Он повергнул к вашим услугам день и ночь; солнце, луна и звезды служат вам по Его распоряжению. Поистине, это знамения для людей размышляющих. Ор дал вам власть над, всем, что имеет различные цвета на земле. Поистине, это знамения для людей размышляющих. Он покорил вам моря, чтобы вы ловили в них рыбу для пищи своей и извлекали оттуда сокровища, которыми они так богаты. Посмотрите на корабли, которые рассекают волны для приобретения, по милости Божией, сокровищ торговлею. Может быть вы будете благодарны. Он поверг на землю тяжелые горы, для того, чтобы она вместе с вами не кружилась; устроил реки и дороги для вашего путешествия. Он учредил также знаки, по коим бы путешественники могли узнавать свой путь, и люди путеводятся звездами“. За сим Мухаммед делает заключение из всего сказанного. „Итак Бог, который создал все это, будет ли подобен своему созданию? Неужели вы не размышляете об этом? Исчислите благодеяния Божии, если вы только способны исчислить их. Бог есть поистине благ и милосерд. Он знает и тайное и явное. Но идолы, которых вы призываете вместо Бога, они ничего не могут сотворить: они сами созданы, они мертвы, лишены жизни и ничего не знают о том, когда воскреснут. Ваш Бог есть Бог единый 220 “. В других местах говорится: „Некогда Бог скажет: где же Мои товарищи, те боги, которых вы Мне придавали в соучастники? Они (идолопоклонники) ответят: мы ничего подобного не знали. Божества, которых они некогда призывали, исчезнут из их глаз и они узнают, что нет для них больше убежища“ 221 . Бог никогда не простит греха идолопоклонства; Он простит другие грехи тем, кому захочет, но исключит идолопоклонство, потому что кто присоединяет к Богу другие создания, тот совершает великий грех 222 . – Далее Мухаммед сильно обличает идолопоклонников за то, что они не внимали голосу пророков, посылаемых к ним от Бога для отвращения их от идолопоклонства, и не только не внимали их увещаниям, но даже обличали их в лжеапостольстве и угрожали им побиением камнями. Так некогда Авраам сказал отцу своему: «Отец мой! для чего ты поклоняешься тому, кто тебя не слышит, не видит и не приносит тебе никакой пользы? Мне открыта некоторая доля ведения, которой ты не имеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Перенести разлуку с любимой душой, это подвиг не малый, для него нужна и очень мужественная душа и любомудрый ум. Кто это говорит? Если кто умеет любить искренне, если кто знает силу любви, тот знает, что я говорю. Но чтобы нам не блуждать в поисках искренне любящих (а, действительно, это редкое явление), поспешим к блаженному Павлу, и тот скажет нам, как велик этот подвиг и сколь великой души требует он для себя. В самом деле, этот Павел, совлекший с себя плоть и сложивший тело, обходивший вселенную почти обнаженной душой, изгнавший из духа всякую страсть, подражавший бесстрастию бестелесных сил, обитавший на земле, как бы на небе, стоявший вверху с херувимами, участвовавший с ними в той таинственной песни, хотя и переносил без труда все остальное, как бы страдая в чужом теле (и тюрьмы, и узы и изгнания, и бичевания, и угрозы, и смерть, и побиение камнями, и погружение в море, и все виды наказания) – но, разлученный с одной любимой им душой, он так был расстроен и смущен, что тотчас и ушел из города, в котором ожидал увидеть любимого человека и не нашел его. И об этом вместе с ним знает Троада, оставленная им по этой причине, так она тогда не могла показать ему того, кого он любил. " Придя, – говорит он, – в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию» ( 2Кор.2:12–13 ). Что это, о Павел? Заключенный в колодки, живя в тюрьме, имея отпечатавшиеся следы бичеваний, с текущей по спине кровью, ты вводил в таинства, крестил, приносил жертву и не пренебрег даже одним человеком, который должен был получить спасение. А придя в Троаду и видя, что нива расчищена и готова принять семена, что рыбная теня наполнена и доставляет тебе большую легкость, ты выбросил из рук такую прибыль и, несмотря на то, что по этой причине ты и пришел («придя, – говорит, – в Троаду для благовествования», т.е. ради евангелия), и никто не оказывал тебе противодействия (»отверста, – говорит, – была дверь»), ты, однако, тотчас ушел? Да, говорит, потому что я был одержим силой уныния, потому что мой дух очень смущало отсутствие Тита, и печаль так овладела и осилила меня, что принудила сделать это. А что действительно он испытал это вследствие уныния, о том нам нет нужды заключать по каким-нибудь догадкам; мы можем заключать и узнать это от самого же Павла, так как он, указав причину своего удаления, сказал: «Не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

