Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом (ниша, которая указывает направление Мекки) и мраморным минбаром (кафедра в мечети). В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах (самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии). В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: EPA-EFE/ERDEM SAHIN Предложения об изменении статуса собора С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля (в декабре 2017 года) и суверенитета этого государства над Голанскими высотами (в марте 2019 года). 5 июня 2020 года Эрдоган поручил своим помощникам провести всестороннее изучение вопроса. 8 июня стало известно, что Государственный совет Турции принял к рассмотрению жалобу на решение 1934 года об изменении статуса Айя-Софии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: " Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся " . Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: " Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром " . Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь. Иконописный подлинник Москва. 1955-80. Преп. Серафим Саровский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1957. Явление Богородицы прп. Серафиму. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1957 год. Придел преп. Серафима Саровского Трапезного храма. Троице-Сергиева Лавра. Франция. XX. Прп. Серафим. Инок Григорий (Круг). Икона. Франция. XX в. 45 х 37. Монжерон. Франция. Псков. До 2006. Прп. Серафим. Архим. Зинон (Теодор). Икона. Псков. До 2006 года. Москва. 2005. Прп. Серафим Саровский. Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2005 г. Украина. 2006. Прп. Серафим. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска (не завершена). Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2005 год. Москва. Ок. 2006. Прп. Серафим. Нагнойный - Павлов И. (выпускник Иконописной школы 1998 г.). Икона (фрагмент). Сергиев Посад. Около 2006 года. Москва. 2006. Прп. Серафим с житием. П. Бусалаев, А. Масленников, С. Ливанский. Икона. Москва. 2006 г. Собрание Фонда во имя Серафима Саровского. Саров. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909479.htm...

1 мая 1905 г. была построена каменная в древнерусском стиле церковь; она была освящена 21 ноября 1905 г. В 1930-е гг. церковь была закрыта, в ней размещались складские помещения, в том числе в последние годы - склад Пермской областной конторы кинопроката. В конце 1970-х гг. пожаром были уничтожены шатер колокольни, главы, кровли, перекрытия и лестницы, оконные и дверные заполнения, иконостас и интерьеры здания; частично разрушена кирпичная кладка архитектурных элементов и конструкций здания, разрушено печное и калориферное отопление. После передачи руин церкви, с помощью краеведов, общества охраны памятников и под руководством отца Иоанна облик храма был восстановлен. http://votezde.org/d-19673-uspenskaya-cerkov.html На территории Егошихинского оврага с самых первых лет существования поселка располагалось кладбище. В 1783 г. пермский наместник Е.П. Кашкин велел строить на старом кладбище деревянную церковь во имя Всех святых. К началу ХХ в. деревянная церковь пришла в ветхость и приходу Петопавловского собора, которому принадлежал маленький храм пришла в голову мысль построить новый каменный храм на кладбище. Значительную сумму внес купец Сергей Агафуров, молва рассказывает о нем интересное предание: Сергей Агафуров был человек, исповедующий мусульманство, но полюбил девушку православную, которая не пожелала отступить от своей веры и мягко, но решительно отказала ему. Но так велика оказалась любовь этого человека, что ради нее он изменил семейной традиции, принял православие, проникся христианской верой и дал средства на строительство каменного храма, а себя завещал похоронить в церковной ограде и воздвигнуть над могилою часовню Сергия Радонежского. Строительство начали в 1900 г. по проекту А.И. Ожегова. Храм был освящен во имя Успения Божией Матери в 1905 г. В советские годы здесь располагался закрытый кинопрокат — цензурный отбор кинолент. Впоследствии здание заброшено и частично разобрано. В 1991 г. стены храма были возвращены епархии. Сегодня это действующий Успенский храм. Проведены реставрационные работы, восстановлены ворота храма и часовня. Возле Успенского храма расположена карта-схема пермского некрополя, с нанесенными на нее кварталами и местами захоронений граждан Перми, оставивших свой след в истории, культуре, науке, героев городских легенд и преданий. Например, памятник герою Бородинского сражения майору Н.А. Теплову находится сразу за алтарем Успенского храма. Это монументальное чугунное надгробие, созданное по проектам архитектора И.И. Свиязева в 1829 г.

