Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Выше дал такое обещание: будете живы, если умерщвляете порочные дела. Теперь предлагает важнейший венец и большую мзду, именно усыновление Богом. Не сказал: все, которые живут Духом, но все, которые водятся Духом, то есть управляются, как возницей, делая Духа господином над душой и плотью. Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом: то утратишь дар. Ибо хотя все мы получили Духа в бане воздержания, но водиться Им во всю жизнь требуется от нас, как наше дело. Поэтому не сказал: которые получили Духа, те суть сыны Божии, но говорит: которые Духом Божиим водимы. Потому что: вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Апостол сказал, что водимые Духом Божиим суть сыны Божий; но так как усыновление Божие усвояли себе и иудеи: Я воспитал и возвысил сыновей (Ис.1:2); еще: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх.4:22), то показывает, какая находится разность между нашим сыновством и сыновством иудеев. Иудеи, говорит, приняли духа рабства; так называет письмо закона: ибо хотя оно дано было Духом, но более прилично рабам. Отсюда-то и наказания телесные вслед за делами, и побиения камнями, и сожжения, и угрозы: меч, говорит, пожрет вас (Ис.1:20). Отсюда же, опять, и награды земные, и обетования благ земных, и множество маловажных и приличных рабам заповедей. Поэтому хотя иудеи и назывались сынами, но были рабами. А мы называемся сынами, как благородные и свободные. У нас и награды небесные, и Царство небесное; и наказание у нас состоит не в побиении камнями и прочем, чему подвергали иудеев священники: у нас достаточно только отлучить виновного от таинственной трапезы, как и сына. И заповеди у нас божественные и приличные благородным, например: не смотри на женщину нечистым оком, не божись, оставь свое имение; а исполняются они не из боязни наказания, но по внутреннему расположению, что и доказывает тем, что у нас многие преуспевают сверх предписанного во многих заповедях. Притом у иудеев не было Духа, а у нас - обильная благодать Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Им попалась в руки одна женщина, за­хваченная в прелюбодеянии, и книжники не преминули воспользоваться этим случаем для лаконического уловления ненавистного им Галилеянина. Обвинять ее в сущности не их было дело, а ее мужа, и она притом не могла быть подвергнута за­конному наказанию кроме развода, если сам он не был человеком чистой жизни. В затруднительных случаях однако же у иудеев было в обычае советоваться с каким-либо знаменитым учителем, и этим то именно обычаем и захотели они прикрыть свой коварный замысл. Если, думалось им, Иисус осудит ее и будет настаивать на побиении ее камнями, согласно закону ( Лев. 10:10 ; Втор. 22:24 ), то это по­вредит Ему в глазах народа, так как закон этот давно уже перестал приводиться в действие, – вследствие именно слишком большой распространенности самого преступления. Если же с другой стороны Он отпустит ее, то они могут обвинить Его в послаблении закона, так как формально он еще был обязателен. Осудить ее на смерть кроме того было бы с Его стороны посягательством на право, принадлежащее исключительно римскому правителю. Во всяком случае им думалось, что они поставят Его в безысходное положение. Нагло притаща к Нему жалкую, растрепанную блудницу, они сказали Ему: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Спаси­тель видел их наглое коварство, услаждавшееся нравственным позором и бедствием ближнего, и Он устыдился за свой народ. Как бы не расслышав обращенного к Нему вопроса, Он склонился лицом вниз и молча писал пальцем на земле. Затем, успокоившись духом, Спаситель поднял свой задумчивый взор и кротко заметил наглым совопросникам: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Сказав это, Он потупился опять и продолжал писать на полу. Но этого было довольно. Хитро задуманное коварство разлетелось в прах. Христос, избегая законнических рассуждений касательно преступ­ной женщины, привлек самих обвинителей на суд их собственной совести. И они не выдержали этого суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Иными словами, Ветхий Завет – это Библия Иисуса Христа и Библия апостолов. Когда они были маленькие, их по ней учили! Обучение еврейского ребенка начиналось с Книги Левит, когда ребенку было где-то около пяти лет. Начинали с Книги Левит потому, что она учит святости и чистоте. И так постепенно, шаг за шагом, люди почти всю свою жизнь изучали Священное Писание . Иудеи настолько серьезно относились к изучению закона Божьего, что у них есть такое предание: на сто двадцатый день после смерти ангел Божий спрашивает душу: «Какое время дня ты изучала Божий закон?» И если душа терялась и говорила: «По-разному было. А иногда я и вообще не заглядывала», то это считалось чем-то определяющим. Я привел сейчас общую характеристику отношения к этой ситуации. Существует миф, что Иисус Христос отменил закон. В Писании действительно сказано, что Иисус Христос – конец закона. И в свое время святые отцы сказали: «Вы подумайте сначала, конец какого закона Христос?..» Потому что, если Он, Христос, окажется концом нравственного закона, Он будет началом безнравственности! Господь Иисус Христос сделал закон более строгим. Раньше было сказано: «Не убий», а Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» ( Мф. 5:22 ). Апостол же уточняет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин. 3:15 ). Раньше было сказано: «Не прелюбодействуй», Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ). И апостол Павел, который говорил о себе: «я… по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» ( Флп. 3:6 ), добавлял: «… ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» ( Гал. 2:17 ). Почему он так говорил? Он не убивал, но он одобрял побиение камнями архидиакона Стефана (см.: Деян. 22:20 ). Тогда он (Шауль, будущий Павел) был маленький такой злобный жиденок, и он охранял сложенные в кучи одежды тех людей, которые и побивали камнями святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Истинно, истинно говорю и пр.: с усиленным указанием на истинность Своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Авраама, что Он вечен. Прежде, нежели был, т. е. родился и жил Авраам, Я есмь. Последнее выражение – Я есмь указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть, и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы прежде даже горам не быти и создатися земли, вселенней, от века и до века Ты еси ( Пс. 89:2 ). Так ясно Христос учит о Своей вечности и, следовательно, о Своём божестве (ср. Злат, и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего. 59. Ин. 8:59 . Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее. Ин. 10:31 ; Лев. 24:16 ; Ин. 12:36 ; Иер. 36:36 ; Лк. 4:30 . Взяли каменья и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, ещё более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. 10 и далее). Впрочем, дело, может быть, имело вид более угрозы, так как для них самих небезопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – Взяли камни: которые, вероятно, тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была ещё окончена. – Скрылся и вышел: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как её мнимые духовные руководители. Окружённый учениками и народом, Он прошёл посреди них и пошёл далее. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

" Новое обрезание " января 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение во Владимирском соборе " По прошествии восьми дней по Рождестве Христовом по Закону Моисееву Спаситель был обрезан, - сказал владыка в проповеди. - При обрезании ребенок мужского пола получал имя. Господь через архангела Гавриила сообщил Деве Марии, что будущему Младенцу нужно дать имя Иисус (Лк. 1:31). Потом архангел сказал и Иосифу, что Младенца нужно назвать Иисусом (Мф. 1:21). В этом имени уже была суть пришествия Господа в мир: Он - Спаситель. Господь заключил с Авраамом завет, когда тот перешел реку Евфрат и вступил в Землю обетованную, где замыслом Божиим должен был образоваться народ, живущий по Его послушанию. Для этого всем мужчинам нужно было пройти обрезание (Быт. 17:10). Авраам совершил его, и постепенно это стало повсеместным, обязательным для всех израильтян " . " Закон, завет - это был договор между Богом и человеком, - продолжил архипастырь. - Бог обещал человеку сохранять его на всех путях его жизни, а человек должен был исполнять то, что ему велел Бог. Постепенно завет этот должен был вырасти в закон любви, чтобы уже не было никаких предписаний - просто Бог любил человека, а человек любил Бога. Но, к сожалению, человеку это было не под силу: очень уж была поражена его природа - страстностью, смертью. Ветхозаветные люди были убогими духовно. Закон не возвышал их, а просто обозначал грех, объяснял человеку, как поступать можно, а как нельзя. Закон прописывал и наказание - вплоть до побиения камнями. Когда иудеи собирались побить камнями архидиакона Стефана, он сказал им важные слова: " Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили " (Деян. 7:51-53). Иудеи не могли обрезывать свои страсти, у них не хватало для этого сил, не было благодати. Все понимали: что-то должно заменить этот завет. Заменить его мог только Мессия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Последовал еси моему учению, «ты последовал мне в учении», т.