1 Медаль эта возбудила внимание учёных и была поводом ко многим сочинениям. См. Труды Общества Ист. и Древн. Росс. 1821 г., кн. I стр. 110; Журн. Мин. Нар. Просв. за 1836 год, ч. IX, стр. 336; ч. X, стр. 39; ч. XI, стр. 329. 3 Таков, например, образ, найденный в Рязанской губернии в Михайловском уезде при деревне Савинке, равно и образ, найденный на Куликовом поле; см. Труды Общ. Ист. в Древн. Росс., кн. I, стр. 131; Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 335, где приложены и рисунки с этих образов. Ср. Древн. Росс. Госуд., отд. I, стр. 42–43, где указаны подобные образки, вырытые из земли в Новгороде и хранившиеся у купца Лаптева; но первая надпись списана неверно. 4 Совершенно подобный образ найден был почтенным нашим сочленом П.С. Савельевым, во время археологических разысканий его во Владимирской губернии, в 1883 году, в земле, в селе Флорищах, Покровского уезда. 5 На главах змеев заметны короны, как и на Черниговской медали и на других подобных. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 347. 6 При надписях на обеих сторонах изображения креста четырёхконечного, что служило в прежние времена вместо начала и призвания имени Божия во свидетельство. 10 Как причислял г. Каченовский, в Вестнике Европы, 1822 г., 24. Известно, что Василидиане, еретики второго века, последователи Симона Волхва, называли именем Абракса верховное божество, помощью которого производили мнимые свои чудеса. Амулеты и абраксы носили на себе вместо ладанок, для предохранения от напастей, околдования и порчи; a изображения на них змей намекают на учение Офитов об их Софии и Эонах. См. Древ. Росс. Госуд., отд. I, стр. 44. 12 Об этом низвержении можно читать в Четьих Минеях под 6 числом сентября. В каноне Ангелу-Хранителю есть молитвы о покровительстве ангелов христианам против змеев-демонов. См. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335. 14 Двенадцать глав большим змеям придаёт древнее предание в некоторых сказках и песнях исторических. На других медалях изображены 7 глав змеиных согласно с седьмой песнью канона Ангелу-Хранителю, 10 глав согласно со словами Апокалипсиса ( Откр.12:3, 17:9:10 ). Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335 и 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Приложение Дополнительные сведения о культовых местах и святилищах Аркона на острове Рюген, Германия. Городище-святилище IX–XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры – 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2–3 раза больше. Раскопки проводились в 1921,1930 и 1969–1971 гг., когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м (рис. 15). В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5–6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8–11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X–XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды, к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник. Schuchardt С., 1926, S. 14–22; Dyggve £., 1959, S. 193–205; Berkekamp Н., 1974, S. 211–252; 1973, S. 285–289; Herrmann J., 1974, S. 177–210; 1978, S. 162–178; Miiller Н., 1974, S. 255–293. Асташково , Смоленская обл., Россия. Городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная площадка (14,5 х 12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.Н., Шмидт Е.А., 1963, с. 124–125. Бабин, Черновицкая обл., Украина . Городище на вершине останца правого берега Днестра. Центральная площадка круглой формы (диаметр 7 м) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 м). С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразных эскарпа, не доходящих до обрывов. Во рвах найдены угли, кальцинированные кости, обломки гончарной посуды IX–X вв. (рис. 7, 1). Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) Е. упоминается 3 раза - под 10, 11 и 12 дек. (последние даты появились в результате ошибки переписчиков). Под 10 дек. память Е. отмечена почти во всех вестготско-мосарабских литургических книгах, а также в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.). В мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда, Вандальберта и Ноткера Заики (IX-X вв.) приводится пересказ «Мученичества» Е. Память Е. значится также в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию. О почитании мученицы в визант. Италии свидетельствует также наличие дня ее памяти в месяцеслове при слав. Апостоле из Охрида (XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского) , этот месяцеслов составлен под влиянием зап. (греко-италийской) синаксарной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127). Ист.: BHL, N 2699-2703; Prudent. Perist. 