Такая стойкость была не по душе его оппонентам, и они не нашли ничего лучше, как подговорить людей оклеветать уважаемого в городе христианина и сказать, что он говорил хулу на Моисея. Стефана схватили и повели в синедрион, поставили перед судьями, «и все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Стефан стал говорить им о Моисее, Торе, предании, об истории еврейского народа (к которому и сам был причастен), но смысл его слов не был для них главным. - Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы, - цитировал он им книгу пророка Даниила. - Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Стефан говорил правду, в каком-то смысле он говорил и о себе, потому что был евреем, и его предки также были причастны ко всем этим беззакониям. Он не сказал ничего, чего бы не знали сами его оппоненты и что не было бы правдой, но правда оказалась слишком горькой. Вместо того, чтобы признать ошибочность пути, спросить, что же делать, у человека с лицом, подобным лику Ангела, «они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Он увидел открытое небо и сказал: - Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но для них это было невыносимо, его не хотели слушать и повели за город, чтобы забить камнями. Побиение Стефана камнями. Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда Пока в него кидали большие камни, он молился Богу. А когда забили почти до смерти, нашел в себе силы, чтобы встать на колени и помолиться в последний раз: - Господи! не вмени им греха сего. Сказав это, он умер. Неподалеку от убийц стоял молодой человек, из лучших учеников легендарного раввина Гамалиила. Он не бросал камни, но следил, чтобы не украли одежду убийц. Его звали Савл, а через несколько лет его окрестят именем Павел и он станет одним из величайших проповедников Христа, за которого у него на глазах умер 34-летний Стефан. Удивительная встреча. Кто знает, не вдохновлял ли впоследствии апостола Павла пример молодого христианина, который остался верен Христу перед лицом невыносимой боли от ударов камнями и страшной смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Это сейчас же и случилось. Потом ученик пророческий встретился с другим человеком и сказал ему: «бей меня». Этот избил его в кровь. После этого избитый пророк накинул себе покрывало на голову и остановился на дороге, по которой надлежало проезжать царю Израильскому. Когда Ахав поравнялся с ннм, он закричал: «раб твой выходил на сражение; и вот, один человек привел ко мне пленника и сказал: стереги этого человека, иначе, если он убежит, ты отвечаешь за него жизнию, или заплатишь за него талант серебра 121 . Но я занялся тут своими делами, оглядываюсь, – и его уже нет!» Царь, рассудивши, что за такую небрежность проситель не заслуживает снисхождения, отвечал: «ты сам решил, чего ты стоишь». Тогда мнимый проситель сбросил с себя покрывало, и царь Израильский узнал в нем одного из учеников пророческих, который и сказал ему: «вот что говорит Господь: за то, что ты выпустил из своих рук человека, которого я обрек на погибель, собственною жизнию заплатишь за его жизнь и своим народом за его народ». Это обличение произвело на Ахава сильное впечатление. чего-нибудь, будь повеселее. А я тебе доставлю виноградник Навуфеев». После этого она, от имени Ахава, написала повеление, и за его печатью послала к старейшинам Изрееля. Повеление было такого содержания: «назначьте пост и в народном собрании дайте Навуфею самое высшее место; насупротив же его поместите двух бессовестных свидетелей, которые бы при всех сказали ему: ты произнес хулу на Бога и дурно отзывался о царе. Потом выведите его за город и побейте камнями». Побиение камнями за богохульство назначал закон 123 , а за оскорбление величества (должно быть, Финикийские) обычаи предписывали имение виновного отдавать царю. Воля Иезавели была исполнена. Навуфей был оклеветан и побит камнями. Никто не защитил его, потому что первое место, данное ему в собрании, возбудивши к нему зависть, наложило молчание и на тех, которые в другое время выказали бы к нему самое горячее участие. Когда донесено было Иезавели, что Навуфей умерщвлен, она вошла к царю и сказала: «поди теперь, возьми во владение виноградник Навуфея, который не хотел тебе уступить его за деньги; потому что Навуфея нет более в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   В Иконии Апостолы вновь проповедовали в синагоге и обратили ко Христу великое множество иудеев и язычников. Но и тут неверующие Иудеи сумели раздражить против них известную часть язычников, что, однако, не помешало Апостолам пробыть в Иконии «довольно времени», проповедуя и творя чудеса. Народ в городе разделился: одни были на стороне иудеев, а другие на стороне Апостолов. Но все же злоба их врагов достигла такой степени, что они устремились на Апостолов, дабы побить их камнями. Это замечание ясно указывает, что подстрекателями были именно иудеи, так как побиение камнями было иудейским родом казни для богохульников. Узнав об этом, Апостолы решились бежать в другие города Ликаонии — «Листру» и «Дервию» на юго-восток от Иконии. В этих городах и их окрестностях Апостолы занялись проповедью Христова учения. Исцеление хромого в Листре (Деян. 14:8—18) Деян.14:8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Деян.14:9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, Деян.14:10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.    