Наряду с отрицательным отношением к древнему преданию, в литературе о книге Плач 19 века довольно часто раздаются голоса и в защиту предания. Так Бертольд 36 в надписании, какое книга Плач имеет в переводе LXX, видит правильное указание не только предмета книги, но и ее автора. Де-Ветте приводит в пользу предания некоторые свидетельства, заимствованные из языка книги Плач. 37 В половине 19-го столетия выступает в качестве усердного защитника предания Кейль. 38 Замечательно, что даже Гитциг 39 , при всей своей наклонности к отрицанию, не отвергает подлинности книги Плач. Уже одно то, что он весьма часто сопоставляет книгу Плач с пророчествами Иеремии 40 , может служить достаточно ясным указанием относительно его взгляда по этому вопросу. Но особенно ясно говорят о взгляде Гитцига на книгу Плач два следующих его замечания. В комментарии на ( Иер.31 : 13), по поводу выражения «обращу печаль их в радость», Гитциг говорит: «выражение – (излюбленное у) Иеремии» и затем ссылается на (Пл.5:5). В комментарии на ( Иер.25:14 ) к выражению «воздам по делам их» Гитциг замечает: «словоупотребление – Иеремии» и далее: «ср. (Ил.3:64; Ис.28:4 )» и т.д. Некоторые выражения в Practisch Kommentar Ueber die Propheten показывают, что и в авторе этого труда, Умбрейте, подлинность книги Плач не возбуждала никаких сомнений. 41 Не входя в сколько-нибудь подробное рассмотрение вопроса об авторе книги Плач, в пользу подлинности книги высказываются: Стехелин 42 , Шенц 43 , Кавлен 44 , Шольц 45 , Блек 46 , Зейзенбергер 47 , Шнеедорфер 48 , Рим 49 и многие др. Прекрасное и более обстоятельное, чем в других исагогических трудах, исследование предания дает Корнели 50 и особенно Флеккнер 51 и Мейньель. 52 В пользу предания сильно склоняется также Эттли. 53 Наконец, даже Корнил в одном реферате об Иеремии, составленном еще в то время, когда автор этого реферата был только приват-доцентом Марбургского университета, не находил достаточных оснований отвергать древнее предание о принадлежности книги Плач пророку Иеремии. 54 Итак, и в богословской литературе 19 века предание находит себе довольно многочисленные защитников. Однако же последние труды в этом роде относятся еще к восьмидесятым годам настоящего столетия. Из позднейших исследований, сколько нам известно, предание защищается только в одной монографии Мейньеля, вышедшей в 1894 году. Если обратить внимание на то, что в тех же девяностых годах против подлинности книги высказываются Чейн, Корниль, Драйвер, Кениг, Фриз и Лёр, то нельзя будет не признать, что в последнее время общее мнение склоняется на сторону отрицательного отношения к преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Мужики кучей потянулись разглядывать его. Быстро и сначала про себя прочел я заглавие: «Сказание, каким святым каковыя благодати в исцелении от Бога даны, и когда память их». Потом, сейчас же, посмотрел подпись издателя. Оказалось, Листок печатан был в Одессе, в типо-хромолитографии Фесенко. Цензуровал его Киевский протоиерей П. Значит, Архипыч солгал: монахи не принимали в издании добытого им Листка никакого участия. Это я и поставил ему на вид прежде всего. Архипыч не смутился: – Ну монахи, аль не монахи издали ваш Листок – мне все равно. Важно, что он наполнен обманом… – Посмотрим, какой ты нашел тут обман. А пока ответь на мой вопрос: где в Листке сказано, что без сокрушения о грехах можно спастись? – Читайте вот написанное под 19 июня, и вы сами увидите… – Я внятно и раздельно прочел: «о избавлении от мук умерших без покаяния (молитися) Преп. Паисию Великому " … – И это не обман, по-вашему? перебив меня, зашумел Архипыч, обращаясь к народу. Разве умершие без покаяния могут избавиться от мук? На что это похоже?… – Твои слова и твой крик, действительно, друг, ни на что не походят… Надобно вдумываться в суть дела и помнить завет Иисуса Сына Сирахова: «не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим» (5:16). Тогда ты не оболгал бы наших монахов и побоялся бы клеветать на все Православное учение… В листке совсем не сказано, что без сокрушения о грехах люди могут избавиться от мук: такая проповедь была бы уничтожением Евангелия ( Мф.5:4 ; Лк.13:5; 15:10–32; 16:25 и др.). И не об этом покаянии вовсе там речь. – А о каком же? Это любопытно. У вас, стало быть, несколько покаяний?