3//PL. 60. Col. 341-357; Passio Sanctae ac beatissimae Eulaliae virginis et martyris Christi// Flóres E. España Sagrada. Madrid, 1813. T. 13. P. 266-301; Kalendarium Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1227; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 117-161. Лит.: CPL, N 2069b; Corona Poética de S. Eulalia. Madrid, 1875; Solano Gálvez de San Pelayo y Villalpando M. C. El templo de S. Eulalia en Mérida//Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1907. T. 51. N 5. P. 442-456; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Diehl E. Inscriptiones Christianae Latinae veteres. B., 1924. Vol. 1. N 1807; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. N 303, 307, 316, 318, 348; Fábrega-Grau A. Pasionario Hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 78-86; idem. Eulalie de Merida//DHGE. T. 15. Col. 1384-1385; Alvárez Sáenz de Buruaga J. Los primeros templos cristianos de Mérida//Revista de Estudios Extremeños. Badajoz, 1976. Vol. 32. N 1. P. 139-155; Collins R. Merida and Toledo: 550-585//Visigothic Spain: New Approaches/Ed. E. James. Oxf., 1980.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Так как Иеровоам умер в 784 г. до Иисуса Христа, а Езекия вступил на престол в 725, то служение Осии не могло продолжаться менее 60 лет. Таким образом пророк был призван на свое служение в очень юных годах, и это он дает нам понять, говоря, что не был еще женат когда Господь начал говорить с ним (I-2). Иеремия и Даниил точно также служили Господу от своей юности, и продолжали свои тяжкие пророческие труды до весьма преклонного возраста. Осия следует за Амосом ближайшим образом, и переживает почти тот же период времени, как и Амос. Он употребляет его слова (VIII. 14 сравни с Амосом I и II), и не раз употребляет (IV – 15; X – 5:8) название Беф-Авен (дом суеты и нечестия), данное Амосом Вефилю (дом Божий, V, 5). Жизнь Осии может быть разделена на две части: последние годы Иеровоама II, которые были временем внешнего благоденствия и общественного порядка и в продолжение которых совершились события, описанные в трех первых главах, и – последующие времена волнений и беспорядков, которые видели два анархические междуцарствия (до смерти Иеровоама II и Факия), четырех царей, убитых заговорщиками (Захарию, Селлума, Факию и Факея), четыре нашествия Ассириян (Фула при Менаиме, Феглафелассара при Факее, и Салманассара в начале и в конце царствования Осии ( 4Цap. XV и XVII). В продолжение этой-то последней эпохи, Осия главным образом совершал свое служение и видел погибель своего отечества, как Иеремия видел погибель Иуды: он предостерегал и не был выслушиваем, угрожал и не устрашал никого к спасению, обличал и не исправлял, возвещал милосердие и прощение и не трогал сердец, как обезумевший от печали, но считаемый соблазнителем. (IX, 8). Нравственное и религиозное состояние Ефремлян во время Осии было таково, каким оно уже описано нами в нашем исследовании об Амосе: цари были убийцами и развратниками, а вельможи были подобны своим царям (VII, 3–7); жрецы Иеговы мнили почитать Его под образом золотых тельцов (X, 5), злоупотребляли своим влиянием для обольщения душ (V, 1; VI, 9; VII, 1), и видели в покаянии грешников только средство жить в изобилии (IV, 8); жрецы идолов распространили по всей стране свои преступные празднества и свои прорицалища (IV, 12–14; X, 1–2; XIII, 2); одни партии опирались на Ассирию (Менаил и Фул 4Цар.15:19 ), другие на Египет, (Осия, 4Цар.17:4 ), и весь народ искал своей силы только в человеке (V, 13, VII, 8–12; VIII, 9–10; X, 4; XII, 1; потом XII, 9; VIII, 14 и пр.; все преступления вторгались в общество (IV, 2), огонь страстей воспламенял все сердца (VII, 3–7), и Ефрем искал благ земных с таким же жаром, как и Ханаан (XII, 8–9); бессмысленное спокойствие ослепляло все сердца (V, 5; VII, 9–11; IX, 7–8), внушая пренебрежение к предостережениям пророков и праведных (IV, 4; IX, 8), и уступая место в минуту опасности наружному раскаянию уст (V, 6, VII, 16, VIII, 1–2); у них господствовали полное забвение Бога и Его закона (IV, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Высокоторжественные дни , в которые совершение браков нс дозволяется (отд. VIII, § 55). Вязание рук может ли быть допускаемо