писании Нового Завета говорится, например, о пророках Апостольского времени, к которым Эвальд приравнивает предполагаемых им евангелистов, то там прямо говорится и о деятельности их. Например, Книга Деяний апостольских повествует: «в те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии (11:27–28)». Или еще: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав; и, вошедши к нам, взял пояс Павлов, и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи, и предадут в руки язычников (21:10–11)». Много менее, нежели это свидетельство, говорит в пользу теории то наставление Апостола Павла, на которое ссылается Эвальд: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье... ( Евр. 13:7 )» 204 . Здесь весьма трудно видеть прямое свидетельство о существовании Евангелистов, путешествовавших по Палестине и собиравших воспоминания о Христе. В этом Апостольском наставлении действительно говорится о проповедовавших слово Божье, но таких лицах, которые в то же время были наставниками или руководителями (ηγουμενων), а не собирателями рассказов о Христе. Эти наставники были такими же апостолами, как св. Павел (ср. Евр. 13:7  и 17, 18). Следовательно, существование предполагаемых Эвальдом евангелистов остается еще только в возможности: между тем в теории существование таких евангелистов представляется историческим фактом. Где же факт? Его нет, а потому, если Эвальд и говорит категорически – возникли евангелисты, совершали много путешествий, и т.д.; то все это недостаточно основанные предположения, не имеющие значения научных положений. Отсюда понятно и то, что такие предположения легко опровергаются сами собой. «Мы, говорит Эвальд, не очень много знаем определенное время, когда впервые появились такие евангелисты, но в те времена, когда Матерь- церковь , после побиения камнями Стефана, впервые распространилась столь сильно в разных странах, когда ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

По замечанию святителя Димитрия Ростовского, “пророчествовал святой Иеремия и о страдании Господа Иисуса Христа, являя в себе самом таинственный прообраз Его, кроткого Агнца, ведомого на заклание” 107 . Такой двойственный характер пророчества через слово и через сам образ жизни готовил добрую почву для того, чтобы узнать в рожденном в пустынном вертепе Богомладенце ожидаемого Мессию. Он окажется беззащитным и одиноким; против Него устроят заговор все сильные мира, на каждом шагу будут оглядываться на Него, ожидая Его падения. Все будут искать удобного случая для мщения Ему. Примерно за шестьсот лет до прихода Мессии об этом уже пророчествовал святой Иеремия, за шесть веков до Христа это уже переживал и испытывал пророк (Иер 20:10). Поистине таинственные слова вырвались из уст пророка Иеремии, сказавшего от первого лица: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: “положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось” (Иер 11:19). Мнения отцов Церкви в толковании этого места разделились. Одна сторона понимала этот стих только как пророческое слово о Христе. Так о крестной смерти Агнца Божия говорит святитель Кирилл Иерусалимский 108 . Святитель Киприан Карфагенский в этом месте делает акцент на наименовании Сына Божия “Овцей и Агнцем, уготованным на заклание” и говорит, “что иудеи пригвоздят Его ко кресту” 109 . Мученик Иустин Философ в этом месте увидел совет и решение иудеев о крестной смерти Христа 110 . Преподобный Иосиф Волоцкий также повторит мысли древних Отцов о том, что “хлебом пророк называет Плоть Христову, древом — крест” 111 . Блаженный Иероним смело утверждает: “Все церкви согласно разумеют, что в лице Иеремии это говорится Христом, что Ему Отец открыл, как Ему должно говорить, и показал Ему деяния иудеев…” 112 . Наконец, блаженный Феодорит прямо подчеркивает, что это нисколько не относится к Иеремии, ибо он погиб не на кресте, но от побиения камнями, а только ко Спасителю 113 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Побиение святого Стефана камнями Антонио Темпеста, XVII век Крещение начинают принимать не только прозелиты, но и бывшие язычники. И как раз в связи с этим христиане столкнулись с новой трудностью — уже внутренней. Возник чрезвычайно сложный вопрос: необходимо ли образовавшимся христианским общинам, состоящим из бывших язычников (а таких в Церкви становилось все больше и больше), соблюдать все ритуальные предписания Ветхого Завета, в том числе проходить обряд обрезания? И первым, кто решительно отверг эту необходимость, был апостол Павел. Однако не все христиане были с ним согласны: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян 15 :1–2). На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году (Деян 15 ). В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков. В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян 15 : 7–11). Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. И чем более масштабной становилась проповедь христиан, тем с большей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть и были образцовыми и законопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, а это в глазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности.

http://foma.ru/kto-pridumal-tserkov-kak-...