… – Да. На основании Слова Божия, форм или способов для обнаружения покаянного чувства мы допускаем несколько. И прежде всего: каждый христианин должен непрестанно оплакивать общую греховность своей жизни, как св. Царь Давид ( Пс.37:1–11; 105:6–48 ), Пр. Иеремия ( Иер.3:25; 8:14; 14:7–9 ; Пл. Иер.), Пр. Даниил (9:3–20) или священник Ездра ( 1Ездр.9 гл.; 10:1–2). – Затем. Все мы обязаны исповедовать Богу частные свои грехи, – как т делали древние Праведники: Моисей, Аарон, ( Чис.12:11 ), Давид, Езекия, Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 3 ср. Мф. 12:39 . Ст. 4 ср. Ин. 8:48 ; Мф. 12:24 ; Лк. 23:21 ; Мф. 27:25, 40 . Ст. 5–11. Иудейский народ, в течение всей своей истории, являлся вероломным относительно Господа, нарушал завет с Ним, увлекаясь срамными культами соседних народов, таким образом был подобен жене прелюбодейце, изменяющей своему мужу. Во всей этой речи народ иудейский изображается под видом жены, так что глагольные и прич. формы, при которых подлежащим мыслится эта олицетворяющая иудейский народ жена, в евр. м. т. и у 70 стоят в женском роде, а не в мужеском, как это в славянском. Ст. 5 ср. 4Цар. 16:4 ; Иер. 2:20; 3:13 , см. объясн. проф. И. С. Як.; 2Пар. 28:3; 33:6 . Ст. 6. Хотя, согласно завету Господа с народом Израильским, он должен был иметь своею частью Господа (ср. Пс. 15:5; 118:57 ; Пл. Иер. 3:24 ), но, вследствие увлечения культами соседних народов, он имел своею частью не Господа, Бога Личного и Живого, а бездушные камни, находимые в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимают довольно причудливую форму, приближавшуюся к форме того или иного идола, почему иудеи относились к ним с суеверным почтением. Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов. У евреев и финикиян священные камни были известны под именем вефилей ( у Санхониатона: βαιτλια λϑοι μφυχοι, у карфагенян abbadires= (славный камень). У древних арабов идолы (ацвам) по большей части были грубыми каменьями. Свида под словом Θες ρς говорит, что идолом Ариса в Петре был черный четырехугольный каиень. Религиозное почитание таковых камеей состояло в возлиянии на них елея и возложении жертв. Геродот (3:8) повествует о семи камнях, чрез помазание которых арабы призывали Бога Оротала. Черный камень Каба, почитаемый магометанами, по преданию, был идолом Сатурна. Начальные сл. ст. по евр. м. т.: =в р.-с в гладких камнях ручьев, в ват. т. и ал. код. оставлены без пер., а посему не им. с. соотв. и в слав. т.; но в некоторых греч. рук. они переведены: ν τος μερσιν φραγγος=в частех дебри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

т., почему читается во всех древних переводах (кроме бл. Иеронима) и встречается в некот. евр. рукописях (у Кенникотта). к положиши ихъ к пещь гненню во врем лица твоег: гдь гнвомъ своимъ смтетъ , и снсть ихъ гнь. 10. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. 10 . Образ будущего истребления врагов царя, подобно сожжению в разженной печи, вероятно заимствован от того обстоятельства, что после завоевания Раввы Аммонтской некоторые из взятых в плен аммонитам были казнены чрез ввержение их в кирпичеобжигательные печи ( 2Цар.12:31 ; см. выше введ. к 19 и 20 Псс). Во врем лица твоег (=грек.-лат. и бл. Иер.) – букв. п ер. евр. выражения, которое вообще значит: «в твоем присутствии», или «при твоем личном участии» (ср. Βтор.4:37; 2Цар.17:11 ), здесь же в частности, в соответствие выражению гнвомъ своимъ во 2 полуст., – означает: «при явлении гневного лица твоего», или «когда ты явишься и будешь действовать во гневе своем» (ср. русск.:=халд., сирск. и арабск., бл. Феодор. и Пс.33:17 ; Иер.3:12, 20:10 ). Посему все полустишие можно изложить так: «Ты истребишь врагов своих, будто дрова в разженной печи, когда, разгневанный их сопротивлением, сам явишься пред ними», или: «во гневе своем примешь личное участие в войне против них», – в чем можно видеть намёк на то обстоятельство, что долго осаждавшаяся войском Давида столица аммонитян взята была именно с прибытием на театр войны самого Давида, когда он лично принял участие в осаде ( 2Цар.12:29 ). Сл. гр.-лат. выражение смтетъ (=приведет их в смятение, в расстройство) соответствует еврейскому (еваллеэм), что значит: поглотитъ ( Иов.8:18 ) или погбитъ ( Иов.2:3 ); но 70 толк. вероятно читали, как в Пс.2:5 , (евагалем), почему и перевели скудно с этим местом. Плодъ ихъ земл погбиши, и см ихъ сынвъ человческихъ. 11. Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих, 11 . Плод и семя – обыкновенные образные наименования детей и дальнейшего потомства ( Втор.28:4 ; Пл.2:20, Быт.3:15; 13:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2595 Orello Cone, рассуждая в этом тоне (Paul, р. 20), находит здесь свидетельство крайней нетерпимости Апостола к своим противникам, ибо «this is the climax of an odium theologicum which is not softened by a touch of sympathy or consideration for an opponent’s point of view» (p. 31), поскольку «in the climax of his invective he charges «the false apostles», «who transform themselves into ministers of Christ», with being ministers of Satan, «transformed as the ministers oi righteousness " » (p. 124). 2596 Ср. еще J. Hamburger, Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud I, S. 311. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah II, p. 753. 2598 См. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 168=Jüdische Theologie, S. 178. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah II, p. 754: «При осаде Иерусалима при Навуходоносоре, Хананеэль [Анамеил Иер. 32:7. 8 ], внук (отец) Иеремии, – после смерти могущественного героя Абнки, сына Гафтеры, – заклинал Ангелов-служителей, чтобы они обратили халдеев в бегство. Тогда Бог изменил [по Иса. 43:28] их имена (ср. и Pred. Müller, Uebersicht der wichtigsten Lehren des Talmud, S. 28), а Хананеэль, лишенный возможности воспользоваться ангельскими услугами, при помощи неизреченного имени вызвал содействие князя мира и вознес Иерусалим на воздух, но Бог опять низвергнул его на землю, к чему якобы относится Пл. Иер. 2:1 (Ялк., т. II, стрн. 166 c–d, Par. 1001; см. и у G. G. Bredow, Rabbinische Mythen, Erzählungen und Lügen, S. 98). В другом месте (стрн. 167, последняя строка колонны с и кол. d) таже история повторяется с добавлением, что руководящие граждане Иерусалима решили защищать его заклинанием Ангелов воды и огня, чтобы они окружили город стенами воды, огня или железа. Однако надежды эти рассеялись, поскольку Бог назначил Ангелам иные имена, отличные от тех, какие они носили прежде, почему – при воззваниях к ним – они оказались не в состоянии делать то, чтó от них ожидали». 2599 См. Testamenta XII patriarcharum; test. Ruben, cap. 5 (ap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

55). Блаженный Иероним в своем сочинении «de vita clericorum et sacerdotum, (написанном около 393r.), восстает против разных недостатков западного духовенства и дает священнослужителям много прекрасных практических советов относительно достойного прохождения ими своего пастырского служения 55 . Например: «клирик, посвятивший себя на служение Церкви Христовой, должен прежде всего вникнуть в значение своего имени; узнав же его, должен на самом деле оправдать его. Греческое κλρος на нашем языке значит то же, что достояние. Клирики называются так или потому, что составляют достояние Господа, или потому, что Сам Господь есть достояние или доля клириков. В том и другом случае, клирик должен вести себя так, чтобы и самому можно было обладать Господом, и Господь мог бы обладать им. Кто обладает Господом и говорит с пророком: Господ есть доля моя (Пл. Иер.3:24 ),–тот ничего, кроме Господа, иметь не может. Если же будет y него что-нибудь другое, то Господь не будет его долею... Итак, в службе Христовой не ищи мирской прибыли: в противном случае и о тебе будут говорить: достояния (κλροι) их неполезна будут им ( Иер.12:13 ). В самом деле, некоторые, сделавшись монахами, стали богаче, чем были в мире, и иные клирики, под державою обнищавшего за нас Христа, владеют такими сокровищами, каких и не видывали прежде, когда состояли под владычеством жадного и коварного диавола… Скромную трапезу твою пусть разделят с тобою бедные, странные и вместе с ними Сам Христос. Такого клирика, который занимается торговыми делами, и из бедняка стал богатым, бегай, как язвы... Священник заботящийся о собственном обогащении, делает себе бесчестие. «Изображая потом мрачными красками алчных клириков, желающих воспользоваться хотя бы то незначительным чужим наследством, бл. Иероним замечает: «некоторые из них самым низким образом ухаживают за бездетными стариками и старухами; сами прислуживают им сидя y них на кровати; и когда приходит врач, то они, не переводя духа, дрожащими устами спрашивают: не лучше ли больному? И если старику хотя немного сделается легче, они в корыстолюбивом сердце своем тяжко мучатся... Но можно бы купить бисер Христов меньшими пожертвованиями». Устраняя клириков от всякой мысли пользоваться чужим, Блаженный Иероним советует им избегать, по возможности, даже подарков. «Не умею, говорит он, сказать отчего, только и сам тот, кто умоляет тебя о позволении поднести тебе что-нибудь, как скоро ты примешь, станет уже менее уважать тебя. Напротив (удивительное дело!); если ты оставишь без внимания его просьбу, он впоследствии будет более почитать тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

