Разделы портала «Азбука веры» Плоды Духа Святого ( добродетели ) – результат воздействия на человека спасительной благодати Святого Духа ( Гал.5:22-23 ). Плоды Духа Святого суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святого Духа, данный человеку в Таинстве Миропомазания , должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен, раскрыт. Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями и жизнь согласно евангельским заповедям . В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Поэтому плоды Духа Святого являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона » ( Гал.5:22-23 ). Плоды Духа Святого принято отличать от Даров Духа Святого , представляющих действия благодати, направленные на созидание Церкви через различные виды служения. Плоды Духа Святого епископ Иларион (Алфеев) В праздник Пятидесятницы мы вспоминаем событие, которым завершилось домостроительство спасения рода человеческого. В этот день Господь послал на Своих учеников Святого Духа, сошедшего на них в виде разделяющихся языков: под действием Святого Духа представители разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме на праздник и говорившие на разных наречиях, начали понимать слова апостолов. Мы не знаем, говорили ли апостолы на разных языках или каждый из присутствующих слышал их говорящим на его языке, но смысл произошедшего заключается в том, что каждый слышал то, что он должен был услышать, на том языке, который он понимал. И с того момента, когда Господь послал Святого Духа на Своих учеников, тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность слышать дыхание Духа Божия и воспринимать евангельскую весть в тех понятиях и представлениях, в которых эта весть ему доступна.

http://azbyka.ru/plody-svyatogo-duxa

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Не может дерево доброе приносить плоды худые» Продолжая пояснять Свои суждения о лжепророках на примере худых и добрых плодов и деревьев, Иисус Христос сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Матф.7:18 ). Как нужно понимать эти слова? Слова 18-го стиха тесным образом связаны с высказываниями Иисуса Христа в предыдущих стихах о лжепророках с аллегорическим пояснением на примерах деревьев и плодов. Многих толкователей 18-й стих ставил в тупик, потому что они не понимали, как они говорили, ненужного повторения мысли о деревьях и плодах. Другие толкователи объявляли 18-й стих тавтологией, неуместным повторением. Третьи толкователи считали, что в 18-м стихе повторения нет, но говорили о том, что его пока невозможно пояснить. Эзотерические толкователи говорили о мистической таинственности 18-го стиха и о его скрытом смысле, открывающимся на уровне подсознания и интуиции только посвященным людям. Святой Иоанн Златоуст также считал 18-й стих повторением, но нужным и необходимым. И объяснял это тем, что Спаситель в 18-м стихе якобы говорит о двояком плодоношении деревьев, когда дерево дает и хороший и плохой плод. «По словам Златоуста, если Спаситель говорит об одном и том же два раза, то тут нет тавтологии чтобы кто-нибудь не сказал о том, что худое дерево, хотя и приносит плоды худые, но может приносить и добрые. А при двояком плодоношении трудно уже делать различие. В опровержение этого Спаситель и говорит, что так не бывает, что оно приносит только худые плоды и никогда не может принести хороших, и наоборот» (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина , Петербург, бесплатное приложение к журналу «Странник», 1911, том 9, стр. 158). Согласно пояснению Августина Блаженного , в этом стихе под деревом подразумеваются дела человека. Хороший человек не может делать зла, а злой не может делать добра. Таков краткий обзор толкований содержания 18-го стиха, считающегося и в наше время толкователями трудным для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 10. Плоды святого причащения Если в обыденной жизни бессмысленные поступки часто приносят нам вред, то в духовной сфере нашего бытия они тем более опасны. Действия, которые мы предпринимаем для спасения своей души, должны быть строго целенаправленными. Шествуя по пути спасения, нам необходимо знать ориентиры, ведущие в Царство Небесное. Иначе можно легко заблудиться или напрасно потратить свои силы. Перед причащением мы должны хорошенько изучить, что христианину дает принятие Святых Даров. Узнав это, нам нужно подготовиться к таинству так, чтобы получить его плоды. Если мы не поставим перед собой такую цель, то зачем вообще причащаться? Плоды Святого Причащения многообразны. В своей совокупности они духовно преображают человека, благодатно воссоздавая в нем образ и подобие Божие. Приступая к чаше Господней, мы должны глубоко осознавать это и быть готовыми достойно принять великие дары Божий. Только в таком случае мы сможем достичь цели причащения. Соединение со Христом Старец Парфений Киевский , охваченный пламенной любовью ко Христу, в течение долгого времени повторял про себя молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити». Однажды, произнеся эту молитву, старец вдруг услышал тихий сладкий голос:  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 41 . Старец Парфений просил самого высшего блага для человека: соединения с Богом. И Господь, отвечая на его молитву, подтвердил Свое евангельское обетование о том, что такое единение возможно через причащение. В этом, собственно, и состоит основная цель нашего участия в Евхаристии: принять в себя Христа, соединиться со Христом и сподобиться жизни во Христе. Принимая Тело и Кровь Господа, мы становимся, по выражению святых отцов, христоносцами и одновременно сами бываем носимы Христом. «Как младенец, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский , — носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом:  Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною  ( Ин. 6:57 )» 42 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Святитель Феофан Затворник ЖМП 3 март 2015 /  11 января 2016 г. 11:16 Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель , где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета . Вопросы правильного совершения таинства исповеди имеют важнейшее значение. Ведь каждый христианин, в каком бы сане или чине он ни состоял, нуждается в нем постоянно. В связи с этим возникает ряд вопросов. Кто призван исповедовать? Каким образом он должен относиться к кающимся? Как должен кающийся относиться к выбору духовника? Возможна ли перемена духовника? Каково правильное устроение кающегося? В чем и как необходимо исповедоваться? Как должно относиться к назначению епитимии? Кто призван исповедовать Несмотря на то что на Руси существовал особый институт духовничества, когда право исповеди подтверждалось архиерейской грамотой, святитель Феофан придерживается мысли, что «рукоположенному во священника... самым рукоположением дается право и возлагается обязанность грехи отпускать всякому, приходящему с покаянием» 1 . Поэтому святитель увещевает каждого священника относиться к делу исповеди не только как к разрешенному, но как к должному, присовокупляя даже угрозу: «согрешите, если откажете кому» 2 . Ясно представляя себе все текущие заботы и труды духовенства, святитель Феофан призывает не экономить время за счет кающихся, а на исповеди быть внимательным, терпеливым и радушным: «Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы семьдесят раз седмерицею кто приходил и каялся всё в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага» 3 .

