Не слушайте, братие, и тех лживых речей, которые ныне нередко, к сожалению, случается слышать, будто все равно, как ни веровать, согласно ли с православием , или с другим каким-либо христианским исповеданием и обществом, или как кто хочет, по так называемому ложному убеждению. Такая холодность к вере – тяжкий и очень распространенный недуг нашего времени! Нет, чем важнее и драгоценнее для нас спасение душ наших и чем необходимее для спасения св. вера Христова, тем в большей чистоте, целости и неповрежденности должны мы беречь сие сокровище, тем менее можем мы допустить в нем и малейшее повреждение, уклонение и извращение. Потому-то св. апостол так усиленно и предостерегает учеников своих от всяких уклонений от истины Христовой в ино благовествование: молю вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете еси, да будете утверждени в томже разумении и в тойже мысли ( 1Кор.1:10 ). И сам Господь внушает всецелое и беспрекословное повиновение Церкви Своей словами: аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Но, братие, да исповедуем св. веру православную не словом только и устами, а вместе и делами благими и богоугодными. Вера без дел мертва есть, по слову апостола ( Иак.2:26 ). Истинная, живая вера всегда плодоносна. В ком она пребывает, в том непременно открывается делами чистой, искренней любви к Богу и ближним, делами благочестия, правды, милосердия и всякой добродетели, подобно тому, как древо доброе естественно плоды добры творит ( Мф.7:17 ). А если нецыи от ветвей отломишася ( Рим.11:17 ), скажем словами апостола, то какой может быть в них плод веры? Те чужды истинной веры, далеки от неё, уклонились на распутия к делом неплодным тьмы ( Еф.5:11 ) и близки к погибели, которые по невежеству, превратному воспитанию, или же по развращению сердца, не дорожат неоцененным небесным сокровищем св. веры, глумятся над богооткровенными истинами её, отвергают заветные священные предания. О таковых горько скорбит святая Церковь , взывая с пророком: виждь, Господи, яко скорблю; погибоша сынове мои, яко возможе враг ( Плч.1:16 , Плч.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

сия крепость Богу моему – Авв.1:11 ). Так и было, когда поставил он на поле Деире огромную из золота статую Вила 98 . К освящению ее собраны были сатрапы, правители областей, градоначальники, блюстители суда, казнохранители, законоведцы, судьи и все областные чиновники. И всем народам, племенам и поколениям объявлено было, под страхом смерти, чтобы, как скоро услышат они глас трубы, свирели, цитры, самвики, псалтири, симфонии и всех музыкальных орудий, пали и поклонились золотому телу ( Дан.3:1–6 ), будто бы даровавшему крепость – могущество царю Вавилона. И хотя в сем теле не было духа (сн. Авв.2:19 ), ни божественного, ни человеческого, – все пали и поклонились ему, кроме тех, кто служил Богу, сильному изъяти от пещи, огнем горящия, и от руки царя избавити ( Дан.3:17 ). Впрочем, часть Господня была уловлена в ловитве, описанной Аввакумом, не на вечную погибель ( Авв.1:12 . сн. Авв.3:2 ). Так изображали пленение и его современники: обаче в днех онех не сотворю вас во истребление ( Иер.5:18 ), проданы бысте языком не на пагубу. Наведый бо вам злая, избавит вас от руки враг ваших ( Вар.4:6,18 ), и т. п. Сие сокращение крепкой десницы Божией могло произойти только от милости Святаго израилева, как уповал пророк в своей молитве ( Авв.1:12 ). Так уповал и смотрел на дело и пророк Иеремия: и то милость Иеговы, что мы не исчезли; так милосердие его неистощимо. Всякое утро новые благодеяния; верность Твоя велика. Душа моя говорит: доля моя Иегова. И так буду надеяться на него, и проч. ( Плч.3:22–24 ). Есть и другие изречения у Иеремии, напоминающие настоящую книгу, напр. сравнение халдейского воинства с барсом и волком ( Иер.5:6 ; Авв.1:8 ), если уже не упоминать о сравнении его с ветром палящим ( Иер.18:17 ; Авв.1:9 ). VIII. Второе отделение книги (2, 1–20): а) его изложение Высказав пред Богом свой вопрос, жалобу или недоумение о господстве язычников над избранным народом (1, 13–17), пророк желает от самого же Бога узнать «решение вопроса 99 », – войти во святилище тайн Божиих, чтобы уразуметь конец ( Пс.72:17 ); и для того собирает он «все свои силы во внутреннейшую храмину души – в ту неведомую страну природы человеческой, которая сопредельна с вышними областями духовного и божественного 100 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