Предостерегая Свой народ от возможных подобных катастроф, Господь и дает вышеуказанную заповедь. Часть следующей 20-й главы также посвящена теме сохранения чистоты брачного союза, а также перечислению тех преступлений против брака, за совершение которых в ветхозаветные времена полагалось побиение камнями. Так, например, один из стихов данной главы гласит: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка (Лев. 20: 10). Как видим, ветхозаветный закон, данный Самим Богом, был очень строг к нарушителям чистоты брачного союза. Однако, именно благодаря этой строгости народ древнего Израиля, в своей основе, смог сохранить себя от того разлагающего влияния, которое оказывало язычество на другие народы. В 21-й главе книги Левит даются законы сынам Аароновым, то есть священнослужителям, так как именно из рода Аарона, брата пророка Моисея, по повелению Бога, должны были быть все священнослужители. Часть этих законов, опять же, посвящены теме брака, так как священнослужители должны были быть женатыми. Так вот, в первой части 21-й главы даются подробные повеления Божии о том, кого и как должен был брать священник себе в жены. В частности, мы встречаем такое повеление Господа Бога: В жену он [священник – С. М.] должен брать девицу. Вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его (Лев. 21: 13–15). Таким образом, священник, как особый служитель Божий, должен был быть образцом для простого народа во всех сферах жизни, в том числе и в браке. Он мог жениться только на деве (девственнице). Указание Господа Бога на то, что Он освящает священника Своею благодатью, можно также отнести и к священническому браку, а следовательно, и к законному браку каждого человека. Здесь опять мы видим указание на недопустимость нечистого, неосвященного Богом брачного союза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Причины, по которым рассматриваемый эпизод вошел не во все рукописи, содержащие канонический текст Нового Завета, могут быть разными. Однако очевидно, что в том месте Евангелия от Иоанна, в котором он окончательно закрепился, он отнюдь не представляет из себя «заплату из небеленой ткани» ( Мф.9:16 ). Даже если он, как кажется, разрывает ткань диалогов Иисуса с иудеями, он тематически тесно связан с предшествующим и последующим повествованием Евангелия. И не только со словами: Вы судите по плоти; Я не сужу никого ( Ин.8:15 ). Он имеет также связь с беседой с Никодимом, где Иисус говорит: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). И со словами Иисуса: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин.7:24 ). Нельзя также не указать на то, что 8-я глава Евангелия от Иоанна начинается с того, что Иисус спасает женщину от побиения камнями, а заканчивается тем, что иудеи берут в руки камни, чтобы забросать ими Его Самого ( Ин.8:59 ). Безусловная достоверность рассказа подтверждается его полным соответствием тому образу Иисуса, который возникает при чтении всех четырех Евангелий. Несмотря на разницу в расстановке акцентов, все четыре евангелиста рисуют цельный образ Учителя, Который во всех ситуациях действует четко и последовательно. Его поведение в эпизоде, вошедшем в Евангелие от Иоанна, напоминает то, как Он вел Себя в других случаях, когда фарисеи, «искушая Его», задавали Ему сложные и двусмысленные вопросы. Все попытки уловить Его в словах ни к чему не приводили: на двусмысленные вопросы он давал однозначные ответы, не оставлявшие Его противникам никакого пространства для дальнейших споров. Однако главным, на что обращает внимание читателя автор истории, является отнюдь не мастерство, с которым Иисус избегает прямых ответов, а Его отношение к оказавшемуся перед Ним человеку. Наиболее сильным моментом всего рассказа является диалог Иисуса с женщиной. Иисус ни одним словом не осуждает ее, несмотря на то, что ее грех был очевиден. В этом Он напоминает отца из притчи о блудном сыне: как отец безоговорочно и сразу восстанавливает вернувшегося из далекой страны сына в сыновнем достоинстве ( Лк.15:22–24 ), так и Иисус восстанавливает женщину в ее попранном человеческом достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Прощение одной жене – грешнице даровано Спасителем в доме Симона фарисея, который пригласил Его на трапезу, но не имел веры в Него и принял Его с фарисейскою горделивостью. Между тем во время трапезы, по сказанию Евангелиста Луки, „женщина из того города пришла с алавастром мира и, ставши позади Господа, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, целовала ноги Его, и мазала миром». Господь как будто не замечал этого. Но когда Симон, а, вероятно, с ним и другие, стали сомневаться в достоинстве Иисуса Христа, думая, что „если бы Он был пророк, то знал бы кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница», надлежало объяснить ее поступок. И Господь Сам так истолковал его, что раскрыл всю душу кающейся. „Симон! сказал Он домохозяину, – видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты лобзания мне не дал; а она с тех пор как Я пришел не перестаешь лобызать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Здесь открывается новая черта милосердия Божия: грешница получила прощение не за сокрушение, а за любовь. Что это значит? То, что она, обливаясь слезами, прошла быстро подвиг печали и сокрушения возвысилась до пламенной любви к Господу и с необыкновенным смирением и силою выражала ее ( Лук. 7 ). Внутреннее состояние другой помилованной грешницы