http://sobory.ru/article/?object=10744

При этом во второй половине 1941 года Патриарх Вениамин все-таки выразил Папе Пию XII протест по поводу жестоких преследований сербов в профашистской Хорватии, а в дальнейшем, после получения негативного решения Синода Сербской Церкви от 30 апреля 1942 года, отказался признать неканоничную автокефальную Хорватскую Православную Церковь. Несмотря на все эти недружественные действия со стороны Патриарха по отношению к нацистам, последние постоянно обхаживали его. В октябре 1941 года германский консул рейха в Стамбуле выразил Патриарху (с которым обменивался визитами) участие в связи с большим пожаром в резиденции Вениамина и предложил материальную помощь для устранения последствий бедствия, однако Вениамин I под влиянием местного греческого консульства не решился ее принять. Консул также через Немецкую евангелическо-лютеранскую церковь поддерживал связи с Патриархом в рамках экуменического движения. Однако на этом поприще не дремала и Великобритания, которая через Англиканскую Церковь пыталась использовать Константинопольский Патриархат для своих политических целей в балканских государствах. В целом Балканы еще с середины 1930-х годов оказались в поле зрения нацистской внешней политики. Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы — болгары, румыны, греки, сербы и т.д. Православные национальные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и германский МИД в 1936-1944 годах постоянно пытался различными способами включить их в сферу своего влияния. Важное значение имел тот факт, что Болгария и Румыния стали союзниками Германии во Второй мировой войне. Особенно большое внимание нацистские ведомства принялись уделять церковной политике на Балканах с 1941 года — после оккупации Югославии и Греции и начала войны с СССР . 24 сентября референт культуры МИДа запросил на эти цели на 1942 год небывало большую прежде сумму в 100 тысяч рейхсмарок и получил ее. Интерес к церковной политике на Балканах проявлял не только МИД, но и другие ведомства, прежде всего Главное управление имперской безопасности.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/04/edinst...

Адрес: республика Татарстан, Елабужский р-н, г. Елабуга, ул. Горького, 119 Проезд: На автомобиле с автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Либо поездом до Набережных Челнов, далее автобусом до Елабуге (22 км.). Подробнее... Раифский Богородицкий мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XVII в. иером. Филаретом. Официально открыт в 1661. В 1689 уничтожен пожаром, после чего в период 1690-1717 большая часть построек заново выстроена в кирпиче, в том числе ограда с башнями и келейные корпуса. В XVIII-XIX вв. богатый и посещаемый монастырь, известный чудотворной Грузинской иконой Богоматери. Многие старые постройки сломаны и заменены новыми. Закрыт вскоре после революции, постройки переданы лесному факультету Казанского университета, богослужения окончательно прекращены в 1930. Здания заняты колонией несовершеннолетних, затем специальным ПТУ, но в основном сохранились. В 1991 возвращён верующим, постройки отремонтированы. В настоящее время крупнейший из сохранившихся монастырских ансамблей Татарстана, постоянно посещаемый многочисленными паломниками. Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа. Телефон: (84371) 3-48-77 , 3-48-78 («Дом паломника»). Подробнее... Седмиозерная мужская пустынь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный ок. 1628 у места, где с 1615 жил иером. Евфимий, уроженец Устюга. Особо прославился после чумы 1654, когда болезнь в Казани прекратилась после принесения из монастыря иконы Богоматери Смоленской (Седмиозерной).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