О каких богах здесь упоминается, когда мы веруем и знаем, что во всем мире един есть Господь Бог, Творец мира и Вседержитель? Здесь под именем богов разумеются, во-первых, ангелы Божии, как творящие волю Божию и исполняющие суды Его ( 2Цар.24:16 ), – в таком смысле богами названы ангелы Божии в Пс.96 , стихе 9: «зело превознеслся еси пред всеми боги», также в Пс.134 . Во-вторых, богами называются в Священном Писании святые люди, которые добродетельною и святою жизнью явились подражателями Богу и по благодати усыновления названы «сынами Божиими» ( Мф.5:9 ; Ин.1:12 ; Гал.3:26 ). «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). В-третьих, богами названы в Ветхом Завете судии и правители народа: «Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла» ( Исх.22:28 ). В этом смысле и пророк Моисей назван был «Богом фараона» ( Исх.7:1 ), так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова отвращал их и являлся пред фараоном как владыка жизни и смерти. В-четвертых, богами называются ложные боги языческие и идолы их серебряные и золотые, в которых бесы принимают от людей божеское поклонение: «Вси бози язык бесове» ( Пс.95:5 ; Ис.41:23 ; Иер.10:5–11 ). «Пожроша бесовом, а не Богу, богом ихже не ведеша» ( Втор.32:17 ), – так обличал Господь израильтян за идолослужение их во время путешествия из Египта в землю обетованную. Господь Бог над всеми богами явился и стал говорить и призвал всю землю, не Иудейскую только, но всю землю – от края до края ее, от восток солнца до запад. Он явился от Сиона, с той горы святой, на которой стоял (и стоит) знаменитый и священный город Иерусалим, с его святыней – храмом Господним, явился с такого места, прекраснее которого не было на земле, которое считалось в свое время верхом красоты (см. в пер. с евр.), от Сиона благолепие красоты Его, или, как называет его пророк Иеремия: «Венец славы, веселие всея земли» ( Плч.2:15 ). По мнению св. Иоанна Златоуста , Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты Его, т.е. все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Златоуст, – есть благость, человеколюбие и благотворение всем» с. 254]. На Сионе, или в Церкви, Господь проявил все благолепие любви Своей во спасение рода человеческого. «Но так как, – говорит блж. Феодорит, – далее говорится о втором пришествии Господнем, о Суде Его, то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – владычество и царское достоинство небесного Судии» (Толкование еп. Палладия, с. 228). «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс.92:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В русской библейской науке на данный момент очень много тем, которые ещё не исследованы, одной из них является учение о «дне Господнем». В западной протестантской библейской науке по рассматриваемому понятию насчитывается множество изысканий. Их результатом стало выдвижение гипотез о происхождении рассматриваемого термина, которые приводят к субъективному пониманию Священного Писания и подрыву авторитета священных текстов. Цель данной статьи – изучить западные исследования и дать им критическую оценку, изложить собственную теорию происхождения библейского учения о «дне Господнем», отразить с помощью историко-филологического метода исторический контекст проповедей пророков, использующих этот термин, и понимание их современниками. Область полученных выводов имеет практическое применение не только для дальнейших научных изысканий по данной теме, но и для духовной жизни. Ведь каждый христиан ждёт пришествия Спасителя, а кто не ждёт, тот вряд ли может назваться христианином. Действительно, как можно не ожидать любимого Господа! Следует также отметить апологетическое значение данного исследования в защиту от нападок на авторитет Священного Писания. Все обозначенные выше моменты придают актуальность настоящей статье. Критический анализ гипотез происхождения термина «день Господень» и выражение собственной подчёркивают новизну исследования. Словосочетание «день Господень» (евр. греч. μερα Κυρου) в Священном Писании отражает веру в будущее пришествие Бога в мир для совершения суда над людьми, по итогам которого праведники получат по милости Божьей жизнь с Ним в Его Царстве, а грешники пойдут в муку вечную ( Мф.25:46 ). Термин «день Господень» является фундаментальным для выражения эсхатологических ожиданий Священного Писания. В книгах Ветхого Завета рассматриваемый термин в основном встречается в пророческих текстах 231 , около 18 раз 232 : Ис.2:12, 13:6, 9, 34:8 ; Иер.46:10 ; Плч.2:22 ; Иез.7:19, 13:5, 30:3 ; Иоил.1:15, 2:1, 11, 31, 3:14 ; Ам.5:18, 20 ; Авд.1:15 ; Соф.1:7, 8, 14, 18, 2:3 ; Зах.14:1 ; Мал.4:5 . Также значение данного словосочетания передаётся следующими синонимами: «тот день» ( Ис.2:11, 17 ; Ам.8:9, 13 ); «этот день» ( Иез.7:10, 12 ); «это время» ( Иез.7:12 ; Соф.1:12 ). Тема «дня Яхве» была распространена у пророков с середины VIII века до Р.