Апостолы в первый раз находились здесь перед языческим обществом. Жители Ликаонии достаточно знали греческий язык, чтобы понимать проповедь. Среди слушавших Апостола Павла был хромой от рождения. Увидев его душевное настроение, Апостол счел его достойным чудесного исцеления: видимо, проповедь Апостола возбудила в этом хромом веру во всемогущую силу Того, о Ком он проповедовал. Деян.14:11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. Деян.14:12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.    Чудо, совершенное затем Павлом над хромым, произвело необыкновенно сильное впечатление. Язычники, конечно, истолковали его со своей обычной, естественной для них точки зрения: они приняли Апостолов за богов, сошедших с неба, и начали приготовления, чтобы принести им жертву, как богам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Апостол Матфий происходил из колена Иудина и был родом из Вифлеема. Сначала Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов ( Лк.10:1 ). По отпадении Иуды св. Матфий был причтен к сонму двенадцати апостолов: «Ипоставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою... и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:23–26 ). Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым к жителям Эфиопии Понтийский (Колхиды) и претерпел здесь множество различных мучений. По некоторым известиям апостол Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где его заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий не потерпел от нее никакого вреда и даже исцелил более двухсот пятидесяти человек, ослепленных этой отравой. По инициативе первосвященника Анана, гонителя христиан, повелевшего сбросить с церковной кровли апостола Иакова Праведного, ап. Матфий был обвинен в хулении имени Божия и побит камнями. По греческим Минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Память апостола Матфия 22 августа (н. ст.). Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии ( Деян.9:11,21:39 ) и пользовался правами Римского гражданина ( Деян.22:28–29 ); происходил из колена Вениаминова, по убеждениям был фарисеем. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени ( Деян.5:34 ), он был ревнителем Моисеева закона и горячим защитником отеческих преданий ( Гал.1:14 ). Савл был свидетелем побиения камнями первомученика Стефана и одобрял это убийство ( Деян.7:58, 8:1, 22:20 ). Он и сам ревностно гнал христиан, по своему собственному свидетельству, «верующих [в Господа] заключал в темницы и бил в синагогах» ( Деян.22:19 ). Но после явления ему Христа на пути в Дамаск Савл уверовал в Него и получил из уст Господа призвание к апостольству ( Деян.26:4–8, 17 ; 1Кор.15:8 ) 188 , к которому был предызбран еще «от утробы матери» ( Гал.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостол такой же еврей, потомок Израиля (Иакова) и Авраама, как и его иудействующие противники. А в отношении к апостольству он несравненно выше их. В доказательство последней мысли он указывает на те многочисленные жертвы, какие он принес в деле своего апостольского служения. 2Кор.11:24 .  От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; Постановление закона Моисеева ( Втор 25:3 ) о наказании преступника 40-ка ударами было переиначено у иудеев, которые, во избежание того, чтобы случайно не было дано более сорока ударов, установили, чтобы ударов давалось только 39: 13 по груди и по 13-ти на каждое плечо. Отсюда мы узнаем, что ко времени написания 2-го послания к Коринфянам, т. е. около 58-го года Апостол Павел уже был судим на иудейском суде «пять» раз. Но в кн. Деяний об этих обстоятельствах ничего не сказано. 2Кор.11:25 .  три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; Книга Деяний сообщает только об одном случае избиения Апостола Павла «палками», т. е. вероятно прутьями (наказание римское): это было в Филиппах ( Деян.16:22 ). О побиении Павла «камнями» – см. Деян 14:19 . – Об опасностях, каким Павел до этого времени подвергался на море, также ничего не известно. 2Кор.11:26 .  много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 2Кор.11:27 .  