    10:5—9. Гостеприимство было одной из главных добродетелей в древнем Средиземноморье, в том числе у евреев. Правила этикета строго регламентировали, кого и при каких обстоятельствах следует (или не следует)приветствовать, особенно по той причине, что обычное еврейское приветствие «мир...» было, по сути, благословением или молитвенным пожеланием. Иисус вносит в эти правила этикета Свои коррективы.     10:10,11. Благочестивые евреи, возвращаясь из дальних странствий, больше всего боялись принести на подошвах своей обуви пыль языческих земель.     10:12. Как у библейских пророков, так и в позднейшей иудаистской традиции Содом был олицетворением греха (напр.: Втор. 32:32; Ис. 1:9; 3:9; 13:19; Иер. 23:14; 50:40; Пл. 4:6; Иез. 16:46; Ам. 4:11; Соф. 2:9). Тяжкий грех, который подразумевает здесь Иисус, — это,    очевидно, неприятие Божьих посланников, хотя сами они и меньше Иисуса Гсп • Быт. 19).     10:13. Евреи рассматривали Тир и Сидон как города чисто языческие (ср.: 3 Цар. 16:31), но известно, что и там были люди, которые покаялись (3 Цар. 17:9—24). «Вретище и пепел» — символы траура, которые иногда выражают покаяние.     10:14. В ряде еврейских текстов о конце времен (или «Судном дне», как его часто называли) говорится, что праведники из язычников будут свидетельствовать против остального своего народа, т. е. ни один человек, отвергнувший Бога, не будет иметь оправдания.    10:     15. В еврейской литературе суд часто описывается в сходных выражениях (Ис 5—14-Книга Юбилеев 24:31), особенно если речь идет о правителе, который возомнил себя божеством (напр., упоминание о смерти вавилонского царя в Ис. 14:14,15).     10:16. См. коммент. к 9:48.     10:17—24 Причина для истинной радости     10:17. Экзорцисты обычно использовали различные заклинания для подавления бесовской силы, поэтому ученики были изумлены незамедлительным действием имени Иисуса.     10:18. Несмотря на то что в текстах, часто преподносимых в наше время как описание падения «сатаны (Ис. 14; Иез. 28), в действительности подразумеваются только цари возомнившие себя богами, иудаистская традиция в значительной мере подтверждает представление о падении ангелов (основываясь главным образом на Быт. 6:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сион был священной горой, жилищем Иеговы. Запустение Сиона показывает, что Иегова оставил Свое жилище, а вместе и Свой народ. После этого очень естественно, что пророк предваряет речь о запустении Сиона особым восклицанием: о сем смутися и проч. Пророк, как справедливо замечает еврейский комментатор, хочет сказать этим восклицанием: «мы печалимся не о тех бедствиях, о которых шла речь до 17 ст., не о них терзается сердце наше, а о горе Сионе, которая совершенно запустела, так что шакалы бродят по ней» (код. Мюнх. библ.). Так толкуется 18 ст. в комментариях: Раши, Негельсбаха, Зейзенбергера и Т.К.Д.А. 1871 г. Сообразно с таким толкованием, выражение LXX: π ρος нужно переводить не на горе Сионе, как в Славянской библии, а о горе Сионе». Яко погибе. У LXX: τι φανσθη. τι должно считать не союзом, как полагали славянские переводчики, но, согласно с еврейским текстом (), относительным местоимением (στις средн. род. ед. ч.); φανσθη неточно передает еврейский глагол , который нужно перевести: «опустели». Лисицы ходиша. После этих слов у LXX прибавлено ν ατ (евр. ), оставленное в Славянской библии без перевода. Лисицы с евр. (( «шакалы». Эти хищные звери, и теперь еще довольно многочисленные в Палестине, могли появиться на Сионе вскоре же после разрушения (ср. Пс.62:11 ); сюда должен был привлечь их запах разлагающихся трупов (ср. Пл.2:21; Иер.14:16; 16:4 и др.). Ст. 19. Ты же, Господи, во веки вселишися, престол Твой в род и род Воспоминание об опустошенном Сионе возводит мысль пророка к Иегове, и с этой мыслью об Иегове скорбный вопль вновь растворяется надеждой. Хотя земное жилище Иеговы и разрушено, однако «развалины Сиона не служат еще могилой для вечной славы Божьей» (Нейман). Нет, престол Иеговы вечен. Иегова, и по разрушении его земного жилища, остается владыкой всей вселенной, а, следовательно, и царем своего народа. Отсюда, для народа не все