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_feo...

Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Можно наблюдать, что в совершаемых в Церкви священнодействиях проявляется некий единый принцип. Условно определим его следующей схемой: подготовка-действие-резуль­тат. То есть через совершаемое Церковью, когда происходит встреча (слав. сретение) с Богом Живым, раскрывается и таким образом судится наша жизнь во всех временах — прошлом, настоящем и будущем: насколько прошлое было приуготовлением к совершаемому, настолько воспринимается само священнодействие, и от этого зависит, будут ли достойными духовные плоды, имеющие произрасти от ниспосланных Божиих даров. Слово сретение и так именуемый праздник мы упоминаем не случайно. В дивном этом событии проявляется, во-первых, то, каковой должна быть подготовка к встрече с Недосягаемым и одновременно Желанным (300 лет Симеонова ожидания и неотходная от храма молитвенная жизнь пророчицы — образ терпения без меры ради всенесравненного Сретения). И само восприятие ветхим старцем на руки Божественного Младенца (подобно священнику, грехами обветшавшему, принимающему руками же То же Тело, “наших прегрешений решительное”) — очевидно исполнено литургическим содержанием (как не вспомнить и Сретенскую паримию о видении Исаией славы Господа Саваофа, о слышании пророком евхаристического серафимского пения: Свят, Свят, Свят… (Ис 6:1–7)). И последующие слова этого ветхозаветного отрывка вошли в литургическое дыхание Церкви: “Вот, Это коснулось уст твоих…” — почти дословно вторит осиянному Божией славой пророку священник по причащении Святою Кровию. И, наконец, благодарность наша измерится Симеоновым бесстрашием перед самой смертью, радостным и трезвенным вхождением во Христе (из литургии — “с миром изыдем”) во тьму падшего мира, которого и сами мы — плоть от плоти, но где уже воссиял воспринятый и нашими сердцами Присносущный Свет. В этом видится образ и нашего участия в таинствах, и отдельно взятой человеческой жизни в её отношении к спасительному Божию домостроительству, да и всей истории человечества, в центре которой — земная жизнь Господа Иисуса Христа. И в каждой части отмеченной триединой схемы с необходимостью присутствуют благословение Божие и соизволение человеческое. То есть и подготовка к священнодействию, и само его совершение, и плоды восприятия его как отдельным человеком, так и общностью людей в целом — всё это есть дело Богочеловеческое.

http://pravmir.ru/chteniya-iz-pisaniya-v...

