Что это за земля сионская, в которой явится река славная? Очевидно – та, о которой Давид поет в другом псалме: славное возвещается о тебе, град Божий, и еще: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова ( Пс. 86:2–3 ). Неужели те врата любит Бог, которые мы видим обращенными в прах и пепел? В этом нельзя убедить, не говоря о мудрых, даже и неразумных людей. Мне приходит на ум также и то, что с этим пониманием согласуется и написанное в шестьдесят четвертом псалме: Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее ( Пс. 64:10–11 ). Ибо эта земля постоянно посещается Богом, и уповается, и наполняется всеми богатствами. Из ней вытекает река Божия, о которой написано: речные потоки веселят град Божий ( Пс. 45:5 ), о которой в таинственной речи говорит и Иезекииль при описании храма ( Иез. 47 ); на берегах которой растут деревья, которые на той и другой стороне (реки) производят каждый месяц новые плоды в великом изобилии. Об этой земле в Притчах премудрый муж написал: кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом ( Прит. 12:11 ). Если же кто-нибудь подумает, что это должно понимать в отношении к этой земле, которую видим, которою владеют большей частью грешники, и о которых написано: проклята земля за тебя ( Быт. 3:17 ), то пусть ответит, как может быть оправдана мысль: кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом. Ибо сколько людей возделывают землю и заставляют ее давать плоды, и однако, по многим препятствующим этому обстоятельствам, угнетаются нуждой и голодом? Но должно обратить внимание на то, что говорит Писание словами: возделывай земля свою. Земля – собственность человека и с нее никогда нельзя его сбросить, почему и написано: богатством своим человек выкупает жизнь свою ( Прит. 13:8 ). Этого однако же нельзя понимать буквально. Ибо сколь многие избавляются чужими деньгами или деньгами друзей? Возделыватели и пахари этой земли суть апостолы, которым говорится: вы есть соль земли ( Мф. 5:13 ), и в другом месте: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ), из которых один, сосуд избранный, весьма дерзновенно говорит: мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор. 3:9 ), и многое другое, о чем я не распространяюсь, чтобы не показалось, что я утомляю ум и не доверяю памяти читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это служение не всегда напрямую связано с Таинством священства. Апостолом и проповедником может быть человек и не облеченный священным саном, но, например, имеющий ученую степень по теологии, занимающийся преподаванием, пишущий книги и статьи, вносящий свой вклад в апостольскую миссию, которую Господь возложил на Церковь с самого начала. И Господь призывает нас осознать эту миссию. Мы сегодня слышали притчу Господню о злых виноградарях. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило (большую емкость, в которой мнут виноград для получения сока прим.), построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же… Они даже убили сына господина этого сада. А в конце притчи спрашивает Господь: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21. 40-41). Так случилось с теми представителями народа израильского, к которым Господь посылал на протяжении веков Своих пророков и дал обетование о том, что придет Мессия, Спаситель. Но когда Спаситель пришел, они Его не распознали, не услышали голос Божий, обращенный к ним, они распяли Спасителя мира. И тогда Господь отдал Свой виноградник другим виноградарям. Мы с вами и есть те другие виноградари, которым Господь отдал Свой виноградник Новый Израиль, Свою Святую Церковь. Но ведь и от нас тоже Господь ожидает плодов. А какие это плоды? Это, прежде всего, вера, неуклонное стояние в Православии, твердое желание всегда учиться читать Евангелие, познавать истины Божии через Священное Писание и через Предание Церкви. Это готовность отдавать свою жизнь и свои силы делу проповеди Евангелия Христова. Вот каких плодов ожидает от нас Господь, и Он Сам помогает нам в подготовке к этой апостольской миссии, в том числе и в стенах нашего учебного заведения.

http://patriarchia.ru/db/text/5003219.ht...