менее ясно. Она обличена была в преступлении, за которое, по закону Моисееву, положено было побиение камнями. Книжники и фарисеи нашли в этом происшествии удобный случай искусить Спасителя, не скажет ли Он чего-нибудь вопреки закону Моисееву. Чтобы обвинить Его в этом, они поставили пред Ним виновную и произнесли требуемый законом приговор. Но Господь, не обращая на них внимания и, наклонясь низко, писал на песке. Когда же они продолжали спрашивать Его, Он сказал им: „кто из вас без греха, первый брось в нее камень.» Это был удар в их совесть, и стыдясь перед народом так решительно и громко объявить себя безгрешными, когда грехи их были известны, и заметив, что Господь, не смотря на них, продолжаешь писать на песке, они „будучи обличаемы совестью, говорит евангелист, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди». Господь, обратив к ней Свой милостивый любвеобильный взор, сказал: „где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: “И Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши!» ( Иоан. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Батарейки разряжаются, или Есть ли нравственность у неверующих 5 мин., 19.07.2012 Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они — люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры — то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского «если Бога нет — то всё дозволено» и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов. Мне всегда это было неприятно. Во-первых, потому что это неправда. Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует. Я ЗНАЮ МНОЖЕСТВО НЕВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ. ЧЕСТНЕЕ, СМЕЛЕЕ, ОТЗЫВЧИВЕЙ. Во-вторых, это вообще не по-христиански — осуждать человека, подозревать его в самом худшем просто в силу неверия (или иной веры, неправославной). Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы. То есть, получается, моральный человек — это тот, кто хорошо вписывается в свой социум, ведет себя по принятым там «понятиям». Я с этим не согласен. Да, конкретные формы нравственных норм действительно зависят от времени и места. Например, мазать дегтем ворота женщинам, зачавшим ребенка вне брака, на Руси веками считалось делом глубоко нравственным. Как и — сильно раньше и сильно южнее — побиение камнями блудниц. Но во все времена, во всех культурах все-таки утверждалась ценность супружества, а внебрачные связи не шибко приветствовались... Так что есть все-таки общий этический знаменатель, есть. И он — от Бога. Уже хотя бы потому, что именно Бог дал человеку разум, свободу воли и нравственное чутье (совесть). Веришь ты в Бога или нет — а из своей человеческой природы, как и из штанов, не выпрыгнешь. Именно об этом говорил апостол Павел в послании к Римлянам: « ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа » (Рим. 2:14-16). Об этом же говорил и Тертуллиан: «всякая душа — по природе христианка».

http://foma.ru/batarejki-razryazhayutsya...

Савл до своего выступления в Иерусалиме находился в постоянной связи с академией Гамалиила и Иерусалимом 12 . Об этом говорит и сам ап. Павел: «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи; они издавна знают обо мне» 13 . Тем более, что у апостола в Иерусалиме проживали замужняя сестра и племянник 14 . Из академии Гамалиила Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ), т. е. иудейство, понимаемое как фарисейство, было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить свою душу. Когда Савл ознакомился с христианством и видел ли он Христа Спасителя во плоти, возможны только догадки. Начнём со второго вопроса. Тарс отстоит от Иерусалима около 600 километров. По окончании школы большую часть времени Савл, конечно, проводил в Тарсе, но на большие праздники – Пасху и Пятидесятницу, вероятно, бывал в Иерусалиме. Так делали большинство иудеев рассеяния. Господь Иисус Христос также приходил в Иерусалим на эти праздники из Галилеи. В последнюю Пасху, закончившуюся распятием Христа Спасителя, весь Иерусалим находился в возбуждении и особенно синедрион. Если Савл был в это время в Иерусалиме, он не мог не видеть Господа. Однако, Ни Дееписатель Лука, ни сам ап. Павел в своих посланиях не дают никаких указаний, что Савл видел во плоти Господа. Ничто не мешает сделать нам и такое предположение: по тем или иным обстоятельствам Пасху, закончившуюся распятием Господа, Савл проводил у себя в Тарсе. Когда Савл ознакомился с христианством, также нет определенных указаний. Мы видим Савла присутствующим при побиении камнями архидиакона Стефана и именно охраняющим одежду убийц, что было, вероятно, в 36 г. по Р. X. 15 . Надо думать, что Савл много уже раньше знал и изучил христианство и, естественно, как «фарисей» стал в оппозицию новому учению, ниспровергавшему, по его взгляду, иудейство. По-видимому, участие в кровавой расправе над архидиаконом Стефаном было не первым делом ревности Савла к своей вере и неприязни к христианству. Своей ревностью в преследовании христиан Савл выделялся из среды других. Синедрион, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и административного, и судебного, за ревность Савла уполномочил его на производство розыска и на преследование христиан. В новом своём положении Савл показал себя ревнителем необычайным: «Вы слышали, – пишет он впоследствии к галатским христианам, – о моём прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал.1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010