13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного ( Пс.2:12 ). Возьмите с собою словеса и обратитеся ко Господу Богу ( Ос.14:3 ), и поклонитеся Ему кийждо от места своего ( Соф.2:11 ). Дерзайте и возопите к Богу, и долготерпите нашедший вам гнев; будет бо вам от наведшего память. Наведый бо вам злая, наведет вам вечное веселие со спасением вашим ( Вар.4:25, 27, 29 ); яко милостив и шедр есть, долготерпелив и многомилостив, и раскаивайся о злобах ( Иоил.2:13 ). Ныне же поспите во вретищах служащие Богу ( Иоил.1:13 ), дондеже мимоидет гнев Господень ( Иер.26:20 ); сокрушите сердца ваша, дóндеже прейдет беззаконие ( Иоил.2:13 ; Пс.56:2 ). О своей непокорности Богу восприимите плач и тужение; да изведут очи ваши слезы день и нощь ( Иер.9:10; 14:17 ); – и вкусите и видите, яко благ Господь ( Пс.33:9 ). Се очи Господни на боящихся Его и уповающих на милость Его ( Пс.32:18 ). Боящийся Господа, пождите милости Его и не уклонитеся, да не падете; веруйте Ему, и не имать отпасти мзда ваша; боящийся Господа, надейтеся на благая, и на веселие века и милости ( Сир.2:7–9 ). Ибо близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренный духом спасет ( Пс.33:19 ). Но горе грешнику, ходящу на две стези, совращающемуся с пути Господня на путь мира сего, лежащего во зле. Горе сердцу ослаблену, яко не верует; сего ради покровено от гнева Божия не будет. Горе вам, погубльшим терпение; и что сотворите, егда посетит Господь ( Сир.2:12–14 )? Если и ныне нет радости нечестивым, то что сотворят в день посещения? – скорбь бо им приидет, – говорит слово истины, – примет трепет нечестивых ( Ис.10:3; 33:14 ). И болезни приимут их, яко раждающия ( Ис.13:8 ). Взывают и ныне приходящие в покаяние грешники: горе нам, яко согрешихом; о сем смутися сердце наше; о сем померкнуша очи наша (Пл. Иер.5:16, 17 ), и хождахом кийждо нас по разуму сердца своего злаго не помолихомся Господу, еже отвратитися комуждо от мысли сердца своего злаго ( Вар.1:22; 2:8 ). Воистину и ныне есть, – как сказано, – радоватися нечестивым ( Ис.48:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мысль о зависимости материального благополучия от исполнения Божьей воли лежит в основе пророчеств Иоиля. И в других местах Ветхого Завета, особенно в Книге Иова, эта мысль находит подтверждение, а Новый Завет обращается к ней реже (см.: Мф. 6:33 ; 2Кор. 9:6–11 ; Флп. 4:15–19 ). Но и там подчеркивается глубинная связь между человечеством и остальным творением, которым мы на свою беду пренебрегаем. Окружающая среда – это предмет человеческой, а, следовательно, и христианской заботы. Система завета, с ее тончайшим равновесием между благословением и проклятием, основывалась на взаимных обязательствах (ср.: Иер. 14:21 ). По сути дела, Бог имел право отменить завет, если Его народ отказывался исполнять возложенные на него обязательства, хотя только от Бога зависело, воспользуется ли Он этим правом. Очевидно, что проклятия различались по степени суровости и предназначались как для наказания, так и для предостережения ( Ам. 4:6–11 ). Высшая кара описана как «сретение Бога твоего» ( Ам. 4:12 ), и это зловещее противостояние превзойдет все предыдущие наказания, ниспосланные Богом. Далее это посещение Божье описывается как «день Господень», который, как ни странно, принесет «тьму, а не свет» ( Ам. 5:18–20 ). Данное представление, которое Амос исторически соотносил с разрушением Северного царства Израиля в 721 г. до н. э., оказало сильное влияние на более поздних пророков. Оно активно использовалось Иоилем, но, если у Амоса Бог