но верующий им еще не обладает; он узрел богател во Царства, но не получил права на владение им. Чтобы войти в Царствие Божие, чтобы получить обладание богатством Царства, необходимо рождению «Если кто не родился от не может войти в Царствие Божие» ( ). Вера, рождая свыше, открывает духовные очи для зрения Царства Божия, делает это, доселе скрытое Царство рождение водой Крещения и Духом Святым вводит в Царство Божне, делает обладателем богатства этого Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Собеседование 36 на псалом 88 Пс.88:1 на учение. Ефама Израильтянина. 1. Этот псалмопевец отличен от указанного в надписании восемьдесят седьмого псалма: тот называется Еманом, а этот Ефамом. Вероятно они были родственниками или согражданами, почему и тот другой называется Израильтянином, получив это имя или от места (своего происхождения) или рода. И этот псалом надписывается: «в на учение , так как в данном пророчестве о великих делах разума Божия. «Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими« ( Пс.88:2 ). Разумеется настоящий век, в котором Бог дать нам не один какой-либо род милости, а много: покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение. «В род и род возвещу истину Твою устами моими». «В род и род», т.е. в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. Ибо Ты сказал: « навек основана будет милость», на небесах утверждена истина Твоя» ( Пс.88:3 ). И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, проповедь Божия: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Этими словами Бог призывал и побуждал к покаянию. Говорит: «покайтесь», потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам Затем, утверждая это, присовокупил: «ибо приблизилось Царство Небесное», желая показать, что когда наступит небесное царство, уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого Но как созидается, т.е. приготовляется милость, и как истина на небесах? Очевидно – предварительным судом. То и другое, однако, чрез пришествие Христа, почему пророк дальше совершенно ясно и указывает на последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88 . « В научение. Ефама Израильтянина » (ст. 1). псалмопевец отличен от указанного в надписании восемьдесят седьмого псалма: тот называется Еманом, а этот Ефамом. Вероятно они были родственниками или согражданами, почему и тот другой называется Израильтянином, получив это имя или от места (своего происхождения) или рода. И этот псалом надписывается: « в научение », так как в данном пророчестве говорится о великих делах разума Божия. « Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими » (ст. 2). Разумеется настоящий век, в котором Бог благоволил дать нам не один какой–либо род милости, а много: крещение, покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение. « В род и род возвещу истину Твою устами моими ». « В род и род », в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым делом и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. « Ибо Ты сказал: «навек основана будет милость», на небесах утверждена истина Твоя » (ст. 3). И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, разумеется проповедь Божия: « покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » (Мф. 3:2). Этими словами Бог призывал и побуждал грешников к покаянию. Говорит: « покайтесь », потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам помилование. Затем, утверждая это, присовокупил: « ибо приблизилось Царство Небесное », желая показать, что когда наступит небесное царство, покаянию уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого снисхождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И благоволил Он безгрешно стать Человеком, подобным нам, чтобы подобным научить и спасти подобное; принес нам спасительный совет и заповедь покаяния, обратившись к нам со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). До вочеловечивания Слова Божия Царство Небесное было столь же далеко от нас, сколь далеко отстоит небо от земли. Но когда Царь Небесный поселился среди нас и соблаговолил соединиться с нами, тогда Царство Небесное приблизилось ко всем нам. 57 . Поскольку же теперь Царство Небесное приблизилось к нам, не будем же удаляться от него, живя без покаяния. Особенно же будем избегать жалкой участи сидящих «во тьме и сени смертной» ( Пс.106:10 ). Стяжаем дела покаяния: смиренномудрие, умиление, духовное сокрушение, кроткое сердце, преисполненное милости, любящее правду, домогающееся чистоты, миролюбивое и умиротворяющее, терпеливое, радующееся гонениям, наказаниям, поношениям, клеветам и страданиям за истину и правду. Ведь Царство Небесное, или, скорее, Царь Небесный (о, неизреченная щедрость!), «внутрь» нас «есть» ( Лк.17:21 ). К Нему, через дела покаяния и терпения, мы должны всегда прилепляться, любя, насколько это возможно, Того, Кто нас так возлюбил. 