Х. и оставалась актуальной для последующих поколений пророков. Самым древним письменным употреблением рассматриваемого словосочетания является место из пророка Амоса ( Ам.5:18–20 ) 233 . Правда, в библеистике есть другая точка зрения, выраженная в трудах русских исследователей священномученика Николая (Добронравова) и Павла Александровича Юнгерова 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии Покайтеся, приближися бо царствие небесное ( Мф.4:17 ). § I Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем» 80 . § II Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов ( Деян.5:31 ); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). [Снеси: ( Плч.5:21 ), ( Иер.31:16 ), ( Деян.11:18 ), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией ( Еф.2:14 ). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста его свет от небесе ( Деян.9:3 ). § III. Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию. § IV Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви. I. Со стороны Божией. 1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене ( Нав.7:19 ). 2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил ( Зах.1:3 ). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе смирней и к холму Ливанску ( Песн.4:6 ). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Еще, по мнению сего св. Отца, о том же предрекал прор. Иеремия в словах: «человек есть, и кто по­знает его»? ( Иер.17:9 ) 432 , а также, когда, «созерцая Слово, соделавшееся плотию, говорил: «Дух лица нашего, помазанный Господь» ( Плч. 4:20 ), чтобы не заключил кто о Господе из видимого, что Он простой человек, но слыша слово: Дух, знал, что Он есть сущий в теле Бог» 433 . Из других пророков о Спасителе как Богочеловеке, по мнению Св. Отцов Церкви, яснее других предсказывал про­рок Михей. Такой именно смысл св. Ефрем Сирин при­дает словам пророка: «се, Господь исходит от места Своего и снидет и наступит на высоты земныя» ( Мих. 1:3 ), замечая, что «вполне исполнено сие Господом нашим, Который, не отступая от места Своего (потому что наполняет небо и землю), из страны небесной пришел в мир наш и соде­лался человеком (по действию), и в восприятом Им теле человеческими стопами попирал высоты земные» 434 . Еще яснее пророк Михей по выражению св. Иоанна Златоуста , «указывает и на Божество, и на человечество» Спасителя, когда говорит: «и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из­начала от дней века» ( Мих. 5:2 ), – ибо начальными словами про­рок «изображает рождение Его по плоти», так как «из Вифлеема, конечно, произошло не Божество, а плоть», а по­том «восходит и к Божеству, изображая предвечное суще­ствование Господа» 435 . Св. Ириней Л. указывает на подобное же пророчество Аввакума, который, предрекая о Спасителе, «ясно показывает, что это Бог», когда говорит: «Бог от юга приидет» ( Авв. 3:3 ), «и что Он – человек, ибо сказал: «стопы Его пройдут по полям», а это – признак человека» 436 . Наконец, по мнению св. Кирилла Ал., «на две природы в Спасителе указывают слова Ангела к Иисусу, Иерею вели­кому, в видении пророка Захарии: «се, Аз ввожду раба Моего востока» ( Зах.3:8 ), ибо «рабом Он называется здесь, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше по­добие, для нашего спасения восприяв по воле Своей зрак раба, а востоком, – потому что Он есть «сияние славы» Отца и «образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Вы же, боголюбивые сестры, усугубите к вашей игуменьи искреннюю любовь и послушание, памятуя, что она ваша духовная мать и руководительница. Да будет между всеми вами святая любовь от чиста сердца ( 1Пет.1:22 ) – и Бог любве и мира будет выну с вами ( 2Кор.13:11 ). Аминь. Слово при посещении города Моршанска, после страшного пожара, произнесенное 3 сентября 1875 года В прошедшем году, по долгу пастырского служения, я посетил ваш град и видел его во всей красе, довольстве и благоденствии. А ныне? Увы, какая страшная противоположность, какая печальная перемена, какое опустошение! Что