Вопрос: Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни. Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: " правление царя " и " территория, подвластная царю " . Евангелист Матфей 32 раза  употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия.  Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

http://pravoslavie.ru/6718.html

«Путь моря» вместо — страна, лежащая «на пути к морю». Свет же великий — Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная — грех; она — подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех — душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить. С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Христос и добродетельная жизнь — это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; и говорит им. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; и говорит им. Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Смотри, какими послушными людьми были они, — тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню с одной стороны потому, что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи и другие народные учители, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Хр. чт. 1853 г.). 2. и глагол: покайтес, приближибос нбное. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.  Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы грешны вследствии грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправтесь. Приближибося царствие небесное, т. е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т. е. И. Христос явился уже. Выражения царство небесное, царство Божие, царство Христово встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство И. Христа на земле и на небесах, т. е. царство благодати на земле в церкви Христовой ( Мк.9:1 ), где даруется человеку грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги И. Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах ( Мф.25:34 ), первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки ( Ис.11:1–10 ; Иер.31:31 и дал. Дан.7:13 и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. 3 ст. 2 гл.). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: покайтесь ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). 3. Сей бо реченный пррокомъ, глаголющимъ: гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 января Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Мф.4:17 Только что раздался в пустыне Иудейской голос великого подвижника и последнего из пророков Крестителя Иоанна: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ), как тот же самый призыв к покаянию мы слышим теперь уже из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа в Капернауме. И как к Иоанну Крестителю толпами шел народ, чтобы креститься от него во Иордане во оставление грехов, так и в стране Галилейской многочисленный народ следовал за Христом, чтобы слышать учение Его и подготовить себя к крещению Духом Святым и огнем в возрождение к новой духовной жизни благодатью Животворящего Духа Божия. Итак, покаяние, сознание своей греховности – вот с чего начинается духовная жизнь человека. Без покаяния нет спасения; нераскаянный грешник не может войти в Царствие Небесное. Понятно теперь, почему и Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос , этот «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), начал свою проповедь о Царстве Божием с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Только через покаяние лежит путь в Царство Небесное. А между тем сколько наших отцов, братьев и детей умерло, да и теперь еще умирает без покаяния и причащения Святых Таин Христовых?! Заболел человек тяжелой болезнью. С грустью ожидают его смерти близкие к нему, родные. И не подумают о том, что умирающего необходимо причастить, дать ему возможность соединиться со Христом и иметь жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53, 56 ). Очистив себя от грехов в Таинстве Покаяния, человек в Таинстве Святого Причащения теснейшим образом соединяется со Христом и становится, по словам Спасителя, наследником вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

« В род и род возвещу истину Твою устами моими ». « В род и род », т. е. в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым делом и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. « Ибо Ты сказал: «навек основана будет милость», на небесах утверждена истина Твоя » (ст. 3). И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, разумеется проповедь Божия: « покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » (Мф. 3:2). Этими словами Бог призывал и побуждал грешников к покаянию. Говорит: « покайтесь », потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам помилование. Затем, утверждая это, присовокупил: « ибо приблизилось Царство Небесное », желая показать, что когда наступит небесное царство, покаянию уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого снисхождения. Но как созидается, т. е. приготовляется милость, и как уготовляется истина на небесах? Очевидно — предварительным судом. То и другое, однако, чрез пришествие Христа, почему пророк дальше совершенно ясно и указывает на последнее. « Я поставил завет избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему » (ст. 4). Какой завет? Евангельский, о котором Иеремия говорил: « вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской » (Иер. 31:31, 32). Кто же служит посредником этого завета? « клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое и устрою в род и род престол твой » (ст. 4, 5). Видишь, что посредником этого завета является Родившийся от семени Давида. Совершает таинство, говорит, не со случайною поспешностью, а предуготовляет его на небе, — пришествие Спасителя было вечным истинным предопределением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Теперь слово на Евангельское чтение. В Евангелии сегодня читано было о том, что Господь наш Иисус Христос после крещения Своего и искушения в пустыне от диавола по человечеству, и после заключения Иоанна Крестителя под стражу, удалился из Назарета, где был воспитан, в приморский город Капернаум, в пределы Завулоновы и Неффалимовы, к галилейским язычникам, как предсказано было о том пророком Исаиею за 700 лет до Рождества Христова, – и принес с Собою Божественный свет; народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной возсиял свет 138 . Не завидуем мы вам, Галилеяне, – но сорадуемся вам: ибо и сами мы, бывшие язычники, давно удостоились принятия христианской веры, чрез равноапостольного князя русского Св. Владимира и осиялись изобильно небесным светом ее; только вопрос в том, есть ли в нас достаточные плоды веры Христовой, – спасаемся ли чрез нее, совершенствуемся ли, – приносим ли Христу плоды покаяния и добродетельного жития? Освящаемся ли, живем ли свято? – Решение этих вопросов лежит на совести каждого из нас. Апостол всех нас умоляет поступать достойно звания, в которое мы призваны. – Далее евангелист Матфей в сегодняшнем Евангелии повествует, что со времени поселения в Капернауме, Иисус Христос начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное 139 . Почему Господь начал проповедь свою словом о покаянии? Потому что грешникам ничто столь не необходимо для спасения, как покаяние и вера; без покаяния невозможно помилование и примирение с Богом: ибо грех есть величайшая вражда против Бога; тьма, не допускающая общения света Божьего; нечистота, не допускающая обитать в сердце пречистому Богу. Покайтесь, говорит Господь, ибо приблизилось царство небесное, – потому что Сам Бог пришел на землю во плоти взыскать и спасти погибшего 140 : не мы, грешники, приблизились сначала к Богу, а Сам Бог приблизился к нам крепчайшею любовью, пожалел нас погибающих. В самом деле, рассудите и рассмотрите: может ли быть еще ближе к нам царство небесное, как по пришествии на землю Самого Царя небесного, Сына Божия Единородного? Смотрите: Он, неприступный для ангелов, ходит по земле, обращается с грешниками, всем удобоприступен; учит, чудодействует, ест и пьет с людьми, называет верных Ему братьями и друзьями; скорбит нашими скорбями, болезнует нашими болезнями; принимает на Себя наши недуги и болезни; радуется нашими радостями, страдал за нас и умирал за нас, чтобы нас избавить от вечных страданий и умертвить нашу всеродную смерть, чтобы избавить нас от праведного проклятия Божия и даровать всем примирение с Отцем небесным и благословение Его вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апостол всех нас умоляет поступать достойно звания, в которое мы призваны. – Далее евангелист Матфей в сегодняшнем Евангелии повествует, что со времени поселения в Капернауме, Иисус Христос начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное 569 . Почему Господь начал проповедь свою словом о покаянии? Потому что грешникам ничто столь не необходимо для спасения, как покаяние и вера; без покаяния невозможно помилование и примирение с Богом: ибо грех есть величайшая вражда против Бога; тьма, не допускающая общения света Божьего; нечистота, не допускающая обитать в сердце Пречистому Богу. Покайтесь, говорит Господь, ибо приблизилось царство небесное, – потому что Сам Бог пришел на землю во плоти взыскать и спасти погибшаго 570 ; не мы, грешники, приблизились сначала к Богу, а Сам Бог приблизился к нам крепчайшей любовью, пожалел нас погибающих. В самом деле, рассудите и рассмотрите: может ли быть еще ближе к нам царство небесное, как по пришествии на землю Самого Царя небесного, Сына Божия Единородного? Смотрите: Он, неприступный для ангелов, ходит по земле, обращается с грешниками, всем удобоприступен; Он учит, чудодействует, ест и пьет с людьми, называет