в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Ап. перечисляет те опасности, каким он подвергался во время своих апостольских путешествий. Он испытывал опасности на реках, которые приходилось переплывать и в то время, когда они бурлят и широко разливаются, приходилось ему подвергаться нападениям разбойников, которых много было в те времена, приходилось подвергаться опасности и в городах, жители которых иногда восставали против Павла, и в пустынях, где он мог погибнуть от голода, жажды и от диких зверей. Часто он повергал себя посту: это вероятно имело место тогда, когда ему приходилось изгонять из людей нечистых духов ( Мф 17:21 ), или же истощая свое собственное тело ( 1Кор 9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В поучении, произнесенном на горе Елеонской незадолго до ареста, Иисус возвращается к той же теме: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга ( Мф.24:9–10 ). Похожие предсказания содержатся также у Марка и Луки ( Мк.13:9–13 ; Лк.21:12–17 ). Во всех указанных случаях Иисус говорит ученикам прежде всего о том, что ожидает их в ближайшем будущем, предсказывая гонения со стороны иудеев: об этом свидетельствуют упоминания о «синагогах» и у Иоанна, и у синоптиков. В речах из синоптических Евангелий предсказываются также гонения со стороны языческих правителей Римской империи, однако в беседе на Тайной Вечере, как она передана у Иоанна, речь идет, как кажется, только о гонениях, которые будут инспирированы иудеями. О том, что такие гонения были действительно развернуты иудеями вскоре после распятия и воскресения Иисуса, свидетельствуют многочисленные источники – как христианские, так и внешние. В Деяниях рассказывается о том, что иудеи забили насмерть камнями апостола Стефана ( Деян.7:57–60 ), а царь Ирод умертвил мечом апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям арестовал Петра ( Деян.12:1–3 ). Иосиф Флавий упоминает о смерти «Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц» по приказу синедриона, приговорившего их к казни через побиение камнями 473 . Предавая на смерть христиан, иудеи были уверены, что тем самым «служат Богу», поскольку считали себя защитниками отеческих преданий и ветхозаветных установлений. Апостол Павел, напоминая о своем прошлом, пишет галатским христианам: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий ( Гал. 1:13–14 ). Неумеренная ревность иудеев, заменивших заповедь Божию собственным преданием ( Мф.15:3, 6 ), стала причиной их конфликта с Иисусом; она же станет главной движущей силой их сопротивления распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В противовес этим ясным и решительным данным, говорящим за отсутствие у Синедриона, в период господства римлян, право смертной казни, защитники автономности Синедриона представляют из тех же источников довольно слабые доказательства. Указывают на мученичество св. Стефана, который будет осужден и казнен Синедрионом. Но хотя суд над св. Стефаном в описании кн. Деяний и представляет собой формальное судопроизводство, однако, на побиение камнями Первомученика мы не имеем права смотреть, как на исполнение судебного приговора Синедриона. В данном случае, мы видим не казнь по суду, но простое убийство праведника возбужденными членами суда и толпой, у которых не хватило хладнокровия, чтобы выслушать до конца речь обвиняемого. У Дееписателя нет и намека на постановление смертного приговора. Когда св. Стефан, воззрев на небо, воскликнул: «вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, то они единодушно устремились на него, и выведши за город, стали побивать его камнями». 529 Из этих слов ев. Луки видно, что постановления приговора не было, да и не могло быть, вследствие возбуждения судей, на что повествователь особенно обращает наше внимание и тем дает нам ключ к пониманию этого факта, как акта насилия, а не правильного судопроизводства. После мученической кончины св. Стефана началось общее преследование христиан, в котором деятельное участие принимал Савл. Он говорит о себе царю Агриппе: «получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос». 530 Последние слова говорят, как будто, против нашего взгляда: в них, по-видимому, речь идет об автономных действиях Синедриона. Но мы знаем, что иудейскому трибуналу принадлежало право расследования преступления, он мог даже постановлять смертные приговоры, только они должны были быть утверждены прокуратором. В этих-то расследованиях и постановлении предварительного приговора, апостол и мог подавать голос против обвиняемых христиан. Впрочем, и в подобном предположении не представляется особой нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евр 11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; «Жены получали умерших своих воскресшими …» Здесь он говорит о пророках Елисее и Илии, которые воскрешали мертвых. — « Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение…»  Здесь, мне кажется, — говорит Златоуст, — он разумеет Иоанна Крестителя и Иакова, потому что избиением (αποτυμπανισμς) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение. Евр 11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, Евр 11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; Оканчивает речь указанием на узы, темницы, бичевания, побиение камнями, разумея бывшее со Стефаном и Захариею: « Убийством, — прибавляет он, — меча умроша». Что говоришь ты? Одни « избегоша острея меча», а другие — « убийством меча умроша»? Что же это значит? Что ты превозносишь? Чему удивляешься? Первому или последнему? Поистине, говорит, тому и другому. Первому — потому, что оно близко к вам, а последнему — потому, что вера оказывала свою силу при самой смерти… То и другое — чудеса веры; и то, что она совершает великие дела, и то, что