я теперь здесь вижу? Груды пепла и развалин на протяжении нескольких верст. Страшный, неслыханный в летописях наших, пожар испепелил ваши жилища, истребил ваше достояние, нажитое тяжелым трудом, и в несколько часов лишил вас насущного хлеба и крова. В виду такого великого бедствия, я в глубокой горести и не без смущения духа совершил ныне богослужение... Среди этих развалин и запустения, духовному пастырю страны, прибывшему для посещения града сего и жителей его, приличествует не тихое и спокойное собеседование, а горький плач Иеремиин ( Плч.1:1 ),· или слезное рыдание Иезекиилево ( Иез.19:1 ). От полноты всей души сочувствуя вам, братие, и разделяя с вами глубокую скорбь вашу, что скажу в назидание и утешение ваше? Скажу с апостолом: смиритеся под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). Покажите среди этого, постигшего вас, великого бедствия, что вы истинные христиане, не в лице благословящие Господа ( Иов.1:11 ), любящие Его и лобызающие десницу Его, не только милующую и дающую, но и наказующую и отъемлющую. Явите в себе всю силу терпения христианского и благодушия, чтобы перенести сие грозное посещение Божие с покорностью, безропотно, как перенес свои тяжкие лишения ветхозаветный праведник, который, лишившись вдруг и имения, и детей, и здоровья, при всем этом ничтоже согреши пред Господем, ниже устнама своима, и не даде безумия Богу, но, благословляя Его, говорил: Господь даде, Господь отъят; яко Господеви изволися, тако бысть; буди имя Господне благословено во веки ( Иов.1:21–22 ). Явитесь подражателями, по силам вашим, и целого сонма святых Божиих, которые достигли блаженного царствия небесного не иначе, как путем крестным – тесным ( Мф.7:14 ) и прискорбным, единственным, пройденным и указанным нам Подвигоположником нашим, Начальником и Совершителем веры ( Евр.12:2 ), Господом Иисусом. Все они, как сказано у тайновидца, приидоша в царствие небесное от скорби великия ( Откр.7:14 ). Бедствия и напасти они переносили, яко скорбяще, присно же радующеся ( 2Кор.6:10 ), как и говорит апостол о себе: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах ( 2Кор.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Смысл операции над маленьким Иоилем понятен: это знак его связи с Господом. Кроме того, это знак принадлежности к национальной общности – необрезанный оказывается за ее пределами ( Исх.12:43–49 ). Имена Иоиль получил свое имя в день обрезания. Имя, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни (Библия описывает 46 ситуаций называния новорожденного. В 28 случаях имя выбирает мать, в 18 – отец), дает мать. Впрочем, достигнув зрелого возраста, он может из-за каких-то чрезвычайных обстоятельств – например, болезни – сменить его на другое. Было уже отмечено, что мы знаем имена многих людей Библии – около 1400, которые носили примерно 2400 персонажей. Выбор имени часто определяется обстоятельствами, в которых рождается ребенок ( Быт. 29 и 30. Таким образом, Ногах (луч) должен был родиться на заре; Лайла – ночью, Варак – во время грозы и т.д.). Цари Иудеи – от Давида до двадцать второго и самого последнего – носят двадцать два различных имени. Многие библейские имена производные от имен Бога: Эль, Ях, Адон. Иногда родители вкладывают в них значение, которое предполагает защиту ребенка от злых сил. Во всех случаях имя сына сопровождается именем отца: Авраам бен Терах, Давид Бен Исайя. Человек прежде всего – потомок рода, который в значительной мере определяет его личность. Воспитание Иоиля воспитывает мать, реже служанки ( Исх.2:3–9 ; Быт.35:8 ). Она его кормит грудью до трех и более лет ( 1Цар.1:21, 28 ). По случаю отнятия от груди устраивают семейный праздник ( Быт.21:8 ). Затем дочь идет по стопам матери, сын – отца, воспринимая традиции клана, в котором он живет. Ребенка в первую очередь необходимо воспитать «гидул баним» ( Ис.1:2, 23:4, 51:18 ): он должен быть развит как физически, так и духовно, интеллектуально ( Чис.11:12 ; Втор.1:31 ; Плч.2:20 ). У царей и вельмож были наставники для воспитания детей: один из них в конце XV века до нашей эры написал своему патрону письмо с просьбой о выплате содержания, найденное в Сихеме 3500 лет спустя. Бедным получить образование и профессию помогал клан. В Библии мы находим советы матери, отцу и ребенку, которые призваны облегчить воспитание молодежи и передачу традиционного знания. Национальное образование находится под попечением воспитателей, родителей, старейшин, священников, левитов и писцов. Книги