б) Все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор. 10:17 ), пишет апостол. И в древней Церкви каждая община приобщалась от единого хлеба. И в православной Литургии благословляется и преломляется один хлеб, также как благословляется одна чаша. в) Во всех местах Священного Писания, где говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по гречески артос (6 глава св. Иоанна, еванг. Матфея, Марка, Луки, у ап. Павла и в книге Деяний). Артос обычно обозначает пшеничный хлеб поднявшийся на закваске («опресночный» по греч. выражается прилагательным azymos). Известно, что в апостольское время, т.е. от самого начала, от своего установления, Евхаристия совершалась в течение круглого года, еженедельно, когда у иудеев опресноков не приготовляли; значит, совершалась даже в иудейско-христианских общинах на квасном хлебе. Тем более это нужно сказать об общинах христиан из язычников, которым был вовсе чужд закон об опресноках. В первохристианской Церкви вещество для таинства Евхаристии употреблялось из приношений народа, который приносил в храм из домов обыкновенный хлеб, квасной. Он предназначался также и для вечерей любви и для помощи бедным. Необходимость причащения святых Таин Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Иоан. 6:53–54 ). Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие: Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Иоан. 6:56 ). Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною ( Иоан. 6:57 ). Принимаемое достойно оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: Ядущий хлеб сей жив будет вовек ( Иоан. 6:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Затем, коль скоро вследствие наших ежедневных немощей мы ежедневно нуждаемся в плодах страстей Господних, это таинство правильно предлагается Церковью ежедневно. Поэтому Господь учит нас молиться: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» ( Лк. 11, 3 ), каковые слова Августин поясняет так: «Если это наш ежедневный хлеб, то почему вы берете его раз в году, как это принято на востоке у греков? Берите его ежедневно, дабы ежедневно получать от него пользу». А так как страсти Господни отмечались от третьего до девятого часа, то и это таинство торжественно отмечается Церковью в это время суток. Ответ на возражение 1 . Страсти Христа поминаются в этом таинстве постольку, поскольку их следствие проистекает к верным, а в последние две надели перед Пасхой страсти Христа поминаются постольку, поскольку они были причинены Тому, Кто является нашим Главой, и это имело место единожды, тогда как верные ежедневно получают плоды Его страстей. Поэтому первое отмечается раз в году, тогда как последнее – ежедневно, как для того, чтобы мы могли причащаться его плоду, так и для того, чтобы наше поминовение было постоянным. Ответ на возражение 2. Образ прекращается при наступлении действительности. Но это таинство, как уже было сказано, является образом и представлением страстей Господних, и потому в тот день, в который страсти Господни поминаются как имевшие место в действительности, это таинство не освящается. Однако чтобы в этот день Церковь не была лишена возможности предложить нам в этом таинстве плод Страстей, тело Христа, освященное накануне, сохраняется для того, чтобы использовать его в этот день, кровь же не сохраняется как ввиду опасности, так и потому, что кровь, как мы уже показали (78, 3), служит особым образом страстей Господних. И при этом ошибаются те, которые говорят, что изменение вина в кровь происходит тогда, когда в него попадает частица тела Христа, поскольку оно не может произойти иначе, как только по освящении в надлежащей словесной форме. На Рождество служится несколько месс по причине тройного рождения Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ. Во-первых, мы должны следить за тем, чтобы это Таинство и все, что к нему относится, совершалось только священниками и никем иным. Во-вторых, чтобы масло было чистым, без всякой примеси, и чтобы больной был православным, кафолической веры, чтобы он исповедал свои грехи перед священником, своим духовником. В-третьих, чтобы во время помазания читалась та молитва , в которой объясняется сила этого Таинства. Вопрос 119. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. О пользе и плодах, происходящих от этого Таинства, говорит апостол Иаков: прощение грехов или спасение души, а также здоровье тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов подается душе кающегося всегда. Вопрос 120. Какой одиннадцатый член веры? Ответ. Ожидаю воскресения мертвых. Вопрос 121. Чему учит этот член веры? Ответ. Учит тому, что после смерти несомненно будет воскресение человеческих тел, как добрых, так и злых, по слову Господа, Который сказал, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Тела будут те же самые, в которых люди жили в этом мире, как говорит Иов: «Ибо я знаю, что Присносущен Имеющий искупить меня, [и] на земле воскресить кожу мою, терпящую это, ибо от Господа со мною это совершилось. Это я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой [человек], все это у меня совершилось во внутренности» ( Иов. 19:25–27 ). Впрочем, это тело, о котором мы говорим, что оно будет то же самое, после воскресения станет нетленным и бессмертным, как говорит Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ). Также следует знать и то, что каждая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по своим делам. Тела нечестивых также будут бессмертны, потому что будут наказываться (κολζεσθαι) вечно. Вопрос 122. Во-вторых, чему учит этот член веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Плоды этого Таинства главным образом таковы: во-первых, воспоминание невинного страдания и смерти Христа, как сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Вторая польза, которую оно приносит, состоит в том, что это Таинство является умилостивлением (λασμς) и примирением с Богом за наши грехи, как живых, так и умерших [христиан]. Поэтому не бывает ни одной Святой Литургии, за которой бы не приносились к Богу молитвы и прошения о наших грехах. В-третьих, христианин, который часто присутствует при этой Жертве и причащается этого Таинства, тем самым освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа. Наконец, следует правильно приготавливаться к принятию этого страшного Таинства, согласно правилу нашей Православной Церкви, а именно, посредством искреннего исповедания, поста и сокрушения, совершенного примирения со всеми [людьми] и тому подобного. Вопрос 108. Какое четвертое Таинство? Ответ. Священство. Оно двояко: одно – духовное, другое – сакраментальное. Священство духовное имеют все православные христиане, как учит апостол Петр, говоря: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет. 2:9 ). И святой Иоанн в Откровении: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (5:9–10). И соответственно, каково это священство, таковы и его приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное, к чему призывает нас апостол Петр: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Также и Павел: «Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше» ( Рим. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