при браке (отд. IX, § 64)? Г. Глухонемых венчание как должно быть производимо (отд. II, § 12)? Гражданское родство , и его отпишете к браку (отд. III, § 23). Д. Двуродное родство и его отношение к браку (отд. III, § 17). – В каких именно видах и степенях этою родства браки положительно запрещаются, и какие из них могут быть венчаемы с благословения архиерейского, и какие самими священниками, без этого благословения (отд. III, § 19)? – Подробный перечень всех указанных видов этою родства (отд. V, §§ 32–34). Порядок счисления и изображения двуроднаю родства (отд. III, § 18; IV, § 27). Документы какие должны быть отбираемы священниками от лиц, желающих вступить в супружество (отд. VI, §§ 35–49). Духовное родство , и его отношение к браку (отд. III, §§ 20–22). Е. Епитимия или состояние под ней может ли кому препятствовать вступать в брак (отд. I, § 2)? 3. Западный способ счисления родства и его отношение к бракам православным (отд. IV, § 30). Заразительные болезни по отношению к заключению браков (отд. II, § 14). И. Изображение разных видов родства как производится (отд. IV, §§ 24–30)? Иноверцев браки с православными на каких основаниях могут быть совершаемы (отд. 1, § 3; VIII, § 54)? Иноприходные могут ли быть венчаемы священниками (отд. VIII, § 54)? Иностранцы на каких условиях могут вступать в браки с русскими подданными (отд. I, § 5)? Исповедь предбрачная обязательна ли для желающих вступить в брак (отд. IX, § 59)? I. Иеромонахам в каких случаях дозволяется совершать браки (отд. VIII, § 51)? Иудейская вера одного из супругов, а равно магометанская или языческая, могут ли препятствовать лицу, принявшему православие, оставаться с ним в брачном сожитии, заключенном до принятия христианства (отд. I, §§ 6, 7)? Нужно ли перевенчивать браки, если муж и жена, принадлежа к иудейству, язычеству или магометанству, примут вместе православную веру и при этом захотят жить по-прежнему в супружестве между собою (отд. IX, § 70)? К.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Композиция книги свидетельствует о ее составном характере (напр., о смерти Иисуса Навина говорится дважды, эпизоды выступают как самостоятельные рассказы). Единство же придает ей основная идея, настойчиво проводимая от начала до конца. Она разделяет всю историю эпохи судей на однородные циклы; отступничество, возмездие, покаяние, спасение и снова упадок. Содержание Кн. Судей: 1. Израильтяне и хананеи (1) 2. Отступничество и кара (2,1-3,6) 3. Месопотамское иго. I судья ГОФОНИИЛ (3,7-11) 4. Моавитское иго. II судья АОД (3,12-26) 5. Борьба с филистимлянами. III судья САМЕГАР (3,31) 6. Иго хананеев. IV и V судьи ДЕВОРА и ВАРАК (4-5) 7. Набеги мадианитян. VI судья ГЕДЕОН (6,1-8,32) 8. Попытка Авимелеха основать монархию (8,33 — 9,57) 9. VII судья ФОЛА (10,1-2) 10. VIII судья ИАИР (10,3-5) 11. Наступление аммонитян. IX судья ИЕФФАЙ (10,6 — 12,7) 12. Х судья ЕСЕВОН (12,8-10) 13. XI судья ЕЛОН (12,11-12) 14. XII судья АВДОН (12,13-15) 15. Филистимское иго. XIII судья САМСОН (13-16) 16. Сказание о левите Ионафане и данитах (17-18) 17. Преступление вениамитов (19-21) 4. Характеристика важнейших судей. Повествуя о судьях, св. автор стремится показать. что их успехи целиком зависели от небесной помощи. Но в итоге ни один из них не воплотил в себе идеала ветхозаветной Церкви, ни один не смог стать теократическим главой народа Божия. Эгоистические интересы отдельных колен, идолопоклонство, личные слабости и грехи самих судей сводили на нет их дело. Этот пессимизм книги как бы подсказывает читателю мысль, что истинный Муж Духа явлен будет лишь в грядущем. Остановимся на судьбе трех судей — Деворы, Гедеона и Самсона. Девора — пророчица из колена Ефремова. Песнь ее — один из древнейших библейских гимнов (Суд 5). Для этой женщины Бог Израилев — Воитель, Который собирает народ Свой в опасности. Победа израильтян есть победа Самого Ягве и Его воинства небесного. Когда хананеи Асора подчинили себе Израиль, Девора бросила клич по всей стане, пытаясь собрать народ для отпора врагам. Многие отозвались на ее призыв, но северные и заиорданские колена не поддержали собратьев. В битве при Фанаахе под руководством судьи Варака хананейские войска были разбиты, но непрочный союз быстро распался. А вскоре после смерти Деворы «Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