еще погибло. Еще есть для него надежда на спасение. В силу этой надежды пророк в 20 ст. обращается к Иегове с молитвой о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея. Израиль, сделавшийся главою окружающих народов в блестящие царствования Давида и Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался придатком народов. Земля обетованная, текущая млеком и мёдом, обратилась в пустыню, над которой медное небо и земля которой железна. Своё духовное ослепление Израиль показал, отвергнув истинного Мессию, явившегося на земле. Это ослепление, подобно покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть истину ( Рим. 11:7–10 , 2Кор. 3:14–16 ). С особенною подробностью и обстоятельностию Моисей описывает будущее порабощение Израиля врагами, которые возложат на него » ярем железен « (48 стих). История оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два царства – Иудейское и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от истинного Бога, суд Божий начал совершаться над богоотступным народом. Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Х.). Спустя около 130 лет пало и царство Иудейское, завоеванное вавилонским царем Навуходоносором , и иудеи были отведены пленниками в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время должны были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей. В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана ‚ весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам, оправдывая соответствующее пророчество Моисея (64 стих). Подпав затем незадолго до Р.Х. в зависимость от римлян, евреи окончательно потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй храм в 70 году были разрушены римлянами и евреи рассеяны по всей земле. В своём пророческом созерцании будущей судьбы еврейского народа Моисей не различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести его народ. Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея. Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме ( 4Цар. 6:24–30 ), при осаде Иерусалима Навуходоносором (Пл. Иер. 2:20; 4, 10 , Вар. 2:2–3 ) и римским полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности, питались нечистотами и поедали своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

«Любовь к Богу рождается от беседы с Ним; беседа же с Ним – от безмолвия». Душе, ищущей Господа, благо, надеющейся с молчанием спасения Божия (Пл. Иер.3:26 ). По рассуждению Исаака Сирина , которое в нем происходило от усмотрения Божией истины, – если кто хочет обрести, как он говорит, негиблющую жизнь, тот пусть сохранит в себе веру и смирение, т. е. доверенность словам Божиим и покорность к Богу. И, действительно, кто не хочет быть с помраченным смыслом, ходить в суете ума и отчужденным от жизни Божией (Ср. Еф.4:18 ), тот должен во всем вверить себя промышлению Божию. Проси, ищущий спасения души своей, проси у Бога, чтобы Он дал тебе веру, и получишь, если только понудишь себя положиться во всем на волю Божию, всякое самоохранение заменить Божиим попечением. Когда Бог усмотрит, что ты надеешься на Его защиту более, чем на все Его существа и на все дарованные тебе силы и способности ума, тогда вселится в тебя некая духовная сила, которая заставит тебя не взирать ни на что видимое, быть превыше всего земного. Эта могущественная сила и есть вера, которая делает человека в отношении к Богу подобным малому ребенку и охраняет его во всех путях его жизни. Кто старается во всем покорить себя Богу, тому покоряется за то все земное; а кто не заботится о том и служит только телу, тот лишается уже Божия попечения, какое имеют святые. Кто презирает заповеди Божии и надеется на свою силу, на свое достояние, тот предан гордости и самонадеянности. Ты же, человече, не будь подобен сим людям, но в чувстве своего ничтожества молись, чтобы Бог сподобил тебя пожить с детскою простотою, без всякого о себе промышления. Когда встретится нужда в земном, и ты предстанешь пред Богом с молитвою, то не говори ничего пред Ним, – ибо и для царя земного унизительно, когда кто просит у него сора и навоза, – но будь пред величеством Божиим, как один из пресмыкающихся по земле, как муравей ничтожный или отвратительный гад, и, подобно немоществующему ребенку, проси у Бога милости одними слезами. За смирением следует милость Божия, как тень за телом, и где бы смиренный ни был, в какой бы нужде ни находился, везде милость Божия постигает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010