намеревался задействовать в войне против Своего народа человеческие силы, то у Иоиля Его орудием должны были стать силы природы. Он смело истолковал нашествие саранчи в свете представления о «дне Господнем» как первую стадию уничтожения избранного народа (1:15; 2:1,11). У Иоиля были предшественники в лице Иезекииля и Авдия, которые воспринимали разрушение царства Иуды в 586 г. до н. э. вместе с царствующим домом и Храмом как наступление «дня Господня» ( Иез. 7; 34:12 ; Авв. 8–14 ; ср.: Пл. 2:21–22). Однако Иоиль обещал помилование вернувшихся из плена иудеев, если будет назначен пост и совершен ритуал всенародного обращения к Богу с плачем, искренним покаянием и молитвой (1:14; 2:16–17). Очевидно, совет пророка был исполнен, и через Иоиля был передан благоприятный ответ от Бога. Он обещал прекращение нашествия саранчи и сельскохозяйственное процветание (2:18–27).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Насколько образы и сравнения книги Плач сходны с теми, какие употребляет пророк Иеремия, видно из следующих цитаты город представляется в образе оскверненной женщины или блудницы: (Пл.1:8, 9, 17; Иер.2:20; 3, 1 и сл.; 13:22, 26, 27; 22:22); в образе женщины, простирающей руки и горько жалующейся на свою судьбу: (Пл.1:9–22; Иер.4:31 ); жители Иерусалима сравниваются с глиняной посудой: Пл.4:2; Иер.18:6; 25:34 ); Бог представляется под образом льва, преследующего добычу: (Пл.3:10; Иер.25:38; 5:6; 4:7; 49:19; 50:44 ); под образом воина, выступающего против врага: (Пл.2:4; Иер.12:12; 20:11; 21:5 ); гнев Божий сравнивается с огнем: (Пл.2:3, 4; 4:11; ); бедствия и скорби сравниваются с темницей: (Пл.3:2, 6; Иер.13:16; 23:12 ); с горькими и ядовитыми травами: (Пл.3:15, 49; Иер.8:14; 9:14; 23:15 ); с огнем, разгоравшимся в костях: (Пл.1:13; Иер.20:9 ); называются болезнью сердца: (Пл.1:22; 5:17; Иер.4:19; 8:18 ); волнением утробы: (Пл.1:20; 2:11; Иер.48:36 ); человеческие чувствования приписываются неодушевленным предметам: (Пл.1:4; 2:8); (говорится о скорби путей и стен Сиона); ( Иер.4:28; 12:4; 14:28 (приписывается скорбь земли, небу и воротам города)). Подобное же сходство можно заметить между: Пл.2:3, 17. и Иер.48:25 ; Пл.5:16 и Иер.13:18 ; Пл.4:20 и Иер.18:22 ; Пл.2:14 и Иер.23:13 и др. Кроме сходства по основным мыслям, характеру и языку, мы находим в книге Плач и некоторые иные черты, которые располагают в пользу мнения о принадлежности этой книги пророку Иеремии. Мы разумеем встречающиеся в этой книге автобиографические указания. Все содержание книги Плач обличает в авторе очевидца описываемых событий. Автор собственными глазами видел разрушение всего того, что так дорого было народному сердцу. Вот почему он изображает сцены этого разрушения с поразительной живостью и наглядностью, входит в такие подробности, из которых многие для автора – не очевидца могли бы показаться не заслуживающими внимания. Благодаря этим подробностям, пред читателями книги Плач с полной жизненностью воскресают события той эпохи. На эту то живость изображения ссылаются в доказательство подлинности Де-Ветте 381 , Кейль 382 , Шольц 383 и др. Рейсс однако пытается ослабить значение указанной черты. По его мнению, книга Плач производит впечатление рассказа очевидца не потому, чтобы она, действительно, принадлежала очевидцу, но исключительно в силу трагизма описываемых в ней событий. 384 А по Зейнеке, такое впечатление объясняется тем, что автор книги Плач, при описании ужасов разрушения, следует обычаю поэтов переноситься in medias res. 385

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