Беседа 1. Вступительная Во имя Отца и Сына и Святого Духа У каждого христианина есть довольно средств к познанию истин веры и заповедей Божиих. Первые понятия о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, родственников, воспитателей и окружающих его христиан. Далее, святой храм есть лучшее училище для каждого христианина. Одно хождение в храм Божий в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого сына Святой Церкви, весьма много служит к наставлению его в законе Божием. Здесь, в чтениях Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания и в молитвах и песнопениях многообразно преподается учение веры и благочестия. Кроме того у христианина есть еще невидимые наставники, это во-первых совесть, различающая доброе от злого и побуждающая к совершению добрых дел, во-вторых Ангел хранитель, даруемый каждому при святом крещении, и святые Божии, призываемые им в молитвах, и наконец Святой Дух Божий, вселяющийся в нас в первые дни жизни чрез таинство миропомазания и наставляющий нас на всякое благое дело. Спасение наше зависит не только от знания закона Божия, но по преимуществу от исполнения его. Кто начнет с усердием исполнять то немногое, что знает из закона Божия, тот будет далее наставляем Самим Богом непосредственно и внутренне или по Божию устроению, чрез других людей, и не книжные христиане за благочестивую жизнь удостаивались от Бога такого духовного ведения, что прозревали внутренние помыслы других, предвидели ясно многое из будущего и отличали внушения злых духов от наставлений добрых ангелов. Небольшое семя, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, возрастает в большое древо; древо приносит в великом изобилии плоды с новыми семенами; так и неполное сначала знание закона Божия, если приводится в исполнение, приносит с течением времени великие плоды ведения духовного. И в обыкновенной жизни тот не научится никакому ремеслу или искусству одними словами, кто сам своими руками не возьмется с усердием за дело. Но как нельзя или весьма трудно научиться какому-либо из искусств земных без способных учителей; так и христианину очень трудно достигнуть духовного совершенства без предварительного усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не будет таинственно озарять тех, которые пренебрегают внешними средствами богопознания, предлагаемыми церковью. Посему на всех христианах лежит непременная обязанность стремиться к познанию св. веры теми естественными средствами, которые для них возможны. К числу таких средств принадлежат беседы с христианами тех, на которых возложен долг наставления других в истинах веры. Поэтому мы решились предложить вам, боголюбезные слушатели, ряд собеседований о святой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

ВОЗМОЖНО ЛИ НА КАКОМ-ЛИБО РЕЛИГИОЗНОМ ОСНОВАНИИ ОБЩЕНИЕ И ЕДИНЕНИЕ ХРИСТИАН С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЙ? «Диалог с нехристианскими религиями» стал частью интеллектуальной моды нашего времени, он представляет современное состояние экуменизма в его движении к универсальному религиозному синкретизму... «Христианский экуменизм» в его лучшей форме может рассматриваться как следствие искренней и вызывающей сочувствие ошибки части протестантов и католиков, неспособных понять, что Церковь Христова уже существует на земле и что сами они находятся вне ее. «Диалог с нехристианскими религиями», однако, есть нечто совсем другое, представляющее скорее сознательное отступление даже от той части христианской веры и знания, которые сохранились у части католиков и протестантов. Это не плоды «добрых намерений» простодушного человека, а, скорее, плоды диавольского «внушения», которому могут быть подвластны только те, кто уже настолько отошел от христианства, что стал фактически язычником; служителем бога века сего – сатаны ( 2Кор. 4:4 ) – и последователем любой интеллектуальной моды, которую способен инспирировать этот могущественный «бог». «Христианский экуменизм» находит свою опору в смутном, но тем не менее реальном чувстве «общности христианства», которое разделяется многими из тех, кто поверхностно размышляет о Церкви и не так глубоко чувствует ее. Его цель – каким-то образом «построить» церковь , охватывающую всех этих индифферентных «христиан». Но на какую общую поддержку может полагаться «диалог с нехристианскими религиями»? Но на каком же основании возможно какое-то единство, даже самое неопределенное, между христианами и теми, кто не просто не знает Христа, но решительно отвергает Его, как те представители нехристианских религий, которые находятся в контакте с христианством?.. Нет! Христос, независимо от новейщих определений или интерпретаций, не может быть объединяющим звеном «диалога с нехристианскими религиями», в лучшем случае Имя Его используют лишь как добавку к единству, которое открывается в чем-то еще. Единственным общим звеном для всех религий является весьма смутная концепция «духовности», которая действительно открывает религиозным «либералам» почти неограниченные возможности для расплывчатого теологизирования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Но главный дар в этот день – не «начатки овощей» Священник Сергий Круглов У нас в Минусинске на Преображение Господне приносят освящать, конечно, и яблоки тоже, но не они в этот день главенствуют в храме, а помидоры. Здесь, в природной котловине на юге Красноярского края, помидоры возрастают особенно крупными и обильными, к 19 августа традиционно приурочивают общегородской праздник – День минусинского помидора, и этот Спас в наших краях – не яблочный, а скорее помидорный. Обычай освящать плоды нового урожая на Преображение – один из обычаев Церкви, по которому особенно любят пройтись критики, объявляя его пережитком язычества. Это обвинение критиков появилось не на пустом месте – многие из крещеных людей в России, увы, несут в этот день на освящение плоды, но не раздают их в честь праздника, а уносят домой, чтобы потом прикладывать «свячоное» к больным местам, при этом – знают и понимают ли они, во что именно они крещены и что такое христианство, открывали ли Евангелие, применяли ли заповеди Христа в своей жизни… Ну, «многие» – слово риторическое, конечно, разговор на эту тему велик зело, и заниматься сейчас сомнительным делом подсчета процента «истинно верующих» я не хочу. Я сейчас о другом: о том, что в таком, казалось бы, однозначно радостном событии, как праздник Фаворского света и откровения человеку Божества, кроется глубочайшая тайна и трагедия… Тайна Бога, тайна человека. Мир должен быть преображен Тайна Божественного света… Читая в Евангелиях о событии Преображения, не могу не вспомнить другие страницы Библии. За много веков до того, как Христос привел Своих учеников на вершину горы, на вершину другой горы поднялся вождь Израиля, пророк Моисей. Именно он принес людям великий дар от Бога, дар, перевернувший мировоззрение, веру, смысл жизни человечества – Его заповеди, и свет Божества стал таинственным, но явным для всех удостоверением истинности Богооткровения: «Господь сказал Моисею: „Запиши всё, что Я сказал тебе, ибо это и есть соглашение, которое Я заключил с тобой и с народом Израиля”. И пробыл там Моисей с Господом 40 дней и 40 ночей. Он ничего не ел и воды не пил; и написал слова соглашения на двух плоских камнях.