-е. ты слушал и принял то учение, которому научен я от Св. Духа, и которое проповедал, как Апостол, посланный на проповедь самим Господом. Житию. «Ты последовал мне в житии», в образе жизни, в моем поведении, которое ты видел, – как оно чуждо было исчисленных пороков гордости, сребролюбия, самолюбия, лукавства и под. Привету. Ты последовал мне «в расположении или намерении. Ты видел, для чего подвизался я, проповедуя Евангелие; всегда имел я в виду славу Божию и спасение ближних. Вере. Ты последовал мне «в вере», которой видел чистоту, искренность и неизменное постоянство; или, ты последовал мне в той верности, искренности, прямоте, какую видел во всех моих поступках. Долготерпению – «в великодушии». Это кроткое обращение со всеми; благодушное перенесение оскорблений и обид со стороны гонителей, врагов Евангелия, и также немощей со стороны слабых в вере. Любви. Ты последовал мне в любви, какую имел я ко всем, заботясь о спасении всех. Терпению – «в терпении» или перенесении всяких скорбей и несчастий./ Изгнанием, страданием, якова ми быша в Антиохии, и во Иконии и в Листрех. Ты последовал мне «в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, и Листрах»; – и ты сам, подобно мне, потерпел тоже. Не сохранилось предание о том, какие св. Тимофей потерпел гонения и страдания в означенных местах, подобно своему учителю. Но Павел в Антиохии, испытав зависть, злоречие, вражду, был изгнан Иудеями ( Деян.13:45–50 ); в Иконии также подвергся нападению со стороны язычников и Иудеев, и только бегством спасся от побиения камнями ( Деян.14:5–6 ); а в Листрах некоторые Иудеи до того раздражили народ против Апостола, что побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим ( Деян.14:19 ). Якова изгнания приях и от всех мя избавил есть Господь – «каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь». Прибавляет это Павел, чтобы более утвердить Тимофея в терпении и великодушии среди несчастий; чтобы он непоколебимо надеялся, что Господь поможет и ему перенести все гонения и скорби; что Господь и его избавит наконец от всех скорбей и страданий, столько обыкновенных и неизбежных в этой жизни. Таков жребий истинных последователей Христовых, и особенно проповедников Евангелия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Рассмотрев и изъяснив вопрос о «суде убийц», мы, само собою разумеется, не можем не остановиться на рассмотрении слов Иисуса Христа, сказанных Им «женщине, ятой в прелюбодеянии», в виду того, что для одних – недомыслящих, или легкомыслящих, или лицемерящих, для других, – не честно и лукаво излагающих свои мысли по предмету «суда убийц», – указываемые нами слова Иисуса Христа являются якобы отменой и запрещением смертной казни вообще в обществах человеческих, и следовательно, – в частности – в «суде убийц». «Книжники и фарисеи, – говорится в Евангелии, привели к Нему женщину и, поставивши ее посреди (во храме), сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, воскланившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил (κατχρινεν) тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю (οδ κατακρνω) тебя; иди, и впредь не греши» ( Ин.8:3 ...11). Таково евангельское повествование о событии преступления, относительно которого сказано Иисусом Христом Его Божественное слово «женщине, ятой в любодеянии: и Я не осуждаю тебя», т. е. не осуждаю на «побиение камнями». Уже одно сопоставление событий – греха прелюбодеяния и преднамеренного убийства в равное соответствие с словами Иисуса Христа женщине оной: «иди, и впредь не греши»! было бы чудовищно-хульным отношением и к Лицу Спасителя мира и к Его евангельскому слову, ибо это сопоставление означало бы, что Иисус Христос и «преднамеренному убийце» мог сказать только сие: «иди, и впредь не греши»! Что в данном своем слове «женщине, ятой в прелюбодеянии: и Я не осуждаю тебя», – Иисус Христос открыл двери милосердия для кающихся прелюбодеев и прелюбодейц и вместе указал, что грехи собственно слабости телесной ( 1Кор.8:18 ) не должны ни быть судимы, ни караться по «суду убийц», – это ясно: но чтобы заключать отсюда о том, что по сему отдельному случаю и частному виду прегрешений человеческих Иисус Христос дал общее руководственное указание относительно суда в среде человеческих обществ, это значило бы дать слову Иисуса Христа лжесмысл и лжетолкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Слово Божие многократно подтверждает, насколько велик грех непочтения к родителям. «Глаз, насмехающийся над отцем и пренебрегающий покорностью к матери», пишет Премудрый, «выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные» ( Притч.30:17 ). В ветхом завете непокорный сын наказывался лютою смертью . «Кто ударит отца своего, или матерь свою, а так же «кто злословит отца своего или матерь свою, того должно предать смерти» ( Исх.21:15, 17 ). «Если у кого будет буйный и непокорный сын, неповинующийся голосу отца своего и матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» ( Втор.21:18–21 ). Страх и трепет охватывают сердце при чтении этих, идущих из седой древности, прещений. Возможно, что многие упрекнут её в жестоком варварстве и благословят наше, снисходительное ко всяким преступлениям, «всепрощающее» время. Действительно, побиение камнями непокорного сына, с главным участием самих родителей, – зрелище, не поддающееся никакому описанию. Нет спору, древность была в высокой степени строга и взыскательна к нравственным проступкам, чем и засвидетельствовала, в поучение грядущим поколениям, свою необычайно высокую моральную зрелость. Этого от неё не отнять никакими ухищрениями и способами. Но при этом необходимо помнить, что нравственно – должное не знает ни древности, ни юности, и наиболее обязательным является для тех, которые