15 Этот стих служит связующим звеном между пророчеством, направленным против Эдома (2–15), и более общим пророчеством, касающимся Израиля и других народов (16–21; см.: Введение). День Господень – это конечная цель, к которой движется история. В этот день Бог покарает тех, кто выступал против Него, и даст утешение Своему народу. Израиль полагал, что относится ко второй категории, однако обнаружил, что, вследствие неповиновения и нарушения завета, принадлежит скорее к первой ( Иоил. 1:15; 3:14 ; Ам. 5:18–24 ). Он окажется среди наказанных народов ( Втор. 32:35–36 ; Зах. 14:1–3 ), представленных здесь Эдомом. Эдом будет наказан в точном соответствии со своими преступлениями – по принципу «око за око, зуб за зуб», или, выражаясь специальным языком, по закону равного возмездия (ср.: Лев. 24:20 ; Иер. 50:15,29 ). Божья справедливость не допускает безнаказанности. 15–21 Израиль и другие народы – суд и спасение 15–18 Врагам Израиля отплачено той же монетой 15–16 Эдом, к которому пророк по–прежнему обращается на «ты» (ср.: ст. 7), – это яркий представитель всех тех народов, которые тоже будут наказаны. За то, что, радуясь крушению Израиля, эдомитяне устроили попойку в Иерусалиме на святой горе Бога, они выпьют до дна чашу Божьей ярости (ср.: Ис. 51:17 ; Иер. 25 ; Авв. 2:15–16 ; Мк. 14:36 ). Их уничтожение будет настолько полным, что от них ничего не останется: как бы их не было. 17 А на горе Сионе, святой горе Бога (16), будет спасение для бежавших (14), но не для Эдома (1–15) и не для других народов (16). Милость Божья к избранному народу проявится в возвращении ему наследия завета – обетованной земли, овладение которой было временно отложено из–за его грехов (ср.: Втор. 30 ). Слова о спасении как слова Самого Бога приведены в Иоил. 2:32 , это указывает, что Авдий предшествовал Иоилю. Здесь восстанавливаются оба аспекта Давидова завета: Бог, обитающий в Своем святилище, и народ, представленный «остатком» в земле обетованной. 18 Эдом, дом Исава, намеревался уничтожить Израиля или хотя бы извлечь выгоду из его гибели (10–14). Он будет истреблен пламенем Божьей ярости (ср.: Пс. 17:9 ; Ам. 5:6 ) с помощью Его народа – дома Иакова (имеется в виду либо весь народ Израиля [ср.: Пс. 21:24 ], либо только Иуда на юге) и дома Иосифа (союз десяти колен; ср.: 3Цар. 11:28 ; Ам. 5:6 ). Таким образом, все двенадцать колен Израиля будут возвращены в землю обетованную – не останется там тех, кто преследовал их (ср.: Иез. 37:15–28 ). У народа, который выдавал бежавших израильтян (14; ср.: ст. 17), никого не останется (ср.: Пл. Иер. 2:22 ). Если немногие уцелевшие израильтяне, «остаток», возродятся как народ, то Эдом будет полностью уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Острая вражда между Израилем и его юго–восточным соседом Эдомом объясняет важное место, отведенное географии и истории в данном пророчестве. Взаимная неприязнь Израиля и Эдома имела глубокие корни. Исав, старший сын Исаака и внук Авраама, утратив привилегии, принадлежавшие ему по праву первородства, чувствовал себя обманутым своим младшим братом Иаковом ( Быт. 25:27–34; 27:1– 29,41 ), хотя, согласно автору Послания к Евреям, он сам был в этом виноват ( Евр. 12:16 ). И хотя с Иакова не снимается ответственность, Библия ясно говорит, что и согрешивший может получить Божье благословение (ср.: Евр. 11:9,21 ). Со временем каждый из братьев получил другое имя: Исав был известен под именем «Едом» ( Быт. 36:1,9 ), а Иаков – под именем «Израиль» ( Быт. 32:22–32 ). Эти имена восприняты народами, прародителями