терпит великие бедствия и не думает о страданиях (Злат.). Евр 11:38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. «Ты не можешь, говорит, сказать, что это были люди грешные и ничтожные; нет, если бы даже ты противопоставил им целый мир, то увидел бы, что они перетягивают весы и оказываются более важными… Что же могли бы получить здесь в награду те, которых достойного нет ничего в мире? Здесь апостол возвышает их ум, научая не прилепляться к настоящему, но помышлять о том, что выше всех предметов настоящей жизни, если весь мир недостоин их» (Злат.). «Мы и во сне не испытывали того, в чем эти мужи провели все время, не в наказание за грехи, но постоянно совершая добрые дела и постоянно подвергаясь скорбям. Представь Илию, о котором говорит апостол в словах: « Проидоша в милотех», и им оканчивает пример, не оставляя, впрочем, и других, так как и для них то же самое было делом обыкновенным… По преизбытку скорбей они не имели, говорит, ни одежды для прикрытия себя, ни города, ни дома, ни убежища, ни даже покоя: и там « скитались»  и оттуда были изгоняемы…» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Здесь, мне кажется, он разумеет Иоанна (Крестителя) и Иакова, потому что избиением (ου) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение. " Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке " (ст. 36, 37). 3. Он оканчивает тем, что более близко (к слушателям), потому что особенное утешение получается тогда, когда представляется скорбь, происходившая от одинаковой причины, а если ты будешь говорить, хотя бы весьма сильно, но о такой скорби, которая происходила не от одинаковой причины, то ничего не сделаешь. Поэтому он и оканчивает речь указанием на узы, темницы, бичевания, побиение камнями, разумея бывшее со Стефаном и Захариею: " умирали " , - прибавляет он, - " от меча " . Что говоришь ты? Одни " избегали острия меча " , а другие " умирали от меча " ? Что же это значит? Что ты превозносишь? Чему удивляешься? Первому, или последнему? Поистине, говорит, тому и другому. Первому потому, что оно близко к вам; а последнему потому, что вера оказывала свою силу при самой смерти, и это есть прообраз будущего. То и другое - чудеса веры: и то, что она совершает великие дела, и то, что терпит великие бедствия и не думает о страданиях. Ты не можешь, говорит, сказать, что это были люди грешные и ничтожные; нет, если бы даже ты противопоставил им целый мир, то увидел бы, что они перетягивают весы и оказываются более важными. Потому он и сказал так: " те, которых весь мир не был достоин " (ст. 38). Что же могли бы получить здесь в награду те, которых достойного нет ничего в мире? Здесь (апостол) возвышает их ум, научая не прилепляться к настоящему, но помышлять о том, что выше всех предметов настоящей жизни, если весь мир недостоин их. Что же ты желаешь получить здесь? Обидно было бы, если бы ты получил награду здесь. Итак, не будем думать о мирском, не станем искать воздаяния здесь, не будем столь жалкими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1628...

Здесь П. совершил чудо: исцелил человека, хромого от рождения (Деян 14. 8-10; ср.: Деян 3. 2-8). Это чудо имело неожиданный эффект. Народ, увидев происшедшее, «возвысил свой голос..: боги в образе человеческом сошли к нам». Варнаву приняли за Зевса, а П. за Гермеса (само событие обычно объясняется в контексте местного мифа о Филемоне и Бавкиде, оказавших гостеприимство Зевсу и Гермесу - ср.: Ovid. Met. 8. 618-724; Ramsay. 1900. P. 226; Fitzmyer. 1998. P. 531; Keener. 2012-2015. Vol. 2. P. 2146). Дело закончилось тем, что Варнава и П. насилу уговорили народ отказаться от жертвоприношения и разойтись по домам (Деян 14. 11-18). После того как инцидент был исчерпан, П. и Варнава оставались в городе и продолжали проповедовать (Деян 14. 18). Как и в др. местах, основную оппозицию им составили иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии. Они настроили людей против П. и Варнавы, «говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (Деян 14. 19). Присутствовал ли при этом Варнава, неизвестно, но очевидно, что П. пострадал потому, что был главным проповедником. Несмотря на то что П. были нанесены тяжкие телесные повреждения, он быстро поправился: когда вокруг него собрались ученики, он «встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию» (Деян 14. 20). Впосл., перечисляя бедствия, к-рые ему довелось претерпеть на пути, П. вспомнит и нек-рые детали 1-го путешествия, в частности, побиение камнями в Листре (2 Кор 11. 25). О проповеди в Дервии ап. Лука почти ничего не сообщает, основное внимание уделяя рассказу об обратном пути 2 апостолов: через Листру, Иконию и Антиохию, далее через Писидию в Памфилию, проповедовали в Пергии, прошли от Атталии и далее отплыли в Антиохию (Деян 14. 21-28). Ап. Лука обозначает главную тему увещаний П. христ. общинам: путь в Царство Божие сопряжен со мн. скорбями, и отмечает, что для каждой Церкви П. и Варнава рукоположили пресвитеров (о епископском служении в апостольский век см.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010