58 . Отсутствие страстей и изобилие добродетелей производят любовь к Богу. Ибо ненависть ко злу, от которой происходит отсутствие страстей, внедряет вместо них [в душу] горячую любовь к стяжанию [духовных] благ. А разве любитель и обладатель благ не будет любить Владыку, Который есть Само благо, единый Дарователь и Хранитель всякого блага? В этом Владыке и сам он пребывает особенным образом и благодаря любви носит Его в себе, согласно сказавшему: «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Можно [легко] заметить, что не только любовь к Богу [происходит] из добродетелей, но что и добродетели рождаются из любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Поэтому Тот, Кто тогда Сам праведно вынес приговор (а точнее, Кто справедливо допустил этому приговору совершиться над нами), Тот теперь вследствие преизбытка человеколюбия и благости и по благоутробному милосердию (Лк. 1, 78) Своему ради нас сошел до . И благоволил Он безгрешно стать Человеком, подобным нам, чтобы подобным научить и спасти подобное; принес нам спасительный совет и заповедь покаяния, обратившись к нам со словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17). До вочеловечивания Слова Божия Царство Небесное было столь же далеко от нас, сколь далеко отстоит небо от земли. Но когда Царь Небесный поселился среди нас и соблаговолил соединиться с нами, тогда Царство Небесное приблизилось ко всем . же теперь Царство Небесное приблизилось к нам, не будем же удаляться от него, живя без покаяния. Особенно же будем избегать жалкой участи сидящих во тьме и сени смертной (Пс. 106, . Стяжаем дела покаяния: , умиление, духовное сокрушение, кроткое сердце, преисполненное милости, любящее правду, домогающееся чистоты, миролюбивое и умиротворяющее, терпеливое, гонениям, наказаниям, поношениям, клеветам и страданиям за истину и правду. Ведь Царство Небесное, или, скорее, Царь Небесный (о, неизреченная щедрость!), внутрь нас есть (Лк. 17, . К Нему, через дела покаяния и терпения, мы должны всегда прилепляться, любя, насколько это возможно, Того, Кто нас так возлюбил. страстей и изобилие добродетелей производят любовь к Богу. Ибо ненависть ко , от которой происходит отсутствие страстей, внедряет вместо них [в душу] горячую любовь к стяжанию [духовных] благ. А разве любитель и обладатель благ не будет любить Владыку, Который есть Само благо, единый Дарователь и Хранитель всякого блага? В этом Владыке и сам он пребывает особенным образом и благодаря любви носит Его в себе, согласно сказавшему: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем 4, . Можно [легко] заметить, что не только любовь к Богу [происходит] из добродетелей, но что и добродетели рождаются из . Поэтому и Господь однажды сказал в Евангелии: « Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(е) Обетования, обращённые у Мф к ученикам (апостолам), распространяются в редакции Мк на всех христиан (Христовых # 112 ( Мф.10:42 ) И кто напоит одного из малых сих чашей холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам: не потеряет он награды своей. Ибо, кто напоит вас чашей воды во имя того, что вы Христовы, истинно говорю вам, что не потеряет он награды своей. Он же ответил говорившему Ему: И Он им ответил: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И протянув руку Свою к ученикам Своим, кто матерь Моя, и кто братья Мои? [И обведя взором сидящих вокруг Него], сказал: вот матерь Моя и братья Мои. говорит: вот матерь Моя и братья Мои. Тогда ответил Ему Пётр: вот мы оставили всё и последовали за Тобой; [что же будет нам?] Начал говорить Ему Пётр: вот мы оставили все и последовали за Тобой. И сказал им Иисус: истинно говорю вам, [что вы, последовавшие за Мною, – в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых]. Сказал Иисус: истинно говорю вам: И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестёр... нет никого, кто