которых были Исав и Иаков. Враждебность, возникшая между братьями, сохранилась и в отношениях между этими народами. После исхода израильтян из Египта эдомитяне не позволили им пройти через их территорию в Трансиорданию ( Чис. 20:14–21 ; Суд. 11:17–18 ). Их собственное покорение было предсказано Валаамом ( Чис. 24:18 ). Царь Саул воевал с Эдомом ( 1Цар. 14:47 ), а Давид завоевал его ( 2Цар. 8:13–14 , но см.: NRSV и NIV mg.; 3Цар. 11:15–16 ). Соломон использовал Эдом в своих целях ( 3Цар. 9:26–28 ), невзирая на недовольство эдомитян (11:14–22). В царствование Иосафата (IX в. до н. э.) Эдом в составе военного союза напал на Иуду ( 2Пар. 20:1–2 ). Эдомитяне восстали против Иорама и освободились от иудейского ига примерно на сорок лет, вплоть до конца столетия ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). В начале следующего столетия Амасия, царь Иудеи, снова захватил Эдом, устроив большое кровопролитие и продвинувшись по его территории до самой столицы – Селы ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–12 ). Позднее Эдом взял реванш, напав на Иудею в царствование Ахаза ( 2Пар. 28:17 ), захватив военнопленных и навсегда освободившись от иудейского господства. Эдом стал вассалом Ассирии, а затем перешел под власть Вавилона, но время от времени строил мятежные планы ( Иер. 27 ). Хотя библейские и небиблейские источники довольно сдержанно оценивают действия Эдома в период разрушения Иуды вавилонянами в 587 г. до н. э., однако 2Езд. 4:45 возлагает вину за поджег Иерусалимского храма на идумеев (эдомитян). Тем не менее эта версия больше нигде не подтверждается (ср.: Пл. Иер. 4:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

21:22. Пророки часто предрекали суд над Иерусалимом. Хотя они обычно подразумевали вавилонский плен (который имел место примерно за 600 лет до Иисуса), этот принцип – суд и необходимость покаяния для полного восстановления – все еще не потерял своей силы. 21:23. Естественные трудности и заботы, связанные с рождением и кормлением младенцев, в этот период усугублялись. Данный текст, возможно, указывает на горе и скорбь в связи с потерей детей (ср.: «2 Вар. 10:13–15). Язык «великого бедствия» эхом отзывается в «пророчествах о великой скорби, которая будет предшествовать окончательному покаянию Израиля ( Дан. 12:1 ). В «Ветхом Завете Божьи суды в истории часто описываются как «гнев» (напр., на ИерусалимПл. 1:12), а также как Его грядущий гнев в День Господень (напр.: Соф. 1:14,15 ). 21:24. Все жители Иерусалима погибли во время войны (от голода, болезней, пожаров, военных столкновений между самими евреями и с римлянами) или были порабощены в 70 г. Иерусалим был разрушен до основания; после второго разрушения в 135 г. н. э. Иерусалим был перестроен как языческийгород с языческим храмом на том месте, где некогда возвышался Божий храм. 21:25–38 Будьте готовы Разрушение Иерусалима представляет собой последнее знамение миру перед вторым пришествием Иисуса; получив такое предзнаменование, последователи Христа должны быть готовы к Его пришествию. 21:25,26. «Иосиф Флавий и ссылающиеся на него авторы говорили о знамениях на небе, которые предшествовали падению Иерусалима. Такие знамения были сигналом для нечестивых – убояться ( Ис. 19:16 ; Иер. 4:9 ). Это язык конца времен ( Ис. 13:10; 34:4 ; ср.: 24:23; Иез. 32:7,8 ). Некоторые древние авторы использовали этот язык катаклизмов для изображения исторических событий (в « " Сивиллиных оракулах» так описано землетрясение; ср.: Пс. 17:7–20 ; Иер. 4:20–28 ), но большинство авторов пользовались подобным языком для описания конца времен, преобразования современного мирового порядка и установления вечного Божьего «Царства. 21:27. Иисус иногда описывает пришествие «Сына Человеческого в образах еврейской литературы, обычно относящихся к Богу (ср.: Ис. 19:1 ). Здесь у Иисуса содержится явная аллюзия на Дан. 7:13,14 , где «как бы Сын человеческий» (т. е. напоминающий человека) получает «Царство от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