3:3, 5, 9-10). " Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего " (Евр. 13:12-14). Подобными мыслями полны все послания ап. Павла, и сущность их, как ясно видим, в том, что любовь, соединяю­щая христианина со Христом, делает первого всегда участником жизни Христовой, Его страданий, смерти и, ко­нечно, последующей славы: " Если с Ним страдаем, с Ним и царствовать будем " (2 Тим. 2:12). То Таинство Св. Крещения, которое служит дверью в Церковь, это Таинство является символом смерти хрис­тианина со Христом для новой жизни во Христе и для Христа. И получается высшая гармония любви. Христос умер за нас, и каждый христианин должен умереть ради Христа, чтобы жить в Нем. Умереть для греха, эгоизма, само­праведности, возненавидеть жизнь свою в мире, жертвовать самыми высокими привязанностями ради служения Бо­жьему Царству, переносить все невзгоды и страдания за исповедание словом и жизнью своей веры — такой хрис­тианин не может не сознавать, как ап. Павел, что он реально умирает за Христа и через это становится Его уче­ником и наследником. " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10:37-38). " Если кто приходит ко Мне и не возненави­дит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником... Кто не отрешится от всего, что имеет, тот не может быть Моим учеником " (Лк. 14:26, 33). Такие сильные слова произнес Христос. Можно было бы скорее сказать, что от христианина требуется чрезмерно боль­шая жертва ради Христа, если бы эта жертва возлагалась внешней волей, а не вытекала из самого существа жиз­ни любви, из глубочайшего единения, проникающего всю жизнь любящих. Если можно употребить слово " право " для характеристики отношений человека ко Христу, то ясно, что такое право на плоды жертвы Христовой также " покупается " дорогой ценой всецелой самопреданности человека своему Спасителю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2431...

   Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила и церковные писатели первых веков христианской эры (сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, Лактанций, Ориген, Фирмилиан Кесарийский, сщмч. Киприан Карфагенский и др.).    Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону:    а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;    б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (здесь называется имя кающегося), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».    От приступающих к таинству покаяния требуется:    а) вера во Христа и надежда на Его милосердие, ибо всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян.10:43; также см.: Деян.4:12; Евр.7:25).    б) Сокрушение о грехах, потому что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению... (2 Кор.7:10).    Исповедание, т. е. произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, т. е. искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, — возможности благодатного общения со своим Небесным Отцом.    в) Намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез.33:19).    Раскаяние в грехах является необходимым, но недостаточным условием действенности таинства покаяния. От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердого намерения бороться с грехом, желания сотворить достойные покаяния плоды (см.: Мф.3:7-8). Причем это намерение должно соединяться с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     В одной из притч о Царствии Божием Спаситель однажды сказал ученикам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26–27). Интересно выражение: «не знает он». Если слова «человек бросит семя в землю» однозначно указывают на Христа, бросающего семя Евангелия в сердце человеческое, то словосочетание «не знает он» никак не может относиться к Нему же, ибо Он Бог и знает все. О чем же здесь сказано? Возможно, в этом месте Писание сообщает нам следующую мысль: после принятия семени евангельской проповеди в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего; и это есть тайна, не поддающаяся рациональному анализу. Действительно, таинство духовной жизни очень похоже на прорастание семени в земле – так же медленно и незаметно, через опыт умирания и воскресения, движется сердце к новой жизни и приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени, так и в человеке наличие религиозной жизни познается только по плодам ее. Предшествующая же урожаю история развития в человеческом сердце евангельского семени – слова Божьего – часто остается до конца непонятной даже и самому человеку. Произнеся впервые: «Верую», мы вступаем в неподвластную нам и непостижимую духовную реальность, где «побеждаются уставы естества», ломаются логические схемы и рушатся все рассудочные теории. В то же время верующий, накапливая опыт, приобретая «ум Христов» (1 Кор. 2:16), с годами жизни в Церкви начинает различать действие определенных духовных законов, по которым растет и правильно развивается семя веры в земле сердца. Об этих установленных Богом законах много писали святые отцы в своих аскетических творениях. Как раз об этом и говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, приоткрывая для нас край завесы над «святое святых» – тайны возрастания слова Божьего в человеческой душе.   «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1–2). Давайте поразмышляем над этими словами.

http://pravoslavie.ru/115162.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010