оставил дом, или братьев, или сестёр... (ж) Три других примера отражают возрастающее значение Евангельской проповеди. # 115 ( Мф.4:17 ) ... проповедовать и ... проповедуя Евангелие Божие и говорить: покайтесь, ибо говоря, что исполнилось время , и приблизилось Царство Небесное. приблизилось Царство Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие . И к правителям и царям поведут вас за Меня во свидетельство им и И перед правителями и царями будете поставлены во свидетельство им и народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Но это спасение усвоить, для чего требуется покаяниеили обращение воли Суд есть осуждение внутренней неправды или греха, осуждение безусловное, которое поэтому не может не обнаружиться и во внешних своих прощение, с другой стороны, уничтожая нравственную преграду между Богом и человеком, является необходимым условием для Богом, – общения, в котором человек получает «жизнь». Поэтому, наконец, – и самое покаяние должно быть деятельным обращением с которым связано возрождение. Поскольку покаяние признается необходимым для спасения, и оно имеет источник свой в Боге, который, наполняя мысль и сердце человека, возрождает его, дает новый смысл и содержание его жизни. Но от воли человека требуется усилие, чтобы принять и усвоить волю Божию, как это прямо указывается в евангелиях: вняв проповеди покаяния, народ и мытари « оправдали того, фарисеи и законники, не принявши ее, «отвергли волю Божию о них» (Лк. 29–30). Проповедью покаяния начинается Евангелие царства, и уже этого достаточно, чтобы показать, как тесно связывается с ним представление суде. Крещением (Мк. 1, 1; ср. Деян. 1, 22, 10, 27; Иоан. 1, 6 сл.). « Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное… порождение ехиднино, кто внушил вам бежать от плоды, покаяния… Уже топор при корне дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается огонь. Я крещу вас водой, но идущий за Мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом святым огнем. Его лопата в руке Его, и Он расчистит гумно Свое и соберет хлеб Свой в житницу, мякину сожжет огнем 3, 1–12; Лк. 3, 7–17). « Покайтесь, ибо приблизилось царство Божие» – так начал Христос Свою проповедь и так продолжали ее апостолы (Мк. 1, 14–15; б, 12; Мф. 4, 17, ср. Лк. 24, 47).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны вспомнить о том, что Иисус всегда поступал последовательно, выстраивая Свои слова и действия таким образом, чтобы они привели к цели, для достижения которой Он пришел. А целью было отнюдь не воцарение в Иерусалиме в качестве политического вождя: целью было распятие на кресте. Именно поэтому многие поступки и слова Иисуса не вписываются в обычную человеческую логику, а оказываются прямо противоположны ей. Иисус принял царские почести и восторженные возгласы толпы, зная, что в скором времени им на смену придут крики проклятия и ненависти. Торжественный въезд в Иерусалим под крики ликующей толпы был одним из этапов Его восхождения на Голгофу. Необходимо вспомнить о том, что тема царства занимает центральное место в Его проповеди с самого момента Его выхода на общественное служение. Проповедь Иисуса началась со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ); Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Свои притчи Он начинал словами: Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? ( Лк.13:18 ). Тема Царства Небесного, или Царства Божия, присутствует в качестве лейтмотива в Его притчах и поучениях. Постоянно говоря о Царстве Небесном, Иисус, конечно, учитывал настроения Своих слушателей и объединявшую их надежду на восстановление утраченного могущества земного царства Израильского. Своей проповедью Он старался переориентировать людей с ожиданий, касающихся земной реальности, на реальность иного плана, не связанную ни с конкретным участком земли, ни с конкретным периодом времени. Материальные ценности Он учил полностью подчинять ценностям духовным: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). В узком смысле под «этим всем» понимается еда, питье, одежда – то, что необходимо человеку для физического выживания. В более широком плане здесь может подразумеваться все, что относится к политическому и государственному устройству, к самому способу организации человеческого общества в целом и отдельного народа в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010