60:17–22 Полнота сияния славы. Золото вместо меди – это типичный для Бога обмен (ср.: 61:3,7), составляющий разительный контраст человеческим убыткам и обесцениванию человека (ср. о подмене в 3Цар. 14:26–28 и Пл. Иер. 4:1–2 ). Отрывок настолько изобилует описаниями обновленной славы, что это может относиться исключительно к конечному совершенству, когда народ весь будет праведный, не будет нужды в правителях и надзирателях, но все будет происходить в рамках правды и согласия (17б), и не будет другой защиты, кроме спасения Божьего (ср.: 59:17) и славы, основанной на совершенной вере. Два средних стиха, 19–20, содержат откровение о живом средоточии этой славы, непосредственном присутствии Господа. Отк. 21:23 и 22:5 утверждают, что это видение превосходит временные границы не только Ветхого Завета, но и христианской эпохи, выражая в земных терминах (ср., напр.: ст. 22) новый мир, о котором вновь будет сказано в 65:17–25. 61:1–4 Песня о помазании Господа. Хотя выражение «Раб Божий» в этой песне не встречается (как в 50:4–9), было бы неестественно подразумевать под выражением «на Мне» другое лицо. Наш Господь в этой песне видел такое же несомненное откровение о Своей миссии, как и в других подобных местах (ср.: Лк. 4:17–21; 7:22 ); и можно заметить, что здесь почивание Духа Божьего (ср.: 11:2; 42:1) и помазание относятся к определениям, касающимся Раба и Мессианского Царя. Радостное поручение здесь – результат подвигов, описанных в предыдущих песнях (см. коммент. к 42:1), а плоды их были упомянуты в 53:10–12. Наш Господь мог цитировать этот отрывок в самом начале Своей миссии, потому что уже во время Своего крещения и в искушениях Он принял на себя роль Страждущего Раба и знал о последующем распятии. В этом заключаются «преимущества Его страданий», о том же говорят творимые Им чудеса. Фоном по–прежнему остается плен, описываемый поочередно то со стороны Вавилона (1б), то со стороны разрушенного Иерусалима (3). Для первых слушателей это обещание было настолько же буквальным, как и последующая угроза изгнания (ср.: 39:6); однако исполненное во Христе (ср.: Лк. 4:21 ), оно давало начало благословениям, обещанным в блаженствах и в остальных отрывках всем угнетенным и в особенности плачущим (ср., вероятно, Ам. 6:6 ). Освобождение пленным должно было быть также духовным, что на личном опыте познал Иоанн Креститель (был ли его вопрос в Лк. 7:19 вызван надеждой, возлагаемой им на сказанное в Лк. 4:18 ?). Отметим оттенок постепенного взросления и терпеливой перестройки, заложенный в метафорах насаждения и разоренных городов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