14 Там же: 26 VI, среда. В эти же годы в дневниках отца Павла (Горшкова) мы также довольно часто встречаем записи о храмовых служениях отца Серафима обычно он упомянут в сослужении с духовником обители отцом Симеоном или с отцами Исааком, самим Павлом и Никитой. Также в дневниках отца Павла говорится и об участии отца Серафима в дальних крестных ходах – в различные окрестные деревни – с чудотворными монастырскими иконами. Так, например, в записи за 26 декабря 1939 года (второй день Рождества) говорится: «Отец Игумен (Агафон/Бубиц/. – Авт.) провожал крестный ход со «Спасителем» – в сопровождении отца Серафима в Зачеренье...» А вот две записи за 1940 год: «22 1. После божественной Литургии образ Христа Спасителя ушел по деревням: с отцом Никитою – по ближайшим, а по дальним – с отцом Серафимом»; «10 V. Крестный ход пришел из Изборска в полдесятого вечера – встречал и читал акафист отец Серафим». Сам отец Серафим также свидетельствует о своем прежнем участии в одном из подобных крестных ходов – вокруг всего города Печоры на Ильин день – в письме к Тамаре Ивановне Розенберг. «…В среду – Ильин день. Встарь в этот день совершался крестный мод вокруг всего города, с остановками в определенных местах и с чтением акафиста «Успению”. Мне в свое время пришлось также участвовать в этом крестном ходу. Совершался он по обету горожан – во избавление от пожаров». 16 Митрополит Сергий (в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский) – родился 26 октября 1897 года. В1907–1917 годах учился в Московском Духовном училище, окончил Духовную семинарию, Духовную академию. С 1918 по 1922 год – на гражданской работе. 1920–1923 гадах учился в МГУ, откуда был исключен как «чуждый элемент», а затем арестован за антисоветскую пропаганду. С1925 гада – монах московского Свято-Данилова монастыря. В 1930 году – настоятель собора в городе Орехово-Зуево в Подмосковье. С 1931 года – редактор «Журнала Московской Патриархии». Хиротонисан 16 октября 1933 гада с титулом «епископ Коломенский», в 1934–1935 годах – епископ Бронницкий, в 1936 году – епископ Дмитровский. С 1937 года – архиепископ, управляющий делами Патриархии. С марта 1941 года – митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Латвии и Эстонии (в юрисдикции Московской Патриархии). В июле 1941 года по его личной инициативе была основана Внутренняя православная миссия в Латвии и Литве, а в августе 1941 года – знаменитая Псковская православная миссия, включившая в себя более 400 вновь открытых приходов Северо-Запада России и существовавшая по февраль 1944 года. 28 апреля 1944 года убит одетыми в немецкую военную форму агентами (по одной версии – Гестапо, по другой – НКВД) на шоссе Вильно – Рига. Похоронен в Риге на Покровском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Во время работ по реконструкции в 1930-х годах был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры двух апостолов. Тогда же оконные переплеты готического рисунка были заменены обычными переплетами и устроено междуэтажное перекрытие. Около 1935 г. помещение церкви было приспособлено под физико-терапевтический кабинет центрального санатория ДККА. Война 1941-45 гг. пощадила это здание. С 1948 г. Шуваловская усадьба передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты им. В.П. Вологдина. В 1954-57 гг. были произведены работы по реставрации интерьера: снято междуэтажное перекрытие и восстановлены переплеты готического рисунка. Однако второй ярус колокольни и металлический шпиль еще не восстановлены. В 1977 г. владельцы освободили здание церкви для проведения реставрационных работ. Но, перегруженное работой на больших объектах (Петергофский, Царскосельский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли) СНПО «Реставратор», не могло приступить к реставрации церкви ни в 1977 г., ни в последующие годы. В результате снятия охраны, отключения отопления, последующих пожаров, разрушения кровли и водостоков, наполнения подвалов водой, здание храма начало разрушаться. Так, архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга – памятник Федерального значения, превратился в руины. Интенсивным импульсом к возрождению церкви Петра и Павла послужил следующий случай. К заместителю главного инженера объединения ВНИИ ТВЧ т. Кучеровскому Владимиру Станиславовичу обратилась преподаватель ЛЭТИ Николаева Галина Александровна и попросила возродить бывшую церковь Петра и Павла в знак памяти о ее сыне и многих других сыновьях, погибших в Афганистане. Материнское горе стало таким мощным толчком, что НИИ ТВЧ активно занялся вопросами реставрации. А на судьбу этой мемориальной церкви второй раз оказала созидательное влияние побеждающая все преграды неизбывная женская скорбь. И лишь в 1991 г., когда здание церкви с затопленными подвалами, перенесшее не один пожар, с утраченным убранством лепниной сводов, разрушающейся кирпичной кладкой свода и стен было передано Приходу православной церкви, и в нем возобновились богослужения, началось и возрождение храма как памятника архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=00478