http://pravmir.ru/tajna-boga-tajna-chelo...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Икона и традиция иконописи: трезвый взгляд и " православные " шаблоны Икона и традиция иконописи: трезвый взгляд и " православные " шаблоны   Написать икону на Святой Горе Афон   В наше время многие люди пришли к Православию, открыли для себя Традицию. Два десятка лет мучительного изучения истории, чтения книг понадобилось для того, чтобы увидеть и понять, что в Традиции ничего автоматически не " работает " . Наряду с видимой обрядовой стороной существуют некие тайные рычаги, которые и запускают механизмы благодатной жизни, делают Таинства и жизнь в Церкви подлинными, действенными, то есть, приносящими плоды.   Теперь пришло время задуматься именно о качестве нашего Православия, или подлинности веры. Этот путь очень быстро приводит к монашеству и деланию умной молитвы. Встав на этот путь, быстро увидев подлинные плоды веры, человек уже не считается ни с какими препятствиями и стереотипами.   Читатели нашего портала часто просят написать икону. Поэтому мы считаем своим долгом правильно расставить акценты в этом вопросе. Мы печатаем эту книгу потому что именно на Афоне есть проблема: греки относятся к иконописи как к ремеслу, рукоделью приносящему прибвыль. Следствием становися падение уровня икон. - Святая Гора Афон       Ирина Горбунова-Ломакс Предисловие Когда сюжет этой книги впервые воочию предстал передо мной (в конце 90-х годов), я ещё ни о чём не догадывалась. Ни о том, что мне придётся жить в Бельгии, ни о том, что мне придётся писать об иконе. Тогда я просто писала иконы – в мастерской моей наставницы матушки N, на берегу Онежского озера, среди бескрайних карельских лесов. Сюжет предстал передо мной, приняв облик молодой симпатичной корреспондентки французского телевидения. Она проделала сотни километров (самолёт, ночь в поезде, два часа автобусом), чтобы найти наш приход и устроенную при нём мастерскую, где, как ей сказали, настоящие иконописцы пишут настоящие иконы по всем правилам и канонам. Едва переступив порог приходского дома, отважная путешественница уже была несколько обескуражена: просторная деревянная изба оказалась внутри благоустроенной и отделанной не хуже иного европейского коттеджа. Мало того, одна из помощниц матушки (автор сей книги) заговорила с гостьей на хорошем французском, так что отпала нужда в нарочно привезённом из Петербурга переводчике. Но главные разочарования ожидали гостью впереди. Войдя в мастерскую, она остановилась почти в ужасе: на столе перед ней лежала... икона XIX в. академического письма, привезённая кем-то на реставрацию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам. Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить.   И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все ». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос). Главное, чего желал старец приходившим к нему людям, – молиться: «Молитва – основа совершенства. Нет иного способа очищения и освящения, кроме умной молитвы: она наполнила рай святыми. И я прошу Бога даровать вам ее, ибо хочу передать вам то, что считаю драгоценнейшим». Святой ученик святого учителя, Нектария Эгинского, он тот, о ком можно сказать: если есть старец Амфилохий, значит, есть Бог.   Воспоминания о старце Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря: «Я увидела, как старец приподнялся на метр над полом» В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа – Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало». В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010