51:9–11 Исход, превосходящий все. 9–10 Раав, крокодил и море, которые для неизраильтянина могли бы означать хаотические силы, противодействующие божествам мироздания (ср. коммент. к 27:1), здесь, судя по ст. 10, символизируют исход. Имя Раав уже упоминалось раньше как прозвище Египта в 30:7 (см.: примеч.). О весьма похожей символике страшного суда см. коммент. к 27:1. 11 Но мольба Исайи об исходе вызывает в нем воспоминание об уже высказанном обещании и в этом стихе цитируется почти дословно 35:10. 51:12–16 Угнетенные утешены. 12–14 Сам Господь (Я, Я Сам…) – основание для утешения, одновременно как Творец, в противоположность простым тварям, и как Бог завета (15–16) (Бог твой… Мой народ), Который расценивает Свой призыв к Израилю как венчающую славу, а не как деградацию в поразительном перечислении небо… земля… Сион. Отметим, что в последней фразе ст. 16 Сион обозначает сам народ. Ст. 16 напоминает обязанности Раба в 49:2; и на самом деле основное призвание Израиля заключается в том, чтобы быть носителем Божьих слов. 51:17–25 Поменялись местами. Местоимение во всем отрывке стоит не во множественном числе, но в единственном числе женского рода, что означает постоянную персонификацию Израиля как отчизны (см. коммент. к ст. 16). Основной смысл всех метафор заключен в метафоре о чаше или «чаше опьянения», означающей переход ее к другому владельцу (17, 22), в то время как в ст. 18, 23 отсутствие поддержки и падение ниц, а также уподобление загнанной серне в ст. 20 живо передают скорби и жестокости, сопутствующие поражению. Описание всех улиц (20), по углам которых лежат умирающие, оставило свой след в тексте Плача Иеремии (ср., напр.: Пл. Иер. 2:11–12,19,21 ). 52:1–10 Добрые вести о мире. 1–2 Призыв Господа Восстань, восстань напоминает Израилю его собственную молитву в 51:9, и это повторение здесь – лучший ответ. Ср. похожий ответ нашего Господа в Мк. 9:22–23 . 3–5 Основным назначением этих стихов было очистить метафору искупления от каких–либо намеков на коммерческую сделку. Как выясняется в 50:1, правители Израиля не имеют никаких прав ни на Израиль, ни на Бога; они не заимодавцы Его, а только исполнители Его воли (и далеко не безгрешные). Тогда как 1Пет. 1:18–19 добавляет новый оттенок ст. 3б, здесь в имя Мое… имя Мое (5–6; ср.: Иез. 36:21 ; Рим. 2:24 ) звучит только забота.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

: Бог искушал Авраама… Быт.22:1 ). Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если твои преступления умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даёшь Ему? или что получает Он от твоей руки? Твоё нечестие относится к человеку, как ты, и твоя праведность к сыну человеческому ( Иов.35:7 ). Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь твои пути в непорочности? ( Иов.22:2-3 ). В этих словах отметается сама мысль о возможности правовых взаимоотношений человека с Богом. Целью же грубых пугающих слов и жестоких ударов по Израилю всегда была не мстительность Божья, а любовь и попечение о спасении человека от губящего его греха: Обратитесь, обратитесь от ваших злых путей; для чего вам умирать, дом Израиля? ( Иез.33:11 ). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю ( Ис.1:16-19 ). Откровение Божие преподано настолько разно- о бразно, что почти на каждый из образов можно найти формально (т.е. по форме) противоположный ему. Например, в Священном Писании уживаются на первый взгляд полярные высказывания о сущности наказаний Господних. Чаще всего интерпретации Божественного промысла выражены грубым человеческим языком со словами об обиде, жаре гнева, родовой мести, огромной ярости Господа Бога, Его ненависти к беззаконникам и т.п. (см. Иов.20:23 ; Ис.54:8 ; Иер. 11:11-14; 12,8 ; Откр. 19:15 ; Пс. 5,6; 93,1; 10,5 и др). Но, в то же время “наказания” Господни не остаются без объяснений по существу: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 ). Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих (Пл.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010