500 . Собрание церковно-исторических сочинений. – М.: Печатня Снегиревой, 1898–1905. Т. 1: Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. – 1898. – VIII, 579 с. Т. 2: Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . – 1897. – 2-е изд. – V, 362 с. Т. 3: История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. – 2-е изд. – Сергиев Посад, 1896. – II, XVI, 323 с. Т. 4: То же, ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. – 2-е изд. – 1897. – IV, 332 с. Т. 5: История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подроб. указ. рус. лит., относящейся к этому предмету, с 1841 по 1900 гг. – 1900.-VIII, 415с. Т. 6: Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. – 2-е изд., доп. – 1902. – VI, 381 с. Т. 7: Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). – 2-е изд., пересмотр. – 1902. – IV, 489 с. Т. 8: История Греко-Восточной Церкви под властию турок: (От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени). – 2-е изд. – СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904). – 872 с. Т. 9: Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: (Из давних времен Христианской Церкви). – 1900. – VI, 340с. Т. 10: Духовенство Древней Вселенской Церкви. – 1905. – VI, 494с. 501 . Способы образования духовенства и интеллектуальное состояние его от IV до IX века. – [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры. Ценз. 1902. – 40 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1902. – 7–8. 502 . «Сущность христианства» по изображению церковного историка Адольфа Гарнака: (Из университетских лекций по истории Церкви). – [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, Ценз. 1901. –62 с.– Отт. из: Богослов, вестник. – 1901. – 10–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в своей речи на похоронах Феодосия (de obitu Theod. с. 34, в бенедиктинском издании его трудов, tom, ii, p. 1207): «Deflevit in ecclesia publice peccatum suum, quod ei aliorum fraude obrepserat; gernitu et lacrymis oravit veniam. Quod privati erubescunt, non erubuit Imperator, publice agere poenitentiam; neque ullus postea dies fuit quo non ilium doleret errorem. Quid, quod praeclaram adeptus victoriam; tarnen quia hostes in acie prostrati sunt abstinuit a consortio sacramentorum, donee Domini circa se gratiam filiorum experiretur adventu». Об этом рассказывают также биограф Амвросия Павлин (De vita Ambros., с. 24), Августин (De Civit. Dei, v. 26), историки Феодорит (v. 17), Созомен (vii, 25) и Руфин (xi, 18). 664 «Pars Donati, Donatistae, Donatiani». Ранее их обычно называли «Pars Majorini». В самом деле, Оптат Милевийский, похоже, знает только одного Доната. Но донатисты явно отличают Доната Великого Карфагенского от Доната из Казе Нигре. То же самое можно сказать и об Августине, Contra Cresconium Donat, ii, 1, хотя раньше он тоже путал этих двоих. 665 «Cellas circumientes rusticorum». Отсюда название Circumcelliones. Но сами они называли себя Milites Christi Agonistici. Дата и история их возникновения неизвестны. По словам Оптата Милевийского, впервые они появились при Константе в 347 г. 666 Августин рассказывает об этих дебатах в своем Breviculus Collationis cum Donatistis (Opera, tom. ix, p. 545–580). 669 Aug. Contra litems Petil., 1. i, cap. 5 (tom. ix, p. 208): «Qui fidcm a perfido sumserit, non fidem percipit, sed reatum; omnis enim res origine et radiée consista, et si caput non habet aliquid, nihil est». 671 Августин, ad Catholicos Epistola contra Donatistas, обычно цитируется под более кратким заглавием De unitate Ecclesiae, с. 12 (Bened. ed., tom. ix, p. 360): «Quomodo coeptum si/ab Jerusalem, et deinde processum in Judaeam et Samarium, et inde in totam terram, ubi adhuc crescit ecclesia, donee usque in finem etiam reliquas gentes, ubi adhuc non est, obtineat, scripturis Sanctis testibus consequenter ostenditur; quisquis aliud evangelizaverit, anathema sit.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2. Лунь юй, IX. 7. Пер. П. Попова. 3. Лунь юй, VII, 19. 4. «Я старше вас на один день»,— говорит ученикам Конфуций (Лунь юй, XI, 25). 5. Лунь юй. VII, 1. 6. Чжун юн (Учение о Середине), XIII. 7. Лунь юй. V. 12. 8. Лунь юй, XVII. 9. 9. Лунь юй, XI. 11-12. 10. Лунь юй. 111. 11. 11. Лунь юй, 1, 9. 12. Лунь юй. 111, 17. 13. H. G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 124. См. также: Л. С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае, с. 107. 14. Цит. по: Шан Юэ. Очерки по истории Китая, с. 52. 15. Лунь юй. VII. 18. 16. Лунь юй, VII. 2. 17. Лунь юй, VII, 23. 18. Лунь юй. XVI. 13. 