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, мы видим, что термин «день Господень» не инородный и чуждый элемент, а свойственное именно древнееврейскому языку словосочетание. Это принципиально важный факт, так как все остальные гипотезы в основном пытаются доказать, что рассматриваемое понятие инородно Израилю и пришло из языческих культов. Из этого исследователями делались соответствующие выводы, направленные на подрыв авторитета Священного Писания. Они тем самым выражали суждение, что Ветхий Завет , а тем более Новый Завет, то есть христианство, – синкретизм древних языческих культов. Это следствие идей так называемой «мифологической школы», которая ставила своей целью разрушить христианство путём приведения ложных фактов о происхождении определённых элементов христианства или Ветхого Завета из язычества, ставя под сомнение богодухновенность христианства. Поэтому наша гипотеза носит апологетический характер. Необходимо отметить, что многие вышеприведённые критические теории основываются не на твёрдых фактах, а на рассуждениях и предположениях авторов. Предложенная нами концепция, как уже было отмечено, имеет сильные аргументы. Она базируется на лингвистическом разборе, а также подтверждается анализом текста Священного Писания, историческими и культурными толкованиями святых отцов и древними раввинистическими комментариями. Для подтверждения обозначенных выводов рассмотрим основные положения библейского учения о «дне Господнем» и проанализируем наличие в нём эсхатологических чаяний, которые отрицают основные гипотезы. В описании «дня Господня» все пророки, которые затрагивают эту тему, используют яркие и грозные образы и речевые обороты, называя его «днём мщения» ( Иер.46:10 ; Ис.34:8 ), «днём ярости» ( Ис.13:9 ; Иез.7:19 ; Соф.1:15, 18 ), «днём заклания» ( Соф.1:7, 8 ; Иер.46:10 ), «днём гнева» ( Плч.2:22 ; Соф.2:3 ). Таким образом, «начиная с пророка Амоса, тема суда остаётся основным содержанием „дня Господня“ во всех пророческих текстах, где фигурирует данное представление» 252 . Следует отметить, что обзорное исследование пророческих книг показывает постепенное формирование учения о «дне Господнем» в пророческих текстах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрыгну сердце мое слово благо ( Пс.44:2 ). Блаженны плачущие в ночи, и дела Господни помышляющие! Плача плакася в нощи, и слезы его на ланитех его ( Плч.1:2 .). Блаженны всегда хвалящиеся с Аввакумом: на стражи моей стану ( Авв.2:1 ). § III Ветхий Завет подобен ночи: поскольку тогда ещё не восходило Солнце Правды Христос, но точию ещё ожидаемо было, как говорит Малахия: и возсияет вам боящымся имене моего солнце правды ( Мал.4:2 ). В Ветхом Завете пророки, яко петелы, предвозвещали восхождение Солнца сего, и возбуждали спящих от сна неверия: о сем вси пророцы свидетелствуют ( Деян.10:43 ). Сей ночи, то есть Ветхого Завета покрывало, были обряды и проображения, свидетельствовавшие о будущем Мессии. Оный пасхальный агнец что прообразовал, ежели не Господа нашего, заклатися имевшего? Се, агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Оная змия вознесённая в пустыне что означала, как не Христа на крестном древе вознестись имевшего? Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Что знаменовал оный камень, из коего Моисей извёл воду? Не живоносное ли ребро Христово, источившее нам кровь и воду? И абие изыде кровь и вода ( Ин.19:34 ). И что я силюсь исчислить все прообразования, ежели весь Ветхий Завет оными преисполнен? Ныне ночь прейде, день же приближися; возсия от Девы Солнце Правды Сын Божий: ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:35 ). Последние времена подобны ночи. Ночью люди почивают, то есть безопасны суть: так и в последние времена люди преданы будут нерадению, и всяким беззакониям, как будто бы они не ожидали дня Господня великого и просвещённого, иже грядет яко тать. В последние времена свирепый зверь диавол свирепствовать будет, ведая, что мало уже сему времени осталось, и озлоблять жену, то есть Церковь Христову: и испусти змий за женою из уст своих воду яко реку, да ю в реце потопит ( Откр.12:15 ). Вода – здесь означает помыслы худые, еже отпасти от веры, кои, по подобию Фараонову, беспокоить будут, и не допустят в обетованную землю; означает также несчастия, гонения и мучения, коим имеют подлежать избранные.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010