гордятся своей высокой «культурностью». Весьма жаль только, что плоды её смертельно-ядовиты, а противоядия доселе ещё нет, да о нём почти и не заботятся, потому что, в противном случае, вместо заражения старались бы об очищении нравственной атмосферы. Завершительные часы земного странствования человека являются самым знаменательным моментом его жизни, по одну сторону которого остаётся временное, а по другую открывается вечное бытие с его великими наградами и тяжкими наказаниями. Находящийся при последнем издыхании, естественно, оглядывается на весь, им пройденный, житейский путь и голосом неподкупной совести теперь, как никогда прежде, судит о целом содержании оконченной жизни. Телесно немощный, он силен душевно: ничто земное уже не привлекает его внимания и рассматривается им только sub specie aeternitatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

– Сын мой, зачем бежишь ты от отца твоего, старого и дряхлого? Сжалься надо мною, сын мой, не бойся, еще есть тебе надежда спасения. За тебя я сам себя предам Христу, охотно приму и смерть за тебя, как Господь принял ее за всех нас, и душу мою отдам за душу твою, только остановись и поверь мне, что я послан к тебе от Господа. Слыша это, разбойник остановился и несколько времени стоял, не смея взирать на апостола, потом, отбросив все, с трепетом и со слезами приблизился к святому старцу, обнял его и омывал себя слезами. Плакал вместе с ним и св. Иоанн, отечески ободряя грешника и целуя его, наконец, возвратился вместе с ним в город. Но дело пастырской любви апостола тем не кончилось. Св. Иоанн, возвратив грешника на путь покаяния, сам разделял с кающимся строгость покаяния, сам с ним постился и молился и дотоле не оставил города, пока заблудшегося не утвердил совершенно на пути спасения. В последние годы своей жизни, будучи очень стар, св. апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга!» Ученики спросили его, почему он повторяет одно и то же. Апостол отвечал: «Это – самая необходимая заповедь. Если исполните ее, то исполните весь Христов закон». Св. евангелист Иоанн Богослов, один из апостолов, умер естественною смертию на 105 году жизни. Почувствовав ее приближение, он велел приготовить для себя могилу, сам возлег в ней, как на ложе, и мирно скончался. Святые останки его вскоре после погребения верующие не нашли во гробе, только 8 мая каждогодно исходил из гроба его прах, который местные жители называли манною, и который помогал освобождению от страстей и исцелению болезней. h3 Святой апостол Павел Во время мученической кончины св. Стефана, .мучители побивавшие его камнями, складывали свои одежды «у ног юноши, по имени Савл». Хотя сам он, видимо, и не принимал участия в побиении первомученика камнями, но был настолько ожесточен на великого проповедника христианства, «что одобрял убиение его», да и после не успокоился, а терзал Церковь , «входя в домы и влача мужчин и женщин в темницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп пошел и увидел здесь эфиопского вельможу, который приезжал в Иерусалим для поклонения, и теперь возвращался домой. Он читал книгу пророка Исаии; Филипп, по внушению Духа Божия, подошел к колеснице и спросил его, понимает ли он то, что читает? Вельможа, действительно, затруднялся в понимании прочитанного. Потому пригласил Филиппа к себе в колесницу и просил объяснить следующие, читанные им, слова: «Как овца, веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих». Тогда Филипп объяснил, что пророк говорит здесь о Мессии, и раскрыл вельможе учение о Христе. Между тем они подъехали к реке, и эфиоплянин сказал: «Вот вода: что препятствует мне креститься?» – «Если веруешь от всего сердца, – отвечал Филипп, – то можешь креститься». – «Верую, – сказал вельможа, – что Иисус Христос есть Сын Божий». Тогда оба они сошли с колесницы. Вельможа принял крещение, а Филипп тотчас взят был от него ангелом и сделался невидим. § 7. Обращение Савла Во время страшной мученической кончины св. Стефана, мучители, побивавшие его камнями, складывали свои одежды «у ног юноши, именем Савла». Хотя сам он, видимо, и не принимал участия в побиении первомученика камнями, но был настолько ожесточен на великого проповедника христианства, «что одобрял убиение его», да и после этого кровожадного дела не успокоился, а терзал церковь , входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницы. Этот яростный гонитель христианства был иудей, родом из Тарса, в Киликии. Он, таким образом, принадлежал к иудеям рассеяния, но происходил из семейства, которое гордилось чистотою своей иудейской крови, помнило свое происхождение от Вениаминова колена и самое имя своему сыну дало в честь царя из этого колена – Саула. Будучи, таким образом, «евреем от евреев», Савл вместе с тем обладал весьма важным гражданским правом, именно правом свободного римского гражданина. Дав своему сыну общее классическое образование, родители Савла вместе с тем позаботились особенно дать ему высшее образование иудейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010