19. См.: Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии, с. 400; В. Рубин. Идеология и культура Китая, с. 74. 20. Лунь юй, II, 3. 21. Да сюэ (Великая Наука), IV. 22. Лунь юй. XV, 2. 23. Лунь юй, VII, 29. 24. Лунь юй, XII, 2; XV, 23. 25. Чжун юн, II, 2. 26. Лунь юй. III, 3. 27. Лунь юй. XIV. 36. 28. Вл. Соловьев. Китай и Европа, с. 129. 29. Лунь юй, XII, 11. 30. Да сюэ, II. 31. Лунь юй, XII, 17-18. 32. Лунь юй. I, 5; XII, 19. 33. H. G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 310. 34. Лунь юй, III, 24. 35. Лунь юй. II, 21. 36. Лунь юй, IX, 16. 37. Лунь юй, XI, 9. 38. Лунь юй, VII, 34. 39. Мен-цзы, I, 4. 40. P. Do-Dinh, Confucius et l " humanisme chinois. Bourges, 1967: p. 176-181. 41. H.G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 275. 42. В Китае получила начало особая ветвь буддизма — дзэн, доктрина и практика которого особенно близки к даосизму. Это учение впоследствии распространилось в Японии и оказало большое влияние на западный мир (см. Е. Завадская. Восток и Запад. М. 1970: Г. Померанц. Традиция и неподвижность в буддизме чань (дзэн). — Сб. «Роль традиции в истории и культуре Китая». М., l972). Часть II ИНДИЯ ОТ БРАХМАНИЗМА ДО БУДДЫ Глава четвертая «ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ» Индия около 800—600 гг. до н. э. Веди меня от нереального к реальному, Веди меня из тьмы к свету, Веди меня от смерти к бессмертию. Брихадараньяка-упанишада   В ту эпоху, когда в Израиле пророк Илья боролся с Ваалом, а в Ионии Гомер воспевал Троянскую войну, жизнь индийских государств стала уже во многом походить на жизнь ближневосточных стран — Ассирии, Египта, Хетты. Это явствует из великого эпоса Индии Махабхараты и жреческих писаний: гимнов, брахман, араньяк [ 1 ]. Они говорят об усилении раджей, междоусобицах, борьбе сословий и странных обычаях, возникших под влиянием туземных верований. Перед нами проходят картины праздничных пиров, грабительских налетов и угона стад. Чудесная образность эпоса делает читателя как бы очевидцем воинских состязаний витязей, азартных игр, когда раджи, случалось, закладывали и свои владения, и свою семью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  5. Необходимость добрых дел для спасения человека    Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела. От дел оправдаемся человек, а не от веры единой (Иак. II:24), Под добрыми делами разумеются нравственные действия человека, оправданного в Иисусе Христе, плоды любви, водимой верою в Иисуса Христа и совершаемой для Иисуса Христа. Добрых дел требует от верующих Господь И. Христос. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. I; 16 и сл. VII, 19; XXVI, 27). И апостолы свидетельствуют: Яко ходити вам достойнее Богу во всяком угождении, и всяком деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол. 1:10), да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. X:24; 1 Кор. XV:28; Тим. VI. 12; Тит. II:11 и след.; Евр. VI:10, 12, 14).    На суде Божием будет оправдание не по вере только, но и по делам каждого. Тогда воздаст комуждо по деяниям его (Матф. XVI:27 и сл.; XXV, 34 и след.; Рим. II:6; Еф. VI:8; 1 Петр. I:17; 2 Кор. V:10; IX, 6; Гал. VI:6, 9). Те, которые не делают добрых дел, будут осуждены, а исполнившие закон Божий получат вечное блаженство. Иже воздаст коемуждо по делом его: оным убо но терпению дела благого, славы и чести и нетления имущим живот вечный: а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярость и гнев (Рим. II:6 – 8).    Добрым делам человека Господь Бог, по Своей милости, дарует достоинство заслуги и в награду за них вечную жизнь. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Mamф:V, 12). Таким образом Бог увенчивает Свои дары в угодивших Ему и то, что совершается действием благодати Его, усвояет людям и за сие награждает их (2 Тим. III:8; IV, 7; 1 Кор. IX:24; III, 8; XV, 41).    „Когда благодать, сообщенная человеку, говорит св. Ефрем Сирин, собственным его старанием обращается на произведение святых и благих дел, то сии дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усвояются тому, чрез кого они видимо производятся, так как бы он производил их своими силами». Допуская, что дела праведных имеют цену заслуги, мы не унижаем заслуг ходатая нашего Иисуса Христа. Ибо все заслуги людей получают значение от Его же заслуг. Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать потому, что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010