верных Ему братьями и друзьями Своими; скорбит нашими скорбями, болезнует нашими болезнями; принимает на Себя наши недуги и болезни; радуется нашими радостями, страдал за нас и умирал за нас, чтобы нас избавить от вечных страданий и умертвить нашу всеродную смерть, чтобы избавить нас от праведного проклятия Божия и даровать всем примирение с Отцом небесным и благословение Его вечное. – И не только тогда – Он всегда близок к нам, по обетованию Своему: вот Я с вами во все дни до скончания века 571 . Близок к нам в Церкви, в которой вечно пребывает: в ее иерархии, в ее Богослужении и таинствах, в Божием Евангельском Слове, в чудных дарах благодати, – и лично, Самим Существом Своим, как по вездесущию Своему, так и особенно осязательно, животворно и чудотворно в Своих Пречистых Тайнах, в теле и крови Своей, в коих существенно почивает все Его Божество и человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для того, чтобы получить обладание Царством, нужны особое устроение человеческого сердца и забота человека об этом устроении. Какое же основное устроение души необходимо стяжать для обладания Царствием Божиим? «Покайтеся, – говорит Господь,– ибо приблизилось Царство Небесное». Вот идет к людям Царство Божие; как встретить его, как войти в пего, как получить обладание этим Царством? Покаянием, отзечаег Господь. «Покайтесь», – вещает Креститель, приготовляя людей к принятию грядущего на землю Спасителя, Который Сам есть это Царство и Царь этого Царства. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорит Господь, – в Евангелие Царствия, возвещенное сыном Божиим ( Мф. 1:14 ). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», – проповедует апостол ( Деян. 3:19 ). Итак, покаяние во грехах – вот то основное сердечное устроение, которое требуется для обладания Царствием Божиим. Покаяние во грехах соединяется с верой в Евангелие, с верой в Сына Божия, благовествующего Евангелие Царствия. Вера в Сына Божия, спасающего мир и каждую верующую душу, окрыляя сердце человека полнотою радостных надежд, возрождает это сердце для новой жизни. Вера созидает возрождение свыше, и тогда для души становится видимым Царствие Божие. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» ( Ин. 3:3 ). Царствие Божие вблизи человека, но он не видит его. Надо увидеть Христа очами веры, поверить в Него как в Сына Божия, спасающего мир, покаяться во грехах своих, и тогда совершается рождение свыше, спадает покров с душевных очей, и душа видит Царствие Божие, доселе скрытое от нее, пришедшее в силе, видит во Христе новый благодатный мир как внутреннее богата во своей жизни, как Царствие Небесное внутрь человека. Но Царство Божие только еще видимо, оно сияет, как жемчужина, как добрый бисер, как бесценное сокровище для сознания верующего человека, но верующий им еще не обладает; он узрел богател во Царства, но не получил права на владение им. Чтобы войти в Царствие Божие, чтобы получить обладание богатством Царства, необходимо рождению водою и Духом: «Если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

И пришел поселился в городе, называемом Назарет. И пришел поселился в городе, называемом Назарет. Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет после того, как прошло сорок дней по рождении и после того, как Симеон воспринял Его, Матфей же здесь говорит, что он пришел в Назарет по возвращении из Египта? Итак, заметь, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. В качестве примера я скажу следующее. Исполнилось сорок дней после рождения, затем Господь пришел в Назарет. Это говорит Лука. Матфей же говорит о том, что было после этого, что Господь убежал в Египет, затем возвратился из Египта в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: один говорит о возвращении из Вифлеема в Назарет — это Лука; Матфей же — о возвращении из Египта в Назарет. Да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется. Да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется. Какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит «освященный»; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо «святым Израиля» Господь называется у многих пророков. Глава третья В те дни. В те дни. Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию. Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию. Ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Острее меча обоюдоострого: Проповеди Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 400 с. В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим — известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 У слышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем. И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которых Он начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/54209.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010