55° 6 " 56.89 " N, 37° 39 " 19.58 " E Храм Александра Невского (Мальцы) Небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной, на подклете, выстроенная в 1756-1757 на средства А. Г. Наумова. В 1896 построена новая колокольня. Отреставрирована в 1966 г., в 1994 г. разрушена пожаром. Восстановлена в 1999 по старым чертежам, освящена в 2007. 54° 38 " 17.36 " N, 38° 38 " 6.63 " E Новый каменный храм, построенный на месте каменной трехпрестольной церкви, возведенной в 1857 г. 55° 5 " 10.97 " N, 37° 23 " 31.73 " E Храм Рождества Христова (Сенино) Небольшой кирпичный ротондальный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней, выстроенный в 1814-1815 на средства Н. В. Васильчикова. Закрыт не позже 1930-х, занят магазином. Возвращён верующим в 1996, отремонтирован. 57° 37 " 49.76 " N, 39° 53 " 39.54 " E Кирпичная церковь выстроена на средства купцов Гурьевых-Назарьевых, освящена в 1644. Интересный памятник ярославского зодчества XVII в. Одноглавый (до 1830-х пятиглавый) храм на подклете окружен папертями, к юго-западному углу пристроен особый одноглавый Казанский придел. Второй престол в алтаре Иоакима и Анны, южный придел Пяти Мучеников Персидских, зимний северный - Никольский. Паперти перестроены в 1830-х, старый облик получили после реставрации нач. 1960-х. В церкви уцелели росписи 1682-1683. Закрыта в 1921. Находится в ведении музея. 55° 48 " 2.99 " N, 37° 46 " 9.98 " E православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. 55° 56 " 58.14 " N, 37° 21 " 11.79 " E Храм Рождества Христова в Черкизове — православный храм, построен в 1779—1789 годах в селе Черкизове в архитектурном стиле, характерном для переходного периода от позднего барокко к классицизму. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения. 55° 32 " 15.00 " N, 37° 31 " 28.99 " E

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Весной 1784 года по близлежащим городам были опубликованы объявления о вызове всех желающих принять участие в построении церкви в Острове. Но на торги в апреле 1784 года никто не пришел, по причине чего они начались снова. Параллельно подготавливалось место для возведения собора, при этом сносились старые заводы и частные дома. В 1786 году все-таки была заложена церковь Троицы, а в 1790 году ее строительство уже было окончено. Церковь расположилась на обширной территории прямо в центре города, неподалеку от главных улиц. Местом возведения стала Торговая площадь, где прежде стоял деревянный Воздвиженский храм, который был уничтожен в XVI веке при вторжении Стефана Батория. Изначально церковь имела два престола, главным из которых стал холодный или Троицкий престол, а придельным престолом стал храм Воздвижения. В начале мая 1993 года колокольня собора была украшена башенными часами от часовщиков «Винтер», приобретенными в Петербурге за 1260 рублей - колоссальные по тем временам деньги. Не позже 1930-х годов храм был закрыт, во 2-й пол. ХХ века поддерживался в порядке. По счастливому стечению обстоятельств здание после закрытия уцелело, его не коснулась рука вандалов. Собор был возвращен верующим в 1990 году. Залесье Фото: Юрий Каныгин      Церковь Троицы Живоначальной в селе Залесье Печорского района - кирпичная церковь, построенная в 1789-1798 годах помещиком, полковником Василием Степановичем Плещеевым, и его женой Екатериной Ивановной. Освящена церковь 8 января 1796 года архимандритом Псково-Печерского монастыря Петром. По случаю повреждения престола пожаром вновь церковь освящена в феврале 1899 года. Церковь пострадала во время боевых действий в 1919 году. Прихожане храма обязались ежегодно вносить на ремонт храма по 2 фунта ржи или по 15 марок с каждой десятины. В соответствии с Тартуским договором, с 1920 по 1944 год селение входило в состав Эстонии. В 1922-1923 годах велись восстановительные работы, в том числе и на деньги Эстонского правительства. В сентябре 1923 года храм был вновь освящен.

http://pravoslavie.ru/121865.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010